Научная статья на тему 'Художественно-творческая деятельность как средство социально-культурной реабилитации пациентов с пересаженным сердцем'

Художественно-творческая деятельность как средство социально-культурной реабилитации пациентов с пересаженным сердцем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ART / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ART-BASED CREATIVE WORK / АРТ-ТЕРАПИЯ / ART-THERAPY / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПАЦИЕНТЫ С ПЕРЕСАЖЕННЫМ СЕРДЦЕМ / HEART TRANSPLANT RECIPIENTS / ТРАНСПЛАНТОЛОГИЯ / SOCIOCULTURAL RECOVERY / TRANSPLANTOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганьшина Галина Васильевна, Сартори Анастасия Андреевна

В статье рассмотрены теоретические подходы к проблеме использования творческой деятельности людей с ограниченными возможностями здоровья в качестве дополнительного метода реабилитационного процесса. Авторы предполагают, что художественно-творческая деятельность, как одно из современных и перспективных направлений работы с людьми с ОВЗ, может быть введена в качестве средства социокультурной реабилитации в рамки реабилитационного процесса особой категории людей с ОВЗ пациентов с пересаженным сердцем. В статье обосновывается роль художественно-творческой деятельности в социально-культурной реабилитации, представляются результаты эксперимента по включению художественно-творческой деятельности в стандартный реабилитационный процесс находящихся в постоперационном периоде пациентов с пересаженным сердцем с описанием статистических данных, формулируются факторы, которые необходимо учесть при планировании дальнейшей целенаправленной работы с данной категорией пациентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ганьшина Галина Васильевна, Сартори Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART-BASED CREATIVE ACTIVITY AS A MEANS OF SOCIOCULTURAL RECOVERY OF HEART TRANSPLANT RECIPIENTS

The article deals with some theoretical approaches to involving physically challenged persons (PCP) in sociocultural activities, its being an additional recovery technique. The authors consider the art-based creative work to be a modern and promising trend in dealing with PCP and suggest it should be incorporated as a means of sociocultural recovery for heart transplant recipients, their being PCP-referred. The authors also give reason for art-based creative work becoming an integral part of sociocultural recovery The article presents some experimental results, including statistics, related to incorporating the above work in the standard recovery of above patients in the framework of the post-operative course, as well discusses the further steps to be taken towards working with heart transplant recipients.

Текст научной работы на тему «Художественно-творческая деятельность как средство социально-культурной реабилитации пациентов с пересаженным сердцем»

Педагогика

УДК 379.8.092.2

доцент, кандидат педагогических наук Ганьшина Галина Васильевна

Московский городской педагогический университет (г. Москва); аспирант Сартори Анастасия Андреевна

Московский городской педагогический университет (г. Москва)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С ПЕРЕСАЖЕННЫМ СЕРДЦЕМ

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические подходы к проблеме использования творческой деятельности людей с ограниченными возможностями здоровья в качестве дополнительного метода реабилитационного процесса. Авторы предполагают, что художественно-творческая деятельность, как одно из современных и перспективных направлений работы с людьми с ОВЗ, может быть введена в качестве средства социокультурной реабилитации в рамки реабилитационного процесса особой категории людей с ОВЗ - пациентов с пересаженным сердцем. В статье обосновывается роль художественно-творческой деятельности в социально-культурной реабилитации, представляются результаты эксперимента по включению художественно-творческой деятельности в стандартный реабилитационный процесс находящихся в постоперационном периоде пациентов с пересаженным сердцем с описанием статистических данных, формулируются факторы, которые необходимо учесть при планировании дальнейшей целенаправленной работы с данной категорией пациентов.

Ключевые слова: искусство, художественно-творческая деятельность, арт-терапия, социокультурная реабилитация, пациенты с пересаженным сердцем, трансплантология.

Annotation. The article deals with some theoretical approaches to involving physically challenged persons (PCP) in sociocultural activities, its being an additional recovery technique. The authors consider the art-based creative work to be a modern and promising trend in dealing with PCP and suggest it should be incorporated as a means of sociocultural recovery for heart transplant recipients, their being PCP-referred. The authors also give reason for art-based creative work becoming an integral part of sociocultural recovery The article presents some experimental results, including statistics, related to incorporating the above work in the standard recovery of above patients in the framework of the post-operative course, as well discusses the further steps to be taken towards working with heart transplant recipients.

Keywords: art, art-based creative work, art-therapy, sociocultural recovery, heart transplant recipients, transplantology.

Введение. Сегодня мировая практика реабилитации уделяет значительное внимание использованию творческой деятельности пациентов в качестве дополнительного метода при лечении различных заболеваний. Эксперименты и наблюдения специалистов разных профилей по изучению результативности и многоаспектности использования творческой активности в реабилитационном процессе в настоящее время становятся одним из наиболее перспективных направлений реабилитологии. В научной литературе используется множество альтернативных контекстуальных синонимов творческой активности личности, среди которых изобразительная деятельность, творческое самовыражение, художественное творчество и др. Наиболее наполненным среди них, на наш взгляд, является понятие художественного творчества, представленное в энциклопедическом словаре в качестве одного из значений термина «искусство» и включающее литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, музыку, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира [5]. Согласно идее, отраженной в работе А.Ш. Амиржановой, художественно-творческая деятельность имеет два направления: процесс изображения, создания художественного изображения автором (художественно-изобразительное творчество) и процесс восприятия выработанного художественного образа зрителем (художественное сотворчество с автором) [1, с. 202].

Целью данного исследования является обоснование роли художественно-творческой деятельности в социально-культурной реабилитации пациентов с пересаженным сердцем.

Материалы и результаты исследования, их обсуждение. Вовлечение людей с ограниченными возможностями здоровья в социокультурную жизнь общества сегодня является одной из важнейших задач государственной политики. Одним из инструментов для достижения этой задачи является процесс реабилитации, направленный на достижение и поддержание оптимального физического, интеллектуального, психологического и социального здоровья и призванный обеспечить возможность изменить жизнь в сторону более высокого уровня независимости. Важным является аспект, сформулированный в научной работе коллектива авторов - «эффективная помощь и поддержка людей с ограниченными возможностями здоровья способствует возвращению больных и инвалидов (детей и взрослых) к общественно полезной деятельности, формирует у них позитивного отношения к жизни, учебе, семье» [2].

Упоминания об использовании изобразительной деятельности в работе с душевнобольными пациентами в психиатрических учреждениях можно найти уже с конца XIX века. Достоверно известно, что позже на базах крупных психиатрических клиник стали организовываться специальные художественные студии, где пациенты могли систематично заниматься творчеством под наблюдением специального персонала -художников, арт-педагогов. Это оказало влияние на формирование и развитие отдельного направления - арт-терапии, которая к настоящему моменту согласно международной классификации ECArTE (European Consortium for Arts Therapies Education) является одним из четырех столпов терапии искусством [16], представляющим изобразительное искусство. Сегодня за рубежом во многих медицинских учреждения арт-терапевт является отдельной штатной единицей.

Резюмируя выдержки из официальных документов Российской Арт-терапевтической ассоциации [12, 11], можно отметить, что акцент на тесной связи арт-терапии с клинической практикой и необходимость обязательной подготовки со специализацией по креативной терапии искусством ограничивает специалистов немедицинских профилей в использовании данного термина, а также работе в данном ключе. Здесь же привлекается внимание к тому факту, что термин «арт-терапия» имеет множество не свойственных его

сущности значений, что препятствует развитию арт-терапии как одной из форм помогающей деятельности с присущими ей стандартами и нормами профессионального образования и практической работы [12, с. 4].

Обращаясь к вопросу возможности использования термина «арт-терапия» для обозначения работы с художественно-творческой активностью пациентов в реабилитационном процессе в медицинских учреждениях различных профилей, необходимо принять во внимание, что в официальном документе РОО «Арт-терапевтическая ассоциация», разъясняющем статус арт-терапии, стандарты деятельности и подготовки арт-терапевтов, подчеркивается, что специалисты таких профессий как педагоги, художники и пр., использующие в работе поддерживающий или развивающий потенциал искусства, не могут претендовать на результат в форме психологической или лечебной помощи, что является неотъемлемой частью арт-терапевтического процесса [12, с. 4].

В отечественной литературе арт-терапия рассматривается преимущественно в качестве педагогической технологии в работе с различными категориями населения. Например, Ю.С. Моздокова рассматривает арт-терапию как инструмент социокультурной реабилитационной работы с инвалидами; как технологию, «основанную на использовании возможных средств изобразительного искусства» [11, с. 8]. Что касается категории «социокультурная реабилитация», то она, как отмечает автор в другой работе, является достаточно новым, но уже получившим признание (в том числе среди медицинских работников) видом в комплексе мероприятий, образующих реабилитационный процесс; ее появление вывело на первый план тезис, что «только социальными или медицинскими мерами невозможно полноценно помочь человеку с ограниченными возможностями здоровья интегрироваться в общество» [10, с. 41]. Здесь же отмечается, что на данный момент четко сформулированная концепция социально-культурной реабилитации еще не создана, но в этом направлении ведется активная работа. Наиболее распространённым определением понятия «социокультурная реабилитация» является вариант, предложенный Л.В. Мерцаловой — это «комплекс мероприятий (включающих культурологические механизмы), направленных на возвращение (создание) психологических механизмов, способствующих постоянному внутреннему росту, развитию, и, в целом восстановлению культурного статуса инвалида как личности» [9, с. 63]. Э.Н. Демина считает социокультурную реабилитацию важным элементом реабилитационной деятельности, так как она «удовлетворяет блокированную у инвалидов потребность в информации, в получении социальных, культурных услуг, в доступных видах творчества» [11, с. 46].

В разработанном Ю.С. Моздоковой атласе социокультурных технологий, предназначенных для социально-культурной реабилитации инвалидов, отмечается важная роль терапии средствами искусства и культуры в обеспечении системности и комплексности различных реабилитационных мероприятий [11, с. 4]. В рамках реализации программ социокультурной реабилитации автор предлагает использовать комплексные методики (например, занятие рисунком в сочетании с музыкой, светом и др.) [11, с.11]. Т.Г. Ковкова и Ю.Н Рюмина также указывают на то, что «использование средств культуры и искусства способствует реабилитации инвалидов, ускорению их социальной интеграции и возрастанию их трудовой активности» [7, с. 3]. Также мы считаем важной позицию Г.В. Ганьшиной и Е.В. Шляпиной, отмечающих, что опыт включения культурного компонента в социально-культурную деятельность населения убедительно доказывает возможность целесообразной и адекватной помощи людям, переживающим гамму психологических кризисов [3, с. 957].

Среди общего количества людей, переживающих психологические кризисы и имеющих ограничения по здоровью и/или инвалидность, в особую категорию можно пациентов с пересаженным сердцем. Пересадка сердца имеет огромное социальное значение - предоставляет людям «право на вторую жизнь». Большинство реципиентов с трансплантированным сердцем, прошедших полную медицинскую реабилитацию, вновь возвращаются к полноценному образу жизни. Однако, как показывают немногочисленные исследования в области изучения психоэмоционального состояния реципиентов после трансплантации сердца в постоперационный период, не все реципиенты донорского сердца оказываются в состоянии справиться с тем, что «вторая жизнь» будет иной: постоперационный период приносит инвалидность, и, как следствие, определенные ограничения здоровья и возможностей. Как отмечает Н.Ф. Климушева, тема психологической реабилитации, направленной на полное возвращение пациентов для привычного устоявшегося функционирования на различных социальных уровнях крайне актуальна в настоящее время, особенно в разрезе такой инновационной области медицины, как трансплантология [6, с. 99].

Учитывая вышесказанное, мы предполагаем, что художественно-творческая деятельность может быть введена в рамки реабилитационного процесса пациентов с пересаженным сердцем не в рамках арт-терапии (т.е. без учета свойственных арт-терапевтическому вмешательству особенностей психотерапевтической среды, психотерапевтических и групповых отношений, различных художественных материалов и форм художественной экспрессии [12, с. 7]), а в качестве средства одного из компонентов реабилитационного процесса - социокультурной реабилитации. Важно принять во внимание, что необходимыми для выполнения данной задачи компетенциями обладает подготовленный специалист направления «социально-культурная деятельность», в частности технолог социально-культурной деятельности [13; 14].

Нами был организован эксперимент по включению художественно-творческой деятельности в стандартный реабилитационный процесс находящихся в постоперационном периоде пациентов с пересаженным сердцем. В рамках настоящего эксперимента рисуночная проективная методика «Нарисуй свое имя» была временно включена в программу реабилитации находящихся в постоперационном периоде пациентов с трансплантированным сердцем на базе одного из федеральных трансплантационных центров. Всего в эксперименте приняло участие 10 реципиентов донорского сердца, из них 4 женщины и 6 мужчин. С каждым участником группы индивидуально было проведена одна встреча продолжительностью 40 минут. Встреча включала в себя устную беседу-знакомство, работу с проективной методикой и обсуждение полученных результатов. На первой встрече с пациентами проводилась устная беседа-знакомство, позволяющая субъективно оценить самочувствие и настроение пациента в настоящий момент и в целом, получить значимую для исследования информацию по «опорным точкам». Под «опорными точками» мы понимаем ряд необходимых данных для формирования картины первоначального общего состояния исследуемого пациента. Полученные результаты мы обобщили и представили в Таблице 1:

Таблица 1

Сводная таблица основных данных по беседе-знакомству

Д. Т. П. Л. Ал. Г. И. Ар. О. К.

Пол ж ж ж ж м м м м м м

Возраст 35 42 60 67 48 52 60 33 44 41

Причина ПН-1Т Ос-1Т 1Т Ос-1Т ПН-1Т 1Т 1Т Ос-1Т 1Т 1Т

Работа + - - - + - + + + +

Семья + + + + + + + + + +

Планы - - - - + + + + + -

Впечатление - - - - + + + + + +

Необходимо отметить, что 50% испытуемых находятся в отделении после первичной трансплантации сердца (1Т); 20% находятся на плановом наблюдении после определенного промежутка с момента проведения операции (ПН-1Т); 30% лежат в отделении с осложнениями после первой трансплантации (Ос-1Т).

Из всех вышеперечисленных «опорных пунктов» контрольным мы считали признак «Впечатление», под которым имелось в виду общее впечатление от психоэмоционального состояния пациента в момент первичной беседы-знакомства и его настрой относительно дальнейших планов. Согласно полученным данным, можно отметить, что здесь активизировался гендерный фактор - состояние женщин оказалось более подавленным - они жаловались на плохое самочувствие, были крайне неразговорчивы, принимали закрытые позы. При этом следует отметить, что 50% женщин вступили в контакт охотно, рассказав о самом плохом за время пребывания в Центре случае, остальные отвечали односложно и не хотели продолжать беседу. Установить контакт с этой частью женской группы удалось через близкую им тему - дети и предыдущая работа. Также 100% женщин в представлении постоперационной жизни отметили отказ от дальнейшей работы, 50% из них дополнительно подчеркнули, что боятся оказаться обузой для семьи. Нами было отмечено общее ощущение их внутренней потерянности - «я не знаю, чем я буду теперь заниматься», «нет никаких ощущений», «наверное, буду просто сидеть дома» и т.д. В отличие от женщин, мужчины были настроены позитивно, открыто шли на контакт, улыбались, рассказывали о своих планах и т.д. О желании обязательного возврата к своей основной деятельности - в основном, работе (за исключением пенсионера, который и до этого занимался хобби) - сообщили 100% мужчин. О своих физических ощущениях никто из них не упомянул, зато все в той или иной форме отметили, что эта операция не несет для них никакой психологической нагрузки и является плановым моментом в их жизни. Нами было отмечено общее ощущение их оптимизма и настроя на дальнейшую деятельность - «скорее продолжить работу, я жить без нее не могу», в том числе и на проведение большего количества времени в кругу семьи - «через 25 дней я буду праздновать с семьей Новый год», «посвящу себя воспитанию внука», «я жалею, что мало проводил времени с семьей» и др.

После беседы мы перешли к выполнению творческой техники «Нарисуй свое имя». Здесь нам кажется уместным отметить предварительный скептицизм участников эксперимента в отношении необходимости включиться в художественно-творческую деятельность и что-то нарисовать. Инструкция звучала следующим образом: «Пожалуйста, изобразите Ваше имя на бумаге - каким Вы его видите?». В качестве изобразительных материалов для техники на выбор были предоставлены фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки, краски акварельные и гуашь. 100% участников исследования выбрали в качестве предпочтительного материала фломастеры. Полученные результаты мы обобщили и представили в Таблице 2:

Таблица 2

Сводная таблица особенностей рисунков пациентов по методике «Нарисуй свое имя»

Тип Лист Расположение Цвет Особенности

Д. Надпись Горизонтально Сверху слева Оранжевый -

Т. Надпись + Вертикально Сверху слева Коричневый Красный цветочек на заглавной букве

П. Рисунок Горизонтально Посередине слева Голубой Птица - гусь

Л. Надпись Горизонтально Сверху слева Розовый -

Ал. Надпись + Вертикально Сверху посередине Зеленый Буквы витиеваты

Г. Надпись Горизонтально Сверху слева Красный -

И. Другое Вертикально По всему листу по центру Синий Роспись и стих

Ар. Надпись Горизонтально Посередине слева Синий -

О. Надпись Горизонтально Сверху слева Зеленый -

К. Надпись Вертикально Посередине слева Синий -

Описывая полученные данные и выделяя на их основе особенности рисунков пациентов, можно отметить, что 60% просто написали свое имя печатными буквами; 20% придали написанному имени некий атрибут (например, витиеватые буквы или цветочек на заглавной букве), один участник (10%) символически изобразил свое имя в виде птицы - гуся, один участник (10%) расписался и написал на весь лист стихотворение собственного сочинения о важности своей жизни. Нужно отметить тот факт, что, несмотря на наличие инструкции (символически абстрактно изобразить свое имя), 90% участников эксперимента прописали его буквами. По расположению листа особенных взаимосвязей нам выделить не удалось, 60%участников расположили лист горизонтально, остальные 40% - вертикально. По расположению рисунка

на листе можно отметить такую особенность, что 80% изображений расположены в левой части листа (из них 70% вверху, 30% посередине); 10% изображений оказались сверху посередине и оставшиеся 10% распределились практически на весь лист. Комментируя особенности выбора цвета, хочется отметить, что 75% женщин выбрали цвета, относящиеся к теплой гамме (оранжевый, коричневый, розовый); оставшаяся — предпочла холодный голубой; 84% мужчин предпочли цвета холодной гаммы - синий, голубой и зеленый; один человек, представляющий оставшиеся 16%, выбрал красный цвет. Расположение рисунков на листе бумаги преимущественно в верхней левой части листа свидетельствует об ощущении «тяжести борьбы и относительной недостижимости цели», «склонности испытуемых к уходу от действительности и наличию защитных механизмов по типу фантазирования», «представляет прошлое, пережитое, ... разногласия с самим собой, проблемы идентичности, уход в себя» [8, с. 55-56]. Возможно, это связано с тем, что в настоящее время активность участников эксперимента ограничена, ритм жизни изменен, послеоперационное будущее представляется довольно туманным.

Резюмируя полученные данные, в качестве рекомендации к планированию дальнейшей целенаправленной эффективной работы с художественно-творческой активностью реципиентов с трансплантированным сердцем можно предложить учет следующих факторов, имеющих влияние на процесс работы и ее результат:

- гендерный фактор: в работу с женской частью необходимо включить «интроориентированный» подход, сделав основной упор на внутреннее состояние, формулировать будущие перспективы «послеоперационной жизни», искать и активизировать внутренние ресурсы и др. В работу с мужской частью группы включить «экстраориентированный» подход, закрепив позитивное эмоциональное состояние, детализировать и вербализировать постоперационную жизнь и т.д.);

- причина нахождения в стационаре: нахождение после первичной/вторичной трансплантации, плановый осмотр через некоторое время после первой трансплантации, пребывание в связи с осложнениями после первичной/вторичной трансплантации (учет особенностей каждого направления позволит подбирать соответствующие состоянию пациента варианты художественно-творческой работы и наиболее эффективно воздействовать на личность пациента).

Обобщая результаты встреч со всеми пациентами, необходимо отметить, что активизация художественно-творческой активности пациентов, в сочетании с предварительной беседой, оказали на них положительный эффект - к концу встречи каждый участник эксперимента был настроен более позитивно, и, несмотря на исходный скептицизм и недоверие к происходящему, высказал желание участвовать в дальнейшем во встречах с включением творческих заданий.

Выводы. Художественно-творческая деятельность является эффективным средством социокультурной реабилитации людей с пересаженным сердцем. Организованный нами эксперимент по включению художественно-творческой деятельности в стандартный реабилитационный процесс находящихся в постоперационном периоде пациентов с пересаженным сердцем получил положительный отклик среди пациентов. Художественно-творческая активность пациентов, неформальное общение позитивно сказались на их самочувствии, улучшилось настроение, участники эксперимента проявили желание продолжать творческие встречи. В качестве рекомендаций для дальнейшей целенаправленной работы, направленной на социально-культурную реабилитацию людей с трансплантированным сердцем средствами художественно-творческой деятельности, необходимо учитывать такие факторы, как гендерные различия и причину нахождения пациентов в стационаре, что оказывает непосредственное влияние на процесс и результаты реабилитационной деятельности.

Литература:

1. Амиржанова А.Ш. Критерии, показатели, уровни в процессе профессиональной подготовки студентов специальности «Декоративно-прикладное искусство» // ОНВ. 2011. — №2 (96). — с. 202-204.

2. Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В., Муравьева Ж.В. Организация досуга детей с ограниченными возможностями здоровья средствами социально-культурной анимации. Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 6; — URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=25544 (дата обращения: 18.02.2017)

3. Ганьшина Г.В., Шляпина Е.Д. Социально-культурная анимация как конструктивный способ преодоления социального отчуждения личности. Экономика и предпринимательство. 2015. — №6-3 (59-3). 1180 с. — С. 956-960.

4. Демина Э.Н. Основные принципы и содержание мероприятий при разработке социального компонента индивидуальной программы реабилитации и абилитации // Профилактическая и клиническая медицина. — 2016. — №2 (59). — С. 44-48.

5. Искусство // Большой Энциклопедический словарь. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/141830/%D0%98%D0%A1%D0%9A%D0%A3%D0%A1%D0%A1%D0%A2 %D0%92%D0%9E

6. Климушева, Н.Ф. Психологическая реабилитация пациентов с трансплантированными органами в послеоперационный период / Н.Ф. Климушева, Л.Т. Баранская, Т.В. Шмакова // Вестник ЮУрГУ. — Серия «Психология». 2013. — Т. 6, № 4. — С. 99-105.

7. Ковкова Т.Г. и Рюмина Ю.Н Специфика социальной работы с молодыми инвалидами в стационарном учреждении // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-4-48.pdf

8. Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. — СПб.: Речь, 2006. — 332 с.

9. Мерцалова Л. В. Социокультурная реабилитация как одно из направлений социальной работы // Материалы I Международной научно-практической конференции. Том I. — Новосибирск, 2001.— 363 с.

10. Моздокова Ю.С. Развитие технологий социокультурной реабилитации инвалидов как потребность общества // Социальная политика и социология. 2011. — № 10 (76). — С. 40-47.

11. Моздокова Ю.С. Социально-культурная реабилитация инвалидов: Атлас технологий. — Тюмень: Вектор Бук, 2012. — 144 с.

12. Резолюция участников 11-ой конференции «Арт-терапия сегодня. Методы арт-терапии в образовании, медицине, социальной работе» // Российская арт-терапевтическая ассоциация. — URL: http://rusata.ru/proshedshie_sobytiya?view=52040801 (дата обращения: 26.12.2017).

13. РОО «Арт-терапевтическая ассоциация», Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига. Арт-терапия и арт-терапевты: статус, стандарты деятельности и профессиональной подготовки. СПб., 2015. 24 с. — URL: http://rusata.ru/d/263056/d/15387459.pdf

14. Мартиросян Р.М., Чаган Н.Г. Значение миссии в деятельности творческих организаций // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 5 (66). С. 287-288.

15. Чаган Н.Г., Мартиросян Р.М. "Электронное развитие" современного информационного общества // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67). С. 122-124.

16. ECArTE (European Consortium for Arts Therapies Education). — URL: http://www.ecarte.info/ (дата обращения 24.12.2017).

Педагогика

УДК: 378.2

старший преподаватель Гасаненко Елена Александровна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); доктор педагогических наук, доцент ВАК, профессор Пономарёва Любовь Дмитриевна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, кандидат энциклопедических наук, доцент Царан Александр Александрович

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В статье рассматривается профессиональный имидж студента, как одна из необходимых составляющих будущей профессиональной деятельности выпускника технического вуза. Представлена содержательная характеристика профессионального имиджа, подробно рассмотрены составляющие профессионального имиджа студента технического вуза (внешний вид, профессиональная коммуникация, самопрезентация, профессиональная этика). Рассмотрены и охарактеризованы ресурсы по формированию профессионального имиджа.

Ключевые слова: профессиональный имидж, профессиональный имидж студента технического вуза, профессиональная коммуникация, самопрезентация, профессиональная этика, ресурсы по формированию профессионального имиджа.

Annotation. The article considers the professional image of the student as one of the necessary components of the future professional activity of a technical university graduate. A substantial characteristic of the professional image is presented, the components of the professional image of the student of a technical university (appearance, professional communication, self-presentation, professional ethics) are considered in detail. The resources for the formation of a professional image are considered and characterized.

Keywords: professional image, professional image of a technical university student, professional communication, self-presentation, professional ethics, resources for forming a professional image.

Введение. Современная профессиональная среда является гибкой системой с постоянно изменяющимися требованиями к техническому специалисту. В связи с переходом на новый виток экономического развития будущий технический специалист - выпускник технического вуза сталкивается с большой конкуренцией на рынке труда. Успешное окончание высшего учебного заведения не всегда гарантирует трудоустройство молодого специалиста. Наряду с профессиональными компетенциями, будущий технический специалист должен обладать правильно сформированным профессиональным имиджем, который способствует успешному трудоустройству и дальнейшему продвижению выпускника технического вуза по карьерной лестнице.

Очевидно, что суждение о человеке вынесенное на основании его внешнего вида и поведения не всегда бывает справедливым, но именно эти факторы напрямую влияют на то впечатление которое выпускник технического вуза произведет на будущего работодателя.

Изложение основного материала статьи. У выпускника технического вуза есть только одна возможность произвести положительное первое впечатление на работодателя. На собеседовании общее впечатление о претенденте формируется в соответствии с его профессиональным имиджем, его манерами и коммуникационными способностями. Общее впечатление в свою очередь приводит к решению о том является ли кандидат подходящим на должность или нет. Таким образом профессиональный имидж влияет не только на первое впечатление, но и на дальнейшее продвижение по карьерной лестнице. При произведении первого положительного впечатления профессиональный имидж может сглаживать некоторые личностные девиации высветляя положительные стороны претендента [1].

Профессиональная среда требует от будущего специалиста определенного поведения, проявления личностных качеств и внешнего вида, навыков общения не только с техникой но и с коллегами. Следовательно, значение профессионального имиджа может быть существенным в профессиональном мире и студенту технического вуза необходимо разработать и в дальнейшем придерживаться определенных личных стандартов своего профессионального имиджа.

Профессиональная среда более консервативна и к специалисту предъявляются определенные требования в соответствии с его должностью. Эффективное соответствие ожиданиям и требованиям работодателя является значительным фактором в карьерном росте выпускника технического вуза.

Необходимо признать важность профессионального имиджа и его влияние на уверенность в себе при взаимодействие с коллегами, клиентами в профессиональной среде.

Профессиональный имидж рассматривается в двух главных областях: внешние характеристики выпускника технического вуза и его профессиональные качества личности. В области внешних

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.