Научная статья на тему 'Социокультурная поддержка иностранных студентов, обучающихся в российском вузе, как условие и механизм реализации образовательной цели'

Социокультурная поддержка иностранных студентов, обучающихся в российском вузе, как условие и механизм реализации образовательной цели Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Язвинская Т. Н.

В статье рассматриваются ключевые моменты в разрешении проблем иностранных студентов, обучающихся в российском вузе. Акцент делается на структурных и содержательных особенностях социокультурной поддержки иностранных студентов как условии и механизма реализации образовательной цели в условиях реальной культурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурная поддержка иностранных студентов, обучающихся в российском вузе, как условие и механизм реализации образовательной цели»

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ, КАК УСЛОВИЕ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕЛИ

© Язвинская Т.Н.

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток

В статье рассматриваются ключевые моменты в разрешении проблем иностранных студентов, обучающихся в российском вузе. Акцент делается на структурных и содержательных особенностях социокультурной поддержки иностранных студентов как условии и механизма реализации образовательной цели в условиях реальной культурной деятельности.

В настоящее время в российской системе образования закладываются основы культурно-образовательного развития нового века, которые обусловлены переходом к гуманистической образовательной парадигме, утверждающей отношение к человеку как высшей ценности социального бытия, ориентирующей на личность, на создание условий для выявления и развития ее творческого потенциала.

Приоритетным направлением развития международного образования Дальневосточного региона России является экспорт образовательных программ. В ближайшие годы предполагается значительное увеличение количества иностранных студентов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а это означает, что жить они будут в чужой стране, учиться и общаться на неродном языке. Текущие и предстоящие успехи студентов, процесс их учебно-профессионального и личностного становления зависят от того, как долго по времени и по различным затратам происходит процесс адаптации в новом и чужом для них культурном мире.

Проблемы иностранного студента, обучающегося в российском вузе, на наш взгляд, обусловлены следующими факторами: 1) постановкой узко направленных учебных задач, которые студент решить не в состоянии, будучи неадаптированным к новой социокультурной среде, не владея в достаточном объеме чужим для него языком, не отзываясь на запросы окружающего его нового социокультурного пространства. Человек, не владеющий чужим языком, не только не понимает, но и не слышит его [9]; 2) неправомерностью постановки вопросов учебной деятельности в отрыве от глубокого постижения культуры страны, где обучается ино-

странный студент, т.к. учебная деятельность не может включить в себя всю полноту жизнедеятельности студента, все его потребности. Изучая новую культуру и язык, он приобщается к мышлению другого народа, становится его частицей, проникается его духом, настроением, расширяет диапазон человеческого существования, добывает огромные знания о мире, постигая многогранность культур. Мир новой культуры, включающий в себя и образование, должен быть освоен иностранным студентом в полной мере и средствами самой культуры.

Ключевыми моментами в разрешении проблем иностранных студентов можно назвать:

1. новые подходы к проблемам развивающего образования, призванного помочь иностранным студентам стать творцами себя (т.е. способствовать становлению субъектности);

2. понятие категории «образовательная среда» как развивающего пространства творческого познания, становления личности, ее самореализации в процессе образования;

3. социокультурную поддержку иностранных студентов как особый вид педагогической деятельности, направленный на создание условий для свободного и творческого развития личности каждого студента на основе удовлетворения его потребности в адаптации, самореализации, саморазвития личности и самой педагогической среды.

Образование представляет собой интегративную систему формирования интеллектуальных и технологических способностей (обучение) и процесса становления личности (воспитание, опирающееся на естественные события окружающей человека действительности, обретение культурного опыта) [4, С. 27].

С точки зрения культурологического подхода образование есть процесс взаимодействия педагога и студента, имеющий целью создание культурных условий для саморазвития личности. Кроме того, образование понимается как процесс жизнедеятельности, совершающийся в течение всей жизни, поэтому учебную деятельность студента необходимо рассматривать в контексте деятельности человека как жизнедеятельности, «образа жизни». «Только тогда можно говорить о способностях и перспективах развития свободной личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой к самореализации и творчеству, к отстаиванию своей независимости и ответственности...» [8, С. 84].

Становление личности, как процесс созидания человеком самого себя, охватывает интеллектуальную, эмоционально-волевую сферу, область самопознания, навыков, практических действий. Это происходит именно в деятельности творческой (культурной), когда бурно развивается способность к самообразованию, самовоспитанию как самосовершенствованию. «Саморазвитие осуществляется.в условиях культурной деятельности (не

досуговой, а творческой, высокоэффективной, качественной)» [там же, С. 101].

Современная школа подошла к пределу по части эксплуатации рациональных свойств человека в ущерб эмоционально-волевой сферы, остающейся мало задействованной, но представляющей важнейший резерв повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Культура в этом отношении обладает огромными возможностями. Поэтому определение места культуры в структуре и содержании общего и профессионального образования (в том числе и образования иностранных студентов в России) является одной из ключевых проблем модернизации образования (как задача ориентации не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но, прежде всего, на развитие его личности).

«Культура - это не какая-нибудь часть жизни личности, а ее глобальная функция.Для человека, который сам себя сознает и развивает, все есть культура. Поскольку жизнь личности является свободой и превосхо-ждением, то и цель культуры - глубинное преобразование субъекта, и чем более она аппелирует к его внутреннему миру, тем большие возможности открывает перед ним» [13, С. 7].

Понятие «культура» употребляется, с одной стороны, в значении «выращивание», «возделывание», «культивирование», с другой - как «образованность», «просвещенность». Гегель, полагал, что только овладевая культурой, человек может образовывать себя. При таком подходе культура означает не что иное, как образование - овладение всеобщим знанием, исторически отобранными образцами деятельности и социального общения. Содержание образования при этом рассматривается как человеческая культура, выраженная через знания, умения, навыки, опыт. Культура усваивается каждым новым поколением через «присвоение» ее продуктов, знаний, образцов, реальных умений. Культурная деятельность как созидание себя самого и созидание общественных образцов и ценностей - путь овладения материальной и духовной культурой общества, условие его созидания. Именно в таком контексте культура связывается с самой широкой категорией - социализацией личности, рассматриваемую нами как процесс, при котором человек приобретает привычки, верования и накопленные знания определённой социальной группы путём участия в жизни этой группы и в особенности через образование (т.е. это путь приспособления, или адаптации, к жизни в обществе).

«Культура задаёт и поддерживает образцы человеческой деятельности, осуществляет процесс социализации человека. То, что в науке об обществе называется социализацией, в культуре и педагогике обозначается как воспитание» [1, С. 23].

Целостные комплексы образцов, культурных норм, сохраняющихся на протяжении столетий, составляют то, что принято называть «культурным

ядром» и связано со спецификой данного народа. Ядро культуры выполняет посредническую функцию во взаимодействиях внутренних компонентов культуры, областей практики: оно является своеобразным катализатором, упорядочивающим их отношения [6, С. 42].

Инвариантной моделью организации эстетического опыта могут стать выразительные, отчетливо воспринимаемые черты культуры (формы и жанры, образцы, способы деятельности и др.) какого-либо народа. Подобного рода модель объединяет многообразные исторические формы проявления культуры и базируется на традиции, представляющей собой механизм, аккумулирующий и передающий из поколения в поколение народный опыт, отбирающий полезные элементы из практики своего и других народов [13, С. 44].

Осмысление информационного, художественно-эстетического и творческого взаимодействия культур в образовательном пространстве позволяет обнаружить содержательные механизмы межкультурного взаимодействия: это определенные способы отбора, оценки, удержания информации представителями межкультурной коммуникации, влияющие на содержательную сторону: тематику, смысл, родовидовую и жанровую представленность, а также их строение. Механизмы взаимодействия включают в себя привлечение внимания, возбуждение интереса, побуждение к пониманию, устойчивые узлы и организационные звенья перекодирования информации [6, С. 82], позволяющие осуществлять межкультурное общение и дающие позитивные результаты в процессе межкультурного общения.

Таким образом, традиционно применяемые в психологии поведенческие, когнитивные, социальные критерии анализа, оценки и сравнительного изучения личности могут быть дополнены культурными критериями. Они позволяют раскрыть универсальные, уникальные и специфические отношения личности к ценностям культуры, охватывающие разнообразные направления ее жизни и представленные в ее внутреннем мире. Это приобретение знаний и эстетическое развитие, духовный поиск и овладение различными видами деятельностей (социальных, профессиональных и художественно-творческих), самопознание и раскрытие личностных потенциалов. Сюда же входят реализации личностью культурных «первоначал» - активное освоение культурных традиций (норм и образцов, устоявшихся в конкретной культуре) и новаций, многомерные культурные идентификации, осознание себя уникальным субъектом культуры и куль-туротворчества, развитие качеств и способов жизни, имеющих культурное происхождение [13, С. 7]. Т.е. речь идет о различных уровнях культурного функционирования, культурной динамики и продуктивности в процессе культурного научения, активного освоения культуры и культурной деятельности.

В настоящий момент назрела острая необходимость организации глубокого и всестороннего взаимодействия культуры и образования, иными

словами, «переориентации образования с модели научной на культурную». Высшая школа должна стать не просто «кузницей кадров», а центром культуры, источником гуманистических знаний, пространством развития и самореализации личности. Для этого необходимо существование в вузе определенной «культурной обстановки», предполагающей использование исторического опыта, богатых духовных и общекультурных традиций, достижений мировой науки и техники [11, С. 58-65].

Рассматривая культуру с позиций концепции диалога культур (М.М. Бахтин), мы вплотную подходим к одной из важнейших проблем образования: возможности создания развивающей образовательной среды вуза, связанной с реалиями современности и принципиально изменяющей организацию учебного процесса, обеспечивающего формирование и дальнейшее развитие личности, подготовленной к эффективной профессиональной деятельности. «.Ее отсутствие или чисто формальное присутствие препятствует движению современной высшей школы к осознанию цели - обретению единой культуры, не только наполняющей учебные программы, но и формирующей личность» [7, С. 51-55].

Под образовательной средой в психологии и педагогике понимается система таких структурных элементов, как совокупность применяемых образовательных технологий, внеучебная работа, управление учебновоспитательным процессом, взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.

Образовательная среда - это присущая определенному типу культуры форма общности, при которой возникает насыщенная коммуникациями и творчеством совместная культурная деятельность, включающая в себя соответствующее содержание образовательного процесса: осваиваемые учащимися виды деятельности, способы овладения ими, а также саму организацию обучения. Именно здесь находятся ответы на вопросы «чему учить» и «как учить». Развитие образовательной среды есть условие развития каждого студента и всего образовательного микросоциума, которое обеспечивается личностно-ориентированным подходом и пониманием образовательной среды как совокупности педагогических условий жизнедеятельности студентов.

«Среда учения» не ограничивается учебным заведением как таковым, а включает в это понятие дом, библиотеку, игровую площадку, природную среду, т.е. действительно любую среду, которая создаёт возможность учиться [3, С. 52-56].

Однако на развитие способностей должна быть направлена не просто одна из образовательных технологий, а в целом вся образовательная система, нацеленная на развитие личности (развитие мышления, перцептивной, эмоциональной, интеллектуальной, духовно-нравственной, социальной и даже телесной сферы). Личностное развитие, качественное преобра-

зование всех психических сфер обучающегося - вот главная цель развивающего образования, призванного помочь студентам стать творцами себя, своей собственной жизни, всего окружающего пространства, осуществляемого в сотрудничестве, совместной культурной (творческой) деятельности и при активной поддержке опытных специалистов-педагогов.

В этой связи представляется важным исследование теоретических проблем и решение практических задач социокультурной поддержки иностранных студентов, обучающихся в России. Траектория образования иностранного студента лежит на пути овладения им языком и культурой русского народа через приобщение, «погружение» его в различные виды культурной (созидающей) деятельности как основу формирования общекультурных, творческих и профессиональных качеств специалиста нового типа, ориентирующегося в современном мире, где постоянная адаптация является потребностью личности.

Понятие «поддержка», не являясь устоявшимся в педагогической науке, полноценно раскрывается в контексте исследования других важнейших терминов педагогики и психологии.

Из понятия «образование» как процесса возникновения идеального «образа», т.е. того, что должен сделать из себя каждый человек и что должно сделать общество из него, рождается понимание роли самого человека в создании своего образа, не преуменьшая, однако, при этом роли педагога (А.В. Луначарский). Ведь издавна образование означает и то, что опытные специалисты ведут ребенка к определенной цели, формируют его соответственно известным идеалам (т.е. помогают ему, поддерживают его). И здесь важен характер педагогической помощи: жесткое руководство поведением личности или осторожное введение человека в образование себя самого.

С позиций личностно-ориентированной педагогики человек есть цель, а значит «за этим может стоять лишь одно - помощь в его саморазвитии, удовлетворении его потребностей, раскрытии способностей» [4].

Российские исследователи рассматривают социальное воспитание как педагогически ориентированную и целесообразную систему помощи в образовании и воспитании детей, нуждающихся в ней в период включения в социальную жизнь. Предметом социально-педагогической деятельности является человек, оказавшийся в проблемной ситуации взаимодействия с социальным окружением и нуждающийся в социальнопедагогической поддержке [2, С. 42]. Предметом же культурной деятельности является взаимодействие свободного саморазвития личности и педагогической деятельности, ориентированной на индивидуальные возможности и развертывающиеся в естественной культурной среде как поле самоосуществления [14, С. 414-418].

Социокультурная поддержка, являясь инструментом социализации, представляет собой механизм запуска акта самоопределения, ощущаемого

иностранным студентом как осознание неудовлетворенности собой, поиска своего места в жизни. Здесь возникает ситуация социокультурной поддержки как помощь иностранному студенту в понимании себя, в формировании умения рассказывать о своих чувствах и переживаниях, в фиксации и анализе причин возникновения тех или иных состояний, в выборе реальных задач для изменения своего менталитета путем приобщения иностранных студентов к русской культуре средствами внеучебной деятельности.

Сущность социокультурной поддержки состоит в том, что она есть способ гармонизации отношений субъектов взаимоотношений (отдельных личностей, групп) и культурных объектов на основе удовлетворения потребности в социокультурной адаптации и самореализации иностранных студентов, саморазвития личности и педагогической среды, преобразования и созидания культурных объектов и самой социокультурной среды. В качестве объекта педагогической деятельности рассматривались различные культурные преобразовательные процессы, явления (деятельность, общение, отношения, психологическая атмосфера).

Структурные особенности социокультурной поддержки проявляются в процессе активного взаимодействия субъектов и объектов, в результате которого происходит саморазвитие и преподавателя, и студента, и взаимодействующих групп в целом.

Одной из определяющих основ социокультурной поддержки является сотрудничество, представляющее собой гуманистическую идею «совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности.» [5, С. 312]. Основными характеристиками сотрудничества как совместной деятельности и организационной системы активности взаимодействующих субъектов являются единство цели, организация и управление деятельностью, разделение функций, действий, операций, наличие позитивных межличностных отношений [там же, С. 313].

Критерием эффективности социокультурной поддержки становится то, как организован учебно-воспитательный процесс, создающий условия для развития и студента (и иностранного, и русского), и самого специалиста-педагога. Т.е. характер организации совместной деятельности (внешняя регламентация деятельности студентов через распределение ролей или задание способов совместной работы) и способ организации совместного решения задач (что предполагает обсуждение участниками межкультур-ной коммуникации подзадач предметно-познавательного, предметнокоммуникативного и предметно-рефлексивного планов) [5, С. 320].

Социокультурная поддержка иностранных студентов как учебнопедагогическая деятельность, осуществляется в сотрудничестве со спе-

циалистами-преподавателями, иностранными и русскими студентами и преподавателями - участниками межкультурной коммуникации по схеме субъект-субъектного взаимодействия, имеет результативные преимущества перед иными видами учебной деятельности, и зависит от форм организации сотрудничества, количества сотрудничающих людей, их отношения к совместной деятельности и др.

Отметим следующие преимущества:

- наличие и функционирование единого культурного пространства для быстрой адаптации и аккультурации иностранных студентов;

- обеспечение комфортного психологического состояния иностранных студентов для оптимального вхождения в новую среду (бытовую, социокультурную, учебную и т.д.);

- воспитание навыков межкультурного общения, активизация меж-культурных связей;

- удовлетворение потребности к изучению русского языка в совместной культурной деятельности;

- культурное сотрудничество с местным сообществом, расширение аудитории и круга общения;

- возрастание объема усваиваемого материала и глубины понимания;

- возрастание познавательной активности и творческой самостоятельности студентов;

- сокращение времени на формирование знаний, умений и навыков;

- снижение ощущения трудности, обусловленные недостаточностью учебной мотивации;

- получение удовольствия от творческой деятельности, ощущение комфортности и безопасности (снятие чувства тревожности, неуверенности) в процессе внеучебной работы;

- изменение характера взаимоотношений между участниками межкультурной коммуникации;

- возрастание групповой сплоченности, самоуважения и взаимоуважения;

- рост критичности, способности к адекватной оценке своих и чужих возможностей;

- приобретение важнейших социальных и культурных навыков: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом требований и норм новой социокультурной среды и позиций других участников межкультурного общения, гуманистические мотивы общения;

- обретение преподавателем возможности индивидуализированного обучения, учитывая при разделении на группы взаимные склонности, уровень подготовленности для данных видов деятельности, темп работы;

- понимание воспитательной работы как необходимого условия педагогической деятельности: 1) как условия становления личности, 2) как предмет деятельности межгруппового общения и обучения, включающий в себя стадию конфликтных отношений [5, С. 316].

Являясь педагогической деятельностью, обладающей качествами ин-тегративности и универсальности, социокультурная поддержка включает в себя деятельность по изучению новых видов совместной деятельности (и общения) как форм обучения. Таким образом, проектирование и создание развивающей образовательной среды, которая способствовала бы становлению и саморазвитию иностранных студентов, является одной из основных функций педагогической деятельности по социокультурной поддержке иностранных студентов. Перед специалистами стоит задача проектирования особой образовательной среды развивающего типа, в которой произойдет смена приоритетов с дидактических компонентов на культурные. Базовый компонент всех приобретенных знаний - умений -навыков превращается из цели обучения в средство актуализации познавательных, творческих и личностных возможностей студентов [10].

Возможности такого спектра деятельностей заложены в типе образовательных технологий, способе организации внеучебной деятельности, особенности управления учебно-воспитательным процессом, взаимодействии с внешними и внутренними образовательными и социальными институтами, являющимися компетентностями специалистов, осуществляющих специфический вид педагогической деятельности - социокультурную поддержку иностранных студентов в процессе их адаптации к образованию в России.

Опора на принципы педагогики сотрудничества ведет к такому типу образовательной деятельности, к такой работе с обучающим, воспитывающим материалом, которые изменяют и сам материал, и самих субъектов образования, их взаимодействие и взаимовлияние. Таким образом, социокультурная поддержка иностранных студентов оказывается встроенной в образовательный процесс, и, выполняя роль проводника, инструмента освоения новой культуры, становится не только условием, но и механизмом реализации образовательной цели, способствуя успешной адаптации, развитию и самореализации личности иностранного студента [14].

Список литературы:

1. Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. - Дубна: Феникс, 2001.

2. Беляева Л.А. Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр./ Отв ред. Е.В. Ткаченко.- вып 3. - Екатеринбург: Изд-во «СВ-96», 1998.

3. Вейсс Р. М. Индивидуум и «Э»-теория образования: предварительные наметки новой науки. / В сб. «Новые ценности образования» - М.: Инноватор, 1996.

4. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы/ В сб. «Новые ценности образования» - М.: Инноватор, 1996.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Логос. 2005.

6. Каяк А.Б. Методология исследования культурных обменов в музыкальном пространстве. - М.: Академический Проект, 1996.

7. Каган Ф., Белугина Г. Гуманитарная среда в техническом вузе // Высш. образование в России. - 1996. - № 4. - С. 51-55.

8. Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования / В сб. «Новые ценности образования». - М.: Инноватор, 1996.

9. Лурия А.Р. Мозг человека и психологические процессы. - М., 1970.

10. Панов В.И. Образовательная среда как предмет экопсихологии развития // «2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). - М.: Экопсицентр РОСС. - С. 177-179.

Рогонов П. Не знанием единым (о духовно-нравственной подготовке студентов) // Высшее образование в России. - 1996. - № 4. - С. 58-65;

11. Рубцов В.В. О проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знаний (к определению предмета экологической психологии) //«2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). - М.: Экопсицентр РОСС. - С. 169-172.

12. Старовойтенко Е.В. Культурня психология личности: монография.

- М.: Академический проект; Гаудеамус, 2007.

13. Язвинская Т.Н. Социокультурная поддержка иностранных студентов, обучающихся в российском вузе. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 20 (49): Аспирантские тетради: Научный журнал. - СПб., 2007. - C. 414-418.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.