Д.А. Рыбалкин
социокультурная среда образовательного учреждения мвд России как фактор формирования Антикоррупционной позиции Будущих полицейских
В статье рассматриваются структура и пути развития социокультурной среды образовательного учреждения МВД России, способствующей формированию антикоррупционной позиции будущих полицейских
Ключевые слова: социокультурная среда, антикоррупционная позиция
Нравственные качества будущих полицейских, такие, как честность, порядочность, альтруизм, толерантность и др. определяют в целом уровень развития их антикоррупционной позиции. При этом изучение опыта формирования антикоррупционной позиции курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России выявило необходимость организации такой социокультурной среды, которая способствовала бы, прежде всего, формированию нравственных качеств будущих полицейских. При этом под социокультурной средой образовательных учреждений МВД России понимается совокупность факторов и условий, способствующих формированию нравственных качеств будущих полицейских, их приобщению к моральным и нравственным ценностям, осознанию принадлежности к российскому культурному сообществу, содержащихся в пространственно-предметном, социальном и деятельностном окружении.
Одним из путей повышения эффективности и целенаправленности воспитательных влияний социокультурной среды вуза является педагогическое моделирование этой среды как пространства личностного и профессионального становления студента, суть которого видится в целенаправленной и эффективной организации взаимодействий, трансляции и воспроизводстве социального и культурного опыта, а также в создании условий личностного становления студента в процессе активной деятельности и общения. [1. С.107]
Модельное представление социокультур-
нойсредыобразовательныхучрежденийМВД России, способствующей формированию нравственных качеств будущих полицейских, позволило выделить три основных блока взаимосвязанных компонентов: пространственно-предметное окружение, социальное окружение, деятельностное окружение.
Пространственно-предметное окружение социокультурной среды образовательных учреждений МВД России, способствующее формированию нравственных качеств будущих полицейских, рассматривается нами как совокупность материальных объектов, представляющих собой наглядно воспринимаемую форму существования социальной культуры. Такими материальными объектами являются архитектурные особенности здания вуза, учебные помещения, используемое оборудование и т.п. Поскольку курсанты и слушатели образовательных учреждений МВД России постоянно пребывают на территории закрытого образовательного учреждения, необходимо, чтобы окружающая пространственно-предметная среда была привлекательной и обеспечивала комфортное времяпровождение. Очевидно, что слабая учебно-материальная база может выступить мощным фактором снижения эффективности воспитательной работы, направленной на формирование нравственных качеств курсантов и слушателей. Так, например испачканные стены учебной аудитории и исписанные учебные парты наносят вред образовательному процессу не столько тем, что снижают эстети-
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 3(17)2014
ческую ценность помещения, а в большей мере тем, что они сами по себе являются живым примером безнравственного поведения людей. Принимая и ориентируясь на такие примеры, курсанты и слушатели образовательных учреждений МВД России реализуют их в своей учебной, а впоследствии профессиональной деятельности. Кроме того, устаревший вид учебного корпуса и жилых помещений, нуждающихся если не в капитальном, то как минимум в косметическом ремонте, создает общую атмосферу унылой и безрадостной перспективы. Только современная архитектура и дизайн образовательного учреждения в сочетании с объектами живой природы могут образовать пространственную среду вуза МВД России, способствующую формированию нравственных качеств будущих полицейских. Именно чистый и убранный вид учебных аудиторий, их достаточная оснащенность учебной мебелью способствуют более серьезному отношению курсантов и слушателей к образовательному процессу, формируя и развивая такие нравственные качества, как ответственность, дисциплинированность и проч.
Организация пространственно-предметного окружения социокультурной среды образовательных учреждений МВД России предполагает также формирование социокультурной структуры вуза, включающей клубы, секции, научно-практические студенческие лаборатории, библиотеки и др. Однако вся эта пространственно-предметная сфера социокультурной среды образовательных учреждений МВД России не может самостоятельно обеспечивать формирование нравственных качеств будущих полицейских, поскольку являются лишь средствами нравственного воспитания и предполагают педагогическое управление процессом их использования. Поэтому более важным компонентом социокультурной среды образовательных учреждений МВД России является социальное окружение, образованное профессорско-преподавательским составом института. Под социальным окружением понимается определенное пространство, создаваемое в ходе межличност-
ного взаимодействия педагогов, курсантов и слушателей, способствующее интериори-зации нравственных ценностей. Развитию социального окружения социокультурной среды образовательных учреждений МВД России способствует повышение квалификации педагогов по проблемам нравственного воспитания курсантов и слушателей в ходе разработки и внедрения спецкурса «Педагогические средства нравственного воспитания курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России».
Цель спецкурса состоит в ознакомлении педагогов образовательных учреждений МВД России с современными подходами к нравственному воспитанию курсантов и слушателей, а также порядком организации и проведения воспитательной работы по формированию нравственных качеств.
Содержательно спецкурс может включать три основных раздела, посвященные теоретико-методологическим основам, организации процесса нравственного воспитания, а также диагностике нравственных качеств воспитанников.
При изучении первого раздела спецкурса педагоги ознакомятся с многообразием теорий нравственного воспитания личности. На занятиях по второму разделу спецкурса могут раскрываться принципы, содержание, формы, методы и средства нравственного воспитания. При изучения третьего раздела спецкурса могут изучаться как сами диагностические методики, так и технология их использования и обработки первичных данных диагностики нравственных качеств человека.
Эффективной организации спецкурса способствуют учёт индивидуальных потребностей преподавателей, постановка в ходе занятий творческих образовательных задач, использование диалогических форм общения, интерактивных методов учебных занятий, постоянная обратная связь в процессе обучения (текущий и итоговый контроль).
Однако как пространственно-предметное окружение без социального окружения, так и социальное окружение без деятель-ностного окружения социокультурной среды не может в полной мере способствовать формированию нравственных качеств буду-
щих полицейских, поскольку без выполнения деятельности у курсантов и слушателей не будут формироваться соответствующие отношения.
Поэтому на базе самодеятельности образовательных учреждений МВД России должна проводиться большая работа по развитию творческих возможностей курсантов и слушателей. Этому способствует, прежде всего, фестиваль музыкального творчества МВД России «Щит и Лира», в котором сотрудники, курсанты и слушатели образовательных учреждений МВД России регулярно принимают участие. Во многих институтах созданы и функционируют духовые оркестры и вокально-инструментальные ансамбли, творческие объединения различной направленности.
В целом занятия культурно-досуговой деятельностью способствуют успешному освоению программ обучения, положительно влияют на морально-психологический климат, состояние служебной дисциплины в
учебных коллективах и помогают процессу формирования личности офицера полиции.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- социокультурная среда образовательных учреждений МВД России, представляющая собой все, что окружает курсантов и слушателей, выступает мощным фактором становления и развития нравственных качеств будущих полицейских;
- основными компонентами социокультурной среды образовательных учреждений МВД России, способствующей формированию нравственных качеств будущих полицейских, являются предметно-пространственный, социальный, деятельностный;
- все компоненты социокультурной среды образовательных учреждений находятся в состоянии взаимообусловленности и со-подчиненности, поэтому изменение любого из этих компонентов оказывает существенное влияние на результат нравственного воспитания курсантов и слушателей.
литература
1. Бурдуковская Е.А. Информационное обеспечение воспитательной деятельности в социокультурной среде вуза // Теория и практика общественного развития. 2012. № 6. С.105-108.