Научная статья на тему 'Концептуальные основания педагогического моделирования целостного культурно-образовательного пространства вуза'

Концептуальные основания педагогического моделирования целостного культурно-образовательного пространства вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Галина Викторовна

Статья построена на материалах научно-педагогического исследования проектирования развития культурно-образовательного пространства современного вуза как педагогически управляемой системы, Автор раскрывает обоснованные в исследовании основные, концептуально значимые положения, лежащие в основе организации и осуществления работы по формированию культурно-образовательного пространства в вузе. В статье акцентирована идея воспитывающего влияния культурно-образовательного пространства вуза, поэтому в качестве его центрального элемента представлена воспитательная система.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основания педагогического моделирования целостного культурно-образовательного пространства вуза»

учащихся: Дис.... канд. пед. наук.- СПб., 1997.-240 с.

4. Выготский Л.С. Мышление иречь//Хрес-гоматия по общей психологии: Психология мышления / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухо-ва.-М., 1989.

5. Демидов В И. Состояние как философская категория: Автореф. дис. ... канд. филос. наук,-Воронеж, 1969.- 19 с.

6. Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дис.... канд. пед. наук.-М., 19ВЗ. -356с.

7. Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики: Проблемы диагностики умственного развития. - М., 1975. -129 с.

8. Каган М. С. Человеческая деятельность. -М.: Политиздат, 1974. - 386 с.

9. Кузьмина ИВ. Способности, одаренность, талант учителя. - Л.: Знание, 1985.-32 с.

10. МаргуписА.В. Диалектика деятельности и потребностей общества. - Белгород: БГТТИ, 1972. - 95 с.

11. МахмутовА.М. Современный урок: Вопросы теории.-М.: Педагогика, 1981.- 191 с.

12. Общая психология / под ред. В.В. Белого-ловского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова. - М.: Просвещение, 1981. - 380 с.

13. Щербаков А. И. Психолого-педагогическая подготовка учителя-вос питателя и пути ее оптимизации в высшей школе // Проблемы совершенствования психолого-педагогической подготовки учителя: межвуз. сб. науч. тр. - Л.: ЛГПИ. - С. 3-45.

Г.В. Захарова КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА

Статья построена на материалах научно-педагогического исследования проектирования развития культурно-образовательного пространства современного вуза как педагогически управляемой системы, Автор раскрывает обоснованные в исследовании основные, концептуально значимые положения, лежащие в основе организации и осуществления работы по формированию культурно-образовательного пространства в вузе. В статье акцентирована идея воспитывающего влияния культурно-образовательного пространства вуза, поэтому в качестве его центрального элемента представлена воспитательная система.

В данной статье мы остановимся на концептуально значимых положениях, сформулированных в процессе исследования культурно-образовательного пространства вуза как фактора культурного влияния на личность студента. При построении концепции педагогического моделирования целостного культурно-образовательного пространства вуза мы опираемся на обоснованное убеждение в том, что в результате культурного влияния внешней среды происходит преобразование (воспитание) личности молодого человека, А в культурно-об-разовательном пространстве вуза возникает среда для воспитания «человека культуры».

Возникновение такой среды, но нашему мнению, возможно в том случае, если воспитательная система в вузе представляет собой не только педагогический объект, но и объект культуры (даже в масштабах одного учебного заведения),

а именно: опирается на определенные культурноценностные основания и организует «каналы» приобщения к ним; обеспечивает соответствующую им деятельность и открытое предъявление ее результата. Эти положения, по нашему мнению, являются определяющими в концептуальных основаниях становления и развития как воспитательной системы, так и пространства вуза в целом.

Изучение научных источников привело нас к убеждению, что целостное культурно-образовательное пространство (как и любая целостность) возникает, сохраняется и укрепляется благодаря концептуализации развития воспитательной системы. Именно воспитательная система вуза является центральным, существенным элементом его культурно-образовательного пространства, обеспечивая культурно-ценностное присвоение студентами адекватных знаний, способов деятельности и отношений.

64

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

С) Г.В. Захарова, 2008

В связи с этим мы считаем целесообразной концептуализацию воспитательной системы не только на уровне общего (ее обобщенного модельного представления на уровне государства, региона и т.д.), но и в масштабах образовательного учреждения определенного профиля. В данном случае мы представляем исследование, базой которого послужил Нижегородский государственный лингвистический университет им.

Н.А. Добролюбова.

Рассмотрим основные концептуальные положения, которыми мы руководствовались в работе по развитию культурно-образовательного пространства вуза.

Диагностическая основа. Диагностика образовательного пространства вуза позволила выявить общие социокультурные предпосылки (положительные и отрицательные) для осуществления задачи создания воспитательной системы вуза как базиса для становления его культурно-обра-зовательного развивающего пространства и вовлечения студентов в активную социально-куль-турную деятельность. Данные предпосылки складываются во внешней (по отношению к вузу) социальной среде и имеют объективную природу.

Положительные предпосылки:

- Актуализация активности личности в самоопределении, саморазвитии.

- Многообразие возможностей для самовыражения и самореализации за пределами вуза (временная трудовая деятельность во время обучения, достаточно широкий выбор сферы деятельности для выпускника, возможность участия в управлении вузом, самореализация посредством участия в различных формах организованной деятельности.

- Открытость общества и образования: возможность участия в зарубежных программах и фантах.

- Информационная открытость общества и образования: обеспечение доступа к многообразной информации, в том числе - по вопросам мировой образовательной практики; студенческая академическая мобильность в рамках Болонского процесса.

- Широта культурных контактов вуза, доступ к мировой профессиональной и культурной информации.

Отрицательные предпосылки:

- Аномалии нравственной культуры, имеющие место в окружающем социуме и породив-

шей кризис ценностей, разрушительно действующих наличность, вызывающие потерю способности к духовному саморазвитию.

- Облегченный доступ молодых людей в негативную среду социума (наркомания, пьянство, аморальное поведение и т.д.).

- Объективные трудности для формирования в вузе воспитательной системы, соответствующей современным требованиям (в силу финансовой недостаточности; недостаточного количества необходимых помещений и оборудования для организации тех или иных мероприятий; высокая занятость студентов не только в учебной работе, но и в трудовой деятельности в силу необходимости заработать на жизнь т.п.).

Цели и задачи содействия становлению культурно-образовательного пространства вуза Принимая во внимание ценностный характер целей в культуре, мы определили целевые установки содействия становлению культурно-образовательного развивающего пространства следующим образом:

- Создание целостной развивающей культу р-но-образовательной среды в образовательном пространстве вуза, значение которой заключается в осмыслении и овладении студентами системой профессионально-культурных, общечеловеческих, социокультурных, индивидуально-личностных ценностей, необходимых для осуществления полноценной культурной коммуникации.

- Предоставление молодым людям средств, способов и форм развития и проявления себя активной, творческой, культурной личностью.

- Создание условий для социально-культурной деятельности, так как только в ней достигается освоение культурного опыта и личностное самовыражение.

Исходя из констатации того факта, что центральным элементом культурно-образовательно-го пространства выступает воспитательная система, цели были конкретизированы с помощью следующих задач:

- Способствовать становлению человека культуры в широком смысле, разносторонне образованного, гармонично развитого.

- Способствовать развитию человека как активной деятельной личности: в обществе - в плане социально-культурной и профессиональной деятельности; в отношении самого себя - в плане самореализации, саморазвития и самовоспитания; в отношении других людей - в плане реализации общечеловеческих норм и ценностей

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 6

65

поведения и отношений (коммуникативная культура, способность взаимодействовать с другими людьми и т.п.).

Принципы построения воспитательной системы. Принципы построения воспитательной системы вуза как центрального элемента его культурно-образовательного пространства:

- информационная открытость жизнедеятельности вуза, реализуемая через пресс-центр вуза, печать (городские и российские газеты и журналы), радио, студенческий сайт и проч.;

- приоритет социально-культурной деятельности студентов в организации внеучебной работы, реализуемый посредством самоуправления и самоорганизации, развития сети студенческих самоуправляемых организаций (клубов, временных и постоянных творческих коллективов по разработке положений по вопросам внутренней жизни вуза и т.д.);

- профессиональная направленность воспитательной работы, реализуемая посредством НСО (НИРС), связей с базовыми учреждениями практики и другими организациями, соответствующими квалификации, которую получают студенты (в нашем случае - будущие лингвисты), через организацию олимпиад, конкурсов профессионального мастерства и т.п.;

- воспитательная направленность как приоритет в деятельности всех подразделений вуза;

- поддержка высокого статуса и имиджа вуза в образовательном пространстве города, страны, мира; культивирование чувства принадлежности к сообществу (в нашей работе - к сообществу лингвистов) и отражение этого в определенных знаках и символах (эмблема, герб, гимн), а также - в корпоративных формах поведения;

- личностно-развивающий подход: через систему клубной, кружковой и иной работы; систематический мониторинг результатов воспитательной работы.

Основные направления работы вуза по реализации воспитательной системы в культурно-образовательном пространстве:

1. Развитие студенческого самоуправления. Цель; обеспечение самоорганизации студентов в социально-культурной деятельности в вузе. Организаторы: студенческие советы вуза и факультетов, в том числе - совет общежития профком студентов, Совет НСО.

2. Организационно-воспитательная работа. Цель: создание условий для развития личности

Человека культуры в период обучения. Организаторы: деканаты, объединения кураторов, профком студентов, культурно-образовательные центры, студенческие организации и объединения (радио, печать, клубы и проч.).

3. Культурно-массовая работа. Цель: формирование базовой культуры личности. Организаторы: координационный совет директоров информационно-образовательных центров, профильные кафедры (культурологии и др.), клубы и объединения по интересам.

4. Спортивно-оздоровительная работа. Цель: создание условий для обеспечения здорового образа жизни, формирование гражданского самосознания, экологическое воспитание, организация досуга. Организаторы: спортклуб, кафедра физвоспитания, туристический клуб.

5. Профессионально-воспитательная работа. Цель: Создание условий для овладения социаль-но-купьтурным опытом и профессионально-ценностными смыслами, навыками принятия жизненно важных решений, духовно-нравственное становление, достижение понимания широкого круга культурных реалий и принятия ценностей. Организаторы: деканаты, объединения кураторов, кафедры иностранных языков и специальных дисциплин, координационный совет директоров информационно-образовательных центров, Центр планирования карьеры, студенческий совет, дискуссионный клуб, Международный отдел.

Ожидаемые результаты воспитательной работы:

-достижение культурной идентификации личности;

- социальная адаптация, в том числе - профессиональная;

- приобретение способности к творческой, осмысленной самореализации в разных видах деятельности и различных ситуациях жизнедеятельности;

~ формирование морально-нравственных черт и качеств личности;

- становление мировоззрения Человека культуры через поведение и деятельность, отвечающих этому мировоззрению;

- достижение общей образованности и компетентности.

Рассмотрение проблемы становления куль-турно-образовательного пространства вуза на теоретическом уровне и выявление его системообразующего элемента - воспитательной систе-

66

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

мы (или подсистемы в целостной системе культурно-образовательного пространства) позволяет определить основные компоненты модели культурно-образовательного пространства в вузе и апробировать его развивающие возможности.

Культурно-образовательное пространство вуза, таким образом, складывается с учетом социального заказа на человека культуры и персональных потребностей личности, выражающихся в потребностях: признания, самореализации, саморазвития, расширения личного культурного пространства и др. Оно призвано ориентировать субъектов образования в системе ценностей культурной коммуникации, как в их глобальном представлении, так и на уровне культуры своей страны. Присвоение данных ценностей .может происходить только в условиях собственной активной деятельности субъектов, которая, одновременно, является фактором содействия становлению образовательного пространства вуза. Значимость данного фактора определяется наличием в пространстве учебного заведения субъектно-личностного компонента, без которого данное пространство (как и любая педагогическая система) не имеет смысла.

Содержательный компонент культурно-образовательного пространства вуза представлен как

в системе обучения, так и в системе воспитания, при этом в учебном процессе осуществляется присвоение концептуальных культурных знаний, а также - культурных способов деятельности.

Организационно-методический ком понент образовательного пространства вуза отличает определенная специфика. В лингвистическом вузе, где осуществлялось наше исследование, специфика такова: наличие форм организации деятельности студентов, характерных, главным образом, для данного учреждения (информационно-образовательные международные культурные центры, отдел международных связей, землячества зарубежных студентов и др.). Специфической характеристикой методов взаимодействия в образовательном пространстве является их диалогический характер, обеспеченный применением технологий педагогического взаимодействия (общения, организации индивидуальной и групповой деятельности, предъявления педагогического требования, оценки и создания ситуации успеха и проч.).

Развивающий эффект культурно-образовательного пространства вуза проявляется в том, что пребывание в этом пространстве способствует возникновению у студентов новых смыслов, отношений, чувств и понятий, т.е. нового, более сложного культурного образа мира.

Т.П Станкевич, Т.А. Снигирева РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНОГОВАРИАНТНЫХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

В работе приводится сравнительный анализ результатов диагностики уровня обученности студентов с использованием многовариантных тестовых заданий и заданий с выбором единственного правильного ответа. Показано, что использование методики обработки многовариантных тестовых заданий на основе использования теории 1ЯТпозволяет более объективно оценивать знания обучающихся.

Одно из основных направлений образовательной политики России в настоящее время связано с повышением качества образования, с поиском надежных средств, методов и технологий оценки качества учебных достижений обучающихся (учащихся, абитуриентов, студентов).

В настоящее время в учебном процессе получили широкое применение классические тесты, включающие тестовые задания с выбором одного правильного ответа. В то же время имеют место и другие формы тестовых заданий с выбо-

ром нескольких правильных ответов - на уста-новление соответствия, правильной последовательности, открытого типа и др., так называемые многовариантные тестовые задания, которые имеют ряд преимуществ: уменьшают вероятность случайного выбора всех правильных ответов, позволяют сократить длину теста при сохранении объема контролируемых знаний и т. д. [3-6].

Для проверки эффективности применения многовариантных тестовых заданий для оценивания качества подготовки обучающихся было проведено экспериментальное исследование. Целью

© Т.Г. Станкевич, Т.А. Снигирева, 2008

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.