Научная статья на тему 'Развитие системы благотворительности в городе Арзамасе в XIX веке'

Развитие системы благотворительности в городе Арзамасе в XIX веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
364
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРЗАМАС / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / БОГАДЕЛЬНИ / ДОМА ПРИЗРЕНИЯ / КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКОЕ БРАТСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кудряшова А. С., Ерилина Ю. А.

В статье рассмотрен процесс становления и развития системы благотворительности в городе Арзамасе в XIX веке, исследованы его характерные черты, указаны цели деятельности и структура местных благотворительных организаций, вклад в их развитие местных жителей и церковных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы благотворительности в городе Арзамасе в XIX веке»

УДК: 908

Кудряшова А. С.

к. и. н., доцент

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского,

Арзамасский филиал

Ерилина Ю. А.

студентка

историко-филологический факультет Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского,

Арзамасский филиал

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДЕ АРЗАМАСЕ

В XIX ВЕКЕ

В статье рассмотрен процесс становления и развития системы благотворительности в городе Арзамасе в XIX веке, исследованы его характерные черты, указаны цели деятельности и структура местных благотворительных организаций, вклад в их развитие местных жителей и церковных организаций.

Ключевые слова: Арзамас, благотворительность, попечительство, богадельни, дома призрения, Кирилло-Мефодиевское братство.

Истоки российской благотворительности восходят к древним временам и связаны с принятием христианства. Еще в 996 году киевский князь Владимир официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей и больниц. Самым распространенным деянием благотворительности в то время стала милостыня. Кроме того, монастыри давали приют осиротевшим и больным, делились зерном с бедными, обучали грамоте.

К концу XVII века вопросы заботы о нуждающихся стали осознаваться правительством, как компонент государственной политики. Со временем примеру духовенства и власти в вопросах благотворительности стали следовать частные лица и общественные организации. В городе Арзамасе в XIX веке благотворительность и попечительство развивались по трем основным направлениям: обеспечение сирот, престарелых и малоимущих; здравоохранение; конфессиональная благотворительность.

Забота о бедных, стариках и сиротах в городе первоначально была сосредоточена в Сиротском суде (действовал сначала при магистрате, потом при окружном суде). Он ведал опекой и сиротскими делами лиц городского сословия. При нем находились благотворительные капиталы, проценты с которых раздавались бедным. Значительные денежные пожертвования суду предоставил местный купец И. Феоктистов.

Также, в начале XIX века на средства арзамасского купца И.А. Попова, неоднократно занимавшего должность городского головы, в Арзамасе содержался воспитательный дом для круглых сирот и подкидышей. Иван Алексеевич долго не мог приобрести здание для размещения детей. Вначале им было куплено деревянное строение, оказавшееся неудобным для воспитательного приюта. Тогда было решено построить особый дом, проектирование которого было поручено архитектору М. Коринфскому [8].

Во второй половине XIX века благотворительная деятельность в городе значительно расширилась. В 1866 году в Арзамасе была организована общественная богадельня, которая предназначалась «для призрения не имеющих средств к существованию престарелых и увечных обоего пола, и всех сословий, но преимущественно из местных граждан» [1, лл. 428-430]. Богадельня расположилась близ Алексеевского монастыря в пожертвованном потомственным почетным гражданином города И. А. Ступиным каменном

двухэтажном доме и содержалась на средства городского благотворительного капитала, пожертвований от разных лиц и процентов с богаделенского капитала [6, л. 7]. Управлял богадельней состоящий при городской думе Попечительский Совет, в который входили городской голова в качестве председателя, директор общественного Банка и попечитель, избираемый на три года городским обществом. Среди обязанностей Совета числились: прием и увольнение в богадельню призреваемых; рассмотрение отчетов и приходно-расходных книг; вскрытие кружек и проверка книг для сбора пожертвований; разрешение продажи сделанного в пользу богадельни имущества; обсуждение мер, могущих служить улучшению богадельни и так далее [1, лл. 431-434].

Среди попечителей разное время числились купец П. П. Никитин, коллежский советник Ф. Благодатский и другие. В 1895 году при участии Никитина и на поступившие пожертвования (наиболее щедрым дарителем стал купец И. И. Скорняков, открывший счет в банке на сумму 5 тысяч рублей) было выкуплено усадебное место, смежное с богадельней, на котором был воздвигнут значительный капитальный пристрой. В последующее время в богадельне было открыто еще ряд строений.

Тому, кто желал попасть в данное учреждение, предлагалось предоставить в Совет свидетельство не менее трех благонадежных известных городскому обществу лиц в том, что он действительно не может сам своими трудами обеспечить себе пропитание, не имеет родственников или кого-либо, кто может дать ему средства для жизни [3, л. 114]. Число призреваемых не ограничивалось, но зависело от средств заведения, и на первый раз предназначалось принять 20 человек.

При богадельне состоял смотритель, на которого было возложено: надзор для призреваемыми; наблюдение за порядком и чистотой в заведении; хранение имущества заведения; надсмотр за зданием заведения; ежедневный отчет попечителю о состоянии богадельни; представление на разрешение попечителя могущих встретиться по управлению богадельней недоразумений [7, лл. 72об-74].

В 1888 году в Арзамасе на средства, пожертвованные купцами И. Белоусовым и П. Серебренниковым, был учрежден общественный дом призрения бедных малолетних детей. Управлялось данное учреждение Попечительским Советом, состоявшим из городского головы в качестве председателя, попечителей или попечительниц, двух членов, избираемых Думой на три года, надзирательницы и врача с правом совещательного голоса [4, лл. 242-244]. Попечителями арзамасского общественного дома призрения бедных детей были А. Будылин, В. Бебешин, Г. Кащеев, П. Никитин, Д. Сурин, И. Серебренников, Н. Щегольков и другие.

Дом призрения располагался в деревянном, на каменном фундаменте доме на Новой улице. Он был рассчитан на 25 человек, и принимались в него преимущественно сироты и дети, чьи родители не могли дать по каким-либо причинам воспитания. Они не должны были иметь каких-либо физических или умственных недостатков, а также неизлечимых болезней. Возраст принимаемых в дом призрения детей составлял от 5 до 12 лет, затем они передавались на попечение родственников, либо пристраивались куда-либо в услужение [4, лл. 246-250].

Совет дома призрения располагал следующими средствами: денежными капиталами, пожертвованные местными купцами, и недвижимым имуществом.

Детей в доме Призрения обучали грамоте: мальчиков — в Кирилло-Мефодьевском приходском училище, девочек — в самом доме. А в 1903 году на средства А. Николаева здесь были устроены ремесленные классы: для мальчиков по башмачному ремеслу, для девочек — по шитью и кройке, с целью подготовки воспитанников к практической жизни по выходу из дома призрения.

Истинное милосердие проявляло и арзамасское духовенство. В мужском Спасо-Преображенском монастыре им был открыт приют для детей-сирот разных сословий,

в женском Николаевском монастыре — приют для девиц-сирот духовного звания, в другом женском монастыре, Алексеевском, сирот брали на воспитание по кельям.

Сами жители Арзамаса тоже нередко выступали инициаторами создания благотворительных заведений. Так, мысль об учреждении Кирилло-Мефодиевского братства была подана помещиком А. Н. Карамзиным, сыном автора «Истории государства Российского», и его супругой [11, с. 252]. Горожане единодушно отозвались на столь благородное предложение, и 11 мая 1870 года братство было открыто [10]. Особое усердие в сборе пожертвований на новое дело, на создание благотворительной организации и ее деятельности, проявили широко известные в Арзамасе купцы Николаевы, в частности, Алексей Иванович Николаев, «неусыпно заботившийся о братстве 35 лет» [9].

Братство существовало исключительно на пожертвование жителей города. Значительная часть собранных средства шла на оказание помощи обучающимся детям из бедных семей. Им бесплатно раздавались обувь, одежда, назначалось учебное пособие. «Братство сослужило народному образованию великую службу. Не сотни, а тысячи бедных детей имели возможность посещать школы в зимние холода, в грязь и распутицу, только благодаря выдаваемой братством одежде и обуви. Сотни людей могли получить образование в городском училище и женской гимназии также при помощи братства, платившего за их обучение» [11, с. 182].

При приходском училище братство открыло бесплатную библиотеку-читальню, оказывало помощь в деятельности публичной библиотеки при Крестовоздвиженской церкви, общественной библиотеке имени Н. А. Некрасова. Под заботой арзамасского братства находился крупнейший городской храм — Воскресенский собор.

В 1899 году в Арзамасе начало свою деятельность уездное Попечительство детских приютов. Главной его заботой стало создание в уезде приютов для бедных детей-сирот, устройство при них учебных и ремесленных учреждений, организация летних приютов-яслей и оказание денежной и материальной помощи более нуждающимся сиротам-детям в селениях при отсутствии в них приютов.

В состав Попечительства входили: представитель из местных предводителей дворянства (на время его отсутствия его место занимал представитель арзамасской земской управы), казначей, действительные члены, земские начальники [2, лл. 48-49].

Его доходы складывались из взносов самих членов (не менее 5 рублей), пособий и пожертвований учреждений и частных лиц [2, лл. 2-10]. Денежную помощь оказывали и крестьянские сходы местных сел.

В самом начале работы Попечительства главная его задача, постройка хотя бы одного постоянного приюта в уезде, оказалась невыполнимой. Оно не располагало необходимыми для этого средствами. Получаемые ежегодно до 300 рублей доходы Попечительства почти полностью расходовались на устройство летних яслей, пособие бедным сиротам и другие предметы. Данное учреждение также жаловалось на то, что не удавалось привлечь к делу благотворительности посторонних лиц, которые могли бы оказать значительные материальные и денежные средства [5, л. 196].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что система благотворительности в Арзамасе в XIX веке развивалась достаточно успешно. В этот период в городе было открыто несколько организаций, которые оказывали помощь нуждающимся: богадельня, общественный дом призрения бедных малолетних сирот, Кирилло-Мефодиевское братство и т. д. Благодаря им, многие местные жители, в том числе дети, обрели дом, условия для существования, получили образование, и просто поддержку в их непростой жизни.

Литература

1. Государственное казенное учреждение Государственный архив Нижегородской области, г. Арзамас (далее — ГКУ ГАНО, г. Арзамас). — Ф. 23. — Оп. 1. — Д. 23.

2. ГКУ ГАНО, г. Арзамас. — Ф. 23. — Оп. 1. — Д. 77.

3. ГКУ ГАНО, г. Арзамас. — Ф. 23. — Оп. 1. — Д. 113.

4. ГКУ ГАНО, г. Арзамас. — Ф. 23. — Оп. 1. — Д. 174.

5. ГКУ ГАНО, г. Арзамас. — Ф. 23. — Оп. 1. — Д. 714.

6. ГКУ ГАНО, г. Арзамас. — Ф. 23. — Оп. 1. — Д. 730.

7. ГКУ ГАНО, г. Арзамас. — Ф. 23. — Оп. 1. — Д. 902.

8. Панина, Ю. Забота о ближнем // Арзамасские новости. — 2009. — 2 мая.

9. Панкратов, В. Не угасает дух милосердия и просветительства // Арзамасская правда. — 2006. — 23 мая.

10. Филиппович, С. Истинное милосердие // Арзамасские новости. — 1994. — 30

апреля.

11. Щегольков, Н. М. Исторические сведения о городе Арзамасе. — Арзамас, 1911.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.