Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПЕДАГОГИКА В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ЕЕ СВЯЗЬ С САМООЦЕНКОЙ ЛИЧНОСТИ'

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПЕДАГОГИКА В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ЕЕ СВЯЗЬ С САМООЦЕНКОЙ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этническая толерантность и интолерантность / полиэтнические классы / социокультурная педагогика / ethnic tolerance and intolerance / multiethnic classes / sociocultural pedagogy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.Г. Чухрова, Т.А. Филь, С.Д. Юдина, А.А. Александрова

Проблема этнической интолерантности остро стоит в полиэтнических классах. Особенности подросткового развития и современные реалии предрасполагают к нетерпимому отношению к детям-мигрантам, которые плохо знают русский язык и зачастую афишируют свои национальные традиции и обычаи. Проведено исследование среди подростков разных национальностей из полиэтнических классов по изучению их толерантности и самооценки и выяснено, что интолерантность коррелирует с низкой самооценкой. Авторы обосновывают, что в такой ситуации роль школы, классного руководителя, педагогов очень велика, причем авторы предлагают использовать неисчерпаемый потенциал социокультурной педагогики. Активная социокультурная деятельность с этническим уклоном эффективно профилактирует проявления интолерантности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL PEDAGOGY FOR ETHNIC TOLERANCE AND ITS RELATIONSHIP WITH THE PERSONAL’S SELF-ASSESSMENT

The problem of ethnic intolerance is acute in multiethnic classes. The specifics of adolescent development and modern realities predispose to intolerance towards migrant children who do not know Russian well and often advertise their national traditions and customs. The study is conducted among adolescents of different nationalities from multiethnic classes to study their tolerance and self-esteem. The work has shown that intolerance correlates with low self-esteem. The authors argue that in such situation the role of the school, class teacher and subject teachers is large, and the authors propose to use the inexhaustible potential of socio-cultural pedagogy. Socio-cultural activity with an ethnic bias effectively prevents manifestations of intolerance.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПЕДАГОГИКА В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ЕЕ СВЯЗЬ С САМООЦЕНКОЙ ЛИЧНОСТИ»

временный руководитель образовательного учреждения должен быть лидером коллектива и менеджером образовательной и административной деятельности. Он должен владеть способностью мгновенно реагировать на происходящие изменения в обществе в целом и в дошкольном образовании в частности, уметь грамотно и рационально принимать решения, адаптироваться в инновационных педагогических технологиях и потребностях окружающего социума.

Признаками профессионализации управления, по заключениям многих исследователей [2; 3], является наличие статуса в структуре системы управления, специализированные технологии работы с персоналом, современное информационное обеспечение процессов управления, научная методология и эффективная организация разработки управленческих решений, развитые прогнозирование и стратегический подход к достижениям и недостаткам в работе.

На основании сказанного можно сделать заключение, что качество образования нуждается в профессионализме управления в соответствии с его глобализацией и жизненными потребностями развития страны, а также необходимы критерии единого мониторинга качества дошкольного образования.

Библиографический список

1. ОбобразованиивРоссийскойФедерации.ФедеральныйзаконРФ№273-ФЗ. Available at: http://www.zakqnrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/

2. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. Москва: АЙРИС-ПРЕСС, 2006.

3. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Ака-демия»,2003.

4. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. Ульяновск: Интеллект-Центр, 2005.

5. Норкина Г.П. Управление качеством образования в условиях перехода на нормативное подушевое финансирование. Управление современной школой. Завуч. 2012; № 2: 50 - 55.

6. ПоташникМ.М. Управление качеством образования. Москва: Педагогическое обществоРоссии, 2006.

7. Чумичева P.M. Управление качеством дошкольного образования. Ростов-на-Дону: Издательство РГПУ 2001.

8. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: пособие для руководителей ДОУ Москва: АРКТИ, 2003.

9. ФГОС дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10. 2013 № 1155. Российская газета. 2013;25ноября,№ 265.

10. Шумина Е.В. К проблеме организации мониторинга как средства обеспечения качества дошкольного образования в сахалинской области. Методист. 2008; № 1: 66 - 68.

11. КоротковЭ.М. Управлениекачествомобразования:учебноепособие длявузов.Москва: Академический Проект, 2007.

12. Мониторинг как аспект управленческой деятельности. Методические рекомендации. Составители О.И. Майорова, Т.Д. Орлова. Южно-Сахалинск: СОИПиПКК, 2006.

13. Диагностика готовностиребенка к школе:пособие дляпедагоговдошкольныхучреждении. Под редакцией Н.Е. Вераксы. Москва: Мозаика-Синтез, 2008.

References

1. Obobrazovaniiv Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakonRF №273-FZ. Availableat:http://www.zakqnrf.infq/zakqn-qb-qbrazqvanii-v-rf/

2. VinogradovaN.A.,MiklyaevaN.V. Upravlenie kachestvomobrazovatel'nogoprocessavDOU. Moskva: AJRIS-PRESS, 2006.

3. Ezopova S.A. Menedzhment v doshkol'nom obrazovanii: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2003.

4. Majorov A.N. Mon/tor/hgvobrazovan//.Uryanovsk:Intellekt-Centr, 2005.

5. Norkina G.P. Upravlenie kachestvom obrazovaniya v usloviyah perehoda na normativnoe podushevoe finansirovanie. Upravlenie sovremennoj shkoloj. Zavuch. 2012; № 2: 50 - 55.

6. PotashnikM.M. Upravlenie kachestvom obrazovaniya. Moskva^edagogicheskoeobschestvo Rossii, 2006.

7. Chumicheva P.M. Upravlenie kachestvom doshkol'nogo obrazovaniya. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo RGPU, 2001.

8. FalyushinaL.I. Upravlenie kachestvom obrazovatel'nogoprocessav doshkol'nomobrazovatel'nom uchrezhdenii: posobie dlya rukovoditelej DOU. Moskva: ARKTI, 2003.

9. FGOS doshkornogo obrazovaniya: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii (Minobrnauki Rossii) ot 17.10. 2013 № 1155. Rossijskaya gazeta. 2013; 25 noyabrya,№ 265.

10. Shumina E.V. Kproblemeorganizaciimonitoringakak sredstvaobespecheniyakachestvadoshkornogo obrazovaniya v sahalinskoj oblasti. Metodist. 2008; № 1: 66 - 68.

11. Korotkov 'E.M. Upravlenie kachestvom obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Akademicheskij Proekt, 2007.

12. Mon/,tor/пgkakaspektupravlencheskojdeyatel'nosti.Metqdicheskierekqmendacii.SqstaviteliO.I. Majorova, T.D. Orlova. Yuzhno-Sahalinsk: SOIPiPKK, 2006.

13. Diagnostika gotovnostirebenka k shkole: posobie dlya pedagogov doshkol'nyh uchrezhdenii. Pod redakciej N.E. Veraksy. Moskva: Mozaika-Sintez, 2008.

Статья поступила в редакцию 20.10.20

УДК 37.06

Chukhrova M.G., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Novosibirsk State Pedagogical University, Professor of Novosibirsk University of Economics and Management (Novosibirsk, Russia), E-mail: mba3@ngs.ru

Fil T.A., Cand. of Sciences (Psychology), Head of Department of Psychology, Pedagogy and Law, Novosibirsk University of Economics and Management (Novosibirsk, Russia), E-mail: t.a._fil@mail.ru

Yudina S.D., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology, Siberian Institute of Management, Russian Academy of Sciences Hi-Graduate Surgery under the President of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: sveud@rambler. ru Aleksandrova A.A., Senior Lecturer, Novosibirsk State Pedagogical University, (Novosibirsk, Russia), E-mail: alla_1981@mail.ru

SOCIOCULTURAL PEDAGOGY FOR ETHNIC TOLERANCE AND ITS RELATIONSHIP WITH THE PERSONAL'S SELF-ASSESSMENT. The problem of ethnic intolerance is acute in multiethnic classes. The specifics of adolescent development and modern realities predispose to intolerance towards migrant children who do not know Russian well and often advertise their national traditions and customs. The study is conducted among adolescents of different nationalities from multiethnic classes to study their tolerance and self-esteem. The work has shown that intolerance correlates with low self-esteem. The authors argue that in such situation the role of the school, class teacher and subject teachers is large, and the authors propose to use the inexhaustible potential of socio-cultural pedagogy. Socio-cultural activity with an ethnic bias effectively prevents manifestations of intolerance.

Key words: ethnic tolerance and intolerance, multiethnic classes, sociocultural pedagogy.

М.Г. Чухроеа, д-р мед. наук, проф. ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления», г. Новосибирск, проф. ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, E-mail: mba3@ngs.ru Т.А. Филь, канд. психол. наук, зав. каф. психологии, педагогики и правоведения ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления», г. Новосибирск, E-mail: fil@mail.ru

СД. Юдина, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления», доц. Сибирского института управления РАН ХиГС при Президенте РФ, г. Новосибирск, E-mail: sveud@rambler.ru

А.А. Александрова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, E-mail: alla_1981@mail.ru

уровни

Рис. 2. Результат мониторинга (май, 2018 г). Уровни подготовки детей к обучению в школе: 1 - высокий, 2 - средний, 3 - низкий

Через исследования управленческих и педагогических условий в детском саду «Сайзанак» нами проведен проблемно-ориентированный анализ создания системы менеджмента качеством дошкольного образования. А именно: со-

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПЕДАГОГИКА В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ЕЕ СВЯЗЬ С САМООЦЕНКОЙ ЛИЧНОСТИ

Проблема этнической интолерантности остро стоит в полиэтнических классах. Особенности подросткового развития и современные реалии предрасполагают к нетерпимому отношению к детям-мигрантам, которые плохо знают русский язык и зачастую афишируют свои национальные традиции и обычаи. Проведено исследование среди подростков разных национальностей из полиэтнических классов по изучению их толерантности и самооценки и выяснено, что интолерантность коррелирует с низкой самооценкой. Авторы обосновывают, что в такой ситуации роль школы, классного руководителя, педагогов очень велика, причем авторы предлагают использовать неисчерпаемый потенциал социокультурной педагогики. Активная социокультурная деятельность с этническим уклоном эффективно профилактирует проявления интолерантности.

Ключевые слова: этническая толерантность и интолерантность, полиэтнические классы, социокультурная педагогика.

В наше сложное время, когда народы и культуры приобрели возможность, а зачастую необходимость очень тесного взаимодействия, в эпоху размывания границ, миграционных потоков, интеграционных процессов проблема этнической толерантности приобретает особую актуальность во всем мире. Россия - полиэтническое, поликультурное, полирелигиозное государство, имеющее многовековой опыт взаимодействия с разными народами и культурами, а титульный этнос России - русские - во все времена проявлял исключительную доброжелательность, поддержку и уважение по отношению к инородцам. Однако в последнее время, в условиях жесткого экономического прессинга мигранты зачастую стали восприниматься как лишние люди, которые создают криминальную обстановку, отнимают рабочие места, ведут себя не в соответствии с принятыми нормами и пр. И это отношение к мигрантам нередко переносится на их детей, что приводит к конфликтам в школе и во время досуга. Дети мигрантов зачастую не понимают, что положительные этнические обычаи, уместные в национальной среде, становятся неприемлемыми в современном многонациональном мире, где национальные традиции, обычаи и привычки должны быть сглажены, не должны выпячиваться, могут проявляться только среди «своих». Это обязательное требование современности. Современные подростки в силу своей подростковой агрессивности создают и провоцируют конфликтные ситуации, акцентируя внимание на этнических особенностях [1]. Все это создает всеобщую интолерантность, которая очень опасна.

И в такой ситуации возрастает роль школы, а именно совместных социокультурных мероприятий, которые могут создать общее благожелательное поле, помочь увидеть рядом с собой таких же детей и подростков, которые тоже имеют право на спокойную жизнь, с теми же проблемами, которых можно и нужно понять. Школа может помочь адаптироваться в поликультурном мире и подросткам-приезжим, и коренным ребятам, которым тоже предстоит жить в полиэтническом обществе - таковы современные реалии.

По нашему мнению, существует противоречие между большим педагогическим потенциалом полиэтнической среды и невостребованностью этого потенциала в современной системе образования. Полиэтничность класса из фактора, усугубляющего неблагоприятный коллективный климат класса, с помощью социокультурных методов может быть превращена в фактор сплочения, повышения уровня образования и эрудиции в отношении других народов и культур, способствовать повышению психологической безопасности образовательной среды [2] и надежно профилактировать проявления интолерантности не только в школе, но и в окружающем мире [3]. В условиях мультикультурного мира жесткие этнические рамки не всегда пригодны и могут затруднять адаптацию. А подросток, который учился в полиэтническом классе, привык общаться с детьми разных культур, относиться к ним доброжелательно, хорошо их понимает, будет обладать хорошим адаптивным потенциалом и иметь преимущества.

Цель исследования: изучение этнической толерантности в подростковых коллективах и факторов, которые могут оказать на нее влияние, а также анализ возможностей социокультурной педагогики в профилактике этнической интоле-рантности в подростковой среде.

Материалы и методы исследования. Проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 60 подростков одной из общеобразовательных школ с полиэтническим составом, в возрасте 14 - 16 лет, из них 36 юношей и 24 девушки. Среди выборки было 38 русских подростков и 22 подростка других национальностей (таджики, армяне, киргизы, узбеки, казахи). В основу исследования положен принцип психологического детерминизма, сформулированный С.Л. Рубинштейном: преломление внешнего через внутреннее, когда внешнее воздействие, преломляясь через внутренний мир человека, обусловливает те или иные поведенческие реакции [4]. Важным регулятором поведения для подростка служит его самооценка, в связи с чем мы посчитали необходимым рассмотреть взаимосвязь самооценки подростка и его толерантности к детям-мигрантам, выяснить, как связана толерантность с мотивациями на успех или неудачу. Были использованы следующие методики: экспресс-опросник «Индекс толерантности», шкалы «Общая толерантность» и «Этническая толерантность» (Г.У. Сол-датова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В. Ковалева, методика исследования самооценки А.А. Реан, Я.Л. Коломинского, тест-опросник «Мотивация успеха и боязни неудачи» (А.А. Реан), общепринятые статистические методы [5].

Результаты исследования и их обсуждение

Большинство подростков (71,6%) продемонстрировали низкий уровень общей толерантности, 26,6% имели средний уровень общей толерантности, и 1 испытуемый, что составляет 1,6% от всей выборки, имел высокий уровень общей толерантности. Общая толерантность включает в себя нетерпимость к иному, негативизм, недоверие, непринятие. Что касается конкретно этнической толерантности, то результаты были аналогичными: 71,6% от всей выборки имеют низкий уровень этнической толерантности, 16 испытуемых, что составляет 26,6% от всей выборки, имеют средний уровень этнической толерантности, и 1 испытуемый, что составляет 1,6% от всей выборки, имеет высокий уровень этнической толерантности. К сожалению, этническая интолерантность может заключаться в стойких негативных этнических стереотипах и выражаться в насмешках, оскорблениях, пренебрежении, демонстрации своего превосходства. И русские подростки, и подростки других национальностей оказались одинаково нетерпимыми, нетолерантными, недоверчивыми и неконтактными.

В ходе изучения самооценки были получены следующие результаты: 43 испытуемых, что составляет 71,6% от всей выборки, имеют низкий уровень самооценки, 15 испытуемых, что составляет 25% от всей выборки, хараткризуются средним уровнем самооценки, и 1 испытуемый, что составляет 1,6% от всей выборки, имеет высокий уровень самооценки. Это тот же самый молодой человек, русский по национальности, который показал высокую общую и этническую толерантность.

Низкая самооценка может проявляться в болезненной реакции на критические замечания в свой адрес, неуверенности, повышенной тревожности, «комплексе неполноценности», в отсутствии инициативы. Изучение самооценки с помощью методики А.А. Реана, Я.Л. Коломинского показало похожие результаты: 71,6% от всей выборки ребят имеют низкий уровень самооценки, 28,3% от всей выборки обладают положительной самооценкой.

Косвенно оценить самооценку личности через особенности ее мотивации к успеху или неудачам позволяет опросник А.А. Реана. В результате применения методики получены следующие результаты. Выявлено, что 36,6% от всей выборки (22 подростка) имеют мотивацию избегания неудач, что опять-таки может говорить о низкой самооценке, 20 испытуемых, что составляет 33,3% от всей выборки, имеют тенденцию к избеганию неудач, что также может говорить о низкой самооценке, у 3 испытуемых, что составляет 5% от всей выборки, не выявлено ярко выраженного мотивационного полюса, 15 испытуемых, что составляет 25% от всей выборки, имеют мотивацию к достижению успеха. Таким образом, помимо низкой самооценки, мотивационное поле обследованных подростков также недостаточно конструктивно: в большинстве случаев подростки имеют мотивацию либо тенденцию к избеганию неудач, независимо от национальности. Для выявления и оценки тесноты связи между рядами сопоставляемых количественных показателей использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Корреляционный анализ показал, что между результатами, полученными по всем проведенным методикам, имеется сильная корреляционная связь (от 0,92 до 0,98, при p < 0,001).

Результаты корреляционного анализа позволяют говорить о наличии тесной внутренней связи между характеристиками самооценки и толерантностью у подростков. Низкая самооценка у подростка может быть следствием целого перечня факторов, таких как непопулярность среди сверстников, отсутствие поддержки со стороны взрослых, неумение общаться из-за компьютерной зависимости и т.д. Причины низкой этнической и общей толерантности в подростковом возрасте могут быть следующие: влияние со стороны значимого для подростка окружения, сверстников, взрослых; влияние средств массовой информации, присущая подростковому возрасту неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. При этом подростки с низкой самооценкой легче поддаются влиянию. Исследования показывают, что в детской и подростковой среде распространена оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры или религии, негативные стереотипы и предубеждения, и подростки с низкой самооценкой могут попадать под влияние таких тенденций, поскольку стремятся быть частью компании. Также неуверенность сама по себе часто приводит подростков к ложным формам самоутверждения - к вызову, развязности, девиантному поведению, только с целью показать свою независимость. Одной из форм такого поведения может являться этническая интолерантность.

Таким образом, в школе выявлена неблагоприятная обстановка по этническим взаимоотношениям, и обнаружена причина конфликтов: низкая самооценка подростков, нежелание и неумение пойти навстречу своим одноклассникам, низкая информированность в отношении других народов и их культур. Полученные сведения позволяют наметить варианты социокультурных мероприятий, которые могли бы нивелировать неблагоприятные тенденции, повысить самооценку школьников, увеличить их уверенность в себе и в то же время научить их уважать окружающих. Была составлена комплексная программа социокультурных мероприятий, которые могли бы способствовать сближению подростков. Принципы данной программы следующие.

Для того чтобы эффективно адаптироваться в современном мультикуль-турном и быстроменяющемся мире, любому человеку необходимо, как минимум, обладать этнической грамотностью. Иметь представление о культуре другого народа, о тех, с кем приходится сталкиваться, об их бычаях, привычках, традициях, религии. Социокультурные мероприятия должны решать следующие задачи: во-первых, формирование представлений о неоспоримой ценности всех людей и народов мира, о допустимости разных представлений о жизни, о единстве всех людей на Земле, независимо от расовой, национальной, религиозной, социальной принадлежности. Во-вторых, социокультурные приемы позволяют донести тезис о недопустимости навязывания своих представлений о том, что хорошо, а что плохо. В-третьих, необходимо закладывать мысль о том, что все жители Земли должны устанавливать между собой тесные взаимосвязи в различных сферах деятельности: экономической, политической, информационной; обеспечивать равноправный обмен материальными и духовными ценностями, независимо от расовой, религиозной и культурной принадлежности. В-четвертых, внушение общей задачи: обеспечение здорового экологического климата окружающей среды, создание оптимальных условий для материального и духовного благосостояния. В-пятых, обеспечение демократических принципов в социальном развитии сообществ, проживающих на планете.

Казалось бы, это общекультурные задачи. Почему это стало задачами социокультурной педагогики? А именно потому, что только во время досуга, когда ничего не навязывается и приходит исподволь, во время игры, свободного времяпровождения, есть возможность применить самые эффективные инструменты воздействия на личность. Этнические приемы и способы закладываются в подсознании настолько прочно, что остаются с человеком на всю жизнь, никто не собирается их рушить. Но есть возможность привить интерес к другой культуре, увидеть полезное, интересное, новое в кулинарных предпочтениях или костюмах, в убранстве жилища или религии, в обрядах и традициях. Например, алкогольное употребление. Известно, что Коран запрещает употребление алкоголя. Дети из мусульманских семей по большей части придерживаются этого запрета и пропагандируют его своим примером русским подросткам, которые невольно начинают задумываться о вреде пьянства, тем более, когда они наблюдают последствия пьянства среди своих соотечественников. Дети из многодетных семей

Библиографический список

таджиков с раннего детства активно помогают своим родителям в их бизнесе, что также может служить примером для детей других национальностей.

И здесь мы снова обращаемся к семье, ее роли в воспитании личности. Именно в семье ненавязчиво закладываются такие духовные ценности, как честь, совесть, культ матери и отца, культ семьи, свободы, веры, национального достоинства, святости, этнической идентичности и многое другое. Независимо от национальной принадлежности любая семья стремится воспитать своего ребенка способным адаптироваться в мире. Привлечение семьи к социокультурным программам может повысить их эффективность.

Социокультурные принципы, технологии, методы могут оказать существенное положительное влияние на предотвращение непонимания между этническими группами и отдельными людьми, которое провоцирует недовольство, агрессию, вплоть до экстремизма. Опыт школ, в которых обучаются дети разных национальностей из числа мигрантов, показывает, что грамотное использование приемов социокультурной педагогики позволяет не только повысить статус детей-мигрантов, вывести их из состояния аутсайдеров, но и обогатить культуру титульного этноса.

В качестве примера приведем опыт одной из школ Ханты-Мансийского АО, в которой обучаются дети разных национальностей, помимо русских: таджики, узбеки, украинцы, татары, дагестанцы, кумандинцы, ханты. В школе регулярно устраиваются национальные вечера, посвященные той или иной национальности, рассматриваются их обычаи, традиции, их история и культура. Дети демонстрируют национальную одежду, готовят национальные кушанья, исполняют национальные песни и танцы. Эти вечера пользуются большим успехом, собирается буквально вся школа. Мероприятие служит сплочению школьников, способствует дружбе, взаимопониманию, уважению. Национальные праздники отмечаются всей школой, независимо от национальности: и русская Масленица, и татарский Байрам. И дети начинают понимать, что все народы нужны, важны и очень интересны, что все хотят жить в мире, чтобы их уважали. В упомянутой школе нет конфликтов на национальной почве.

Проведенное исследование показало, что интолерантность коррелирует с низкой самооценкой, с недостаточностью активности, инициативы, уверенности в себе - все эти параметры могут быть мишенью для коррекционных программ. Но недостаточно повысить самооценку и сформировать активную жизненную позицию у подростка. Необходимо повысить его грамотность в отношении других народов и культур, дать ему понять, что жить в мире, покое, взаимопонимании гораздо выгоднее и интереснее, чем в атмосфере агрессии и ненависти. И здесь трудно переоценить потенциал социокультурной деятельности в школе. Активная социокультурная деятельность с этническим уклоном эффективно профилакти-рует проявления интолерантности. Общий положительный, доброжелательный климат в школе способен уменьшить количество конфликтов и агрессивных действий в отношении своих одноклассников, повысить сплоченность, взаимное уважение и терпимость к другим народам и культурам.

1. Мустафаева А.Р, Гайдарова Л.И. Теоретические аспекты формирования нравственных отношений подростков в полиэтничной среде школы. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 2 (63): 46 - 47.

2. Омаров М.М., Омарова М.М. Переживание психологической безопасности образовательной среды старшеклассниками городской школы. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 2 (63): 152 - 153.

3. Чухрова М.Г., Орлова Т.Г. Социокультурная педагогика девиантного поведения: электронное учебное пособие. Новосибирск, 2019.

4. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. Санкт-Петербург: Питер, 2003.

5. Альманах психологических тестов. Под редакцией В.В. Агибалова. Москва: «КСП», 2006.

References

1. Mustafaeva A.R., Gajdarova L.I. Teoreticheskie aspekty formirovaniya nravstvennyh otnoshenij podrostkov v poli'etnichnoj srede shkoly. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2017; № 2 (63): 46 - 47.

2. Omarov M.M., Omarova M.M. Perezhivanie psihologicheskoj bezopasnosti obrazovatel'noj sredy starsheklassnikami gorodskoj shkoly. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2017; № 2 (63): 152 - 153.

3. Chuhrova M.G., Orlova T.G. Sociokul'turnaya pedagogika deviantnogopovedeniya: 'elektronnoe uchebnoe posobie. Novosibirsk, 2019.

4. Rubinshtejn S.L. Bytie isoznanie. Chelovekimir. Sankt-Peterburg: Piter, 2003.

5. Al'manah psihologicheskih testov. Pod redakciej V.V. Agibalova. Moskva: «KSP», 2006.

Статья поступила в редакцию 27.10.20

УДК 378

Grigorieva V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: valentina1963@mail.ru

Kolodeznikova M.P., MA student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: kolodeznikova7@gmail.com

THE FORMATION OF WRITING SKILLS OF STUDENTS FOR PASSING THE UNIFIED STATE EXAM IN ENGLISH. The research studies development of guidelines to form students' writing skills for passing the USE in English. Positions and arguments of researchers involved in the theory of speech activity and approaches to teaching writing have been considered in the article. The criteria for assessing the performance of the task is analyzed. The special attention is given to identifying main difficulties in writing an essay. Accordingly, the researchers carry out diagnostics of the writing skills of 11-grade students of the Muru Secondary School No. 1 named after G.V. Egorova, Ust-Aldan Region of the Republic of Sakha (Yakutia). The authors analyze mistakes that are often made by students and divide the process of preparation of the studies into five stages. The work helps develope sample material that can be used in teaching to write exam essays.

Key words: theory of speech activity, guidelines, USE, writing skills, teaching writing.

В.В. Григорьева, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: valentina1963@mail.ru

М.П. Колодезникоеа, магистрант, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: kolodeznikova7@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.