Научная статья на тему 'Адаптация иностранных студентов в системе вузовского образования'

Адаптация иностранных студентов в системе вузовского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1557
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ВУЗА / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ / UNIVERSITY PSYCHOLOGICAL SERVICE / FOREIGN STUDENTS / SOCIOCULTURAL ADAPTATION / MULTICULTURAL EDUCATION / THE QUALITY OF TRAINING OF FOREIGN STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Груздева Ольга Васильевна, Старосветская Наталья Алексеевна

В статье обсуждаются направления психологической работы с иностранными студентами, что обеспечивает более успешную адаптацию к новым социокультурным условиям. Актуальность связана с тенденциями интернационализации современного образования, обеспечивающей включение российских вузов в международное образовательное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

This paper discusses the directions of psychological work with foreign students, which ensures more successful adaptation to the new socio-cultural conditions. The relevance is related to the trends in the internationalization of modern education, which ensures the inclusion of Russian universities in the international educational space.

Текст научной работы на тему «Адаптация иностранных студентов в системе вузовского образования»

АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

О.В. Груздева, Н.А. Старосветская O.V. Gruzdeva, ^А. Starosvetskaya

Психологическая служба вуза, иностранные студенты, социокультурная адаптация, поликультурное образование, качество обучения иностранных студентов. В статье обсуждаются направления психологической работы с иностранными студентами, что обеспечивает более успешную адаптацию к новым социокультурным условиям. Актуальность связана с тенденциями интернационализации современного образования, обеспечивающей включение российских вузов в международное образовательное пространство.

University psychological service, foreign students, sociocultural adaptation, multicultural education, the quality of training of foreign students. This paper discusses the directions of psychological work with foreign students, which ensures more successful adaptation to the new socio-cultural conditions. The relevance is related to the trends in the internationalization of modern education, which ensures the inclusion of Russian universities in the international educational space.

Ориентация на интернационализацию образовательной деятельности для многих университетов в современных условиях становится стратегией первостепенной важности. Создание международных образовательных программ, обмен студентами и преподавателями - эти и другие меры обеспечивают высшему учебному заведению включение в международное образовательное пространство [Ковалев, 2015; Ковалевский, Кирко, 2015; Москвич, 2013; Старосветская, Груздева, 2015].

Иностранные студенты, являясь представителями различных культур, психологически могут сильно отличаться от соотечественников, и это должны осознавать педагоги и психологи, учебно-вспомогательный персонал, с которым иностранные студенты взаимодействуют в процессе обучения в университете, чтобы поведение иностранных студентов не воспринималось ими странным и непонятным, а ценности и нормы иной культуры не вызывали шок. Это позволяет не только признать, но и принять различия, избавиться от предубеждений и негативных стереотипов, связанных с представителями иных этнических культур.

Во-первых, это начальный этап «вхождения» личности в новую макро- и микросреду. Большинство иностранных студентов имеют низкий уровень информированности о политической, экономической и социальной системах России; о нормах, обычаях, традициях и культуре народа; о существующей в стране системе высшего образования. Для большинства студентов впервые возникает проблема интернационализации, необходимости коммуникации с носителями разных социальных, этнических, национальных норм и культур [Груздева, 2015; Дрожжина, 2013; Иванова, 2001].

Во-вторых, это этап социализации и адаптации личности в новых макро- и микросоциальных условиях. Иностранные студенты - социализированные зрелые личности, сформированные под влиянием той среды, в которой воспитывались. Они, как правило, имеют определенную жизненную позицию, целевые установки, систему ценностей и ценностные ориентации. Кроме того, каждый студент имеет свои специфические особенности: этнические, национально-психологические, психофизиологические, личностные и т.д. [Доманецкая, Момунова, 2015].

<С £

ti pq

0

ь

X

1 W m Е-U

CL

<

о ^ о о ^ h О Й

3

ш tS

О PL W

§

о §

X

«

о W :г s

ъ

I—

<с п

W

с

« s

д

H U

W M

В-третьих, это этап неадекватной психической и физической нагрузки. Иностранный студент, включенный в новую макро- и микросреду, испытывает естественный дискомфорт, т.к. идет переустройство, изменение психофизиологических процессов личности. В начальный период адаптации иностранный студент находится в «шоковом» состоянии (в состоянии стресса), что обусловлено целым рядом обстоятельств, таких как:

- информационная перенасыщенность на всех уровнях (в учебном процессе и вне его);

- эмоциональная перегрузка (новые связи, коммуникации, языковой барьер и пр.);

- адаптация на бытовом уровне (самостоятельность в распределении бюджета, самообеспечение и самообслуживание, др.) и т.п. [Дрож-жина, 2013].

В связи с этим задачами психологической помощи, оказываемой иностранным студентам в рамках психологического сопровождения, выступают:

- обеспечение актуализации механизмов саморегуляции или профессиональная помощь в их формировании;

- создание комфортных условий для снятия психофизиологических трудностей (психологическая поддержка, «дозирование» информационного потока и т.п.).

Вышеперечисленные особенности иностранных студентов и слушателей и ряд других являются источниками тех трудностей, которые иностранный студент особенно остро испытывает в первый год пребывания в новой стране. Особенность социальной ситуации развития иностранного студента состоит в том, что, приезжая в другую страну, он вынужден усваивать новые культурные образцы для успешного функционирования в качестве члена принимающего сообщества. Сложившиеся образцы и схемы поведения не всегда применимы в новой среде, поэтому требуются время и определенные усилия по преодолению барьеров и встраиванию в новую социокультурную среду.

Обозначенные выше трудности могут быть сгруппированы следующим образом:

- адаптационные трудности на различных уровнях: языковом, понятийном, нравственно-

информационном, климатическом, бытовом, коммуникативном и т.д.;

- психофизиологические трудности, связанные с переустройством личности в условиях начальной адаптации и «вхождением» в новую макро- (этносоциальную и этнокультурную) среду и микро- (межнациональную по горизонтали и управляемую по вертикали) среду;

- учебно-познавательные трудности, связанные в первую очередь с языковым барьером; преодолением различий в системах образования; адаптацией к новым требованиям и системе контроля знаний; организацией учебного процесса, который должен строиться на принципах саморазвития личности, «выращивания» знаний, привития навыков самостоятельной работы;

- коммуникативные трудности как по вертикали - с администрацией факультета, преподавателями и сотрудниками, так и по горизонтали - в процессе межличностного общения внутри межнациональной малой учебной группы, учебного потока, в общежитии, на улице, в магазинах и т.д.;

- бытовые трудности, связанные с низким уровнем самостоятельности, недостаточно сформированными навыками принятия решений и разрешения проблем [Титова, 2015; Чиркова, 2011].

Все эти группы трудностей взаимообусловлены и представляют собой психологический барьер, преодоление которого сопряжено с психическими (душевными), личностными, эмоциональными, интеллектуальными, физическими перегрузками, что и подтверждается соответствующими исследованиями в этой области.

Таким образом, расширение академической мобильности зарубежных стран с Россией в рамках различных форм обучения иностранных студентов требует активного участия специалистов психолого-педагогического профиля в предоставлении образовательных услуг иностранным студентам.

В Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева

научно-педагогическими работниками кафедры социальной психологии создана программа психологического сопровождения иностранных студентов и слушателей (авторы-составители Титова О.И., Тодышева Т.Ю., Груздева О.В.) [Москвич, 2013; Титова, 2015].

Психологическое сопровождение - это деятельность, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития обучающегося в ситуациях взаимодействия в рамках образовательного процесса. В работе с иностранными студентами и слушателями актуальными его видами являются:

- предупреждение возникновения проблемы;

- обучение сопровождаемых методам разрешения проблемной ситуации;

- экстренная психологическая помощь в кризисной ситуации.

Базовыми принципами, которыми следует руководствоваться в ходе психологического сопровождения, являются: согласие на помощь и поддержку; опора на наличные силы и потенциальные возможности личности, вера в эти возможности; ориентация на способность самостоятельно преодолевать трудности; совместность, сотрудничество, содействие; конфиденциальность (анонимность); доброжелательность и безоценочность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; реализация принципа «не навреди».

По форме психологическое сопровождение в работе с иностранными студентами может быть как индивидуально-ориентированным, так и ориентированным на работу с группой.

Основными проблемами, которые решаются в процессе психологического сопровождения иностранных студентов в период их обучения, стажировки в университете и нацелены на обеспечение адаптации к жизнедеятельности в новых социокультурных условиях, являются:

- овладение практикой межличностного взаимодействия, взаимодействия с группой с учетом межкультурных различий;

- развитие личностных компетенций;

- овладение процессом деятельности (например, процессом обучения в условиях иной культурной среды, будущей профессиональной деятельности, коммуникации с использованием русского языка);

- овладение дополнительными процессами деятельности (способность структурировать свободное время, культура отдыха и т.п.);

- поддержание психологического и физического здоровья.

Основными задачами психологического сопровождения иностранных студентов и слушателей в программе выступают:

- оказание психологической помощи иностранным студентам с целью содействия адаптации в коллективе (учебном и по месту проживания) и развитию личности в новых для нее социокультурных условиях;

- повышение межкультурной компетентности профессорско-преподавательского состава, административного и учебно-вспомогательного персонала, а также в студенческой среде университета в целом;

- проведение социально-психологических исследований, социально-психологического мониторинга с целью повышения эффективности психологического сопровождения иностранных студентов, обучающихся в вузе, в том числе для обеспечения качества предоставления образовательных услуг иностранным гражданам и реализации требований, предусмотренных действующим законодательством в сфере образования;

- развитие научно-методической базы психологического сопровождения иностранных студентов, обучающихся в вузе;

- организация научно-внедренческой площадки на базе соответствующих подразделений университета, ведущих работу с иностранными студентами, а также для повышения качества практической подготовки бакалавров-психологов по профилю «Социальная психология», магистров по программам типа «Психосоциальная работа с мигрантами», «Психологическое сопровождение мигрантов в образовательных и социальных учреждениях» и др.

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

о ^ о о

О Й

3

ш Е-

к

о

Рч

м

13

0

1 к

«

о м :г X

ь

и

<с «

м с

д

н и

щ м

Психологическое сопровождение иностранных студентов и слушателей охватывает следующие направления и виды деятельности, конкретный выбор которых будет определяться по запросу как со стороны студента, так и со стороны университета (деканаты, кураторы, организаторы стажировок, кураторы и руководители основных образовательных программ и т.п.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Психологическая диагностика. Направлена на оценку адаптационных возможностей студента-иностранца, его стиля взаимодействия с другими людьми, других личностных характеристик, способных влиять на эффективность адаптации в иной социокультурной среде. Диагностика может проводиться как обязательный элемент оказания психологической поддержки в первые недели обучения в университете, так и по запросу студента, преподавателей, кураторов обучения, и тогда она выступает подготовительным этапом консультационной, развивающей, профилактической, а также, возможно, и психокоррекцион-ной работы.

2. Развивающая деятельность. Включает работу по созданию ресурсов развития личности иностранного студента в образовательном процессе, может реализовываться через тренинги, использование интерактивных методов на учебных занятиях, консультирование.

3. Психологическое просвещение и психопрофилактика. В работе с иностранными студентами направлены на формирование психологической компетентности у обучающихся, профессорско-преподавательского состава, административно-управленческого персонала, учебно-вспомогательного персонала. Это направление включает в себя деятельность по формированию потребности в психологических знаниях об этнопсихологических особенностях обучающихся, особенностях национального характера, особенностях межкультурной коммуникации и желания использовать эти знания для адаптации в новых социокультурных условиях в интересах собственного развития (со стороны иностранных студентов и слушателей), а

также для создания психологически комфортного образовательного пространства на учебных занятиях и в университете в целом (со стороны сотрудников университета и русскоязычных студентов).

4. Психологическое и организационное консультирование. В работе с иностранными студентами в первую очередь может быть представлено личностным консультированием по различной проблематике, актуальной в связи с обучением в новых социокультурных условиях. Также это направление включает в себя консалтинговую деятельность для кураторов групп, преподавателей и сотрудников вуза по психологическим вопросам организации обучения иностранных студентов и слушателей. Поскольку это направление относительно новое для российской системы высшего образования, то необходимо формирование банка учебно-методических разработок, данных исследований для развития преемственности этой деятельности в вузе.

План деятельности и опыт реализации программы психологического сопровождения иностранных студентов и слушателей в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева представлен в табл. 1, 2.

В ходе практической деятельности подтвердились положения, заложенные при проектировании программы. На сегодняшний день в рамках этапов реализации программы были организованы практики взаимодействия студентов бакалаврита и магистратуры профиля «Социальная психология» со студентами отделения обучения и стажировки иностранных студентов КГПУ им. В.П. Астафьева. В качестве основных результатов были отмечены:

- для иностранных студентов - знакомство с традициями, особенностями национального характера русских в различных формах взаимодействия (досуговые мероприятия, совместные занятия по отработке эффективных приемов межкультурной коммуникации и др.);

- студенты института психолого-педагогического образования получили разнообразный опыт межкультурного, межнационально-

го взаимодействия; опыт рефлексии собственных трудностей и сложностей адаптации иностранных сокурсников; обозначили научные интересы и начали проводить исследования по проблемам психологического сопровождения и адаптации отдельных групп иностранных граждан, разных возрастных категорий (граждане ближнего зарубежья (по отдельным национальным группам), стран Азии, осужденные мигранты и др.);

- наставники, научные руководители и авторы программы психологического сопровождения иностранных студентов и слушателей, обучающихся в Красноярском государственном

педагогическом университете им. В.П. Астафьева, успешно презентовали основные цели, задачи, направления деятельности; получили одобрение и предложения по совместной деятельности от национальных диаспор г. Красноярска, руководителей и специалистов учреждений социальной защиты, федеральной миграционной службы, федеральной службы исполнения наказаний, представителей правительства Красноярского края. Опыт деятельности по сопровождению иностранных граждан и студентов будет очень полезен, востребован и во время проведения в Красноярске Универсиады 2019 года.

Таблица 1

План мероприятий по реализации программы психологического сопровождения иностранных студентов и слушателей, обучающихся в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева на 2015-2016 гг.

Мероприятие Исполнители Сроки Планируемый результат

1 2 3 4

Психологическая диагностика

Проведение диагностики адаптационных возможностей иностранных студентов и слушателей Магистранты, студенты бакалавриата, руководители практик Сентябрь -октябрь 2015 Выявление дефицитов в структуре адаптационного потенциала иностранных студентов и слушателей

Изучение стиля взаимодействия иностранных студентов и слушателей, других личностных характеристик, способных влиять на эффективность адаптации в новой социокультурной среде Магистранты, студенты бакалавриата, руководители практик По запросу Выявление проблемных психологических характеристик иностранных студентов и слушателей, снижающих эффективность адаптации

Исследование этнопсихологических особенностей, социальных стереотипов, связанных с представителями этнических культур среди иностранных студентов и слушателей, обучающихся в университете Магистранты, студенты бакалавриата, руководители практик и курсовой работы по социальной психологии Согласно графику производственной / научно- исследовательской практики База данных; материалы для НИРС; информация для оптимизации образовательного процесса с учетом выявленных социальных и этнопсихологических характеристик

Проведение обсуждения результатов этнопсихологических особенностей обучающихся в университете на тематической научно-практической конференции / круглом столе Организаторы мероприятий в рамках Дней науки, магистранты, бакалавры Апрель 2016 Адекватные представления об этнопсихологических особенностях представителей других культур, обучающихся в вузе

Подготовка по итогам диагностики информационно-аналитических справок для административных лиц подразделений университета, организующих обучение и стажировки иностранных студентов и слушателей Сотрудники, координирующие работу по психологическому сопровождению Декабрь 2015, июнь 2016, декабрь 2016 Предложения по оптимизации образовательного процесса подготовки иностранных студентов и слушателей

<С £

С т

0

ь

к

1

м т Е-

О

о.

< ^

О ^

О о

0 Й &

и

1

к

а

О

м

ь

и

<с «

м с

Д

н и

Продолжение табл. 1

1 2 3 4

Развивающая деятельность

Разработка и проведение тренингов по раз- Преподаватели 2015 Методическая разработка

витию коммуникативной компетентности психологии; ма- тренинга; повышение ком-

иностранных студентов и слушателей гистранты выпускных курсов муникативной компетентности иностранных студентов (при наличии запроса)

Разработка и проведение тренингов для Преподаватели 2016 Методическая разработка

иностранных студентов и слушателей, на- психологии, ма- тренинга; повышение ас-

правленных на преодоление застенчивости в гистранты вы- сертивности иностранных

отношениях с другими людьми, в том числе пускных курсов студентов и слушателей

с представителями противоположного пола (при наличии запроса)

Разработка и реализация программ разви- Преподаватели 2015 Методические разработки

тия умений саморегуляции, повышения ра- психологии; сту- психокоррекционных про-

ботоспособности денты бакалавриата и магистранты грамм; овладение приемами снижения психоэмоционального напряжения; овладение приемами повышения работоспособности

Разработка и реализация программ обуче- Преподаватели 2016 Методическая разработ-

ния применению мнемотехнических прие- психологии, сту- ка программы развития па-

мов для запоминания информации денты бакалавриата и магистранты мяти; овладение приемами мнемотехники

Психологическое просвещение и психопрофилактика

Разработка и проведение тренингов меж- Преподаватели 2015-2016 Методическая разработка

культурной компетентности для иностран- психологии, сту- тренинга; повышение меж-

ных студентов и русскоязычных студентов, денты бакалав- культурной компетентности

обучающихся в межнациональных группах риата и магистранты иностранных и русскоязычных студентов

Разработка и проведение семинара- Студенты маги- Май - сен- Методическая разработ-

тренинга для иностранных студентов и слу- стратуры в каче- тябрь 2015, ка семинара-тренинга; по-

шателей с целью ориентирования их в усло- стве тьюторов, май - сен- вышение эффективности

виях обучения в Красноярском государствен- руководитель мо- тябрь 2016 адаптации иностранных

ном университете им. В.П. Астафьева и про- дуля «Технологии студентов и слушателей к

живания в Красноярске, в Сибири в целом работы с мигрантами» учебному процессу в новых социокультурных условиях

Разработка и реализация образовательных Преподаватели 2015-2016 Методическая разработка

модулей в программах повышения квалифи- психологии программы модуля; повы-

кации профессорско-преподавательского со- шение межкультурной ком-

става, административно-управленческого петентности преподавате-

персонала, учебно-вспомогательного персо- лей и сотрудников, участву-

нала, работающих с иностранными студента- ющих в реализации обра-

ми и слушателями зовательных программ для иностранных студентов и слушателей

Проведение публичных лекций по крос- Преподаватели 2015 Методические разработ-

скультурной психологии и по межкультурной психологии ки содержания публичных

коммуникации для студентов, преподавате- лекций; повышение компе-

лей и сотрудников университета тентности участников образовательного процесса по наиболее актуальным вопросам межкультурного взаимодействия

Окончание табл. 1

1

2

3

4

Разработка и проведение тренингов межкультурной компетентности, основанных на использовании технологии культурного ассимилятора для тех этнических сообществ, представители которых обучаются по программам университета

Студенты магистратуры, преподаватели курсов в сфере крос-скультурной коммуникации

2015-2016

Ситуационные задачи, подготовленные в соответствии с технологией культурного ассимилятора; повышение межкультурной компетентности участников образовательного процесса

Создание тематических страничек на сайте университета, раскрывающих национальные особенности русского народа в целом и сибиряков в частности

Студенты магистратуры, преподаватель курса «Информационные и коммуникационные технологии деятельности психолога»

2015

Разработки содержания и оформления страниц сайта; функционирование вновь созданных интернет-источников; индивидуальный режим освоения информационно-справочного материала

Организация мастер-классов по национальному декоративно-прикладному искусству с участием в их работе иностранных студентов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Преподаватели соответствующих курсов по эстетическому и трудовому воспитанию

1-2 раза в семестр

Снижение психоэмоционального напряжения средствами арт-терапии; знакомство с русской культурой

Психологическое и организационное консультирование

Проведение личностного консультирования обучающихся по решению психологических проблем и принятию личностных решений

Магистранты в качестве консультантов, тьюторов,

преподаватели модуля «Технологии работы с мигрантами», студенты старших курсов бакалавриата

В течение

всего периода

Снижение психоэмоционального напряжения, снятие личностной тревожности, урегулирование личностных проблем, возникших в связи с обучением в зарубежном вузе, обучение техникам принятия взвешенных решений

Организация консультирования кураторов учебных групп, преподавателей, административно-управленческого и

учебно-вспомогательного персонала по психологическим вопросам организации обучения иностранных студентов и слушателей

Студенты магистратуры, преподаватели модуля «Технологии работы с мигрантами»

В течение

всего периода

Своевременная психологическая помощь кураторам учебных групп в урегулировании учебных и личностных проблем,возникших в работе с иностранными студентами и слушателями

Участие в совершенствовании психологического сопровождения иностранных студентов и слушателей, обучающихся в КГПУ, на основании полученных в ходе его реализации результатов исследований

Руководитель, координирующий работу по психологическому сопровождению

Сентябрь 2015, сентябрь 2016

Предложения по совершенствованию оказания психологической помощи иностранным студентам и слушателям, кураторам групп

Создание банка учебно-методических разработок по проведению мероприятий психологического сопровождения иностранных студентов и слушателей (программы тренингов, банки психодиагностических методик, информационно-справочные материалы по этнической психологии, базы данных психологических исследований, ситуационные задачи культурного ассимилятора и т.п.)

Руководитель и технический персонал команды, координирующей деятельность по психологическому сопровождению иностранных студентов и слушателей

В течение

всего периода

Банк учебно-методических разработок; базы данных исследований; информационно-справочные материалы по работе с иностранными студентами

Таблица 2

Программа социально-психологической работы с иностранными студентами в период их обучения в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева в рамках деятельности научно-внедренческой площадки подготовки бакалавров и магистров, подготовка которых осуществляется по международному проекту TEMPUS LMPSM

Виды социально-психологической работы

Сроки

Формы учебной работы

Наименование ООП

2

5

Психологическая диагностика

1.1

Проведение психологическом диагностики адаптационного потенциала иностранных студентов (выявление интеллектуальных, психоэмоциональных и личностных особенностей, уровня развития познавательных процессов и определение сферы профессиональных предпочтений)_

Сентябрь октябрь

Практические занятия

Бакалавриат с профилем «Социальная психология»

1.2

Формирование банка данных по иностранным студентам, входящим в группу социально-психологической опеки, в группу риска

Сентябрь октябрь

Практические занятия

Магистратура «Психосоциальная работа с мигрантами», магистратура «Психологическое сопровождение мигрантов в социальных и образовательных учреждениях»_

1.3

Проведение кросскультурных исследований, направленных на выявление особенностей, связанных с принадлежностью личности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам_

В течение года

Практические занятия

Магистратура «Психосоциальная работа с мигрантами»

1.4

Составление аналитических прогнозов изменения и динамики уровня адаптации и интеграции иностранных студентов к новым социальным условиям_

Сентябрь октябрь

Практические занятия

Магистратура «Психосоциальная работа с мигрантами»

1.5

Систематический мониторинг социально-психологического состояния

В течение года

Практические занятия

Бакалавриат с профилем «Социальная психология», магистратура «Психологическое сопровождение мигрантов в социальных и образовательных учреждениях»_

Развивающая деятельность

2.1

Тренинги на развитие коммуникативной компетентности, тренинги по преодолению застенчивости, тренинги межкультурной компетентности, тренинги по саморегуляции работоспособности, тренинги конфликтной компетентности, занятия, направленные на освоение приемов мнемотехники_

Октябрь апрель

Тренинг

Магистратура «Психосоциальная работа с мигрантами», магистратура «Психологическое сопровождение мигрантов в социальных и образовательных учреждениях»

Психологическое просвещение и

психопрофилактика

3.1

Практические занятия на факультетах, психологические гостиные в общежитиях: «Добро пожаловать в Красноярск», «Мы вместе», «Правила успешного студента», «Будьте как дома, или Секреты успешной адаптации», «На пути к успеху», «Учиться? Легко!»

Сентябрь -ноябрь

Интерактивные методы

Бакалавриат с профилем «Социальная психология», магистратура «Психологическое сопровождение мигрантов в социальных и образовательных учреждениях»_

3.2

Создание тематических страничек на сайте университета, раскрывающих национальные особенности русского народа в целом и сибиряков в частности

Сентябрь -октябрь

Практические занятия

Бакалавриат с профилем «Социальная психология»

3.3

Открытые (публичные) лекции для сотрудников университета по кросскультурной тематике, тренинги межкультурной компетентности, тренинги этнической толератности

В течение года

Лекции, тренинги

Магистратура «Психосоциальная работа с мигрантами», магистратура «Психологическое сопровождение мигрантов в социальных и образовательных учреждениях»_

Продолжение табл. 2

2

4

5

3.4

Проведение тренинговых занятий на формирование сплоченности группы в условиях межкультурного взаимодействия

Ноябрь

Тренинг

Магистратура «Психосоциальная работа с мигрантами», магистратура «Психологическое сопровождение мигрантов в социальных и образовательных учреждениях»

3.5

Проведение обучающих мероприятий - семинаров, тренингов на актуальные темы (поведение в межкультурных ситуациях (на почте, в банке, разговор по телефону и пр.), ролевые игры)_

Сентябрь -ноябрь

Семинар,

тренинг,

экскурсия

Бакалавриат с профилем «Социальная психология», магистратура «Психосоциальная работа с мигрантами», магистратура_

3.6

Совместные мероприятия с представителями неродной культуры, в которых участвуют студенты-волонтеры, русскоговорящие студенты, создающие языковую среду (различные студенческие фестивали и Недели культуры разных стран и регионов: Китай, Турция, Италия, Корея, Канада, США, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Армения, Украина и Белоруссия). Например, встреча Нового года по восточному календарю; Празднование весны или Новый год по китайскому календарю; мастер-класс по приготовлению казахских блюд; Масленица

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В течение года

Интерактивные методы

Все ОПП

3.7

Проведение мастер-классов в рамках арт-терапии с целью снижения психоэмоциональной напряженности и содействия социокультурной адаптации

Январь -май

Мастер-класс

Магистратура «Психосоциальная работа с мигрантами», магистратура «Психологическое сопровождение мигрантов в социальных и образовательных учреждениях»_

3.8

Тренинг позитивного взаимодействия (основными целями тренингов являются: развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других; развитие способности к самоанализу, самопознанию; формирование позитивного отношения к своему и другим народам; обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия; развитие социальной восприимчивости, социального доверия, эмпатии, сочувствия, сопереживания, умения выслушивать другого человека; совершенствование коммуникативных навыков; обучение межкультурному пониманию и толерантному по ведению в межэтнических отношениях)

Февраль -март

Тренинг

Магистратура «Психосоциальная работа с мигрантами», магистратура «Психологическое сопровождение мигрантов в социальных и образовательных учреждениях»

3.9

Мероприятия, например, «КГПУ друзей», «День дружбы в КГПУ»

планета

Февраль май

Интерактивные методы

Все ОПП

Активизация процесса погружения в профессионально ориентированную социокультурную среду экскурсии на «Дни открытых дверей факультетов», в лаборатории и университетские музеи_

В течение года

Интерактивные методы

Все ОПП

Психологическое консультирование

4.1

Психологическое консультирование по актуальным темам в форме индивидуальных, групповых консультаций. Во время проведения социальных акций организация брифинга «Горячая линия, или То, что вы давно хотели спросить»_

В течение года

Консультирование

Магистратура «Психосоциальная работа с мигрантами», магистратура «Психологическое сопровождение мигрантов в социальных и образовательных учреждениях»_

1

3

Окончание табл. 2

1 2 3 4 5

4.2 Психологическое консультирование по конфликтным ситуациям, характерным для иностранных студентов: 1) конфликты, обусловленные спецификой учебной деятельности и социального взаимодействия студентов; 2) конфликты, обусловленные спецификой лично-семейных взаимоотношений; 3) конфликты, связанные с асоциальным поведением студентов; 4) конфликты, обусловленные состоянием здоровья; 5) конфликты, обусловленные материально-бытовыми трудностями; 6) конфликты, связанные с этнокультурными различиями В течение года Консультирование Магистратура «Психосоциальная работа с мигрантами», магистратура «Психологическое сопровождение мигрантов в социальных и образовательных учреждениях»

Библиографический список

1. Груздева О.В. К проблеме обеспечения успешной социальной и образовательной адаптации детей в поликультурной образовательной среде // Сибирский Вестник специального образования Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (14). С. 25-28.

2. Доманецкая Л.В., Момунова А.Н. Особенности отношения иностранных студентов, обучающихся в российском вузе, к браку и семейной жизни // Сибирский Вестник специального образования Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (14). С. 30-32.

3. Дрожжина Д.С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии // Эмпирические исследования // ип^егеИ^. 2013. Т. 1. № 3. С. 33-47.

4. Иванова М.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России: дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2001. 353 с.

5. Ковалев А.С. Миграционные процессы в истории российского общества // Сибирский Вестник специального образования Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (14). С. 44-48.

6. Ковалевский В.А., Кирко В.И. Стратегическое управление региональным педагогическим университетом в условиях глобальных и ло-

кальных рисков // Современное образование. 2015. № 2. С. 45-69.

7. Москвич Ю.Н. Новая роль университетов в развитии регионов и новых отраслей // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 1 (23). С. 20-23.

8. Создание службы психологической поддержки в вузе: метод. пособие / И.В. Дуда-рев, Н.В. Дроботя, Е.В. Чаплыгина, В.П. Те-рентьев, В.А. Солдаткин. Ростов-на-Дону: ГБОУ ВПО РостГМУ Минздравсоцразвития России, 2012. 94 с.

9. Старосветская Н.А., Груздева О.В. Новое качество профессиональной подготовки специалистов по социальной психологии для работы с мигрантами (опыт реализации международного проекта Темпус) // Сибирский Вестник специального образования Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (14). С. 93-96

10. Титова О.И. Психологическое сопровождение иностранных студентов и его роль в обеспечении качества образования в поликультурной среде // Сибирский Вестник специального образования Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (14). С. 98-103

11. Чиркова Т.И. Психологическая служба вуза: иллюзия или стратегическая возможность решения проблем профессиональной подготовки студентов? // Проблемы современного образования. 2011. № 1. С. 82-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.