специальная психология и педагогика
Лебедев В. С.
социокультурная реабилитация инвалидов как целостный процесс
Люди, которых часто называют с ограниченными возможностями (ОВЗ), которым то ли судьба, то ли ситуация уготовила такую жизнь, очень часто заслуживают особого внимания. Одни от рождения, другие в различных случайных ситуациях становятся инвалидами. На наш взгляд, слово «инвалид», которое употребляется в этом материале, это очень не подходящее слово для отдельных людей. Инвалидность в переводе с латинского языка «1пуаМш» - не сильный, так как «^аМш» - силач, «т» - не. Это состояние человека, при котором он имеет ограничения или отклонения от нормального состояния здоровья. Этот термин близок по смыслу со словами: немощный, неполноценный, ненормальный и т.д. На самом деле, это абсолютно не так. Да, им трудно приспособиться к жизни, к социуму, утвердиться в обществе. Но наши наблюдения показывают об обратном. У многих из них характер, воля к жизни, и желание быть успешным сильнее, чем у обычных здоровых людей.
Прошу прощения у людей, которые будут читать эти строки, которых называют инвалидами. Автор этих строк в большей степени склонен называть таких людей - валидами. Это «силачи», сильные люди.
Мы не ставим целью распределять категории инвалидности и их статистику, тем более, что ограничения функций людей с ОВЗ делятся абсолютно условно. 1. Нарушение двигательной функции; 2. Нарушение функций кровообращения, дыхания, пищеварения, обмена веществ, выделения; 3. Сенсорные (зрение, слух, осязание, обоняние); 4. Психические (память, мышление, речь, внимание, эмоции, воля, восприятия). Мы не будем делить этих людей на группы, это дело специалистов. Мы поговорим и повосхищаемся силе и мужеству этих людей.
Люди с ограниченными возможностями здоровья - это наименее социально-защищенная группа населения, которая оказалась в трудной ситуации из-за постоянных социальных неврозов, неопределенности, утраты порою ценных ориентиров, социальных поведенческих норм.
В наши дни государство, специалисты по работе с инвалидами, организаторы
мероприятий, педагоги и общество в целом помогают людям с ограниченными возможностями, устраняют социальную пассивность, раскрывают и направляют их творческий потенциал, удовлетворяют духовные потребности и укрепляют уверенность в себе.
Особое место принадлежит «Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов», принятым Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года. Основу их составляет опыт, приобретённый в ходе проведенных наблюдений за инвалидами с 1983 по 1992 г.г.
Стандартные правила - это основной международный документ, определяющий базисные основы социокультурной жизни инвалидов. В них содержатся определенные рекомендации государства о мерах по устранению препятствий, осложняющих участие инвалидов в общественной жизни. Особое внимание в стандартных правилах уделено содействию доступности для инвалидов театров, музеев, библиотек и использованию специальных технических средств в целях расширения доступа инвалидов к литературным произведениям, фильмам, театральным постановкам.
В России действует государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы, которая предусматривает реализацию комплекса мероприятий по предоставлению беспрепятственного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам. В рамках реализации этой государственной программы на объектах культуры выполняются работы по обеспечению доступности к месту предоставления услуг: различные подъёмники, пандусы, кнопки вызова персонала, установка видео-домофонов, устройства пассажирских лифтов, специальные устройства санузлов, расширение дверных проемов и др.
Особое внимание уделяется социокультурной реабилитации, развитию всех форм досуговой деятельности инвалидов. В данной взаимосвязи обширными способностями обладает их индивидуальный творческий процесс, то есть самодеятельное творчество. Кроме собственного, исключительно практического, художественно воспитывающего характера деятельности, индивидуальное творчество инвалидов обретает особую важность, так как может помочь возместить различные дефекты у этих людей. Одной из основных задач социально-активного проживания людей с ОВЗ является предоставление каждому инвалиду допуска ко всем доступным областям жизни общества, наравне с нормальными здоровыми людьми.
Важная роль в социально-культурной реабилитации инвалидов принадлежит терапии средствами искусства и культуры, творчеством. Она обеспечивает системность и комплексность различных реабилитационных мероприятий. Функции, сопряженные с социокультурной реабилитацией распределяются между учреждениями и организациями образования, здравоохранения, культуры, спорта, средств массовой информации, социального обеспечения и другими. Являясь одним из первостепенных течений общегосударственной политики в области культуры, социально-культурная реабилитация инвалидов содействует сохранению их социальных возможностей,
прочности гражданского статуса и решительности в своих силах.
Каждый человек чем-то одарен природой. С педагогической точки зрения важно установить и содействовать данному индивиду в раскрытии собственных потенциальных возможностей. Это помогает одолеть болезнь и способствует радоваться жизни. Моздокова Ю.С. определяет социокультурную реабилитацию как комплекс мероприятий, главной целью которых является оказание помощи инвалиду в достижении и поддержании оптимальной степени участия в социальном взаимодействии, обеспечение положительных изменений в образе жизни человека, интеграция его в общество. Инвалидная среда - это особое специфическое социокультурное пространство, где личность самореализуется. Обширными возможностями для организации интересного разнопланового досуга, проявления активности человека в зависимости от возрастных особенностей, интересов, физических способностей и личных предпочтений, обладает социально-культурная анимация.
Социокультурная анимация в современном российском обществе показана в основном как деятельность по развлечению и детей, и взрослых. В то время как ее истинное предназначение выходит далеко за пределы этой роли и содержит большой список немаловажных характеристик. Ее главенствующая роль -провести общую связь между человеком, обществом и государством и создать условия их фактического развития друг друга.
Анимация удовлетворяет потребности человека в насыщенной разнообразной деятельности, в общении и творчестве, культуре и саморазвитии, ориентированно на формирование здоровой многогранной личности.
Важной тенденцией реабилитации инвалидов средствами досуговой деятельности является содействие самоутверждению и саморазвитию индивида, создания нужных условий для развития творческих задатков и способностей, предоставление поддержки, способствующей противостоять тенденциям отчуждения инвалидов в сегодняшнем мире, что подтверждается федеральным законом № 419 «О социальной защите инвалидов» с изменениями в 2018 году:
- подчеркивается необходимость создания условий, повышающих доступность различных культурных благ и ценностей для инвалидов;
- подчёркивается необходимость пополнения библиотечных фондов специальными книгами для слепых и слабовидящих людей;
- дискриминация по признаку инвалидности объявляется вне закона;
- создается государственный реестр инвалидов;
- вводятся понятия об абилитации и реабилитации инвалидов;
- создание федеральных программ по обеспечению нуждающихся инвалидов бесплатным жильем;
- расширяется соцзащита инвалидов и другие услуги их реабилитации.
В рабочей системе социально-культурной реабилитации инвалида первенствующая значимость отводится его семье, семейному досугу и образованию как основному условию формирования его творческих и креативных способностей.
Творчество - это незаменимая составляющая успешной самореализации личности, позволяющая раскрыть себя в современном обществе, в многообразии повседневной жизни. Вовлекать людей с ОВЗ в творческую деятельность - есть необходимое явление, и чем раньше, тем лучше. По мнению Выготского Л.С., творческая деятельность - это деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созидание творческой деятельности, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке. Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Умение организовывать свое свободное время, определить целенаправленное новое развитие по достижению достойного места в социуме и занять удовлетворяющую себя и общества нишу в жизни - это величие и сила этих людей, это подвиг возвышения себя и победа над немощью и бессилием.
Творческая деятельность способствует социальной активности, регулярному развитию реабилитационных упражнений.
История знает немало примеров, когда человек с ограниченными возможностями достигает высот в различных сферах деятельности. Приведем несколько примеров и интервью с людьми ОВЗ нашего времени.
1. Сергей Кутовой 13 апреля 2013 года возвращался домой. До дома оставалось сотня метров, и на пешеходном переходе он был сбит автомобилем. Врачи ампутировали левую ногу Сергея. Трагедия. Однако Сергей решил свой недостаток сделать достоинством. Он занялся спортом и похудел со 140 кг до 95 кг. Его заметил тренер следж-хоккейного клуба Югра» из Ханты-Мансийска и пригласил тренироваться регулярно. И как говорит сам Сергей: «Возможность попасть в сборную по следж-хоккею - мощный стимул для меня. Я хочу ездить по всему миру и достойно зарабатывать для себя, создать семью, иметь много детей. Но основная цель - это попасть на паралимпиаду в качестве участника». Дальше Сергей сообщает о себе, что ... «до аварии он был нерадивым человеком, нетерпимым к людям, не знал своей цели, после аварии к нему пришла целеустремленность, он переродился и стал тем, кем должен быть».
2. Степан Панов - студент кафедры психологии и педагогики Тюменского государственного университета , инвалид первой группы по зрению, создал интерактивную тактильно-звуковую 3D-карту для незрячих и инвалидов по зрению. реагируя на прикосновения, она помогает на ощупь ориентироваться в городских объектах и осуществлять маршрут. Около двух тысяч незрячих и инвалидов по зрению проживают сегодня в Тюмени. Но только 10% из них способны самостоятельно перемещаться по городу. 30% из этих людей вообще боятся выйти в городское пространство, покинуть свое жилище и не вернуться. «Чтобы помочь этим людям, - говорит Степан - выйти из тени, я разработал интерактивную говорящую карту Тюмени. Она помогает слепым людям ориентироваться, двигаясь по городским улицам».
3. Чикишев Владислав Павлович - наш Тюменский герой. В 2009 году, упав с крыши, сломал себе позвоночник и остался инвалидом. Четыре года он
не выходил из дома. Но купив ноутбук, начал общаться в интернете, где нашел сообщество людей с похожей жизненной ситуацией и договорился о встрече на баскетбольном поле. Влад пришел на поле и начал играть. Это его первые шаги выхода на улицы города. Он нашел друзей по духу и стал играть в баскетбол на колясках. Чуть позже его заметил тренер Шушарин Анатолий Юрьевич, на сегодня его ведущий тренер, пригласил в команду по армрестлингу. Владислав согласился, так началась его новая жизнь и стимул развития себя. После четырех лет упорных тренировок, он стал выдающимся спортсменом. В сентябре 2017 года он завоевал звание абсолютного чемпиона мира по армрестлингу на парачемпионате в Будапеште - столице Венгрии. В этом чемпионате участвовало 1200 атлетов из 45 стран мира. На данный момент Владислав работает в крупной компании «Транснефть» инженером по охране труда, является любящим мужем и отцом двух замечательных дочек, и по-прежнему остается действующим чемпионом мира, желает, чтобы армрестлинг стал олимпийским видом спорта. Влад желает всем подобным людям не терять веру в себя, думать о жизни и о своем месте в ней.
4. Еще один яркий пример, тюменец - 29-летний Филиппов Иван, с раннего детства начал заниматься в различных кружках. На сегодняшний день Иван активно занимается брэйкдансом, вокалом, фаер-шоу, а так же проводит праздники в качестве ведущего. Но особое место, как говорит сам Иван в его жизни занимает КВН, с ним он не расстается уже не один десяток лет, выступал на различных площадках Тюмени, Тюменской области, России, а также ближнего зарубежья. В январе 2018 года, команда, в которой выступает Иван, стала участником в Сочи. Также Иван является мужем и отцом двух здоровых замечательных девочек, которым хочет дать достойное будущее. Иван желает всем людям с инвалидностью не опускать руки, не комплексовать, не закрывать себя дома, а наоборот выходить в люди, стараться общаться как можно больше, находить выход из сложившихся сложных обстоятельств. Все это не повод забиваться в угол и не факт, что жизнь после неудач станет хуже. Напротив, она может стать лучше, появятся новые знакомства, новые открытия и новые победы и свершения.
Данные интервью и размышления этих людей наводят нас на мысль, что изменения в социальной ориентации, новые видения собственной значимости в обществе у инвалида благополучно реализовываются в ходе творческой деятельности, введённой в повседневную жизнь. Творчество помогает преодолеть депрессию и пересилить болезнь, вселяет уверенность в свои силы и обеспечивает удовлетворенность в собственном пребывании в обществе. Из выше приведенных примеров мы видим, что решение проблемы связано с устранением множества барьеров, которые по существу дискриминируют инвалида и, конечно, его семью психически, юридически, физически, мешают им ощутить себя полноценными членами общества. Однако, что касается наших героев, их смело можно назвать мужественными людьми, способными управлять собой, выстраивать свою жизнь и являться примером для других.