Научная статья на тему 'Роль учреждений системы дополнительного образования в процессе социализации выпускников старших классов в профессиональной деятельности'

Роль учреждений системы дополнительного образования в процессе социализации выпускников старших классов в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIALIZATION / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION / STUDENTS OF THE SENIOR CLASSES / INDIVIDUAL PROFESSIONAL PATH / EDUCATIONAL PORTAL / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Татьяна Александровна

Статья посвящена актуальной на сегодняшней день проблеме организации процесса самоопределения как начального этапа социализации выпускников старших классов в профессиональной деятельности в учреждениях дополнительного образования. Проведенное исследование в области профессиональной социализации позволило разработать и описать теоретическую модель организации процесса социализации выпускников старших классов в области профессиональной деятельности на базе учреждения дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION IN THE SOCIALIZATION PROCESS OF HIGH SCHOOL GRADUATES IN THEIR PROFESSIONAL ACTIVITIES

The article is devoted to actual problem organization process of self-determination as the initial stage of socialization of high school graduates in professional work in institutions of additional education. Conducted research in the field of professional socialization enables us to develop and describe a theoretical model of the socialization process of high school graduates in the field of professional activities on the basis of institutions of additional education.

Текст научной работы на тему «Роль учреждений системы дополнительного образования в процессе социализации выпускников старших классов в профессиональной деятельности»

УДК 377

РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ системы дополнительного

ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

СТАРШИХ КЛАССОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Т.А. Михайлова

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшней день проблеме организации процесса самоопределения как начального этапа социализации выпускников старших классов в профессиональной деятельности в учреждениях дополнительного образования. Проведенное исследование в области профессиональной социализации позволило разработать и описать теоретическую модель организации процесса социализации выпускников старших классов в области профессиональной деятельности на базе учреждения дополнительного образования.

Ключевые слова: социализация, профессиональная социализация, самоопределение, профессиональное самоопределение, учреждение дополнительного образования, обучающиеся старших классов, индивидуальная профессиональная траектория, образовательный портал, социальное партнерство.

THE ROLE OF INSTITUTIONS OF ADDITIONAL

EDUCATION IN THE SOCIALIZATION PROCESS OF HIGH

SCHOOL GRADUATES IN THEIR PROFESSIONAL ACTIVITIES

T. Mikhailova

Abstract. The article is devoted to actual problem organization process of self-determination as the initial stage of socialization of high school graduates in professional work in institutions of additional education. Conducted research in the field of professional socialization enables us to develop and describe a theoretical model of the socialization process of high school graduates in the field of professional activities on the basis of institutions of additional education.

Keywords: socialization, professional socialization, self-determination, professional self-determination, institution of additional education, students of the senior classes, individual professional path, educational portal, social partnership.

В настоящее время как для личности, так и для общества в целом весьма актуальной является проблема профессиональной социализации. Работа, выполняемая человеком в соответствии со своими потребностями, приносит ему удовлетворение, а общество получает высококвалифицированного специалиста.

Поэтому решение проблем социализации и самоопределения личности в профессиональной деятельности приобретает большое значение в современном обществе. Существующие рыночные условия способствуют развитию конкуренции и, следовательно, чтобы оставаться конкурентоспособным, человеку необходимо повышать уровень своего профессионального мастерства, обладать высоким уровнем адаптации, в том числе и в профессиональной области. В связи с этим необходимо информировать человека о его психофизиологических особенностях и ограничениях, о возможности получения той или иной профессии и ее соответствия различным отраслям профессиональной деятельности еще до момента вступления его в трудовую жизнь. На первое место выходит подготовка обучающихся старшей школы к осмысленному и самостоятельному выбору будущей профессии, умению ставить цели и определять способы их

достижения, проходя процесс социализации через трудовую деятельность. Выпускников старшей школы необходимо знакомить с социально-экономическими, кадровыми требованиями, соответствующими их индивидуально-личностным особенностям, а также запросам общества, нуждающегося в

высококвалифицированных и

конкурентоспособных профессионалах [1-3].

Успешному самоопределению выпускников старших классов в профессиональной деятельности и начальному этапу профессиональной социализации может способствовать деятельность учреждений дополнительного образования. В данном случае именно дополнительное образование выступает как ресурс профессиональной социализации обучающихся [2;4]. В ходе проведенного исследования нами была разработана и апробирована модель организации процесса социализации выпускников старшей школы в области профессиональной деятельности в учреждениях дополнительного образования. Данная модель позволяет разрешить сложившиеся противоречия между возросшей необходимостью в совершенствовании деятельности по процессу профессионального самоопределения и профессиональной

социализации и его изменением в новых социально-экономических условиях; недооценкой роли деятельности учреждений дополнительного образования в области профессионального самоопределения обучающихся и возможностями информационной деятельности данных учреждений; признанием самоопределения как начального этапа социализации в области профессиональной деятельности и весьма низким уровнем научного, методического обеспечения его реализации. Модель включает в себя три взаимосвязанных компонента: организационно-целевой, социально-психолого-педагогический (содержательный) и технологический. Представленные компоненты модели являются взаимосвязанными и взаимозависимыми. Такое построение модели позволяет обеспечить эффективность организации процесса профессионального самоопределения и социализации обучающихся старших классов в условиях допобразвоания. Практическое внедрение модели позволило выявить особенности и проблемы деятельности учреждений системы дополнительного образования, определить эффективные пути, направленные на организацию процесса социализации и самоопределения

старшеклассников в области профессиональной деятельности, повысить уровень адаптации обучающихся к условиям обучения в системе высшего и среднего образования, сформировать профессиональное сознание и обеспечить востребованность и конкурентоспособность на рынке труда. Разработанная модель является универсальной и может быть реализована также в учреждениях общего и профессионального образования, см. рис. 1.

Рассмотрим более подробно представленную на рисунке 1 модель организации процесса социализации обучающихся старших классов в области профессиональной деятельности в учреждении дополнительного образования.

Предпосылки организации процесса социализации в области профессиональной деятельности в учреждениях дополнительного образования, объединенные общими целями, условиями, средствами и проектированием, необходимо рассматривать по следующим позициям:

- между методами организации процесса профессиональной социализации в условиях дополнительного образования и личностно-индивидуальными особенностями обучающихся старшей школы должна быть согласованность;

- определение индивидуальной образовательной траектории для обучающихся

старших классов, результата самоопределения обучающихся в профессиональной области;

- социально-психолого-педагогическая культура всех участников информационно-просветительской деятельности учреждений системы дополнительного образования;

- взаимодействие и единство всех участников в деятельности учреждений допобразования, а не только в рамках разработанной модели;

- определение организационных, методических, социально-психологических и кадровых условий, стимулов для осуществления мероприятий, способствующих достижению начального этапа профессиональной социализации - самоопределению обучающихся в профессиональной сфере.

Выстроенная индивидуальная

образовательная траектория обучающегося, в первую очередь, ориентирована на достижение определенного результата и играет большое значение в информационно-просветительской деятельности учреждений дополнительного образования [1;2;4;5].

Практические исследования в области профессионального самоопределения

выпускников старших классов показали, что с обучающимися и их родителями проводится профориентационная работа, но это не помогает решить ряд возникающих проблем в данной сфере. Довольно часто бывает так, что молодой человек закончил обучение в учебном заведении и понял, что выбор им сделан неправильно. Именно в подростковом возрасте определяются пути решения проблем самоутверждения и самоопределения. Выпускник старшей школы становится деятельностным участников образовательного пространства. Образовательное учреждение приобретает большое значение в связи с тем, что каждый обучающийся имеет возможность вступать в коммуникативное взаимодействие со всеми участниками образовательного пространства на разных уровнях. Выпускники образовательных учреждений, поступая в высшие или средние профессиональные учреждения, не обладают, к сожалению, необходимыми знаниями, навыками и умениями для обучения в новых для них условиях. Возникает разногласие между приобретённым статусом студента и умением обучаться в профессиональном учреждении [1-3;

5].

Теоретической базой разрешения этого разногласия является выстраивание

взаимодействия в образовательном пространстве между образовательными учреждениями, в том числе и системы дополнительного образования, и профессиональными учреждениями.

Сетевое взаимодействие учреждений дополнительного образования

Этапы: ознакомительно-коммуникативный;

- сотрудничества;

- рефлексии

Формы организации:

- работа с электронными ресурсами;

- взаимодействие с обучающимися и педагогами;

- консультации;

- образовательный портал;

- участие в мероприятиях, акциях

Итог: успешный начальный этап социализации в области профессиональной деятельности

Рисунок 1. - Модель организации процесса социализации выпускников старших классов в области профессиональной деятельности в учреждении дополнительного образования

Для более плавного перехода из школы в учреждения профессионального образования необходимо в практике обучения использовать семинары, олимпиады, проектную работу, тематические встречи, создавать

психоэмоциональную атмосферу,

способствующую повышению уровня мотивации на продолжение обучения и коммуникации. Такое взаимодействие позволяет реализовывать непрерывное образование каждого обучающегося в соответствии с его психофизиологическими особенностями и ограничениями,

перспективными задачами развития, потенциалом региона.

Произошедшие реформы в

общеобразовательной системе показали необходимость решения проблем в области подготовки обучающихся к обучению в профессиональных образовательных

учреждениях. Дополнительное образование становится одним из направлений в образовании обучающихся старшей школы. Основная задача такой подготовки обучающихся до настоящего времени сводилась к организации условий для обеспечения потребностей, мотивированных на получение образования, усвоение знаний, необходимых для поступления в профессиональное образование. Проведенный анализ деятельности учебных заведений до введения ЕГЭ свидетельствует о том, что существующие подготовительные курсы ориентированы в основном на сдачу вступительных испытаний. Но, к сожалению, обучающиеся даже после удачного прохождения вступительных испытаний, достаточно часто оказываются не довольны сделанным выбором в области профессиональной подготовки, имеют низкий уровень подготовки к обучению в профессиональном образовательном учреждении, слабо развитые навыки самоорганизации, самоконтроля и навыков работы с научной и учебной литературой [1;2;4].

Организация в условиях учреждений дополнительного образования единого учебно-воспитательного процесса будет способствовать созданию образовательного портала, обеспечивающего взаимодействие между школой и учреждениями системы профессионального образования.

Информационно-просветительское пространство учреждений допобразвоания направлено на качественное улучшение процесса социализации в области профессиональной деятельности посредством профессионального самоопределения старшеклассников [2;3;5].

Организация процесса социализации обучающихся в области профессиональной

деятельности в условиях учреждений допобразования основывается на следующих положениях: диалектики о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений; единства теории и практики; педагогики о принципах, методах и средствах самоопределения в профессиональной сфере и таких теоретико-методологических подходах, как системно-деятельностного и личностноориентированного в образовании. Представленные положения позволяют рассматривать выбор профессии как длительный, системный процесс, который помогает выпускникам в реализации своей жизнедеятельности [2;4;5].

Данный процесс характеризуется наличием нескольких моментов, таких как: ориентация выпускников в мире профессий, трудовых путях; формирование профессионально-значимых

качеств у личности; адаптация обучающегося к условиям профессиональной деятельности.

В настоящее время при организации образовательного процесса в школе применяются разные формы, методы и приемы, способствующие процессу профессионального развития личности. Старшеклассники получают большое количество различной информации, в том числе и учебной, и они поставлены в ситуацию, когда необходимо осваивать новые приемы применения, обработки, овладения информации. Осуществлению выбора своей профессии, ее осмыслению способствуют полученные обучающимся ранее суждения, определяющие мир профессий. Обучающемуся в выборе профессии или в определении индивидуальной траектории профессионального становления помогает профессиональное самоопределение; оно также может заменить педагогическое наставление старшеклассников в процессе построения индивидуально-

образовательных проектов [2;3;5].

Как показывает проведенный анализ организации работы образовательных учреждений по профессиональной социализации, одним из способов определения профессионального будущего выпускников старших классов является предоставление профессиональной информации.

Профессиональная информированность

представляет собой сведения о существующих профессиях, их особенностях, востребованности на рынке труда, профессиограмму, психофизиологических и интеллектуальных требованиях, предъявляемых к специалистам, оплате труда [2;4;5].

Социально-психолого-педагогический компонент (содержательный) строится на определенных принципах организации процесса

социализации в области профессиональной деятельности в условиях учреждений дополнительного образования, отражающих цели и задачи профессионального самоопределения как начального этапа социализации в профессиональной области.

Этими принципами являются:

- принцип открытости, предполагающий открытость деятельности администрации для внешнего наблюдения;

- принцип коммуникативности. Он позволяет посредствам коммуникации, диалога проанализировать воспитание с позиции субъект-субъектного взаимодействия. Данный принцип предполагает, что через общение участников образовательного пространства происходит духовно-ценностное развитие личности, ее обогащение интеллектуально-моральными, социально-эмоциональными ценностями и создание коллективных ценностей в деятельности данных учреждений;

- принцип сотрудничества, характеризующийся тем, что по отношению к другим социальным институтам образовательные учреждения занимают ведущее положение. В соответствии с этим на первое место должно выйти сотрудничество с родителями; их воздействие на государственно-общественные институты защиты детства;

- принцип вариативности. Он определен разнообразием и оперативностью с одной стороны мотивов и интересов личности, с другой - нуждами общества и применением разных технологий в работе со старшеклассниками;

- принцип комфортности, в то же время является и принципом здоровьесберегающим, который позволяет проконтролировать и устранить возможные негативные влияния компьютеров на здоровье пользователей.

В представленной модели нами определены следующие компоненты профессионального самоопределения: мотивационно-

стимулирующий, информационно-

просветительский, операционный, рефлексивно-оценочный.

Мотивационно-стимулирующий компонент характеризуется формированием осознания важности профессионального самоопределения, появлением иерархии в структуре ценностей. Ведущими ценностями становятся ценности профессионализма, самореализации в профессии и самосовершенствования.

Информационно-просветительский компонент определяется наличием обширных знаний в профессиональной сфере, поиском и использованием информации, необходимой для успешного профессионального самоопределения.

Операционный компонент представлен наличием умений и навыков самостоятельной постановки и решения задач при профессиональном самоопределении,

способности к самоуправлению и самоорганизации.

Рефлексивно-оценочный компонент

характеризуется наличием осознанного выбора траектории индивидуального профессионального маршрута, постановкой целей, задач и направлений при подготовке в профессиональном образовательном учреждении.

В зависимости от компонентов, рассмотренных выше, профессиональное самоопределение проявляется на высоком, среднем и низком уровнях.

Осознанность обучающимися важности профессионального самоопределения, его ценности включает в себя: наличие ценности профессионализма, самореализации и самосовершенствования в профессиональной сфере; наличие умений и навыков самостоятельного определения и решения задач в области самоопределения; способность к самоорганизации и самоуправлению; осознанному выбору образовательного маршрута, направления подготовки в дополнительном образовании. Сформированность выделенных компонентов профессионального

самоопределения свидетельствует о высоком уровне профессионального самоопределения обучающегося.

В то же время осознание обучающимся важности профессионального самоопределения, выбора ценности профессионализма, самореализации и самосовершенствования происходит под влиянием со стороны других и в зависимости от сложившейся ситуации. У обучающихся присутствуют фрагментарные знания и умения в области профессиональной деятельности, определении и решении задач самоопределения, самоорганизация,

самоуправления и самообразования, выбора образовательного маршрута и направления обучения реализуется при поддержке других. Все эти показатели характеризуют средний уровень.

Низкий уровень определяется по следующим характеристикам: нет осознания у обучающегося важности профессионального самоопределения: профессионализм, профессиональное

самоопределение не являются главными ценностями; присутствуют незначительные знания о профессиях; слабо развиты умения и навыки самостоятельной постановки и решения задач самоопределения; не могут осуществлять деятельность, связанную с самоорганизацией, самообразованием, самоуправлением;

отсутствует осознанный выбор образовательного маршрута; отсутствие понимания цели и задач обучения в профессиональном учреждении.

Последним компонентом представленной модели является технологический. В него включены этапы и формы организации процесса профессионального самоопределения в деятельности учреждений системы

дополнительного образования.

Основными этапами являются:

ознакомительно-коммуникативный, сотрудничества, оценочный.

Главной целью ознакомительно-

коммуникативного этапа является осуществление информационно-просветительского приспособления старшеклассников к новым условиям, среде профессионального учреждения, к обучению, а также выстраивание процесса интеграции с образовательным пространством учреждения. На данном этапе происходит ознакомление обучающихся с требованиями, обязанностями, формами и методами учебно-исследовательской работы; формируются начальные представления о профессиях, особенностях получения образования в этом направлении посредством построения диалога с участниками информационного пространства учреждения допобразования.

Этап сотрудничества включает в себя усвоение нового способа реализации практическо-ориентированной деятельности, осознание возможностей в профессиональной деятельности и способностей к преобразованию

своей профессиональной деятельности и себя как специалиста.

Рефлексивно-оценочный этап

характеризуется осознанием целей обучения в профессиональном образовательном учреждении, ориентацией на определенную образовательную траекторию и итоговым получением профессии, соответствующей потребностям и возможностям индивида.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для развития профессионального самоопределения у обучающихся в условиях дополнительного образовательного учреждения необходимо использовать различные

электронные ресурсы, организовывать встречи с преподавателями и студентами колледжей и вузов; проводить занятия и консультации в режиме онлайн, создавать образовательный портал, выстраивать социальное взаимодействие с различными учреждениями, организациями, предприятиями.

Использование данной модели при организации процесса социализации обучающихся в области профессиональной деятельности в учреждениях дополнительного образования способствует наиболее

эффективному профессиональному

самоопределению выпускников старших классов, выбору ими правильного направления обучения в профессиональном образовательном учреждении, формированию мотивации к профессиональной деятельности, приобретению опыта

осуществления самообучения и саморазвития и соответственно правильному выбору профессии и успешной профессиональной социализации. Литература:

1. Еремина Ж.С., Кашуба А.Г., Кашуба А.О., Переседова И.А. Условия и роль моделирования в развитии системы дополнительного образования / Ж.С. Еремина, А.Г. Кашуба, А.О. Кашуба, И.А. Переседова // Социальные отношения. - 2016. - № 4(19). - С. 106-115.

2. Кашуба А.Г., Кашуба А.О., Михайлова Т.А., Михайлов М.Г. Социально-значимые направления развития системы дополнительного образования с учетом интересов личности и современных тенденций в обществе / А.Г. Кашуба, А.О. Кашуба, Т.А. Михайлова, М.Г. Михайлов // Личность в природе и обществе: Научные труды молодых ученых (материалы межвузовских психолого-педагогических чтений. Москва, 7 апреля 2017

г.); сост. и науч. ред. А.В. Иващенко, Н.Б. Карабущенко, Е.Н. Полянская. - Москва: РУДН, 2017. - С. 86-89.

3. Михайлов М.Г. Роль учреждений дополнительного образования в профессиональной ориентации обучающихся / М.Г. Михайлов // Социальные отношения. - 2016. - № 1(16). - С. 29-33.

4. Михайлов М.Г. Управление профессиональной ориентацией детей используя возможности учреждений дополнительного образования / М.Г. Михайлов // Социальные отношения. - 2015. - № 3(14). - С. 45-47.

5. Федоров О.Г. Развитие системы дополнительного образования на основе создания в ней образовательно-исследовательских центров / О.Г. Федоров // Социальные отношения. - 2016. - № 1(16). - С. 39-45.

Сведения об авторе:

Михайлова Татьяна Александровна (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, Московский государственный психолого-педагогический университет, e-mail: tmixailova79@yandex.ru

Data about the author:

T. Mikhailova (Moscow, Russia), candidate of pedagogical Sciences, Moscow state psychological-pedagogical University, e-mail: tmixailova79@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.