Научная статья на тему 'Моделирование образовательного пространства как фактор успешной адаптации иностранных студентов, обучающихся в российском вузе'

Моделирование образовательного пространства как фактор успешной адаптации иностранных студентов, обучающихся в российском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Язвинская Т. Н.

В статье рассматривается категория образовательного пространства как один из ключевых моментов в разрешении проблем иностранных студентов, обучающихся в российском вузе. Акцент делается на раскрытии структурных и содержательных особенностей развивающего культурного пространства как условии и механизме реализации образовательной цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование образовательного пространства как фактор успешной адаптации иностранных студентов, обучающихся в российском вузе»

- прогнозировать реакцию партнеров на собственные действия, овладевать инициативой общения и удерживать ее;

- адекватно ситуации выбирать жесты, позы, ритм своего поведения;

Тренинг как активная форма обучения позволяет проецировать различные ситуации, возникающие в рамках делового общения, и выбирать поведенческие модели, наиболее выигрышные и уместные в тех или иных обстоятельствах. Посещение тренингов по деловой коммуникации способствует приобретению практических навыков в сфере коммуникативной культуры, без которых сегодня невозможен полноценный личностный и карьерный рост.

Очень эффективным средством овладения иноязычной речью является видеотренинг. Видеотренинг предполагает отработку умений, посредством показа видеоситуаций, наиболее адекватно отражающих реальную коммуникативно-исполнительскую деятельность пиар-менеджера. При этом студенты выражают свое отношение к демонстрирующему фрагменту в эмоциональной форме.

Видеотренинг позволяет более эффективно формировать коммуникативные качества будущих специалистов по связям с общественностью, так как учит управлять своим поведением, анализировать свое речевое поведение.

Мы пришли к выводу, что иностранный язык как учебная дисциплина способствует достижению профессионально-значимых целей, а именно является средством овладения профессиональными знаниями, умениями, навыками, связанными со спецификой будущей профессиональной деятельности.

Список литературы:

1. Катлип С.М. Паблик рилейшенз.Теория и практика. - М., 2000.

2. Почепцовг.Г. Теория и практика коммуникации. - М.: Центр, 1998.

3. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. - СПб.: Речь, 2005.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ

© Язвинская Т.Н.

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток

В статье рассматривается категория образовательного пространства как один из ключевых моментов в разрешении проблем иностранных студентов, обучающихся в российском вузе. Акцент делается на раскрытии структурных и содержательных особенностей развивающего культурного пространства как условии и механизме реализации образовательной цели.

Приоритетным направлением развития международного образования Дальневосточного региона России является экспорт образовательных программ. Успехи иностранных студентов в учебно-профессиональном и личностном становлении будут зависеть от того, как долго по времени и по различным затратам будет происходить процесс адаптации к новой социокультурной среде, новому языку, новой системе образования.

Проблемы иностранного студента, на наш взгляд, обусловлены: 1) узкой направленностью, прагматизмом постановки учебно - профессиональных задач, которые он не в состоянии разрешить, будучи неадаптированным к новой социокультурной среде, не владея чужим для него языком в достаточном объеме; 2) неправомерностью постановки вопросов учебной деятельности в отрыве от глубокого постижения культуры страны, где обучается иностранный студент, т.к. учебная деятельность не может включить в себя всю полноту жизнедеятельности студента, все его потребности. Мир новой культуры, включающий в себя и образование, должен быть освоен иностранным студентом в полной мере и средствами самой культуры.

В настоящее время в российской системе образования закладываются основы культурно-образовательного развития нового века, которые обусловлены переходом к гуманистической образовательной парадигме, утверждающей отношение к человеку как высшей ценности социального бытия, ориентирующей на личность и создание условий для выявления и развития ее творческого потенциала.

Образование представляет собой интегрированную систему формирования интеллектуальных и технологических способностей (обучение) и процесса становления личности (воспитание, опирающееся на естественные события окружающей человека действительности, обретение культурного опыта, усвоение способов деятельности, нравственных норм, отношений).

С точки зрения культурологического подхода образование есть:

- процесс взаимодействия педагога и студента, имеющий целью создание культурных условий для саморазвития личности;

- процесс жизнедеятельности, совершающийся в течение всей жизни, а потому и учебную деятельность студента необходимо рассматривать в контексте деятельности человека как жизнедеятельности,

«образа жизни». Только тогда можно говорить о способностях и перспективах развития свободной личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой к самореализации и творчеству, к отстаиванию своей независимости и ответственности...» [3, С. 84].

Становление личности, как процесс созидания человеком самого себя, охватывающий интеллектуальную, эмоционально-волевую сферу, область самопознания, навыков, практических действий, происходит именно в деятельности творческой (культурной), когда бурно развивается способность к самообразованию, самовоспитанию как самосовершенствованию. «Саморазвитие осуществляется. в условиях культурной деятельности (не досуговой, а творческой, высокоэффективной, качественной).» [там же, С. 101].

Современная школа подошла к пределу использования рациональных свойств обучающихся, мало задействуя эмоционально-волевую сферу, представляющую важнейший резерв повышения эффективности учебновоспитательного процесса. Огромными возможностями обладает в этом отношении культура. Поэтому определение места культуры в структуре и содержании общего и профессионального образования является одной из ключевых проблем модернизации образования (как задача ориентации на развитие личности).

Назрела острая необходимость организации глубокого и всестороннего взаимодействия культуры и образования, иными словами, «переориентации образования с модели научной на культурную». Высшая школа должна стать не просто «кузницей кадров», а центром культуры, источником гуманистических знаний, пространством развития и самореализации личности [5, С. 58-65]. Для этого необходимо существование определенной «культурной обстановки» в вузе, предполагающей использование исторического опыта, богатых духовных и общекультурных традиций, достижений мировой науки и техники.

Культура - это не просто часть жизни личности, а ее глобальная функция. «Для человека, который сам себя сознает и развивает, все есть культура. и цель культуры - глубинное преобразование субъекта, и чем более она аппелирует к его внутреннему миру, тем большие возможности открывает перед ним». [6, С. 7].

Понятие «культура» употребляется, с одной стороны, в значении «выращивание», «возделывание», «культивирование», с другой - как «образованность», «просвещенность». Гегель, полагал, что только овладевая культурой, человек может образовывать себя. При таком подходе культура означает не что иное, как образование - овладение всеобщим знанием, исторически отобранными образцами деятельности и социального общения. Содержание образования при этом рассматривается как человеческая

культура, выраженная через знания, умения, навыки, опыт. Культура усваивается новым поколением через «присвоение» ее продуктов, знаний, образцов. Культурная деятельность как созидание себя самого и созидание общественных образцов и ценностей - путь овладения материальной и духовной культурой общества, условие его созидания. Именно в таком контексте культура связывается с самой широкой категорией - социализацией личности. «Культура задаёт и поддерживает образцы человеческой деятельности, осуществляет процесс социализации человека. То, что в науке об обществе называется социализацией, в культуре и педагогике обозначается как воспитание» [1, С. 23].

Понятие «культура» связывается с механизмами адаптации общества к постоянно меняющейся среде обитания, которые позволяют человеку приспосабливаться к ней практически, осваивая традиции, утверждая новые нормы и технологии.

Так с переосмыслением культурного содержания образования изменяется культурная среда образования в целом. «Необходимо создать такую среду учения, в которой все учащиеся достигли бы наивысшего уровня развития своих способностей. «Среда учения» не ограничивается учебным заведением как таковым, а включает в это понятие дом, библиотеку, игровую площадку, природную среду, т.е. действительно любую среду, которая создаёт возможность учиться [2, С. 52-56].

На развитие способностей должна быть направлена не просто одна из образовательных технологий, а вся образовательная система в целом, нацеленная на развитие личности (мышления, перцептивной, эмоциональной, интеллектуальной, духовно-нравственной, социальной и телесной сферы). Личностное развитие, качественное преобразование всех психических сфер учащегося - вот главная цель развивающего образования, призванного помочь студентам стать творцами себя, своей собственной жизни, всего окружающего пространства, осуществляемого в сотрудничестве, совместной культурной (творческой) деятельности и при активной поддержке опытных специалистов-педагогов.

Под образовательной средой в психологии и педагогике понимается система таких структурных элементов, как совокупность применяемых образовательных технологий, внеучебная работа, управление учебновоспитательным процессом, взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами. Образовательная среда рассматривается нами:

- как условие обучения и развития студентов (совокупность возможностей для его обучения, проявления и развития способностей и личностных потенциалов);

- как средство обучения и развития студентов (возможность выбора собственной траектории образования, становления субъектности);

- как предмет проектирования и моделирования (особая образовательная среда сначала теоретически проектируется, а затем практически моделируется в соответствии с целями обучения, задачами, специфическими особенностями студентов и условиями учебного заведения);

- как объект мониторинга, необходимость которого диктуется постоянной динамикой, изменениями образовательной среды, стремлением к объективной оценке с опорой на определенные критерии.

Таким образом, образовательная среда понимается нами как присущая данному типу культуры форма общности, при которой возникает насыщенная коммуникациями и творчеством совместная межкультурная деятельность, включающая в себя соответствующее содержание образовательного процесса: осваиваемые учащимися виды деятельности, способы овладения ими, саму организацию обучения, а также формирование опыта общения, взаимодействия, самореализации и самосовершенствования.

Возможности такой деятельности заложены в типах образовательных технологий, способах организации внеучебной деятельности, особенностях управления учебно-воспитательным процессом, взаимодействии с внешними и внутренними образовательными и социальными институтами, являющимися компетентностями специалистов, осуществляющих особый вид педагогической деятельности - социокультурную поддержку иностранных студентов в процессе адаптации к образованию в России.

Опора на принципы педагогики сотрудничества ведет к такому типу образовательной деятельности, к такой работе с обучающим, воспитывающим материалом, которые изменяют и сам материал, и самих субъектов образования, их взаимодействие и взаимовлияние. Выполняя роль проводника и инструмента освоения новой культуры, социокультурная поддержка иностранных студентов являет собой «созидание», «выстраивание» пространства языковой и культурной практики не только иностранных студентов, но и русских студентов и преподавателей, без тесного общения с которыми не могут быть решены задачи межкультурного общения в условиях реального времени и реальной жизнедеятельности.

Обладая качествами интегративности и универсальности, социокультурная поддержка включает в себя деятельность по изучению новых видов совместной деятельности (и общения) как форм обучения. Таким образом, проектирование и создание развивающей образовательной среды, которая способствовала бы становлению и саморазвитию иностранных студентов, является одной из основных функций педагогической деятельности по социокультурной поддержке иностранных студентов. [7, С. 414418].

Развивающая образовательная среда является местом встречи и пересечения культур; средоточием и пересечением множества текстов культу-

ры, созданных в прошлом и «творимых» партнерами по межкультурному общению ежедневно и ежечасно по поводу культурных событий и ситуаций, широкого спектра деятельностей, мыслей, сомнений, переживаний, отношений, обобщений собственного опыта, осмысляемых, ощущаемых и переживаемых в разных сферах жизнедеятельности (бытовой, социальной, культурной, учебно-профессиональной) как проекты собственной жизни, осуществляемые в реальных жизненных условиях.

Теоретические размышления и попытки практического их воплощения становятся реальным местом встречи разных гуманистических концепций, различных культур, различных смыслов и ценностных миров, если понимать встречу в экзистенциальном, философском значении. Это и есть диалог культур (говоря языком Бахтина и Библера), их взаимодействие и взаимовлияние.

Список литературы:

1. Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. - Дубна: Феникс, 2001. - 208 с.

2. Вейсс Р. М. Индивидуум и «Э»-теория образования: предварительные наметки новой науки. / В сб. «Новые ценности образования» - М.: Инноватор, 1996. С. 52-56.

3. Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования / В сб. «Новые ценности образования» - М.: Инноватор, 1996.

4. Панов В.И. Образовательная среда как предмет экопсихологии развития // «2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). - М.: Экопсицентр РОСС. - С.177-179.

5. Рогонов П. Не знанием единым (о духовно-нравственной подготовке студентов) // Высшее образование в России. - 1996. - № 4. - С. 58-65.

6. Старовойтенко Е.В. Культурня психология личности: монография. -М.: Академический проект; Гаудеамус, 2007.

7. Язвинская Т.Н. Социокультурная поддержка иностранных студентов, обучающихся в российском вузе. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 20 (49): Аспирантские тетради: Научный журнал. - СПб., 2007. - С. 414-418.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.