дителей, имеющих общие интересы, потребности и проблемы, которые решаются в свободное время, как в процессе неформального общения, так и специально организованного группового взаимодействия со специалистами - педагогами дополнительного образования, социальным педагогом, пе-дагогом-психологом, медицинским работником.
Наиболее эффективными формами работы с родителями воспитывающими детей с ослабленным здоровьем являются: беседа с элементами лекции, диспут, разбор жизненных ситуаций (практические занятия), консультирование, встреча со специалистами здравоохранения, практические занятия, дискуссия, ролевая игра, тренинговые упражнения.
Таким образом, родители, воспитывающие детей с ослабленным здоровьем, сталкиваются с рядом проблем и для успешного их преодоления и обеспечения развития ребенка данной категории со всеми присущими ему особенностями и недостатками, родителям необходимо оказывать индивидуальная помощь.
Библиографический список
1. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ре-
бёнка: Его Величество Ребёнок какой он есть. - М.: АСТ-Пресс, 1999. - 429 с.
2. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М., 1991. - 143 с.
3. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. - М., 2008. - 192 с.
4. Павлов Е.А. Проблемы детей с ослабленным здоровьем, нуждающихся в индивидуальной помощи // Актуальные проблемы образования и общества: Сб. тр. второй междунар. науч.-практ. конф. Т. 1. - Ярославль, 2011. - С. 72-75.
5. Павлов Е.А. Формы индивидуальной помощи для детей с ослабленным здоровьем в условиях социально-реабилитационного центра // Развитие физической культуры и спорта: социокультурный, психолого-педагогический и медицинский аспекты: Материалы Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. Самара, 25 декабря 2011 года. - Самара: Изд-во «Инсома-Пресс», 2011. - С 324-326.
6. Целуйко В.М. Вы и ваши дети: Психология семьи. - Ростов-на-Дону, 2004. - 312 с.
7. Шилов И.Ю. Фамилистика. Психология и педагогика семьи: Практикум. - СПб.: Петрополис, 2000. - 416 с.
УДК 370.115
Гудина Татьяна Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент Вологодский государственный технический университет
gtv1968@mail.ru
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Статья посвящена анализу социокультурной реабилитации и интеграции детей-инвалидов, в целом, и средствами музыкального воспитания, в частности. Выявлено, что культурно-досуговая деятельность является существенным ресурсом оптимизации социально-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Ее способность стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности обеспечены творческим потенциалом музыкальной деятельности, ее компенсаторной природой.
Ключевые слова: социокультурная реабилитация, интеграция, дети-инвалиды, музыкальное воспитание, ин-культурация.
Современная социокультурная ситуация в России характеризуется существенными структурными изменениями, связанными с глобальными процессами модернизации и имеющими долгосрочный характер. В условиях интенсивных общественных перемен, когда многие из прежних механизмов обеспечения социальной поддержки и защиты населения оказываются малоэффективными, а новые еще не сформированы, обостряются проблемы всех социально незащищенных групп, в частности инвалидов.
Сохраняющееся в обществе отношение к инвалидам как физически и психически «иным» людям, экономическая «невостребованность» и даже изоляция, определяет статус инвалидной среды как «вынужденную нагрузку» на социум [1]. Это обусловливается, прежде всего, установками обще-
ственного сознания, нежеланием коммерческих структур и многих государственных учреждений использовать труд инвалидов под предлогом его низкой эффективности и необходимости обеспечения социальных гарантий, недостаточным спектром возможностей полноценного включения лиц с ограниченными возможностями здоровья в культурную жизнь общества.
Необходимо констатировать, что в решении проблемы социальной защиты и интеграции инвалидов в социум Россия существенно отстает от ведущих мировых держав. Подход к инвалидам как к «лицам с ограниченными возможностями здоровья» является, скорее, декларируемым, чем реализуемым в социальной практике. Возникает необходимость поэтапного перехода от существующей парадигмы социальной защиты и реабилитации
Таблица 1
Виды заболеваний
Количество детей в процентном соотношении
заболевания степень сложности %
1 .Нарушения опорно-двигательного аппарата ДЦП,
последствия травм позвоночника легкая 55
2.Дети с психическими заболеваниями и ранним детским
аутизмом
3. Соматические заболевания. Бронхиальная астма средняя 35
4. Врожденные заболевания (порок сердца, сахарный диабет
и т.д.) тяжелая 10
5. Заболевания крови (гемофилия, тромбоцитопатии и т.д.)
инвалидов к теоретически, методологически и технологически оснащенной социальной политике, к концепции «обеспечения равных возможностей», обеспечивающей реализацию в обществе нового типа отношений к «лицам с ограниченными возможностями здоровья» [2].
Инвалидная среда в данном контексте рассматривается как специфическая сфера социализации и самореализации личности, а педагогическая деятельность как фактор социокультурной интеграции инвалидов в современное общество. Одним из наиболее перспективных направлений деятельности в данном ракурсе представляется социокультурный подход к реабилитации и интеграции в социум инвалидов в целом и детей-инвалидов в частности.
Одной из причин низкой эффективности социально-адаптационных технологий является недостаточная разработанность проблемы использования потенциала социально-культурной деятельности в инкультурации детей-инвалидов. В комплексе реабилитационных мер психолого-педагогичес-кой направленности социально-культурная сфера остается недостаточно востребованной.
В отечественной педагогике накоплен большой опыт по реабилитации детей-инвалидов в целом и средствами музыкального воспитания, в частности.
Примером учреждений, где апробированы и реализуются социально-культурные проекты для детей-инвалидов являются отделение дневного пребывания в «Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Преодоление» г. Череповца; Центр детского творчества г. Череповца в котором осуществляется работа по социально-педагогической защите и реабилитации детей-инвалидов на основе их включения в различные виды художественного творчества. В структурных подразделениях учреждения занимаются 670 детей-инвалидов из примерно 4000 участников.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе реабилитационного центра «Преодо-
ление». В эксперименте принимали участие дети младшего школьного возраста из общеобразовательных школ №№ 24, 30 г. Череповца и Малеч-кинской средней школы Череповецкого района Вологодской области.
Включенный педагогический эксперимент осуществлялся в границах иллюстративного типа экспериментального исследования и проводился в период с 2006-2009 гг. В исследовании приняли участие 150 детей младшего школьного возраста (три группы экспериментальные, три группы контрольные, два класса детей в норме). Нами даны в процентном изложении виды и степень сложности заболеваний в экспериментальных группах (табл. 1).
Опытно-экспериментальная работа носила поисковый характер и проводилась в двух направлениях: изучения индивидуальных музыкальных способностей детей-инвалидов младшего школьного возраста и исследования их личностных особенностей.
Для проведения диагностирования индивидуальных музыкальных способностей ребенка автором использовались следующие методики (табл. 2).
Обследование детей в течение года проводилось в два этапа.
Первый этап - сентябрь; его цель - выявления индивидуальных музыкальных способностей ребенка. В конце обследования подводились итоги, и подсчитывалось общее количество баллов у каждого ребенка на начало года.
Второй этап - май. Полученные данные позволили увидеть уровень развития ребенка в динамике.
Для более точной оценки зависимости музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на начало и конец каждого года обучения нами выведен коэффициент корреляции.
В результате статистической обработки рассчитаны средние значения выборок (М) и ошибку среднего (т). Достоверность различий средних величин между уровнем музыкального развития детей-инвалидов на начало обучения (2006 г.) и конец обучения (2009 г.) оценивали с помощью критерия
Таблица 2
Диагностические методики музыкальных способностей детей-инвалидов
Музыкальные способности Диагностические методики
1. Ладовое чувство а) внимание ребенка; б) эмоциональная отзывчивость на музыку; в) эмоционально-поведенческие проявления: мимическая реакция ребенка (выражает эмоции в соответствии с характером произведения); пантомимические реакции (соответствие эмоциональной окраски движения и характера музыки); г) узнавание знакомой мелодии; д) высказывание о характере музыки; е) интерес ребенка к занятию
2. Ритмический слух а) выделение сильной доли в попевках; б) воспроизведение ритмического рисунка; в) соответствие ритма движения ритму музыки.
3. Музыкально-слуховые представления а) пение знакомой и малознакомой мелодии с сопровождением; б) пение знакомой мелодии без сопровождения.
4. Мелодический слух а) определить на слух восходящее, нисходящее движение мелодии; б) волнообразное, скачкообразное движение мелодии.
5. Динамический слух а) исполнение попевки тихо, громко, крещендо, диминуэндо; различить на слух тихую и громкую музыку, крещендо и диминуэндо.
6. Тембровый слух а) восприятие на слух звучание тембров различных инструментов.
Вилкоксона (Юнкеров и соавт., 2002). Для выявления корреляционной зависимости между показателями уровня музыкального развития использовали ранговый коэффициент корреляции Спирмена. Статистические процедуры проводили с использованием программы «Statistica 6.0» for Windows (StatSoft, США).
Рассматривая таблицу «Диагностика музыкальных способностей детей 1 года обучения 2006-07» можно сделать вывод, что наблюдается положительная зависимость на высоком уровне значимости между уровнем развития учащихся на начало и конец года (R=0,98; p<0,001).
Анализируя динамику корреляционной зависимости, между уровнем развития музыкальных способностей детей 2 года обучения (2007-08) следует отметить, что конец года положительно коррелирует относительно начала на высоком уровне значимости (R=0,90; р<0,001).
На конец третьего года (2008-09) обучения корреляционная связь имеет положительную динамику с началом года и составляет (R=0,71; р<0,004).
Обращает на себя внимание тот факт, что теснота зависимости между уровнем развития учащихся на начало и конец обучения (2006-2009) снижается к концу периода обучения. Мы это связываем с изменением возраста участников экспериментальной и контрольных групп. Для них мнение сверстников стало более значимо, к тому же в обследованной группе занимались дети, имеющие нарушения ЦНС.
В целом, статистический анализ данных свидетельствует о том, что уровень развития учащихся к концу периода обучения (18,57±1,23) на 55% выше (р<0,01), чем в начале обучения (12,00±1,39).
В рамках исследования нами были определены критерии и показатели социокультурной реабилитации. Критерием является эффективность социокультурной реабилитации детей-инвалидов средствами музыкального воспитания.
Критерий включает в себя комплекс определенных, тесно взаимосвязанных показателей: способность ребенка к общению со сверстниками, педагогами и другими людьми; определенный статус в коллективе; проявление активности; наличие
Таблица 3
Показатели социокультурной реабилитации детей-инвалидов средствами музыкального воспитания
Показатели Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
нач. обуч. конец нач. обуч. конец нач. обуч. конец
1. Способность ребенка к общению со сверстниками, педагогами и другими людьми 14,3 7,7 28,6 30,8 57,1 61,5
2. Определенный статус в коллективе 7,1 7,7 64,3 61,6 28,6 30,7
3. Проявление активности 14,3 7,7 28,6 30,8 57,1 61,5
4. Наличие практических знаний, умений, навыков 14,2 7,2 57,2 49,9 28,6 42,9
5. Эмоциональная отзывчивость и адекватность восприятия окружающего мира 14,3 7,1 57,1 35,8 28,6 57,1
практических знаний, умений, навыков; эмоциональная отзывчивость и адекватность восприятия окружающего мира (табл. 3).
Данные констатирующего эксперимента позволили выстроить формирующий эксперимент по следующим направлениям: апробировалась дополнительная образовательная программа музыкального воспитания детей-инвалидов; выявлялась динамика социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья; анализировались полученные результаты.
С этой целью в опытно-экспериментальной работе были условно выделены три основные группы, обладающие средним, высоким и низким уровнями социокультурной реабилитации. У детей, имеющих высокий уровень реабилитации, преобладает активность в общении как со сверстникам, так и со взрослыми. Они готовы принимать решения в серьезных ситуациях, имеют свое мнение, претендуют на лидерство, деятельны, отзывчивы, адекватно воспринимают окружающий мир, отличаются высоким уровнем сформированности знаний, умений и навыков.
Группа детей со средним уровнем не проявляет особой инициативы в установлении контактов. Могут сами принимать решения в игровых ситуациях, не претендуют на лидерство. Дети умеренно активны, обладают средним уровнем сформирован-ности знаний, умений и навыков. Испытывают затруднения с ориентацией в окружающей действительности
Дети с низким уровнем социокультурной реаби-литированности теряются в новой обстановке, у них затруднено общение. Проявляют инфантилизм и беспомощность в ситуациях выбора. Имеют низкий уровень знаний, умений и навыков. Поведение отличается спонтанностью эмоциональных реакций. Данной категории детей требуется помощь взрослых в оценке своих действий.
Работа с детьми-инвалидами, обладающими высоким уровнем реабилитированности, была направлена на организацию такого процесса обучения, при котором ребенок не испытывал чувства неполноценности; занятия были четко спланированы, объем информации не ограничивался.
Для детей-инвалидов со средним уровнем социокультурной реабилитированности был важен индивидуальный подход. Развитию их творческой деятельности способствовало посещение различных занятий (по ознакомлению с окружающим миром, зоотерапии, гарденотерапии, рисованию, лепке, кулинарии и т.д.), встречи с авторитетными людьми.
Дети-инвалиды с низким уровнем социокультурной реабилированности нуждались в периодическом одобрении, внушении, демонстрации успеха для достижения положительных результатов.
Составной частью опытно-экспериментальной работы стало повышение эффективности воспита-
тельной деятельности родителей, способствующей реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители включались в совместную деятельность по подготовке и проведению праздников, конкурсно-игровых мероприятий, с ними проводились беседы с целью углубления знаний о специфике реабилитационной деятельности, ее целях и ожидаемых педагогических результатах.
В итоге проведенной работы число детей-инва-лидов, имеющих высокий уровень социокультурной реабилированности, увеличился на 14%, средний уровень - 3%, низкий уровень понизился на 17%.
При разработке программы музыкального воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста нами были сформулированы задачи для каждого этапа обучения.
Первый этап предусматривал управляемые репродуктивные действия, использовалось включение в коллективную музыкальную деятельность (пение, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, музыкальные и развивающие игры, релак-сирующие упражнения, игра на музыкально-шумовых инструментах). В педагогической практике в подготовке к музыкальному празднику, концерту для родителей применялись методы: «чередования видов музыкальной деятельности»; «увлекательной перспективы».
Обучение музыкальной грамоте проходили только в игровой форме. Мы отдавали себе отчет, что на начальном этапе обучения нельзя включать детей в интенсивную учебную музыкальную деятельность, чтобы отстающие в развитии дети не потеряли интерес к занятиям.
На втором этапе обучения констатировались самостоятельные репродуктивные действия участников экспериментальной группы. Нами реализовались задачи формирования музыкальной грамотности детей с акцентом на развитие творческой активности, чему способствовало использование наглядно-образных средств на учебных музыкальных занятиях (рисунки к песням, стихи, подбор репродукций, игрушек, инсценировки песен). Для расширения музыкального кругозора дети с ограниченными возможностями здоровья осваивали «музыкальный букварь»: знакомились с музыкальными жанрами и инструментами, с шедеврами классической музыки.
На третьем этапе констатировались самостоятельные продуктивные действия, проявление инициативы, активности, повышение ответственности участников эксперимента. Эксперимент предусматривал включение детей в творческую музыкальную деятельность (участие в концертах для родителей, праздниках, конкурсно-игровых мероприятиях). Для активизации самостоятельной деятельности детей была организована шефская помощь более сильных в музыкальном отношении детей более слабым. Поскольку дети быстро устают, легко от-
влекаются, отличаются особенно сниженным вниманием, то новый материал, связанный со значительной умственной нагрузкой, вводился в первой половине занятий. Также была предпринята попытка совместного обучения детей в норме и детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, осуществлялась интеграция детей-инвали-дов в среду нормально развивающихся сверстников.
На всех этапах обучения использовались упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение или произвольные движения под музыку. В экспериментальной работе были использованы упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, сотрудничества в группе, уверенности в себе, умение слушать и концентрировать внимание, на развитие коммуникативных способностей, эмоциональной сферы и т.д.
Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы подтвердили положение о том, что включение детей-инвалидов в творческую деятельность, приобщение к музыкальной культуре способствует эффективной реабилитации и интеграции детей в среду нормально развивающихся сверстников. Очевидно, что применение разработанной программы музыкального воспитания положительно повлияло на психоэмоциональное состояние детей и позволило оптимизировать адаптационно-приспособительные возможности детского организма.
Таким образом, авторский опыт социокультурной реабилитации детей-инвалидов позволил сделать следующие выводы.
1. Музыкальное воспитание обладает существенным потенциалом, позволяющим преодолеть такие социальные ограничения развития, как агрессивность, тревожность, эмоциональную депри-
вацию, сегрегацию, а также развить коммуникативные, творческие и другие способности.
2. Применение методов, форм и средств музыкального воспитания создает по отношению к традиционным методикам педагогические условия, способные оптимизировать процессы социокультурной реабилитации, а затем и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социум.
3. Педагогическая эффективность занятий обеспечивается не только объективными возможностями музыкальной деятельности, особенно в ее коллективных формах, но и максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. В процессе организации занятий должны учитываться возрастные и личностные особенности де-тей-инвалидов, а также уровень ограничений жизнедеятельности.
В целом результаты опытно-экспериментальной работы показали, что культурно-досуговая деятельность является существенным ресурсом оптимизации социально-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Ее способность стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности обеспечены творческим потенциалом музыкальной деятельности, ее компенсаторной природой (способностью решать целый круг социальных, социально-культурный и личностных проблем).
Библиографический список
1. Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа: Учебн. пособие. - М.: Рос гос. гум. ун-т, 1996. - 152 с.
2. СвердловА.З. Социально-культурная деятельность и процесс духовного развития сообщества глухих. - СПб.: СПбГУКИ, 1999. - 246 с.
УДК 378.22
Басов Николай Федорович
доктор педагогических наук, профессор
Смирнова Екатерина Евгеньевна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
abba99@yandex.ru, see_79@mail.ru
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
В статье раскрываются основные требования к подготовке магистерской диссертации по социальной работе, дается характеристика основных этапов ее написания, а также особенности методического сопровождения данного процесса.
Ключевые слова: магистерская диссертация по социальной работе, методическое сопровождение.
В требованиях к итоговой государственной аттестации выпускников магистратуры, изложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 040400 «Социальная работа» (ква-
лификация (степень) «магистр») отмечается, что аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников новому госстандарту третьего поколения.
Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы,