Научная статья на тему 'Экологические факторы в психолого-валеологических технологиях реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья'

Экологические факторы в психолого-валеологических технологиях реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ENVIRONMENTAL FACTORS / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / PEOPLE WITH DISABILITIES / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / SOCIO-CULTURAL REHABILITATION / PSYCHO-VALEOLOGICAL TECHNOLOGY / ПСИХОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Опарин Р. В., Диюн М. С.

Технологии социокультурной реабилитации рассматриваются в статье как форма адаптации «лиц с особыми потребностями» (ограниченными возможностями здоровья). Анализируется содержание понятий «психолого-валеологические технологии», «экологические факторы социокультурной реабилитации». Обоснована эффективность данных технологий как условия удовлетворения потребности человека в эффективной социализации, т. е. приобретения средств выстраивания личной, профессиональной и общественной жизни, что имеет особую жизненную значимость для людей с инвалидностью. Приведены и рассмотрены некоторые направления экологической реабилитации, адаптированные к местным климатическим условиям, как к среде постоянного обитания, нормализующие психоэмоциональное и физическое состояние людей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL FACTORS IN PSYCHOLOGICAL AND VALEOLOGICAL TECHNOLOGIES OF REHABILITATION OF PEOPLE WITH DISABILITIES

Socio-cultural rehabilitation technologies are considered in the article as a form of adaptation of people with special needs. The researchers conduct an analysis of such concepts as “psycho-valeological technology” and “socio-cultural rehabilitation of environmental factors”. The work shows efficiency of these technologies in the course of work to meet human needs in an effective socialization, in other words, in building a personal, professional and social life. The paper presents and discusses some areas of environmental remediation, adapted to local climatic conditions, as a medium of permanent habitation, normalizing psycho-emotional and physical health of people with disabilities.

Текст научной работы на тему «Экологические факторы в психолого-валеологических технологиях реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья»

2. Зимняя ИЛ. Педагогическая психология. Москва: Логос, 1999.

3. Леонтьев A.A. Психологические особенности деятельности лектора. Москва: Знание, 1981.

4. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Москва: Просвещение, 1991.

5. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе. 2001; № 2: 14-19; 3: 5 - 12.

6. Тарнопольский О.Б., Комужко С.П. Методика обучения английскому языку для делового общения. Киев: Ленвит, 2004.

7. Халеева И.И. Интеркультура - третье измерение межкультурного взаимодействия? (из опыта подготовки переводчиков). Актуальные проблемы межкультурной коммуникации. 1999; Выпуск 444: 5 - 15.

8. Попкова О.В. Роль самостоятельной работы студентов по созданию презентаций в формате Microsoft PowerPoint в развитии языковой и информационной компетенции. Учёные записки Орловского государственного университета. 2015; 3 (66): 254 - 257.

References

1. Milovanova L.A. Obuchenie studentov kul'ture prezentacii sredstvami predmeta «Inostrannyj yazyk». Izvestiya VGPU. 2012; 5(69): 127 - 131.

2. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: Logos, 1999.

3. Leont'ev A.A. Psihologicheskie osobennostideyatel'nostilektora. Moskva: Znanie, 1981.

4. Passov E.I. Kommunikativnyj metod obucheniya inoyazychnomu govoreniyu. Moskva: Prosveschenie, 1991.

5. Polat E.S. Internet na urokah inostrannogo yazyka. Inostrannye yazyki v shkole. 2001; № 2: 14-19; 3: 5 - 12.

6. Tarnopol'skij O.B., Komuzhko S.P. Metodika obucheniya anglijskomu yazyku dlya delovogo obscheniya. Kiev: Lenvit, 2004.

7. Haleeva I.I. Interkul'tura - tret'e izmerenie mezhkul'turnogo vzaimodejstviya? (iz opyta podgotovki perevodchikov). Aktual'nye problemy mezhkul'turnoj kommunikacii. 1999; Vypusk 444: 5 - 15.

8. Popkova O.V. Rol' samostoyatel'noj raboty studentov po sozdaniyu prezentacij v formate Microsoft PowerPoint v razvitii yazykovoj i informacionnoj kompetencii. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015; 3 (66): 254 - 257.

Статья поступила в редакцию 7.06.16

УДК 378

Oparin R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Technical University n.a. I.I. Polzunov (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

Diyun M.S., postgraduate, Altai State Technical University n.a. I.I. Polzunov (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

ENVIRONMENTAL FACTORS IN PSYCHOLOGICAL AND VALEOLOGICAL TECHNOLOGIES OF REHABILITATION OF PEOPLE WITH DISABILITIES. Socio-cultural rehabilitation technologies are considered in the article as a form of adaptation of people with special needs. The researchers conduct an analysis of such concepts as "psycho-valeological technology" and "socio-cultural rehabilitation of environmental factors". The work shows efficiency of these technologies in the course of work to meet human needs in an effective socialization, in other words, in building a personal, professional and social life. The paper presents and discusses some areas of environmental remediation, adapted to local climatic conditions, as a medium of permanent habitation, normalizing psycho-emotional and physical health of people with disabilities.

Key words: environmental factors, people with disabilities, socio-cultural rehabilitation, psycho-valeological technology.

Р.В. Опарин, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова,

г. Барнаул, Е-mail: [email protected]

М.С. Диюн, аспирант, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, г. Барнаул,

Е-mail: [email protected]

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В ПСИХОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Технологии социокультурной реабилитации рассматриваются в статье как форма адаптации «лиц с особыми потребностями» (ограниченными возможностями здоровья). Анализируется содержание понятий «психолого-валеологические технологии», «экологические факторы социокультурной реабилитации». Обоснована эффективность данных технологий как условия удовлетворения потребности человека в эффективной социализации, т. е. приобретения средств выстраивания личной, профессиональной и общественной жизни, что имеет особую жизненную значимость для людей с инвалидностью. Приведены и рассмотрены некоторые направления экологической реабилитации, адаптированные к местным климатическим условиям, как к среде постоянного обитания, нормализующие психоэмоциональное и физическое состояние людей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: экологические факторы, лица с ограниченными возможностями здоровья, социокультурная реабилитация, психолого-валеологические технологии.

В последнее время в России особое место специалистами уделяется социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. Объясняется это, прежде всего, высокой эффективностью и инновационным характером социокультурных реабилитационных технологий, адаптированных к местным климатическим условиям, как к среде постоянного обитания. Огромное значение в социокультурной реабилитации имеет использование благоприятных экологических факторов природной среды (климатических, фитогенных, зоогенных и др.). Основная цель экологической реабилитации заключается в том, чтобы с помощью специфических мероприятий сделать инвалидов или лиц, временно утративших трудоспособность, способными к жизни в обществе, адаптировать к нормальной личной и общественной жизни через взаимодействие с благоприятными факторами природной среды. В данном случае, природа помогает справляться с трудностями, вызванными нарушениями функций организма.

Актуальность и многообразие новых технологий экологической реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья обусловлены неуклонным увеличением численности инвалидов в Российской федерации.

Проблемы социокультурной реабилитации инвалидов, инклюзивного обучения, конструирования и применения новых технологий помощи лицам с ОВЗ не раз попадали в поле зрения отечественных учёных. На страницах работ Е.В. Гапченко, Е.А. Павлова, И.Н. Прохорова, Г.С. Птушкина, И.В. Суворова, Т.В. Стародубцева, М.П. Сутыриной, Л.П. Феталиевой, О.А. Боковой, И.В. Голубевой, С.В. Шереметовой предложено множество технологий обучения и реабилитации инвалидов [1 - 7].

Анималотерапия (или зоотерапия) - это один из многих методов психотерапии, в котором применяется животное в качестве психотерапевтического средства посредством взаимодействие человека с животным. Такой способ взаимодействия существенно отличается от других реабилитационных средств.

Профессор Г.Г. Филиппова [8] выделяет следующие основные отличия: 1) животное имеет внутренний источник активности, в результате чего становится относительно непредсказуемым как для пациента, так и для терапевта; 2) животное не является носителем смысловой и оценочной функции по отношению к человеку, оно не может быть в ситуации психотерапии «неконгруэнтным», т. е. оно всегда выражает то, что непосредственно чувствует, и это позволяет пациенту освободиться от проявления психологических защит, препятствующих эффективности психотерапии; 3) животное имеет «внутреннюю позицию», собственную мотивацию и включается в процесс взаимодействия с человеком, активно эту позицию проявляя. При психотерапии с помощью «неодушевлённых» средств всё строится только во взаимодействии позиций пациента и психотерапевта. Такой способ психотерапии имеет ряд преимуществ и самым главным является, то, что животное - живое существо, проявляющее некие эмоции, но при этом не умеет говорить, что лишает возможности для человека услышать некую негативную словесную информацию.

Взаимодействие и творческая работа с природными объектами - это важный фактор формирования трудовых навыков, аккуратности, планирования, способствующий развитию воображения, пространственного мышления.

Паркотерапия - одна из инновационных экологических технологий социокультурной и экологической реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. В современных условиях на парки культуры ложится не только культурно-досуговая нагрузка, но и весомая рекреативно-оздоровительная нагрузка. Поэтому парк как многофункциональное учреждение, предоставляющее различные виды услуг, использует в своей работе целый комплекс здоровьесберегающих технологий, которые в своем синтезе можно охарактеризовать как комплексную паркотерапию [9 - 10]. Основываясь на исследованиях современных ученых, выделяют следующие направления этой технологии:

1. Ландшафтотерапия - исцеление происходит благодаря воздействию природной красоты (природы). Неоценимо положительное влияние на психоэмоциональное состояние человека природной среды в целом, так как именно в обстановке естественной природы осуществляется ее комплексное воздействие через все органы чувств. Зелёные насаждения способствуют оздоровлению организма человека. Аромат цветов, хвои, нежное трепетание листвы, шум леса, пение птиц благотворно влияют на нервную систему. Человек невольно видит в растении, животном или камне «нечто человеческое», и возникает чувство единения с природой, придающее новые творческие и физические силы.

2. Акватерапия, фонтанотерапия - перенос театрализованных программ на водные просторы добавляет зрелищности. Во всех культурах вода почиталась как источник и символ жизни, как носитель информации. Издревле было известно успокаивающее и релаксирующее воздействие неторопливого течения проточной воды.

3. Садовая терапия - один из старейших видов активной терапии, которая практикует физическое и психологическое исцеление человека через общение с растениями. Садовая терапия основывается на взаимодействие человека с природой, специалисты рассматривают этот процесс не только как положительную физическую нагрузку, но и как возможность постоянного сопереживания, соучастия, эмпатии. Также известно, что при садовых работах земля поглощает импульсы негативных переживаний человека.

4. Туротерапия - реабилитационная технология социально-культурной деятельности, в основу которой положены туристические виды: путешествия, экскурсии, походы, выезды (групповые и индивидуальные). Реабилитационная направленность: развитие физических возможностей, отвлечение от личных проблем, выработка позитивной установки, культуротворчество. Туризм создает сферу полноценного общения, возможность установления социальных контактов, апробации социальных ролей, получения поддержки, интеграции в общество.

Библиографический список

Туризм всесезонен, его можно практиковать как пешком, так и на любом виде транспорта. Он может быть оздоровительным, познавательным, спортивным. Туризм создает сферу полноценного общения, дает возможность установления социальных контактов, апробации социальных ролей, получения поддержки, интеграции в общество.

Для эффективного обеспечения технологии туризма в куль-турно-досуговой деятельности необходимо соблюдать следующие правила:

- вид туризма подбирается в зависимости от физических нарушений и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, учитывающей персональный интерес, мнения, финансовые возможности;

- обеспечение безопасности для туристов;

- включение в программу осмотра достопримечательностей;

- наличие физической" подготовленности инвалидов, психологической" переносимости трудностей.

В многодневных туристических поездках, которые оказывают огромное реабилитирующее воздействие, могут принимать участие и семьи с детьми-инвалидами. Само предвкушение скорого путешествия, подготовка к нему, ожидание дня отъезда создает радостное возбуждение, объединяет семью.

Наиболее эффективно эти поездки влияют на развитие эмоциональной сферы людей с инвалидностью, помогают социализации. В поездках они получают возможность знакомиться с архитектурой и историей города, посещать музеи, выставки, видеть красоту и величие просторов нашей страны, что способствует также воспитанию патриотизма и любви к Родине.

Туризм также способствует расширению кругозора, появлению интереса к окружающей жизни, уверенности в себе, повышению самооценки, появлению новых друзей. Более того, совместно проводимый досуг благотворно влияет на сплочение семьи.

Во время экскурсионных поездок можно наблюдать позитивные изменения в поведении людей с ограниченными возможностями здоровья, их интеллектуальном развитии. Появляется интерес к истории данной местности, узнают народные обычаи и традиции, вспоминают песни о событиях в этом крае, чтобы потом, по приезду, поделиться впечатлениями с друзьями. Авторитет после таких поездок у людей с инвалидностью значительно возрастает, соответственно самооценка становится выше. И на мир эти люди уже смотрят по-другому.

Ещё одной технологией прогрессивной экологической реабилитации инвалидов, естественной формой изменения эмоционального состояния, является эко-арт-терапия. Эко-арт-терапия - это метод психотерапии, использующий для лечения художественные приемы, использующие в работе природные материалы. Примером этого направления является глинотерапия - эффективный способ реабилитации, сочетающий комплекс медицинских, валеологических и психологических приёмов, имеющий в своей основе работу с пластическим материалом природного происхождения. Издавна известно о лечебных свойствах глины, обладающей антисептическими, абсорбирующими свойствами. Практические занятия по изготовлению глиняной игрушки, сочетаются с рассказом об истории возникновения игрушки, сложившихся народных традициях и технике изготовления. Лепка способствует развитию мелкой моторики, координации и согласованности движений рук. Роспись изделия вырабатывает пластичные движения, формирует чувство ритма, объема, пропорций, цвета, воспитывает художественный вкус.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что арсенал технологий социокультурной реабилитации разнообразен и инновационен. И не столь значимо, какое из занятий выберет сам инвалид. Важно помочь ему максимально реализовать свои возможности, избавить его от комплекса неполноценности. Таким образом, активная социокультурная реабилитация позволяет инвалидам реализовать себя и свою потребность в общении, возможность увидеть окружающий мир, встретиться с людьми, переживающими сходную ситуацию, и понять, что им доступно если не все, то почти все.

1. Бокова О.А., Голубева И.В., Шереметова С.В. Основные подходы к развитию креативности арт-терапевтическими средствами. Мир науки, культуры, образования. 2015; 4: 176 - 180.

2. Гапченко Е.В., Прохорова И.Н., Птушкин Г.С. Особенности организаций занятий со студентами-инвалидами в группах инклюзивного обучения. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6: 93 - 96.

3. Павлов Е.А. Методика оказания индивидуальной помощи родителям в воспитании детей с ослабленным здоровьем. Мир науки, культуры, образования. 2013; 1: 61 - 63.

4. Птушкин Г.С., Сутырина М.П. Адаптивное поведение лиц с ограничениями здоровья. Мир науки, культуры, образования. 2014; 1: 283 - 285.

5. Суворова И.В. Модели дистанционного образования детей-инвалидов в России. Мир науки, культуры, образования. 2013; 5: 19 - 22.

6. Феталиева Л.П. Творческое развитие младших школьников в системе инклюзивного образования. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1: 57 - 59.

7. Феталиева Л.П., Стародубцева Т.В. Особенности восприятия музыки младшими школьниками с задержкой в развитии в условиях инклюзивного образования. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1: 54 - 57.

8. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. Москва: Академия, 2004.

9. Дьяченко Е.В. Архитектурно-ландшафтная организация туристических маршрутов (на примере г. Москвы). Автореферат диссертации ... кандидата архитектуры. Москва, 2010.

10. Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. Москва, 2004.

11. Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. Москва, 2007.

References

1. Bokova O.A., Golubeva I.V., Sheremetova S.V. Osnovnye podhody k razvitiyu kreativnosti art-terapevticheskimi sredstvami. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 4: 176 - 180.

2. Gapchenko E.V., Prohorova I.N., Ptushkin G.S. Osobennosti organizacij zanyatij so studentami-invalidami v gruppah inklyuzivnogo obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6: 93 - 96.

3. Pavlov E.A. Metodika okazaniya individual'noj pomoschi roditelyam v vospitanii detej s oslablennym zdorov'em. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 1: 61 - 63.

4. Ptushkin G.S., Sutyrina M.P. Adaptivnoe povedenie lic s ogranicheniyami zdorov'ya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1: 283 - 285.

5. Suvorova I.V. Modeli distancionnogo obrazovaniya detej-invalidov v Rossii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 5: 19 - 22.

6. Fetalieva L.P. Tvorcheskoe razvitie mladshih shkol'nikov v sisteme inklyuzivnogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1: 57 - 59.

7. Fetalieva L.P., Starodubceva T.V. Osobennosti vospriyatiya muzyki mladshimi shkol'nikami s zaderzhkoj v razvitii v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1: 54 - 57.

8. Filippova G.G. Zoopsihologiya i sravnitel'naya psihologiya. Moskva: Akademiya, 2004.

9. D'yachenko E.V. Arhitekturno-landshaftnaya organizaciya turisticheskih marshrutov (na primere g. Moskvy). Avtoreferat dissertacii ... kandidata arhitektury. Moskva, 2010.

10. Kiselëva T.G., Krasil'nikov Yu.D. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost'. Moskva, 2004.

11. Koncepciya sociokul'turnoTpolitiki v otnoshenii invalidov v RossiiskoTFederacii. Moskva, 2007.

Статья поступила в редакцию 31.05.16

УДК 378

Osokina V.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Primary and Preschool Education, Branch of SBEI

of Stavropol State Pedagogical Institute (Zheleznovodsk, Russia), E-mail: [email protected]

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES IN BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION BY MEANS OF FIELD WORK. The article discusses how to form professional competences in bachelor students who major in pedagogical education in conditions of field work. The work in field introduces natural systems, develops practical skills of orientation at a new place, develops skills of making local tours and different projects. Competence is an integrative quality of a person, an ability to solve problems based on knowledge, experience, motivation and value orientations. Competence allows developing criteria for assessing the quality of education, the success of development of students when they perform different educational tasks. In the course of participation in field work students can learn a set of competences provided for educational standard: common cultural, general and professional. Field work gives great opportunities for forming professional competences in students.

Key words: field work, competences, components of nature, observation, research, project, methods, excursions, regional studies.

В.Н. Осокина, канд. пед. наук, филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»,

г. Железноводск, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ

В статье рассматривается формирование компетенций бакалавров педагогического образования в условиях учебной (полевой) практики. Практика знакомит с природными комплексами, вырабатывает практические навыки ориентирования на местности, разработки маршрута краеведческой экскурсии, проекта. Компетентность - интегративное качество личности, способность решать задачи на основе знаний, опыта, мотивации и ценностных ориентаций. Компетентностный подход позволяет разрабатывать критерии оценки качества образования, успешность освоения студентом различных образовательных задач. В ходе участия в полевой практике студент может овладеть комплексом компетенций, предусмотренных образовательным стандартом: общекультурными, общепрофессиональными, профессиональными. Полевая практика предоставляет большие возможности для формирования профессиональных компетенций студентов.

Ключевые слова: полевая практика, компоненты природы, наблюдения, исследования, проектирование, методики, экскурсии, краеведение.

В системе вузовского обучения бакалавров педагогического образования особое значение приобретает подготовка к проведению разнообразных работ с учащимися. Российский опыт утвердил полевые практики как неотъемлемое звено в системе высшего педагогического образования. Мы разделяем мнение Д.А. Субетто, В.Л. Погодиной о том, что полевая практика при правильной её организации и ответственном отношении к ней студентов, может способствовать установлению связей между теоретическими знаниями и пониманием простых природных закономерностей в конкретном проявлении, овладению элементами методики ведения исследовательской работы в природе для

преподавания курса окружающего мира, расширению знаний о своём крае [1].

Содержание полевой практики бакалавров по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование» тесно связано с программами курсов «Естествознание», «Методика преподавания предмета окружающий мир», «Экологическая культура», «Естественнонаучная картина мира». До начала полевой практики студенты заканчивают изучение отмеченных дисциплин, что обеспечивает их знаниями важнейших закономерностей оболочек Земли. Это позволяет студентам на полевой практике самостоятельно решать ряд во-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.