Научная статья на тему 'Социокультурная социализированность школьников: опыт системного описания'

Социокультурная социализированность школьников: опыт системного описания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
255
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЗАДАЧИ СОЦИАЛИЗАЦИИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ / ИЗДЕРЖКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ / SOCIAL AND CULTURAL PROBLEMS OF SOCIALIZING / SOCIAL CULTURAL SOCIALIZING / NEGATIVE SIDES OF SOCIALIZING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сухоруков Виталий Александрович

Исследуются вопросы уточнения сущности и структуры социокультурных задач социализации; дается характеристика социокультурной социализированности как результата решения названных задач индивидом; выделяются ее критерии, показатели и уровни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social cultural socializing of schoolchildren: system description experience

There are discussed the questions of clarifying the essence and the structure of social and cultural problems of socializing. The characteristic of social cultural socializing as a result of solving the named questions by an individual is given. Its criteria, attributes and levels are distinguished.

Текст научной работы на тему «Социокультурная социализированность школьников: опыт системного описания»

10. Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. 6-е изд. М.: Политиздат, 1989.

11. Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. М., 1981.

12. Тугаринов В.П. Личность и общество / В.П. Тугаринов. М., 1965.

13. Энгельгардт В.А. Век науки и ответственность ученого / В.А. Энгельгардт // Вопр. философии. 1984. №1. С.96 - 103.

Personal responsibility as social and pedagogical phenomenon

Responsibility is considered as a complex many-sided social and psychological phenomenon. The notion of responsibility is functionally allied with categories “freedom” and “necessity”. It is pointed out that the problem of relations of personality and society is initial for the theory of responsibility.

Key words: responsibility, freedom, necessity, personality, society.

в.а. сухоруков

(Воронеж)

социокультурная ТОЦиАлизировАнноСТБ школьников: опыт системного описания

Исследуются вопросы уточнения сущности и структуры социокультурных задач социализации; дается характеристика социокультурной социализированности как результата решения названных задач индивидом; выделяются ее критерии, показатели и уровни.

Ключевые слова: социокультурные задачи социализации, социокультурная социализированность, издержки социализации.

В настоящее время вопрос о конкретизации возрастных задач социализации индивида проблематизируется в научнопедагогической литературе (А.В. Мудрик, О.В. Латышева, В.И. Максакова, С.В. Березин, Т.И. Шульга и др.). В концепции А.В. Мудрика в качестве ведущих называ-

ются естественно-культурные, социальнокультурные и социально-психологические задачи социализации [5: 22 - 23]. Достижение определенного уровня естественнокультурной, социально-культурной и социально-психологической социализиро-ванности объективно необходимо для развития человека. Вместе с тем социокультурная социализированность школьников не получила достаточного системного описания в педагогических исследованиях, что негативно сказывается на эффективности практической деятельности воспитательных организаций по сопровождению школьников в процессе решения ими социокультурных задач социализации.

Системное педагогическое описание социокультурной социализирован-ности школьников предполагает характеристику ее содержания, критериев, уровней. социокультурная социализирован-ность представляет собой личностную характеристику, содержащую когнитивный (интеллектуально-познавательный), ценностно-мотивационный и деятельностный (практико-поведенческий) компоненты. Более полная характеристика данного личностного образования может быть представлена в результате соотнесения базовых социально-культурных задач (А.В. Мудрик) и названных выше уровней освоения и воспроизводства социокультурного опыта.

В качестве критериев социокультурной социализированности различными исследователями рассматриваются отношение школьника к обществу, социально значимой деятельности (А.В. Волохов, Л.В. Ершова, В.В. Рогачев); степень активности жизненной позиции (Т.И. Мальковская); направленность личности на предмет социальных отношений (Б.А. Титов); степень сформированности социального опыта (Н.Ф. Голованова); развитие у подростка способности к построению и реализации собственного жизненного проекта (Ю. Хабермас); степень социальной зрелости растущего человека: независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, инициативности, незакомплексован-ности (Д.И. Фельдштейн); содержание отношений (Е.Б. Старовойтенко); степень освоения и принятия норм морали и права (Л.Г. Борисова, А.И. Кириллова). В со-

© Сухоруков В.А., 2009

ответствии с представленным выше пониманием содержания социокультурной со-циализированности мы сочли возможным включить в необходимую, но недостаточную совокупность ее критериев также следующие:

- осознание и удовлетворение собственных познавательных интересов (склонность, избирательное стремление к освоению знаний, относящихся к определенной области науки);

- осознание места учения и познавательной деятельности для личного развития (значимость учебной деятельности в системе ценностных координат подростков);

- наличие определенных интересов и склонностей подростков (инициативность в реализации возможностей в различных видах интеллектуально-творческой деятельности);

- сформированность представлений о должном и нравственном (наличие определенных нравственных идеалов);

- сформированность культуры нравственного переживания поступков, проявляющегося в системе межличностных взаимоотношений (умение выражать социальные эмоции - сопереживание и нравственные чувства - сочувствие);

- соблюдение культурных норм, сфор-мированность умений и культуры социального поведения (способность конструктивно разрешать конфликт и умение устанавливать контакты с людьми);

- сформированность собственных взглядов на общечеловеческие ценности, смысл жизни (наличие иерархизированной системы ценностных ориентаций);

- осознание подростком планов на будущее, ценностных ориентаций и временных перспектив (повышение мотивации достижения жизненных целей);

- выбор и принятие решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив (проявление ответственности за свои поступки).

Необходимая и достаточная совокупность критериев социокультурной соци-ализированности школьников нуждается в дальнейшем специальном исследовании. Очевидно, что степень решения задачи социокультурной социализации, учитывая индивидуальные и возрастные особенности школьников и социальной ситуации их развития, может быть различной. Как следствие, представляется возможным вы-

делить уровни социокультурной социали-зированности школьников:

• низкий (низкая мотивация познавательной деятельности, пассивность в реализации своих возможностей, безынициативность, относительная неупорядоченность ценностных ориентаций со слабо выраженной иерархией предпочтений, преобладание неадекватных способов поведения и неумение выражать собственные чувства, эмоциональная напряженность, обожествление кумиров, поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, репродуктивный характер жизнедеятельности);

• средний (ситуативность мотивации и значимости познавательной деятельности, поиск в реализации своих познавательных интересов и способностей, наличие определенных, но недостаточно устойчивых, дифференцированных ценностных ориентаций, стремление к поиску нравственного идеала, ситуативность внутренней регуляции поведения, ситуативно управляемое выражение собственных чувств, отзывчивость, продуктивный характер жизнедеятельности);

• высокий (высокая и устойчивая мотивация познавательной деятельности, инициативность, умение и желание творчески подходить к делу, креативность, стремление индивида “быть самим собой”, эмоциональная устойчивость, эмпатия, наличие иерархизированной структуры ценностных ориентаций с выраженной индивидуальной закономерностью, нацеленность на успех, предвидение возможных последствий своих действий и поступков).

Обобщая все вышесказанное, определим социокультурную социализирован-ность как осознание и удовлетворение индивидом своих познавательных интересов, наличие собственных взглядов на общечеловеческие ценности и способность их изменять, избирательность в эмоциональнонравственных привязанностях, их устойчивость и сменяемость с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик. B системном описании социокультурной социализированности школьников должны быть учтены объективные особенности данного личностного образования - объективная незавершенность и неизбежность отклонений.

Незавершенный характер вытекает из того, что, во-первых, социализированность

всегда «мобильна», т.е., сформировавшись, она может стать неэффективной в связи с самыми различными обстоятельствами: переезд человека из села в город и наоборот, изменений ролей, ожиданий и самоожида-ний в связи с переходом человека с одного возрастного этапа на другой. Во-вторых, принцип незавершимости процесса социализации предполагает признание того, что в каждом индивиде всегда есть нечто незавершенное и в принципе незавершимое, ибо, находясь в диалогических отношениях с миром и самим собой, человек всегда сохраняет потенциальную возможность изменения и самоизменения.

Как указывают А.В. Мудрик [4: 144 - 145], А.И. Ковалева [3: 111 - 112], Н.Ф. Голованова [2: 44 - 45], Л.Г. Борисова, А.И. Кириллова [1: 82 - 83], процесс социализации почти всегда имеет отклонения (издержки), что связано не только с теми или иными опасностями, оказывающими влияние на развитие человека, но и со степенью проявления индивидом определенной активности в процессе решения какой-либо возрастной задачи социализации. Мы рассматриваем индивида и как социализируемого, и как социализирующегося субъекта. В рамках субъект-субъектного подхода справедливо в качестве отклонения рассматривать:

- более или менее низкую степень собственной активности и включенности школьников в решение социокультурных задач социализации;

- ситуацию, когда школьники оказываются в условиях вынужденного, навязанного со стороны взрослых (родителей, педагогов) решения задач своего развития, иными словами, индивид не проявляет, по А.В. Мудрику, «свои субъектность (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие)» [5: 22];

- отсутствие у человека необходимых навыков ставить перед собой цели, адекватные возрастным задачам и его личностным ресурсам.

В этой ситуации минимизировать издержки социализации может только направленная и социально контролируемая социализация, рассматриваемая нами в контексте современных концепций воспитания: личностно ориентированного, деятельностного, гуманистического, возрастного, системного подходов.

Литература

1. Борисова Л.Г. Социализация: определение качественных границ понятия / Л.Г. Борисова, А.И. Кириллова // Социализация молодежи в условиях развития современного образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. г. Новосибирск, апрель 2004. Новосибирск, 2004. С. 76 - 84.

2. Голованова Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое / Н.Ф. Голованова // Педагогика. 1998. №5. С. 42 - 45.

3. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы и отклонения, социализаци-онная траектория / А.И. Ковалева // Социол. исслед. 2003. №7. С. 109 - 115.

4. Мудрик А.В. Социализация как социально-педагогическое явление / А.В. Мудрик // Вестник РГНФ. Сер.: Комплексное изучение человека. Психология. Педагогика. М., 1999. Вып. 4. С.142 - 148.

5. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / А.В. Мудрик; под ред. В.А. Сластенина. 4-е изд., доп. М.: Изд. центр «Академия», 2003. 200 с.

Social cultural socializing

of schoolchildren: system description

experience

There are discussed the questions of clarifying the essence and the structure of social and cultural problems of socializing. The characteristic of social cultural socializing as a result of solving the named questions by an individual is given. Its criteria, attributes and levels are distinguished.

Key words: social and cultural problems of socializing, social cultural socializing, negative sides of socializing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.