Научная статья на тему 'Благотворительность в сфере образования во второй половине XIX - начале XX В. (на примере Вятской губернии)'

Благотворительность в сфере образования во второй половине XIX - начале XX В. (на примере Вятской губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1072
495
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ И ЧАСТНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ВЯТСКИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВЯТСКИЕ КУПЦЫ-МЕЦЕНАТЫ Я. А. ПРОЗОРОВ / Т. Ф. БУЛЫЧЕВ / Г. Ф. СТАХЕЕВА / А. Т. ШИТОВ / Ф. Я. РОЩИН / Н. Н. УХОВ / И. И. КОРОВАЕВ / Я. Ф. ТЫРЫШКИН / VYATKA MERCHANTS-PHILANTHROPISTS YA. A. PROZOROV / T. PH. BULYCHEV / G. PH. STAKHEYEVA / A. T. SHITOV / PH. YA. ROSHCHIN / N. N. UKHOV / I. I. KOROVAYEV / YA. PH. TYRYSHKIN / SOCIAL AND PRIVATE PHILANTHROPY / VYATKA PHILANTHROPIC SOCIETIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Помелова Елена Владимировна

В статье анализируется деятельность работы общественных благотворительных организаций Вятской губернии, вклад местных предпринимателей-меценатов в дело развития просвещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philanthropy in the Sphere of Education in the Second Half of the XIX - beginning of the XX Century (on the example of the Vyatka province)

The author considers the enlightening activities of Vyatka philanthropic societies and merchants-philanthropists.

Текст научной работы на тему «Благотворительность в сфере образования во второй половине XIX - начале XX В. (на примере Вятской губернии)»

Эпические прозаические жанры:

- сказочная проза сказки (о животных, волшебные и бытовые сказки);

- несказочная проза (легенды, предания, суеверные рассказы: былинки, бывальщины, рассказы о сновидениях).

Эпические песенные жанры: эпические песни, баллады, духовные стихи.

Лирические песенные жанры: песни, частушки, песни частушечного типа.

Малые нелирические жанры: загадки, пословицы, поговорки, и другие малые жанры.

Детский фольклор:

- неигровой фольклор: колыбельная поэзия (колыбельные песни, колыбельные причитания); поэзия пестования (потешки, пестушки, детские будильные песни); детские песни (заклички, зак-лички-обращения к животным, звукоподражательные песни, прибаутки); детские сказки (прозаические сказки, прибаутки на сказочный сюжет, песни-сказки);

- игровой фольклор: игры, игровые приговорки и припевки, считалки, дразнилки, поддевки, скороговорки.

Богатство жанров коми фольклора обусловлено прежде всего разнообразием его социальных и бытовых функций, выраженных региональной принадлежностью и исторической конкретностью.

Все указанные жанры коми фольклора являются мощным пластом, лежащим в основе литературы, языкознания, лингвистики. Они обеспечивают интегрированный процесс развития и воспитания, в том числе обогащение речи обучающихся за счёт освоения образных самобытных выражений и оборотов.

Таким образом, мудрость народного воспитания, исторически проверенного опыта может стать основой современных учебно-воспитательных систем, а механизм, позволяющий включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс, - народная традиция. В связи с тем, что традиция выражает сущность народной культуры и ее связь с социальными условиями, она и в настоящее время несет те же воспитательные и образовательные функции, что и многие годы тому назад; она развивается вместе с обществом и отмирает, если теряет свой социально значимый смысл.

В основу построения методики учебно-воспитательного процесса, базирующегося на народной педагогике, следует положить идеал всесторонне развитой личности как цель воспитания и обучения.

Примечания

1. Живов В. М. Двоеверие и особый характер русской культурной истории // РЫ1о^1а Б1ауса. К 70-летию академика Н. И. Толстого. М., 1993. С. 51.

2. Панченко А. А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб.: «Алетейя», 1998. С. 8.

3. Карсавин А. П. Основы средневековой религиозности в XII-XIII веках. СПб.: Алетейя, 1997. С. 22.

4. URL: htt://www.kailas.ru/sever.html

УДК 37.014(470.342)

Е. В. Помелова

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в. (НА ПРИМЕРЕ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ)

В статье анализируется деятельность работы общественных благотворительных организаций Вятской губернии, вклад местных предпринимателей-меценатов в дело развития просвещения.

The author considers the enlightening activities of Vyatka philanthropic societies and merchants-philanthropists.

Ключевые слова: общественная и частная благотворительность, вятские благотворительные организации, вятские купцы-меценаты Я. А. Прозоров, Т. Ф. Булычев, Г. Ф. Стахеева, А. Т. Шитов, Ф. Я. Ро-щин, Н. Н. Ухов, И. И. Короваев, Я. Ф. Тырышкин.

Keywords: social and private philanthropy, Vyatka philanthropic societies; Vyatka merchants-philanthropists Ya. A. Prozorov, T. Ph. Bulychev, G. Ph. Stakheyeva, A. T. Shitov, Ph. Ya. Roshchin, N. N. Ukhov, I. I. Korovayev, Ya. Ph. Tyryshkin.

Развитие капитализма в России, обусловленное общественно-политическими реформами 1860-х гг., стимулировало социальное и имущественное расслоение российского общества и сделало еще более необходимой потребность в социальном патронате над определенными категориями граждан [1]. Кроме того, все более явственно стал проявлять себя класс людей, которые, обладая крупными состояниями и в то же время будучи озабочены состоянием дел в российском обществе, могли позволить себе выделять часть своих доходов на благотворительные цели. Некоторые из них становились меценатами, другие жертвовали на открытие храмов, третьи открывали больницы и госпитали, школы и библиотеки [2]. Наряду с отдельными благотворителями, по всей России в этот период возникают благотворительные общества и другие организации, преследующие цели сбора средств на общественные нужды. Таким образом, в пореформенный период общественное и частное призрение, составной частью которого была благотворительность в сфере образования, приобретает в своем развитии новый импульс. В данной

© Помелова Е. В., 2010

статье мы сосредоточиваем внимание на рассмотрении общественной и частной, а также отчасти церковной благотворительности [3]. Просветительская деятельность ряда обществ, существовавших в Вятской губернии, в значительной степени была нацелена на осуществление благотворительности в сфере образования и просвещения.

Наиболее значимой по объему оказываемых услуг была деятельность Вятского благотворительного общества (председатель Александр Петрович Воскресенский), поставившего перед собой главной задачей «нахождение средств к улучшению нравственного и материального состояния беднейших слоев населения г. Вятки, оказание помощи в воспитании и призрении детей бедных родителей и сирот». На церемонии торжественного открытии общества 29 мая 1873 г. вятский губернатор В. И. Чарыков отмечал, что «постоянное стремление вятского общества к делу благотворительности и желание помочь людям побудило его ходатайствовать об открытии в г. Вятке благотворительного общества». Деятельность благотворительного общества имела достаточно разносторонний характер, но основных задач было две: собрать как можно больше средств и разумно распределить их среди нуждающихся. При этом значительная часть собранных средств шла на нужды просветительства. Так, в 1876 г. была внесена плата за право обучения четырех воспитанниц Вятской женской Мариин-ской гимназии в размере 89 р. и принято вновь пансионерками общества на бесплатное пользование учебниками десять воспитанниц гимназии, для которых было куплено учебников на 57 р.

По ходатайству совета благотворительного общества Екатерина Загуляева, учащаяся Вятского епархиального училища, была освобождена от платы на весь срок обучения. Общество занималось также помещением детей-сирот в приличные семьи, а также на обучение к мастеру с оплатой от общества [4]. Общество стало инициатором устройства в 1876 г. ремесленного приюта для девочек и выделило для этой цели полторы тысячи рублей. Купец 1-й гильдии Яков Алексеевич Прозоров (1817-1881) пожертвовал для приюта два дома со всеми надворными постройками.

1 сентября 1893 г. при Вятском благотворительном обществе был открыт так называемый дом трудолюбия, куда принимался любой желающий трудиться. Ежедневно таковых набиралось до ста человек. В основном это были дети и пожилые люди. Они трепали мочало, клеили бумажные мешки, плели шляпы из соломки, обучались шитью и вязанью, «коробочному и саквояжному делу». Как отмечает вятский краевед С. А. Касанов, главным результатом деятельнос-

ти дома трудолюбия было нравственное воспитание, поскольку на первом месте стояло все же обучение грамоте и чтение книг [5]. В 1909 г. Вятское благотворительное общество содержало два приюта, столовую, ночлежный приют, дом трудолюбия. При этом общество рассчитывало прежде всего на пожертвования купцов. «Благодаря щедрым пожертвованиям Я. А. Прозорова и Т. Ф. Булычева материальное благосостояние общества обеспечено навсегда», - с восторгом заверяла своих читателей газета «Вятская речь» (1909. № 69 (4 апр.)). Прозоров пожертвовал для Вятского благотворительного общества несколько домов. В свою очередь общество сдавало их в аренду. Так, большой дом по ул. Спасской г. Вятки, арендованный под магазины, приносил немалый доход обществу (в 1908 г. - 12316 р.). Три дома по ул. Московской также давали стабильный доход. Только аренда одним из вятских банков одного из этих домов приносила благотворительному обществу доход в 2500 р. ежегодно.

Вятский купец Тихон Филиппович Булычев пожертвовал обществу два дома на Стефанов-ской улице г. Вятки: в одном помещался приют общества, другой сдавался в аренду за 375 р. в год. Чтобы обеспечить этот приют всем необходимым, он пожертвовал капитал в 25000 р., с процентов которого приют и содержался. Также купец Н. Н. Ухов пожертвовал прекрасный дом на Преображенской улице. Финансовые дела Вятского благотворительного общества в 1908 г. следует признать успешными. На 1 января общество имело на счету 682824 р. В течение года поступило 49905 р. Расходы составили 35101 р., в том числе по Прозоровскому ремесленному приюту на 42 воспитанника - 5944 р., расходы на «дешевую столовую» - 8027 р. и т. д.

Развитие капитализма в России в конце XIX в. со всей остротой поставило задачу школьного и профессионального образования для значительного большинства населения страны. С начала 1870-х гг. становится все более активным процесс открытия учебных заведений, деятельность которых должна была, по замыслу их организаторов, способствовать разностороннему развитию детей. В 1872 г. в Вятке были открыты при музее сразу три бесплатные школы - музыкальная, рисования и изготовления гипсовых изделий. Целью организации специальных школ было дать детям музыкальное и художественное образование, с тем чтобы в дальнейшем дети могли посвятить себя делу народного образования, сформировать у них профессиональные кустарные навыки. В школьной мастерской изготавливались из гипса и папье-маше коллекции зверей и фигурки людей. Школа по изготовлению гипсовых изделий давала некоторый доход от про-

дажи изделий. Существовали такие школы на благотворительные средства [6].

Во второй половине XIX в. в Вятке, как и в других губернских городах, количество благотворительных обществ значительно возрастает. Вятское общество вспомоществования учащимся в высших учебных заведениях оказывало материальное содействие вятчанам - студентам Петербургского, Московского, Казанского и других университетов. Источником поступления средств служил благотворительный сбор, устройство лотерей и праздников, выручка от которых шла на нужды образования и помощь детству.

Значительную активность в деле благотворительности в сфере просвещения проявляло открывшееся в мае 1915 г. Вятское общество содействия народному образованию. В октябре того же года развернуло свою работу Вятское педагогическое общество, возглавлявшееся директором незадолго до этого открытой 2-й мужской гимназии Дмитрием Иосифовичем Нивинским. Эта общественная организация не была, конечно, изначально благотворительной, однако она, так же как и многие другие общественные организации, принимала участие в благотворительной деятельности. Так, в ноябре 1915 г. впервые был организован так называемый «учительский день», или «день учительского заработка»: учителя переводили дневной заработок в пользу пострадавших от войны коллег - эвакуированных или лишившихся кормильца. Впоследствии такие благотворительные акции проводились регулярно [7]. Не оставался в стороне от общего дела помощи нуждающимся и Вятский учительский институт, преподаватели которого стали инициаторами создания Педагогической комиссии, куда вместе с ними входили преподаватели гимназий и высших начальных училищ. Комиссия организовывала бесплатные занятия для детей малоимущих, желающих подготовиться к вступительным экзаменам в институт и другие учебные заведения.

Применить на практике внешне привлекательные идеи о связи обучения с производительным трудом детей пытался Совет Вятского общества земледельческих колоний и ремесленных приютов. В районе деревни Филейка, вблизи г. Вятки, общественная благотворительная организация Вятский отдел Лиги для борьбы с туберкулезом («Туберкулезная лига») (председатель Георгий Филиппович Шубин) в летнее время регулярно устраивала «детскую оздоровительную колонию для слабогрудых мальчиков», «день белого цветка», благотворительные лотереи в пользу больных туберкулезом. Шубин внес и другой, частично осуществленный на практике, проект просветительных и ремесленных учреждений в «Доме инвалидов и сирот Великой вой-

ны 1914 г.». Для удовлетворения духовных запросов инвалидов он предлагал организовать классы и курсы, на которых неграмотные инвалиды могли бы научиться грамоте и приобрести необходимые сведения общеобразовательного характера. Преподавание на курсах он предлагал вести применительно к программам школ грамоты и высших начальных училищ. Помимо общеобразовательных курсов необходимо было, по мнению Шубина, устроить курсы по прикладным знаниям (птицеводство, садоводство, пчеловодство, полеводство, рыбоводство, огородничество), пользуясь которыми инвалиды могли бы улучшить свое домашнее хозяйство. Практические занятия по этим отраслям знаний он считал возможным вести на особо отведенных участках земли и в особо устроенном хозяйстве. Хутор этот мог бы служить и целям оздоровления инвалидов. Шубин предлагал открыть ряд мастерских: токарную, столярную, сапожную и др. По данному предложению был избран оргкомитет, которому удалось частично реализовать эти замыслы [8].

Первая мировая война пробудила в России небывалый подъем патриотических чувств, на волне которого стали создаваться благотворительные общества, ставившие своей целью оказание помощи воинам и членам их семейств. 6 сентября 1915 г. в г. Вятке был учрежден Дамский благотворительный комитет при Братстве Святителя и Чудотворца Николая под председательством супруги кафедрального протоиерея М. Э. Израилевой. Казначеем был священник А. М. Васнецов, секретарем - жена священника Н. М. Васнецова. Работа комитета состояла в сборе денежных средств, вещей и приведении их в надлежащий вид для отправки на фронт. Однако часть средств и вещей передавалась в благотворительных целях детям, например в городскую церковно-приходскую школу и Хлыновскую церковно-приходскую школу [9]. Поскольку благотворительные общества в г. Вятке и Вятской губернии ставили перед собой похожие просветительские задачи, нам представляется возможным более подробно охарактеризовать деятельность этих обществ на примере одного из них. Заметную роль в деле благотворительности в сфере просвещения играло Городское попечительство о бедных г. Вятки. До его учреждения благотворительная деятельность Вятского городского общественного управления выражалась в очень немногом. На городские средства содержались три богадельни на 93 мальчика, дом призрения детей бедных граждан (на 50 мальчиков), раздавалось пособий на 600 рублей, содержалось несколько стипендиаток в Мариинской женской гимназии и оказывалась некоторая материальная помощь благотворительным обществам. При

приеме в богадельню детальной проверки имущественного положения просившихся не производилось. Для приема требовалось свидетельство от врача о «трудовой неспособности», свидетельство о бедности от полиции, свидетельство о принадлежности просившегося к городскому населению (сельским полагалось трудиться на земле).

Первым шагом к возникновению организованной помощи бедным со стороны городского общественного управления послужило заявление гласного городской Думы Н. Г. Гусева, внесенное Управой на обсуждение городской Думы в декабре 1898 г. В заявлении Гусев обращал внимание на тяжелое положение учащихся в начальных школах детей бедных граждан, на то, что они плохо одеты и скудно питаются. Он предлагал учредить в г. Вятке особый комитет, который бы заведовал помощью таким детям. Средства могли бы быть взяты с особого благотворительного налога (3-5 копеек с каждого жителя города). Для этого следовало разбить город на участки и поручить сбор денег уполномоченным лицам. Однако такой налог не был предусмотрен «городским положением» и был, по существу, незаконен. Предложения Гусева развил гласный П. А. Шуравин, указавший на то, что все благотворительные учреждения требуют целесообразной организации, а таковая возможна только при учреждении городского попечительства о бедных, который мог бы стать во главе попечительской помощи. В итоге была избрана комиссия в следующем составе: Я. И. Поскребышев (председатель, городской голова), гласные Н. Г. Гусев, П. П. Клобуков, Я. Н. Иванов, П. А. Шуравин, П. П. Никонов, Г. Г. Сергиев, В. М. Гусев, И. В. Рязанцев и священник А. П. Стратилатов. В мае 1899 г. комиссия внесла в Думу проект организации в г. Вятке Городского попечительства о бедных. Дума утвердила проект, выбрала председателем попечительства П. П. Клобукова и постановила ежегодно отчислять на нужды попечительства по 1000 р. Комиссия, разрабатывавшая проект положения городского попечительства о бедных, пользовалась правилами о таких попечительствах, предложенными Министерством внутренних дел. Согласно им в городах могли учреждаться городские попечительства о бедных, причем в больших городах их могло быть несколько. Комиссия пришла к заключению, что в Вятке удобнее учредить одно попечительство. Город был разделен на 11 участков. Каждый участок имел своего попечителя, избираемого сроком на 4 года, т. е. на срок полномочий Думы. На попечителей участков были возложены следующие обязанности: сбор членских взносов и пожертвований, обнаружение и регистрация нуждающихся, привлечение новых благотворителей и оказание помощи в экстренных случаях.

Разумеется, в помощь себе попечители, а это были известные купцы (Я. Ф. Тырышкин, Н. И. Са-рычев и др.), владельцы магазинов (С. О. Якубовский) и другие состоятельные люди, приглашали (и за свой счет содержали!) сотрудников, которые практически и осуществляли данную работу. Почетными членами попечительства в 1899-1900 гг. были губернатор Н. М. Клингенберг, епископ Алексий, крупнейшие вятские купцы П. П. Клобуков, Т. Ф. Булычев, Ф. Л. Ездаков. Среди членов-благотворителей - директор народных училищ губернии А. А. Красев, педагоги М. П. Беклешов и В. А. Шиллегодский, архитектор Н. А. Чарушин, священник В. Тихоницкий, врачи В. А. Трейтер и А. Ю. Левитский, устроитель «ботанического сада» отставной полковник А. С. Истомин и, конечно, коммерсанты (С. О. Якубовский и др.).

Работа попечительства пользовалась таким уважением, что стать его членом считалось делом почетным. Для этого было необходимо либо оказать попечительству «особые услуги», т. е. внести единовременно на его счет не менее 50 р. или вносить по 3 р. ежегодно, либо изъявить желание личным трудом помогать попечительству. Были определены три группы лиц, которым, по мнению попечительства, следовало помогать: 1) дети «старше школьного» возраста и все трудоспособные взрослые, не способные найти подходящую работу; 2) престарелые, больные и дети дошкольного возраста; 3) дети школьного возраста. Первой группе предлагалась помощь в поиске работы, для чего попечительство собирало сведения о потребности в рабочей силе среди коммерсантов и предпринимателей. Для второй группы нуждающихся попечительство устраивало приюты и богадельни, для третьей - закупало одежду и продовольствие, а иногородним школьникам оплачивало стоимость проживания в общежитии. Наиболее крупные расходы попечительство несло по устройству обедов для бедных учащихся в начальных школах. Денежная помощь оказывалась в редких случаях, поскольку, как показывала практика, часто она использовалась не по назначению.

Одной из главных проблем школьного обучения того времени было недостаточное, а часто и вовсе неудовлетворительное, питание детей в семьях. Попечительское общество сразу же обратило внимание на эту проблему и стало выделять достаточно значительные суммы на осуществление помощи детям «недостаточных» родителей через организацию горячих обедов во всех девяти школах г. Вятки. Обеды состояли из одного горячего блюда - супа. Стоимость такого обеда составляла 0,97 к., а с расходами «на прислугу и обзаведение» - 1,18 к. В 1899-1900 учебном году на эти цели было затрачено 210 р., год спустя - 467 р. Также выдавались суммы на при-

обретение посуды, молока и т. п. Попечительское общество закупало и распределяло среди детей теплую одежду и обувь. В 1900-1901 учебном году было затрачено 433 р. 22 к.

Средства попечительского общества складывались из ежегодно ассигновавшейся городской Думой стабильной суммы в 1000 р., процентов с благотворительного капитала, который вносили благотворители (купцы И. И. Короваев, Я. Ф. Ты-рышкин и др.), разовых благотворительных вкладов от граждан. В ряде случаев внесение пожертвований оговаривалось определенными условиями. Так, «неизвестным лицом» (многие пожертвования были анонимными) был пожертвован капитал в 8600 р. с тем, чтобы проценты с него выдавались ежегодно к праздникам Рождества и Пасхи бедным жителям г. Вятки [10]. 17 мая 1899 г. почетный член попечительского общества, гласный П. П. Клобуков подал в городскую Думу заявление, в котором доводил до сведения собрания, что он жертвует городскому общественному управлению трехэтажный каменный дом и 20000 р. в процентных бумагах, доходы с которых и должны идти на содержание и ремонт указанного дома. При этом купец и благотворитель ставил единственное условие, состоявшее в том, что в пожертвованном доме должны располагаться только благотворительные учреждения. Спустя год дом был передан городскому попечительству о бедных и в нем был устроен приют для «призреваемых». Позднее благотворитель пожертвовал еще 10000 р. на создание в приюте домовой церкви и на содержание священника при ней, а также закупил в расчете на 100 человек весь необходимый инвентарь: мебель, посуду, белье и т. д. Кроме того, П. П. Клобуков провел в доме электричество, что было по тем временам дорогостоящей новинкой, а для приюта - неслыханной роскошью.

Заметим, что в рассматриваемый период в благотворительных учреждениях существовала практика персонального патронажа. Так, в богадельне были «призреваемые Я. А. Прозорова», а в гимназии - «стипендиаты Марии Егоровны Селенкиной». В 1897 г. городская Дума приняла капитал в 4000 р., завещанный вятским мещанином И. И. Короваевым. Проценты с него должны были быть использованы на содержание в доме призрения двух мальчиков с определением их как «воспитанников Ивана Ильича Короваева» [11]. Секретарем Городского попечительства о бедных был известный врач, преподаватель и политик Василий Алексеевич Трейтер (1875-1929), личность незаурядная и широко известная в свое время в Вятской губернии. В период царского самодержавия Трейтер неоднократно оказывался за решеткой за свои независимые взгляды и участие в акциях протеста. В 1917 г. он был сна-

чала товарищем (заместителем), а затем и губернским комиссаром Временного правительства, т. е. руководителем Вятской губернии [12]; в советские годы работал врачом и преподавателем педологии и психологии Вятского пединститута и преследовался за свои убеждения уже новой властью. О Трейтере сохранились воспоминания, в которых он характеризуется прежде всего как большой гуманист, бескорыстный служитель на ниве медицины и просвещения [13].

В ведении Вятского губернского попечительства в начале XX в. состояли два приюта (для мальчиков и девочек) в г. Вятке, а за пределами губернского города ведению попечительства принадлежали: Елабужское уездное попечительство с приютом «Александровский», Яранское с приютом «Мариинский», Сарапульское, Нолинское, Уржумское, Глазовское, Слободское, Котельнич-ское и Вятское (Вятского уезда) с приютом в с. Бобино Вятского уезда. Просветительскую деятельность в отношении учреждений Вятского губернского попечительства раскроем на примере работы указанного приюта. Приют в с. Бобино был открыт 1 августа 1901 г. для 22 сирот из числа сельского населения. Он размещался в наемном доме, имел «дворовое место» 740 кв. сажень, огород 3 десятины, земельный участок 27 десятин. В 1904 г. для приюта было закончено строительство каменного дома и постройка деревянных служб: бани, погреба, амбара, коровника, хлева и дровяника. 29 июля все здания были освящены, и воспитанников перевели на жительство из наемного жилья в новое здание приюта. Все строительство и обстановка были произведены на средства почетного члена Вятского губернского попечительства купца Булычева, который израсходовал на эти цели 8000 р. Немало потрудился и попечитель приюта Иван Исакович Сапожников, под наблюдением которого возводились постройки. Помещение приюта было рассчитано на 30 детей. Материальную поддержку приюту оказывали почетные члены попечительства (каждый по 50 р. в год). Например, в 1903 г. было внесено членских взносов - 300 р., кружечных сборов - 40 р., случайных поступлений -60 р. Эти средства расходовались на жалованье служащих (180 р.), на одежду и белье (40 р.), на наем помещения (50 р.), на довольствие воспитанников (200 р.). Содержание одного ребенка обходилось в 1903 г. - 21 р. 48 к., в 1909 г. - 33 р. 56 к. Свой вклад в дело благотворительности вносило уездное попечительство (200 р.), общественность Бобинской и Макарьевской волостей (100 р.). «Для ближайшего надзора и воспитания детей» в приюте работала заведующая А. Бушу-ева. Благодаря ее заботам в приюте была введена надлежащая дисциплина. День начинался зимой в 6 часов, а в теплое время в 5 часов утра.

Дети умывались, убирали кровати, исполняли молитву, которая пелась хором, повторяли уроки, завтракали и отправлялись в Бобинскую земскую школу, кроме двух дежурных, обязанных вести домашнее хозяйство. По возвращении из школы обедали, готовили уроки. Воспитанницы приюта обучались рукоделию: кройке, вязанию, вышиванию, стирке и глажению белья, ведению хозяйства, приготовлению пищи и выпечке хлеба. Мальчики обучались плетению корзин. В теплое время года дети много работали в огороде. В 1907 г. в приюте была открыта библиотека; для ее нужд поступили пожертвования от крестьянина Вшивцева (50 р.). Приют воспитал немало достойных людей. Например, здесь воспитывался будущий Герой Советского Союза Павел Алексеевич Скопин (1902-1967), известный художник Геннадий Николаевич Бушмелев (1903-1973) и др.

Среди учреждений по призрению сирот и обездоленных детей заметный след оставили те, которые находились под покровительством царской семьи, в том числе так называемые Ольгинс-кие детские приюты трудолюбия. История этих приютов ведет свое начало с 1895 г., когда «в ознаменование рождения Ее Императорского Величества княжны Ольги Николаевны, 10 ноября 1895 г. по повелению Николая II было учреждено на его собственные средства под Санкт-Петербургом «убежище для призрения детей обоего пола, остающихся в столице без призора и пристанища», с присвоением этому учреждению наименования «Ольгинский детский приют трудолюбия» и с передачею его в ведение попечительства о трудовой помощи, состоявшего под Августейшим покровительством Ея Императорского Величества государыни Императрицы Александры Федоровны» [14]. Дети пользовались призрением до передачи их на «надежное попечение» сельских обществ и частных лиц или до определения к каким-либо постоянным занятиям. В приюте обязательно занимались земледельческими работами, а также обучались Закону Божьему и грамоте. Санкт-Петербургский приют стал образцом для создания подобных приютов по всей России, но в гораздо более скромных размерах. К 1910 г. насчитывалось 36 таких приютов. В 1899-1900 гг. по случаю постигшего Поволжье неурожая возникли Ольгинские приюты в Казанской, Симбирской и Вятской губерниях. В поселке Ижевского завода (ныне г. Ижевск) детский приют был открыт в 1902 г., в поселке Можга Елабужского уезда - в 1899 г. Инициатором создания Можгинского приюта стал надворный советник из Санкт-Петербурга И. М. Поярков, привлекший солидных жертвователей: служителей церкви, земскую интеллигенцию, предпринимателей.

Средства, на которые существовали Ижев-ский и Можгинский приюты, имели следующие источники: пособия от комитета попечительства о делах трудолюбия и работных домах, от Вятского губернского и уездных земств, хлебом и деньгами - от крестьян уездов, членские взносы, продажа изделий воспитанников приюта, поступления от благотворительных спектаклей, устраивавшихся членами попечительского совета, пожертвования частных лиц [15]. Жизнь призреваемых была близка к крестьянскому образу жизни. В течение года воспитывались в приюте около 50 сирот. При приютах работали мастерские. Дети выполняли работы по уборке помещений, а также работали на хуторе, в огороде. Воспитанники посещали земскую школу. Главной заботой администрации составляло здоровье воспитанников, так как многие поступали в приют в запущенном состоянии. За детьми наблюдали земские врачи. Первые годы Ольгинские приюты имели достаточное количество средств от пожертвований. Тяжелые события русско-японской и первой мировой войн, революции усиливали народную бедность. Все больше детей становилось сиротами, а объем пожертвований резко сокращался. Вятское городское попечительство о бедных, Вятское губернское попечительство и другие общественные организации и благотворительные общества не занимались специально вопросами содержания образования и воспитания, а сосредоточивали свои усилия исключительно на оказании материальной помощи детям, и именно в этом проявлялись их просветительские устремления.

Вторым направлением благотворительности в Вятской губернии, имевшим ярко выраженный просветительский характер, выступала частная благотворительность. Добровольные частные пожертвования составляли 75% бюджета системы общественного призрения, в то время как на государственные структуры приходилось 25% [16]. Для вятских жителей была характерна добросердечность, проявлявшаяся, в частности, и в благотворительности. Эта замечательная черта характера вятчан с особой силой проявилась в годы тяжелых испытаний - в период Первой мировой войны. Открывшийся в июле 1914 г., практически одновременно с ее началом, Вятский учительский институт - первый институт на Вятской земле, в значительной степени существовал и развивался на средства, полученные от благотворительности, а также на средства земств, также собранные с населения. В Вятке постоянно проводился сбор пожертвований для организации детских приютов и на бесплатные обеды и завтраки малоимущим учащимся. В их пользу организовывались благотворительные вечера. В одном из таких вечеров принимали участие артис-

ты Императорского Московского Малого театра, гастролировавшего в Вятке. Нередко благотворительность в пользу просвещения делали рядовые граждане. Отставной коллежский асессор Н. И. Сарычев завещал городу дом на предмет устройства в нем детского приюта, проценты с капитала в 10000 р. духовному училищу, духовной семинарии и Вятской мужской гимназии на воспитание и образование детей-сирот, детей бедных родителей православного вероисповедания, а также сенокосные угодья в Щерби-нинской, Троицкой волостях и в Дымковской слободе. Чиновник Николай Васильевич Копи-ченко (1838-1893), занимавший в разные годы должности помощника секретаря Вятского губернского правления, начальника газетного стола и редактора неофициальной части «Вятских губернских ведомостей», секретаря Яранской уездной управы, завещал свое состояние и дом на благотворительные нужды; в доме он просил устроить богадельню для «престарелой женской прислуги».

Несмотря на то что в литературе сохранилось множество свидетельств о добровольных пожертвованиях со стороны рабочих и крестьян, представителей интеллигенции и военных, все-таки следует признать, что наиболее крупными благотворителями в рассматриваемый период были купцы. Современные исследователи (М. С. Судовиков, В. И. Кощеева и др.) убедительно доказывают, что среди вятского купечества было много достойных представителей, не дававших повода для использования их образов в качестве отрицательных персонажей А. Н. Островского, М. Е. Салтыкова-Щедрина - героев «темного царства». Это были люди, глубоко чтившие русские традиции творения добра. Батуевы, Стахеевы, Прозоровы, Клобуковы, Булычевы... Эти купеческие фамилии были широко известны всей России. В настоящее время они ассоциируются главным образом лишь в связи с осуществлявшейся ими коммерческой деятельностью, в то время как огромное значение их просветительской деятельности посредством благотворительности остается фактически нераскрытым в историко-педагогической науке. А ведь они относились к тем представителям купечества, кто не только занимал видное место в хозяйственно-экономической иерархии, но и с большим желанием откликался на просьбы о помощи в решении культурно-просветительных потребностей общества, отличаясь при этом удивительной энергией, получая радость и удовлетворение от вложения своей лепты в дело народного образования и культуры. В исторических исследованиях иногда встречается утверждение о том, что купечество облагалось налогом на общественные нужды, и поэтому нет необходимости позитивно оценивать их материальный

вклад в дело благотворительности. Однако следует иметь в виду, что подобное налогообложение составляло фактически символическую сумму (для купцов 1-й гильдии - 40-50 р., 2-й гильдии - 20-30 р., 3-й гильдии - 10-15 р.). Естественно, многие купцы и ограничивались этими обязательными платежами. Однако мы имеем в виду совсем других представителей купечества, а именно таких, что творили благо вовсе не по обязанности и вносили на дело благотворительности и просвещения гораздо большие суммы из нравственных и гражданских побуждений.

Материальную поддержку учебным заведениям вятские купцы оказывали и до расцвета благотворительности в стране, еще в первой половине XIX в. Так, в 1811 г. купец г. Уржума Вятской губернии Матвеев пожертвовал 5000 р. на открытие Вятской мужской гимназии, за что был удостоен золотой медали с надписью «За полезное» для ношения на шее на алой ленте. Сара-пульский священник 1-й гильдии Алексей Трофимович Шитов (1840-1904) за свои крупные пожертвования трижды был удостоен высочайшими указами золотых медалей. Двумя золотыми и одной серебряной медалью, орденом Анны 2-й степени был удостоен владелец кожевенного завода в г. Сарапуле купец 1-й гильдии Николай Васильевич Смагин (1850-1918), который возвел каменное здание детского приюта с домовой церковью, воскресную школу для взрослых. Его вклад в дело просвещения составил 200000 р. Более 200 тыс. р. составили благотворительные взносы почетного гражданина г. Елабуги купца 1-й гильдии Федора Григорьевича Чернова (1783-1869). До октября 1917 г. функционировал Елабужский попечительный комитет, заведовавший капиталом, пожертвованным Черновым на постройку школ и храмов.

Среди вятских купцов-благотворителей пальму первенства по размаху вложений в дело образования можно отдать Я. А. Прозорову (18161881), участие которого в культурно-просветительной жизни Вятки было огромно. Прежде всего, отметим его участие в материальном обеспечении строительства губернского театра («Вятского концертного зала»), на сцене которого в дальнейшем при его содействии нередко проводились благотворительные мероприятия (ставились спектакли и проходили концерты) в пользу «недостаточных учеников». После окончания строительства 29 мая 1878 г. был утвержден Устав общества владельцев Вятского концертного зала для заведования построенным на пожертвования частных лиц и губернского земства (ВГВ. 1878. № 48). Среди десяти членов Совета - и Прозоров (ВГВ. 1878. № 91), включенный в состав членов-учредителей в связи с внесением 350 р. на оборудование зала. Я. А. Прозоров мно-

го сделал для строительства и оснащения Алек-сандро-Невского собора. В отличие от многих благотворителей, делавших пусть и большие, но разовые пожертвования, Он имел четко выработанную систему накопления капиталов, использовавшихся только в благотворительных целях. В конторских книгах им выделялась особая статья - «счет благотворительности», на который отчислялись 10% с каждого рубля прибыли, причем хранившиеся на счете средства Прозоров принципиально не считал своей собственностью. Среди вятских благотворителей он выделялся большим вкладом именно в просвещение, дело воспитания и обучения ремеслу сирот и других нуждающихся. В 1866 г. он пожертвовал 15000 р. на устройство городского сиротского воспитательного приюта на 40 человек с последующим ежегодным в течение 10 лет внесением 1200 р., а также единовременным взносом в 3000 р. для устройства помещения приюта (ВГВ. 1866. № 2). 5 февраля 1870 г. предписанием № 1416 МВД Устав приюта был утвержден, он получил официальное название - «Дом призрения детей бедных граждан г. Вятки», а 2 июля был официально открыт. В нем содержались 40 мальчиков, которые, получая общее образование в уездном училище и гимназии, обучались столярному, слесарному, сапожному и портновскому ремеслам в специально оборудованных мастерских. Горожане называли приют «прозоровским», а сам Я. А. Прозоров получил статус его почетного попечителя. 10 декабря 1870 г. для упрочения существования приюта Прозоров жертвует 6796 р. на приобретение каменного двухэтажного здания по ул. Владимирская, 36 [17]. (В 1891 г. в приюте Т. Ф. Булычева, по примеру прозоровского приюта, также были открыты ремесленные мастерские.) В 1871 г. Я. А. Прозоров покупает и спустя три года передает каменный дом по ул. Московской, д. 30, Вятскому благотворительному обществу под ремесленный приют для девочек.

В мае 1878 г. министр народного просвещения Д. А. Толстой посетил Вятку. «Его сиятельство изволил осматривать гимназии мужскую и женскую, духовную семинарию, уездное училище, ремесленный детский приют и земское училище», писали «Вятские губернские ведомости». (ВГВ. 1878. № 42). В ходе посещения министром учебных заведений выяснилось, что уездное училище не преобразовано в городское училище по причине отсутствия подходящего для этой цели помещения. Я. А. Прозоров, присутствовавший при этом разговоре, незамедлительно изъявил желание пожертвовать на эту цель один из своих лучших домов, который арендовал «Волж-ско-Камский банк». Само здание стоило не менее 30000 р., к тому же значительную сумму приносила аренда. 2 октября 1879 г. здесь было от-

крыто четырехклассное городское училище. (ВГВ. 1879. 3 окт.). Через несколько лет это было лучшее учебное заведение города данной категории с высоким уровнем организации учебного процесса и воспитательной работы. (Ныне в этом здании располагается Кировский областной музей истории народного образования и редакция детской областной газеты «Я расту».)

Я. А. Прозоров также передал (по завещанию) в ведение епархиального женского училища одно из красивейших зданий города на ул. Николаевской (ныне Ленина), и поныне украшающее город. В своих воспоминаниях вятский вице-губернатор В. А. Ратьков-Рожнов писал, что «здешнее интеллигентское общество прозвало этот прозоровский дом "chateau rouge" - "красный замок"» [18]. В некрологе Прозорова отмечалось, что много пожертвований с его стороны совершалось тайно и «редкий бедняк не рассчитывал на его добрую помощь, множество лиц пользовалось от него пособиями: кто деньгами, кто мукой, кто квартирой» (ВГВ. 1881. 11 февр.). Его родственники также принимали участие в благотворительности в целях просвещения, хотя и не в таком объеме. Известно, что его брат Петр Алексеевич пожертвовал 1300 р. на устройство школы в родной деревне Зуевой Вятского уезда. Алексей Яковлевич Прозоров (1842-1914) был общественным почетным попечителем дома призрения г. Вятки, почетным старшиной Вятского детского приюта попечительства детских приютов Императрицы Марии Федоровны. В 1890 г. он открыл на родине матери в г. Лальске городское училище.

Т. Ф. Булычев (1847-1929) в 1889 г. на свои средства открыл дом призрения малолетних детей, содержал приюты, богадельни, был попечителем более десяти воспитательных и учебных заведений г. Вятки, в том числе Вятского духовного училища, общины сестер милосердия. Именно за деятельность в сфере благотворительности он был удостоен орденов святого Владимира IV степени, ордена Станислава II степени, ордена Святой Анны III степени, почетным знаком Красного Креста и другими наградами.

Немало благотворителей среди купцов было и в уездах Вятской губернии. 6 июня 1911 г. Яран-ская городская Дума единогласно постановила ходатайствовать перед правительством о присвоении гласному городской Думы яранскому купцу Федору Яковлевичу Рощину звания «Почетный гражданин Яранска». Ф. Я. Рощин происходил из крестьян Костромской губернии, Юрье-вецкого уезда, д. Савихи, 1841 года рождения. В 5 лет был отдан в подпаски, а потом стал подручным у дяди, торговавшим в Яранском и Ветлуж-ском уездах. Вскоре он открыл собственное дело -торговлю с лотка. Молодой купец сумел быстро

поставить дело на прочную основу. В 1870-х гг. он уже яранский купец, а в конце 1890-х - обладатель полумиллионного состояния. К началу ХХ в. торговлю вели его преемники, сам же Ро-щин сосредоточился на банковских операциях, состоял акционером товарищества И. Д. Сытина. Вышедший из самых низов и испытавший на себе все невзгоды, Рощин остался простым и добрым человеком. В голодный 1891 г. он закупил за пределами губернии большое количество хлеба и продавал его себе в убыток в Яранске, а также давал его «взаймы без отдачи». Более 25 лет состоял попечителем Мариинского детского приюта, которому передал 4000 р. В 1910 г. передал 3500 р. благотворительному обществу на постройку общежития и столовой, 1500 р. - на постройку дома трудолюбия. Когда в г. Яранске открывалась первая библиотека, он выкупил у мещанина Елькина личное книжное собрание за 100 р. и передал книги в открывавшуюся публичную библиотеку, а также обеспечил подписку ряда изданий. Ф. Я. Рощин выступил попечителем Знаменского земского училища, которому постоянно оказывал помощь в приобретении оборудования. На свои средства выстроил и обеспечил всем необходимым школу в родном селе Зарайском.

Таким же поборником просвещения выступил купец А. П. Суслопаров, на свои средства открывший в уездном г. Нолинске Вятской губернии реальное училище. Он содержал также духовное училище и ремесленную школу. Кроме того, он был попечителем женской гимназии.

В истории вятской благотворительности в сфере просвещения были и такие случаи, когда воля завещателя фактически нарушалась и завещанные на благотворительные цели средства не использовались по назначению. Это объяснялось тем, что нередко наследники крупных капиталов не разделяли благородных устремлений своих родителей. Так, после смерти богатого купца Г. Г. Солодовникова, завещавшего свой капитал в размере 35 млн р. на дело просвещения, длительное время не удавалось получить его для указанной цели. Наследники под разными предлогами отказывались передать его по назначению. За это время (с 1909 по 1917 г.) капитал возрос до 42 млн р. И только в апреле 1917 г. газета «Вятская речь» констатировала, что «дело сдвинулось с мертвой точки». Однако воспользоваться этим капиталом в целях благотворительности так и не удалось главным образом ввиду известных событий октября 1917 г.

В ряде мест Вятской губернии в пореформенный период процесс открытия учебных заведений проходил довольно активно. В эти годы в г. Елабуге насчитывалось 19 учебных заведений, что было сопоставимо с целым рядом губернских центров [19]. В большинстве своем общеоб-

разовательные и профессиональные учебные заведения открывались и содержались за счет государственной казны, земств и церкви. Но было и немало примеров добровольных, причем весьма значительных, пожертвований со стороны купцов, интеллигенции, зажиточной части крестьянства.

Общественная и частная благотворительность на дело просвещения были двумя важнейшими направлениями благотворительности в Вятской губернии в рассматриваемый период. Благотворительные общества и отдельные благотворители не занимались вопросами содержания образования и воспитания, а свои усилия сосредоточивали преимущественно на оказании материальной помощи делу образования и в этом проявлялась просветительская направленность их деятельности. В их деятельности, направленной на развитие дела просвещения и повышение уровня региональной образовательной среды, превалировали такие показатели просветительства, как оказание материальной помощи, плодотворная деятельность по открытию школ и других учебных заведений, библиотек. Кроме того, важно отметить, что благотворители своим примером утверждали в обществе важность идеи постоянной меценатской помощи делу образования. Добровольные частные пожертвования, составлявшие большую часть благотворительных сборов, выступали своего рода показателем широты души вятчан, свидетельством их заботы о развитии культуры и просвещения в родном крае. Благородные деяния лучшей части российских предпринимателей, других граждан, организаций и обществ, выступавших в качестве благотворителей, создавали определенную материальную и духовную базу для развития просвещения в различных городах и населенных пунктах Вятской губернии и по всей России, что, в свою очередь, способствовало формированию более развитой региональной образовательной среды. Благотворители выступали в качестве просветителей, а благотворительные организации были, по существу, в значительной степени благотворительными.

Как частные благотворители, так и благотворительные организации сыграли важную роль в развитии образования в Вятской губернии со второй половины XIX века по Октябрь 1917 г. Пожертвования купцов и промышленников, предпринимателей и рядовых граждан, а также деятельность различных благотворительных обществ создавали материальную основу для развития просвещения, без чего было бы невозможно развитие образования в исследуемом регионе и была бы крайне затруднена деятельность педагогов-просветителей. Благодаря усилиям благотворителей-просветителей в процессе исторического

развития постепенно преодолевалось многовековое отставание России в области образования, особенно выраженное в провинции.

Примечания

1. Благотворительные учреждения Российской империи: в 3 т. СПб., 1900; Благотворительницы-женщины первых веков христианства: в 6 т. Тверь, 1861; Благотворительность в России: в 2 т. СПб., 1907; Благотворительные общества при санкт-петербургских городских больницах, родильных приютах и начальных училищах. СПб, 1892; Власов П. В. Благотворительность и милосердие в России. М., 2001.

2. Вятское Братство во имя Святителя и Чудотворца Николая в 1911-1912 отчетном году. Вятка, 1913; Кондратьева Г. В. Частная благотворительность в сфере просвещения (XIX в. ) // Педагогика. 2002. № 9. С. 83-87.

3. Вятское Братство...

4. Касанов С. А. Из истории Вятской благотворительности. Киров, 2003. С. 26.

5. Там же. С. 81.

6. Там же. С. 23.

7. Помелов В. Б. Педагоги и психологи Вятского края. Киров, 1993. С. 3.

8. Просветительные и ремесленные учреждения в «Доме инвалидов и сирот Великой войны 1914 года» в г. Вятке // Вятская речь. 1916. № 10 (14 янв.) С. 3.

9. Краткий отчет о деятельности Дамского Благотворительного Комитета при Братстве Святителя и

Чудотворца Николая с 6 сентября 1915 г. по 1 октября 1916 г. // Вятские епархиальные ведомости (ВЕВ). 1916. № 46-47. С. 955-960. С. 957.

10. Трейтер В. А. Отчет городского попечительства о бедных г. Вятки за 1899-1900 гг. Вятка, 1902. С. 9.

11. Государственный архив Кировской области (ГАКО). Ф. 626. Оп. 14. Д. 36.

12. Тимкин Ю. Н. Демократическая власть и вятское общество в 1917 году // Власть и общество: материалы науч. конф. / ред. В. Е. Мусихин. Киров, 1998. С. 60-78.

13. Помелов В. Б. Указ. соч. С. 34.

14. Ольгинские детские приюты трудолюбия. 18951910. СПб., 1911. С. 3.

15. Гай И. А. Ольгинские детские приюты трудолюбия в пос. Ижевский завод и в с. Можга в конце С1С - начале СС вв. // Исторический факультет: история, современное состояние и перспективы / ред. Т. Н. Ефремов. Ижевск, 1996. С. 29-30.

16. Россия. 1913 год: Статистико-документальный справочник. СПб., 1995. С. 381.

17. ГАКО. Ф. 630. Оп. 1. Д. 356. Л. 7, 10, 159.

18. Ратьков-Рожнов В. А. Выдающийся благотворитель г. Вятки Яков Алексеевич Прозоров. Вятка, 1896.

19. Берсон М. С. Просвещение в Елабуге: прошлое и настоящее // Вятская земля в прошлом и настоящем: в 2 т.: материалы регион. науч. конф. / ред. Е. И. Ки-рюхина. Киров, 1992. Т. 1. С. 200-202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.