виями для образования интеллектуальных, моральных и других качеств, которые составляют сущность социализированной личности.
Нами было уже подчеркнуто, что школьные трудовые объединения старшеклассников это и есть «маленькие ячейки» общества. Всесторонняя деятельность старшеклассников может только осуществляться в коллективе школьных трудовых объединений старшеклассников. Таким образом, мы определенно можем заявить, что не может быть всестороннего развития личности, если нет активных действий в коллективном труде.
Таким образом, органическая взаимосвязь убеждений, знаний и чувств старшеклассников в коллективе является признаком сознательного отношения к жизни, высокой социальной зрелости и твердости характера личности. В этом деле немаловажное значение имеет повышение ответственности школы за воспитание новой смены. Без постоянного всестороннего воздействия школы на подростка нельзя воспитывать такие качества личности, как активная гражданская позиция в жизни, организованность и дисциплина в труде. Поэтому повседневный производственный труд старшеклассников - базовое условие формирования социальной закалки человека. Она вырабатывает твердость характера, способность преодолевать трудности в процессе производственного труда, что подтвердил педагогический эксперимент.
Бельтикова Марина Дмитриевна
Зав. отделением социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», г. Иркутск, Россия Магистрант ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», Иркутск, Россия
УДК 376 ББК 74.3
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОБЛАСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (ОГБУСО) «РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ» Г. ИРКУТСКА)
В статье представлен опыт социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями на примере работы педагогического коллектива ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». Рассматривается сущностная характеристика понятия «социокультурная реабилитация». Описаны занятия в Зоогалерее, организация театрализованной и музыкальной деятельности, изотерапия и процесс привития навыков ручного труда как составляющие комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Ключевые слова: социокультурная реабилитация; дети с ограниченными возможностями; комплексная реабилитация детей с ограниченными возможно-
стями; занятия в Зоогалерее; театрализованная и музыкальная деятельность; изотерапия; ручной труд.
SOCIAL AND CULTURAL REHABILITATION OF DISABLED CHILDREN (THE PRACTISE OF THE REGIONAL STATE SOCIAL SERVICE
AGENCIES (OGBUSO) "REHABILITATION CENTER FOR DISABLED CHILDREN AND TEENAGERS" IRKUTSK)
The article generalizes the experimental findings of social and cultural rehabilitation of children with special education needs of OGBUSO teachers of "Rehabilitation Center for disabled children and teenagers". The essential characteristic of the concept of "social and cultural rehabilitation" is also considered. The item describes the classes in Zoo galleria and organization of theatrical and musical activities as well as isotherapy process and manual skills development as part of a complex process of rehabilitation of children with special education needs.
Key words: social-cultural rehabilitation; children with special education needs; complex rehabilitation of disabled children; lessons in Zoo galleria; theatrical and musical activities; isotherapy; manual skills development.
В современном обществе исследованиями социокультурной реабилитации занимаются специалисты разных областей науки: психологии, философии, социологии, педагогики, медицины и др. Исследователи изучают этапы, факторы, стадии, аспекты социальной реабилитации.
В педагогике социокультурная реабилитация людей с ограниченными возможностями в общем виде рассматривается как комплекс мероприятий (включающих культурологические механизмы), направленных на возвращение (создание) психологических механизмов, способствующих постоянному внутреннему росту, развитию и, в целом, восстановлению культурного статуса инвалида как личности. По мнению Л.В. Мерцаловой «инвалид, приобщаясь к культуре становится частью культурного сообщества» [Мерцалова, 2001, с. 63].
Ю.С. Моздокова и А.В. Лебедев определяют социокультурную реабилитацию как, во-первых, процесс; во-вторых, комплекс мероприятий, целью которого является оказание помощи инвалиду в достижении и поддержании оптимальной степени участия в социальном взаимодействии и направленный на обеспечение позитивных изменений в образе человека, интеграцию его в общество [Моздокова, Лебедев, 2012, с. 3].
И.А. Барабошина характеризует понятие «социокультурная реабилитация» как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений [Барабошина, 2006, с. 7].
Наиболее точно определён процесс социокультурной реабилитации в исследовании О.А. Шабановой: «Социокультурная реабилитация - это система организационных приемов и методов воздействия средствами культурно-досуговой
деятельности и/или предоставления услуг, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями» [Шабанова, 2011, с. 28]. Автор также рассматривает социокультурную реабилитацию как «комплекс мероприятий и условий, позволяющих адаптироваться инвалидам в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой, находить и использовать нужную информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь... Это не просто включение инвалида в досуговое окружение, но и формирование у него качеств, позволяющих использовать различные формы досуга» [Там же, с. 32]. Такая трактовка процесса социокультурной реабилитации позволяет более успешно организовать реабилитацию детей с ограниченными возможностями.
Эффективность процесса социокультурной реабилитации поддерживается рядом принципов. По мнению Е.Л. Луценко, сновными принципами социокультурной реабилитации являются: «индивидуализация, адресность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность и целостность, своевременная коррекция дефекта с учетом изменения психосоматического состояния ребенка с ограниченными возможностями» [Луценко, 2007, с. 22]. Эффективность социокультурной реабилитации также зависит от оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями. Для этого реализуются различные средства. Например, такие как лекотека, программа раннего развития ребёнка и др. Данные средства предполагают раннее оказание помощи семьям детей с ограниченными возможностями.
Анализ научной литературы по проблемам социокультурной реабилитации показывает, что исследователи уделяют значительное внимание медикосоциальной реабилитации, а также системе социальной защиты прав детей с ограниченными возможностями, а вопросы, связанные с введением детей в культурное сообщество освещаются не в полной мере.
Дети с ограниченными возможностями лишены полноценного культурного развития из-за отсутствия условий в обществе, а также они лишены возможности на равных с другими детьми удовлетворять свои культурные потребности, творчески развиваться и самореализовываться.
Обратимся к опыту работы педагогического коллектива ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Иркутска. Социокультурные мероприятия на базе ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (далее по тексту Центр) являются обязательным условием комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Участие в социокультурных мероприятиях - детских фестивалях, конкурсах, турнирах, посещение музеев, театров, кинотеатров, библиотек - для детей с ограниченными возможностями становится отправной точкой к активному образу жизни, способствует развитию их творческого потенциала и повышению социальной активности.
Центром накоплен огромный опыт проведения занятий и мероприятий творческой, развлекательной, досуговой и просветительской направленности, ориентированной на развитие интересов и возможностей различных групп детей с ограниченными возможностями.
Одним из наиболее значимых средств социокультурной реабилитации является реабилитация детей в Зоогалерее. В Центре создан живой уголок, где находятся комнатные растения и домашние животные. Дети с ограниченными возможностями постоянно общаются с обитателями живого уголка. У них есть свои любимые животные и растения. Через организацию ухода и наблюдения за животными и растениями, дети с ограниченными возможностями привлекаются к труду и получают определенные природоведческие знания. Занятия экологической реабилитации направлены на формирование активной жизненной позиции, воспитание социально - активной личности, способной любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней. Выращивание цветов приносит радость и оказывает огромное воспитательное влияние на детей с ограниченными возможностями. Умение замечать и оценивать красоту внешнего вида растения, форму, окраску его цветов и листьев, развивает у детей эстетические чувства, желание ухаживать за растениями. Приобщая ребенка к миру природы, мы помогаем развитию его личности в целом. При наблюдении, т.е. при целенаправленном сосредоточивании внимания на том или ином признаке растения, у ребенка с ограниченными возможностями развивается мышление, это является существенным условием готовности к социальной реабилитации.
Следует отметить, что общение с живой природой вызывает у детей с ограниченными возможностями общее состояние гармонии и душевного равновесия. Очень часто на занятия в Зоогалерею приводят детей после неприятных или болезненных процедур, когда они плачут, нервничают, но попадая в кабинет с растениями и животными, они быстро забывают о пережитом. Прививая любовь к растениям и животным, мы привлекаем детей к посильному труду. Для того, чтобы труд ребенку был в радость и, поручения охотно выполнялись, взрослые должны вести себя гибко, без назиданий. Уход за растениями и животными чрезвычайно важен для воспитательного процесса и имеет гуманистический смысл, понимание, что от ребёнка зависит жизнь живых существ. Ребенок трудится вместе со взрослым. При этом взрослый делает основную работу, а ребенок выполняет лишь несложные действия: держит лейку, тряпку, приносит их, наполняет водой лейку, сам поливает некоторые растения, т.е. делает посильную для него работу. Дети с ограниченными возможностями эмоционально реагируют на животных Зоогалереи. Им нравится наблюдать, кормить и ухаживать за животными. Иногда дети проявляют агрессию или безразличие к животным и растениям, таким детям педагоги стараются помочь занимаясь с ним в Зоогалерее.
Родителям, чьи дети проявляют агрессию по отношению к живой природе, педагоги дают следующие рекомендации:
- читать детям книги о природе (В.В. Бианки, М.М. Пришвина, Е.И. Чарушина, К.Г. Паустовского и др.);
- завести домашнее животное и ухаживать вместе с ребенком за ним;
- построить кормушки для птиц и подкармливать их.
Родителям, чьи дети равнодушны к природе рекомендуется:
- чаще бывать на природе, привлекая внимание ребенка к красоте окружающего мира;
- вырастить вместе с ребенком комнатное растение;
- посетить Зоогалерею, зоопарк, Музей природы и т.д.
Проводимая работа оказывает влияние и на родителей: они принимают активное участие в различных праздниках, заботятся о домашних животных, читают с детьми книги о животных и растениях, а в выходные дни выезжают на природу. Ухаживая за растениями и животными, дети с ограниченными возможностями становятся более ответственными, у них проявляется милосердие, формируется экологическое сознание и происходит социальная адаптация. В помощь родителям педагогами постоянно проводятся консультации групповые и индивидуальные по выращиванию, размножению комнатных и садовых растений, по уходу за аквариумом и домашними питомцами. В рамках социокультурных мероприятий педагоги организуют для детей экскурсии в фермерское хозяйство п. Марково, Зоогалерею, в микрозоопарк «Голубая канарейка», Музей природы, Нерпинарий г. Иркутска.
Озеленение Центра играет важную роль в эстетическом и нравственном воспитании детей. В Центре собрана большая коллекция комнатных растений. Она включает более ста видов растений. Возможность выращивания в комнатных условиях, доступность проведения наблюдений за ростом и развитием растений в течение круглого года, быстрота получения результатов, возможность использования живых растений на занятиях по экологической реабилитации делают комнатные цветы и животных хорошими объектами для работы с детьми. Общеизвестно, что комнатные растения повышают влажность воздуха, очищают воздух от пыли, углекислого газа, подавляют развитие болезнетворных микроорганизмов, оказывают благотворное влияние на организм человека, его нервную систему, создавая ощущение близости к природе. Занимаясь с детьми в Зоогалерее мы отметили, что комнатные растения и животные не только положительно действуют на психическое развитие детей с ограниченными возможностями и их родителей, снижают стрессы, повышают настроение, но и создают отличный фон для использования других средств социокультурной реабилтации.
Театрализованная деятельность имеет важное значение в социокультурной реабилитации, в процессе занятий осуществляется развитие детей с ограниченными возможностями, а также их обучение и воспитание. Педагоги используют игры - драматизации для исправления недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями. Коррекционная направленность театрализованной деятельности - обязательное условие учебного процесса. Игры - драматизации, прежде всего, помогает развитию эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями, развивается общая и речевая моторика, расширяется и обогащается словарный запас, совершенствуются умения выполнять игровые дей-
ствия, действовать в соответствии с общим игровым запасом, идет развитие психических процессов. Дети с ограниченными возможностями учатся разыгрывать несложные представления, миниспектакли по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жесты и др.). Посредником успешного взаимодействия с детьми являются различные куклы: кукла «Би-ба-бо»; «петрушечные», вязаные, тканевые, бумажные, пальчиковые куклы; куклы-рукавички; теневые и настольные куклы. Первое, чему учит педагог ребенка и маму - умению наблюдать за действиями театральных кукол в потешках, сказках, выдуманных историях. Учит слушать и слышать, понимать сказку, вместе с ребенком педагог, а затем мама отрабатывают все движения куклы, «проживают» различные эмоциональные состояния. «Оживляя» куклу, ребенок учится адекватно выражать свои чувства, приобретает бытовые, социальные и коммуникативные навыки. В течение одного занятия педагог несколько раз не только меняет виды деятельности, но и кукол, что помогает удержать внимание ребенка, продлить время его участия в занятии. Каждое движение сопровождается речью, текст которой в течение занятия повторяется неоднократно. Мимика и жесты педагога формируют у детей и у родителей навыки невербальной коммуникации, развивают память.
Художественная деятельность является одним из средств социокульурной реабилитации. Это могут быть выразительное чтение, инсценировки, спектакли. Детям с ограниченными возможностями предоставляется возможность проявить себя, самореализоваться. Праздники обладают большой силой эмоционального воздействия, они создают соответствующее настроение, являясь важным звеном в реабилитационном процессе. Разные виды искусств оказывают на ребёнка психоэмоциональное воздействие. Среди художественных средств наибольшим реабилитационным потенциалом обладает музыка. Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети с ограниченными возможностями приобщаются к искусству. Использование музыки позволяет развивать эмоции, интересы, вкусы детей с ограниченными возможностями. Музыка, передающая всю гамму человеческих чувств и их оттенков, расширяет представления о чувствах, об эталонах красоты, приобщает к прекрасному. Музыка развивает и умственно: слушание требует внимания, наблюдательности, сообразительности (дети сравнивают сходные и различные звуки, обобщают или дифференцируют, сравнивают); слушая музыку и говоря о ней, обогащается словарный запас детей с ограниченными возможностями. Музыка развивает и эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с воспитанием таких чувств личности как доброта, умение переживать чувства другого человека, чуткость, любовь к людям.
В процессе работы мы отметили, что дети с ограниченными возможностями стараются выполнять посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию воображения, фантазии, уверенности в себе. Музыка выполняет и коррекционные функции: при пении хорошо развивается речь, могут нивелироваться заболевания, связанные с проблемами дыхания (ас-
тма, логоневроз); развивается способность точнее координировать свои движения; развивается память и т.д.
Дети с ограниченными возможностями входящие в мир музыки становятся другими, качественно меняется их психологическое состояние, наступает умиротворение, релаксация. Занятия вокалом, пение, игра на музыкальных инструментах помогают ребенку самоутвердиться, повысить самооценку. Музыка способствует созданию благоприятного фона и для других видов деятельности. В работе с детьми в Центре используется программа Е. Железновой и С. Же-лезнова «Музыка с мамой». Проводятся интегрированные занятия «Мы рисуем музыку», их проводят совместно музыкальный руководитель и преподаватель декоративно - прикладного искусства. Музыка помогает ребенку выразить свои чувства в рисунке, пластилиновой или бумажной скульптуре, снять напряжение. Цель таких занятий - развитие музыкального слуха в процессе цветового уподобления характеру звучания, углубление представления об изобразительных возможностях музыки. Красочный наглядный материал, проецируемый мультимедийным оборудованием, удивительная музыка П.И. Чайковского из детского альбома создают в воображении, душе и памяти ребенка положительно окрашенные зрительные и эмоциональные образы, которые он передает на бумаге красками.
Изотерапия является еще одним средством социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Изотерапия - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется для коррекции психосоматических нарушений у детей с проблемами в обучении и социальной адаптации. Преподаватели Центра разработали для детей с ограниченными возможностями цикл занятий, который направлены на развитие таких действий, как разминание, прищипывание, соединений разных деталей, щепоточный захват (разрыв, сминание, прижимание) и др.
Организуя занятия, педагоги стремятся к тому, чтобы каждый ребенок, с одной стороны был частью коллектива, а с другой - имел возможность для индивидуального развития. На занятиях, как и в жизни, родители активно участвуют в совместном с детьми творчестве, ведь для них, в первую очередь, важно, чтобы у их ребенка формировались коммуникативные навыки, чувства долга, ответственность. Изобразительное искусство позволяет выразить свои чувства линией, цветом, формой, рисунком, почувствовать себя художником, осознать свой творческий потенциал, изменить самооценку и взаимоотношения с окружающим миром. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. Интерес к результатам творчества детей со стороны окружающих, принятие продуктов художественной деятельности (рисунков, поделок, коллажей) повышает самооценку и самопринятие детей с ограниченными возможностями.
Еще одним средством социоультурной реабилитации является декоративно -прикладное искусство как средство развития мелкой моторики, средство обучения азам мастерства. Дети в мастерской ручного труда занимаются бисеропле-тением, вышивкой и аппликацией с использованием различных материалов.
Занятия, проводимые в мастерской ручного труда, способствуют развитию у ребенка мелкой моторики, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, способствует развитию логического мышления, воображения, волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца), художественных способностей и эстетического вкуса. На занятиях дети приобретают практические навыки: владение иглой и ножницами, работа по трафаретам, ориентирование по схеме.
Приобщение детей к посильной трудовой деятельности требует от педагогов огромного терпения в работе. Учитывая отклонения в развитии детей: нарушенную координацию движений, «слабую» моторику, неустойчивое внимание, повышенную утомляемость, впечатлительность педагоги проводят работу последовательно по плану, соблюдая определенный гибкий режим, работают с каждым с ребенком индивидуально. Задачи, поставленные перед ребенком, усложняются постепенно, воспитывая в нем упорство, настойчивость, активное включение в жизнь, создавая предпосылки для его успешного развития и дальнейшей социальной адаптации.
Ранняя трудотерапия для детей с ограниченными возможностями позволяет стимулировать раннее обучение, развивать двигательные навыки, включая самообслуживание.
Основной целью социокультурной реабилитации является содействие социальной интеграции детей с ограниченными возможностями в социум. Для организации успешной социокультурной реабилитации педагогам Центра необходимо:
- видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать, понимать, и принимать его;
- создавать в процессе совместной деятельности атмосферу доверия;
- помогать детям в обретении уверенности в себе;
- учить видеть личность как в себе самом, так и в окружающих;
- доставлять ребенку радость общения, радость познания и совместной деятельности.
Таким образом, занятия в Зоогалерее, в кабинете театральной деятельности, музыкальные занятия, занятия изотерапией способствуют развитию полноценного общения, социальной активности детей с ограниченными возможностями и выступают в качестве средств комплексной социокультурной реабилитации. Общаясь со сверстниками, участвуя в совместных экскурсиях, посещая художественные галереи, музеи, театры дети с ограниченными возможностями успешно социализируются.
Социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями, проводимая в Центре, направлена на предупреждение и коррекцию нарушений развития личности ребёнка в зависимости от природы и механизмов образования ограничений жизнедеятельности. Описанные средства социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями не исчерпывают всего многообразия реабилитационных мероприятий, но способствуют успешной адаптации детей с ограниченными возможностями в социуме.
Библиографический список
1. Мерцалова, Л. В. Социокультурная реабилитация как одно из направлений социальной работы [Текст] / Л. В. Мерцалова // Материалы I Международной научно-практической конференции. - Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2001. - 363 с.
2. Моздокова, Ю. С. О концепции социально-культурной реабилитации инвалидов [Электронный ресурс] / Ю. С. Моздокова, А. В. Лебедев. - 2012. - ШЬ : http://www.centemadegda.ru/reabilitaciya/ (дата обращения: 10.12.2012).
3. Барабошина, И. А. Технологии социокультурной реабилитации [Электронный ресурс] / И. А. Барабошина. - 2006. - ШЬ : http://www.allbest.ru/o-2c0b65635b3ac68a4d43a89421316c27.html (дата обращения: 21.10.2012).
4. Шабанова, О. А. Медико-социальные аспекты инвалидности и реабили-
тации больных сколиозом [Электронный ресурс] : дис. ... канд. мед. наук : 14.02.06 / О. А. Шабанова. - М., 2011. - 167 с. - ШЬ :
http://www.dissercat.com/content/mediko-sotsialnye-aspekty-invalidnosti-m-reabilitatsii-bolnykh-skoliozom#ixzz2HCEDqYu1 (дата обращения: 20.11.2012).
5. Луценко, Е. Л. Социокультурная реабилитация инвалидов: на примере
Еврейской автономной области [Электронный ресурс] : дис. ... канд. соц. наук : 22.00.04 / Е. Л. Луценко. - Хабаровск, 2007, - 173 с. - ЦКЬ :
http://www.dissercat.com/content/sotsiokulturnaya-reabilitatsiya-invalidov-na-primere-evreiskoi-avtonomnoi-oblasti#ixzz2HCHrY7 Sf (дата обращения: 20.11.2012).