Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций бакалавров педагогического образования средствами полевой практики'

Формирование профессиональных компетенций бакалавров педагогического образования средствами полевой практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА / FIELD WORK / COMPETENCES / КОМПОНЕНТЫ ПРИРОДЫ / COMPONENTS OF NATURE / НАБЛЮДЕНИЯ / OBSERVATION / ИССЛЕДОВАНИЯ / RESEARCH / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / PROJECT / МЕТОДИКИ / METHODS / ЭКСКУРСИИ / EXCURSIONS / КРАЕВЕДЕНИЕ / REGIONAL STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осокина В.Н.

В статье рассматривается формирование компетенций бакалавров педагогического образования в условиях учебной (полевой) практики. Практика знакомит с природными комплексами, вырабатывает практические навыки ориентирования на местности, разработки маршрута краеведческой экскурсии, проекта. Компетентность интегративное качество личности, способность решать задачи на основе знаний, опыта, мотивации и ценностных ориентаций. Компетентностный подход позволяет разрабатывать критерии оценки качества образования, успешность освоения студентом различных образовательных задач. В ходе участия в полевой практике студент может овладеть комплексом компетенций, предусмотренных образовательным стандартом: общекультурными, общепрофессиональными, профессиональными. Полевая практика предоставляет большие возможности для формирования профессиональных компетенций студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осокина В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES IN BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION BY MEANS OF FIELD WORK

The article discusses how to form professional competences in bachelor students who major in pedagogical education in conditions of field work. The work in field introduces natural systems, develops practical skills of orientation at a new place, develops skills of making local tours and different projects. Competence is an integrative quality of a person, an ability to solve problems based on knowledge, experience, motivation and value orientations. Competence allows developing criteria for assessing the quality of education, the success of development of students when they perform different educational tasks. In the course of participation in field work students can learn a set of competences provided for educational standard: common cultural, general and professional. Field work gives great opportunities for forming professional competences in students.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций бакалавров педагогического образования средствами полевой практики»

4. Птушкин Г.С., Сутырина М.П. Адаптивное поведение лиц с ограничениями здоровья. Мир науки, культуры, образования. 2014; 1: 283 - 285.

5. Суворова И.В. Модели дистанционного образования детей-инвалидов в России. Мир науки, культуры, образования. 2013; 5: 19 - 22.

6. Феталиева Л.П. Творческое развитие младших школьников в системе инклюзивного образования. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1: 57 - 59.

7. Феталиева Л.П., Стародубцева Т.В. Особенности восприятия музыки младшими школьниками с задержкой в развитии в условиях инклюзивного образования. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1: 54 - 57.

8. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. Москва: Академия, 2004.

9. Дьяченко Е.В. Архитектурно-ландшафтная организация туристических маршрутов (на примере г. Москвы). Автореферат диссертации ... кандидата архитектуры. Москва, 2010.

10. Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. Москва, 2004.

11. Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. Москва, 2007.

References

1. Bokova O.A., Golubeva I.V., Sheremetova S.V. Osnovnye podhody k razvitiyu kreativnosti art-terapevticheskimi sredstvami. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 4: 176 - 180.

2. Gapchenko E.V., Prohorova I.N., Ptushkin G.S. Osobennosti organizacij zanyatij so studentami-invalidami v gruppah inklyuzivnogo obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6: 93 - 96.

3. Pavlov E.A. Metodika okazaniya individual'noj pomoschi roditelyam v vospitanii detej s oslablennym zdorov'em. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 1: 61 - 63.

4. Ptushkin G.S., Sutyrina M.P. Adaptivnoe povedenie lic s ogranicheniyami zdorov'ya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1: 283 - 285.

5. Suvorova I.V. Modeli distancionnogo obrazovaniya detej-invalidov v Rossii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 5: 19 - 22.

6. Fetalieva L.P. Tvorcheskoe razvitie mladshih shkol'nikov v sisteme inklyuzivnogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1: 57 - 59.

7. Fetalieva L.P., Starodubceva T.V. Osobennosti vospriyatiya muzyki mladshimi shkol'nikami s zaderzhkoj v razvitii v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1: 54 - 57.

8. Filippova G.G. Zoopsihologiya i sravnitel'naya psihologiya. Moskva: Akademiya, 2004.

9. D'yachenko E.V. Arhitekturno-landshaftnaya organizaciya turisticheskih marshrutov (na primere g. Moskvy). Avtoreferat dissertacii ... kandidata arhitektury. Moskva, 2010.

10. Kiselëva T.G., Krasil'nikov Yu.D. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost'. Moskva, 2004.

11. Koncepciya sociokul'turnoTpolitiki v otnoshenii invalidov v RossiiskoTFederacii. Moskva, 2007.

Статья поступила в редакцию 31.05.16

УДК 378

Osokina V.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Primary and Preschool Education, Branch of SBEI

of Stavropol State Pedagogical Institute (Zheleznovodsk, Russia), E-mail: blak151@yandex.ru

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES IN BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION BY MEANS OF FIELD WORK. The article discusses how to form professional competences in bachelor students who major in pedagogical education in conditions of field work. The work in field introduces natural systems, develops practical skills of orientation at a new place, develops skills of making local tours and different projects. Competence is an integrative quality of a person, an ability to solve problems based on knowledge, experience, motivation and value orientations. Competence allows developing criteria for assessing the quality of education, the success of development of students when they perform different educational tasks. In the course of participation in field work students can learn a set of competences provided for educational standard: common cultural, general and professional. Field work gives great opportunities for forming professional competences in students.

Key words: field work, competences, components of nature, observation, research, project, methods, excursions, regional studies.

В.Н. Осокина, канд. пед. наук, филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»,

г. Железноводск, E-mail: blak151@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ

В статье рассматривается формирование компетенций бакалавров педагогического образования в условиях учебной (полевой) практики. Практика знакомит с природными комплексами, вырабатывает практические навыки ориентирования на местности, разработки маршрута краеведческой экскурсии, проекта. Компетентность - интегративное качество личности, способность решать задачи на основе знаний, опыта, мотивации и ценностных ориентаций. Компетентностный подход позволяет разрабатывать критерии оценки качества образования, успешность освоения студентом различных образовательных задач. В ходе участия в полевой практике студент может овладеть комплексом компетенций, предусмотренных образовательным стандартом: общекультурными, общепрофессиональными, профессиональными. Полевая практика предоставляет большие возможности для формирования профессиональных компетенций студентов.

Ключевые слова: полевая практика, компоненты природы, наблюдения, исследования, проектирование, методики, экскурсии, краеведение.

В системе вузовского обучения бакалавров педагогического образования особое значение приобретает подготовка к проведению разнообразных работ с учащимися. Российский опыт утвердил полевые практики как неотъемлемое звено в системе высшего педагогического образования. Мы разделяем мнение Д.А. Субетто, В.Л. Погодиной о том, что полевая практика при правильной её организации и ответственном отношении к ней студентов, может способствовать установлению связей между теоретическими знаниями и пониманием простых природных закономерностей в конкретном проявлении, овладению элементами методики ведения исследовательской работы в природе для

преподавания курса окружающего мира, расширению знаний о своём крае [1].

Содержание полевой практики бакалавров по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование» тесно связано с программами курсов «Естествознание», «Методика преподавания предмета окружающий мир», «Экологическая культура», «Естественнонаучная картина мира». До начала полевой практики студенты заканчивают изучение отмеченных дисциплин, что обеспечивает их знаниями важнейших закономерностей оболочек Земли. Это позволяет студентам на полевой практике самостоятельно решать ряд во-

просов при анализе наблюдаемых ими природных процессов и явлений.

Как показывают исследования известных учёных и методистов: А.С. Нехлюдовой, В.И. Севастьянова, А.Л. Филоненко-Алексеевой, Т.Б. Кропочевой и других, основная цель практики -изучение особенностей отдельных компонентов природы, установление взаимосвязей между ними, а также характеристика ландшафтных комплексов на примере своего края, в том числе определение направления и динамики эволюции таких комплексов, оценка степени антропогенного воздействия на них [2; 3]. Считаем, что полученные знания и опыт проведения наблюдений в природе адаптированы к использованию при работе с учащимися младшего школьного возраста.

Основными методами работы во время практики могут считаться групповые естественнонаучные наблюдения, измерительная работа, самостоятельный сбор полевого материала студентами (индивидуально либо бригадами) с последующими анализом и их камеральной обработкой, педагогическое проектирование краеведческой и экологической работы с младшими школьниками.

Современные требования к определению сущностных характеристик профессиональной деятельности выпускника вуза основываются на компетентностном подходе. Компетентность следует понимать как интегральное качество личности, определяющее способность решать задачи на основе знаний, опыта, мотивации и ценностных ориентаций. Компетентносный подход позволяет разрабатывать критерии оценки качества образования в целом, оценивать успешность освоения студентом различных образовательных задач [4].

В ходе участия в полевой практике студент может овладеть комплексом компетенций, состав которых определяется типом профессиональных задач, предусмотренных образовательным стандартом. Такие компетенции можно классифицировать по основным категориям: общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные [5]. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями: способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения; способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции; способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве; способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия; способностью к самоорганизации и самообразованию;

общепрофессиональными компетенциями: готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся; готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования; готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся;

профессиональными компетенциями: готовностью реали-зовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов; способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельно-

Библиографический список

сти; способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета; готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса; способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности [5].

Приобретаемые компетенции позволят будущим педагогам успешно заниматься краеведческой работой, организацией и проведением образовательных экскурсий и туристских поездок для учащихся, формировать экологическую культуру населения, проводить учебную и воспитательную работу в образовательных учреждениях, детских и юношеских объединениях и организациях, разрабатывать и внедрять педагогические проекты.

В Филиале СГПИ в г. Железноводске накоплен большой и разнообразный опыт организации полевой практики для студентов - будущих учителей в сфере начального образования. Традиционная программа полевой практики, предусмотренная учебным планом по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование» перестроена в соответствии с реорганизацией системы высшего образования [6]. Базами практики являются: территория Филиала государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске и его окрестности, озеро, р. Дже-муха и другие водоёмы (по усмотрению руководителя подгруппы практикантов), лесной массив Бештаугорского лесничества, Терский конный завод Минераловодского района, окрестности гор-лакколитов Пятигорья. Экскурсии проводятся, как в черте поселка и города, так и с выездом за их пределы.

Нами разработаны и апробированы несколько методик, помогающих студентам второго курса приобрести ценностные установки по отношению к окружающей среде. Первые результаты своих исследований студенты получают непосредственно в природе. Все данные фиксируются в дневниках наблюдений, обрабатываются и заносятся в таблицы. Практика построена так, что большая часть времени отводится на лабораторно-прак-тические работы. Студенты (под контролем преподавателей) проводят съёмку местности на территории Бештаугорского лесничества. Местность имеет доступный для изучения пересечённый рельеф, разнообразный почвенно-растительный покров и достаточное количество речек и ручьёв. Здесь проложены учебные тропы и маршруты. По специально разработанному плану описывают территорию, выделяют охранную зону, дают рекомендации по улучшению использования территории, составляются туристические маршруты для отдыхающих, рекомендации по восстановлению природной системы лесничества и мероприятия по уменьшению антропогенной нагрузки на исследуемые территории.

Благодаря участию в исследовательской работе, у будущего учителя появляется потребность и умение самостоятельно мыслить, способность формулировать новые задачи, находить собственный подход к решению задач, способствует глубокому пониманию экологических проблем. Учебная полевая практика может рассматриваться как звено учебного, методического и научного становления бакалавров педагогического образования. Таким образом, полевая практика предоставляет большие возможности для формирования профессиональных компетенций студентов.

1. Субетто Д.А., Погодина В.Л. Формирование профессиональных компетенций студентов на комплексной (ландшафтной) полевой практике. География и смежные науки. IXГерценовские чтения: материалы межвузовской конференции. Санкт-Петербург, 2008.

2. Кропочева Т.Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе. Начальная школа. 2007; 11.

3. Нехлюдова А.С., Севастьянов В.И. , Филоненко-Алексеева А.Л. Полевая практика по природоведению: учебное пособие для студентов пединститутов по специальности № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». Москва: Просвещение, 1986.

4. Байденко В.В. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие. Москва, 2005.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Направление 44.01.03 Педагогическое образование профиль «Начальное образование» от 4 декабря 2015 г. № 1426.

6. Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. № 1383.

References

1. Subetto D.A., Pogodina V.L. Formirovanie professional'nyh kompetencij studentov na kompleksnoj (landshaftnoj) polevoj praktike. Geografiya i smezhnye nauki. IX Gercenovskie chteniya: materialy mezhvuzovskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2008.

2. Kropocheva T.B. Issledovatel'skie 'ekskursii v nachal'noj shkole. Nachal'naya shkola. 2007; 11.

3. Nehlyudova A.S., Sevast'yanov V.I. , Filonenko-Alekseeva A.L. Polevaya praktika po prirodovedeniyu: uchebnoe posobie dlya studentov pedinstitutov po special'nosti № 2121 «Pedagogika i metodika nach. obucheniya». Moskva: Prosveschenie, 1986.

4. Bajdenko V.V. Kompetentnostnyj podhod k proektirovaniyu gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya (metodologicheskie i metodicheskie voprosy): metodicheskoe posobie. Moskva, 2005.

5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya. Napravlenie 44.01.03 Pedagogicheskoe obrazovanie profil' «Nachal'noe obrazovanie» ot 4 dekabrya 2015 g. № 1426.

6. Ob utverzhdeniiPolozheniya o praktike obuchayuschihsya, osvaivayuschih osnovnye professional'nye obrazovatel'nye programmy vysshego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 27 noyabrya 2015 g. № 1383.

Статья поступила в редакцию 15.06.16

УДК 378

Rabadanova A.A., doctoral postgraduate, Dagestan State Pedagogical University, tutor of Business College DHUNG

(Makhachkala, Russia), Е-mail: rabanova80@mail.ru

Hayrulaeva A.Z., senior teacher, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), Е-mail: timop2012@mail.ru

THE ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN ENHANCING THE COGNITIVE ACTIVITY OF COLLEGE STUDENTS. The

problems of education prove the need for development of an idea of active inclusion in an educational process. The main areas of application of information technologies in the educational process of a college are development of pedagogical software for various purposes, web-sites of educational purpose, methodical and didactic materials, organization and carrying out of computer experiments with virtual models, usage of targeted information retrieval of various forms in global and local networks, its collection, compilation, storage, processing and transmission, processing of results of experiments, arranging of free time of students. The authors conclude that knowledge, skills and experience in processing the independent cognitive activity determine students' readiness for independent learning. Without specific reserve of knowledge, necessary tools, vital motivation, achievement goal junior independent cognition seems utopian. New knowledge is based on acquired experience.

Key words: didactic effects, game form of training, self-esteem, independence, activity, computer technologies, activities of college students.

А.А. Рабаданова, аспирант, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», тьютор

Бизнес-колледжа ДГУНХ, г. Махачкала, Е-mail: rabanova80@mail.ru

А.З. Хайрулаева, ст. преп. каф. теории и методики обучения праву, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный

педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: timop2012@mail.ru

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Проблемы настоящего в образовании признали необходимость развития идеи активного воздействия на обучающегося, путем деятельностного включения его в учебный процесс. Основными направлениями применения информационных технологий в учебном процессе колледжа являются: разработка педагогических программных средств различного назначения; разработка web-сайтов учебного назначения; разработка методических и дидактических материалов; организация и проведение компьютерных экспериментов с виртуальными моделями; осуществление целенаправленного поиска информации различных форм в глобальных и локальных сетях, её сбора, накопления, хранения, обработки и передачи; обработка результатов эксперимента; организация интеллектуального досуга учащихся. Авторы делают вывод о том, что знания, умения и навыки обработки информации, опыт ведения самостоятельной познавательной деятельности определяют готовность студента к самостоятельному познанию. Без определённого запаса знаний, необходимых инструментов, жизненной мотивации, достижение старшеклассником поставленной цели в самостоятельном познании представляется утопией. Новое познание строится на основе приобретённого опыта.

Ключевые слова: дидактические воздействия, игровая форма обучения, самооценка, самостоятельность, активность, компьютерные технологии.

В современном постоянно меняющемся мире на первый план выходит не просто обучение студентов предметным знаниям, умениям, навыкам, а формирование его личности как будущего активного специалиста.

В условиях информатизации общества в целом и образования в частности важную роль в формировании необходимых ЗУН, а также качеств личности студентов играет ИКТ.

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности студентов. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой учебной информации и успешность их обучения [1].

Использование компьютерных технологий в профессиональной подготовке студентов колледжа в настоящее время

является актуальным для повышения эффективности учебного процесса. Это достигается построением содержания и методики обучения на основе реализации деятельностного подхода. Суть его заключается в следующем:

- особый акцент в учебном процессе делается на организацию самостоятельной, познавательной и практической деятельности студентов при решении учебных задач;

- при разработке или выборе конструкции изделия, технологии её разработки, т.е. творческий проект [2].

Основными направлениями применения информационных технологий в учебном процессе колледжа являются: разработка педагогических программных средств различного назначения; разработка web - сайтов учебного назначения; разработка методических и дидактических материалов; организация и проведение компьютерных экспериментов с виртуальными моделями; осуществление целенаправленного поиска информации различных форм в глобальных и локальных сетях, её сбора, накопления, хранения, обработки и передачи; обработка результатов эксперимента; организация интеллектуального досуга учащихся.

В последнее время преподаватели создают и внедряют авторские педагогические программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология её изучения, обеспечиваются условия для осуществления учебно-познавательной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.