Научная статья на тему 'Теоретическое обеспечение социальнокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства'

Теоретическое обеспечение социальнокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1952
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНВАЛИДЫ / ИСКУССТВО / ДОСУГ / TECHNOLOGY / SOCIAL AND CULTURAL REHABILITATION OF PEOPLE WITH DISABILITIES / PEOPLE WITH DISABILITIES / THE ARTS AND LEISURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Елена Ивановна, Илларионова Надежда Николаевна, Ганичева Юлия Владимировна, Казакова Ирина Сергеевна

В настоящей статье авторы рассматривают теоретические подходы к обеспечению социальнокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства. Анализируя российские и зарубежные источники они отмечают, что инвалиды недостаточно представлены в различных профессиях и управленческих структурах, в обществе они сталкиваются с множеством социальных проблем. По мнению авторов, приоритетной задачей социокультурной реабилитации является расширение творческого потенциала инвалидов, выявление их интересов и потребностей, создание условий для приобщения к культуре и искусству. Сравнивая разнообразные технологии, используемые в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, авторы приходят к выводу, что наиболее эффективными при социокультурной реабилитации являются арт-терапия, музыкотерапия, игротерапию, глинотерапия, танцтерапия, которые направлены на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Елена Ивановна, Илларионова Надежда Николаевна, Ганичева Юлия Владимировна, Казакова Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL SOCIAL AND CULTURAL REHABILITATION OF PEOPLE WITH DISABILITIES BY MEANS OF ART

In this paper, the authors discuss the theoretical approaches to the social and cultural rehabilitation of people with disabilities by means of art. Analyzing the Russian and foreign sources, they point out that people with disabilities are under-represented in different professions and managerial structures in the society they are faced with many social problems. According to the authors, the priority is the rehabilitation of social and cultural expansion of the creative potential of people with disabilities, identify their interests and needs, creation of conditions to be attached to culture and art. Comparing the various technologies used in the work with people with disabilities, the authors conclude that the most effective in the social and cultural rehabilitation are art therapy, music therapy, igroterapiya, glinoterapiya, tantsterapiya, which are aimed at the development of communication skills, gain experience of social interaction, new skills and skills, expanding the circle of communication.

Текст научной работы на тему «Теоретическое обеспечение социальнокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства»

in the system of functioning of art]. In: Zis' A. Ya, ed. Metodologicheskie problemy khudozhestvennoi kritiki [Methodological problems of art criticism]. Moscow, Iskusstvo Publ. [Art Publ.], 1987.

14. Shteingol'd A. M. Anatomiya literaturnoi kritiki: (Priroda. Struktura. Poetika) [Anatomy of literary criticism: (Nature. Structure. Poetics)]. St. Petersburg, Publishing house "Dmitry Bulanin", 2003. 202 p.

15. Belyaev A. A., ed. Estetika [Aesthetics]. Moscow, Political Literature Publishing House of the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union, 1989. 445 p.

16. Yaroshenko N. N. Culture and education: the trend of scientific comprehension. Vestnik Moskovskogo gosu-darstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 4 (60), pp. 250—255. (In Russian)

су/сеоретическое обеспечение

социально-культурной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья

средствами искусства

УДК 364.048.6:379.8

Е. И. Григорьева12, Н. Н. Илларионова2, Ю. В. Ганичева2, И. С. Казакова2

Московский государственный институт культуры 'Российский государственный социальный университет

В настоящей статье авторы рассматривают теоретические подходы к обеспечению социально-культурной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства. Анализируя российские и зарубежные источники они отмечают, что инвалиды недостаточно представлены в различных профессиях и управленческих структурах, в обществе они сталкиваются с множеством социальных проблем. По мнению авторов, приоритетной задачей социокультурной реабилитации является расширение творческого потенциала инвалидов, выявление их интересов и потребностей, создание условий для приобщения к культуре и искусству.

ТРИГОРЬЕВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА — доктор культурологии, профессор кафедры искусств и художественного творчества Российского государственного социального университета, профессор кафедры теории и истории народной художественной культуры факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации

GRIGORYEVA ELENA IVANOVNA — Full Doctor of Cultural Studies, Professor of Department of art and artistic creativity, Russian State Social University, Professor of Department of the theory and history of folk art culture, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture, Honored worker of higher professional education of the Russian Federation

2ИЛЛАРИОНОВА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА — кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры искусств и художественного творчества Российского государственного социального университета

ILLARIONOVA NADEZHDA NIKOLAEVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), senior teacher of Department of art and artistic creativity, Russian State Social University

3ГАНИЧЕВА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА — кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социологии и философии Российского государственного социального университета

GANICHEVA YULIYA VLADIMIROVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), senior teacher of Department of sociology and philosophy, Russian State Social University

4КАЗАКОВА ИРИНА СЕРГЕЕВНА — кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социологии и философии Российского государственного социального университета 148 KAZAKOVA IRINA SERGEEVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), senior teacher of Department of

sociology and philosophy, Russian State Social University

e-mail: grigorev_tmb@list.ru1, nadulyal001@mail.ru1, krutko_julia@mail.ru3, kazakovais2014@mail.ru4 © Григорьева Е. И., Илларионова Н. Н., Ганичева Ю. В., Казакова И. С., 2016

Сравнивая разнообразные технологии, используемые в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, авторы приходят к выводу, что наиболее эффективными при социокультурной реабилитации являются арт-терапия, музыкотерапия, игротерапию, глинотерапия, танцтерапия, которые направлены на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения. Ключевые слова: технологии, социально-культурная реабилитация, люди с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, искусство, досуг.

E. I. Grigoryeva1 2, N. N. Illarionova2, Yu. V. Ganicheva2, I. S. Kazakova2

Moscow State Institute (University) of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

2Russian State Social University, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Wilhelm Pieck str., 4, bld. 1, 129226, Moscow, Russian Federation

theoretical SOCIAL and cultural REHABILITATION of people with DISABILITIES BY means of art

In this paper, the authors discuss the theoretical approaches to the social and cultural rehabilitation of people with disabilities by means of art. Analyzing the Russian and foreign sources, they point out that people with disabilities are under-represented in different professions and managerial structures in the society they are faced with many social problems. According to the authors, the priority is the rehabilitation of social and cultural expansion of the creative potential of people with disabilities, identify their interests and needs, creation of conditions to be attached to culture and art.

Comparing the various technologies used in the work with people with disabilities, the authors conclude that the most effective in the social and cultural rehabilitation are art therapy, music therapy, igroterapiya, glinoterapiya, tantsterapiya, which are aimed at the development of communication skills, gain experience of social interaction, new skills and skills, expanding the circle of communication. Keywords: technology, social and cultural rehabilitation of people with disabilities, people with disabilities, the arts and leisure

Теоретическое обеспечение социально-культурной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой современного общества. Профессор Колин Барнс из Центра по изучению инвалидности Университета Лидса в Англии утверждает, что с 1960-х годов наблюдается постепенное, но всё более глубокое осознание среди политиков, социологов, психологов и педагогов во всём мире того, что проблема инвалидности имеет серьёзные финансовые, политические и культурные последствия для национальных правительств и международных органов, таких как Европейский Союз и Организация Объединённых Наций.

Инвалиды недостаточно представлены в различных профессиях и управленческих структурах, где есть высокий заработок,

у них мало гарантий в получении профессии и минимальные возможности продвижения по службе. Люди с ограниченными возможностями здоровья занимаются в основном малоквалифицированным, низкооплачиваемым трудом. Недоступный транспорт, негибкие условия труда — всё это обеспечивает значительные барьеры, и в итоге большинство людей с ограниченными возможностями здоровья в западных странах имеют более высокий уровень бедности и больше полагаются на государственные пособия и разного рода благотворительности для финансовой поддержки [6].

Инвалиды в обществе сталкиваются с множеством социальных проблем, и улучшение качества жизни людей с разными видами инвалидности является трудной и сложной задачей. Здесь требуется боль-

шая информационно-просветительная работа, которая должна быть встроена в новые действующие законодательства, стандарты, стратегии и планы.

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации является ведущим направлением социальной политики, так как представляет собой сложившуюся систему восстановления нарушенных связей индивидуума и общества, а также механизмов взаимодействия инвалида и социума. В 1995 году был принят Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который не только позволил создать государственную службу медико-социальной экспертизы и государственную службу по реабилитации инвалидов, но и внедрить ряд программ социальной реабилитации, направленных на восстановление способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности. Многие из действующих программ опираются в своей работе на различные виды искусства и социально-культурные технологии, так как они способствуют не только реабилитации инвалидов, но и ускорению их социальной интеграции в общество и возрастанию трудовой активности. Однако существуют большие проблемы с посещением и участием инвалидов в различных формах досугового времяпровождения. Как отмечается в государственной программе «Доступная среда 2011—2020»: «в настоящее время доступность среды для инвалидов в Российской Федерации находится на низком уровне. Как показывают результаты социологических исследований, наиболее критически доступность социальной инфраструктуры в стране оценивают респонденты с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: почти 60% из них приходится преодолевать барьеры при пользовании

общественным транспортом, 57—58% — при посещении учреждений культуры и государственных учреждений, 48% — при совершении покупок. Две трети респондентов — инвалидов по зрению отмечают трудность или полную невозможность посещения спортивных сооружений и мест отдыха» [1].

Важнейшим условием формирования доступной среды является индивидуальный подход в решении вопросов доступности применительно к каждому конкретному инвалиду с учётом его потребностей, окружения, семейных условий, образования, вида трудовой деятельности, личностных особенностей; на основе сопоставления желаний инвалида и его объективных возможностей.

Активная жизненная позиция, ответственность и самостоятельность, самодеятельность и решительность являются основными стимулами и средствами формирования современного мышления человека с ограниченными возможностями здоровья.

Приоритетной задачей социокультурной реабилитации является расширение творческого потенциала инвалидов, выявление их интересов и потребностей. Она включает в себя комплекс различных мероприятий, направленных на восстановление культурного статуса инвалида как личности. Приобщаясь к культуре и искусству, инвалид становится частью культурного сообщества, что позволяет ему адаптироваться в стандартных социокультурных ситуациях, сформировать качества, позволяющие использовать различные формы досуга.

Каждый вид искусства имеет свой художественно-образный язык и возможность воссоздания действительности через различные творческие процессы. Что подвластно музыке — не всегда можно отразить в живописи, а то, что характерно

для литературы, не может быть полностью выражено средствами танца. В связи с этим необходимо общение с различными видами искусства, что позволяет воспитывать эстетический вкус, снижает агрессивность и развивает интеллектуальные и чувственные начала в человеке.

Основы процесса социокультурной реабилитации составляют разнообразные технологии, которые направлены на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, на расширение круга общения.

К наиболее значимым социально-культурным технологиям, которые можно использовать в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, относится технология социально-культурной реабилитации и адаптации, которая включает в себя арт-терапию, музыкотера-пию, игротерапию, куклотерапию, глино-терапию, танцтерапию, сказкотерапию и другие.

Технология информационно-просветительной деятельности призвана просвещать, информировать, разъяснять, реали-зовывать на практике насущные интересы людей, и в первую очередь тех, кто нуждается в помощи. В настоящее время в обществе наблюдается бездуховность многих групп инвалидов, их отчуждённость от жизни среди сверстников, чаще пассивные формы досуговых занятий, а также недоступность многих социально-культурных ценностей. В связи с этим использование информационно-просветительных технологий позволит формировать у инвалидов и членов их семей не только потребность, но и готовность принимать активное участие в различных образовательных, оздоровительных, развлекательных и других досуговых формах работы. Информационно-просветительное воздействие ориентировано на приобрете-

ние инвалидами знании, понятии о реальных явлениях, осознание окружающего их мира, связи с другими людьми [4].

Важным для людей с ограниченными возможностями здоровья является использование культуротворческих технологий, которые позволяют личности самосовершенствоваться и создают условия для её творческого развития. Самодеятельное творчество привлекает многих людей различного возраста своей нере-гламентированностью,свободой и добровольностью выбора его видов и форм. Эмоционально-эстетическое воздействие этих технологий способствует освоению человеком мира, сущности и творчества по законам красоты, а творчество помогает преодолеть депрессию, вселяет уверенность в своих силах и приносит удовлетворение от результата своего труда.

Набирают популярность в практическом использовании технологии социокультурной анимации, которые опираются на глубокую психолого-педагогическую основу, что позволяет позитивно влиять на людей с ограниченными возможностями здоровья и формировать их самостоятельность и активность.

По мнению Ю. С. Моздоковой: «Социокультурная анимация — это реабилитационная технология психологической направленности, имеющая целью изменение негативного отношения к реалиям жизни, поведения, межличностных и коллективных отношений путём непосредственного погружения личности в социокуль-ную среду, что позволяет достичь эффект "одухотворения, оживления" психоэмоциональной сферы, мировоззренческой установки реабилитанта, позитива-ции его восприятия жизненной ситуации. Это воздействие осуществляется посредством разнообразных видов, способов и форм социокультурной деятельности, в том числе игровой» [2].

Довольно часто в практике работы с инвалидами используются технологии рекреативно-оздоровительной деятельности, которые ориентированы на оздоровление образа жизни инвалидов и организацию игровой и развлекательной деятельности.

Подтверждением использования различных технологий социокультурной деятельности в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья являются многочисленные научные форумы, симпозиумы, семинары, фестивали, конкурсы и многое другое.

На протяжении десяти лет международный форум «Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению» собирает специалистов из различных уголков России, дальнего и ближнего зарубежья с целью обсуждения актуальных проблем развития российского и зарубежного образования, современных технологий социально-культурной деятельности и важных аспектов совершенствования сферы туризма, социально-культурной анимации.

Форум проводится как открытое педагогическое мероприятие, которое включает проведение пленарных заседаний, панельные дискуссии и консультации специалистов по заявленной проблеме. Среди обсуждаемых на форуме вопросов — история становления анимации и её теоретические основы, особенности развития социально-культурной анимации в России и за рубежом, перспективы научных исследований в области социально-культурной анимации, роль анимационных программ в организации досуговой деятельности с различными возрастными категориями населения, в том числе и с инвалидами. Особенность форума «Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению» — это атмосфера глубокого профессионального обще-

ния, доброжелательность, обмен опытом, новыми теоретическими идеями, что позволяет наметить перспективы и тенденции развития социально-культурной анимации как одного из важнейших направлений социально-культурной деятельности [5].

В связи с этим интересен опыт проведения в октябре 2015 года Международного симпозиума «Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством к творческой реализации личности», инициаторами проведения которого стали Общероссийская общественная организация «Всероссийское общество инвалидов», Автономная некоммерческая организация «Центр социокультурной анимации "Одухотворение"», ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры», ФГБОУ ВПО «Российская государственная специализированная академия искусств».

Основной задачей симпозиума стало создание информационно-образовательного пространства, отвечающего изменившимся общественно-политическим, экономическим условиям и запросам россиян, для активного использования научных разработок и практико-ориенти-рованных технологий социально-культурной реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства. Также было необходимо наметить ориентиры для разработки современной концепции социально-культурной реабилитации инвалидов во взаимодействии с субъектами, реализующими подобные программы в Российской Федерации.

В процессе работы симпозиума были представлены лучшие технологии социально-культурной и творческой реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства, а также прошла презентация международных и всероссийских фестивалей и программ.

Участники симпозиума познакомились с презентациями Фестиваля особых театров «Протеатр», Международного кинофестиваля для людей с инвалидностью «Кино без барьеров», Международного благотворительного танцевального фестиваля "Inclusive Dance" [3].

В настоящее время фестивали творчества для людей с ограниченными возможностями здоровья являются важной формой в работе различных учреждений культуры и искусства. Каждый вид искусства (музыка, театр, хореография, изобразительное и прикладное творчество) открывает путь к выражению идей и фантазий, развивает различные стороны личности, повышает самооценку.

Среди крупнейших международных фестивалей для людей с ограниченными возможностями здоровья можно назвать :

• Международную премию «Филантроп»;

• Московский фестиваль творчества людей с особенностями психического развития «Нить Ариадны»,

• Международный кинофестиваль «Ки-нобез барьеров»,

• Международный благотворительный танцевальный фестиваль "Inclusive Dance" и ряд других.

Подобные фестивали ориентированы на духовно-нравственное воспитание общества на примере милосердия и проявления силы духа человека, на укрепление дружеских, творческих связей между людьми с ограниченными возможностями здоровья, на привлечение внимания общественности к проблемам инвалидов.

Таким образом, задачи изменения в социальной ориентации, обновления видения своей роли в обществе у лиц с ограниченными возможностями здоровья

успешно решаются в процессе творческой деятельности, при разных формах общения, самовыражения, самоанализа, самопроявления и самоутверждения.

Организуя социокультурную реабилитацию людей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо использовать синтез различных видов искусства, чтобы процесс приобщения к художественно-творческой деятельности становился не только целью, но и способом познания мира и средством эмоционального выражения чувств самого создателя.

Главной целью социокультурной реабилитации является воспроизводство творческих сил личности, необходимых для его основной деятельности, духовного возвышения человека с ограниченными возможностями здоровья, его нравственного и эстетического совершенствования, активного участия в культурном творчестве, в развитии активной жизненной позиции членов семьи.

Также необходимо более активно вовлекать людей с ограниченными возможностями здоровья в конкретные программы, добровольческие акции, привлекать средства массовой информации для распространения позитивных историй про инвалидов и их семей.

Одним из приоритетных направлений в работе с инвалидами можно отметить разработку научных исследований по проблемам инвалидности, так как изучение различных аспектов жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья имеет большое значение для повышения осведомлённости о проблемах инвалидности, формирования политики и программ в области инвалидности и эффективного распределения ресурсов. социально-культурной реабилитации.

Примечания

1. Государственная программа «Доступная среда» продлена до 2020 года [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации : [веб-сайт]. Электрон. дан. 3 декабря

2015. URL: http://www.rosmintrud.ru/social/invalid-defence/292: (дата обращения: 16.04.2016)

2. Моздокова Ю. С. Анимационная сущность игровых фестивалей инвалидов // Социально-культурная анимация от идеи к воплощению : материалы VII Международного форума, 7—19 декабря 2012 (Таиланд-Паттайя) / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина» ; [отв. ред. Е. И. Григорьева]. Тамбов [и др.] : Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012.

3. Программа Международного симпозиума «Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством к творческой реализации личности» 5—8 октября 2015 года [Электронный ресурс]. // Международный симпозиум «Социально-культурная реабилитация инвалидов» : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://scri.ru/index.php/ru/materialy/programma

4. Современные технологии социально-культурной деятельности : учебное пособие / под ред. Е. И. Григорьевой. Тамбов : Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013.

5. Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению : материалы VIII Международного форума, 21—28 декабря 2013, Россия — Испания (Испания-Барселона) / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина» ; [отв. ред. Е. И. Григорьева]. Тамбов : Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, 2013. 96 с.

6. Barnes Colin (2003) Independent Living, Politics and Implicatio. Available at: http://www.independentliving. org/docs6/barnes2003a.html (accessed: 4.04.2016).

References

1. The state program "The available environment" is prolonged till 2020. Available at: http://www.rosmintrud.ru/ social/invalid-defence/292: (accessed: 16.04.2016). (In Russian, unpublished)

2. Mozdokova Yu. S. Animatsionnaya sushchnost' igrovykh festivalei invalidov [Animation essence of game festivals of disabled people]. In: Grigoryeva E. I., ed. Sotsial'no-kul'turnaya animatsiya: ot idei k voploshcheniyu : materialy VIIMezhdunarodnogo foruma, 7—19 dekabrya 2012 (Tailand—Pattaiya) [Social and cultural animation: from idea to the embodiment: materials of the VII International forum, on December 7—19, 2012 (Thailand-Pattaya)]. Tambov, Publishing house of Tambov regional public organization "Society of assistance to education and education "Business-Nauka-Obshchestvo", 2012.

3. The program of "Social and cultural rehabilitation of people with disability: from art-therapy to realization of a person by means of creation" International symposium. 5—8 of October 2015. Available at: http://scri.ru/index.php/ ru/materialy/programma

4. Grigoryeva E. I., ed. Sovremennye tekhnologii sotsial'no-kul'turnoi deyatel'nosti [Modern technologies of social and cultural activities]. Tambov, Publishing house of Tambov regional public organization "Society of assistance to education and education "Business-Nauka-Obshchestvo", 2013.

5. Grigoryeva E. I., ed. Sotsial'no-kul'turnaya animatsiya: ot idei k voploshcheniyu : materialy VIIIMezhdunarodnogo foruma, 21—28 dekabrya 2013, Rossiya — Ispaniya (Ispaniya — Barselona) [Social and cultural animation: from idea to the embodiment: materials of the VIII International forum, on December 21—28, 2013, Russia — Spain (Spain-Barcelona)]. Tambov, Publishing house of Tambov State University named after GR Derzhavin, 2013. 96 p.

6. Barnes Colin (2003) Independent Living, Politics and Implicatio. Available at: http://www.independentliving. org/docs6/barnes2003a.html (accessed: 4.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.