Научная статья на тему 'Российская благотворительность в сфере социальной защиты людей, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах'

Российская благотворительность в сфере социальной защиты людей, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
717
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / ПРИЗРЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / PHILANTHROPY / PATRONAGE / CHARITY ORGANIZATION / SOCIAL ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ферцер Виктория Юрьевна, Кутякова Нинель Константиновна

В статье представлены социально-культурные основы благотворительности в России до 1917 года. Показаны действия государства, попечительских и благотворительных организаций. Прослежены категории населения, для которых определялись различные формы попечения. Рассмотрены основные направления подготовки к трудовой деятельности детей, оказавшихся без попечения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian charity in the sphere of social protection of people who are in difficult life circumstances

The article presents a sociocultural foundations of philanthropy in Russia before 1917. Actions of the state, of trustees and charities have been shown. Categories of the population, to which the various forms of care used to be assigned, have been traced. The main directions of preparation for employment of children left without parental care have been discussed.

Текст научной работы на тему «Российская благотворительность в сфере социальной защиты людей, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах»

Развитие национальных систем специального (дефектологического) образования во все исторические периоды связано с социально-экономическим устройством страны, ценностными ориентациями государства и общества, политикой государства по отношению к детям, законодательством в сфере образования в целом, уровнем развития дефектологической науки как интегративной области знания на стыке медицины, психологии и педагогики, мировым историко-педагогическим процессом. Образование выступает ведущим культурным институтом развития российского общества и российской цивилизации, определяющим качество главного в ХХИ веке геостратегического ресурса - духовного потенциала страны и общественного интеллекта. Только усиление роли образования будет способствовать оздоровлению общества, решению проблемы гуманизации отношений и реализации приоритета принципа гуманизма в социальной сфере, разрешению проблем дефектологического образования.

Библиографический список

1. Алдошина М.И. О культурной миссии университетов // Высшее образование сегодня. -

2007. - № 5. - С. 35-38.

2. Зеер Э.Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. -2012. - № 5. - С. 122-127.

3. Коняхина И.В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании // Вестник ТГПУ. - 2012. - № 11 (126). - С. 68-71.

4. Мухаметзянова Г.В. Социально-экономические предпосылки модернизации качества высшего образования // Партнерство через образование. -

2008. - № 4.

5. Мухаметзянова Г.В. и др. Профессиональное образование в России: методология и теория. Проблемы развития системы непрерывного профессионального образования. - ВЛАДОС-Казань: ИТП ТОРАО, 2005.

УДК 364(091)

Ферцер Виктория Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент

Кутякова Нинель Константиновна

кандидат педагогических наук, доцент Московский государственный областной гуманитарный институт, г. Орехово-Зуево

v-fertser@mail. т

РОССИЙСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЛЮДЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

В статье представлены социально-культурные основы благотворительности в России до 1917 года. Показаны действия государства, попечительских и благотворительных организаций. Прослежены категории населения, для которых определялись различные формы попечения. Рассмотрены основные направления подготовки к трудовой деятельности детей, оказавшихся без попечения родителей.

Ключевые слова: благотворительность, попечительство, призрение, социальная помощь.

В настоящее время в обыденной речи и теоретических изысканиях широко используются понятия сирота (сиротство) и социальная сирота (социальное сиротство). В любом государстве имеются дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей (умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособны, отбывают наказание в исправительных колониях, уклоняются от воспитания своих детей и т.п.). Спектр причин детского неблагополучия достаточно широкий. За последние годы обнаружилось качественно новое явление, так называемое, «скрытое» социальное сиротство, связанное с падением нравственных устоев семьи, ухудшением условий жизни значительной части населения. Обнаруживается беспризорность огромного количества детей и подростков [4].

История социальной помощи началась еще в древних славянских общинах. Внутри родовой об-

щины имело место так называемое «приймачество» (усыновление). Другой формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь (ребенок переходил из дома в дом на «кормление»), сироте назначали «общественных родителей» [3].

Начиная с Х века, при князе Владимире Красное Солнышко поощряются добрые дела (попечительство) по защите нуждающихся детей: призреть хоть «единого из малых сирот». Создаются дома для «убогих» детей, чаще всего используются сторожки при церквах. Сторожа - воспитатели передавали детям нравственные христианские заповеди, сглаживали остроту детских переживаний.

Впервые при Петре I (ХУШ в.) детство и сиротство становятся объектом попечения государства. Появляется идея об открытии специальной богадельни и больницы для обеспечения ухода за нищими и больными людьми. Богадельня была соединена с воспитательным приютом, куда приносили младенцев (незаконнорожденных и подкидышей). Содержание детей обеспечивалось госу-

176

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Ферцер В.Ю., Кутякова Н.К., 2014

дарством до 7 лет, а затем воспитанники направлялись в мастерские для обучения ремеслу.

В Указе от 1775 года при Екатерине II был учрежден особый приказ «Об учреждениях для управления губерниями». В помощь общественному призрению выделялась определенная сумма денежных средств для самостоятельного ведения и открытия учреждений в помощь обездоленным детям и нуждающимся, «не могущим приобретать работою свое пропитание» [2].

Со временем благотворительная деятельность Императорского двора приобретает форму устойчивой традиции. По инициативе императрицы Марии Федоровны с 1797 года введена практика передачи детей-сирот и детей из обедневшей семьи в государевы деревни к крестьянам надлежащего поведения. Так появляются в России приемные семьи: мальчики живут в них до 18 лет, девочки - до 15 лет. Ею же было основано Попечительство о глухонемых детях. Были организованы приюты для слепых детей, детей-инвалидов, где их образовывали и обучали различным ремеслам в соответствии с недугом. Помощь детям обосновывалась необходимостью следования христианским заповедям и государственной необходимостью. Отсюда жесткая детерминация социально-необходимого поведения и жизненного сценария личности.

Во II половине XIX века наблюдалось большое разнообразие гуманистических течений, которые объединяло единство взглядов на формирование социальной направленности личности, определившее развитие попечительской системы в России [8]. В этот период широкое распространение получили сельские детские колонии (села-приюты). Крестьянских и городских сирот в такие приюты направляло Общество попечения. Основной принцип существования подобных колоний - ведение хозяйства своими силами. Для хозяйствования преподавались определенные знания. Существовали также летние оздоровительные колонии для сирот и детей бедняков. Детей вывозили в деревню на лето, чтобы они «подкормились» и немного окрепли. Смена была от 4 до 6 недель.

В начале XX века появилась идея создания приютов-кораблей в портовых городах России для мальчиков, оставшихся без родителей. Цель приютов-кораблей - обеспечить российский флот подготовленными моряками. Идея не могла быть осуществлена в силу обстоятельств (русско-японская война, затем первая мировая война).

В конце XIX - начале XX века социальная помощь в России отличалась многообразием. Общественным призрением занимались городские и деревенские благотворительные общества, земства. В деревнях открывались общества призрения для крестьян и ясли-приюты. В городах была налажена система попечительства о бедных. В рамках городского самоуправления создавались специальные

комитеты. Члены благотворительных обществ вспомоществования нуждающимся имели различный статус: почетные (сделавшие значительные пожертвования в пользу общества или оказавшие большие услуги), действительные (вносили определенный фиксированный взнос), члены-соревнователи (выплачивали обществу «некоторую сумму», не ниже установленных для действительных членов). Благотворительные общества покровительствовали сразу по трем направлениям: трудовая помощь -финансирование дома трудолюбия; призрение -содержание богадельни для престарелых дворянок, приютов-яслей; дешевое питание - финансирование столовой с низкими ценами. Механизмы социальной помощи и поддержки распространялись на широкий круг детей с разными социальными проблемами: болезнь, дефект развития, сиротство, бродяжничество, беспризорность, проституция, алкоголизм и т.п. В соответствии с этим в благотворительных заведениях составлялась программа воспитания, образования и обучения детей трудовым навыкам, определялись ремесла. Как правило, при приютах были организованы школа и мастерская. В благотворительных заведениях обучали различным ремеслам, которые должны были дать воспитанникам возможность обеспечить себя в будущем. Дети получали навыки портного дела, сто-лярно-токарного, сапожно-башмачного, переплетного, корзиночного ремесла, слесарно-кузнечного мастерства, учились ведению сельского хозяйства. В некоторые приюты принимали девочек-дворянок и соответственно статусу давали им профессию домашней учительницы, няни-гувернантки, навыки портного дела.

Общества попечения о лицах, сосланных по судебным приговорам, принимали детей из семей осужденных. Приюты ставили целью бесплатно давать религиозное, нравственное, физическое воспитание и практическое ремесленное образование детям обоего пола. Приют сам обеспечивал себя, например, обувью, одеждой, овощами. Исправительный приют для малолетних, направляемых в заведение тюремным комитетом, одним из самых важных методов в своей работе предполагало участие ребят в труде и противодействие асоциальным наклонностям. В ремесленно-воспитательном приюте дети учились по программе одноклассного начального народного училища и обучались ремеслам (сапожное, столярное, слесарное и т.д.). Еще они занимались выпиливанием, выжиганием, плетением сумок из бечевы, затем изделия продавались, и их стоимость заносилась на книжку воспитанника. Не случайно в трудовой подготовке воспитанников в специальных заведениях уделялось так много времени и внимания. Как средство воспитания труд был необычайно эффективен и давал возможность заработка по выходе из приюта. Трудовая помощь в России составляла важную часть

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 4

177

социальной помощи и поддержки детей. Подготовка к самостоятельной жизни признавалась особо значимой. В 1887 году вышла в свет книга «Дом призрения и ремесленного образования бедных детей в Санкт-Петербурге», рекомендации которой были относительно состава детей, не разделяя членов семейств друг от друга (с 6 лет до 16-17 лет). В учебном плане значились такие предметы, как: Закон Божий, русский язык, история и география России, физика, механика, технология дерева и металлов, счетоводство, чистописание, черчение, рисование, пение, математика. На работу в мастерских отводилось большое количество часов, предусматривалась физическая работа в летнее время. На протяжении 50 лет в практике сиротских приютов и воспитательных домов применялось «Положение о детском приюте», разработанное В.Ф. Одоевским. В документе обращается внимание организаторов приютов на то, что в них важно не только присматривать за воспитанниками, но и заботиться об их воспитании, вырабатывать навыки дисциплины, опрятности, привычку трудиться, обучать какому-либо ремеслу. Набор учебных предметов в приютах благотворительных обществ был стандартный, но занятия по русскому языку велись по методике В.П. Вахтерова. Его «Букварь» был лучшим пособием того времени [1].

В XIX веке существовал журнал «Вестник благотворительности», который ежемесячно сообщал читателям о деятельности попечителей и благотворителей, об их взносах, расходах по содержанию приютов, не забывая поблагодарить каждого. В юбилейных отчетах о деятельности приютов для детей-сирот, детей бедняков и подкидышей можно было найти сведения о количестве воспитанников, о ступенях образования (начальная школа - приют, низшее ремесленное училище, реальное училище, гимназия и т.п.). Отчет содержал данные о дополнительных занятиях мальчиков и девочек (в музыкальной, рисовальной школе и др.). В некоторых гимназиях для девочек открывался 8 класс, который был педагогическим, в учебном плане которого значились как общеобразовательные предметы, так и дисциплины прикладного характера. Девочек учили игре на рояле, цветоделанию, рисованию на тканях, фарфоре и т.п. Девушек готовили к профессии классной дамы или гувернантки. Мальчикам давали специальность столяра, токаря, резчика по дереву, слесаря, токаря по металлу, учили кузнечному делу.

Любое попечительское общество имело конкретную цель: создавался не приют вообще, а приют для определенного контингента детей. Учебно-воспитательные, трудовые заведения существовали «для бесприютных детей воинов», для девочек-сирот, «Детский городок», заведения исправительные «для малолетних» или школа для сбившихся с пути детей, школа-приют для детей, оставшихся без при-

зора «праздношатающихся и нищенствующих» и др. [5].

К началу XX века число приютов социального века значительно выросло. Так, только «Московское общество попечения о бедных и больных детях» открыло 89 учреждений для 849 детей-сирот и полусирот в возрасте от 3 до 10 лет [6;7]. Активную воспитательную и благотворительную деятельность осуществляло Петербургское общество попечения о бесприютных детях, содержащее приют более чем на 350 детей. Определенную известность приобрела школа для общего образования и профессионального обучения детей, организованная братьями Прохоровыми при Трехгорной мануфактуре. По сути, это было первое в России профессиональное училище. В 1830 г. оно объединяло около 1000 учащихся. Купцы братья Василий и Федор Набилковы основали приют-училище с подготовительной школой и пансионом. Здесь воспитывалось в разные годы от 50 до 200 человек. В мещанских училищах в Москве получали приют сироты, которым давалось «приличное мещанскому сословию образование». Многие годы попечителем этих училищ был С.М. Третьяков. Большую работу по призрению сирот и детей бедных осуществляло Общество попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях. Общество создавало ясли, приюты, начальные школы, ремесленные и другие профессиональные училища, а также издавало журнал «Детская помощь».

Примечательно, что многие приюты были бессословными учреждениями, кроме того, дети принимались в них без различия национальности и вероисповедания.

За энергичную деятельность (приток частных пожертвований, комфортабельные особняки с садом, мастерскими, успехи в воспитании и перевоспитании) некоторым приютам присваивались имена их основателей (директоров приюта). Наиболее известен благотворитель этого времени принц Петр Георгиевич Ольденбургский. Именно ему обязаны своим возникновением и развитием около 500 благотворительных заведений. Среди них большой известностью пользовался «Детский приют принца П.Г. Ольденбургского» в Петербурге. «Почетный попечитель» Александра Николаевна Стрекалова открыла в Москве исправительную школу для сбившихся с пути детей - Московский городской рука-вишниковский приют. Директором этого приюта был известный не только в России, но и за рубежом, педагог Николай Васильевич Рукавишников.

В деятельности попечительства привлекает внимание забота о выпускниках общественных учреждений. Попечители, как правило, оказывали юношам и девушкам моральную и финансовую поддержку, пока они прочно не встали на ноги, а также наблюдали за ходом их дальнейшей судьбы. Некоторые выпускники, устроившись в жизни, пе-

178

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

реводили ежегодно в счет приюта определенные, порой, крупные суммы. Они помогали в трудоустройстве своим младшим товарищам.

В начале XX века по инициативе учителей появилось училище подготовительных классов для мальчиков и девочек дошкольного возраста. Это было не отдельное учреждение, а заведение, связанное с начальной школой. Подготовительные классы как часть народного училища стали новым для России учебным заведением. Большим событием тех лет является организация сети школьных летних колоний (предшественников, но не прототипов наших летних оздоровительных лагерей).

Выделяя инициативу частных лиц, следует сказать, что их деятельность была органической частью общей корпоративной деятельности попечителей. Руководство хозяйственной стороной школьного дела, соблюдение интересов населения путем личного знакомства с его нуждами, постоянная помощь в развитии народного образования - все это неизменные заслуги со стороны института попечителей. Попечительские Советы, губернское и уездное самоуправление и частная инициатива в народном образовании имели свои традиции. Особенно важно то, что у них было стремление воспитывать достойных граждан. Постепенно складывался определенный опыт организации учебно-воспитательного процесса в детских учреждениях.

В начале XX века (до 1917 года) в России существовала система различных социальных служб. Финансирование шло на создание учебно-воспитательных учреждений, содержание домов для бедных детей, ночных приютов для бродяжек, народных столовых, амбулаторий и больниц. В обществе сохранялось и укреплялось устойчивое мнение о необходимости социальной помощи и поддержки детей, положительное отношение к благотворительности. Личное участие в благотворительности воспринимается обществом как морально-нравственный поступок, благородством души и считается неотъемлемым делом каждого. Благотворительные организации создавались в разных формах: общественные организации, объединения, благотворительные фонды и т.п. Социальная помощь выражалась в благотворительной деятельности с неза-

щищенными слоями населения, детьми, престарелыми и инвалидами: передача в дар имущества, вещей, денежных средств; предоставление лекарств; финансирование различных программ, проектов; организация и проведение мероприятий и другое.

Резюмируя, следует сказать, что возрождая благотворительные общества и учреждения, попечительские советы, меценатство, необходимо всмотреться в прошлое, так как в нем можно найти то, что нужно сегодня, а может быть пригодится и в будущем.

Библиографический список

1. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века / П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. - 560 с.

2. Бадя Л.В. Исторический опыт социальной работы в России / Л.В. Бадя, Л.И. Демина и др. -М.: Центр соц. педагогики, 1994. - 217 с.

3. Дашкевич П.М. Гражданский обычай прий-мачества у крестьян Киевской губернии // Юридический вестник. - М.: Издание Московского юридического общества, 1887. - С. 467-639.

4. Заводилкина О.В. Формы призрения детей, нуждающихся в социальной помощи // Актуальные проблемы современного детства. - М.: Текст, 1993. - С. 102-104.

5. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. - М.: Дашков и К°, 2001. - 344 с.

6. Розенфельд Б.Р. Первые учреждения для народа в царской России // Советское государство и право. - 1991. - № 6. - С. 216.

7. Смоленская Н.Е. Трудовое вспомоществование детей Московских приютов. - М.: Транспечать, 1998. - С. 25-41.

8. Ферцер В.Ю., Кутякова Н.К. Народно-гуманистические основы социализации личности в отечественной педагогике во второй половине XIX -начале XX века // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2013. - Т. 19. -№ 3. - С. 191-193.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

179

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.