Научная статья на тему 'Организация процесса социализации обучающихся в социокультурном пространстве города'

Организация процесса социализации обучающихся в социокультурном пространстве города Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социализация / образовательный процесс / социокультурное пространство города / обучающиеся / socialization / educational process / sociocultural space of the city / pupils

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А В. Гуменникова, М В. Разуваева

Описаны тенденции развития современного дополнительного образования с учетом требования к развитию личности обучающихся. Рассматривается проблема социализации обучающихся. Описаны особенности социокультурного пространства города, а также опыт его использования для социализации обучающихся в рамках образовательного процесса учреждения дополнительного образования. Предложена программа мероприятий, способствующих успешному процессу социализации обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А В. Гуменникова, М В. Разуваева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PUPILS SOCIALIZATION PROCESS IN SOCIOCULTURAL SPACE OF THE CITY

Development tendencies of modern additional education taking into account the requirement to personality development of the pupils are described. The problem of pupils socialization is considered. Features of sociocultural space of the city and experience of its use for pupils socialization within educational process in additional education institution are described. The program of the events promoting successful process of pupils socialization is offered.

Текст научной работы на тему «Организация процесса социализации обучающихся в социокультурном пространстве города»

Решетневскуе чтения. 2014

УДК 371.8.06

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА

А. В. Гуменникова, М. В. Разуваева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: asinoptik@mail.ru

Описаны тенденции развития современного дополнительного образования с учетом требования к развитию личности обучающихся. Рассматривается проблема социализации обучающихся. Описаны особенности социокультурного пространства города, а также опыт его использования для социализации обучающихся в рамках образовательного процесса учреждения дополнительного образования. Предложена программа мероприятий, способствующих успешному процессу социализации обучающихся.

Ключевые слова: социализация, образовательный процесс, социокультурное пространство города, обучающиеся.

ORGANIZATION OF PUPILS SOCIALIZATION PROCESS IN SOCIOCULTURAL SPACE OF THE CITY

A. V. Gumennikova, M. V. Razuvaeva

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: asinoptik@mail.ru

Development tendencies of modern additional education taking into account the requirement to personality development of the pupils are described. The problem of pupils socialization is considered. Features of sociocultural space of the city and experience of its use for pupils socialization within educational process in additional education institution are described. The program of the events promoting successful process ofpupils socialization is offered.

Keywords: socialization, educational process, sociocultural space of the city, pupils.

Современное дополнительное образование ставит перед собой цель подготовки всесторонне развитой личности обучающегося, носителя культурного наследия и ценностей общества, способного к быстрой социальной адаптации, самостоятельного, готового к потребностям современной жизни, жизненному и профессиональному выбору, продолжению профессионального образования, к самообразованию и постоянному самосовершенствованию.

Система дополнительного образования дает возможность свободы выбора цели и стратегии индивидуального развития личности, превращать окружающее его пространство в ресурс для развития собственных качеств и способностей. При этом важной составляющей является возможность создания личного жизненного и творческого пути, в рамках социокультурного образования, с практической направленностью, а также профессионального самоопределения с учетом социальных тенденций и достижения собственных жизненных целей.

Особую роль при формировании личности играет процесс социализации - процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит. Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями и навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения [5].

Одной из важнейших для образования стадий социализации является стадия интеграции, т. е. внедрение в жизнь общества. Данная стадия проходит при вторичной социализации вне дома и становится одной из важных целей дополнительного образования.

Проблема социализации становится особенно актуальной в подростковом возрасте, и влечет за собой необходимость организации образовательного процесса таким образом, чтобы он способствовал включению обучающегося в общественные процессы, формы мышления, виды деятельности, способы коммуникации, характерные для современного общества. Отвечая современным требованиям к личности обучающегося, появляется необходимость нестандартного подхода к образовательной среде, а также поиска индивидуального ресурса развития личности не в стандартных учебных форматах, а в различных сферах жизни, новых для взрослеющего человека.

Особенностью дополнительного образования является гибкость образовательного процесса и возможность практического обучения обучающихся, что в совокупности повышает результативность образования и дает больший выбор различных возможностей для саморазвития. В дополнительном образовании обеспечивается более тесная, чем в основном образовании, связь с практикой, при этом предлагаются благоприятные возможности для приобретения соци-

Проблемы и пути развития довузовской подготовки молодежи

ального опыта, разнообразия выбора (с правом на пробы и ошибки), профессиональной ориентации, формирования проектной и предпринимательской культуры, установок на созидательную, продуктивную деятельность.

Одним из важнейших ресурсов для социализации обучающихся является социокультурное пространство города. Социокультурное пространство города включает в себя социум, символы и ценности, коммуникацию и информацию. В городском пространстве концентрируются социальные структуры, выявляются многочисленные смыслы, символические формы. Социокультурное пространства города - это системы информационно-коммуникативных оснований социальной деятельности, воплощенных в разнообразных знаково-символических продуктах социокультурной практики, локализованных в определенных территориальных границах [2]. Таким образом, приведенная характеристика определяет социокультурное пространство (его содержание и возможности) как наиболее подходящую площадку для образовательного процесса, где может осуществляться социализация обучающихся, так как она наилучшим образом соответствует необходимым для социализации условиям.

Особенностью образовательного процесса Центра дополнительного образования «Аэрокосмическая школа» (далее Центр), является преемственность между Центром и высшим учебным заведением. Большая часть педагогов и специалистов Центра являются преподавателями и сотрудниками Сибирского государственного аэрокосмического университета (СибГАУ), что способствует развитию сотрудничества, и частичному объединению образовательного процесса.

С учетом целей современного дополнительного образования становится актуальным разработка новых подходов работы с обучающимися, где для них будут созданы специальные условия, способствующие успешному процессу социализации и приобретению социальных связей обучающимися. Одним из вариантов таких методов служит объединение образовательных целей и задач между образовательным процессом Центра и вуза (на примере СибГАУ). Точкой объединения и ресурсом для реализации образовательных задач служит социокультурное пространство города, где для студентов его освоение является неотъемлемой частью повышения профессиональных навыков и будущей профессиональной среды, а для обучающихся - площадкой для реализации процесса социализации. Такое взаимодействие выстроено на сотрудничестве, где студенты для обучающихся являются поддержкой и наставниками при освоении социокультурного пространства.

Для успешного процесса социализации при помощи социокультурного пространства города была разработана программа мероприятий для обучающихся Центра дополнительного образования «Аэрокосмическая школа» при участии студентов СибГАУ.

Целью программы является способствование успешной социализации обучающихся с использованием ресурсов социокультурного пространства города Красноярска.

Основными задачами программы являются:

- знакомство участников с социокультурным пространством города Красноярска;

- вовлечение всех участников программы в сотрудничество;

- установление социальных связей у участников программы;

- создание профессиональной среды для студентов;

- усвоение обучающимися социальных норм и ценностей;

- развитие самостоятельности у обучающихся;

- развитие коммуникативных способностей у участников программы.

Программа рассчитана на следующие категории участников:

- обучающиеся Центра;

- студенты СибГАУ;

- педагоги Центра и преподаватели СибГАУ.

Так как социокультурное пространство города Красноярска в данной программе служит ресурсом для социализации обучающихся, на первом этапе разработки программы мероприятий, необходимо было провести мониторинг значимых социокультурных событий города. При этом критериями отбора послужили следующие:

- разнообразие направленности мероприятия (музыка, медиаискусство, литература, современное искусство);

- возможность интерактивного общения с успешными людьми различных сфер деятельности;

- возможность личного участия в мастер-классах;

- возможность проявления самостоятельности обучающихся;

- отсутствие ограничения по возрасту для участников.

Таким образом, для программы были выбраны ежегодные городские мероприятия, которые являются яркими культурно-массовыми событиями города:

- Междунородный медиа фестиваль «Твори гора»;

- Международный фестиваль «Ени^тРеБЬ);

- Красноярская ярмарка книжной культуры (КРЯК);

- посещение выставочного комплекса Красноярского музейного центра (экспозиция «Биеннале», «Музейная ночь» и т. д.).

Отобранные мероприятия служат хорошей площадкой для социализации обучающихся. В рамках каждого из мероприятий, педагоги Центра независимо от непосредственных организаторов мероприятия, проводят для обучающихся образовательный квест, где участники программы получают индивидуальные задания, разработанные специально под каждое выбранное мероприятие. Каждое задание квеста обучающимся необходимо пройти самостоятельно, без помощи педагога, опираясь только на взаимопомощь между обучающимися и студентами. Задания раздаются участникам программы перед началом мероприятия. Примером содержания квеста для обучающихся могут послужить следующие задания:

- принять участие в обсуждении, круглом столе, семинаре, лекции (например, составить и задать вопрос по теме обсуждения ведущему);

Решетневские чтения. 2014

- найти необходимый объект (например: предмет или, если человек, то познакомиться с ним и узнать у него необходимую информацию);

- познакомиться с другими участниками мероприятия и узнать об их деятельности;

- поучаствовать в местер-классе и поделиться полученным опытом с другими обучающимися т. д.

Таким образом, при выполнении задания обучающиеся становятся активными участниками мероприятия, самостоятельно решают поставленные перед ними задачи. После каждого мероприятия организуется обсуждение, где проводится рефлексия для всех участников программы: обучающиеся, студенты, педагоги. Каждый из участников программы высказывается по поводу пройденного квеста, что вызвало сложности, что далось легко, что получилось, какие эмоции были получены от участия и впечатление о мероприятии в целом.

По результатам обсуждения выстраивается новый список мероприятий, которые обучающиеся и студенты хотели бы включить в программу. Предлагаются новые события и направления мероприятий. Оценивается полезность и эффективность заданий квеста, выбираются наиболее интересные с точки зрения участников, усложняются и дорабатываются старые и добавляются новые. Одним из результатов программы становится взятие на себя ответственности за привлечение и включение младших классов в программу мероприятий.

Особую роль в предлагаемом подходе играют студенты, которые являются связующим звеном между преподавателями, школьниками и участниками мероприятий, вошедших в программу. Студенты выполняют роль кураторов, помогая обучающимся сориентироваться в выполнении поставленной задачи. У студентов есть эмоциональная связь с обучающимися (подростками) из-за незначительной разницы в возрасте. Выражая свое мнение и отношение к происходящему, в ходе обсуждений они могут создать доверительную среду, понятную всем участникам программы. Также они могут служить примером поведения, как носители общественной культуры, который необходим обучающимся в процессе социализации.

Описанная выше программа мероприятий была внедрена в образовательный процесс Центра в период с 2012-2013 учебного года по 2013-2014 учебный год и имеет продолжение в наступившем 2014-2015 учебном году. Ежегодно в программу мероприятий привносятся изменения с учетом потребностей образовательных процессов СибГАУ и Центра, а база мероприятий расширяется. При этом основой программы является образовательный квест, для которого с целью поддержания интереса у участников задания постоянно усложняются педагогами Центра. Ожидаемым результатом от реализации программы служит:

- установление доверительных и партнерских отношений между участниками программы;

- повышение уровня коммуникативных способностей у обучающихся;

- повышение интереса обучающихся к социокультурной жизни общества;

- активное привлечение новых участников теми участниками, которые ранее уже принимали участие в квесте;

- участие обучающихся в разработке плана мероприятий на новый учебный год;

- формирование мотивированного желания у обучающихся привлекать и курировать новых участников в следующем учебном году;

- накопление социальных связей у участников программы по итогам мероприятий.

Данный опыт может быть полезен при разработке рабочих программ в учреждениях дополнительного образования, при этом программа мероприятий может варьироваться в зависимости от целей, поставленных перед участниками образовательного процесса.

Библиографические ссылки

1. Алексеева Т. И. Город как саморазвивающаяся система: контуры новой парадигмы II Город как социокультурное явление исторического процесса I РАН. М., 1995. С. 38-46.

2. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики I пер. с франц. ; отв. ред. перевода, сост. и послесл. Н. А. Шматко. М. ; СПб. : Ин-т экспериментальной социологии ; Алетейя, 2005. 576 с.

3. Бурдье П. Социология социального пространства. М. ; СПб. : Ин-т экспериментальной социологии ; Алетейя, 2007. 288 с.

4. Гавров С. Н., Никандров Н. Д. Образование в процессе социализации личности II Вестник УРАО. 2008. № 5. С. 21-29.

5. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учеб. для студентов пед. вузов I под ред. В. А. Сластенина. М. : Академия, 2007. 200 c.

6. Орлов А. А. Введение в педагогическую деятельность : практикум I А. А. Орлов, А. С. Агафонова I под ред. А. А. Орлова. М. : Академия, 2007. 256 c.

References

1. Alekseeva T. I. Gorod kak samorazvivayu-shhayasya sistema: kontury novoj paradigmy II Gorod kak sociokulturnoe yavlenie istoricheskogo processa I RAN. M., 1995. P. 38-46.

2. Burde P. Socialnoe prostranstvo: polya i praktiki I per. s franc.; otv. red. perevoda, sost. i poslesl. N. A. Shmatko. M. ; SPb. : Institut eksperimentalnoj sociologii; Aletejya, 2005. 576 p.

3. Burde P. Sociologiya socialnogo prostranstva. M. ; SPb. : Institut eksperimentalnoj sociologii; Aletejya, 2007. 288 p.

4. Gvrov S. N., Nikandrov N. D. Obrazovanie v processe socializacii lichnosti II Vestnik URAO. 2008. № 5, p. 21-29.

5. Mudrik A. V. Socialnaya pedagogika: Ucheb. dlya studentov ped. vuzov I pod red. V. A. Slastenina. M. : Akademiya, 2007. 200 p.

6. Orlov A. A., Agafonova A. S. Vvedenie v pedagogicheskuyu deyatelnost : Praktikum I pod red. A. A. Orlova. M. : Akademiya, 2007. 256 p.

© Гуменникова А. В., Разуваева М. В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.