Научная статья на тему 'Социально-педагогические условия формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности'

Социально-педагогические условия формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЗИЦИЯ / SOCIAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / ANTI-CORRUPTION POSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбалкин Д. А.

В статье актуализируется и раскрывается проблема разработки и реализации социально-педагогических условий формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FORMATION OF THE ANTI-CORRUPTION POSITION OF CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA MEANS OF WELFARE ACTIVITY

The summary: in article is staticized and reveals a problem of development and realization of social and pedagogical conditions formation of an anti-corruption position of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia means of welfare activity.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические условия формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности»

УДК 37:36

ДА.Рыбалкин

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЗИЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье актуализируется и раскрывается проблема разработки и реализации социально-педагогических условий формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: социально-педагогические условия, антикоррупционная позиция.

Rybalkin D.A. SOCIAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FORMATION OF THE ANTI-CORRUPTION POSITION OF CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA MEANS OF WELFARE ACTIVITY

The summary: in article is staticized and reveals a problem of development and realization of social and pedagogical conditions formation of an anti-corruption position of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia means of welfare activity.

Keywords: social and pedagogical conditions, anti-corruption position.

Проблема коррупции чрезвычайно актуальна в современном российском обществе, об этом свидетельствуют многочисленные публикации в научной литературе и периодической печати, выступления представителей общественности, обсуждения в СМИ и т.д. Проведенный анализ проблемы показал общую обеспокоенность общества в необходимости формирования антикоррупционной позиции личности. Однако в педагогических исследованиях не нашли достаточного отражения вопросы, связанные с рассмотрением социально-педагогических условий формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России. Кроме того, при решении этой проблемы практически невостребованными остаются ресурсы социально-культурной деятельности, обладающей значительным воспитательным потенциалом.

На основании выявленных противоречий в нашем исследовании были разработаны и апробированы социально-педагогические условия, способствующие эффективному формированию антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности: организации социокультурной среды образовательных учреждений МВД России, способствующей формированию нравственных качеств будущих полицейских; использование технологии социокультурного проектирования антикоррупционной позиции курсантов образовательных учреждений МВД России; разработка и реализация авторских программ антикоррупционного воспитания курсантов образовательных учреждений МВД России в процессе социально-культурной деятельности.

Реализация первого педагогического условия осуществлялась в ходе экспериментальной работы по организации социокультурной среды Казанского юридического института МВД России по формированию нравственных качеств будущих полицейских. Под социокультурной средой вуза МВД России мы понимаем совокупность факторов и условий, способствующих формированию нравственных качеств будущих полицейских, их приобщению к моральным и нравственным ценностям, осознания принадлежности к российскому культурному сообществу. Модельное представление социокультурной среды Казанского юридического института МВД России, способствующей формированию нравственных качеств будущих полицейских, позволило выделить три основных блока взаимосвязанных компонентов: пространственно-предметное окружение, социальное окружение, деятельностное окружение.

Пространственно-предметное окружение социокультурной среды Казанского юридического института МВД России, способствующей формированию нравственных качеств будущих полицейских, рассматривается нами как совокупность материальных объектов, представляющих собой наглядно воспринимаемую форму существования социальной культуры. Такими материальными объектами являются архитектурные особенности здания вуза, учебные помещения, используемое оборудование и т.п. Поэтому в развитии пространственно-предметного окружения социокультурной среды Казанского юридического института МВД России основными тенденциями являются обеспечение высокого уровня оснащенности материально-технической базы образовательного процесса и ее систематическое обновление. Организация пространственно-предметного окружения социокультурной среды предполагает также

формирование социокультурной структуры вуза, включающей клубы, секции, научно-практические студенческие лаборатории, библиотеки и др.

Более важным компонентом социокультурной среды вуза МВД России является социальное окружение, образованное профессорско-преподавательским составом института. В нашем исследовании под социальным окружением понималось определенное пространство, создаваемое в ходе межличностного взаимодействия педагогов и курсантов, способствующее интериоризации нравственных ценностей. В ходе бесед с преподавателями, а также заместителем начальника Казанского юридического института МВД России по кадровому обеспечению было выявлено, что часть профессорско-преподавательского состава института испытывает определенные затруднения по организации и проведению внеаудиторной работы с курсантами по направлению нравственного воспитания. И здесь мы в полной мере согласны с П.П. Тереховым, что одним из важных элементов педагогического взаимодействия преподавателей и студентов является внутренняя целевая установка преподавателя, опирающаяся на заинтересованность в успехах студента, стремление помочь им [1, с.149].

В связи с этим был разработан и апробирован спецкурс «Педагогические средства нравственного воспитания курсантов образовательных учреждений МВД России». Спецкурс рассчитан на 18 аудиторных часов, в том числе 12 часов - лекции, 6 часов - практические занятия. В ходе разработки программы спецкурса были определены три его основных раздела, посвященные теоретико-методо-логическим основам, организации процесса нравственного воспитания, а также диагностики нравственных качеств воспитанников, в том числе сформированности антикоррупционной позиции.

Однако, как пространственно-предметное окружение без социального окружения, так и социальное окружение без деятельностного окружения социокультурной среды не может в полной мере способствовать формированию нравственных качеств будущих полицейских, поскольку без выполнения деятельности у курсантов не будут формироваться соответствующие отношения. Поэтому на базе досуговых самодеятельных коллективов института проводилась большая работа по развитию творческих возможностей курсантов.

Весь комплекс проводимой воспитательной работы способствует успешному освоению программ обучения, положительно влияет на морально-психологический климат, состояние служебной дисциплины в учебных коллективах и помогает процессу формирования личности офицера полиции новой формации.

Вторым условием эффективного формирования антикоррупционной позиции курсантов образовательных учреждений МВД России явилось использование технологии социокультурного проектирования антикоррупционного поведения сотрудников МВД. Под технологией культурно-досуго-вой деятельности понимается научно обоснованная система знаний об условиях, формах, методах и приемах создания материальных и духовных ценностей, практическое использование которых обеспечивает направленное воздействие на духовный мир личности [2, с. 100 - 101].

Анализ показал, что социокультурное проектирование, осуществляемое как на занятиях, так и во внеурочной деятельности, может явиться одной из наиболее интересных педагогических технологий формирования антикоррупционной позиции личности. Содержание проектной деятельности состоит из компетентного анализа конкретной ситуации, разработки и реализации проектов и программ, оптимизирующих основные составляющие человеческой жизнедеятельности [3, с. 284].

Разрабатывая социокультурный проект «Нет коррупции в МВД!», мы стремились разработать комплексную программу реальных действий субъектов образовательного процесса, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, носящая системный характер и требующая разрешения.

Разработка и реализация социокультурного проекта «Нет коррупции в МВД», направленного на пропаганду антикоррупционного поведения сотрудников полиции, осуществлялась в ходе последовательного прохождения ряда этапов, каждый из которых предполагал решение специфических задач. На первом этапе осуществлялся отбор актива курсантских подразделений и формирование у них интереса к теме проекта. Наряду с этим была сформирована рабочая группа проекта, состоящая из курсантов Казанского юридического института МВД России, преимущественно третьего года обучения, и были определены временные рамки реализации проекта. На втором этапе разработки и реализации социокультурного проекта «Нет коррупции в МВД!» были конкретизированы основные направления реализации

социокультурного проекта, которым иявились художественное, просветительское и культурно-массовое. Каждое из этих направлений предполагало организацию и проведение ряда мероприятий на последующих этапах реализации социокультурного проекта. На следующем этапе проекта осуществлялась реализация разработанного плана действий. В рамках этого этапа были осуществлены конкурс плакатов «Искусство против коррупции», социальная акция «Сообщи о коррупции», выпуски стенгазеты «Антикоррупционер», митинг «Сотрудники МВД против коррупции», фестиваль самодеятельности курсантов вузов МВД «Остановим коррупцию» и другие мероприятия.

В целом, около трети курсантов Казанского юридического института МВД России приняли непосредственное участие в тех или иных мероприятиях социокультурного проекта «Нет коррупции в МВД!» в роли исполнителей. При этом практически все курсанты института побывали в качестве зрителей на митинге и фестивале. Практика показала, что реализация социокультурного проекта выводит курсантов не столько на решение насущных проблем, сколько формирует у них определенные идеалы и убеждения, составляющие основу антикоррупционной позиции личности.

Третьим условием формирования антикоррупционной позиции в нашем исследовании выступала разработка и реализация авторских программ антикоррупционного воспитания курсантов образовательных учреждений МВД России в процессе культурно-досуговой деятельности. Поэтому важнейшие виды культурно-досуговой деятельности, предполагающие множество различных занятий, стали основой разработки программы антикоррупционного воспитания курсантов Казанского юридического института МВД России. Основными направлениями программы явились: спортивное, развлекательное, праздничное, научное.

Как известно, физическая культура может существовать не только в ферме деятельности, но и в качестве внутреннего состояния человека, воплощенного в его умениях, навыках, способностях (в персонифицированной форме) [4, с. 213]. Поэтому спортивное направление программы антикоррупционного воспитания курсантов Казанского юридического института МВД России было реализовано в ходе организации и проведения занятий физической культурой в форме спортивных секций и спортивных соревнований. При этом были разработаны, созданы и внедрены специальные средства антикоррупционного воспитания курсантов, способствующие формированию отрицательного отношения к коррупции. Так, для секции пулевой стрельбы было сделано 100 мишеней, в центре которых была изображена рука с пачкой денег символизирующая процесс дачи взятки, а сверху была размещена надпись «Взятке нет!». Для секции бокса были изготовлен чехол для боксерской груши с надписью «удар по взятке», по бокам которого также были размещены мишени с изображением руки, предлагающей пачку денег. В секции легкой атлетики подобные лозунги были размещены на снарядах, используемых для метания. Так, на дисках для метания была изображена взятка, сопровождающая надписью «Избавься от меня». Таким образом, использование таких визуальных средств антикоррупционного воспитания, с одной стороны, в шутливой форме заставляло бороться с проблемой коррупции, а с другой стороны, никоим образом не влияло на ход и содержание занятий физической культурой.

Спортивное направление программы антикоррупционного воспитания курсантов образовате-льных учреждений МВД России в процессе культурно-досуговой деятельности также включало спортивный праздник антикоррупционной направленности - «Спортом по коррупции!», в котором спорти-вным соревнованиям была придана сатирическая форма борьба с коррупцией. Однако ресурс интеграции физического и антикоррупционного воспитания, связанный с высмеиванием коррупции невысок, поскольку подшучивание над проблемой может быть адекватно воспринято не более одного - двух раз, после чего шутка, а, следовательно, и воспитательная деятельность становятся неинтересными.

Реализация развлекательного направления программы антикоррупционного воспитания курсантов Казанского юридического института МВД осуществлялось двумя способами. Первый способ был связан с театрализацией художественных произведений, изобличающих коррупционеров. Второй способ предполагал организацию и проведение традиционных для вузовского образования познавательных развлечений в виде игр «Что, где, когда» и «Брейн ринг». В целом, развлекательное направление антикоррупционного воспитания, также как и спортивное направление, было связано с игрой. Однако здесь этими играми были актерская и интеллектуальная игра, связанные с творчеством и позволяющие формировать

антикоррупционную позицию курсантов с помощью художественных и познавательных средств.

Реализация праздничного направления программы антикоррупционного воспитания предполагала организацию и проведение международного дня борьбы с коррупцией. Сценарий предстоящего праздника состоял из торжественной части, предполагающей поздравления начальника института и его заместителей, и культурно-досуговую часть, состоящая из выступлений художественных коллективов и солистов. По завершению концерта во дворе института было сожжено «чучело коррупции» в виде фигурки из соломы, а затем произведено несколько выстрелов салюта.

Реализация научного направления программы антикоррупционного воспитания заключалось в организации самообразовательной деятельности антикоррупционного характера курсантов института. Для этого научным обществом курсантов Казанского юридического института МВД России проводились специализированные заседания, посвященные различным аспектам коррупции. Кроме того, обязательным стало участие педагогов, курсантов и слушателей нашего института в научно-практических конференциях и семинарах различного уровня по проблемам коррупции.

Таким образом, разработка и реализация авторской программы антикоррупционного воспитания в процессе культурно-досуговой деятельности позволила посредством культурно-досуговой деятельности осуществлять формирование антикоррупционной позиции личности курсантов.

Литература

1. Терехов П.П. О педагогическом взаимодействии преподавателей и студентов в вузе культуры и искусств. / Челябинск: Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств, 2012. - №1. - С. 147 - 150.

2. Культурно-досуговая деятельность: Учеб./ Под науч. ред.: А.А. Жаркова, В.М. Чижикова. - М.: Изд-во Моск.гос. ун-т культуры, 1998. - 461с.

3. Стенина Т.Л. Социокультурное проектирование как педагогическая технология социализации молодежи // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, № 3, 2008. -C. 282-286.

4. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник - М: МГУКИ, 2004. - 539 с.

1. Terehov P.P. O pedagogicheskom vzaimodejstvii prepodavatelej i studentov v vuze kul'tury i iskusstv. / Cheljabinsk: Vestnik Cheljabinskoj gosudarstvennoj akademii kul'tury i iskusstv, 2012. - №1. - S. 147 - 150.

2. Kul'turno-dosugovaja dejatel'nost': Ucheb./ Pod nauch. red.: A.A. Zharkova, V.M. Chizhikova. - M.: Izd-vo Mosk.gos. un-t kul'tury, 1998. - 461s.

3. Stenina T.L. Sociokul'turnoe proektirovanie kak pedagogicheskaja tehnologija socializacii molodezhi // Psihologija i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primenenija, № 3, 2008. - C. 282-286.

4. Kiseleva T.G., Krasil'nikov Ju.D. Social'no-kul'turnaja dejatel'nost': Uchebnik - M: MGUKI, 2004. - 539 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.