Научная статья на тему 'Гражданское воспитание студентов университета в условиях введения ФГОС'

Гражданское воспитание студентов университета в условиях введения ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
723
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пацора Ирина Викторовна

В статье анализируется среда высшего учебного заведения как прообраз гражданского общества; рассматриваются направления гражданского воспитания в современном российском университете в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта. В свете данного стандарта содержание гражданского воспитания направлено на то, чтобы уже в период обучения в вузе молодые люди включались во все формы общественного бытия. Это обеспечивает формирование высокого уровня социально-личностных компетенций студентов и становление личности нового социокультурного типа. На первый план выдвигается проблема формирования единого образовательного пространства посредством интеграции воспитательной системы вуза и социальной среды локального сообщества. С точки зрения методов и форм воспитания это означает необходимость интегрированного подхода к воспитательным воздействиям, управления ими в организуемой социальной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданское воспитание студентов университета в условиях введения ФГОС»

УДК 378

Пацора Ирина Викторовна

кандидат педагогических наук. Пятигорский государственный лингвистический университет [email protected]

Гражданское воспитание

СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Irina V. Patsora

candidate of pedagogical Sciences. Pyatigorsk State Linguistic University [email protected]

Civic education of

UNIVERSITY STUDENTS UNDER FSES

Аннотация. В статье анализируется среда высшего учебного заведения как прообраз гражданского общества; рассматриваются направления гражданского воспитания в современном российском университете в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта. В свете данного стандарта содержание гражданского воспитания направлено на то, чтобы уже в период обучения в вузе молодые люди включались во все формы общественного бытия. Это обеспечивает формирование высокого уровня социальноличностных компетенций студентов и становление личности нового социокультурного типа. На первый план выдвигается проблема формирования единого образовательного пространства посредством интеграции воспитательной системы вуза и социальной среды локального сообщества. С точки зрения методов и форм воспитания это означает необходимость интегрированного подхода к воспитательным воздействиям, управления ими в организуемой социальной среде.

Ключевые слова: гражданское воспитание, федеральный стандарт, высшее учебное заведение, воспитательная среда, рефлексивность, интерактивность, самореализация, система воспитания.

Annotation. The issues of the environment of a higher educational institution as a type of civil society, the tendencies of civic education in a modem Russian university under the administration of the federal state educational standards are analyzed in the article. In the light of these standards, the content of civic education aims at involving young people in all forms of active social life in the period of study in higher school. This ensures the formation of high level of social and personal competencies of students and the establishment of a new socio-cultural type of a person. The problem of forming a single educational space through the integration of the educational system of the university and the social environment of the local community is considered to be vital and topical. From the point of view of the methods and forms of education, it means the need of an integrated approach to educational impact, management in an organized social environment.

Keywords: civic education, federal standard, higher education, educational environment, reflex-ivity, interactivity, self-realization, system of education.

Вначале XXI века процесс изучения проблем гражданского воспитания студенческой молодежи вступил в качественно новый этап, поскольку гражданское становление личности организуется в условиях появления реальных возможностей для построения демократического гражданского общества. Высшая школа как социальный институт является целенаправленно организованным и управляемым учреждением -формой совместной деятельности преподавателей, административных сотрудников, обучающихся, учебно-вспомогательного персонала,

обеспечивающих процесс обучения и воспитания молодых специалистов. В этой связи справедливо утверждение, что университет должен быть моделью гражданского общества. Это означает, что уже в период обучения в высшей школе молодой человек включается во все фор-

мы общественного бытия, активной социальной жизнедеятельности и таким образом происходит формирование гражданственности и высокого уровня его социальной компетентности [1, с. 24].

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования предполагает, что содержание гражданского воспитания должно быть направлено на то, чтобы уже в период обучения в вузе молодые люди включались во все формы общественного бытия, активной социальной жизнедеятельности. Это обеспечивает формирование высокого уровня социальноличностных компетенций студентов и становление человека нового социокультурного типа [2, с. 14]. На первый план при этом выступает проблема формирования единого образовательного пространства посредством интеграции учебно-воспитательной системы вуза и социаль-

208

ной среды локального сообщества. С точки зрения методов и форм воспитания это означает необходимость интегрированного подхода к воспитательным воздействиям, управления ими в организуемой социальной среде [3, с. 28].

Мы считаем необходимым учитывать «обратные связи» между сложившейся в вузе воспитательной средой и обществом, поскольку влияние общественных институтов и социального окружения настолько велико, что их невозможно отнести к «дополнительным условиям», всего лишь внешним влияниям среды. Они представляются основаниями гражданского воспитания, коренящимися в потребностях людей в совместной социальной деятельности, в существовании нравственного порядка в обществе, в личностном самоутверждении и самосовершенствовании и т.п. [4, с. 104]. Система воспитательной работы вуза по определению воплощает модель гражданского общества с опорой на принципы рефлексивности, интерактивности и самореализации, в полной мере отражающие смысловой, семантический и экзистенциальный уровни гражданственности личности и отвечающие требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Учитывая утверждение о взаимосвязи индивидуального, социального и коммуникативного аспектов в процессе становления личности, мы формируем систему гражданского воспитания студентов Пятигорского государственного лингвистического университета на основе рефлексивных, ценностных и проективных методов воспитания [5], которые реализуются через такие формы, как добровольческое движение, круглый стол, школа студенческого актива, встреча с интересными людьми, конкурс по профессии, создание социально значимых ситуаций, мастеркласс, участие в работе Центра языков и культур, в деятельности студенческих клубов по интересам, Музея истории вуза, освещение результатов работы на собраниях курса, факультета, на страницах студенческих и муниципальных средств массовой информации, ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры и др.

Практика показывает, что дисциплины федерального компонента стандарта высшего профессионального образования не всегда в полной мере удовлетворяют требованиям формирования гражданственности у студентов. Поэтому в рамках деятельности Управления по формированию социальных компетенций и гражданскому воспитанию, подготовке выпускников к трудоустройству и будущей карьере Пятигорского государственного лингвистического университета разработана программа «Формирование социальных компетенций: Основы гражданских знаний» [6], которая легла в основу создания студенческого дискуссионного клуба в Институте лингвистики, коммуникационного менеджмента и информационных технологий. Данный курс играет важную роль в формировании гражданственности обучающихся, он нацелен не только на обобщение знаний и умений гражданского поведения, но и на развитие у студентов в ходе практических занятий навыков жизни в гражданском обществе, становление социально-личностных компетенций.

При разработке данной программы мы в качестве первоочередной ставили перед собой цель обучить студентов нормам межличностного общения и отношений в социуме, т.к. готовность к пониманию позиции другого человека способствует успешной интеграции личности в общество. Программа работы клуба охватывает такие темы, как «Грааданственность и гражданство», «Социальная ответственность и формы ее проявления в гражданском обществе», «Основы общения в гражданском обществе». На заседаниях клуба вниманию участников предлагаются вопросы, направленные на осознание личного вклада в формирование модели гражданского общества в университете, понимание важности гражданского поведения и социальной ответственности. Студенты не только готовят доклады и презентации, выступают с сообщениями, но и участвуют в тренингах, социально значимых мероприятиях, осуществляют проектную деятельность, имеющую практическое воплощение в жизни факультета и университета в целом.

Начиная с первых дней учебы, студенты осознают свою сопричастность к жизни вуза. Первое большое мероприятие - Посвящение в студенты, организуемое в основном старшекурсниками, позволяет увидеть потенциал новичков, показывает ценность коллектива, творческой деятельности в нем. Уже в ноябре первокурсники являются полноправными членами многочисленных творческих вузовских коллективов, демонстрируя свои умения на общеуниверситетском фестивале «Зеленое яблоко». Это действенная форма целенаправленной работы по адаптации вчерашних абитуриентов к новым для них условиям жизнедеятельности, открывающая возможности для реализации творческого потенциала, участия в общественной жизни университета, развивающая гражданскую активность.

Формированию полноценной личности сопутствует воспитание понимания, уважения, доверия к согражданам. В Пятигорском государственном лингвистическом университете обучаются студенты, магистранты и аспиранты из почти 40 регионов России и двух десятков зарубежных стран; каждый третий из них - представитель республик Северного Кавказа. Вуз имеет разветвленные международные связи, простирающиеся как на Запад, так и на Восток, является организатором реализуемой почти два десятилетия широкой миротворческой гуманитарной образовательной, научной и культурно-просветительской программы «Мир через языки, образование, культуру», а в рамках этой программы представлено все национально-культурное богатство Кавказа: около ста народов с разнообразием языков, культур и конфессий. Поэтому в данном случае модель гражданского общества и профессионального сообщества имеет еще одно особое наполнение - поликультурное.

Большую роль в гармоничном развитии культуросообразных отношений играет осознание согласованности общечеловеческого, национального и интернационального начал, усвоение культурных достижений своего и других народов. Показательным в этом смысле является ставший традиционным фестиваль «Россия - наш

209

общий дом», объединяющий студентов всех национальностей под девизом: «Мы разные, но все мы Россияне!». Вкусные угощения, яркие самобытные костюмы, обширная концертная программа, подготовленная студентами, способствует формированию уважительного отношения к носителям разных культур. Фестиваль с самого начала своего существования является благотворительным: собранные денежные средства передаются преподавателям-пенсионерам и в детские дома города Пятигорска.

Одним из наиболее эффективных рефлексивных методов, используемых в воспитательной работе вуза, является метод драматизации. Его назначение в гражданском воспитании - раскрыть смысл того или иного элемента правовой, политической культуры в личной и социальной жизни студента. Реализация метода драматизации осуществляется посредством включения студенческой молодежи в игровые ситуации (деловые, ролевые игры) на правах автора, зрителя, участника [5, с. 84].

Формированию гражданственности и правовой культуры способствует участие студентов в общеуниверситетской деловой игре «Выборы в представительный орган власти», посвященной Дню молодого избирателя. Игра проводится сотрудниками Управления по формированию социальных компетенций и гражданскому воспитанию, подготовке выпускников к трудоустройству и будущей карьере совместно с аппаратом Избирательной комиссии по Ставропольскому краю.

Развитию правовой культуры, готовности к осознанному соблюдению законов государства помогает использование такого рефлексивного метода, как эссе. На семинарских и практических занятиях, в ходе подготовки диспутов студентам предлагается написать сочинение-эссе по определенному плану и оценить выдвинутые ими предложения с точки зрения их реальности, соответствия теоретическим закономерностям и авторской новизны. При написании и последующем обсуждении эссе студент «примеривает» на себя образ гражданина, человека выбранной им профессии, переживает ситуацию профессиональной полезности, гражданской ответственности, обнаруживает ценность своих индивидуальных свойств и решений.

В рамках различных педагогических форм применяется такой метод гражданского воспитания, как убеждение. Использование этого метода предполагает логическое доказательство нравственной позиции, правового понятия, оценки происходящего с точки зрения индивида и общества. При этом на сознание студентов оказывают влияние не столько суждения, сколько их личностная значимость [5, с. 216]. Обучающиеся, оценивая полученную информацию, утверждаются в своих позициях, взглядах, мнениях или корректируют их. Для развития чувства гражданского самосознания, гражданского достоинства в рамках изучения дисциплин общегуманитарного цикла используются исторические аналогии, отрывки из литературных произведений, басни, библейские притчи, афоризмы, даже анекдоты, отражающие общественные явления и проблемы, которые имеют место в современной действительности. Поэтому знание текста и исторических особенностей действительности - обяза-

тельное условие для проведения дискуссии по изучаемым темам.

Действенной формой гражданского воспитания является так называемый «Золотой фонд студенчества ПГЛУ» - своеобразная книга, в которую вписываются имена студентов, проявивших себя инициаторами различных творческих начинаний, отличными организаторами, активно участвующих в жизни факультета и университета. Многие студенты, занесенные в летопись вуза, по его окончании продолжают быть активными - в своей профессии, в общественной жизни, являются почетными членами Ассоциации выпускников.

Эффективным способом воспитательного воздействия на студенческую молодежь является косвенное требование. Стимулом к действию является не столько требование само по себе, сколько вызванные им психологические факторы. Мы выделяем следующие наиболее употребительные формы косвенного требования, используемые в воспитательной работе, как органов студенческого самоуправления, так и других субъектов воспитательного процесса факультета:

- требование-совет (апелляция к сознанию студента, убеждение его в полезности и целесообразности тех или иных действий);

- требование-игра, где педагогическое воздействие на студента осуществляется опосредованно через правила игры, ролевые ситуации и отношения. В контексте работы по гражданскому воспитанию в вузе используется требование в игровом оформлении. Например, ОДИ - организационно-деятельностная игра, игровая форма методологической организации, практикования и развития коллективной мыследеятельности, сочетающая черты интеллектуально-методологических и учебно-деловых игр [5, с. 160];

- требование-просьба оказывается эффективной как форма проявления взаимоуважения, доверия и сотрудничества, способствующая возникновению и развитию партнерских отношений между студентами, студентами и куратором, между студентами и преподавателями, работниками кафедр, деканата и факультета.

Значимыми в нашей работе являются проективные методы, в качестве цели воспитательного взаимодействия предполагающие самореализацию и самоутверждение студентов в гражданской деятельности. Характер гражданского служения носит, по нашему убеждению, защита проектов по итогам производственной практики. Такой способ взаимодействия основан на решении какой-нибудь проблемы, которая предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств, а с другой - интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, творческой сферы, и позволяет студентам на основе полученных теоретических знаний выработать конкретные решения, продиктованные практической деятельностью и экономической и социокультурной ситуацией в регионе.

Одной из интересных форм комплексной работы по гражданскому воспитанию является, как показывает многолетняя практика, использование конкурса проектов социальной рекламы. Значимость данного вида рекламы обусловлена необ-

210

ходимостью решения социальных проблем в России рубежа столетий. На рассмотрение обучающимся предлагается тема «Социальная реклама как лингвокультурологический феномен XXI века». Рассматривая понятие и сущность социальной рекламы, ее функции, студенты выявляют специфику ее развития в России, рассматривают ее влияние на институты гражданского общества. Практическое воплощение полученные знания и умения находят в реализации таких творческих проектов по созданию социальной рекламы, как «Город мечты», «Твой голос важен для России», «Люди и профессии», «Здоровый образ жизни», «Диалог культур», «Мы спасем мир» и др.

Метод упражнения (тренинга) направлен на отработку устойчивых качеств во всех противоречивых ситуациях жизнедеятельности. Он предполагает многократное выполнение требуемых действий, доведение их до автоматизма. В результате упражнений наблюдается сформиро-ванность устойчивых личностных свойств, навыков и привычек гражданского поведения, умение управлять своими чувствами, тормозить свои желания, если они мешают в выполнении определенных общественных обязанностей, контролировать свои действия, адекватно оценивать их с позиции других людей. Культура общения, организованность, самоконтроль, дисциплинированность - качества, которые базируются на сформировавшихся привычках.

Литература:

1. Самоуправление студентов как фактор развития социальной компетентности молодежи. Материалы Всероссийской научно-праетической конференции. 7-10 декабря 2006 года. Пятигорск : ПГЛУ, 2006.

2. Кагерманьян В.С. Концептуальные основы формирования системы воспитания социально активной личности студентов. Организация развивающего воспитательного пространства вуза: сборник научно-методических материалов / Сост. ИИ. Зарецкая. М. : АПК и ППРО, 2005.

3. Леванова Е.А. Основные направления деятельности государственных институтов по патриотическому воспитанию граждан: теория и практика : метод. пособие / Е.А. Леванова, С. Б. Серякова, ТБ. Пушкарева, Е.В. Лисецкая. М., 2011.

4. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты / В.А. Богословский, Е.В. Караваева, ЕЙ. Ковтун и др. М. : Университетская книга, 2010.

5. Борытко НМ. Профессиональное воспитание студентов вуза : учеб.-методич. пособие / Науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград, 2004.

6. Швед ИВ. Формирование социальных компетенций: Основы гражданских знаний. Программа курса. Пятигорск : ПГЛУ, 2005.

В воспитательной работе широко используется метод социальных проб (гациальных практик), реализация которого осуществляется путем создания и применения проблемных ситуаций. Ежегодно студенты принимают участие в благотворительных акциях, посвященных Дню защитника Отечества, Дню борьбы с терроризмом, Дню России, Дню Конституции и др. Основная задача работы в этом направлении - сформировать у участников уверенность в том, что они могут помочь нуждающимся не только материально, но и посредством живого общения, коллективного действия. В ходе акции каждому виден результат его деятельности, они могут объективно оценить собственный вклад. В процессе включения в такие виды общественно полезной деятельности, как, например, благотворительная акция «Сдай кровь - спаси жизнь!», у студентов формируется определенная социальная позиция, которая является основой для их дальнейшего вхождения в социум, реальную жизнь, профессиональную деятельность.

Таким образом, комплекс методов и форм гражданского воспитания, получивший применение в Пятигорском государственном лингвистическом университете, является основным компонентом модели формирования гражданственности студентов университета в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

Literature:

1. Self-government of students as a factor of development of social competence of young people // Proceedings of the Scientific-practical Conference. 7-10 December 2006. Pyatigorsk : Pyatigorsk State Linguistic University, 2006.

2. Kagerman'yan V.S. Conceptual bases of formation of system of education of socially active person in students. Organization of developing educational space of the university : collection of scientific and methodological materials / Comp. I.I. Zarets-kaya. M. : APK i PPRO, 2005.

3. Levanova E.A. The main activities of public institutions on patriotic education of citizens: theory and practice : manual / E.A. Levanova, S.B. Seryakova, T.V. Pushkareva, E.V. Lisetskaya. M., 2011.

4. Transition of Russian universities in the tiered system of training in accordance with the federal state educational standards: regulatory and procedural aspects / V.A. Bogoslovskii, E.V. Kara-vaeva, E.N. Kovtun et al. M. : University Book, 2010.

5. Borytko N.M. Professional education of students of higher school : manual / Scientific. ed. N.K. Sergeev. Volgograd, 2004.

6. Shved I.V. Formation of social competence: basics of civic knowledge. Course program. Pyatigorsk : Pyatigorsk State Linguistic University, 2005.

211

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.