Научная статья на тему 'Благотворительность в Астрахани в XIX в'

Благотворительность в Астрахани в XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1769
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / КУПЕЧЕСТВО / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ЖЕРТВОВАТЕЛИ / CHARITY / MERCHANTS SUPPORTING / CHARITY SOCIETY / BEBEFACTORS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Герасимиди Елена Ивановна

Купеческая благотворительность, характерная для Астрахани XIX в., развивалась от милостыни до создания различных социально значимых заведений. Астраханской благотворительности были присущи своеобразные черты, обусловленные географическим положением, спецификой местного хозяйства, составом населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Герасимиди Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Merchant charity in Astrakhan region in the XIX century

Merchant charity which was typical for the Astrakhan of the XIX century was developed from giving alms to creating various socially important institutions. The Astrakhan charity was characteristic of special features caused by geographical position, the local farm specific and the population.

Текст научной работы на тему «Благотворительность в Астрахани в XIX в»

ИСТОРИЯ

Е.И. ГЕРАСИМИДИ (Астрахань)

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В АСТРАХАНИ В XIX в.

Купеческая благотворительность, характерная для Астрахани XIX в., развивалась от милостыни до создания различных социально значимых заведений. Астраханской благотворительности были присущи своеобразные черты, обусловленные географическим положением, спецификой местного хозяйства, составом населения.

Ключевые слова: благотворительность, купечество, попечительство, благотворительное общество, жертвователи.

Феномен российской благотворительности связан главным образом с купеческим сословием. Астрахань в этом смысле не являлась исключением, в городе с давними купеческими традициями благотворительная деятельность была широко распространена. Наряду с общими чертами, присущими другим губернским городам, Астрахань имела свои особенности, обусловленные географическим положением, спецификой местного хозяйства, составом населения. Эти особенности наложили свой отпечаток на характер благотворительности. Необходимо отметить, что в данном исследовании под благотворительностью понимается деятельность отдельных групп и частных лиц, направленная на улучшение положения нуждающихся, а также на создание объектов социальной и культурной значимости - учебных заведений, строительных сооружений.

Главным промыслом на Нижней Волге была рыбодобыча, во время путины требовались рабочие руки, и тысячи бедняков направлялись в Астрахань в поисках работы. Если год был неудачным или работник получал увечье, он пополнял армию нищих, не было денег даже на возвращение домой. Нищенству способствовали и

многочисленные заболевания, свирепствовавшие в крае, в частности малярия, а также высокие цены на дрова и хлеб, которые ввозились из других губерний.

Характерной чертой астраханцев, особенно купцов, являлось, по мнению врача Ф.М. Ольдекопа, «живое чувство благотворительности [18: 396].

В 1765 г. астраханский губернатор Н.А Бекетов писал в адрес магистрата по поводу Благовещенского женского монастыря: «в оный монастырь на содержание и пропитание яко от доброжелательства астраханского купечества из прибыльных с учугов от продажи рыбы и ея припасов суммы выдать 200 рублей» [17:189]. Протоиерей Н. Скопин в 1800 г. отзывается о купце Ша-рыпине как «знаменитом не только своим богатством, но милостью к бедным астраханцам» [21: 199]. Были, конечно, примеры жертвователей и среди дворян. Так, дочери астраханского вице-губернатора, статского советника Ефименкова, в 1820 г. пожертвовали 200 тыс. руб. ассигнациями на благотворительные цели. Но все же главной фигурой в городе был купец.

Когда в 1786 г. в Астрахани был создан Приказ общественного призрения, именно купцы жертвовали большие средства для его нужд или создавали заведения за рамками приказа, тем самым снижая нагрузку на его учреждения. Свой вклад в дело благотворительности вносили купцы разного достатка, в начале XIX в. масштабные проекты были под силу людям, обладающим огромными состояниями. К таким относился крупнейший предприниматель рубежа

XVIII - XIX вв. грек И. Варваций. Он приспособил свой деревянный дом под странноприимный, при котором была устроена больница на 50 человек. Затем в 1807 г. он отстроил новый кирпичный дом под больницу и назначил капитал в сумме 46 тыс. рублей на ее содержание [17: 265].

Купец А.П. Сапожников после эпидемии холеры в 1830 г. открыл сиротовоспитательное учреждение для сирот, в котором содержались до 40 воспитанников обоего пола. Дети получали образование в

© Герасимиди Е.И., 2009

объеме программы приходского училища и обучались ремеслу [19: 165]. По окончании учебы юноши выбирали себе род занятий по способностям или определялись в контору Сапожникова, девушкам выдавалось богатое приданое - 1000 руб. Для бедняков Сапожников содержал больницу на 50 кроватей, а также организовал бесплатные консультации у врачей [2].

Основная масса купечества располагала более скромными средствами, но, тем не менее, не оставалась в стороне от благотворительности. Правда, иногда благотворительные акции не были полезны для тех, кому предназначались. Старший врач городской больницы Ф.М. Ольдекоп сетовал на беспорядочные благодеяния, для многих заключавшиеся в угощении больных, немощных и арестантов в дни церковных праздников или в ознаменование личных событий. При этом не учитывались состояние здоровья, целесообразность угощения для больных [18: 396].

Со временем формы благотворительной помощи становятся более разнообразными: вносятся деньги на содержание нескольких больных в лечебных заведениях (купеческая вдова А.Г. Богданова) [7], на приданое бедным невестам и пособие бедным новобранцам (купец А.А. Кудинов), [5], погорельцам (из капитала купцов И.А. и А.А. Репиных) [8]. Во второй половине XIX в. в Астрахани купцы стали открывать частные богадельни. Одной из первых стала богадельня Беловых в 1863 г., затем в 1885 г. открылись Дом призрения Иоакима и Варвары Репиных, а также богадельня Х.И. и С.Н. Морозовых. Купцы, не имеющие больших средств, жертвовали капитал на содержание нескольких призреваемых, например, А.А. Пименова, вдова купца, по его завещанию передала в богадельню Морозовых средства на содержание двух призреваемых [9].

11 ноября 1887 г. открылся сиротский дом, возведенный на средства астраханского купца 1-й гильдии М.Ф.Федорова. На содержание дома были пожертвованы 25 тыс. руб., кроме Федорова деньги внесли купеческая вдова С.Н. Морозова и вдова надворного советника И.Ф. Нутьга [6]. Правительство и власти на местах прилагали усилия по систематизации благотворительности и стимулированию купечества на пожертвования. Так повсеместно стали возникать попечительства. В 1819 г. в России было создано Попечительное общество о тюрьмах, было таковое и в Астрахани. Чле-

нами общества состояли как представители власти, так и крупное купечество. Вели текущую работу, как правило, купцы, в частности, в 1836 - 1837 гг. казначеем был купец Н. Солодовников. Попечительство собирало средства на содержание и улучшение бытовых условий арестантов, значительную часть средств вносили члены общества [4].

В 1842 г. открывается местное отделение попечительства детских приютов. Кроме прямых пожертвований, на его собраниях проводятся концерты, лотереи и новшество, заимствованное в других городах, - замена визитов на Пасху 5-рублевым взносом. Как всегда, самые большие взносы делали крупные представители купеческого сословия. Результатом было открытие в городе в 1846 -1847 гг. Александровского и Николаевского приютов. Благородное начинание прижилось, приюты работали, пожертвования поступали очень крупные, например, купец Л.В. Макаров передает для размещения Николаевского приюта каменный дом стоимостью 16 тыс. руб. Благотворители не только участвовали в сборе средств, но и пытались создавать учреждения, дающие доход в пользу приютов. Так, купец И.О. Утин выделил в 1860 г. 1000 руб. на создание магазина при приюте. Магазин должен был продавать вещи, изготовленные детьми и подросшими воспитанниками приюта, но ожидаемого дохода не приносил и в скором времени был закрыт [15].

Кроме сумм, собранных попечительством, приюты стали получать пособие от Приказа общественного призрения и городской Думы. Таким образом, складывались партнерские отношения государственной структуры, органов местного самоуправления и частных лиц - купцов. Много добрых дел было на счету Астраханского благотворительного общества, начавшего свою работу 8 ноября 1869 г. В состав общества входили видные чиновники, богатые купцы и их жены - А.П. Вейнер, А.А и Н.А. Сапожниковы, Е.И. Франгулова, средства складывались из членских взносов, пожертвований, сборов от концертов и лотерей, пособий от приказа общественного призрения и городской Думы. Эти средства позволили уже 2 декабря 1869 г. приступить к выдаче пособий нуждающимся. Город был разделен на 6 частей, в каждой была своя попечительница с помощницей, которые собирали сведения о бедняках, раздавали пособия, оплачивали лечение, а

также обучение детей. Общество реагировало на различные сложные ситуации, характерные для Астрахани: во время эпидемии холеры были созданы «летучие аптечки», столовые, в неурожайный 1891 г. организовывали бесплатные обеды для неимущих и раздачу муки, отправлены на родину приехавшие на заработки, но не сумевшие устроиться на работу, таковых с 1869-го по 1894 г. насчитывалось 7812 человек [16: 12].

Общество открыло две ремесленные школы на средства купцов братьев Макаровых: для девочек - в 1872 г., для мальчиков - в 1874 г. В них обучалось около 40 детей. В школу помещали детей от 10 до 16 лет из очень бедных семей и сирот, которые по возрасту не могли оставаться в приютах и им некуда было деться. Им преподавали ремесло и общеобразовательные предметы [15: 10].

Под эгиду благотворительного общества поступали учреждения, открытые частными лицами. Купец И.П. Воробьев передал обществу открытую им в неурожайный 1891 г. «дешевую» столовую. Столовая могла принять одновременно 250 человек, а в день - до 2 тыс. человек за доступную для бедных плату [10]. Благотворительное общество поддерживало и культурные начинания: в 1881 г. были выделены 300 руб. на нужды библиотеки и музея в Астрахани [11].

Многие вопросы, встающие перед городом, решались «обществом», т. е. купечеством и мещанством, приписанным к Астрахани. Толчком для открытия родовоспитательного дома послужил предполагаемый приезд в город цесаревича Николая. В честь этого события на городском собрании 18 июля 1863 г. было решено собрать с почетных граждан по 10 руб., с купцов 1-й гильдии - по 5 руб., с мещан - по 15 коп. на открытие нужного городу заведения. Поддержала начинание и армянская община [12]. Собранной суммы не хватило, деньги были помещены в банк под проценты, ежегодные сборы продолжались. Учреждение открыли в 1884 г.

Общественная богадельня была создана при некотором давлении сверху. В 1860 г. в городскую Думу был направлен указ губернского правления, по которому городу вменялось открыть богадельню и содержать ее на общественный счет, что предусматривалось законом [3]. Общее собрание решило в ночлежном доме открыть бога-

дельню на 100 человек. Часть денег уже была собрана, постановили каждый год взимать определенную сумму с купцов и мещан в зависимости от достатка и открыть подписку на добровольные пожертвования. Для управления богадельней был учрежден комитет, в составе городского главы, врача и «почетных лиц» (почетные граждане города - купцы А.А. Репин и А.Е. Попов, купцы 2-й гильдии М. И. Козлов и И.Л. Кузнецов). Члены комитета именовались директорами и имели право носить мундир 4-го класса [3]. Купечество жертвовало на богадельню и в дальнейшем.

Проводились также благотворительные акции для города и всех его жителей в целом. Как правило, государственные средства на возведение городских объектов не были предусмотрены или выдавались в недостаточном количестве, а средств местного бюджета не хватало. Порой безвыходную ситуацию разрешали благотворители. Среди астраханских предпринимателей были такие личности, которые выделялись своим бизнесом и соответственно, пожертвованиями на общественные нужды. К общеполезным делам уже упоминаемого И.А. Варвация можно отнести строительство Спасского моста, колокольни в Кремле, Тихвинской церкви. Самый масштабный проект - финансирование окончания строительства городского канала, стоивший Варвацию 600 тыс. руб. Канал строился долго и тяжело, для его окончания не хватало средств, к благотворителю неоднократно письменно и устно обращались губернаторы края с просьбой о помощи в финансировании строительства. На его средства канал был завершен и стал называться Варвациевским [17: 224].

В конце XIX в. подобную акцию решил провести астраханский коммерции советник С.М. Лионозов, предложивший в дар городу дорогостоящий, но необходимый проект - углубление дна городских водохранилищ. Лионозов преследовал двойную цель: улучшить состояние города и приобрести возможность получать постоянный доход в пользу благотворительных дел. Как деловой человек, он все тщательно продумал и просчитал: очищение водоемов оздоровило бы обстановку в городе, кроме того, водоемы послужили бы легким и дешевым путем сообщения и давали бы немалые доходы, которые предполагалось собирать в специальный фонд, носящий его имя. Лионозову хотелось открыть в Аст-

рахани Дом трудолюбия, ночлежный дом для женщин и детей, а также учредить стипендии для детей арестантов, находящихся в Федоровском приюте, выделить детской больнице попечительства о бедных детях дополнительно 3 тыс. руб. [12: 5, 8]. Проект завершить, к сожалению, не удалось.

Исторически в Астрахани сложились колонии восточных купцов - персидских, армянских, среднеазиатских. Благотворительные мероприятия не обходились без их участия. Представители восточного купечества взаимодействовали внутри своих колоний, они помогали соплеменникам, в завещании всегда оговаривалась доля на благотворительность [16: 407]. Крупные купцы разных этносов входили в элиту астраханского общества и поддерживали начинания губернатора, так в адрес устроителей благотворительной лотереи поступали предметы от купцов - как русских, так и восточных [21]. Не обошлось без участия восточных купцов в благотворительных обществах Астрахани - в списке жертвователей попечительного общества о тюрьмах наряду с русскими купцами упоминаются персидский купец Мир-Багиров, калмыцкий князь Тюмень, армянские купцы Д. Сергеев, Е. Франгулов [4].

Много занимались благотворительностью купцы-армяне, большую роль в этом сыграла их принадлежность к христианству. Купец А.Г. Агабабов открыл в 1810 г. на свои средства в городе армянское народное училище, построил здания, предоставил доход от гостиного двора [3]. Позднее армянский купец Д.С. Сергеев пожертвовал два дома в пользу Агабабовского училища, кроме того, выстроил армяно-григорианский храм. Вместе с тем он жертвовал и на украшение церквей православных [1]. В 1874 г. начало свою работу попечительство о бедных армянах, открывшее приют для соплеменников.

Таким образом, астраханское купечество активно занималось разного рода благотворительностью. Охотнее всего купцы стремились помочь детям, оказавшимся в беде, забота о них осуществляется с начала

XIX в. Другая категория - старики, значительное количество богаделен было открыто во второй половине XIX в. Характерная особенность - активное участие армянского купечества в делах благотворительности. К концу XIX в. благотворительность

в Астрахани, как и во всей России, набрала небывалые обороты - в городе были созданы частные богадельни, детские приюты, больницы, ночлежные дома, дешевые столовые и квартиры. Конечно, это не могло снять все социальные проблемы, но все-таки несколько ослабляло их остроту.

Литература

1. Астраханские губернские ведомости. Не-офиц. часть. 1841. № 18.

2. Астраханские губернские ведомости. 1859. Прил. к № 13.

3. ГААО. Ф.1. Оп. 3. Д. 1121. Л. 8.

4. ГААО. Ф. 15. Оп. 2. Д. 10. Л. 7, 22, 23.

5. ГААО. Ф. 94. Оп. 1. Т.2. Д. 6263. Л. 1; Ф.94. Оп. 1. Т. 2. Д. 6615. Л. 6.

6. ГААО. Ф. 94. Оп. 1. Т. 2. Д. 6596. Л. 1.

7. ГААО. Ф. 94. Оп. 1. Т. 3. Д. 16238. Л. 1.

8. ГААО. Ф. 94. Оп. 1. Т. 3. Д. 15221. Л. 1.

9. ГААО. Ф. 94. Оп. 1. Т. 3. Д. 12248. Л. 1.

10. ГААО. Ф. 1.Оп 9. Д. 785. Л. 4.

11. ГААО. Ф. 32. Оп. 1. Д. 348. Л. 2.

12. ГААО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 2182.

13. ГААО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 2024. Л. 1.

14. ГААО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 3098.

15. Иванов И.С. Общественная и частная благотворительность в Астраханской губернии. Астрахань, 1888.

16. Краткий очерк деятельности Астраханского благотворительного общества за первое 25-летие его существования. Астрахань, 1895.

17. Марков А.С. Варвакис. Астрахань, 2000.

18. Ольдекоп Ф.М. Медико-топография города Астрахани и его ближайшей окружности / / Медико-топографический сборник. Спб., 1870.

19.Рыбушкин М.С. Записки об Астрахани. М., 1841.

20. Саввинский И. Историческая записка об Астраханской епархии за 300 лет ее существования. Астрахань, 1903.

21. Скопин Н.Г. Записки дневныя о делах и вещах достопамятных // Саратовский исторический сборник. 1-й том. Саратов, 1891.

Merchant charity in Astrakhan region in the XIX century

Merchant charity which was typical for the Astrakhan of the XIX century was developed from giving alms to creating various socially important institutions.

The Astrakhan charity was characteristic of special features caused by geographical position, the local farm specific and the population.

Key words: charity, Merchants supporting, charity society, bebefactors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.