Научная статья на тему 'Теоретические и методологические аспекты социокультурной интеграции инвалидов в музейной среде'

Теоретические и методологические аспекты социокультурной интеграции инвалидов в музейной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2098
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / MUSEUM COMMUNICATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / SOCIALIZATION OF PERSONS WITH DISABILITIES / БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА / BARRIER-FREE ENVIRONMENT / ДОСТУПНОСТЬ МУЗЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ / THE AVAILABILITY OF MUSEUM OBJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булгакова В. В.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме доступности историко-культурного наследия для людей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из практических направлений работы любого учреждения социального и культурного назначения должно быть оказание услуг по организации досуга для лиц, нуждающихся в социокультурной реабилитации и адаптации в обществе. Целью данной статьи является изучение российского и зарубежного опыта использования средств музейной коммуникации в работе с людьми, имеющими инвалидность. Автором предложен комплекс рекомендаций по обеспечению доступа к основным музейным экспозициям, по проведению культурнообразовательной работы с учетом физических, сенсорных и ментальных ограничений посетителей музея. Особого внимания, по мнению автора, в работе с посетителями с различными отклонениями здоровья требует вопрос переосмысления традиционных представлений о способах презентации музейной информации, выработки новых форм интерпретации экспозиционного материала. Совершенствование системы социально-культурной интеграции инвалидов средствами музеев предполагает углубленное изучение проблем различных категорий инвалидов и их потребностей в тех или иных видах музейной деятельности; разработку системы показателей эффективности их реализации; актуализирует задачу подготовки соответствующих кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and Methodological Aspects of Sociocultural Integration of Disabled People in the Museum Environment

The article examines the experience of Russian and foreign museums, addressed to visitors with disabilities. This article contains the author's recommendations on the inclusion of persons with disabilities in the process of museum communication. Adaptation of this group of visitors to the conditions of modern life through a variety of cultural practices is increasingly understood by museums as one of the important activities to create a barrier-free environment. Social specificity of disability is in spatially environmental, informational, psychological, communicative and other barriers that prevent people with various health disabilities to be actively involved in society and participate fully in it. Currently, there is no deep scientific research on the practical implementation of the sociocultural, recreational and rehabilitation technologies in the museum for people with different types of disability. This perspective is relevant, the question of availability of basic expositions of Russian museums for visitors with disabilities remains controversial to this day. Dealing with organizational and methodological problems for the successful inclusion of people with disabilities in social and cultural environment of a museum, the author devotes considerable importance to the following issues: the availability of spatial environment of the museum, museum specialists with professional readiness to interact with disabled people, social partnership of a museum with social security authorities, public and charitable organizations. Special attention, according to the author, the work with the visitors with various health disabilities requires rethinking the traditional ideas about the presentation of museum information and development of new forms of interpretation of the material exposure. To achieve these goals, the museum can choose from the following course of action on the sociocultural rehabilitation. Firstly, the cognitive effect, which is focused on the acquisition by persons with disabilities of knowledge, concepts of historical and cultural heritage. Secondly, such direction as the organization and provision of meaningful leisure time at the museum needs special attention. And thirdly, one of the components of museum communication may make a remedial developmental impact, which is aimed at compensation or correction of problems in development.

Текст научной работы на тему «Теоретические и методологические аспекты социокультурной интеграции инвалидов в музейной среде»

УДК 316.7:379.822

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ИНВАЛИДОВ В МУЗЕЙНОЙ СРЕДЕ

Булгакова Виолетта Владимировна, соискатель, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (Кемерово, РФ). E-mail: violet-bul@yandex.ru

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме доступности историко-культурного наследия для людей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из практических направлений работы любого учреждения социального и культурного назначения должно быть оказание услуг по организации досуга для лиц, нуждающихся в социокультурной реабилитации и адаптации в обществе. Целью данной статьи является изучение российского и зарубежного опыта использования средств музейной коммуникации в работе с людьми, имеющими инвалидность. Автором предложен комплекс рекомендаций по обеспечению доступа к основным музейным экспозициям, по проведению культурно-образовательной работы с учетом физических, сенсорных и ментальных ограничений посетителей музея. Особого внимания, по мнению автора, в работе с посетителями с различными отклонениями здоровья требует вопрос переосмысления традиционных представлений о способах презентации музейной информации, выработки новых форм интерпретации экспозиционного материала. Совершенствование системы социально-культурной интеграции инвалидов средствами музеев предполагает углубленное изучение проблем различных категорий инвалидов и их потребностей в тех или иных видах музейной деятельности; разработку системы показателей эффективности их реализации; актуализирует задачу подготовки соответствующих кадров.

Ключевые слова: музейная коммуникация, социализация лиц с ограниченными возможностями, безбарьерная среда, доступность музейных объектов.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF SOCIOCULTURAL INTEGRATION OF DISABLED PEOPLE IN THE MUSEUM ENVIRONMENT

Bulgakova Violetta Vladimirovna, Сompetitor, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: violet-bul@yandex.ru

The article examines the experience of Russian and foreign museums, addressed to visitors with disabilities. This article contains the author's recommendations on the inclusion of persons with disabilities in the process of museum communication. Adaptation of this group of visitors to the conditions of modern life through a variety of cultural practices is increasingly understood by museums as one of the important activities to create a barrier-free environment.

Social specificity of disability is in spatially environmental, informational, psychological, communicative and other barriers that prevent people with various health disabilities to be actively involved in society and participate fully in it. Currently, there is no deep scientific research on the practical implementation of the sociocultural, recreational and rehabilitation technologies in the museum for people with different types of disability. This perspective is relevant, the question of availability of basic expositions of Russian museums for visitors with disabilities remains controversial to this day.

Dealing with organizational and methodological problems for the successful inclusion of people with disabilities in social and cultural environment of a museum, the author devotes considerable importance to the following issues: the availability of spatial environment of the museum, museum specialists with professional readiness to interact with disabled people, social partnership of a museum with social security authorities, public

and charitable organizations. Special attention, according to the author, the work with the visitors with various health disabilities requires rethinking the traditional ideas about the presentation of museum information and development of new forms of interpretation of the material exposure.

To achieve these goals, the museum can choose from the following course of action on the sociocultural rehabilitation. Firstly, the cognitive effect, which is focused on the acquisition by persons with disabilities of knowledge, concepts of historical and cultural heritage. Secondly, such direction as the organization and provision of meaningful leisure time at the museum needs special attention.

And thirdly, one of the components of museum communication may make a remedial developmental impact, which is aimed at compensation or correction of problems in development.

Keywords: museum communication, socialization of persons with disabilities, barrier-free environment, the availability of museum objects.

В настоящее время в российском обществе все большую актуальность приобретает решение проблем социокультурной интеграции граждан с ограниченными возможностями здоровья. В 2008 году вступил в силу важнейший международный документ - Конвенция ООН о правах инвалидов, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН. Конвенция призывает страны к решению задач безбарьерной среды - системы физической доступности для инвалидов общественных зданий, культурных мест отдыха, спортивных сооружений, транспорта. Российская Федерация ратифицировала этот документ в 2009 году. Это послужило стимулом к совершенствованию законодательства России в названной сфере, была принята государственная программа «Доступная среда». Задачами данной программы являются разработка нормативно-правовых документов, обеспечение условий доступности объектов социальной инфраструктуры, создание благоприятных условий для интеграции инвалидов в общество, повышение качества и уровня их жизни.

В Российской Федерации инвалиды, составляющие одну из многочисленных социально незащищенных групп насчитывают 13,2 млн человек, что составляет более 9 % населения страны. Вследствие целого ряда экологических, экономических, социально-политических и других причин, усиления социальной напряженности в обществе приведенные цифры имеют устойчивую тенденцию к росту [17, с. 5].

На сегодняшний день лишь в некоторых центральных регионах России реализуются комплексные городские программы, которые направлены на улучшение качества разных сфер жизни людей с ограниченными возможностями путем развития устойчиво функционирующей систе-

мы услуг. Тем не менее принципы полноценной жизни и равных возможностей для инвалидов медленно, но неуклонно начинают утверждаться в сознании людей. Мы убеждены, что одним из практических направлений работы любого учреждения социального и культурного назначения должно быть оказание услуг по организации досуга для лиц, нуждающихся в социокультурной реабилитации и адаптации в обществе. К сожалению, до недавнего времени сфера социально-культурной реабилитации инвалидов в кругах специалистов музейного дела не считалась самоценной и самодостаточной. Поэтому сегодня мы имеем дело с барьером, который стал серьезным тормозом для развития социально-культурного потенциала музея. Понимание актуальности проблемы определило цель данной статьи - изучить культурные практики, реализуемые в некоторых российских музеях для посетителей с различными типами инвалидности и разработать комплекс рекомендаций по эффективному включению данной категории в процесс музейной коммуникации.

Анализ научных публикаций по проблеме инвалидности в исторической ретроспективе дает нам основания выявить ряд противоречивых этапов в отношении к проблеме инвалидности -начиная от физического уничтожения, отторжения и изоляции «неполноценных членов» до признания необходимости интеграции лиц с различными физическими дефектами, патофизиологическими синдромами и психосоциальными нарушениями в общество, создания для них безбарьерной среды [15; 18].

Особенности интеграции, реабилитации и адаптации инвалидов применительно к социокультурной среде и культурно-досуговой деятельности исследовали Н. Н. Галкин, О. Г. Злобина,

М. П. Коновалова, Ю. С. Моздокова, Л. Ю. Савина, Л. В. Усова и др. исследователи [7; 9; 13]. В современной практике ученые выделяют разные подходы к вопросу социокультурной реабилитации и адаптации инвалидов в современном обществе. По мнению Ю. С. Моздоковой, существующая сегодня в России система различного вида реабилитаций, в том числе и социально-культурной, сводится к проведению некоторыми учреждениями культуры отдельных мероприятий. Идеи интеграции в общество людей с ограниченными возможностями не стали действительной концепцией реабилитации. Одним из концептуальных инновационных положений социально-культурного развития личности является так называемая философия независимого образа жизни, являющаяся более совершенным направлением, чем реабилитация. Основной системообразующий фактор в ней - понятие «социальной независимости» инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех или иных видов имеющейся у человека социальной недостаточности, сколько активное, творческое ее преодоление. Данная концепция отражает назревшие потребности в новом теоретическом осмыслении проблемы реабилитации инвалидов, в разработке более эффективных методов и технологий деятельности учреждений и специалистов [16, с. 6].

В ходе исследования нами был изучен зарубежный опыт использования музейных средств в целях социокультурной реабилитации и адаптации инвалидов. Во многих европейских странах в соответствии с законодательством и в значительной мере на практике, инвалиды - та категория, которая имеет доступ к основным культурным ценностям, что и здоровые люди [15]. Одно из первых упоминаний о социокультурной реабилитации инвалидов в европейских музеях связано с именем Мориса Сизерана (Франция, на рубеже Х1Х-ХХ веков). Стараниями М. Си-зерана в одном из престижных районов Парижа был открыт Дом слепых. В здании разместилась специализированная библиотека, типография и музей им. Л. Брайля, обладавший богатым собранием разноязычной художественной литературы, учебных и методических пособий, различных технических устройств (см. [15]). В 1845 году был создан Музей искусств для слепых в Ганновере

(Германия). В настоящее время в музее насчитывается более 6000 экспонатов, каждый из которых доступен для тактильного осмотра.

В России давние традиции работы музея с посетителями с особыми потребностями связаны с Государственной Третьяковской галереей. В период 1913-1925 годов директор музея И. Э. Грабарь дает разрешение профессору, невропатологу и психиатру Г. И. Россолимо для проведения занятий со своими пациентами в залах музея. Россолимо приходил с небольшой группой детей незадолго до открытия галереи. Во время пребывания в музее профессор вел наблюдение, к каким картинам испытывает интерес тот или иной ребенок. Для профессора было важно поддержать и развить этот интерес. Известный московский педиатр Николай Алексеевич Скворцов, практиковавший в Софийской больнице, утверждал, что «результаты, спустя годы после музейного курса Г. И. Россолимо были явственно ощутимы» (см. [14, с. 19]). Следовательно, Г. И. Россолимо был одним из родоначальников метода применения художественной деятельности для психокоррекции детей с нарушениями развития, который впоследствии получил название «арт-терапия». Наряду с Г. И. Россолимо у истоков социокультурной интеграции и адаптации музейными средствами стоял В. П. Кащенко, советский дефектолог, один из первых организаторов высшего дефектологического образования и научно-исследовательской работы в области дефектологии. В. П. Кащенко пропагандировал идею объединения усилий различных наук в помощь детям с ограниченными возможностями здоровья [11].

Изучая российский опыт практической деятельности по включению людей, имеющих ограниченные возможности здоровья в социокультурную среду музея в начале XX века, можно сделать следующие выводы. Данное направление работы не носило в музеях целенаправленного характера. Этим занимались в основном специалисты в области дефектологии и лечебной педагогики. Опираясь на свои профессиональные знания и интуицию, учитывая идеи известных русских педагогов того времени, они вводили в коррекцион-ную программу обязательное посещение музеев, тем самым делая шаги по преодолению социальной изоляции, по включению детей с особыми

потребностями в культурную жизнь общества. Занятия в музейной среде были направлены на формирование визуального мышления, эмоциональной сферы, тактильной чувствительности. В используемых методах прослеживаются элементы различных подходов работы с музейной аудиторией - просветительский, досуговый, психотерапевтический.

Анализ современных источников показал, что в музееведческой литературе не раз затрагивались вопросы культурно-образовательной деятельности музея. В конце ХХ века в музейную практику прочно вошло такое понятие как «музейная педагогика». Это нашло отражение в работах Б. А. Столярова, М. Ю. Билалова, М. Ю. Юхневич, В. М. Ахунова [1, 2, 23, 27]. Совсем недавно стали появляться исследования, посвященные отдельным категориям музейных посетителей. Например, в диссертации Ю. Г. Дерябиной рассматривается социально-культурная деятельность музея как фактор формирования духовно-нравственных качеств молодежи [8]. Развитию ценностных ориентаций подростков в условиях музейной среды посвящена работа В. А. Веденкиной [5]. Взаимодействие с семейной аудиторией в музеях Западной Сибири в конце XX - начале XXI века стало предметом изучения диссертации О. В. Сидоровой [21].

По существу до сих пор отсутствуют достаточно глубокие научные разработки по практическому внедрению культурно-образовательных и социально ориентированных методик и технологий для детей, подростков и взрослых с различными типами инвалидности в музейную среду. В связи с этим необходима развернутая практическая разработка социально-культурных, досу-говых и реабилитационных технологий в музее, которые помогали бы инвалидам активно и полноценно осваивать микро- и макросреду, включаться в те или иные виды социально-культурной деятельности музея. По мнению Е. А. Богатырева, «современный музей призван транслировать культурную информацию в максимально востребованном посетителями виде, позволяя различным социальным группам овладевать разнообразными способами получения и творческого использования информации» [3, с. 6].

В аспекте нашего исследования особенно важна мысль О. В. Платоновой и Н. Ю. Жвити-

ашвили о том, что «именно музеи, как социокультурные институты внесут значимый вклад в дело адаптации людей с ограниченными возможностями в современной среде путем приобщения к историко-культурному опыту человечества. Появление новых форм работы с посетителями обогащает диапазон интерпретаций классического наследия, что порождает, в свою очередь, и проблему выбираемого «музейной языка», генеалогия которого восходит к «праязыкам» (визуальному и акустическому способам передачи информации). Совокупность самых разнообразных переживаний, размышлений, ассоциаций, которые человек получает в эстетической атмосфере музея, делает искусство уникальным средством экзистенциальной поддержки человека. Встречаясь с иным опытом, отраженным в художественных произведениях, откликаясь на него, человек открывает для себя не только внутренний мир другого индивида, но и узнает свои чувства, эмоции, возникающие при непосредственном восприятии музейных объектов» [19, с. 35].

Теме социокультурной реабилитации инвалидов в музейной среде за последние десятилетия было посвящено лишь несколько работ. В 2000 году было издано учебное пособие О. В. Платоновой, Н. Ю. Жвитиашвили «Артте-рапия в художественном музее». Оно адресовано студентам гуманитарно-художественных вузов, школьным психологам и музейным сотрудникам, специализирующимся в работе с дезадаптированными детьми. Акцент в данной работе делается лишь на одном из методов психологической работы - арттерапии, использующий возможности искусства для личностного развития человека с ограничениями и без них. В пособии представлены реализованные проекты, направленные на социальную адаптацию детей с психическими нарушениями, слабовидящими и слабослышащими в условиях Государственного Русского музея. Обязательным условием проведения представленных арттерапевтических программ является активное участие психолога или психотерапевта в работе с группой [19].

Сотрудники Государственного Дарвиновского музея совместно со специалистами института профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых «Ре-акомп» разработали и внедрили методику социо-

культурной реабилитации инвалидов музейными средствами. В виде методического пособия она вышла в свет в 2005 году. В пособие вошли рекомендации по обеспечению доступа к основным экспозициям, по проведению экскурсий с учетом тех или иных физических, сенсорных и ментальных ограничений посетителей, по обучению персонала грамотному и тактичному взаимодействию с инвалидами [4]. Сотрудники музея «Огни Москвы» разработали методическое пособие «К вам в музей пришли особые дети». Но данное пособие также включает лишь методику проведения экскурсий для детей, имеющих интеллектуальные нарушения [10, с. 36].

Здесь важно отметить, что для успешного включения детей и взрослых с различными типами инвалидности в социокультурную среду музея, необходимо решение комплекса организационных и методологических задач. На основании изученной литературы и практической деятельности музеев разных профилей для решения вышеназванных задач нами были разработаны следующие рекомендации. Во-первых, привлечение данной категории посетителей в музей. Во-вторых, мониторинг музейной площади на предмет готовности принять ту или иную категорию инвалидов в музее. В-третьих, психологическая и профессиональная переподготовка музейных кадров для работы с посетителями с особыми возможностями. И, в-четвертых, выбор социокультурных реабилитационных технологий для работы с инвалидами на музейных экспозициях. Рассмотрим подробнее основные этапы их реализации.

На этапе подготовки по привлечению потенциальных посетителей с ограниченными возможностями, нужно определить, какие в городе, где находится музей, существуют коррекцион-ные образовательные учреждения для них (всего их восемь видов). В России много лет действует система специальных образовательных учреждений, созданных для обучения детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи, эмоционально-волевой сферы и поведения, с умственной отсталостью. Примером такого сотрудничества можно назвать музей Мирового океана и школу-интернат для слабовидящих детей (г. Калининград). В Эрмитаже эта работа строится на тесном взаимодействии со специальными коррекционными

школами [26, с. 92]. Необходимо также иметь в виду, что есть часть детей-инвалидов, которая исключена из системы образования, поскольку им отказывают в приеме в коррекционные школы по причине невозможности освоения программ этих школ. Как правило, это дети с нарушением умственного развития, находящиеся в домах-интернатах системы социальной защиты населения. Они лишены каких-либо образовательных услуг и фактически изолированы от общества. Если музеем запланирована организация работы со взрослыми людьми, имеющими инвалидность, здесь будет полезной информация об учреждения стационарного социального обслуживания. К ним относятся: дома-интернаты, психоневрологические интернаты, реабилитационные центры, социально-оздоровительные центры. Например, в Российском этнографическом музее в рамках фестиваля, посвященного культурам еврейского и финского народов, принимали участие пациенты психоневрологического диспансера. Они были вовлечены в театрально-сценическую деятельность музея [22, с. 67].

Организационную помощь музеям в ходе подготовки к работе с посетителями, имеющими какие-либо нарушения здоровья, могут оказать учреждения социального обслуживания. Центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов ведут учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке, осуществляют практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам. Здесь показателен пример Дарвиновского музея, у которого налажена тесная связь с Центрами социального обслуживания разных районов г. Санкт-Петербурга [22]. Положительные результаты в организации данного направления может дать сотрудничество музеев с различными общественными и благотворительными организациями, в цели которых входит защита прав и интересов инвалидов. Интересный опыт накоплен Егорьевским историко-художественным музеем в сотрудничестве с обществом слепых (Московская область), Саратовским государственным художественным музеем имени А. Н. Радищева и районным отделением Саратовской областной общественной организацией «Всероссийское общество инвали-

дов» [6]. Различные целевые программы реализуются в Государственном музее А. С. Пушкина при поддержке фонда «Культура и дети».

Один из самых важных подготовительных этапов музея для работы с посетителями с ограниченными возможностями является организация мониторинга музейной площади и прилегающей к музею территории на предмет их соответствия требованиям к зданиям и сооружениям, которые посещают инвалиды. Важно предварительно изучить потенциал музея, чтобы можно было объективно оценить его готовность принять ту или иную категорию инвалидов, определить насколько музейная среда является «безбарьерной средой» для посетителей с особыми потребностями и отличающимися возможностями.

Министерством труда и социальной защиты РФ в 2012 году была разработана и внедрена «Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность». Оценке подлежат и музеи. Для определения степени доступности того или иного музея экспертной группой заполняется «паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения». После обработки полученная информация о музее заносится в карту доступности объектов и услуг на региональном и федеральном уровне, а также в соответствующие информационно-справочные материалы для специалистов и граждан.

К сожалению, многим музеям до сих пор недостает оборудования и приспособлений для бытовых процессов, самообслуживания, свободного передвижения посетителей с инвалидностью. Люди с сенсорными нарушениями испытывают дефицит специальных информационных средств. Для лиц с интеллектуально-психическими ограничениями отсутствуют возможности безопасно передвигаться и действовать в музейном пространстве. Даже в тех случаях, когда посетитель с физическими ограничениями имеет средства передвижения (протез, кресло-коляска и др.), сама организация музейной среды не всегда является дружественной к инвалиду. Тем не менее, если пространственная среда лишена специального оборудования для инвалидов, каждому музею требуется выработать специальные подходы для обеспечения реализации их права на доступ

к культурным ценностям. Сотрудникам музея необходимо определить, с какой категорией инвалидов можно начать данный вид деятельности. Если музей принимает колясочников, нужно обратить внимание на следующие элементы организации пространства: ширина между витринами, пандусы, подъемники и многое другое. Если музей готовится к работе с глухими и слабослышащими посетителями, то нужно учесть, что для проведения экскурсии понадобятся услуги сурдопереводчика. Обслуживание посетителей с проблемами зрения требует особого подхода, так как любая экспозиция рассчитана на зрительное восприятие. Также действует федеральное правило: «руками экспонаты не трогать» [4]. В таком случае можно использовать макеты, реплики, реконструкции и материал научно-вспомогательного фонда. На каждый раздел экспозиции, иллюстрирующий его основное содержание, достаточно иметь по 3-4 экспоната для тактильного показа.

Помимо пространственно-средового барьера, с которым сталкиваются люди с особыми потребностями в музее, большие трудности вызывает коммуникативный и информационный барьер. Людям с ограниченными возможностями здоровья бывает не просто озвучить свои взгляды и позиции, выразить пожелания и эмоции публично. Поэтому формируется ошибочное мнение об интересах и потребностях инвалидов, что усложняет процесс коммуникации между инвалидом и социумом. Музей же - это особое коммуникативное пространство и требует специального подхода в работе с различными категориями посетителей. Здесь стоит затронуть тему готовности взаимодействовать сотрудников музея с инвалидами. Важно, чтобы сотрудники музея были психологически готовы работать с этой категорией посетителей. Основная задача, которая должна ставиться перед музеем в данном направлении -помощь по восстановлению ресурсов и жизненных сил, облегчение вхождения индивида в культурную систему посредством исторического наследия.

В социальной работе в самом общем виде выделяют две формы взаимодействия с инвалидами: непосредственная работа с инвалидом, работа с его социальным окружением. Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - такие понятия обычно используют, чтобы

определить характер взаимодействия. Опираясь на эти формы, музей может успешно осуществлять социокультурную реабилитацию и адаптацию людей с ограниченными возможностями. Необходимо также учесть, что планирование работы специалиста музея должно осуществляться совместно с педагогами, реабилитологами, социальными работниками, психологами и непосредственно с инвалидами. Ведь девиз Конвеции о правах инвалидов говорит: «Для нас - ничего без нас» [4]. Понимание особенностей той или иной категории инвалидов, уважительное отношение к ним и желание развивать и совершенствовать работу по их обслуживанию являются залогами успеха музея как социокультурного института.

Рассмотрим тему выбора социокультурных реабилитационных технологий для работы с посетителями с различными типами инвалидности на музейных экспозициях. При выборе форм и методов работы необходимо учитывать особенности восприятия и познания той или иной аудитории. В восприятии и познании окружающего материального мира у слепых и слабовидящих людей приоритет имеет осязание. Благодаря тактильному восприятию происходит получение комплекса разнообразных ощущений, определение размера, формы предмета. Помимо осязания у слепых и слабовидящих в различных видах деятельности одну из главных ролей играет речь и слуховое восприятие. Слепые могут свободно определять с помощью звуков предметные и пространственные свойства окружающей среды. Поэтому принципиально важно в работе с данной группой посетителей использовать предметы для тактильного осмотра, звуковой ряд. Программа «Светлый мир» для слабовидящих детей младшего и среднего школьного возраста реализуется в Государственном музее истории религии с использованием методик универсального дизайна и инклюзии, рекомендованных как наиболее перспективные специалистами-реабилитологами. Программа осуществляется при поддержке экспертного совета, в состав которого входят арт-психотерапевт, тифлопедагог, музейный педагог, сотрудник библиотеки для слепых и слабовидящих. Для тактильного доступа на занятиях используются копии музейных предметов из аутентичных материалов. Предметный минимализм пространства обеспечивает безопасность для

передвижения ребенка-инвалида и позволяет ему сосредоточить внимание на наиболее важных предметах, не отвлекаясь на второстепенные [22].

Следует отметить, что у людей с нарушением слуха развитие познавательной деятельности имеют свои особенности. Это тоже необходимо учитывать при выборе средств и форм музейной коммуникации. Наглядно-зрительные формы познания у данной категории преобладают над словесно-логическими. Потребность в общении реализуется с помощью предметов, действий, рисунков и жестовой речи.

Общение с посетителями с особенностями развития интеллекта должно строиться на принципе доступности информации, наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Учитывая относительную сохранность эмоциональной сферы этих посетителей по сравнению с познавательной сферой, работа с ними должна нести эмоционально-эстетический характер. Для достижения поставленных целей музей может выбрать следующие направления работы по социокультурной реабилитации инвалидов. Во-первых, познавательное воздействие, которое ориентировано на приобретение инвалидами знаний, понятий о историко-культурном наследии. Такое воздействие должно осуществляться посредством музейной экспозиции и музейного предмета. Музейным сотрудникам необходимо разработать специальные маршруты знакомства с экспозицией и адаптировать тексты экскурсий для различных категорий инвалидов. Так, сотрудники отдела музейной педагогики музея-заповедника «Царицыно» переработали имеющиеся сценарии, создав специализированные занятия для инвалидов [25, с. 13].

Во вторых, особого внимания требует такое направление, как организация и обеспечение содержательного досуга в музее. Проблема свободного времени остро стоит перед инвалидами, которые ограничены в выборе досуговых программ из-за физических недостатков. В музейной среде возможно создание условий для отдыха и общения инвалидов и их семей. Основной приоритет в настоящее время принадлежит развивающим технологиям, связанным с включением инвалидов в различные виды художественного, технического и прикладного творчества, в музейные анимационные программы. Эти программы должны спо-

собствовать сплочению людей, удовлетворению их потребностей в широком социальном общении, развитию творческой инициативы, самореализации, обретению уверенности в собственных силах. Отдельным направлением можно выделить экспонирование в музее работ одаренных художников-инвалидов. В Государственном мемориальном музее им. Н. А. Островского в цикле выставок «Через преодоление - к творчеству» с 1994 года представлены произведения людей с ограниченными возможностями здоровья, которые на протяжении многих лет сотрудничают с музеем [22, с. 44].

И в-третьих, одной из составляющей музейной коммуникации может выступить коррек-ционно-развивающее воздействие, которое направлено на компенсацию или коррекцию проблем в развитии. Для этого могут быть использованы различные социально-культурные реабилитационные технологии. Например, метод арт-терапии активно используется в деятельности психологов, педагогов, социальных работников. В музее применение этого метода может носить преимущественно социализирующий и развивающий характер. Метод библиотерапии и сказкотера-пии направлен на развитие воображения, памяти, художественного вкуса, творческого соотнесения своей личности с художественным образом. Большим потенциалом обладают ролевые игры, которые могут быть организованы в музее. В ролевых играх участники творчески воспроизводят социальные отношения и материальные объекты. В силу подлинно творческого характера ролевой игры участникам нужен материал для творчества, то есть глубокое эмоциональное понимание, знание тех людей, роли которых они на себя берут. Таким материалом может служить историческое событие или исторический персонаж. В игровом процессе возможно также использование реплик музейных предметов. Именно музейный предмет

дает возможность обратиться к универсальным архетипическим темам (архетип - от греч. первообраз), вызывающим глубокие ассоциации.

Подводя итоги, хотелось бы отметить следующее. Несмотря на объективные трудности, российскими музеями осуществляется работа по обеспечению равных возможностей, создается «безбарьерное» музейное пространство и внедряются адресные программы и проекты для посетителей с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая профильное разнообразие музеев, для большинства из них это новая форма работы. Отсюда следует, что для повышения качества деятельности в данном направлении, музеи должны налаживать социальное партнерство с органами местной власти, органами социальной защиты населения, волонтёрами и различными учреждениями, ставящими своей целью решение вопросов интеграции и адаптации в обществе людей с ограниченными возможностями здоровья. Установление и развитие разнообразных партнерских отношений специалистов музейного дела и других учреждений культуры позволит осуществлять совместные социально-ориентированные сетевые проекты, как в музейном, так и во внемузейном пространстве. Безусловно, работа с посетителями с ограниченными возможностями требует переосмысления традиционных представлений о способах презентации музейной информации, выработки новых форм интерпретации экспозиционного материала. Совершенствование системы социально-культурной интеграции инвалидов средствами музеев предполагает углубленное изучение проблем различных категорий инвалидов (по возрасту, полу, патологии, ограничениям жизнедеятельности) и их потребностей в тех или иных видах музейной деятельности; разработку системы показателей эффективности их реализации; актуализирует задачу подготовки соответствующих кадров.

Литература

1. Ахунов В. М. Современные формы культурно-образовательной деятельности в художественном музее: опыт Государственного Русского музея: автореф. дис. ... канд. истор. наук. - СПб., 2006. - 30 с.

2. Билалов М. Ю. Социализация личности средствами музейной педагогики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2003. - 17 с.

3. Богатырев Е. А. Музей как социокультурный феномен современного российского мегаполиса: автореф. дис. ... канд. культурологии. - СПб., 2011. - 24 с.

4. Ваньшин С. Н., Ваньшина О. П. Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средствами: метод. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГДМ, 2009. - 76 с.

5. Веденкина В. А. Психологическое сопровождение развития ценностных ориентаций подростков в условиях музейной среды: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Н. Новгород, 2009. - 24 с.

6. Галактионова Е. В. «Прикосновение к Радуге». Программа реабилитации искусством детей и подростков с нарушениями здоровья в Радищевском музее // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2011. -№ 11. - С. 42-51.

7. Галкин Н. Н. Социокультурная реабилитация детей-инвалидов средствами изобразительного искусства: автореф. дис. ... канд. культурологии. - Краснодар, 2004. - 26 с.

8. Дерябина Ю. Г. Социально-культурная деятельность музея как фактор формирования духовно-нравственных качеств молодежи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2008. - 26 с.

9. Злобина О. Г. Социокультурная интеграция лиц с ограниченными возможностями: социологический анализ групп взаимопомощи: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Хабаровск, 2002. - 22 с.

10. Калинина И. В. К вам в музей пришли особые дети: методическое пособие для работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения // Мир музея. - 2009. - № 9. - С. 36-41.

11. Кислинская Т. И. Исключительная школа для «исключительных» детей (лечебно-воспитательное учреждение В. П. Кащенко) // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / под общ. ред. Н. Л. Селивановой. - М.: Пед. об-во России, 1998. - 336 с.

12. Клюкина А. И. Государственный Дарвиновский музей - музей для всех // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. - 2011. - № 8. - С. 32-40.

13. Коновалова М. П. Социокультурная реабилитация инвалидов по зрению в региональной библиотеке: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. - 20 с.

14. Лужецкая А. Обездоленные и просветленные // Мир музея. - 2009. - № 11. - С. 19-20.

15. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учеб. пособие для студентов пед. вузов. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.

16. Моздокова Ю. С. Некоторые подходы к проблемам социально-культурной реабилитации // Новые пути решения проблем детской инвалидности средствами культуры и искусства: метод. пособие. - М.: [б. и.], 2001. -216 с.

17. Моздокова Ю. С. Социально-культурная реабилитация инвалидов и их семей в процессе досуговой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1996. - 18 с.

18. Петросян В. А. Интеграция инвалидов в Российское общество: автореф. дис. ... д-ра соц. наук. - М., 2011. -42 с.

19. Платонова О. В., Жвитиашвили Н. Ю. Арттерапия в художественном музее: учеб. пособие для студентов гуманитар.-худож. вузов. - СПб.: СпецЛит, 2000. - 142 с.

20. Савина Л. Ю. Социализация детей с ограниченными возможностями в процессе социокультурной реабилитации: автореф. дис. ... канд. соц. наук. - М., 2002. - 21 с.

21. Сидорова О. В. Работа с семейной аудиторией в музеях Западной Сибири в конце XX - начале XXI века: автореф. дис. ... канд. истор. наук. - Барнаул, 2012. - 27 с.

22. Творчество инвалидов - неограниченные возможности. Организация в музеях выставок инвалидов и адаптация выставок для восприятия людьми с ограничениями здоровья: мат-лы обучающего семин. 18 окт. 2011 года, Москва. - М.: Изд-во ГДМ, 2011. - 83 с.

23. Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности: учеб. пособие для студентов гуманитар.-худож. фак. - СПб.: Спец. лит., 2002. - 222 с.

24. Усова Л. Ф. Социокультурные технологии адаптации детей-инвалидов // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - Вып. 3. - С. 3-13.

25. Фролова И. Безбарьерная среда в музее : начать с начала // Музей. - 2012. - № 2. - С. 12-15.

26. Шостак Л. Я. Система воспитания детей с ограниченными возможностями в Эрмитаже // Новые пути решения проблем детской инвалидности средствами культуры и искусства: метод. пособие. - М., 2001. - С. 92-108.

27. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пособие по музейной педагогике. - М.: [б. и.], 2001. - 165 с.

References

1. Akhunov V.M. Sovremennye formy kul'turno-obrazovatePnoi deiatel'nosti v khudozhestvennom muzee: opyt Gosudarstvennogo Russkogo muzeia. Avtoref. dis. kand. istor. nauk [Modern forms of cultural and educational activity in the art museum: experience of the State Russian Museum. Abstract diss. cand. hist. sci.]. Saint-Petersburg, 2006. 30 p. (In Russ.).

2. Bilalov M.Iu. Sotsializatsiia lichnosti sredstvami muzeinoi pedagogiki. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Socialization of the personality means of museum pedagogics. Abstract dis. cand. ped. sci.]. Kazan, 2003. 17 p. (In Russ.).

3. Bogatyrev E.A. Muzei kak sotsiokul'turnyi fenomen sovremennogo rossiiskogo megapolisa. Avtoref. dis. kand. kul'turologii [Muzei as sociocultural phenomenon of the modern Russian megalopolis. Abstract dis. cand. cultural sci.]. Saint-Petersburg, 2011. 24 p. (In Russ.).

4. Van'shin S.N., Van'shina O.P. Sotsiokul'turnaia reabilitatsiia invalidov muzeinymi sredstvami. Metod. posobie [Sociocultural rehabilitation of disabled people museum means: method. grant]. Moscow, GDM Publ., 2009. 76 p. (In Russ.).

5. Vedenkina V.A. Psikhologicheskoe soprovozhdenie razvitiia tsennostnykh orientatsii podrostkov v usloviiakh muzeinoi sredy. Avtoref. dis. kand. psikh. nauk [Psychological maintenance of development of valuable orientations of teenagers in the conditions of the museum environment. Abstract diss. cand. psych. sci.]. Nizhnii Novgorod, 2009. 24 p. (In Russ.).

6. Galaktionova E.V. «Prikosnovenie k Raduge». Programma reabilitatsii iskusstvom detei i podrostkov s narusheniiami zdorov'ia v Radishchevskom muzee ["A touch to the Rainbow". The program of rehabilitation by art of children and teenagers with violations of health in Radishchev Museum]. Spravochnik rukovoditelia uchrezhdeniia kul'tury [The Reference book of the head of cultural institution], 2011, no 11, pp. 42-51. (In Russ.).

7. Galkin N.N. Sotsiokul'turnaia reabilitatsiia detei-invalidov sredstvami izobrazitel'nogo iskusstva. Avtoref. dis. kand. kul'turologii [Sociocultural rehabilitation of disabled children means of the fine arts. Abstract diss. cand. cultural sci.]. Krasnodar, 2004. 26 p. (In Russ.).

8. Deriabina Iu.G. Sotsial'no-kul'turnaia deiatel'nost' muzeia kak faktor formirovaniia dukhovno-nravstvennykh kachestv molodezhi. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Welfare activity of the museum as factor of formation of spiritual and moral qualities of youth. Abstract diss. cand. ped. sci.]. Tambov, 2008. 26 p. (In Russ.).

9. Zlobina O.G. Sotsiokul'turnaia integratsiia lits s ogranichennymi vozmozhnostiami. Sotsiologicheskii analiz grupp vzaimopomoshchi. Avtoref. dis. kand. sotsiol. nauk [Sociocultural integration of persons with limited opportunities: sociological analysis of groups of mutual aid. Abstract diss. cand. sociolog. sci.]. Khabarovsk, 2002. 22 p. (In Russ.).

10. Kalinina I.V. K vam v muzei prishli osobye deti: metod. posobie dlia raboty s det'mi, imeiushchimi intellektual'nye narusheniia [To you special children came to the museum. Method. grant for work with children, the having intellectual violations]. Mir muzeia [The museum World], 2009, no 9, pp. 36-41. (In Russ.).

11. Kislinskaia T.I. Iskliuchitel'naia shkola dlia "iskliuchitel'nykh" detei (lechebno-vospitatel'noe uchrezhdenie V.P. Kashchenko) [Exclusive school for \"exclusive \" children (medical and educational establishment of V.P. Kashchenko)]. Gumanisticheskie vospitatel'nye sistemy vchera i segodnya (v opisaniiakh ikh avtorov i issledovatelei) [Humanistic educational systems yesterday and today (in descriptions of their authors and researchers)]. Moscow, Pedagogical society of Russia Publ., 1998. 336 p. (In Russ.).

12. Kliukina A.I. Gosudarstvennyi Darvinovskii muzei - muzei dlia vsekh [State Darwin Museum - the museum for all]. Vospitanie i obuchenie detei s narusheniem razvitiia [Education and training of children with development violation], 2011, no. 8, pp. 32-40. (In Russ.).

13. Konovalova M.P. Sotsiokul'turnaia reabilitatsiia invalidov po zreniiu v regional'noi biblioteke. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Sociocultural rehabilitation of visually impaired persons in regional library. Abstract diss. cand. ped. sci.]. Moscow, 2003. 20 p. (In Russ.).

14. Luzhetskaia A. Obezdolennye i prosvetlennye [Destitute and brightened up]. Mir muzeia [The museum World], 2009, no 11, pp. 19-20. (In Russ.).

15. Malofeev N.N. Spetsial'noe obrazovanie v meniaiushchemsia mire. Evropa. Uchebnoe posobie dlia studentov pedagogicheskikh vuzov [Vocational education in the changing world. Europe: studies. a grant for students ped. higher education institutions]. Moscow, Education Publ., 2009. 319 p. (In Russ.).

16. Mozdokova Iu.S. Nekotorye podkhody k problemam sotsial'no-kul'turnoi reabilitatsii [Some approaches to problems of welfare rehabilitation]. Novye puti resheniiaproblem detskoy invalidnosti sredstvami kul'tury i iskusstva. Metodicheshkoe posobie [New solutions ofproblems of children's disability means of culture and art. Method. grant]. Moscow, 2001. 216 p. (In Russ.).

17. Mozdokova Iu.S. Sotsial'no-kul'turnaia reabilitatsiia invalidov i ikh semei v protsesse dosugovoi deiatel'nosti. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Welfare rehabilitation of disabled people and their families in the course of leisure activity. Abstract diss. cand. ped. sci.]. Moscow, 1996. 18 p. (In Russ.).

18. Petrosian V.A. Integratsiia invalidov v Rossiiskoe obshchestvo. Avtoref. dis. dokt. sotsiol. nauk [Integration of disabled people into the Russian society. Abstract diss. Dr. sociolog. sci.]. Moscow, 2011. 42 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Platonova O.V. Artterapiya v khudozhestvennom muzee. Uchebnoe posobie [Artterapiya in the art museum. Study guide]. Saint-Petersburg, Spetslit Publ., 2000. 142 p.

20. Savina L.Iu. Sotsializatsiia detei s ogranichennymi vozmozhnostiami v protsesse sotsiokul'turnoi reabilitatsii. Avtoref. dis. kand. sotsiol. nauk [Socialization of children with limited opportunities in the course of sociocultural rehabilitation. Abstract diss. cand. sociolog. sci.]. Moscow, 2002. 21 p. (In Russ.).

21. Sidorova O.V. Rabota s semeinoi auditoriei v muzeiakh Zapadnoi Sibiri v kontse XX - nachale XXI veka. Avtoref. dis. kand. ist. nauk [Work with family audience in the museums of Western Siberia at the end of 20 - the beginning of 21 centuries. Abstract diss. cand. hist. sci.]. Barnaul, 2012. 27 p. (In Russ.).

22. Tvorchestvo invalidov - neogranichennye vozmozhnosti. Organizatsiia v muzeiakh vystavok invalidov i adaptatsiia vystavok dlia vospriiatiia liud'mi s ogranicheniiami zdorov'ia [Creativity of disabled people - unlimited opportunities. The organization in the museums of exhibitions of disabled people and adaptation of exhibitions for perception people with restrictions of health]. Materialy obuchaiushchego seminara 18 oktiabria 2011 goda, Moskva [Materials of the training seminar on October 18, 2011, Moscow]. Moscow, GDM Publ., 2011. 83 p. (In Russ.).

23. Stoliarov B.A. Pedagogika khudozhestvennogo muzeia: ot istokov do sovremennosti. Ucheb. posobie [Pedagogik of the art museum: from sources to the present. Study guide]. Saint-Petersburg, Spetslit Publ, 2002. 222 p.

24. Usova L.F. Sotsiokul'turnye tekhnologii adaptatsii detei-invalidov [Sociocultural technologies of adaptation of disabled children]. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem [Modern researches of social problems], 2011, vol. 3, pp. 3-13. (In Russ.).

25. Frolova I. Bezbar'ernaia sreda v muzee: nachat's nachala [The barrier-free environment in the museum: to begin with the beginning]. Muzei [TheMuseum], 2012, no. 2, pp. 12-15. (In Russ.).

26. Shostak L.Ia. Sistema vospitaniia detei s ogranichennymi vozmozhnostiami v Ermitazhe [An educational system of children with limited opportunities in the Hermitage]. Novye puti resheniia problem detskoi invalidnosti sredstva-mi kul'tury i iskusstva. Metod. posobie [New solutions of problems of children's disability means of culture and art. Method. grant]. Moscow, 2001, pp. 92-108. (In Russ.).

27. Iukhnevich M.Iu. Ia povedu tebia v muzei. Uchebnoe posobie po muzeinoi pedagogike [I will lead you in the museum. Studies. grant on museum pedagogics]. Moscow, 2001. 165 p. (In Russ.).

УДК069.6

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНЫХ ДЕСТИНАЦИЙ В ГОРОДЕ КЕМЕРОВЕ

Клюев Юрий Владимирович, кандидат культурологии, доцент кафедры экономики социальной сферы, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: klujev@yandex.ru

Статья посвящена рассмотрению вопросов включения музейных учреждений не только в культурный, но и в туристский рынки. Утверждается, что за последние 5 лет Кемеровские областные и муниципальные музеи значительно преобразились. Смена руководства, переход в автономию, поддержка учредителей вдохнули новую жизнь в их деятельность. Музейные учреждения по-настоящему становятся активными участниками не только культурного, но и туристского рынков. Утверждается, что благодаря включению музеев в туристский рынок музеи становятся центрами времяпрепровождения туристов: возникает новое явление - музейная дестинация.

Автором статьи в мае 2014 года было проведено исследование четырех музеев г. Кемерова: Кемеровский областной краеведческий музей, Кемеровский областной музей изобразительных искусств, музеи-заповедники «Красная Горка» и «Томская Писаница». Целью исследования было выяснить, насколько музеи г. Кемерова соответствуют понятию «музейная дестинация», а также подтвердить или опровергнуть высказывания А. В. Вавиловой и А. В. Романчук о том, что привлекательность Западной Сибири для туристов прежде всего определяется естественно-научными музеями, потенциал привлекательности определен на уровне 50,6 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.