Научная статья на тему 'Социально-культурная реабилитация детей-инвалидов по зрению подросткового и старшего школьного возраста: современные технологии'

Социально-культурная реабилитация детей-инвалидов по зрению подросткового и старшего школьного возраста: современные технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2485
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ / ДОСУГОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ КАРТИРОВАНИЯ УСЛУГ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ АНИМАЦИИ / ПРИНЦИП КОМПЛИМЕНТАРНОСТИ / SOCIO-CULTURAL REHABILITATION OF PERSONS WITH DISABILITIES / RECREATIONAL SPACE / SOCIALIZATION / RE-SOCIALIZATION / SERVICES MAPPING TECHNOLOGY / SOCIO-CULTURAL ADAPTATION / TECHNOLOGY / THEATRICAL ANIMATION / THE PRINCIPLE OF COMPLEMENTARINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загорская Любовь Михайловна, Назаркина Валерия Александровна

В статье рассматриваются проблемы социально-культурной реабилитации незрячих подростков и детей старшего школьного возраста. Методологическим основанием проведённых исследований является социально-культурный подход к проблемам адаптации личности ребенка-инвалида. Определяется связь этого подхода с культурно-досуговой деятельностью, показана роль досугового пространства личности ребенка как необходимого условия его полноценного развития. Авторами рассматривается понятие «социально-культурная реабилитация» детей-инвалидов и раскрывается его сущность, выявляется роль творческих технологий в работе с такими детьми и эффективность использования социально-культурной анимации, а также дается анализ практики использования театральной анимации на примере проектной работы студентов по направлению «Сервис» и определяется её целесообразность в социально-культурной реабилитации детей-инвалидов по зрению. В статье описан опыт применения метода картирования к сфере культурно-творческих услуг конкретной территории и приводятся результаты картирования театральных студий г. Новосибирска, предоставляющих услуги по театральному обучению для детей старшего школьного возраста, что позволило выявить небольшой набор услуг, направленных на привлечение детей с ограниченными возможностями. Кроме того, анализируются результаты исследований детей-инвалидов по зрению г. Новосибирска в отношении театрального искусства, а также молодых актеров, зрителей на предмет возможности интеграции детей-инвалидов по зрению в совместную театральную деятельность. Авторами определяются особенности технологии театральной анимации как средства адаптации и социализации этой категории детей и необходимые условия для её использования в театральных школах и студиях, что позволило сделать выводы о необходимости комплексного использования культурно-творческих и социально-защитных технологий на основе принципа комплиментарности как наиболее эффективного способа решения проблем социально-культурной реабилитации детей-инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Загорская Любовь Михайловна, Назаркина Валерия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL REHABILITATION OF ADOLESCENT AND SENIOR SCHOOL-AGED CHILDREN WITH VISION DISABILITIES: MODERN TECHNOLOGIES

The article deals with the issues of socio-cultural rehabilitation of adolescent and elder school-aged children with vision disabilities. The socio-cultural approach to the adaptation problems of the individual child with a disability is the methodological basis of conducted research. The article discloses the relationship of this approach to cultural and leisure activity and shows the role of the child´s personality leisure space as a prerequisite for full development. The authors consider the concept of "socio-cultural rehabilitation" of children with disabilities and reveal its essence, show the role of creative technologies in the work with these children and the effectiveness of the use of socio-cultural animation. The article presents proven experience of the use of theatrical animation in the socio-cultural rehabilitation of children with vision disabilities by the example of the project work of the students studying on training program "Service". The article describes the experience of applying the method of mapping to the sphere of cultural and creative services of a particular territory and shows the results of the mapping of Novosibirsk theater studios providing services in theater education for children of senior school age. This allowed to identify a narrow range of services aimed at attracting children with disabilities. In addition, the authors analyze the survey results of children with vision disabilities in the city of Novosibirsk in respect of theatrical art, as well as the young actors, the audience for the possibility of the integration of sight-disabled children in a joint theatrical activity. The authors define he technology features of theatrical animation as a means of adaptation and socialization of this category of children and the necessary conditions for its use in theatrical schools and studios. Based on the foregoing, the authors make conclusions about the need for the integrated use of cultural and creative and social-security technologies on the principle of complementariness as the most effective way of solving the socio-cultural rehabilitation of children with disabilities.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная реабилитация детей-инвалидов по зрению подросткового и старшего школьного возраста: современные технологии»

УДК 376.32

DOI: 10.12737/ 21200

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ ПОДРОСТКОВОГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Загорская Любовь Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры маркетинга и сервиса, lubaz@mail.ru,

Назаркина Валерия Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и сервиса, valeria71@bk.ru

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет», г. Новосибирск, Российская Федерация

В статье рассматриваются проблемы социально-культурной реабилитации незрячих подростков и детей старшего школьного возраста. Методологическим основанием проведённых исследований является социально-культурный подход к проблемам адаптации личности ребенка-инвалида. Определяется связь этого подхода с культурно-досуговой деятельностью, показана роль досугового пространства личности ребенка как необходимого условия его полноценного развития. Авторами рассматривается понятие «социально-культурная реабилитация» детей-инвалидов и раскрывается его сущность, выявляется роль творческих технологий в работе с такими детьми и эффективность использования социально-культурной анимации, а также дается анализ практики использования театральной анимации на примере проектной работы студентов по направлению «Сервис» и определяется её целесообразность в социально-культурной реабилитации детей-инвалидов по зрению.

В статье описан опыт применения метода картирования к сфере культурно-творческих услуг конкретной территории и приводятся результаты картирования театральных студий г. Новосибирска, предоставляющих услуги по театральному обучению для детей старшего школьного возраста, что позволило выявить небольшой набор услуг, направленных на привлечение детей с ограниченными возможностями. Кроме того, анализируются результаты исследований детей-инвалидов по зрению г. Новосибирска в отношении театрального искусства, а также молодых актеров, зрителей на предмет возможности интеграции детей-инвалидов по зрению в совместную театральную деятельность. Авторами определяются особенности технологии театральной анимации как средства адаптации и социализации этой категории детей и необходимые условия для её использования в театральных школах и студиях, что позволило сделать выводы о необходимости комплексного использования культурно-творческих и социально-защитных технологий на основе принципа комплиментарности как наиболее эффективного способа решения проблем социально-культурной реабилитации детей-инвалидов.

Ключевые слова: социально-культурная реабилитация инвалидов, досуговое пространство, социализация, ресоциализация, технология картирования услуг, социально-культурная адаптация, технология театральной анимации, принцип комплиментарности

Введение

В последнее время в России все больше внимания стало уделяться проблемам детей-инвалидов и внедрению инновационных технологий их реабилитации и адаптации к жизни в обществе. Как показывает опыт уже имеющихся исследований в этой сфере, существовавший в социальной политике нашей страны в прошлом столетии медико-социальный подход показал свою неспособность, поскольку не затрагивал духовную сферу личности, являющуюся стержнем её жизненной устойчивости. Данный подход сформировал у многих инвалидов потребительскую установку к обществу, иждивенчество, нежелание и неумение трудиться, стремление переложить на других ответственность за организацию своей собственной жизни, досуга, развития себя как полноценной личности. В результате инвалиды, как отмечают исследователи, имеют огромный психологический барьер при взаимодействии с социальной микросредой, барьер, состоящий из страхов, а также незнания как своих собственных сил, так и той общественной среды, с которой они общаются [9]. В настоящее время становится актуальным социально-культурный подход, затрагивающий духовную сферу личности, включающий технологии социокультурной анимации, которая оказывает на человека непосредственное психоэмоциональное, культурно-развивающее и социализирующее влияние. Поэтому в качестве методологического основания для проведения данного исследования нами выбран именно социально-культурный подход, а в качестве метода - социально-культурная анимация.

Социально-культурная анимация ориентируется на реабилитацию духовного мира инвалидов, стремится вернуть им ощущение полноценной духовной жизни даже при ограничениях по здоровью. Однако до сих пор эта социальная практика в нашей стране остается недостаточно изученной, отсутствует четкое понимание методологических и теоретических основ такой деятельности, нет методических разработок и мало проектов по использованию социокультурных технологий в работе с инвалидами.

В рамках обозначенной проблематики становится актуальной тема социально-культурной реабилитации людей с ограниченными возможностями, особенно детей, подростков и молодёжи, т.к., помимо медико-социального восстановления, именно социально-культурная реабилитация позволяет подготовить таких детей к нормальным полноценным коммуникациям в обществе, способствует повышению качества их жизни, самореализации в разных сферах деятельности.

Обзор литературы

Остановимся на обзоре точек зрения, наиболее распространенных в научной литературе по данной проблематике.

В научно-исследовательской литературе проблема адаптации детей-инвалидов с различными нарушениями к жизни в социуме ставится и анализируется с разных сторон, исходя из узкого или более широкого методологического основания. Традиционно исследователи рассматривают эту проблему с точки зрения медицины, педагогики и психологии или социальной помощи, считая, что именно специализированная помощь наиболее эффективна в налаживании коммуникативных связей таких детей и формированию у них адаптивных качеств к социуму. Например, Лоторева Е.В. считает, что преодоление барьеров отчуждения незрячих инвалидов необходимо решать с помощью создания новых или адаптации существующих компьютерных технологий, позволяющих получать необходимую информацию в специализированных библиотеках для слабовидящих и посредством таких технологий налаживать коммуникацию [6]. Исследователь Нефедовская Л.В., анализируя качество жизни незрячих и слабовидящих детей, приходит к выводу, что оно ниже по сравнению со здоровыми детьми по таким параметрам, как физическое, социальное и школьное функционирование [11]. Качество досуга, занятий творчеством, как и результаты, сказывающиеся на адаптивности таких детей, не рассматривается в рамках педагогического подхода, что не дает более полной картины изучаемой проблемы. Речь в таких исследованиях идёт главным образом о социальной реабилитации, не включающей адаптацию в сфере культуры и досуга. Несмотря на положительные результаты исследований в рамках такого подхода, он слишком традиционный и не столь эффективный на практике, как ожидалось, и потому необходимо активное применение альтернативных социокультурных технологий, практик, взятых из культурно-творческой среды развития личности здорового ребенка, подростка. Подобной позиции придерживаются такие исследователи, как Мацукевич О.Ю., Тарасов Л.В., Хуснутдинова А.Ю., Татарицкая Я.В. [4, 10, 12, 13, 14]. Эта позиция наиболее перспективна, поскольку, в отличие от социальной, социально-культурная реабилитация детей-инвалидов с разными отклонениями от нормы здоровья позволяет существенно расширить предметное поле и найти новые способы решения проблем. На стыке нескольких областей - социальной, психолого-педагогической и социально-культурной - появляются новые исследования, раскрывающие возможности адаптации

детей-инвалидов по зрению посредством приобщения их к разным видам художественного творчества [5, 14].

С нашей точки зрения, социально-культурная реабилитация детей-инвалидов по зрению включает в себя комплекс специфических технологий, мероприятий и условий, позволяющих им адаптироваться в стандартных социокультурных ситуациях, например, заниматься посильной работой, учёбой, выполнением несложных дел в быту, находить и использовать нужную для практической деятельности и организации собственного досуга информацию, заниматься творчеством, приобщаться к ценностям культуры, задействуя иные каналы восприятия. Также немаловажно, что социально-культурные технологии помогают налаживать дружеские и деловые коммуникации и адекватно участвовать в них, не испытывая при этом страхов и комплексов, развивать и проявлять свои способности в разных видах деятельности, в т. ч. в досуговом пространстве.

Досуговое или социально-культурное пространство как нельзя лучше подходит для решения задач адаптации детей-инвалидов, т.к. именно здесь происходит формирование и корректировка культурных потребностей личности, выработка и фиксация необходимых для нормальной жизни социально-культурных реакций на вызовы среды [3]. Основное содержание понятия «социокультурное пространство» личности сводится к тому, что оно включает весь комплекс освоенных знаний и умений не только в границах образовательно-воспитательных учреждений, но и в рамках таких социальных институтов, как семья, клубы и кружки по интересам или центры культурно-досуговой деятельности. Сотрудничество всех субъектов социокультурной деятельности активизирует потребность в самореализации, обретении навыков разнообразного ролевого поведения, влияет на формирование потребностей в творческой деятельности и развитии творческого потенциала личности [3]. По нашему мнению, именно в досуговом пространстве происходит формирование и корректировка культурных потребностей личности, досуговых интересов.

Методология

Исходя из актуальности темы исследования, в качестве методологического основания мы остановимся на социально-культурном подходе, включающем анализ влияния культурно-творческих технологий на процесс восстановления личности детей-инвалидов по зрению. Именно такой подход к проблеме реабилитации позволяет задействовать более широко потенциал организаций социально-культурного сервиса и

на этой основе расширять возможности интеграции детей-инвалидов в обычную социокультурную жизнь со всеми ее инвариантами.

Особенности такой реабилитации и используемых для её целей технологий состоят в том, что в её основе лежит не медицинский, а, прежде всего, социально-психологический и культурный подходы. Это подразумевает и уровень социальной адаптации инвалида в социальной среде, и культурные интересы, потребности, духовные ценности личности ребенка-инвалида, развитие способностей его к разным видам творческой деятельности. Другая особенность социально-культурной реабилитации связана с тем, что её технологии обязательно должны быть увязаны с психосоматическими особенностями и состоянием здоровья инвалида. Это детерминирует содержание программ по реабилитации детей-инвалидов и выбор социально-культурных технологий, что требует соблюдения простого правила: в индивидуальной программе реабилитации могут быть рекомендованы только те занятия, которые доступны и посильны ему по состоянию здоровья. Поэтому при выборе конкретных видов культурно-досуговой деятельности и форм занятий первостепенное значение приобретает состояние здоровья. Так, для детей с нарушениями осанки и проблемами с опорно-двигательным аппаратом нужны спортивно-реабилитационные технологии, например, танцевальная терапия, для детей с нарушениями зрения - другие способы реабилитации, такие как технологии театральной и игровой анимации.

С точки зрения социально-культурного подхода как базовой методологии, прежде всего, следует рассмотреть типологию тех реабилитационных технологий, которые имеют социально-культурное содержание. Обратимся к научным наработкам в этом вопросе. Из всех представленных ближе всего к теме данной работы подходит типология, предложенная Мацукевич О.Ю. [9]. Классификация технологического обеспечения социально-культурной реабилитации личности, по её мнению, включает: технологии арт-терапии, социально-культурной реабилитации, формирования социально-культурной активности, анимационные технологии, которые обеспечивают ресоциализацию личности в её стремлении к полноценным отношениям с другими людьми.

Объектом нашего внимания является технология театральной анимации. Её потенциал для целей адаптации недостаточно изучен, и в отечественной литературе существуют разные точки зрения. Так, известным специалистом в области коррекционной педагогики Кантор В.З. возможности приобщения инвалидов по

зрению к актерскому мастерству подвергаются сомнению, что, на наш взгляд, не совсем оправдано [5]. Театральная анимация как социально-культурная технология в работе с детьми-инвалидами исследуется в основном западными специалистами, и там же получены хорошие результаты, свидетельствующие об её перспективности. Например, в мире широко распространена практика театральной анимации в виде проводимых различных театральных фестивалей. Обобщенно в литературе выделяют четыре типа задач такой анимации:

-«работать для» конкретной аудитории; -«работать при» участии актеров-любителей; -«работать над» преодолением трудностей социализации;

-«работать с помощью» зрителей, вовлекая их в процесс театрального действа [10].

В контексте данного исследования нас интересует в первую очередь эффективность реализации третьей задачи - «работать над», поскольку именно её решение напрямую связано с темой социально-культурной реабилитации личности детей-инвалидов.

В рамках нашей темы с учётом специфики социально-культурных сервисных организаций, мы считаем наиболее перспективным рассмотрение второй, третьей и четвертой групп технологий. Являясь комплиментарными по отношению друг к другу, они наиболее подходят для использования в рамках проектной деятельности студентов. Именно такие технологии возможно увязать с программой подготовкой специалистов по сервису, т. к. в компетентностную модель заложены требования, которые включают следующие положения:

-профессиональная компетентность; -высокое мастерство в оказании досуговых услуг;

-способность самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свою деятельность;

-культура внешнего вида и общения с окружающими;

-умение пользоваться современными социально-культурными технологиями; -умением самостоятельно принимать решения, предвидеть их возможный экономический и социальный результат, нести ответственность за принимаемые решения и результаты своей деятельности.

- уметь применять социально-культурные технологии в работе с разными социальными группами, в т. ч. и с инвалидами и другими социально незащищенными группами населения.

Проблемы адаптации подростков и детей старшего школьного возраста к требованиям современной социальной среды являются сегодня актуальными не только с точки зрения медицины, педагогики, но и социально-культурного сервиса, который обладает нераскрытым пока потенциалом в использовании творческих технологий в различных территориальных и социальных средах.

Наиболее эффективны в сфере возрождения нравственной культуры молодёжи действующие программы, связанные с движением милосердия и клубами социальной помощи, которые возникли в связи в образовавшимся в обществе дефицитом добра, человеколюбия, чуткого и внимательного отношения к другому человеку, его судьбе. И такие программы как раз можно создавать уже на этапе подготовки будущих специалистов по сервису в рамках исследовательской и проектной деятельности [2, 7].

Действенным способов решения данной проблемы является участие студентов, обучающихся по направлению подготовки «Сервис», в разработке социально значимых проектов для этой целевой группы, а также создание волонтёрских групп для оказания помощи молодым инвалидам.

Один из важных технологических принципов социально-культурного проектирования - это принцип проблемно-целевой ориентации. Реализация данного принципа предполагает, прежде всего, целевую ориентацию программ на решение различных проблем, носителями которых является человек, социальная группа, определенная территория или регион, общество, а также их направленность на самореализацию человека в социокультурной сфере. На различных этапах проектирования данный принцип воплощается в виде поиска нестандартных способов и путей решения, просчета необходимых ресурсов и нахождения источников финансирования, вовлечения в процесс реализации проекта всех заинтересованных субъектов социокультурной жизни [1, 8].

Реализация принципа проблемно-целевой ориентации применительно к теме социально-культурной реабилитации требует в первую очередь проведения ряда исследований, таких как картирование рынка услуг для выбранной целевой группы, анкетирование и т.д. Все основные этапы проектирования целесообразно рассмотреть на примере конкретного проекта, созданного и реализованного в рамках конкретной учебной деятельности.

В ходе подготовки и реализации проекта были использованы такие методы исследования, как картирование услуг города (на примере театральных школ г. Новосибирска), опросы в форме группового анкетирования и полуформализованного интервьюирования, методы наблюдения и включённого (непосредственного) наблюдения, сценарно-событийные методы научного анализа, метод локального социального эксперимента, методы социально-культурного проектирования и др.

Анализ опыта проектной деятельности по данному направлению

Рассмотрим пример практической деятельности студентов по созданию проекта, поиску наиболее эффективных технологий и форм социально-культурной деятельности с детьми-инвалидами по зрению. Данный проект можно рассматривать как экспериментальную модель в работе с детьми-инвалидами по зрению. Он был реализован на практике как социальный эксперимент на локальном уровне в г. Новосибирске, на основании которого были получены определенные результаты по использованию метода инклюзии незрячих актеров-непрофессионалов в профессиональную труппу, в арт-терапевтических целях.

Об актуальности проблемы ресоциализации личности незрячих или слабовидящих детей свидетельствует статистика, в частности, по данным межрегиональной общественной организации инвалидов «Ассоциация «Интеграция», в Новосибирской области проживает 2,5 тысячи незрячих и слабовидящих взрослых и около тысячи детей-инвалидов по зрению. Ежегодно в регионе рождается более 200 детей с патологией зрения.

Проблемы адаптации к социуму таких детей традиционно решают специалисты-психологи, дефектологи, «ориентировщики», социальные педагоги, которые работают в коррекционных школах и местных организациях Всероссийского общества слепых. Однако традиционный подход к проблемам адаптации в настоящее время не всегда приводит к достижению ожидаемых результатов. Такие дети зачастую находятся в состоянии «отчуждения» от полноценной культурной жизни и нуждаются в социально-культурной реабилитации.

Поэтому в современном обществе все чаще стали применять нетрадиционные способы адаптации, таким как арт-терапия, танцевальная терапия, театральная анимация и др. технологии, задачами которых являются: помощь в творческой самореализации личности, формирование ситуаций развивающего, оздоравливающего досуга, а также работа над преодолением трудностей социализации и адаптации.

Проектная деятельность по выявлению возможностей технологии театральной анимации как средства адаптации незрячих или слабовидящих детей строилась на анализе имеющихся услуг в данном сегменте рынка в г. Новосибирске. В качестве инструмента исследования была использована технология картирования услуг театральной анимации, театрального обучения, предоставляемых различными культурно-досуговыми учреждениями города. Эта технология, как известно, позволяет выявить широкий диапазон разного рода культурно-творческих услуг, начиная с массовых, наиболее стандартизованных, и заканчивая эксклюзивными и единичными, а также направленность их на разные целевые группы и степень рассредоточения данных услуг по районам города. В ходе исследования были проанализированы информационные источники, такие как справочно-информационная Дубль Гис (г. Новосибирск), сайт НГС (Афиша), сайты театральных школ и студий и др. материалы.

Была поставлена задача - выявить реально существующие услуги и организации на рынке г. Новосибирска, использующие метод включения незрячих детей в театральное творчество. В результате проведённого картирования услуг в г. Новосибирске авторами было выявлено 29 организаций, занимающихся предоставлением разного рода услуг в направлении дополнительного театрального образования, а именно: театральные, школы, студии, центры тренингов, культурно-досуговые учреждения клубного типа, молодёжные центры и т.д. Спектр предоставляемых услуг в данных организациях достаточно обширный - от обучения актерскому мастерству, ораторскому искусству и сценической речи до тренингов по преодолению зажимов и комплексов.

В настоящее время более распространенными услугами являются групповые занятия, где, как правило, сегментирующим элементом выступает возраст потребителей. В программу данных курсов входят различные тренинги и занятия по актерскому мастерству, сценической речи и т. д. Например, курсы актерского мастерства для детей, подростков, взрослых - это совершенно разные группы.

Организаций, предоставляющих эксклюзивные услуги, позволяющие им выделиться на фоне конкурентов, не так много. Например, «Арт-мастерская» под руководством С. Н. Афанасьева проводит курс лекций по истории театра, а театр-школа «Образ» - курс по нанесению грима.

В таблице представлены эксклюзивные услуги, которые предоставляют театральные школы и студии г. Новосибирска.

Таблица - Эксклюзивные услуги театральных образовательных школ (студий) г. Новосибирска

Услуга Название театральной школы (студии)

Тренинг «Умное тело» Театр-студия «Южный полюс»

Курс лекций по истории театра «Арт-мастерская» под руководством С.Н. Афанасьева

Курс лекций по нанесению грима Театр-школа «Образ»

Курсы подготовки режиссёров Санкт-Петербургская Школа Телевидения

Подготовка к вступительным экзаменам в театральные вузы и сузы Театр-студия «Южный полюс»

Семинары по сценографии и истории манер «Арт-мастерская» под руководством С.Н. Афанасьева

Летний театральный лагерь «Арт-мастерская» под руководством С.Н. Афанасьева

Курсы сценического фехтования Театр-студия «Южный полюс»

Курс «Музыкальный театр» «Арт-мастерская» под руководством С.Н. Афанасьева

Актерское мастерство для инвалидов по зрению Театр-студия «Южный полюс»

Результаты картирования показывают, что в Новосибирске эксклюзивные услуги направлены главным образом на профессиональную деятельность специалистов, например, курсы подготовки режиссёров рассчитаны только на людей, получивших высшее актерское образование. Такая эксклюзивная услуга, как курсы актерского мастерства для инвалидов по зрению, представляется одной организацией. В первом случае целевая группа потребителей резко уменьшается, а во втором - имеет место отсутствие обученных специалистов, способных работать с такой сложной группой, как незрячие дети-инвалиды.

В ходе исследования нами была выявлена только одна организация, которая использует данный метод и учит незрячих детей налаживать коммуникацию с миром сверстников и взрослых. Это театр-студия «Южный полюс», где имеется такая услуга, как обучение актёрскому мастерству инвалидов по зрению. Объяснение тому, что предоставление эксклюзивных услуг могут себе позволить далеко не все театральные организации, достаточно простое: эти услуги направлены больше на профессиональную деятельность некоторых групп людей, чем на массовое проведение досуга. Например, как уж было отмечено, на курсы подготовки режиссёров могут поступить только люди, имеющие высшее актерское образование, а для курсов актерского мастерства для инвалидов по зрению необходимы специальные знания у педагогов.

Таким образом, результаты картирования услуг театральных школ и студий выявили острую проблему, а именно: в деятельности новосибирских театральных школ

и студий недостаточно использованы социально-культурные технологии в работе с молодёжью, и прежде всего технологии театральной анимации. Это актуально в отношении детей и подростков с ограниченными возможностями. Хотя культурное образование молодёжи с помощью театральной анимации не только является занятием увлекательным, полезным для потребителя и прибыльным для предприятия, но и может решать социально значимые проблемы в обществе, способствуя более быстрой социализации и инкультурации различных групп детей и подростков.

Как показывают результаты наших исследований рынка услуг театральных школ и студий, услуги для подростков и молодых людей с какими-либо трудностями адаптации недостаточно распространены, особенно это относится к работе с подростками, имеющими проблемы со зрением.

Сегодня в г. Новосибирске существуют единицы организаций по работе с незрячими:

-Новосибирская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих;

-Ассоциация «Интеграция» - общественная организация слабовидящих и незрячих Российского Союза инвалидов;

-Новосибирская областная организация общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного знамени общество слепых»;

-множество филиалов ВОС (Всероссийское общество слепых); -Театр-студия «Южный полюс»;

-Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 39 для детей с нарушением зрения.

Изучая мировой и отечественный опыт, можно выделить следующие театральные организации, работающие со слепыми актерами. -театр слепоглухонемых «№ 1а§аа1» (Израиль); -театр «Комедианты» (Ярославская область); -театр «Прикосновение» (г. Ревда); -театр «Внутреннее зрение» (г. Москва); -театр «Надежда» (г. Иркутск); -театр «Театр равных» (г. Воронеж); -театральный коллектив «Светлячок» (г. Торжок);

-театр «Слова, слова...» (г. Пермь);

-театральный проект «Отдаленная близость» (г. Москва);

-театральный проект «Прикасаемые» (г. Москва);

-театр «Южный полюс» (г. Новосибирск).

Если говорить о Новосибирске, то сегодня наиболее активно взаимодействует с незрячими подростками и детьми старшего возраста театр «Южный полюс». Основным направлением деятельности молодёжного театра является культурное и театральное образование, осуществляющееся при помощи театральных постановок, в которых участники театра могут выразить свой творческий потенциал, не являясь при этом профессиональными актерами.

Театр-студия «Южный полюс» уже несколько лет занимается с незрячими детьми и подростками, адаптирует их к внешней среде посредством культуры и искусства. Цель «Южного полюса» - доказать окружающим, и в первую очередь самим незрячим, что инвалид - это не приговор. Главное, не жалеть себя, двигаться вперед -постоянно работать над собой, не прикрываясь тем, что ты не видишь.

В «Южном полюсе» введена практика интеграции незрячих подростков в спектакли труппы театра. В 2012 году вышел спектакль, созданный совместно театром-студией «Южный полюс» и школой-интернатом для слепых и слабовидящих детей №39, в основу которого легло произведение Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Это предшествовало реализации проекта по инклюзии незрячих детей в театральную деятельность.

Экспериментальный проект проходил на базе театральной студии «Южный полюс» в театральном сезоне 2014-2015 гг. и ознаменовался выпуском в июне 2014 года спектакля «Эквиты». В основу спектакля положены два литературных материала: «Повесть временных лет» (в переводе академика Д. С. Лихачева) и циклы стихотворений современного поэта Виктора Сосноры. Главный герой этого спектакля незрячий актер труппы театра «Южный полюс».

В целом проект осуществлялся в течение полугода и включал полный цикл из подготовительного этапа (образовательный курс, состоящий из тренингов, практик актерского мастерства, коммуникации с незрячими актерами) и заключительного этапа (постановка и выпуск спектакля). Тематические тренинги проходили с периодичностью три раза в неделю по пять часов, что позволило сформировать новое социокультурное

пространство, атмосферу доверия и принятия в коллективе и, в конечном итоге, успешно выпустить спектакль с участием незрячего актера.

Для сравнения остановимся на первом масштабном проекте социального театра в России, созданного в сотрудничестве Фонда поддержки слепоглухих «Соединение» и государственного Театра Нации и реализованного в 2015 году премьерой инклюзивного театра «Прикасаемые». Сегодня этот проект характеризуется продвижением в регионы. Концепции проектов несколько похожи - на подготовительном этапе проводятся тренинги, мастер-классы по актерскому мастерству, режиссуре и пр., лаборатории, и всё это с тематикой адаптации, интеграции, развития общих бытовых и профессиональных навыков слепоглухих участников. Главное же отличие спектакля «Прикасаемые» (г. Москва, г. Екатеринбург) от спектакля «Эквиты» («Южный полюс», г. Новосибирск) заключается в том, что московский проект - это спектакль слепоглухих, а не слепых, а следовательно, используемые технологии в работе сильно разнятся, поскольку данные категории инвалидов требуют большей вариативности в подходах, техниках и методиках.

Также в основе спектакля «Прикасаемые» лежит замысел - поднять вопрос о социализации таких людей, в виду чего подробно рассказываются истории слепоглухих, на сцене как зрячеслышащие, так и слепоглухие герои преодолевают страхи, сомнения, трудности взаимопонимания. «Прикасаемые» - это тот спектакль, где зрячеслышащие лишь проводники между миром слепоглухих и миром зрячеслышащих, они использовали сцену как кафедру, чтобы рассказать миру о своей проблеме, о том, как они научились жить, и всё это через спектакль. В новосибирском же проекте всё несколько иначе, и зрячие и слепые на самом спектакле - в равных условиях, делается акцент не на том, что они слепые, а на том, что они полноценные актёры, ведь для искусства неважно, какие у актера имеются ограничения по здоровью. Кроме того, есть отличие и по возрастному составу: если в проекте «Прикасаемые» слепоглухие герои спектакля принадлежат к разным поколениям, то в нашем проекте участвуют только дети-подростки, когда ещё можно скорректировать психоэмоциональные проблемы и комплексы незрячих инклюзивными методами.

В ходе социального эксперимента была поставлена ещё одна задача исследования, а именно: определить отношение здоровых людей к участию таких актеров, включая процесс подготовки и репетиций над спектаклем, понять, какое остается впечатление у зрителей от игры незрячих актеров. В качестве инструмента

решения этой задачи были использованы технологии социологических опросов. Так, были проведены опросы трех категорий респондентов: актеров, которые участвуют в спектакле вместе с незрячим актером, зрителей театра «Южный полюс», незрячих подростков старшего школьного возраста. С незрячими в основном проводилось интервью, а со зрителями и актерами письменное анкетирование с вопросами открытого типа.

В опросе актеров, участвующих в спектаклях с инвалидами по зрению, приняли участие 18 человек. Так, на вопрос о возможных затруднениях актеров в работе с незрячими актерами 14 человек ответили, что не испытывают затруднения вообще, один человек испытывает страх и смущение, а двое - испытывали неудобства вначале и даже боялись с ними работать, но после первого общения появилось осознание того, что это обычные люди и у них можно многому научиться. Все опрошенные актеры считают, что взаимодействие зрячих и незрячих актеров в процессе обучения театральному мастерству и в постановках необходимы, обосновав это тем, что это позволяет зрячим «открыть в себе новые возможности».

В опросе зрителей, посетивших спектакль с незрячим актером, участвовали 27 человек. С помощью опроса стояла задача выяснить, как относится к практике интегрирования в театральные постановки незрячих актеров потребитель - зритель, который приходит на спектакль. Важность именно этого опроса состоит в независимости оценки от личных связей и заинтересованностей.

В процессе опроса было составлено представление о впечатлениях зрителей от спектаклей с участием незрячего актера. В итоге, 21 респондент отметили, что получили положительное впечатление от работы незрячего актера на сцене, а 6 -испытали отрицательные эмоции, обосновав это тем, что они не хотят «смотреть на инвалидов, заплатив деньги за билет в театр». Из числа тех, кого впечатлила работа, практически третья часть и представить не могла, что перед ними на сцене слепой актер, полагая, что это роль актера по сценарию.

Для полноты картины был проведен, наверное, самый важный опрос - опрос среди незрячих старших школьников в количестве 26 человек.

Все респонденты (100%) ответили «Да» на вопрос «Хотели бы стать учениками театральной школы и обучаться вместе со зрячими сверстниками?».

Основные причины положительного ответа были указаны следующие: -желание узнать актерские техники и секреты; -желание красиво выглядеть и быть знаменитым;

-просто ради интереса;

-научиться вести себя на публике;

-желание сделать актерство своей профессией.

Как видно из проведенного опроса, незрячие подростки и дети старшего школьного возраста вполне расположены к культурно-образовательным курсам в театральной школе, а также к более частому посещению спектаклей, что характеризует театральную анимацию не только, как полезную, но и как желаемую, интересную технологию.

Полученные результаты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основной результат социального эксперимента - это успешная реализация пилотного проекта в театральном сезоне 2015-2106 гг. Спектакль с участием незрячего актера вошёл в текущий репертуар театра и пользуется повышенным спросом у зрительской аудитории Новосибирска как эксклюзивный феномен театральной жизни города.

Однако следует остановиться на проблемах, которые возникли в ходе дальнейшей реализации проекта. Это, прежде всего, проблема набора в театральную студию новых учеников из числа незрячих подростков из коррекционных школ и обучение их актерскому мастерству. К сожалению, из-за отсутствия дополнительного финансирования на оплату труда специального педагога по программе работы с незрячими детьми-подростками, обучение в театральной студии было приостановлено. Преподавателю, который занимался с незрячими по этой методике, не удалось довести курс обучения в целостный проект, привлекательный для инвесторов, в виду чего организация не может получить полноценное финансирование на дальнейшее развитие целей и задач пилотного проекта.

В результате, в театральной образовательной среде города ситуация с данным видом услуг ухудшилась. Как было выявлено в начале нашего исследования, театральные студии г. Новосибирска не могут предложить незрячим людям свои услуги, объясняя это сложностью работы и отсутствием необходимых условий, в первую очередь финансовых.

Нами была предпринята попытка определить необходимые условия для внедрения услуг театральной анимации в театральные студии и успешной социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Для этого необходимы следующие условия.

1. Наличие профессионального педагога, которого отличают следующие черты: творчество, артистизм, общекультурный и эстетический вкус, способность к экспромту и импровизации, ассоциативным связям, доступность в объяснениях. Он должен выступать в роли «переводчика» между «мирами» зрячих и незрячих.

2. Поддержка руководства театральной студии, наличие в репертуаре театра спектаклей, где незрячий актер сможет наиболее полно выразиться.

3. Внимание и стремление зрячих актеров работать с незрячими, с одной стороны, и равная степень прав и ответственности у всех актеров - с другой.

4. Дополнительные источники финансирования на основе грантовой поддержки или фандрайзинга.

Проведённое исследование даёт нам основание говорить о необходимости разработки комплекса технологий, позволяющих заниматься в театральных студиях и школах с незрячими актерами.

Ожидаемый эффект от внедрения комплекса технологий театральной анимации может быть выражен в следующем:

-обширная сеть театральных студий, в деятельности которых используются специальные технологии, привлечёт максимальное количество слабовидящих и незрячих детей, что повысит их шанс интегрироваться в творческую деятельность;

-в результате занятий в театральных студиях дети подросткового и старшего школьного возраста станут более адаптированными к социуму и культурной жизни;

-для театральных студий коммерческий эффект будет выражен в увеличении потребителей и, соответственно, прибыли;

-возрастет значимость «гуманистической», социальной составляющей в оценке деятельности предприятия на рынке театральных услуг, что будет способствует формированию его имиджа как социально ориентированного сервисного предприятия в культурно-досуговой сфере, а в общественном мнении такие организации будут выглядеть как неравнодушные к проблемам молодёжи в целом, и больных детей в частности, что явится, несомненно, конкурентным преимуществом.

Заключение

Итак, в ходе всех этапов проектной деятельности студентов по данной теме мы можем сделать вывод о характере наиболее эффективных технологий для целей социально-культурной реабилитации инвалидов по зрению. Для этого необходимо соблюдение следующих условий:

1) специфическая подготовка специалистов по работе с незрячими актерами, что возможно на основе применения ряда образовательных креативных методик и проектов, а именно: совместное обучение в театральной школе студии и т.д.;

2) внедрение креативных (творческих) технологий (развитие пластики, танца, вокала и т. п.) в среду общения таких детей со здоровыми детьми;

3) более активное использование диалогических, коммуникативные (общение в группе здоровых актеров в свободное время) и игровых технологий (проведение игр на тренировку внимания, памяти и реакцию);

4) совмещение социально защитных технологий (например, психологические и педагогические при участии социального педагога) с анимационными технологиями, в частности, технологиями театральной анимации;

5) совместная разработка с незрячими детьми-подростками проектов по проведению культурно-досуговых мероприятий, включающих необходимое условие -умение создавать программу мероприятия и сценарный план.

Экспериментальная модель театральной анимации в работе с незрячими подростками внедрена в практику социально-культурной деятельности г. Новосибирска, она может реально функционировать в условиях современного российского общества, являясь жизнеустойчивой, и быть востребованной другими учреждениями культуры. Предлагаемые нами технологии должны быть нацелены на комплексное решение задач социально-культурной реабилитации детей и подростков инвалидов по зрению и иметь комплиментарный (взаимодополняющий характер). И только в этом случае эффективность реализации подобных проектных моделей будет максимальной. Однако базовым ядром является технология театральной анимации, поскольку она отличается от других тем, что сочетает в себе подходы из разных практик арт-терапии и культурно-творческой деятельности и создает при соблюдении всех обязательных условий синергетический эффект в деле адаптации и социализации и ресоциализации личности ребенка-инвалида. Творческая энергетика людей, особенно в детском и подростковом возрасте, в принципе, считается обычно несовершенной, а детей-инвалидов в особенности, и потому так важно на стадии становления личности получить творческий импульс для её развития, для её успешной социально-культурной адаптации. Инклюзивные технологии театральной анимации, несомненно, имеют в этом плане большие перспективы, о чём свидетельствуют проведенные исследования, но при этом важно соблюдение принципов постоянства и непрерывности и

личностного подхода к процессу театрального обучения детей-инвалидов по зрению старшего школьного возраста.

Литература

1. Гозалова М.Р. Проектная деятельность как один из методов развития коммуникативной компетенции // Сервис в России и за рубежом. 2014. № 2 (49). URL: http://electronic-journal. rguts. ru/index. php?do=cat&category=2014_2 (дата обращения: 25.05.2016).

2. Загорская Л.М. Проектные технологии в подготовке специалистов по сервису и туризму // Сервисные технологии: теория и практика : сб. науч. трудов. Новосибирск, 2009. № 7. С. 33-37.

3. Загорская Л.М. Формирование социально-культурного пространства личности: теоретический и прикладной аспекты // Сервисные технологии: теория и практика: сб. науч. трудов. Новосибирск, 2011. № 3. С. 33-41.

4. Зверев П. А. Особенности анимационной деятельности с подростками: поиск новых технологий // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. 2014. Т.23, № 20 (191). С. 165-171. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-animatsionnoy-deyatelnosti-s-podrostkami-poisk-novyh-tehnologiy#ixzz49hFJy9MD (дата обращения: 25.05.2016).

5. Кантор В. З. Художественный потенциал инвалидов по зрению как проблема реабилитационной тифлопедагогики и тифлопсихологии (методологический аспект) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 100. С. 104-115. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennyy-potentsial-invalidov-po-zreniyu-kak-problema-reabilitatsionnoy-tiflopedagogiki-i-tiflopsihologii-metodologicheskiy (дата обращения: 15.06.2016).

6. Лоторева Е. В. Интеграция инвалидов по зрению в информационное общество // Общество: социология, психология, педагогика. 2011. № 1-2. С. 94-98. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-invalidov-po-zreniyu-v-informatsionnoe-obschestvo (дата обращения: 25.05.2016).

7. Назаркина В.А., Загорская Л.М., Штейнгольц Б.И. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие. Новосибирск: НГТУ, 2009. 84 с.

8. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. СПб.: СПГУП, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.