Научная статья на тему 'О РЕЗУЛЬТАТАХ МОНИТОРИНГА АКТУАЛИЗАЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИНТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

О РЕЗУЛЬТАТАХ МОНИТОРИНГА АКТУАЛИЗАЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИНТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мальцев Юрий Михайлович

В статье содержатся результаты мониторинга актуализации этнической интолерантности как конфликтогенного фактора, проявляющегося на этапе становления полиэтнической образовательной среды. На основе анализа результатов социологического исследования (анкетирования) автор стремится определить уровень этнической толерантности среди учащихся третьей образовательной ступени учреждений среднего образования Санкт-Петербурга, степень достоверности суждения о влиянии полиэтнической образовательной среды на уровень межэтнической толерантности школьника, элементы модели социальных технологий с целью предупреждения актуализации факторов, порождающих межэтническое напряжение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мальцев Юрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О РЕЗУЛЬТАТАХ МОНИТОРИНГА АКТУАЛИЗАЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИНТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

УДК 37:316.4

Ю. М. Мальцев

О результатах мониторинга актуализации этнической интолерантности в полиэтнической образовательной

среде

Yu. М. Maltsev. On monitoring of actualization of ethnic intolerance in polyethnic educational environment

В статье содержатся результаты мониторинга актуализации этнической интолерантности как конфликтогенного фактора, проявляющегося на этапе становления полиэтнической образовательной среды.

На основе анализа результатов социологического исследования (анкетирования) автор стремится определить уровень этнической толерантности среди учащихся третьей образовательной ступени учреждений среднего образования Санкт-Петербурга, степень достоверности суждения о влиянии полиэтнической образовательной среды на уровень межэтнической толерантности школьника, элементы модели социальных технологий с целью предупреждения актуализации факторов, порождающих межэтническое напряжение.

Ключевые слова: этническая интолерант-ность, полиэтническая образовательная среда, социальное партнерство, межэтническое общение

Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

The paper contains results on monitoring of how ethnic intolerance is actualized as a conflict-generating factor that occurs at the stage of formation of polyethnic educational environment.

Based on the results of sociological studies (questionnaire survey) the author seeks to identify the level of ethnic tolerance among third-grade schoolchildren at the institutions of general secondary education in Saint-Petersburg, the degree of confidence in judgements about influence of polyethnic educational environment, the level of schoolchild's interethnic tolerance, and the elements of social techniques model to prevent actualization of factors generating interethnic tension.

Keywords: ethnic intolerance, polyethnic educational environment, social partnership, interethnic communication

Contact information: 190103, Saint-Petersburg, Lermontovsky pr., 44, lit. A

Характеристика межличностного, межнационального и межконфессионального общения во многом зависит от наличия или отсутствия негативных эмоциональных переживаний личности в среде жизнедеятельности человека.

Негативное эмоциональное восприятие своего социального положения, неудачная карьера, влияние материального положения, сложные бытовые условия влияют на общую толерантность человека и вызывают агрессивное поведение по отношению к окружающим, в частности в межэтническом общении.

По данным правозащитных организаций, в 2008 г. в Российской Федерации совершено 71 убийство на почве национальной ненависти, 268 человек получили ранения, зафиксировано 50 актов вандализма в отношении религиозных объектов [1]. Подобная статистика определяет необходимость мониторинга состояния формирования установок толерантного сознания, веротерпимости и миролюбия как на общероссийском уровне, так и в особенности в мегаполисах, в частности

Юрий Михайлович Мальцев — аспирант Санкт-Петербургской академии управления и экономики.

© Ю. М. Мальцев, 2010

в Санкт-Петербурге, в котором живут представители 134 национальностей, зарегистрировано 43 религиозных конфессии.

Одной из форм разрешения и предупреждения межэтнических конфликтов становится участие субъекта этноса в построении и функционировании полиэтнической образовательной среды. Данное понятие является междисциплинарным и в исследованиях последних лет становится предметом рассмотрения социологии, культурологии и педагогики.

По мнению Т. В. Поштаревой, полиэтническая образовательная среда определяется как «часть образовательной среды какого-либо учебного заведения, представляющей собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур, уважающей иноэтнические общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей» [2, с. 24].

Таким образом, в полиэтнической образовательной среде субъект сохраняет свою этническую самоидентификацию и участвует в культурном диалоге, основанном на взаимоуважении представителей разных этнических групп.

Для определения степени влияния особенностей данной среды на межэтническую толерантность и веротерпимость индивида необходимо проведение мониторинговых исследований.

Исходя из обозначенной выше цели (необходимости мониторинга межэтнического толерантности), нами поставлены следующие задачи:

1) на основе анализа результатов социологического исследования (анкетирования) определить уровень этнической толерантности среди учащихся третьей образовательной ступени учреждений среднего образования Санкт-Петербурга;

2) определить степень достоверности суждения о влиянии полиэтнической образовательной среды на уровень межэтнической толерантности школьника;

3) определить элементы модели социальных технологий с целью предупреждения актуализации факторов, порождающих межэтническое напряжение.

По уровню миграционного прироста Санкт-Петербург занимает первое место в Северо-Западном Федеральном округе и четвертое место в Российской Федерации после Московской области, Москвы и Краснодарского края.

В течение последних лет наблюдается неуклонный рост данного показателя в первую очередь за счет иммигрантов из стран СНГ и сокращения числа выбывших за пределы региона.

Соотношение миграционного прироста к числу прибывших в Санкт-Петербурге (0,436%) более чем в 4 раза превышает значение данного показателя в среднем по России (0,105%), что свидетельствует об определенной интенсивности миграционных процессов.

Наличие столь интенсивных миграционных процессов в Санкт-Петербурге требует особого внимания к «детскому компоненту» — мониторингу состояния детей в семьях различных категорий мигрантов.

По сведениям, поступившим из районных отделов образования Санкт-Петербурга, число детей из семей иностранных граждан и семей, не имеющих постоянной регистрации, обучающихся в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, в 2008 г. составило более 22 000 человек, т. е. примерно 8% от общего числа учащихся. В 2007 г. аналогичный показатель составил 6,23% [3].

По данным, представленным администрациями районов Санкт-Петербурга, наибольшее число детей из других регионов и государств и детей без граж-

данства обучалось в школах Выборгского района — 2620 человек, Приморского района — 2614 человек, Московского района — 2605 человек, Колпинского района — 2074 человека.

Организационные проблемы в работе образовательных учреждений с детьми данных категорий состоят, прежде всего, в вовлечении детей школьного возраста в образовательный процесс и сохранении их в составе контингента учащихся. Связано это с тем, что семьи данной категории проживают на съемных квартирах и часто переезжают, при этом не информируют школы о продолжении образования. Образовательные учреждения испытывают трудности в их розыске и в решении вопроса дальнейшего обучения.

Таким образом, включенность детей из семей мигрантов в качестве субъектов образовательного пространства, процентное отношение данной категории субъектов к численности коренного населения позволяет определить образовательную среду Санкт-Петербурга как полиэтническую.

С другой стороны, в процессе становления полиэтнической образовательной среды существует вероятность возникновения определенных социальных и психологических явлений и процессов, которые способствуют углублению межэтнических противоречий и преобразованию их в конфликт, т. е. конфликтогенных факторов.

Одним из таких факторов являются межличностные отношения представителей разных этносов, в которых могут возникать межэтнические противоречия. В качестве примера проявления данного фактора приведем статистические данные, полученные в результате анкетирования студентов учреждений начального профессионального образования Санкт-Петербурга (далее — студенты УНПО) [1] и учащихся параллели 11-х классов. Они являются выпускниками государственного образовательного учреждения гимназии № 56 Петроградского района Санкт-Петербурга, в которой обучаются дети — представители разных этносов и реализуется педагогическая программа по построению полиэтнической образовательной среды.

Принципиально важным для оценки межэтнической толерантности образовательного пространства является выявление взглядов респондентов на принципы сосуществования этнических общностей в многонациональном государстве. С этой целью респондентам были предложены варианты суждений о том, какой они видят Россию (табл. 1).

Большинство респондентов придерживаются вполне демократических взглядов, приверженность радикальным убеждениям у респондентов-гимназистов проявлена ниже, чем у студентов УНПО. При этом суждения, выражающие склонность к национализму опрошенных, обусловлены как личным опытом общения с представителями иных национальностей, так и ближайшим социальным контекстом: влиянием людей из непосредственного окружения (табл. 2, 3).

Большая часть учащихся гимназии и студентов УНПО связывает свое негативное отношение к другим людям с личностными проявлениями последних: манерой поведения приезжих, нежеланием мириться с местными обычаями, субъективным восприятием исходящей от них угрозы терроризма (табл. 4).

Обращает на себя внимание тот факт, что учащиеся гимназии, в которой ведется педагогическая работа по построению полиэтнической образовательной среды, в меньшей степени проявляют интолерантное отношение к людям на основании их национальности и расовой принадлежности, в основном негативно оценивая казуальные проявления поведения человека.

На вопрос «Как вы относитесь к тому, что в нашем городе живут и работают приезжие из других стран и регионов», ответ «негативно» дало статистически

Таблица 1

Мнения учащихся гимназии № 56 и студентов УНПО о принципах сосуществования

общностей в государстве, %

Формулировка суждения Учащиеся гимназии № 56 Студенты УНПО

Россия — это демократическое государство, в котором права и свободы граждан закреплены Конституцией и не зависят от национальной принадлежности 33 29

Россия — общий дом многих народов. Все народы России должны обладать равными правами, и никто не должен иметь никаких преимуществ 40 16

Россия должна быть государством русских людей 17 23

Россия — многонациональная страна, но русские, составляя большинство, должны иметь больше прав, ибо на них лежит основная ответственность за судьбу страны 21 26

Другое мнение 11 2

Затрудняюсь ответить 6 6

Источник: Таблица составлена автором на основе данных социального опроса.

Таблица 2

Наличие опыта личного межэтнического общения

Формулировка вопроса Да Нет

Есть ли среди Ваших друзей и знакомых граждане, приехавшиее из других стран и регионов? 84 14

Источник: Таблица составлена автором на основе данных соцопроса.

Таблица 3

Влияние социума на формирование межэтнической интолерантности

Формулировка вопроса Да Нет Затрудняюсь ответить

Есть ли в Вашем окружении люди, которые агрессивно относятся к некоренному населению нашего города или гражданам не своей национальности? 54 24 21

Источник: Таблица составлена автором на основе данных опроса.

Таблица 4

Казуальная самооценка интолерантного отношения к людям, %

Качества, вызывающие неприязнь респондента Учащиеся гимназии № 56 Студенты УНПО

Неприемлемая манера поведения 78 65

Расовая принадлежность 3 5

Национальность 5 15

Национальные черты характера 16 11

Внешность 21 14

Нежелание считаться с местными обычаями 44 21

Отсутствие элементарной культуры 74 42

Исходящая от них угроза терроризма 52 41

Их влияние на некоторые сферы бизнеса и рынок труда 16 8

Незнание русского языка 5 17

Источник: Таблица составлена автором на основе данных опроса.

Таблица 5

Результаты самооценки уровня этнической интолерантности, %

Категория граждан Учащиеся гимназии № 56 Студенты УНПО

Представители народов Кавказа (армяне, азербайджанцы, чеченцы и др.) 30 73

Мигранты из республик Средней Азии (узбеки, таджики и др.) 45 37

Выходцы из Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии (китайцы, вьетнамцы, корейцы и др.) 13 9

Украинцы, белорусы 7 8

Русские переселенцы из других регионов 2 0

Представители еврейской национальности 2 4

Другие народы и народности 2 21

Источник: Таблица составлена автором на основе данных опроса

Оценка влияния мигрантов из других стран на ситуацию в регионе, % Таблица 6

Формулировка мнения респондента Учащиеся гимназии № 56 Студенты УНПО

Являются важными и полезными участниками политической и общественной жизни 5 —

Способствуют развитию культуры 3 11

Способствуют развитию экономики 12 11

Не оказывают ощутимого влияния 39 23

Вызывают политическую и социальную напряженность 32 25

Усиливают криминальную ситуацию 9 56

Способствуют обеднению культуры и моральных норм 21 17

Препятствуют нормальному развитию экономики из-за переполнения рынка труда неквалифицированной рабочей силой 38 35

Источник: Таблица составлена автором на основе данных опроса.

большое количество респондентов. Но стоит отметить, что в сравнении с общегородской статистикой уровень этнической интолерантности у учащихся гимназии в целом ниже (табл. 5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты опроса демонстрируют, что в работе по воспитанию толерантности важным аспектом становится формирование позитивного отношения к особенностям культуры и психологии представителей других национальностей. Особую остроту этой проблеме придает социальная напряженность, связанная с происходящими в стране и мире рыночными преобразованиями и кризисной экономической ситуацией.

Маргинальность той части молодежи, которая характеризуется статусной неопределенностью и поиском социальных ролей, трудностями их освоения, обусловливает негативное восприятие мигрантов и субъективный перенос на них ответственности за указанную выше напряженность (табл. 6).

Таким образом, на этапе построения полиэтнической образовательной среды можно говорить о недостаточной устойчивости толерантных установок ее субъектов и даже о сравнительно высоком уровне этнической интолерантности. Это следует иметь в виду при разработке социальных программ, связанных с воспитанием учащихся, при формировании системы межличностных отношений и коммуникативной деятельности в образовательном процессе.

Таблица 7

Результаты самооценки отношения к ученикам — представителям этносов-мигрантов, %

Вариант ответа

Категория граждан Позитивно Нейтрально Негативно Затрудняюсь ответить

Представители народов Кавказа (армяне, азербайджанцы, чеченцы и др.) 11 64 10 3

Мигранты из стран Средней Азии (узбеки, таджики и др.) 5 73 15 4

Выходцы из Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии (китайцы, вьет- 11 76 7 3

намцы, корейцы и др.)

Украинцы, белорусы 22 68 5 3

Русские переселенцы из других регионов 32 62 1 3

Другие народы и народности 8 26 1 6

Источник: Таблица составлена автором на основе данных опроса.

С другой стороны, процессы, связанные с формированием полиэтнической образовательной среды, позволяют на фоне высокого уровня интолератного отношения к мигрантам в целом не испытывать им негативных переживаний от сосуществования в данной среде рядом с одноклассниками — представителями других (некоренных) национальностей, являющимися в равной степени субъектами этой среды.

Негативное отношение к учащимся — представителям некоренного этноса выявлено у достаточно небольшого количества респондентов (табл. 7).

Самооценка отношения (в том числе интолерантного) к ученикам, приехавшим из других стран и регионов, объясняется как опытом межличностного общения участников опроса (83% респондентов указали наличие приехавших в числе друзей и знакомых), так и распространенностью среди учащихся идей националистического характера.

47% респондентов указывают, что в гимназии есть люди (учащиеся и учителя), которые агрессивно относятся к некоренному населению нашего города и гражданам не своей национальности, не встречались с носителями этнической агрессии 13%, затруднились ответить 36% респондентов.

По мнению 55% респондентов — учащихся 11-х классов, наличие среди учеников представителей данных этносов в целом не оказывает ощутимого влияния на социальный и психологический микроклимат гимназии. Тем не менее 13% респондентов считают, что дети мигрантов из других стран вызывают психологическую и социальную напряженность, 11% опрошенных учащихся склонны думать, что обучение иноэтничных учащихся способствует обеднению культуры и моральных норм. Такое негативное отношение к иноэтничным одноклассникам объясняется, на наш взгляд, общей оценкой миграции как социального процесса.

Таким образом, процесс становления полиэтнической образовательной среды может быть сопряжен с осложнением межнациональных отношений, опосредованным рядом конфликтогенных факторов, в частности напряженными межличностными отношениями представителей разных этносов.

Предупреждение межэтнических конфликтов на этом этапе возможно через построение системы социального партнерства учебного заведения с центрами дополнительного образования и с общественными организациями, представляющими интересы разных этнических групп и являющимися полноценными субъектами полиэтнической образовательной среды.

Литература

1. Барышников Е. Н., В. Ю. Мержанов, И. Н. Селиванова, А. А. Стуканов. Состояние межэтнической толерантности в школах и учреждениях начального профессионального образования Санкт-Петербурга: Сравнительный анализ результатов социологических исследований 2007-2009 гг. СПб.: СПбАППО, 2009.

2. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: Автореф. дис. ... д-ра педагог. наук. Владикавказ, 2009.

3. О положении детей в Санкт-Петербурге (2008 год): Доклад Комитета по труду и социальной защите населения Правительства Санкт-Петербурга. Гл. 13. Характеристика миграционных процессов и проблемы миграции // http://www.homekid.ru/kidscience/ kid2008part13.htm.

УДК 339.74

Т. С. Юркова

Преимущества и недостатки введения свободной конвертируемости рубля в условиях кризиса

Т. S. Yurkova. Advantages and disadvantages of introduction of Ruble free

convertibility under crisis

Статья посвящена проблеме либерализации российского валютного рынка, причинам перехода к системе валютного регулирования, вызванного не только необходимостью достижение страной конвертируемости своей национальной валюты, но и ее поддержания в посткризисный период. Автором подробно рассматривается эта сложная экономическая проблема, связанная с глубокими качественными изменениями как во внутренней экономике страны, так и в ее экономических отношениях с внешним миром.

Ключевые слова: мировая финансовая система, либерализация валютного рынка, свободная конвертируемость рубля, инфраструктура фондового рынка, мировой фи-насово-экономический кризис

Контактные данные: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 21

The paper focuses on liberalization of the Russian currency market, causes of transition to a currency regulation system because the country has not only to achieve its national currency convertibility but also to support it in a post-crisis period. The author examines in detail this complex economic problem which implies deep qualitative changes both in domestic economy and in its economic relations with outside world.

Keywords: world's financial system, currency market liberalization, Ruble free convertibility, stock exchange infrastructure, world depression

Contact information: 191023, Saint-Petersburg, Sadovaya ul., 21

После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит многие страны мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.

Татьяна Сергеевна Юркова — соискатель Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.

© Т. С. Юркова, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.