Научная статья на тему 'Реализация студенческого потенциала в социо-культурной среде вуза'

Реализация студенческого потенциала в социо-культурной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социо-культурная среда / студенческий потенциал / развивающее взаимодействие студентов / студенческое самоуправление. / model of identity formation / students’ value orientations / extracurricular activities / cultural university environment / student's potential

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л С. Шынгысбаев

В статье рассматриваются психолого-педагогические, аксиологические аспекты реализации студенческого потенциала в социо-культурной среде вуза. Выявляются принципы и направления по созданию социо-культурного коммуникативного пространства как условия поликультурного взаимодействия и реализации профессионально-личностного потенциала студентов. Определены методы повышения вовлеченности студентов в жизнь вуза, а также ключевая роль воспитательной деятельности в повышении творческой активности и реализации лидерского потенциала обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATIONOF STUDENT'S POTENTIAL IN SOCIAL AND CULTURAL UNIVERSITY ENVIRONMENT

At the beginning of the twenty-first century, many universities have a broad educational mission: to develop the "whole student." On university campuses, extracurricular involvement is a key tool in this personal development. For the majority of university students, involvement in extracurricular activities plays an integral role in the collegiate experience. Students become involved in extracurricular activities not only for entertainment, social, and enjoyment purposes, but most important, to gain and improve skills. A wide and diversified range of extracurricular activities exists on KazNMU campuses, meeting a variety of student interests. Each extracurricular activity offers students an opportunity to realize their full potential and become active and productive members of their communities, to gain essential life skills.

Текст научной работы на тему «Реализация студенческого потенциала в социо-культурной среде вуза»

УДК 374.2:370.180.6

Л.С. ШЫНГЫСБАЕВ КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова

РЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В СОЦИО - КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

В статье рассматриваются психолого-педагогические, аксиологические аспекты реализации студенческого потенциала в социо-культурной среде вуза. Выявляются принципы и направления по созданию социо-культурного коммуникативного пространства как условия поликультурного взаимодействия и реализации профессионально-личностного потенциала студентов. Определены методы повышения вовлеченности студентов в жизнь вуза, а также ключевая роль воспитательной деятельности в повышении творческой активности и реализации лидерского потенциала обучающихся.

Ключевые слова: социо-культурная среда, студенческий потенциал, развивающее взаимодействие студентов, студенческое самоуправление.

Современные студенты находятся под огромным влиянием информационного общества, в котором благодаря Интернету они могут за считанные секунды получить необходимую информацию, сведения, преодолевая любые географические и национальные границы, могут вступить в диалог с разными людьми. Каждый день молодые люди получают колоссальный поток различной информации. Не имея достаточного жизненного опыта, морально-этических убеждений, ориентиров, часто воспринимая информацию без должной критической обработки они испытывают психоэмоциональные напряжения. Специфика нынешнего социума такова, что многих людей волнуют кризис в экологии, экономике больше, нежели нравственный и культурный. В нынешний информационный век, когда «ценным», «значимым» считается новейшая информация, молодым людям многие общечеловеческие ценности за отсутствием их должного, если сказать на современном языке, пиара (РЯ) кажутся утратившим свою актуальность. Поиск решения данных проблем в системе высшего образования приводит к наиболее эффективному пути утверждения в сознании подрастающего поколения духовно-нравственных ценностей культуры, поскольку деятельность в этом направлении способствует формированию гуманистического мировоззрения, что в дальнейшем ложится в основу поведения, образа жизни будущего специалиста. В целом, следуя данному пути, как нам представляется,можно решить, многие остро стоящие социальные вопросы, включая проблемы глобального характера.Приобщение студентов к культурным ценностям за время обучения, как известно, является одним из главных целей учебно-воспитательной деятельности. Эти цели в качестве задач образования отражены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, в том числе, в Законе об образовании [1]. Реализация социо-культурного потенциала каждого студента становится условием накопления интеллектуального капитала общества и его дальнейшего развития. Проблема состоит в том, каким образом, наряду с формированием у будущих специалистов профессиональных знаний и компетенций, реализовать их социальный и культурный потенциал? Решение данной проблемы, как нам кажется, заключается в создании такой социально-культурной среды в университете, которая способствует раскрытию индивидуальных способностей, таланта, творческих качеств, развитию социальной активности и ответственности

обучающихся. Социокультурная среда вуза представляет собой специально созданный комплекс факторов и условий, определяющих профессионально-личностное становление

студентов. Она создается административно-управленческим персоналом, профессорско-преподавательским составом, вспомогательным персоналом, студентами. Такая среда способна изменяться под воздействием субъектов, культивирующих и поддерживающих определенные ценности, отношения, традиции, правила, нормы в различных сферах и формах жизнедеятельности вузовского коллектива. Социокультурная среда вуза формирует такие социально-личностные

компетенции студентов, как способность к адаптации в новых условиях деятельности, умение и готовность работать в команде, стремление к успеху, лидерству, проявление инициативы, приверженность к этическим ценностям, способность работать самостоятельно, обеспечивающих успешность будущей профессиональной деятельности. Сформированные социально-личностные

компетенции позволят выпускникам университета эффективно использовать свои возможности в планировании, организации и выполнении любых видов деятельности и реализации путей личностного и профессионального развития, выстраивать межличностные отношения в различных жизненных сферах с учетом особенностей социальной ситуации, социальных норм и окружающих условий, сотрудничать с коллегамии обществом в целом. Университет выступает центром социокультурного пространства, фиксирующим позитивные социальные воздействия на студента, защищающим его от антисоциальных и антигуманных действий, поддерживающим его психологически,

способствующим его гармоническому развитию и самовоспитанию. Наш университет осуществляет подготовку специалистов медицинской отрасли, поэтому формирование социально-личностных компетенций студентов осуществляется в социально-значимой деятельности, учитывающей особенности этого процесса.

На сегодняшний день возрастает потребность общества в инициативных и компетентных выпускниках вузов, обладающих креативным мышлением, потребностью учиться, развитым профессионально-личностным потенциалом.

Понятие «потенциал» происходит от латинского слова potentia, означающего: энергию, силу, в том числе источник новых возможностей для самого

человека, его жизненного запаса, средств, которые могут быть приведены в действие. Его ключевые психологические компоненты: мотивация, внимание, воля, направленность личности. На пути реализации потенциала студентов в социокультурной среде вуза возникает множество проблем психолого-педагогического, социального,

аксиологического характера. Прежде всего это проблема социальных изменений современного студенчества, определенной маргинализации молодежной среды. Данное обстоятельство особенно актуально в условиях, когда старые ценности молодежью не достаточно признаются, а новые еще не осмыслены. В данном контексте, воспитательный подход, рассматривающий отношения «отцов и детей» в качестве конфликта поколений не является результативным. Для достижения необходимого уровня рефлексии у студентов в процессе воспитательной работы проводимой в вузе, необходимо создать в университете пространство подлинно диалогического общения, интенсивного социо-культурного взаимодействия студентов. Ведь интеллектуально-творческий потенциал студента является результатом, прежде всего, его собственной социо-культурной активности в развивающей образовательной среде. На сегодняший день, когда реальную социальную действительность во многом заменяют те образы, которые интенсивно рекламируются на телевидении и в Интернете, студенты не стремятся к активному межличностному общению. Особенно у студентов начальных курсов возникаю чувство неуверенности и обособленности. Эта тенденция, присущая студенческой среде, мало способствует развитию гуманистически

ориентированной личности, готового к межличностному взаимодействию с людьми. Поэтому можно сказать, что воспитательная работа по созданию в высшей школе активной, развивающей социо-культурной среды никогда не потеряет свою актуальность. Ее задачами являются пропаганда среди студентов высокоинтеллектуального и высококультурного поведения, социальной ответственности, активной гражданской позиции, толерантности, патриотизма. Проводимые в вузе культурно-массовые мероприятия воспитательного характера должны нести в себе динамичный и эмоционально насыщенный образ будущего представителя, в нашем случае, медицинского сообщества, презентующего гуманистические ценности и креативный тип мышления, способность самовыражения и самореализации как в учебной, так и вне учебной деятельности. Для повышения вовлеченности студентов в социо-культурную жизнь университета в первую очередь студенты не должны выступать в роли «потребителей зрелищ», т.е. это означает что как можно больше студентов необходимо привлечь в процесс совместного планирования всех ньюансов воспитательных мероприятий. Студенты проявляют большую активность, если им предоставить творческую свободу, привлечь их к поиску общего решения поставленных задач. Чересчур «заорганизованные мероприятия», которые препятствуют свободному общению и культурному диалогу студентов производят отрицательный эффект на студентов. Наиболее продуктивными формами для реализации процесса актуализации социо-культурного потенциала студентов остаютя интерактивные

методы воспитания (от ^ег(взаимный), act (действовать)), т.е. когда воспитательный процесс осуществляется в условиях межличностного взаимодействия всех субъектов социо-культуной среды вуза. Использование данных методов предполагает учет индивидуальных особенностей, пожеланий, интересов, общественного мнения студентов, и как результат повышение активности студенческого самоуправления, творческих, социальных инициатив молодежи. Использование данных методов в воспитательном процессе предоставляет студентам возможности, связанные с воспроизведением их личностно-значимых ценностных ориентаций, знаний, умений и навыков, их применением, отработкой и тренировкой. Таким образом спланированные и реализованные социокультурные мероприятия, проекты университета несут в себе возможности значительного эмоционально-личностного воздействия, формирования у студентов коммуникативных умений и навыков, ценностных отношений к будущей профессии.

В структуре социо-культурного пространства вуза очень важную роль играют студенческий театр и студенческие творческие кружки. Занимаясь в студенческом театре студент развивается как творческая личность, реализует свой потенциал. Под руководством режиссера, совместно с другими участниками кружка студент начинает подготовку постановки. В процессе подготовки студенты участвуют в создании декораций, работают над костюмами к спектаклю, и как актеры репетируют свои роли, режиссер же отвечает за всю постановку в целом. Все участвующие в подготовке спектакля отличаются целеустремленностью,т.е. понимают важность того, что делают, стараются эффективно запланировать внеучебное время. С режиссером «отрабатывая» свои роли, чтобы в процессе игры раскрыть черты и характер героя более глубже изучают мотивы произведений. А также, задействованные в театральной труппе студенты консультируются друг с другом. Во время репетиций студенты проводят некий анализ, обсуждение и оценку результатов игры. Режиссер проводит обсуждение, в ходе которого студенты обмениваются «эмоциями», мнениями, защищают свои позиции и решения, делают выводы, делятся впечатлениями, рассказывают о своих позитивных и негативных чувствах по отношению героям, о возникавших по ходу игры трудностях, идеях, приходивших в голову. Таким образом, мы видим, что занимаясь в студенческом театре студенты проявляют совместную рефлексию и инициативу, развивают свои коммуникативные способности, избавляются от определенных комплексов, от страха выступать перед публикой и т.д. Творческие кружки не являются единственным направлением реализации студенческого потенциала в социо-культурной среде. Согласно принятой в нашем университете Модели формирования личности выпускника КазНМУ тьюторами многих кафедр проводятся академические занятия по формированию профессионально-личностных качеств студентов на основе ценностных ориентаций, включающих гуманизм, толерантность, патриотизм, высокую культуру и лидерство[2]. Использование интерактивных методов воспитания к реализации социо-культурного потенциала студенов

бакалавриата означает не только оптимальную организацию их внеучебной деятельности, организация тренингов; организация и осуществление совместных проектов, имеющих целью освоение социо-культурных ценностей. Как будущие специалисты медицинской отрасли студенты КазНМУ активно участвуют в волонтерских проектах. В университете действуют волонтерские организации «Мейiрiмдi журек» и «Angels». Они проводят работы в хосписах, специальных интернатах, детских домах, домах малюток и Аксайской детской клинике. Участие студентов в волотерской деятельности особенно важно, поскольку будущие медики помогая социально незащищенным людям, а также детям испытывают огромную радость, изменение состояний в направлении личностного, социального и профессионального роста. В Центре коммуникативных навыков КазНМУ студенты-волонтеры проходят специальное обучение-тренинги. Таким образом, на практике воспитательной работы нами выявлена объективная тенденция, определяющая на основе ценностных ориентаций основную линию развития студентов, будущих специалистов медицинской отрасли, в виде поэтапного формирования у них профессионально-личностных качеств, готовности к будущей профессии. Количественным критерием такого развития становится повышение уровня вовлеченности студентов, т.е. количество студентов активно участвующих в различных социокультурных мероприятиях, проектах, а качественным - активизация процессов студенческого самоуправление, повышение инициативности, самостоятельности, творческой активности студентов. В настоящее время в КазНМУ активно работает студенческое самоуправление, старостаты, студенческий профсоюз, волонтерские организации, дебатные и интеллектуальные клубы, творческие кружки, решающие вопросы обучения, организации досуга, творческого самовыражения, быта студентов, разработаны и реализуются такие формы взаимодействия, как церемония «День знаний»,

«Посвящение в студенты», «Дни университета», «Весенний бал», «Новогодний бал» и т.д. Традиционно с активным участием студентов проводятся мероприятия: «Мистер КазНМУ», «Мисс КазНМУ», «Менщ факульте™ - менщ ма;танышым», «Бозбала мен бойжеткен», «Студенческая весна», этнофестиваль, акции посвященные «Дню пожилого человека», «Всемирному дню здоровья», «Дню защиты детей», «Чистая сессия», и т.д., в университете издается газета «Шипагер». Студенческие правительства факультетов и студенческие деканаты проявляют высокую активность в изучении общественного мнения студентов, помогают администрации университета решать различные проблемы обучающихся. Таким образом учитывая разнообразные виды социальной и интеллектуально-творческой активности студентов, которые многосторонне характеризуют их достижения в учебной и внеучебной деятельности мы можем оценивать степень реализации их интеллектуально-личностного потенциала.

Технологией такой оценки является метод портфолио, внедрение которого в нашем университете планируется с начала нового учебного года.

За годы обучение в вузе можно сказать практически все студенты оказываются вовлеченными в различные научно-исследовательские, культурно-массовые спортивные мероприятия, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад в укрепление имиджа университета, между студентами идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит все это в атмосфере творческого соревнования и взаимной поддержки. В данном контексте основной задачей воспитательной работы становится оказание помощи студенту стать тем, кем он способен стать, дать возможность ему включиться в коммуникации и взаимодействовать с людьми,т.е. реализовать свой потенциал. Вместе с тем, необходимо отметить, что развитие социокультурного потенциала студентов возможно, если преподаватели сами также раскрываются и развиваются как личность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы принятая Указом Президента Республики Казахстана № 1118 от 7 декабря 2010 года.

2 Модель формирования личности выпускника КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова/ Аканов А.А., Тулебаев К. А., Шынгысбаев Л.С., Султанова М.Т., Маралбек А.К., Фоменко Т.В., Султанбек Б.К. - Алматы: Эстамп Азия, 2014. - С.23 -40.

Л.С. ШЫНГЫСБАЕВ

ЖОО-ДАГЫ ЭЛЕУМЕТТ1К-МЭДЕНИ ОРТАДА СТУДЕНТТЕРДЩ ЭЛЕУЕТ1Н ЖYЗЕГЕ АСЫРУ

Тушн: Ма;алада ЖОО-дагы элеуметтж-мэдени ортада студенттердщ элеуетш жузеге асырудагы психологиялык;-педагогикалык;, аксиологиялы; KepiHicrepi карастырылады. Полимэдени эреккеттестж пен студенттщ кэаби-тулгалы; элеуетш жузеге асыру ретшде элеуметтж-мэдени коммуникативтж кещстж курудагы кагидаттар мен багыттар аны;талады. Студенттщ университет eMip^ кызыгушылыгын арттыру эдicтepi белгшенш, тэрбие кызметшщ бiлiм алушылардыц кешбасшылы; элeуeтiн жузеге асыру мен шыгармашылы; белсендшктщ дамуындагы ец мацызды peлi айтылады.

ТYЙiндi сездер: элeумeттiк-мэдeни орта, студенттж элеует, студенттер арасында эрекеттестжтщ дамуы, студенттердщ eзiн-eзi бас;аруы

L.S. SHYNGYSBAYEV

REALIZATIONOF STUDENT'S POTENTIAL IN SOCIAL AND CULTURAL UNIVERSITY ENVIRONMENT

Resume: At the beginning of the twenty-first century, many universities have a broad educational mission: to develop the "whole student." On university campuses, extracurricular involvement is a key tool in this personal development. For the majority of university students, involvement in extracurricular activities plays an integral role in the collegiate experience. Students become involved in extracurricular activities not only for entertainment, social, and enjoyment purposes, but most important, to gain and improve skills. A wide and diversified range of extracurricular activities exists on KazNMU campuses, meeting a variety of student interests. Each extracurricular activity offers students an opportunity to realize their full potential and become active and productive members of their communities, to gain essential life skills. Keywords: model of identity formation, students' value orientations, extracurricular activities, cultural university environment, student's potential

УДК [616-018+616.31]:378.147

Р.И. ЮЙ, М.Ж. ЕРГАЗИНА, Ж.О. АЯПОВА Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, кафедра гистологии

ПРЕПОДАВАНИЕ ПРОФИЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ ГИСТОЛОГИИ НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ

ФАКУЛЬТЕТЕ КАЗНМУ

С целью оптимизации преподавания профильных разделов гистологии на стоматологическом факультете КазНМУ разработан и активно используется комплекс учебно-методических пособий на 3-х языках (атласы, учебное пособие для стоматологов, сборники тестовых заданий, методические указания для студентов и разработки для преподавателей по методу «кейс-стади», цветная компьютерная схема «строение зуба»). Для анализа препаратов в малых группах применяется мультиголовочный (консультационный) микроскоп и интерактивная доска. СРС и СРСП проводятся по расписанию в компьютерном классе кафедры.

Ключевые слова: атлас микрофотографий для практических занятий по гистологии, сборники тестовых заданий по гистологии-1 и -2, «кейс-стади», компьютерный класс.

Важнейшей задачей предмета является преподавание профильных разделов частной гистологии для студентов стоматологического факультета на современном уровне с учетом новейших достижений биомедицинских исследований. Они имеют не только теоретическое, но важное практическое значение для понимания профилактики, патогенеза, терапии и мониторинга стоматологических заболеваний. Преподавание профильных разделов гистологии на стоматологическом факультете проводится в соответствии с ГОСО-2006 и Типовой Программой по гистологии с курсом цитологии и эмбриологии для студентов стоматологического факультета (Астана, 2008). На нашей кафедре с целью оптимизации учебного процесса на стоматологическом факультете, в частности по разделу «Передний отдел пищеварительной системы» создан комплекс учебно-методических пособий, изданных на казахском, русском и английском языках: «Основы гистологии полости рта и зубов», Алматы, 1996, 2012 (Р.И.Юй), «Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии», Алматы, 2006 (Р.Б.Абильдинов, Ж.О.Аяпова, Р.И.Юй), «Атлас микрофотографий по гистологии, цитологии и эмбриологии для практических занятий», 2010 (Р.Юй, Р.Б.Абильдинов), «Тестовые задания по гистологии-1», Алматы, 2012 (Под ред. Р.И.Юй и Л.И.Наумовой) и «Тестовые задания по гистологии-2», Алматы, 2010 (Под ред. Р.И.Юй и Л.И.Наумовой), цветная компьютерная схема «Схема строения зуба», Алматы, 2014 (Р.И.Юй и Н.Набиев).

Первое издание пособия «Основы гистологии полости рта и зубов», опубликованное в 1996 году, уже стало

библиографической редкостью. Второе издание пособия (2012 г.), изданное на государственном и русском языках, исправлено и обновлено с учетом последних достижений медицинской науки, современных методик организации учебного процесса и опыта преподавания профильного раздела гистологии - переднего отдела пищеварительной системы на стоматологическом факультете медицинских ВУЗов Республики Казахстан. Структура пособия осталась прежней. Переработаны ряд глав в соответствии с ГОСО-2006. В нем учтены пожелания и критические замечания коллег-гистологов, преподавателей профильных кафедр

стоматологического факультета медицинских ВУЗов Казахстана, студентов и практических врачей-стоматологов. Существенно переработана глава «Строение и функции слизистой оболочки полости рта». Особое внимание уделено разделу «Цитологический анализ отпечатков слизистой оболочки полости рта и его практическое применение», в котором описаны методы и способы цитологической оценки процессов пролиферации и дифференцировки эпителия слизистой оболочки при ее поражениях различного характера (воспалительных, дистрофических, предопухолевых и опухолевых процессов), а также в динамике процесса лечебных мероприятий. При описании вопросов развития и строения эмали, дентина, цемента и пульпы зуба обсуждаются современные теоретические положения и приведены альтернативные представления, что необходимо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.