Научная статья на тему 'Социальное попечение о паттернах, призреваемых в Российской империи'

Социальное попечение о паттернах, призреваемых в Российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
631
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / ПОПЕЧЕНИЕ / ИНВАЛИДЫ / КАЛЕКИ / БОГАДЕЛЬНИ / ПРИЮТЫ / ГОШПИТАЛИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗРЕНИЕ / GUARDIANSHIP / CUSTODY / PERSONS WITH DISABILITIES / CRIPPLED / POOR-HOUSES / SHELTERS / GOSHPITAL / PUBLIC CHARITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галиуллина С. Д., Герасимова Д. И.

В научной статье рассматривается институт социального попечения как форма государственно-частного партнерства. Исторически попечение воспринималось как вид социально значимой и благотворительной деятельности. Затем понятие «общественного призрения» стало приобретать научные основы. В последующем оно дополнялось и уточнялось. Социальное попечение о призреваемых лицах осуществлялось благодаря пристальному вниманию и заботе императора и правительства. В Российской империи была создана стройная система социальных услуг (нематериальные пособия) и социальных пособий (материальные пособия), а также действий, связанных с оказанием или назначением различных видов помощи, которая помогала улучшить качество жизни людей с особыми потребностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Галиуллина С. Д., Герасимова Д. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL CARE ABOUT THE PATTERNS OF CHARITY PEOPLE IN THE RUSSIAN EMPIRE

In the scientific article discusses the Institute of social care as a form of public-private partnership. Historically care was perceived as a kind of socially significant and charitable activities. Then the concept of «public welfare» began to acquire a scientific basis. Later it was supplemented and specified. Social care of the house faces, was carried out thanks to the close attention and care of the Emperor and the government. In the Russian Empire was established a streamlined system of social services (intangible benefits) and social assistance (cash benefits), and also actions connected with the provision of, or the appointment of different types of aid, which helped improve the quality of life of people with special needs.

Текст научной работы на тему «Социальное попечение о паттернах, призреваемых в Российской империи»

Галиуллина С.Д. Герасимова Д.И.

кандидат медицинских наук, доцент, аспирант

заведующий кафедрой истории, психологии и педагогики Уфимского государственного университета

Уфимского государственного университета экономики и сервиса,

экономики и сервиса, Россия, г. Уфа

Россия, г. Уфа

УДК 364-55-025.24(470+571) «18/19»

СОЦИАЛЬНОЕ ПОПЕЧЕНИЕ О ПАТТЕРНАХ, ПРИЗРЕВАЕМЫХ

В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

В научной статье рассматривается институт социального попечения как форма государственно-частного партнерства. Исторически попечение воспринималось как вид социально значимой и благотворительной деятельности. Затем понятие «общественного призрения» стало приобретать научные основы. В последующем оно дополнялось и уточнялось. Социальное попечение о призреваемых лицах осуществлялось благодаря пристальному вниманию и заботе императора и правительства. В Российской империи была создана стройная система социальных услуг (нематериальные пособия) и социальных пособий (материальные пособия), а также действий, связанных с оказанием или назначением различных видов помощи, которая помогала улучшить качество жизни людей с особыми потребностями.

Ключевые слова: попечительство, попечение, инвалиды, калеки, богадельни, приюты, гошпитали, общественное призрение.

SOCIAL CARE ABOUT THE PATTERNS OF CHARITY PEOPLE

IN THE RUSSIAN EMPIRE

In the scientific article discusses the Institute of social care as a form of public-private partnership. Historically care was perceived as a kind of socially significant and charitable activities. Then the concept of «public welfare» began to acquire a scientific basis. Later it was supplemented and specified. Social care of the house faces, was carried out thanks to the close attention and care of the Emperor and the government. In the Russian Empire was established a streamlined system of social services (intangible benefits) and social assistance (cash benefits), and also actions connected with the provision of, or the appointment of different types of aid, which helped improve the quality of life of people with special needs.

Key words: guardianship, custody, persons with disabilities, crippled, poor-houses, shelters, goshpital, public charity.

На современном этапе, когда российское общество переживает период не только политических и социально-экономических трансформаций, но и духовного кризиса, проблема социальной защиты во всех ее проявлениях стоит особенно остро. В последние годы в России актуализируются вопросы о традиционных национальных качествах - милосердии, призрении, попечении об «убогих и сирых». Россия имеет богатые традиции социальной помощи

призреваемым паттернам, разнообразные формы и методы социальной практики, которую осуществило Российское государство совместно с общественными организациями и частными лицами.

В представленной работе объектом исследования является призрение людей с ограниченными возможностями здоровья в России во второй половине Х1Х-ХХ веков. Предмет исследования - учреждения, занимающиеся призрением: богадельни,

сиротские приюты, детские дома, школы-интернаты, воспитательные дома.

Исследование исторического опыта более чем востребовано, так как оно дает возможность применить позитивные уроки прошлого в современных условиях. Российское правительство подходило к попечительству как к единой системе социального попечения, чего недостает в настоящее время.

Использование изученного опыта не означает его копирование, а предполагает творческое применение с учетом информационных технологий и особенностей современного цивилизационного развития. Возрождение социального попечения и умелое использование уроков прошлого даст ценные результаты в модернизации современной социальной сферы.

Рассмотрим понятийный аппарат исследуемой проблемы в историческом и современном понимании. В Словаре Ожегова понятие призрения понимается как «призреть, призрю, призришь (и призришь); призренный; дать приют и пропитание». В Педагогической энциклопедии под призрением понимается: «Призирать - бросать взор со вниманием, с участием, сочувственно, милосердно. «Призирайте на нужды ближнего своего». Призрить - приложить, пристроить, дать приют и пропитание, взять под покров свой, озаботиться нуждами ближнего. «Призирайте нищих, оденьте нагих, напитайте алчущих. Бог призирает сирот! Призрение или попечение, забота или призиранье неимущих, дряхлых, сирых, больных».

Понятие «инвалиды» в дореволюционных источниках относилось к лицам, «сделавшимся по каким-либо причинам неспособными к труду» в результате военных действий. При этом различали: полуинвалидов, то есть таких, которые могут исполнять некоторые работы и не требуют постороннего за собой ухода, и полных инвалидов, ни к каким работам неспособных и не могущих обходиться без посторонней помощи [1, с. 44].

В зарубежных источниках призрение - многозначный термин, относящийся к следующим темам: 1) General subject: the disabled 2) Politics: disabled people 3) Makarov: disabled persons. Синонимами понятия «инвалиды» являлись: калека, слабый, убогий, хромой, нетрудоспособный, слепой, колясочник, колченогий, раненый, увечный [2].

Часто понятие «инвалиды» заменялось словами «убогий», древнерусскими «оубогъ», «небогъ» и «увечный». И трактовались как бедный, нищий, противоположность богатому, синонимично церковнославянскому «бедный», образованному с приставкой и-, от *bogb - «богатство» [3].

Гошпиталь (больница, лечебница для сирых и убогих) и богадельня (убогий дом, убожница, приют калек) являлись учреждениями для помещения

инвалидов. Приют - пристанище, убежище, кров. Детский приют - дневное помещение для детей бедных родителей, «в котором они содержатся под особливым надзором и обучаются первоначальным знаниям и рукоделиям» [4].

В историческом плане и применительно к рассматриваемому периоду попечение и попечительство определялось по-разному. В русской истории оно закрепилось как производное от термина «опека» [5, с. 607]. В «Словаре церковно-славянского языка» (1847) дается емкое определение попечения. Под ним подразумевается забота, рачение правительства о народном образовании, а попечитель учебного округа объясняется как пекущийся о нем [6, с. 119].

В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля (1863-1866) [7] и Русском энциклопедическом словаре (1876) впервые встречается понятие «государственное попечительство», под которым подразумевается «место, должность, званье, округ попечителя, весь состав этого управления» [8].

В целом этимологическое значение слов «попечение» и «попечительство» (древнерус. «печися» - заботиться) обозначает заботу, оказание покровительства и помощи.

В зарубежных научно-справочных изданиях понятие «попечение» рассматривается с экономической, юридической и социальной точек зрения. К примеру, в переводе с русского на английский язык «попечение» означает саге, «попечитель» - curator; с французского - curatell [9, с. 4].

Понятия попечения и попечительства имеют развернутое определение в юридических изданиях. В словаре юридических терминов - это система мероприятий по защите законных прав и интересов несовершеннолетних и недееспособных.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что этимологическое значение слов «попечение» и «попечительство» сохраняет первоначальное толкование. Определение попечительства дается в юридических изданиях, и под ним подразумевается форма защиты прав несовершеннолетних и недееспособных. Но в крупных справочных изданиях по социологии, философии нет терминологического объяснения попечительству [10, с. 328].

К исследуемой проблеме очень близко понятие «общественное призрение» - «совокупность благотворительных учреждений и мероприятий, имеющих целью подачу помощи лицам, которые по болезни, старости и иным причинам лишены возможности добывать себе пропитание личным трудом». Выделялось такое понятие, как «система государственного, общинного и частного призрения бедных, а по форме оказываемой помощи - системы обязательных работ трудовой, натуральной и денежной помощи» [11].

История социальных институтов и призрения берет свое начало еще в X веке, когда на Руси во времена Владимира Святого и Ярослава Мудрого существовало попечение об «убогих» и «сирых», слепых и глухих. В своем завещании Владимир Мономах говорил: «Всего же паче убогих не забывайте, но елико могуще по силе кормите снабдите сироту».

В следующем столетии попечителем был Роман Ростиславич. Великий князь Владимирский Константин Всеволодович также попечительствовал убогим, больным и нищим. Большую роль в деле попечения о нищих и обездоленных играли священники, религиозные саны, богословы. Кроме призрения, им вменялось в обязанность учить малых детей в доме, а взрослых - в храме. Этот период носит характер «просвещенного или благонамеренного попечительства».

Начиная с XII века на Руси стали появляться общественные организации, оказывающие попечительские услуги, носившие названия братчин и братских союзов. Эти приходские организации действовали на основе самоуправления. В эти годы зародилось княжеское попечительство, благотворение и нищелюбие. Уже Стоглавый собор обращается к правительству с увещанием - в «коемждо граде устроити богадельни мужские и женские».

При царе Федоре Алексеевиче впервые зарождается Верховное попечение, партнерство государства с общественностью и впервые вводится должность блюстителей (прообраз куратора, в последующем попечителя). В своем указе царь Федор Алексеевич перечисляет всевозможные благотворительные учреждения «еуропских стран» и ввиду этого предписывает, разобрав в Москве увечных людей от притворных нищих, первых поместить в двух «шпи-тальных», а «здоровым лентяям дать работу».

С поиском дальнейших форм и методов социальной политики появилась форма попечительства в виде церковно-монастырской поддержки и приходской системы защиты нуждающихся. На духовенство было возложено попечение и надзор над общественным призрением.

На рубеже ХУП-ХУШ веков постепенно стала оформляться государственная организационная форма попечительства и благотворительности. По мере ограничения властных церковных функций государство сосредотачивало в своих руках обязанности и работу по надзору за этими сферами. В этот период были заложены основы государственного и общественного призрения. Социальное попечительство в основном носило общественный характер и основывалось на сострадании, религиозных верованиях, нравственных воззрениях, патриотизме, сознании гражданской солидарности между членами общества, желании получить признательность со стороны

правительства, «видящего в попечении и благотворительности один из способов смягчить или устранить социальную напряженность» [12, с. 34-52, 66].

Петр I требовал повсеместного устройства в губерниях «гошпиталей», то есть приютов, для всякого рода призреваемых, заботился о помещении инвалидов в монастыри и приказывал строить в городах, на церковных дворах, приюты для принятия «зазорных» детей на тех же основаниях, как и во Франции.

С 1775 года в России предпринимались первые попытки организации государственной системы попечительства и благотворительности. С учреждением приказов общественного призрения впервые стала оформляться социальная политика государства. В состав новых губернских учреждений должен был входить повсюду особый Приказ общественного прнзрення. На эти приказы возлагались забота об образовании, лечении, благотворении и борьба с пороком, то есть устройство народных школ, сиротских домов, больниц, убежищ для неизлечимых, домов для инвалидов и умалишенных, богаделен, работных и смирительных домов. Организация приказов общественного призрения была выстроена на принципах самостоятельности местных благотворительных учреждений, привлечения к управлению ими местного населения и обеспечения их более или менее достаточными денежными средствами. В каждый приказ входили, под председательством губернатора, по два заседателя от трех сословных учреждений, и каждому приказу было отпущено 15 ООО руб. единовременно с правом отдавать эти деньги под залог имений. Благодаря этому приказы получили возможность, развивая свои кредитные операции, за период 50 лет собрать капитал в 25 000000 руб., а через 65 лет довести число своих заведений до 793, с 156 744 призреваемыми.

Постепенному расширению попечительской деятельности способствовала официально разрешенная в 1781 году частная благотворительность. Как правило, жертвователями выступали знатные дворяне, купцы, предприниматели и богатые промышленники, что считалось благородным делом. Одной из причин благотворительной деятельности можно считать русскую православную духовность и основанные на ней христианскую мораль и нравственность (в современных условиях социальная ответственность). Сложившаяся правительственная практика предусматривала партнерские отношения, когда ответственность со стороны государства и частных лиц была равной. Именно частные лица - «просвещенные благотворители» при учреждении социальных заведений брали на себя основную долю расходов. Однако по этой же причине должность попечителей порой воспринималась как повинность.

Этот факт способствовал дальнейшему развитию института попечительства.

При Екатерине II в г. Москве (1763 г.) и в г. Петербурге (1770 г.) были организованы воспитательные дома «по превращению сирот в людей», впитавших лучшие идеи Просвещения. Тогда была учреждена должность главного попечителя, которая возлагалась на лицо, пользующееся уважением во властных структурах. Долгое время им являлся И.И. Бецкой. Предполагалось, что оставшиеся без попечения дети станут основой нового класса людей - образованных, трудолюбивых, полезных государству.

В этот же период впервые было организовано мощное общественное движение, которое продвигало интересы граждан в деле распространения образования, в среде учрежденного Екатериной II первого ученого общества - Императорского Вольного Экономического Общества, возникшего еще в 1765 году.

В помощь попечительскому движению открывались частноправовые общества взаимного вспоможения: общества попечительства о воспитанницах и учительницах в России, более известные под именем филантропического общества попечительства гувернанток в России. Данные общества в своем арсенале имели свои сберегательные кассы, выдавали ссуды и пособия, обеспечивали пенсиями, доступным жильем, планомерно занимались повышением квалификации и профессиональной переподготовкой воспитательниц, учительниц и надзирательниц путем устройства «педагогических курсов».

Особо следует подчеркнуть, что наряду с государственным попечением о народном образовании параллельно развивалось и Верховное попечительство «Особ Царствующего Дома» в пользу системы просвещения. Огромная роль в сфере попечительской деятельности, в области просвещения, принадлежала императрице Марии Федоровне. Сразу после смерти императрицы Екатерины II Павел I поручил своей супруге попечение над всеми благотворительными и женскими учебными заведениями России, которыми она управляла более 30 лет. Мария Федоровна признана современниками самой щедрой и радеющей благодетельницей.

Императорские воспитательные дома развивались как комплексные образовательные учреждения, опираясь на традиции благотворительности и меценатства. По мысли императрицы воспитательные дома должны были не только «призревать» младенцев с колыбели, но и заботиться о дальнейшем образовании. С этой целью в них были устроены классы и отделения школ для обездоленных детей.

В созданном еще в 1802 году Императорском Человеколюбивом обществе (далее Общество) под названием «благодетельное общество» функциониро-

вал Попечительный совет, преобразованный 16 июля 1816 года из Попечительного комитета. Возглавлял Совет главный попечитель в звании председателя. Совет управлял комитетами, которые открывались и действовали в каждой губернии. Из 210 заведений Общества было создано 57 учебно-воспитательных заведений, в которых «призревалось» 5 500 сирот и детей бедных родителей.

Первым главным попечителем Императорского Человеколюбивого общества (1816-1824 гг.) был статс-секретарь, действительный тайный советник князь А.Н. Голицин. Он являлся разработчиком Положения об Императорском Человеколюбивом обществе. В 1816 году, после его Высочайшего утверждения императором, государство ежегодно выделяло 250000 ассигнациями (70000 серебром) [13, с. 87].

Основной задачей деятельности Общества по попечительству являлось обеспечение «призрения» лицам «объемлющих человеческими страданиями и немощью». Забота выражалась в финансировании и строительстве бесплатных квартир, оказании медицинской помощи, организации обучения с последующим трудоустройством, обеспечении пособиями.

В 1816-1821 годах были открыты отделения Общества в городах Казань, Воронеж, Уфа, Слуцк и Аренсбург. В этот же период активно действовал Ученый комитет Общества, издававший специальный «Журнал Императорского Человеколюбивого общества», ставший первым в России печатным периодическим изданием, посвященным непосредственно проблемам призрения [14, с. 5, 11, 58, 71, 81, 140].

К 1825 году Общество учредило в Петербурге Медико-филантропический и Попечительный комитеты, институт слепых, глухих и дом воспитания больных детей, дом для призрения малолетних бедных разночинного звания.

Во второй половине XIX века деятельность Общества расширилась, развиваясь по трем основным направлениям: 1) упорядочение работы Общества; 2) реорганизация действовавших благотворительных заведений; 3) открытие новых заведений и отделений Общества. В 1850-1860 годах в ведение Общества перешли и некоторые благотворительные заведения г. Москвы, в том числе Московский попечительный комитет, Общество поощрения трудолюбия и Братолюбивое общество. Вместе с этими обществами были приняты рукодельные школы, мастерские, школы для призрения детей с особыми потребностями. Так, в 1870 году Обществом в г. Москве были организованы попечительства о недостаточных учениках и ученицах учебных заведений, открытых в этот период, таких как кулинарная школа, школа портних, ремесленно-исправительный приют для девочек.

В этот период усиливается активность со стороны государства по общественному призрению. В связи с этим была учреждена правительственная комиссия под председательством статс-секретаря К.К. Грота для пересмотра действующих в России законов о попечении призреваемых. Комиссия состояла из представителей разных ведомств, в числе которых были ИИ Кабат, барон О.О. Буксгевден, Д.В. Князев, профессор П.П. Георгиевский, С.М. Латышев. Председатель предложил думам Санкт-Петербурга и Москвы прислать от себя члена в комиссию, вследствие чего в ее состав вошли М.М. Стасюлевич и В.И. Герье. 13 января 1893 года комиссия провела первое заседание, на котором была избрана подкомиссия из шести членов, представившая в мае 1893 года Свод положений по общим вопросам об организации призрения бедных и увечных.

Органы призрения должны были состоять из членов по должности, по назначению, по выбору населения и по приглашению попечительством. Расходы на государственное вспомоществование или на пособие от правительства предполагалось покрывать из земских средств по сметам, представляемым попечительствами, а в случае «превышения местных платежных сил - из особого фонда государственного Призрения», для образования которого проектировался сбор со всего населения империи (по 3 коп. со всех лиц сельского и по 10 коп. с лиц городского населения).

К началу 1900-х годов Императорское Человеколюбивое общество превратилось в разветвленную структуру, включавшую в себя различные типы благотворительных заведений. Отделения Общества имелись в двух столицах и 25 провинциальных городах и местечках. Ежегодно Общество расходовало на попечительские и благотворительные цели до 1500000 руб. Источниками средств являлись как частные пожертвования, взносы сотрудников Общества и императорской семьи, так и проценты с капиталов и доходы с недвижимой собственности (последняя на начало 1897 года оценивалась в 10 400 000 руб.). Членами Общества являлись попечители, почетные и действительные члены, воспитатели, преподаватели, врачи (около 4500 человек). С 1897 года работа в Обществе стала приравниваться к государственной службе в соответствии с Табелью о рангах. Членов общества награждали наградным знаком Императорского Человеколюбивого Общества.

До 1828 года все эти учреждения находились под попечительством императрицы Марии Федоровны и имели статус Императорских. Для управления учреждений императрицы Марии Федоровны были назначены почетные опекуны, при участии попечительских советов, в состав которых входили представители местного купечества.

После своей смерти Мария Федоровна завещала императрице Александре Федоровне принять под свое покровительство все учреждения, находящиеся под ее попечением: «уверена, что императрица будет проникнута по отношению к этим заведениям искреннею любовью и сердечным вниманием, столь для них необходимым». В ее Указе этим учреждениям было присвоено общее наименование «Учреждения Императрицы Марии», а их почетным опекуном был назначен статс-секретарь и ближайший соратник императрицы тайный советник, «человек необыкновенного ума и дарований» Г.И. Вилламов.

Для управления учреждениями императрицы Марии было создано IV Отделение Ея Собственной Канцелярии. Со смертью императрицы Марии Федоровны в ведомство ее имени было передано 39 различных учреждений для призрения людей с особыми потребностями, возникших, созданных и частью присоединенных или преобразованных за тридцать два года ее попечительства.

В 1850 году императрица Александра Федоровна, «не имея возможности, по состоянию здоровья лично посещать учебные заведения, состоящие под ее покровительством, вверяет принять за ними наблюдение цесаревне Марии Александровне и Великой Княгине Марии Николаевне» [15, с. 5]. Для усиления надзора за учебными заведениями было учреждено звание почетных попечительниц.

В 1854 году все социальные заведения, находившиеся ранее под покровительством государя и государыни, были объединены под общим названием Ведомства Учреждений Императрицы Марии, состоящих под непосредственным попечительством их императорских величеств. Все вышеназванные учреждения были разделены на 15 групп, подразделенных на разряды.

Для управления социальными заведениями были назначены попечители, которые утверждались императором. В помощь им избирались попечительские советы в составе городского головы и пяти членов из купцов первой гильдии, осуществлявших «попечение» о содержании заведений. Совет мог самостоятельно заведовать суммами и имуществом в размере до 5 000 руб. серебром. Операции с более значительными капиталами утверждались императором.

После смерти императрицы Марии Александровны в 1880 году попечительство приняла на себя вдовствующая императрица Мария Федоровна. В 1881 году статс-секретарем К.К. Гротом основано Попечительство Императрицы Марии Александровны о слепых под именем Мариинского Попечительства о слепых, целью которого было учреждение училищ для слепых детей и забота об ослепших воинах в русско-турецкой войне.

С самого начала своей деятельности Попечительство Императрицы Марии Александровны о слепых заботилось об учреждении училищ для слепых детей с целью подготовки их к самостоятельной трудовой жизни. Поэтому программа училищ для слепых представляла расширенный курс народной школы с курсом ремесленного отделения.

Помимо вышеупомянутых попечительств, в 1864 году были основаны приходские попечительства, имевшие целью заботу о благоустройстве и благосостоянии приходской церкви, об устройстве первоначального обучения больных детей и о благотворительности в пределах прихода. Данные попечительства состояли из местных священнослужителей и прихожан, избираемых общеприходским собранием на определенный срок. В качестве обязательных членов приходских попечительств выступали волостные старшины. Председатель избирался общим собранием прихожан, в случае его отсутствия председательствовал настоятель прихода. Финансирование приходских попечительств осуществлялось за счет добровольных пожертвований и средств прихожан и кружечных сборов во время богослужения в церкви, а также по сборным книгам вне прихода.

В 1892 году было учреждено попечительство о Мариинских училищах, по своим образовательным программам стоящих ниже гимназий. Они были предназначены для образования детей с особыми потребностями, причем профессиональное образование воспитанниц было поставлено на первое место. Действовали попечительства вплоть до 1917 года.

13 мая 1913 года Указом императора Николая II в ведомстве учреждений в области труда, социального обеспечения, просвещения, культуры, печати было создано Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчества [16, с. 183]. Основано оно было под покровительством императрицы Александры Федоровны. В его задачи входило общее руководство общественными организациями по охране материнства и младенчества и оказание им материальной и финансовой помощи.

В марте 1917 года постановлением Временного правительства на базе Министерства общественного призрения Российской империи, существовавшего с 1912 года, было образовано Министерство государственного призрения Временного правительства [17, с. 183]. В задачи министерства входило осуществление комплекса мер по социальному обеспечению отдельных категорий граждан, в том числе беженцев, раненых, инвалидов и т. п., а также контроль за деятельностью частных и общественных благотворительных и попечительских организаций и учреждений [18, с. 117]. Кроме того, в его ведение в августе 1917 года были переданы все дела Всероссийского

попечительства по охране материнства и младенчества. По понятным причинам после 25 октября 1917 года вышеуказанное министерство прекратило свою деятельность.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. При определении категории призреваемых, подлежащих социальному попечению, становится понятно, что в Российской империи формировалось особое «социальное поле», в котором оказывалась помощь детям (инвалидам, социальным сиротам, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным, бежавшим от войны, с отклоняющимся, или девиантным, поведением) и взрослым (вернувшимся с войны, постоянное призрение, эпизодическая помощь).

При рассмотрении понятийного аппарата исследуемой проблемы можно заметить, что этимологическое значение слов «попечение» и «попечительство» сохраняет первоначальное толкование. Определение попечительства дается в юридических изданиях, и под ним подразумевается форма защиты прав несовершеннолетних и недееспособных. Но в крупных справочных изданиях по социологии, философии нет терминологического объяснения попечительству.

Термин «инвалиды» в Российской империи применялся только к участникам боевых действий. Все остальные лица с ограниченными возможностями здоровья толковались как «убогие», с корнем «бог». А забота и попечение о них давала возможность им становиться призреваемыми со стороны государства и общества. В результате изменения понятийного языка (семантического плана) происходило разнообразие этимологических конструкций. Так, понятие «призрение», изначально сочетающееся с «заботой» и «попечением», имеет следующие смысловые значения: видение, благосклонное внимание, отношение, покровительство, присмотр, удобство. В активной профессиональной лексике XIX столетия употреблялось в виде словосочетания «общественное призрение». То есть попечение, попечительство и призрение - семантические формы от первоначального прототипа «опека».

На примере данных определений можно заметить, что появление новой понятийной области в социальной сфере осуществлялось через введение терминологических «неологизмов» или же за счет использования устоявшихся понятий. Однако этот процесс сопровождался изменением их семантического значения, которое происходило в результате дополнительных определений и понятийного контекста. Этот абстрагированный характер определений и представлений свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения практического базиса попечительства в социальной сфере и о возрождении научных традиций в развитии отечественной науки о помощи.

Институт социального попечения как форма государственно-частного партнерства в России складывался эволюционно. Исторически попечение воспринималось как вид социально значимой и благотворительной деятельности. Затем понятие «общественное призрение» стало приобретать научные основы. В последующем оно дополнялось и уточнялось. Социальное попечение о призреваемых лицах осуществлялось благодаря пристальному вниманию и заботе императора и правительства. В Российской империи была создана стройная система социальных услуг (нематериальные пособия) и социальных пособий (материальные пособия), а также действий, связанных с оказанием или назначением различных видов помощи, которая помогала улучшить качество жизни людей с особыми потребностями.

Список литературы:

1. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза -И.А. Ефрона. Т. XXV. «ТЕРРА» - «TERRA», 1991.

2. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений / Под. ред. Н. Абрамова. М.: Русские словари, 1999.

3. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: Пер. с нем. (с доп.). Т. IV. - М.: Прогресс, 1973.

4. Словарь церковно-славянского и русского языка, составленный вторым отделением Императорской академии наук. Т III. - СПб.: Типография Императорской академии наук, 1867.

5. Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат. - 1 изд., стер, до 33 т. / Под ред. Ю.С. Гамбарова, В.Я. Железнова, М.М. Ковалевского, С.А. Муромцева и К.А. Тимирязева. Т. XXX. - М.: Редакция и Экспедиция Русского библиографического института Гранат.

6. Галиуллина С.Д. Методологические основы попечительства как социального института // Власть: общенациональный научно-политический журнал. -2010.-№ 8.-С. 118-120.

7. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля, 1863-1866. Т. I-IV.

8. Русский энциклопедический словарь, издаваемый профессором Санкт-Петербургского университета И.Н. Березиным, посвященный Его Императорскому Высочеству Государю наследнику Цесаревичу. Отдел 3. Т. IV. - СПб.: Б. и., 1876.

9. Галиуллина С.Д. Попечительство как социальный институт // Сервис plus. - 2009. - № 3. - С. 3-10.

10. Галиуллина С Д. Попечительство как форма государственной службы // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки»: научный журнал. Тамбов. - 2012. - № 9. - С. 327-332.

11. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза -И.А. Ефрона. Т. XXV. - «TEPPA»-«TERRA», 1991.

12. Максимов ЕД. Очерк истории развития и современного положения общественного призрения в России // Общественное и частное призрение в России. СПб., 1907.

13. Галиуллина С Д., Дегтярев А.Н. Попечительство и благотворительность в сфере образования Российской империи // Социальная политика и социальное партнерство: научно-практический журнал. - 2010. - № 7 (52). - С. 84-89.

14. Исторический очерк совета Императорского Человеколюбивого общества и подведомых ему благотворительных учреждений. - СПб.: Государственная типография, 1898.

15. Благотворительные учреждения России. - СПб.: Типография Императорского училища глухонемых, 1912.

16. Путеводитель: Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории России XIX - начала XX вв. Т. I. - Изд-во «Благовест», 1994.

17. Там же. - С. 183.

18. Валиев Ш.З., Габидуллина Э.В. Государственно-частное партнерство как один из механизмов взаимосвязи науки, образования и экономики // Вестник УГАЭС. - 2012. - № 1. - С. 117-121.

Калимуллина Э.Р.

кандидат социальных наук, доцент Уфимского государственного университета экономики и сервиса, Россия, г. Уфа

УДК 36

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассматриваются основные аспекты влияния социальной и национальной политики на экономическое развитие страны. Автором изучается современное социально-экономическое положение Российской Федерации, выявлены «точки роста» и потенциальные возможности для определения перспективных путей использования экономического потенциала регионов в целях сокращения отставания и преодоления негативных тенденций.

Ключевые слова: социальная политика, национальная политика, экономика, экономическое развитие, государство благосостояния.

SYSTEM OF SOCIAL PROTECTION:

CURRENT STATE AND IMPROVEMENT WAYS CONCERNING DISABLED CHILDREN IN THE RUSSIAN FEDERATION

In the article the main aspects of the impact of social and national policies on the economic development of the country are discussed. The author examines the current socio-economic situation of the Russian Federation, and revealed «points of growth» and the potential to identify promising ways of using the economic potential of the regions in order to reduce backlogs and to overcome negative trends.

Key words: social policy, national policy, economy, economic development, welfare state.

В последние 30 лет в мире активно разрабатываются подходы к решению проблем инвалидов. На международном уровне эта работа ведется Комиссией по правам человека и Комиссией социального развития ООН [1]. К основополагающим документам мирового сообщества в отношении прав инвалидов относятся: Всемирная декларация прав человека (1948), Декларация социального прогресса и развития (1969), Декларация ООН о правах инвалидов, Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц (1971), Всемирная программа действий в защиту инвалидов (1982), Руководство по обеспечению равных возможностей для инвалидов (1986), Руководство по приспособлению среды к потребностям инвалидов (1989), Конвенция ООН о правах ребенка (1989), Всемирная декларация по обеспечению выживания, защиты и развития детей (1990) и др. Итоговый документ сформулирован в 1993 году в виде «Стандартных правил обеспечения равных возможностей

для инвалидов» [2]. Документ принят рядом стран, в том числе и Россией.

Эти правила налагают на государства, принявшие Декларацию, серьезные моральные и политические обязательства в обеспечении качества жизни и равноправия инвалидов, устранения препятствий для их активного участия в общественной жизни. Эти правила можно считать основополагающими принципами российской социальной политики, направленной на то, чтобы предоставить инвалидам возможность участвовать в экономической и общественной жизни.

Современный уровень помощи инвалидам законодательно обусловлен государственными гарантиями их социальной защиты, воплощаемыми в системе экономических, социальных и правовых мер [3]. Реализация указанных мер, которые оказывают огромное влияние на качество жизни, здоровье и благополучие всего населения, а особенно людей с ограниченными возможностями, и обеспечивают

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.