Научная статья на тему 'Социокультурная обусловленность проблем дефектологического образования'

Социокультурная обусловленность проблем дефектологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
533
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТ / УНИВЕРСИТЕТ / CULTURE / PATHOLOGY EDUCATION / STUDENT / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алдошина Марина Ивановна

Данная статья посвящена рассмотрению актуальных проблем подготовки педагогов для работы с детьми с особыми возможностями здоровья. Ситуация в культурной и социальной жизни России начала XXI века определяет проблемные точки личностного становления будущих специалистов в университете как часть проблем профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociocultural conditionality of the problems of pathology education

This article is devoted to topical problems of training teachers to work with children with special health needs. The current situation of Russia in the 21st century in the social and cultural life makes the problem of personal development as part of one''s professional education at the university.

Текст научной работы на тему «Социокультурная обусловленность проблем дефектологического образования»

УДК 376

Алдошина Марина Ивановна

доктор педагогических наук, доцент Орловский государственный университет maraldo 1 @rambler. ш

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПРОБЛЕМ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Данная статья посвящена рассмотрению актуальных проблем подготовки педагогов для работы с детьми с особыми возможностями здоровья. Ситуация в культурной и социальной жизни России начала XXI века определяет проблемные точки личностного становления будущих специалистов в университете как часть проблем профессионального образования.

Ключевые слова: культура, дефектологическое образование, студент, университет.

В условиях динамических изменений российского общества и модернизации системы образования как ресурса этих изменений, перехода к многоуровневому высшему образованию проблема качества профессиональной подготовки педагогов приобретает особое значение. Она определяет перспективы развития образования как неотъемлемой части культуры человечества и общества в целом. Современные концепции социализации и личностного развития людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) рассматривают педагога-дефектолога в качестве ведущего субъекта, обеспечивающего эффективность коррекционно-развивающего процесса и обладающего готовностью к социальному взаимодействию. Успешная профессиональная деятельность современного учителя требует высокого уровня компетентности, в том числе в вопросах профессионального поведения.

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/15 количества жителей нашей планеты. Данные же всемирной организации здравоохранения свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13%.

Нетрудоспособные граждане в каждой стране составляют предмет заботы государства, которое социальную политику ставит во главу угла своей деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и инвалидам является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы и т.д.). Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной и другой помощи. Именно в этом направлении реализуются профессиональные компетенции педагогов дефектологических профилей.

В 1990-е гг. под влиянием социально-политических изменений в стране произошел резкий перелом в ценностных ориентациях государства: стали переосмысливаться права человека, права ребенка, права инвалидов; началось освоение обществом новой философии: признание неделимости

общества на «полноценных» и «неполноценных», признание единого сообщества, состоящего из разных людей с различными проблемами. Государство провозглашает антидискриминационную политику по отношению к инвалидам. В этом контексте резко изменилась оценка обществом и государством состояния системы специального образования и перспектив ее развития, оно стало характеризоваться как кризисное. Критике подвергались и подвергаются:

- социальная маркировка ребенка с особыми нуждами как «дефективного», аномального;

- охват системой специального образования лишь части нуждающихся: «выпадение» из нее детей с глубокими нарушениями в развитии; отсутствие специализированной психолого-педагогической помощи детям со слабо выраженными нарушениями;

- жесткость и безвариативность форм получения специального образования;

- примат образовательного стандарта над развитием личности ребенка.

В организации и содержании дефектологического образования и психолого-педагогического сопровождения образования детей существует ряд серьезных проблем:

- не соблюдаются нормативы наполнения классов, в них отсутствует дефектологическая помощь, недостаточен объем психолого-педагогической помощи; отсутствуют группы продленного дня;

- дети раннего возраста и неорганизованные дошкольники, дети с глубокими, комбинированными дефектами, дети и подростки с проблемами в развитии, обучающиеся в общеобразовательных классах, не охвачены специальным образованием и сопровождением специалистов в большинстве образовательных учреждений и др.;

- не охваченными специальной помощью остаются дошкольники с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, в лучшем случае они получают помощь логопеда и психолога, которая не является систематической;

- не всегда планирование коррекционной, реабилитационной работы строится на результатах профессиональной диагностики, мониторинга развития на основе современных технологий;

© Алдошина М.И., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 4

173

- учебно-материальная база образовательных учреждений не обеспечивает необходимых условий для психолого-педагогической коррекции и реабилитации детей из-за отсутствия необходимого оборудования;

- педагогами слабо используются результаты проводимой диагностики детей.

Образование реализует свои функции - лично-стнообразующую, культурообразующую и профессиональную - в специфической соцокультурной ситуации. К середине 60-х годов ХХ века передовые страны пришли к пониманию того, что научно-технический прогресс не способен разрешить наиболее острые проблемы общества и личности, обнаруживается глубокое противоречие между ними. Так, например, колоссальное развитие производительных сил не обеспечивает минимально необходимый уровень благосостояния основной массы населения; глобальный характер приобрел экологический кризис, создающий реальную угрозу тотального разрушения среды обитания и самого человека как вида; безжалостность в отношении растительного и животного мира превращает человека в бездуховное существо. Это обусловлено глобальными изменениями, произошедшими в жизни и требующими адекватных реакций системы образования на них. В их числе:

- императив выживания, стимулируемый техногенными и социогенными катастрофами;

- новые критерии качества бытия, качества общественного интеллекта востребовали человеческие качества как самый важный ресурс развития и умения ими пользоваться;

- демократизация и гуманизация общества (новизна особенно для отечественного воспитания и образования);

- отсутствие в прежнем виде социального заказа на воспитательный идеал и результаты образования (отсюда определенная реальная свобода, данная образовательным учреждениям);

- стандарт и вариативность в образовании (федеральный, национально-региональный и школьный компоненты учебного плана);

- плюрализм политический, культурологический, религиозный, педагогический;

- развитие нового мышления (экономического, политического, идеологического и педагогического);

- возвращение религиозности, церковности;

- расширение круга потребителей педагогического знания, возникновение общественно-педагогического движения, пока слабого, неоформленного;

- противоречивость образовательного процесса - востребованность научных достижений и эмпиризм большинства учителей, некомпетентность, научный нигилизм, неготовность принять новизну ситуации и нежелание совершенствоваться профессионально педагогически, иногда и предметно;

- кризисное состояние семьи (невозможность иметь ребенка естественным путем, насилие в семье, сиротство при живых родителях, рост беспризорности, эволюция межличностных отношений в семье (педагогическая слабость семьи, некомпетентность в вопросах воспитания, сужение ее влияния, неавторитетность родителей);

- противоречивость воспитательной ситуации: личность живет в мире все больших возможностей (развития физического, психического и социального) и, с другой стороны, нарастание источников ранней деградации (быстро меняющиеся факторы рассогласования человека с природой и социумом, алкоголизация, наркотизация, широкое потребление лекарств, нездоровый образ жизни, речевая агрессия, терроризм СМИ, акультуры, рекламы).

Массовая культура несет отпечаток насилия, гедонизации, стратификации и «варваризации» (В. Даниленко, А. Панарин). Особенно ярко «варваризация» культуры заявила о себе на рубеже веков: откат в прошлое и упрощение традиций (особенно норм морали); внедрение в культуру иной логики жизни - ее мифологизация; стремление общественной элиты подавить и подчинить низшие слои общества; откровенная пропаганда насилия, жестокости, культа физической силы. Подобные социальные и социально-педагогические проблемы не способствуют качественному решению задач подготовки кадров дефектологических профилей [1, с. 36].

Данные характеристики современной социокультурной среды оказывают различное (отрицательное и положительное) воздействие на развитие дефектологического образования, закладывая проблемы и противоречия или, намечая вектор их разрешения. В России с 2007 г. вступил в силу закон о двухуровневой системе высшего образования: степень бакалавра соответствует первому уровню образования, магистра - второму. В условиях Бо-лонского соглашении, которые выполняет Россия, заложены англо-саксонские традиции, есть и достоинства и весьма существенные для нашей страны недостатки; но теперь важно не рассуждать о них, а использовать первые и избегать - вторые.

Выпускники университета «должны стать носителями профессионально-культурной компетентности - императива качества личности, влияющего на готовность обучаться всю жизнь; способность к активному применению теоретических знаний в профессиональной деятельности; нравственную и коммуникативно-творческую направленность; профессиональное самоопределение; соответствие требованиям специальности и стандартам квалификации и обеспечивающее устойчивые положительные результаты в обучении, воспитании, развитии обучаемых» [4]. Таким образом, проявляется связь категории «профессиональная компетент-

174

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

ность» с феноменом «культура», являющимся результатом развития личности, ее образованности и воспитанности. Разработка новой модели образовательного процесса на основе компетентностно-го подхода подразумевает интеграцию теоретических знаний, практической подготовки, педагогических способностей и наличия мотивации к осуществлению профессиональной деятельности [2; 3; 5]. Компетентностный подход акцентирует внимание не на содержании, а на результатах образования, выраженных в форме компетенций. Обеспечить его реализацию в высшем профессиональном образовании на государственном уровне, призваны Федеральные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения (приказ МОиН РФ № 46 от

17.01.2011). При этом результат подготовки педагогических кадров (по новому закону «Об образовании в РФ», приказ МоиН РФ № 273 от

29.12.2012) будет определяться соотношением компетенций, знаний, умений, личностных качеств, а так же способностью к саморазвитию и саморефлексии.

С 18.01.2010 г. введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего профессионального образования (ВПО) третьего поколения, определяющий, бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Миссия ООП по направлению подготовки 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» - являясь центром образовательной, научно-исследовательской и прикладной деятельности профессионального дефектологического сообщества региона, на основе интеграции в европейское образовательное пространство, обеспечить рынок труда конкурентоспособными специалистами, ориентированными на непрерывное самообразование и саморазвитие и гибко реагирующими на изменения социально-экономических условий.

В настоящее время характер преобразований, происходящих в России таков, что приводит к смене парадигмы социальной жизни, идеологии, культуры, морали. Эти условия определяют соотношение культуры и образования, влияют на сознание личности, ее внутренний мир, создают предпосылки для формирования нового мировосприятия, направленности ценностных ориентаций. Культура и компетенции находятся в сложной иерархической системе соподчинений и зависимостей. Профессиональная культура рассматривается как важная часть общей культуры педагога, проявляющаяся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности, это синтез культуры как исторически сложившегося уровня развития общества, результатов развития творческих сил и способностей человека и педагогики как науки об образовании человека в соответствии с требованиями общественного развития. В современ-

ных условиях совершенствования системы образования формирование компетенций выступает целью профессионального образования, и, видимо, полагается частью профессиональной культуры личности. Следовательно, профессионально-педагогическая культура, приобретает новое качество, так как является обязательным требованием к уровню подготовки современных бакалавров педагогического образования, с ориентацией на ценности профессиональных компетенции, но базой устойчивых личностных ценностных ориентиров. Однако, реалии социокультурной жизни и образовательного процесса в конкретном университете свидетельствуют о неоднозначности «сплетения» этих процессов.

Приходится констатировать тот факт, что даже небольшой, трехлетний опыт ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» по апробации ФГОС-3 выявил некоторые недостатки в организации образовательного процесса.

Происходит рассогласование необходимости раннего ответственного, профессионального выбора (профиля, курсов по выбору, факультативов, тематики научно-исследовательских работ и т.п.) и личностной неготовности современного студента (инфантилизм, формализм мышления, массови-зация, гедонизм и т.п.).

Переориентация содержания образования на результаты, выраженные в форме компетенций, постепенно переключает внимание от процесса получения профессиональной подготовки, что выливается в следующие проблемы: методологические - значимое уменьшение количества часов теоретической подготовки, что нарушает внутридис-циплинарные и междисциплинарные связи, потоки блочной и теоретико-практической согласованности; дисциплинарные - пропуски (с возможностью дальнейшей отработки) с большими массивами неусвоенной информации и невыполненных практических заданий.

Провозглашение приоритета практической направленности бакалавриата не повлекло реальной практико-ориентированности образовательного процесса.

Мы можем говорить о том, что внедрение ФГОС ВПО третьего поколения является важным и ответственным моментом для российского профессионального образования. Реализации ФГОС третьего поколения предопределяет необходимость изменения не только содержания и результата подготовки кадров через компетенции/компетентность, но и подходов к поиску форм организации учебного процесса, в которых предусматривается усиление роли и постоянной оптимизации самостоятельной работы студентов, практико-ориентированной составляющей, что диктует необходимость изменения подходов к его организационно-содержательному, учебно-методическому и операционно-техни-ческому обеспечению.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

175

Развитие национальных систем специального (дефектологического) образования во все исторические периоды связано с социально-экономическим устройством страны, ценностными ориентациями государства и общества, политикой государства по отношению к детям, законодательством в сфере образования в целом, уровнем развития дефектологической науки как интегративной области знания на стыке медицины, психологии и педагогики, мировым историко-педагогическим процессом. Образование выступает ведущим культурным институтом развития российского общества и российской цивилизации, определяющим качество главного в ХХИ веке геостратегического ресурса - духовного потенциала страны и общественного интеллекта. Только усиление роли образования будет способствовать оздоровлению общества, решению проблемы гуманизации отношений и реализации приоритета принципа гуманизма в социальной сфере, разрешению проблем дефектологического образования.

Библиографический список

1. Алдошина М.И. О культурной миссии университетов // Высшее образование сегодня. -

2007. - № 5. - С. 35-38.

2. Зеер Э.Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. -2012. - № 5. - С. 122-127.

3. Коняхина И.В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании // Вестник ТГПУ. - 2012. - № 11 (126). - С. 68-71.

4. Мухаметзянова Г.В. Социально-экономические предпосылки модернизации качества высшего образования // Партнерство через образование. -

2008. - № 4.

5. Мухаметзянова Г.В. и др. Профессиональное образование в России: методология и теория. Проблемы развития системы непрерывного профессионального образования. - ВЛАДОС-Казань: ИТП ТОРАО, 2005.

УДК 364(091)

Ферцер Виктория Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент

Кутякова Нинель Константиновна

кандидат педагогических наук, доцент Московский государственный областной гуманитарный институт, г. Орехово-Зуево

v-fertser@mail. т

РОССИЙСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЛЮДЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

В статье представлены социально-культурные основы благотворительности в России до 1917 года. Показаны действия государства, попечительских и благотворительных организаций. Прослежены категории населения, для которых определялись различные формы попечения. Рассмотрены основные направления подготовки к трудовой деятельности детей, оказавшихся без попечения родителей.

Ключевые слова: благотворительность, попечительство, призрение, социальная помощь.

В настоящее время в обыденной речи и теоретических изысканиях широко используются понятия сирота (сиротство) и социальная сирота (социальное сиротство). В любом государстве имеются дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей (умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособны, отбывают наказание в исправительных колониях, уклоняются от воспитания своих детей и т.п.). Спектр причин детского неблагополучия достаточно широкий. За последние годы обнаружилось качественно новое явление, так называемое, «скрытое» социальное сиротство, связанное с падением нравственных устоев семьи, ухудшением условий жизни значительной части населения. Обнаруживается беспризорность огромного количества детей и подростков [4].

История социальной помощи началась еще в древних славянских общинах. Внутри родовой об-

щины имело место так называемое «приймачество» (усыновление). Другой формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь (ребенок переходил из дома в дом на «кормление»), сироте назначали «общественных родителей» [3].

Начиная с Х века, при князе Владимире Красное Солнышко поощряются добрые дела (попечительство) по защите нуждающихся детей: призреть хоть «единого из малых сирот». Создаются дома для «убогих» детей, чаще всего используются сторожки при церквах. Сторожа - воспитатели передавали детям нравственные христианские заповеди, сглаживали остроту детских переживаний.

Впервые при Петре I (ХУШ в.) детство и сиротство становятся объектом попечения государства. Появляется идея об открытии специальной богадельни и больницы для обеспечения ухода за нищими и больными людьми. Богадельня была соединена с воспитательным приютом, куда приносили младенцев (незаконнорожденных и подкидышей). Содержание детей обеспечивалось госу-

176

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Ферцер В.Ю., Кутякова Н.К., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.