Научная статья на тему 'Организационно-управленческая структура попечительства в Уфимской губернии (1865-1917 гг. )'

Организационно-управленческая структура попечительства в Уфимской губернии (1865-1917 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
342
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОПЕЧЕНИЕ / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / УФИМСКАЯ ГУБЕРНИЯ / УЧЕБНЫЕ ОКРУГА / ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЕ СОВЕТЫ / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО О НАРОДНОЙ ТРЕЗВОСТИ / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО О ТЮРЬМАХ / ВЕДОМСТВО ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PATRONAGE / TRUSTEESHIP / UFA PROVINCE / EDUCATIONAL DISTRICT / EDUCATIONAL COUNTY / PATRONAGE BOARD / PATRONAGE OF PUBLIC EDUCATION / PATRONAGE OF PUBLIC TEMPERANCE / PRISON PATRONAGE / OFFICE OF THE EMPRESS MARIA / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галиуллина С. Д., Герасимова Д. И., Сафина Е. А.

В статье рассматривается организационно-управленческая структура попечительства в Уфимской губернии в период 1865-1917 годов, представленная широкой сетью попечительских организаций. Попечительства призваны были решать многие социальные проблемы этого периода. Для этого широко использовались механизмы государственно-частного партнерства. Сегодня требуется переосмысление исторического опыта попечительства, использование уроков прошлого и адаптация их к современным условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Галиуллина С. Д., Герасимова Д. И., Сафина Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT STRUCTURE OF GUARDIANSHIP IN UFA PROVINCE (1865-1917)

The article covers organizational structure and management system of a large network of patronage organizations in the province of Ufa during the years of 1865-1917. Patronages were to solve numerous social problems of that period and widely used public-private partnerships for that. Nowadays, we need reconsider patronage history, employ the lessons of its past for our good and have them adapted to the modern conditions.

Текст научной работы на тему «Организационно-управленческая структура попечительства в Уфимской губернии (1865-1917 гг. )»

Унификация процедур в рамках бюджетного процесса приводит и к унификации методов, а затем и целей планирования. Тем не менее современная система поддержки предпринимательства де-факто встраивает муниципальный уровень в систему регионального планирования, а региональные программы унифицируются на основе мероприятий федеральных программ.

Таким образом, на уровне государства и региона в качестве социального субъекта планирования и управления выступает «гражданин», а на муниципальном уровне - «житель» [10]. Аналогично, на уровне государства и региона в качестве объекта планирования выступает хозяйствующий субъект (юридическое лицо или предприниматель без образования юридического лица), на местном - конкретный предприниматель.

3. Далее, утверждается, по мнению Г.Г. Фетисова, В.П. Орешина [15],чтосуществуетпроблемасочетанияин-тересов центра и регионов, то есть эти интересы - разные. Автор уверен, что основное назначение региональной экономики состоит в обеспечении оптимального сочетания интересов государства и регионов в целях поддержания устойчивости федеральных отношений, стабилизации экономики, развития предпринимательства, нормализации системы жизнеобеспечения населения.

В связи с проведенным исследованием сущности и структурных элементов управления планированием развития РСП для целей настоящего исследования важны следующие моменты:

1. Проблемы планирования развития предпринимательства заключаются в сложности управляемой системы по сравнению с управляющей (полисубъект -ность и полиобъектность системы планирования).

Многообразие объектов управления, поли-субъектность управления, а также сложность прогнозирования реакций объекта на управляющие воздействия (особенно в условиях рыночного хозяйствования) предопределяют эквифинальность планирования развития РСП.

2. Соприкосновение двух противоречивых подсистем, деятельность которых обеспечивается директивным и индикативным планированием (например, региональный бюджет (единая система иерархически соподчиненных финансовых органов) и экономическая подсистема региона (основанная на взаимодействии независимых экономических субъектов)), порождает проблемы компоновки двух вариантов планирования, формулируемых как асимметрия принципов бюджетного федерализма и регионального планирования развития конкурентных преимуществ и, соответственно, предпринимательства.

Список литературы: 1. Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 «Основные положения региональной политики в Российской Федерации».

2. Концепция стратегии социально-экономического развития регионов РФ. Проект / Министерство регионального развития РФ. Электронный ресурс: http://archive.minregion.ru/OpenFile.ashx/Download ?AttachID=184. - 73 с.

3. Абалкин Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. - 1997. - № 6.

4. Гизатуллин Х.Н. Анализ развития территориальных систем: [регионал. развитие, территориальное планирование] // Государство и экономика. - 2000.

- № 1. - С. 121-137.

5. Государственное управление: основы теории и организации: учебник. Изд. 2-е, с изм. и доп.: в 2 т. / Под ред. В.А. Козбаненко. - М.: Статут. - 2002. - Т. 2.

- 336 с.

6. Граждан В.Д. Теория управления. - М.: Гардари-ки. - 2004. - 416 с.

7. Илларионов А.Н. Актуальные проблемы экономического роста в России // Общество и экономика. -2002. - № 8-9.

8. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. - Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН,

2001. - 308 с.

9. Колосовский H.H. Теория экономического районирования. - М.: Мысль. - 1969. - 335 с.

10. Методика формирования и анализа комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований / В.И. Псарев, Т.В. Псаре-ва, Н.В. Сушенцева и др. / Под общ. ред. В.И. Псаре-ва, Н.В. Сушенцевой. - Новосибирск, 2010. - 511 с.

11. Мухин В.И. Основы теории управления: учебник для вузов. - М.: Экзамен, 2003. - 256 с.

12. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б.З. Миль-нера. - М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. - 180 с. (Современная институционально-эволюционная теория).

13. Селиверстов В.Е. Региональное стратегическое планирование: методология, практика, инструменты, институты. Автореф. дис. на соиск. ... доктора экон. наук / Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН. - М.: Институт системного анализа РАН, 2011.-40 с.

14. Теория управления: учебник / Под общ. ред. A.J1. Гапоненко, А.П. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 558 с.

15. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006.

- 416 с.

16. Ясин Е.Г. Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста // Вопросы экономики. -

2002. - № 5.

Галиуллина С.Д.

кандидат медицинских наук, доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории, психологии и педагогики Уфимского государственного университета экономики и сервиса, Россия, г. Уфа

Герасимова Д.И.

аспирант Уфимского государственного университета экономики и сервиса, Россия, г. Уфа

Сафина Е.А.

аспирант Уфимского государственного университета экономики и сервиса, Россия, г. Уфа

УДК 364-73(470.57)«1865/1917»

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ (1865-1917 гг.)

В статье рассматривается организационно-управленческая структура попечительства в Уфимской губернии в период 1865-1917 годов, представленная широкой сетью попечительских организаций. Попечительства призваны были решать многие социальные проблемы этого периода. Для этого широко использовались механизмы государственно-частного партнерства. Сегодня требуется переосмысление исторического опыта попечительства, использование уроков прошлого и адаптация их к современным условиям.

Ключевые слова: попечение, попечительство, Уфимская губерния, учебные округа, попечительские советы, попечительство о народном образовании, попечительство о народной трезвости, попечительство о тюрьмах, ведомство императрицы Марии, государственно-частное партнерство.

ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT STRUCTURE OF GUARDIANSHIP IN UFA PROVINCE (1865-1917)

The article covers organizational structure and management system of a large network of patronage organizations in the province of Ufa during the years of 1865-1917. Patronages were to solve numerous social problems of that period and widely used public-private partnerships for that. Nowadays, we need reconsider patronage history, employ the lessons of its past for our good and have them adapted to the modern conditions.

Key words: patronage, trusteeship, Ufa province, educational district, educational county, patronage board, patronage of public education, patronage of public temperance, prison patronage, office of the empress Maria, public-private partnership.

На сегодняшний день в России проблема незащищенных слоев общества (дети, старики, инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, личности с социальными девиациями, заключенные, беженцы) при всех успехах человеческой цивилизации остается одной из важнейших. Попечение и попечительство как забота, контроль и надзор государства являются одними из текущих мер в социальной политике. Российской империей был накоплен богатый опыт по попечительству над вышеуказанными группами людей, анализ которого позволит преодолеть такие явления, как ликвидация

бедности, помощь нуждающимся всех категорий. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена еще и тем, что сегодня остро стоит вопрос о модернизации социальной сферы в Республике Башкортостан.

В Российской империи в XIX - начале XX веков функционировала широкая сеть попечительств. Многие социальные проблемы этого периода были решены благодаря государственно-частному парт-нерству. Сегодня требуется переосмысление исторического опыта попечительства, использование уроков прошлого и адаптация их к современным условиям.

Территориальные рамки исследования выбраны не случайно. В рассматриваемый период Россия переживала быстрое экономическое развитие и культурный прогресс, наблюдался переход к индустриализации общества, сопровождавшийся ростом общественной напряженности. Уфимская губерния в этот период, с одной стороны, имела общие черты, характерные для других губерний Южного Урала, а с другой - заметно отличалась от них уровнем социально-экономического развития и структурой общества: прежде всего, сосредоточием на ее территории горно-заводской промышленности и горно-заводского населения, пестрым этническим и конфессиональным составом, наличием больших изолированных сословных групп, малым удельным весом помещичьих латифундий.

Уфимская губерния, образованная в соответствии с именным Высочайшим указом (5 мая 1865 г.) и Указом Правительствующего сената (3 мая 1865 г.), занимала площадь 1072097 верст. В административном отношении Уфимская губерния делилась на шесть уездов: Белебеевский, Бирский, Златоустов-ский, Мензелинский, Стерлитамакский и Уфимский.

По абсолютному количеству жителей губерния принадлежала к разряду наиболее населенных в империи - ее численность составляла 2 196 642 человека, из них мужчины - 1089 801, женщины - 1 106 841. Из городов наиболее крупные по числу жителей: Уфа

- 49 000, Златоуст - 21 000, Стерлитамак - 16 000.

Этнографический состав губернии включал 19 национальностей: башкиры - 899910 (40,98%), русские - 839636 (37,9%), татары - 184 817 (особенно в Мензелинском и Белебеевском уездах (8,11%)), черемисы - 80608 (Бирский уезд (3,69%)), чуваши

- 60616 (Белебеевский и Стерлитамакский уезды (2,76%)); кроме того, в губернии проживали тептя-ри (1,82%), мордва (1,69%), вотяки (1%) и другие. По возрастному составу наибольший процент составляла группа детей 10-19 лет, что равнялось 25 %, затем дети до 9 лет - 20 %.

Уфимская губерния славилась горной промышленностью, которая стала развиваться в первой половине XVIII столетия. В сельскохозяйственном отношении она была самой богатой и обширной. В 1802 году Уфа по Высочайшему указу обрела статус губернского центра по гражданскому управлению Оренбургской губернией, губернские гражданские учреждения и казенная палата которой были переведены из Оренбурга в Уфу [1, с. 10].

Благодаря аграрной реформе, позитивным демографическим переменам, интенсивному развитию промышленности, развертыванию городской инфраструктуры, включая железнодорожный транспорт, с 1901 года в Уфимской губернии началось активное развитие кустарных промыслов, сельского хозяйства,

торговли, главными товарами которой являлись хлеб, изделия горных заводов и лесной промышленности, открывались кредитные учреждения [2, с. 68].

Наряду с бурным ростом промышленности и улучшением экономического положения губернии происходило обострение социальных противоречий, вызванных неравномерностью уровня жизни различных слоев населения, урбанизацией, расслоением деревни. В XIX веке в Уфу отправляли в изгнание офицеров, чиновников, студентов, солдат. Это были декабристы, петрашевцы, участники восстания Семеновского полка, участники польского восстания 1830— 1831 годов. К концу 1870-х годов заметно ухудшилось положение уфимского крестьянства, что было обусловлено некоторыми негативными последствиями проведенной крестьянской реформы, не решившей до конца существовавшие проблемы. Нарастал пласт социальных проблем. В Уфимской губернии функционировали шесть тюрем, к примеру - Уфимский тюремный замок на 327 человек, 13 арестных домов, «работные» дома, «смирительные» дома для лиц, ведущих недостойный образ жизни, - пьяниц, проституток, бродяг, бездомных, нищих (в том числе и для несовершеннолетних). Тюрьмы были переполнены, содержание арестантов было неудовлетворительным, случались побеги и стычки среди заключенных.

Сложная социально-экономическая ситуация в губернии отражалась на жилищно-коммунальных условиях, приводила к низкоуровневому санитарно-медицинскому обслуживанию, пьянству. Алкоголизация населения приводила к разорению людей. Кроме пьянства, существовала другая проблема - проституция. Специальные ведомости врачебно-полицейских комитетов регистрировали «дома терпимости» и женщин, «занимающихся распутством» [3]. В городах Уфимской губернии было зарегистрировано десять домов терпимости «со стажем» от года до 20 лет (восемь - в Уфе, один - в Стерлитамаке, один - в Златоусте) [4, с. 119-123].

В Уфимской губернии новые производственные отношения развивались относительно других регионов России медленно. Она во многом сохраняла патриархальный, аграрный характер. Ухудшение положения населения в губернии было связано с неурожайными годами, частыми эпидемиями, которые влекли за собой высокий показатель смертности, увеличение числа инвалидов и детей-сирот, полусирот и детей беднейшего населения росло из года в год.

Учитывая вышеизложенные факторы, в Уфимской губернии шел активный поиск форм попечительства, которые помогли бы решить социальные проблемы. Во второй половине XIX в. в губернии сложилась организационно-управленческая структура попечительства, которая представлена на рисунке.

Q_ СП

О t

ИИНЭ-Lh XiqHtfodEH AaiDHodiDAou i9inwo>|

I

XEwqdcHi о oaiDqi/eiHheuou i9inwo>|

niDoaeedi noHtfodeH о oaiDqi/eiHheuou i9inwo>|

HHHEaoeEdgo woHtfodBHо oaiDqi/eiHheuou

аониоа xiqingAxeiodnD и xeaotfa о eaiDqi/einheuou

9HH9l/aEdU^

ЛджЛю eh xiqHHEaendu 'аониоа хвапиэмээо EaiDqi/eiHheuou ojosoHdegAj 9HH9L/aedu^

Ol

0 ^

и

1 5 Q.

S 01

-e-^o

Попечительство о народном образовании было обусловлено тем, что Уфимская губерния входила в состав Оренбургского учебного округа, образованного в 1874 году путем выделения из Казанского учебного округа [5, с. 119]. Задачей учебного округа было формирование сети образовательных учреждений, контроль за ее функционированием, оказание помощи в обеспечении учебных заведений педагогическими кадрами, учебно-методическими пособиями. Во главе учебного округа стоял попечитель с канцелярией при нем. Все образовательные заведения Уфимской губернии были подчинены попечителю Оренбургского учебного округа. Он осуществлял руководство и управление ими через губернских и уездных инспекторов образовательных организаций. Те, в свою очередь, взаимодействовали с попечительскими советами всех видов учебных заведений [6, с. 244].

Губернское попечительство было представлено комитетами, управлениями и обществом о трудовой помощи. К комитетам относились губернские попечительные комитеты о тюрьмах и о народной трезвости. К управлениям: Управление губернского попечительства о семействах воинов, призванных на службу, Управление попечительства о вдовах и сиротах убитых воинов. Все они имели «высшее попечение» губернатора.

Попечительская организация о тюрьмах в Уфимской губернии была представлена Уфимским губернским попечительным комитетом о тюрьмах (Комитет), основанным еще в 1850 году [7, с. 4]. В 1864 году в его ведении находилось пять уездных отделений: Белебеевское, Бирское, Мензелинское, Златоустовское, Стерлитамакское [8]. В 1866 году в его ведение были переданы работные и смирительные дома. Целью Попечительного комитета являлось нравственное исправление содержащихся под стражей преступников, а также трудовое и духовно-нравственное воспитание.

Уфимский губернский попечительный комитет о тюрьмах возглавлялся президентом-губернатором либо вице-президентом - вице-губернатором. В составе состояли также директора и члены. Директорами комитета являлись губернский предводитель дворянства, совестный судья, председатели губернских присутственных мест, губернский прокурор, инспектор врачебной управы, городской голова.

Члены комитетов и отделений избирались вице-президентами из особ «благородного, духовного, купеческого званий».

Попечительство о народной трезвости в Уфимской губернии было введено одновременно с казенной продажей питий, уставом от 20 декабря 1894 года, с некоторыми дополнениями и изменениями от 27 марта 1895 года и 8 декабря 1897 года [9, 10].

Целью попечительства о народной трезвости являлись: 1) просветительская работа о вреде спиртных напитков, организация чайных, библиотек, народных читален, устройство народных чтений, распространение изданий; 2) открытие и содержание лечебных приютов для страдающих алкоголизмом; 3) осуществление надзора за торговлей крепкими спиртными напитками согласно установленным правилам [11, с. 127-128].

Средства Попечительства о народной трезвости составляли суммы, ассигнуемые из казны, частные пожертвования, сборы от продажи изданий Попечительства и устройства народных чтений, общественных развлечений, а равно суммы, причитающиеся открывателям нарушений правил о торговле крепкими напитками, если нарушение обнаружено членом Попечительства [12, с. 27-31]. Управляющими органами Попечительства являлись Уфимский губернский и уездные комитеты [13, с. 201].

В тесной взаимосвязи с алкоголизмом находилась проституция. Об этом говорит тот факт, что серьезную проблему для городских властей представляло распространение проституции в местах продажи спиртных напитков. Этой проблемой отчасти занимался Уфимский комитет о народной трезвости.

Уфимское общество (Попечительство) трудовой помощи было создано под председательством губернатора. Попечительство устраивало работные и ночлежные дома, дешевые столовые, ясли для детей тружеников, убежища для подростков, конторы по «приисканию» занятий, пункты медицинской помощи. Особое внимание уделялось опеке безработных лиц, вышедших из больниц или освободившихся из мест заключения, а также бездомных подростков. Финансирование Попечительства осуществлялось путем отчисления из сумм, находившихся в распоряжении Министерства внутренних дел и предназначавшихся на нужды общественного призрения. Средства Попечительства пополнялись также за счет процентов с капиталов, доходов с недвижимых имуществ и частных пожертвований [14].

В Уфимской губернии органом самоуправления являлось Уфимское губернское земство, которое в том числе заботилось о городской бедноте и руководило Приказами общественного призрения. Ввиду «скудности казны» Уфимское губернское земство было крайне заинтересовано в открытии новых попечительских организаций и учреждений. В бюджетах земств и городских дум числилась отдельная строка на открытие попечительств.

Во второй половине XIX века в Уфимской губернии все благотворительные общества, находившиеся в ведении Уфимского губернского земства, подразделялись на дворянские, городские, Уфимского

комитета попечительства о бедных (Комитета), Приказы общественного призрения.

В Уфимской губернии активную работу вело Императорское Человеколюбивое общество, призванное оказывать помощь нуждающимся «без различия пола, возраста и вероисповедания, при всех проявлениях их нужд от младенческого возраста до глубокой старости». В качестве основных задач его деятельности были определены: 1) забота о дряхлых, престарелых и немощных; 2) трудоустройство неимущих; 3) помощь в воспитании сирот и детей бедных родителей. Еще с 22 июля 1821 года Императорским Человеколюбивым обществом в г. Уфе был открыт Уфимский комитет попечительства о бедных. К Комитету относились Полежаевский приют для гимназистов, лечебница для приходящих бедных больных, приют для престарелых мужчин и мальчиков-магометан, приют для престарелых бедных женщин и детей-сирот, бесплатные квартиры, Александровская общественная богадельня, вещевой склад одежды и белья, швейная мастерская [15, с. 3]. Организационная структура Общества являлась правительственной с присвоением его служащим прав государственной службы. Залогом финансового благополучия Комитета являлись выручка от кредитных и сберегательных операций и имущественные пожертвования [16, с. 10]. При Комитете функционировало «Справочное бюро ... имеющее целью приискание нуждающимся занятий службы и работать и сбыту своих изделий» [17, с. 12]. То есть это было своего рода попечительство о трудовой помощи.

В целом учреждения Попечительного о бедных комитета содержались: 1) на проценты с принадлежащего заведениям капитала; 2) пособия от Уфимского губернского и уездного земств, Уфимской городской думы и купеческого общества; 3) пособия из сумм самого Комитета; 4) проценты от карточных операций; 5) пожертвования разных лиц; 6) кружечные сборы; 7) доходы от публичных лекций; 8) сборы от лотерей-аллегри. В каждом подведомственном Комитету учреждении имелся «неприкосновенный фонд».

Очень плодотворной для социальной сферы Уфимской губернии была попечительская деятельность Дамского отделения Уфимского комитета попечительства о бедных Императорского Человеколюбивого общества, которое было открыто 15 декабря 1873 года. Его деятельность заключалась в привлечении дополнительных источников финансирования в попечительские учреждения.

Приказы общественного призрения, находящиеся в ведении земства, имели в своем составе губернскую и уездные больницы, больницу для умалишенных, богадельню. Кроме того, Приказы оказывали попечительство разорившимся или бедным семьям, а также в области профессиональной подготовки и переподготовки взрослого населения.

Необходимо заметить, что общественная инициатива активно поддерживалась земствами, которые через потребительские и кредитные общества, товарищества, артели проводили в жизнь свои попечительские программы, обращая свои капиталы на развитие помощи призреваемым паттернам [18, с. 94].

С 1910 года по предложению медицинского совета Министерства внутренних дел в Уфимской губернии организовано санитарное попечительство. Помимо санитарных задач Попечительство «устраивало ясли-приюты, собирало точные сведения о количестве «хроников», калек, нищих» [19, с. 148].

Наравне с государственными попечительскими организациями функционировало «Верховное попечительство», которое было представлено учреждениями «на особых основаниях управляемых» - Ведомство императрицы Марии, Романовский и Александровские Комитеты, Императорское Человеколюбивое общество (о котором шла речь выше). Создавались эти организации по принципу государственной службы. В Уфимской губернии от имени Ведомства императрицы Марии оказывали помощь: Уфимское отделение попечительства императрицы Марии Александровны о слепых (с 1886 г.), Уфимский отдел попечительства государыни императрицы Марии Федоровны о глухих (с 1891 г.) и Уфимский отдел Попечительства Марии Федоровны о глухонемых (с 1902 г.). Средства попечительств Ведомства императрицы в основном складывались из поступавших сумм от имени императора и императрицы; взносов членов попечительств; различных нерегулярных пожертвований; сумм, полученных от проведения благотворительных мероприятий: балов, концертов, базаров, чтений, спектаклей, от кружечного сбора. Кроме того, в распоряжение Попечительств поступали средства, полученные за содержание призреваемых на внештатных вакансиях, от продажи изделий призреваемых, доходы от операций с недвижимостью.

С середины XIX века действовало Уфимское губернское попечительство детских приютов, относившееся первоначально к ведомству учреждений императрицы Марии, а с начала XX века входившее в систему Министерства внутренних дел. Председателем этого органа по должности был губернатор. В состав попечительства входили также вице-губернатор, губернский предводитель дворянства, директор народных училищ, председатель губернской земской управы, городской голова, попечительница приютов, директора приютов и жены высших губернских чиновников. Губернское попечительство опиралось на сеть уездных попечительств детских приютов. Состав уездных органов был аналогичным: уездный предводитель дворянства, полицейский исправник, городской голова и другие чиновники. В состав попечительств включались представители купечества

и интеллигенции на правах «почетных членов», с уплатой ежегодного взноса после их утверждения в составе попечителей [20].

Губернское попечительство решало вопросы финансово-хозяйственного содержания приютов, таких как отопление, освещение, одежда и питание для воспитанников. Они рассматривали ходатайства о выделении помещений приютам, о поощрении их служителей и жертвователей. Для особо активных членов попечительства предусматривались поощрения в виде благодарности «с распубликованием», повышения по службе, награждения медалями [21, с. 117-119].

Бюджет попечительства детских приютов формировался преимущественно из казны и частично от попечительской деятельности. Известны случаи, когда некоторые государственные учреждения брали часть расходов по содержанию приютов на себя (например, губернское управление акцизными сборами). Средства попечительства, кроме недвижимого имущества, состояли из неприкосновенного капитала, членских взносов (ежегодно по 100 руб.), пожертвований, сбора от лотерей, благотворительных спектаклей и других поступлений [22].

В Уфимской губернии функционировала развитая сеть общественных организаций: Уфимское общество вспоможения частному труду, созданное для попечительства и содействия лицам, занимающимся индивидуальной деятельностью [23, с. 1]; Уфимский Комитет о раненых и больных воинах, Дамский Комитет Уфимского местного управления общества попечения о раненых и больных воинах; Примечательной является деятельность Восточно-русского культурно-просветительного Общества в г. Уфе с целью «содействия развитию духовных материальных сил русской народности» [24, с. 6], оказывающего попечение беженцам русской национальности в Уфимской губернии. Общество имело право строить церкви, открывать школы, приюты, библиотеки-читальни, книжные склады, проводить лекции, собеседования, организовывать музеи, кинематографы, содействовать образованию взрослых, устраивать собрания и съезды, выставки, базары, спектакли, концерты, издавать книги, журналы и газеты в собственной типографии.

Стремление к попечительству в социальной сфере и созданию благотворительных учреждений и организаций наблюдалось и среди мусульманской общественности. Учредителями этих обществ являлись уфимские купцы. 20 ноября 1876 года открылся приют для престарелых мужчин и мальчиков-магометан. В октябре 1898 года было создано общество «Жрмгият-и хэйрия». В русскоязычных официальных источниках оно известно как «Уфимское попечительство о бедных мусульманах» или «Уфимское мусульманское благотворительное обще-

ство» [25, с. 1]. Его целью являлось оказание попечения нуждающимся мусульманам губернии, в особенности детям. Другой организацией, оставившей заметный след в истории губернии, стало Уфимское женское мусульманское благотворительное общество [26, с. 1].

Общественные организации в Уфимской губернии имели широкий спектр по уставной и благотворительной деятельности: комитеты по разбору и призрению нищих, попечительства о бедных, общества вспомоществования недостаточным ученикам учебных заведений, попечительства о домах трудолюбия, церковно-приходские попечительства, общества попечительства о народном образовании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Огромна роль и меценатов в попечительской деятельности Уфимской губернии - предпринимателя И.Е. Демидова, уральского золотопромышленника Исмагила Тасимова, купца Н.К. Блохина, построившего на свои средства библиотеку с фондом 2 163 издания [27, с. 94]. А.Д. Дашков выделял средства на содержание Уфимского детского приюта, Д.Д. Дашков жертвовал крупные суммы на строительство школ и содержание педагогов.

Таким образом, рассматривая организационно-управленческую структуру попечительства в Уфимской губернии в 1865-1917 годах, можно сделать вывод о том, что попечительство существовало и развивалось вместе с обществом. В исследуемый период в губернии сложилась уникальная попечительская сеть со сложнейшей структурой финансирования и управления. Она состояла из государственных попечительских организаций и учреждений с Верховным попечительством, которое было представлено организациями «на особых основаниях управляемых». Управленческий аппарат попечительских организаций формировался по назначению, что характерно для правительственных организаций, тогда как сама деятельность носила общественный характер. Выражалось это в виде взаимодействия попечительских заведений и органов государственного управления, общественных институтов, промышленного производства. Государство, наделяя попечительские организации управленческими функциями, последовательно создавало широкую сеть с непосредственным участием общества. Это способствовало привлечению дополнительных источников финансирования для решения социальных проблем в регионе с охватом большой территории, за короткие сроки и позволяло охватить весомый сегмент социально незащищенного слоя населения.

В Российской империи были сформированы традиции, от которых отказываться нецелесообразно. С использованием исторического опыта появляется возможность для формирования стратегии и перспективных планов развития регионов. Одним

из рычагов, способствующих повышению эффективности деятельности института попечительства, могут стать партнерские отношения государства с субъектами социальной политики - представителями общественности и предпринимательского сообщества, заинтересованными в решении социальных проблем данной территории.

Список литературы:

1. Дегтярев А.Н. Кустарное производство и товарно-денежное обращение в Уфимской губернии (1865— 1917 гг.). - М.: Институт российской истории РАН, 2000.

2. Мухамедина Ш. Налоги с недвижимых имуществ в Российской империи (вторая половина XIX в. - начало XX в.) // Налоговая политика и практика. - 2009. - № 8 (80).

3. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф.11. Оп. 7. Д. 27. Л. 2.

4. Долгушина Н.В. Демографические проблемы жен-щины-труженицы в Уфимской губернии на рубеже XIX-XX веков // Вестник ВЭГУ. - 2011. - № 5.

5. Галиуллина С.Д. Методологические основы попечительства как социального института // Власть: общенациональный научно-политический журнал. - 2010. - № 8.

6. Галиуллина С.Д. Деятельность попечителя учебного округа // Вестник Башкирского университета: научный журнал. - 2010. - Т. XV. - № 1.

7. Адрес-календарь Уфимской губернии на 1878 год. -Уфа: Губернская типография, 1878.

8. Центральный Государственный исторический архив Республики Башкортостан (ЦГИА РБ). Ф.И-147. Оп. 1. Д. 1. Л. 3.

9 .Мухамедина Ш.М. Попечительство о народной трезвости в Российской империи // Образование в высшей школе: современные тенденции, проблемы и перспективы инновационного развития / Сборник научных статей Международной научно-методической интернет-конференции. - Уфа: УГУЭС, 2012.

10. Булгакоеский Д.Г. Очерк деятельности попечи-тельств о народной трезвости за все время их существования (1895-1909 гг.). - СПб.: Отечественная типография, 1910.

11. Календарь и справочная книжка Уфимской губернии на 1897 год. Уфимский Губернский Статистический комитет. Озеров H.A. - Уфа, 1896.

12. Отчет о деятельности Уфимского попечительства о народной трезвости за 1897 г. - Уфа, 1898.

13. Календарь и справочная книжка Уфимской губернии на 1897 год. Уфимский Губернский Статистический комитет. Озеров H.A. - Уфа, 1896.

14. Краткий обзор деятельности Попечительства о трудовой помощи. 1895-1915. - Пг., 1915.

15. Отчет Уфимского попечительного о бедных Комитета за 68 год его существования с 1 января 1888 г. по 1 января 1889 г. - Уфа: Губернская типография, 1889.

16. Там же.

17. Отчет Уфимского попечительного о бедных комитета ведомства Императорского Человеколюбивого Общества за 1902 г. - Уфа: народная типолитография И.П. Зайкова, 1903.

18. Галиуллина С Д. Попечительство в сфере коммерческого образования в Уфимской губернии в начале XX в. // История науки и техники. - № 9. - Спецвып. № 3. - М.: ООО «Изд-во «Научтехлитиздат», 2009.

19. Павлова И.П. Социальное попечение в России в конце XIX - начале XX века: дис. ... д-ра ист. наук. - СПб., 2004.

20. Галиуллина С Д., Дегтярев А.Н. Попечительство и благотворительность в сфере образования Российской империи // Социальная политика и социальное партнерство: научно-практический журнал. - 2010. -№ 7(52).

21. Благотворительные учреждения России. - СПб.: Типография Императорского училища глухоне-мыхъ, 1912.

22. Галиуллина С Д., Дегтярев А.Н. Попечительство и благотворительность в образовательной сфере Республики Башкортостан (исторический опыт и современность) // Экономика и управление: российский научный журнал. - 2010. - № 2 (52).

23. Устав Уфимского общества вспоможения частному труду. - Уфа: б.г., б.и.

24. Отчет о жизни и деятельности Восточного русского культуро-просветительного Общества в г. Уфе за 1916 год. - Уфа: Типолитография Уфимского товарищества книжного и газетного издательства, 1917.

25. Устав Уфимского мусульманского благотворительного общества «Турмуш». - Уфа, 1915.

26. Устав Уфимского мусульманского Дамского общества. - Уфа: Электротипография «Восточная печать», 1913.

27. Уфимский календарь на 1876 год (високосный) / Под редакцией В.А. Новикова и H.A. Гурвича. - Уфа: Губернская типография, 1878. Выпуск 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.