Научная статья на тему 'Социокультурная поддержка иностранных студентов, обучающихся в российском вузе'

Социокультурная поддержка иностранных студентов, обучающихся в российском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПОДДЕРЖКА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ СТУДЕНТ / ЛИЧНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Язвинская Т. Н.

В статье рассматриваются понятие и сущность социокультурной поддержки иностранных студентов, обучающихся в российском вузе. Акцент делается на структурных и содержательных особенностях взаимодействий субъектов и объектов социокультурной поддержки в условиях реальной культурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociocultural support of foreign students studying in Russian university

The article deals with the concept and essence of sociocultural support of foreing students studying in a Russian university. The accent is made on the structure ana content peculiarities of interaction between subjects and objects of sociocultural support under conditions of real cultural activity.

Текст научной работы на тему «Социокультурная поддержка иностранных студентов, обучающихся в российском вузе»

Т. Н. Язвинская

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ

Работа представлена кафедрой сервиса и моды Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

Научный руководитель - кандидат педагогических наук, профессор В. С. Чернявская

В статье рассматриваются понятие и сущность социокультурной поддержки иностранных студентов, обучающихся в российском вузе. Акцент делается на структурных и содержательных особенностях взаимодействий субъектов и объектов социокультурной поддержки в условиях реальной культурной деятельности.

The article deals with the concept and essence of sociocultural support of foreing students studying in a Russian university. The accent is made on the structure ana content peculiarities of interaction between subjects and objects of sociocultural support under conditions of real cultural activity.

Интеграция российского образования в мировую систему стимулирует поиск путей свободного развития личности в ином социокультурном пространстве. Актуальность проблемы социокультурной поддержки иностранных студентов определяется задачами оптимизации процессов социализации иностранной молодежи с точки зрения активно-деятельного участия в реализации собственных потребностей, интересов, освоения реальных и доступных спо-

собов взаимодействия с новой социокультурной действительностью.

В настоящее время в российской системе образования закладываются основы культурно-образовательного развития нового века, которые обусловлены переходом к гуманистической образовательной парадигме, утверждающей отношение к человеку как высшей ценности социального бытия.

Экспорт образовательных программ является приоритетным направлением раз-

4 14

вития международного образования Дальневосточного региона России. В ближайшие годы предполагается значительное увеличение количества иностранных студентов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона и это означает, что жить они будут в чужой стране, учиться и общаться на неродном языке. От того, как долго будет происходить процесс адаптации в новом для них культурном мире, зависят текущие и предстоящие успехи студентов, процесс их профессионального становления.

Поэтому, на наш взгляд, представляется важным исследование теоретических проблем и решение практических задач социокультурной адаптации иностранных студентов путем вовлечения их в культурную деятельность как основу формирования общекультурных, творческих и профессиональных качеств специалиста нового типа, ориентирующегося в современном мире, где постоянная адаптация является потребностью личности.

Поиски решения проблемы привели к созданию во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса Международного центра культурного сотрудничества (МЦКС). Основной целью МЦКС было внедрение проекта «Социокультурное сопровождение международных образовательных программ иностранных студентов, обучающихся во ВГУЭС» как опыта создания единого социокультурного пространства для адаптации иностранных студентов. Поиски теоретических представлений о сущности социокультурной поддержки иностранных студентов, обучающихся в российском вузе ее влиянии на успешность профессионального становления продиктованы практической необходимостью. .

Понятие «поддержка», не являясь устоявшимся в педагогической науке, полноценно раскрывается в контексте исследования других важнейших терминов педагогики и психологии, что указывает на междисциплинарную представленность проблемы.

Понятие «образование» как процесс возникновения некоего идеального образа, т.е. того, что должен сделать из себя каждый человек и что должно сделать общество из него, нашло свое отражение в трудах лучших педагогов еще со времен Яна Амоса Коменского. А. В. Луначарский подчеркивал роль самого человека в создании своего образа, однако не преуменьшал при этом роли педагога (образование означает и то, что человека ведут к определенной цели, формируют его соответственно известным идеалам). И здесь важен характер педагогической помощи: жесткое руководство поведением личности или осторожное введение человека в образование себя самого.

С позиций личностно-ориентированной педагогики человек есть цель, а значит «за этим может стоять лишь одно - помощь в его саморазвитии, удовлетворении его потребностей, раскрытии способностей» 1.

С точки зрения культурологического подхода под образованием понимается процесс взаимодействия педагога и студента, имеющий целью создание культурных условий для саморазвития личности. По мнению Н. Б. Крыловой, образование становится процессом жизнедеятельности, совершающегося в течение всей жизни и учебную деятельность студента необходимо рассматривать в контексте деятельности человека как жизнедеятельности, «образа жизни». Только тогда можно говорить о способностях и перспективах развития свободной личности, способной самостоятель -но решать возникающие проблемы, готовой к самореализации и творчеству, к отстаиванию своей независимости и ответственности ,..»2.

Становление личности есть деятель -ность, процесс создания человеком самого себя, охватывающий интеллектуальную, эмоционально-волевую сферу, область са-мопознания, навыков, практических действий. Отмечая, что именно в деятельности творческой (культурной) бурно развивается способность к самообразованию,

самовоспитанию как самосовершенствованию (то, что называют субъектной стороной образования личности), Н. Б. Крылова подчеркивает, что «саморазвитие осуществляется ... в условиях культурной деятельности (не досуговой, а творческой, высокоэффективной, качественной).» 3.

Понятие «культура» употребляется, с одной стороны, в значении «выращивание», «возделывание», «культивирование». С другой - в значении «образованность», «просвещенность». Только овладевая культурой, человек может образовывать себя. При таком подходе культура означает не что иное, как образование - овладение всеобщим знанием, исторически отобранными образцами деятельности и социального общения. Содержание образования при этом рассматривается как человеческая культура, выраженная через знания, умения, навыки. Культура усваивается новым поколением через «присвоение» ее продуктов, знаниий, образцов, реальных умений и способностей благодаря поддержке семьи, школы, педагогов и других социокультурных факторов. Культурная деятельность как созидание себя самого и созидание общественных образцов и ценностей - путь овладения материальной и духовной культурой общества, условие его созидания. В таком контексте культура связывается с самой широкой категорией - социализацией личности.

Процесс социализации А. В. Мудрик рассматривает как развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни. Условием развития выступает социальная ситуация развития, включающая в себя систему отношений, различные уровни социокультурных взаимодействий, различные типы и формы деятельности. Человек может изменить ситуацию только тогда, когда осознает несоответствие места и положения, занимаемое им в окружающем мире, его возможностям. Социальная ситуация развития определяет. путь, следуя по которому приобретаются новые свойства личности, черпая их из социокультурной действительности как из основного источ-

ника развития. Социальное становится индивидуальным, личностным4.

Проблемы иностранного студента начинаются там, где перед ним ставятся узко направленные учебные задачи. Будучи неадаптированным к новой социокультурной среде, не владея чужим для него языком в достаточном объеме, иностранный студент не в состоянии усвоить учебный материал. Да и учебная деятельность не может заменить иностранному студенту всю полноту его жизнедеятельности, включить все его потребности. Жизнь значительно шире обучения и она заставляет его отвечать на множество насущных вопросов. Поэтому, с нашей точки зрения, неправомерно ставить вопросы учебной деятельности в отрыве от глубокого постижения культуры страны, где обучается иностранный студент. Изучая культуру и язык, иностранный студент приобщается к мышлению другого народа, становится его частицей, проникается его духом, настроением, расширяет диапазон человеческого существования, добывает огромные знания о мире, постигая многогранность культур. Ввести иностранного студента в мир русской куль -туры, помочь понять систему ценностных орниентаций и стереотипов поведения на основе взаимопонимания и сопоставления культур - такова задача педагогов.

Новый подход к сути становления личности заключается в том, что человек образует себя сам, педагог лишь создает условия для образования личности, исходя из общественного идеала. Включение иностранного студента в новую реальную культурную жизнь диктует необходимость создания адакватных условий принятия его проблем, интересов и устремлений. Сущность процесса становления личности заключается в таком общении и взаимодействии субъектов образования, при котором происходит развитие всех субъектов (преподавателя, студента, группы). Поэтому педагогическую деятельность нельзя рассматривать в отрыве от субъектной стороны образования личности.

По мнению Л. А. Беляевой, воспитание как способ и механизм социокультурного воспроизводства человека, представляет собой единство педагогической деятельности и собственной активности студента5. Социальная педагогика, исследующая социальные стороны воспитания, выступает как педагогическая помощь в определен -ных социальных условиях, ситуациях. Российские исследователи рассматривают социальное воспитание как педагогически ориентированную и целесообразную систему помощи в образовании и воспитании детей, нуждающихся в ней в период включения в социальную жизнь. Потребность в социально-педагогической деятельности возникает в том случае, если у индивида (группы) возникает проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой.

Культурологический подход к образованию рассматривает саморазвитие как предмет педагогической деятельности и воспитания, что позволяет по новому осмыслить перспективы взаимодействия свободного саморазвития личности и педагогической деятельности, ориентированной на индивидуальные возможности, развертывающиеся в естественной культурной среде.

Обусловленность всякой деятельности потребностями, которые она способна удовлетворить, позволяет отметить, что предметом педагогической деятельности является каждый человек, предметом социально-педагогической деятельности - человек, оказавшийся в проблемной ситуации взаимодействия с социальным окружением. Предметом же культурной деятельности является взаимодействие свободного саморазвития личности и педагогической деятельности, ориентированной на индивидуальные возможности и развертывающиеся в естественной культурной среде как поле самоосуществ ления.

Суть социокультурной поддержки заключается в наличии противоречия, имеющего в своей основе несоответствие между культурными потребностями иностранного студента (которые, возможно, еще толь-

ко предстоит осознать, актуализировать) и возможностями социокультурной среды для их реализации; либо - между запросами и актуальными требованиями самой среды и возможностями им соответствовать.

Являясь инструментом социализации, социокультурная поддержка представляет собой механизм запуска акта самоопределения, ощущаемого иностранным студентом как осознание неудовлетворенности собой, поиска своего места в жизни. Здесь возникает ситуация социокультурной поддержки, помощь иностранному студенту в понимании себя, в формировании умения рассказывать о своих чувствах и переживаниях, в фиксации и анализе причин возникновения тех или иных состояний, в выборе реальных задач для изменения своего менталитета.

Сущность социокультурной поддержки состоит в том, что она есть способ гармонизации отношений субъектов взаимоотношений (отдельных личностей, групп) и культурных объектов на основе удовлетворения потребности в социокультурной адаптации и самореализации иностранных студентов, саморазвития личности и педагогической среды, преобразования и созидания культурных объектов и самой социокультурной среды. В качестве объекта педагогической деятельности рассматривались различные культурные преобразовательные процессы, явления (деятельность, общение, отношения, психологическая атмосфера).

Структурные особенности социокультурной поддержки проявляются в процессе активного взаимодействия субъектов и объектов, в результате которого происходит саморазвитие и учителя, и ученика, и взаимодействующей группы в целом. Опора на принципы педагогики сотрудничества ведет к такому типу образовательной деятельности, к такой работе с обучающим, воспитывающим материалом, которые изменяют и сам материал, и самих субъектов образования, их взаимодействие и взаимовлияние. Таким образом социокультурная

поддержка иностранных студентов оказывается встроенной в образовательный процесс, выполняя роль проводника, инструмента освоения новой культуры, являясь языковой и культурной практикой не только иностранных студентов, но и русских студентов и преподавателей, без тесного общения с которыми не могли быть решены поставленные задачи.

Участвуя в творческих проектах центра, каждый иностранный студент сумел «найти» себя, «примерил» на себя определенную роль, преодолел стеснение и робость, обрел уверенность и «устойчивость» в новых условиях, стал лидером в каком-либо проекте или программе. Демократический образ жизни центра основан на широкой гласности и публичности всех культурных действий, на открытости организации культурных программ и проектов, на интеграции и согласовании всех интересов и позиций, на культурных нормах общения, на партнерских отношениях, на многообразии форм творческой деятельности.

Деятельность центра - попытка концептуального выстраивания нового уровня

социокультурного образовательного пространства, которое может быть охарактеризовано как самоорганизующаяся среда, готовая удовлетворить разнообразные запросы и потребности иностранных и русских студентов, обучающихся в вузе. И где средствами образования, развития, становления личности (в том числе языковой) становится живое общение, библиотеки, театры, музеи, картинные галереи, концертные залы - все то, что мы называем культурным пространством. Многоцветное поли-культурное пространство саморазвития личности, вовлеченность в живое человеческое общение и культурное взаимодействие определяют глубину общения и ценностную насыщенность поведения. Теоретические размышления и попытки практического их воплощения становятся реальным местом встречи разных гуманистических концепций, различных культур, различных смыслов и ценностных миров, если понимать встречу в экзистенциальном, философском значении. Это и есть диалог культур (говоря языком Бахтина и Библе-ра), их взаимодействие и взаимовлияние.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Газман О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы/ В сб. «Новые ценности образования». М.: Инноватор, 1996. С. 20.

2 Крылова Н. Б. Социокультурный контекст образования / В сб. «Новые ценности образования». М.: Инноватор, 1996. С. 84.

3 Там же. С. 101.

4 Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2-е изд. доп., испр. и перераб. М.: Логос. 2005. С. 108.

6 Беляева Л. А. Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр./ Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Вып 3. Екатеринбург: Изд-во «СВ-96». 1998. С. 42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.