Научная статья на тему 'Социальная благотворительность в Прикамье в XIX начале XX в'

Социальная благотворительность в Прикамье в XIX начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
402
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / БОГАДЕЛЬНИ / ДЕТСКИЕ ПРИЮТЫ / ДЕНЕЖНЫЕ ПОЖЕРТВОВАНИЯ / CHARITY / ALMSHOUSE / ORPHANAGES / DONATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ермаков Владимир Васильевич

В статье рассматриваются вопросы благотворительной деятельности в отношении наиболее бедных слоев общества престарелых, инвалидов, детей-сирот. Эта деятельность осуществлялась в основном на частные средства и была направлена на создание богаделен, детских приютов, предоставление денежных пособий и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issues of charity among old, disabled veterans, orphans. This activity was realized mainly on private means and consisted in establishing almshouses, orphanages, rendering subsidies and so on.

Текст научной работы на тему «Социальная благотворительность в Прикамье в XIX начале XX в»

Владимир ЕРМАКОВ

СОЦИАЛЬНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ПРИКАМЬЕ В XIX - НАЧАЛЕ XX в.

В статье рассматриваются вопросы благотворительной деятельности в отношении наиболее бедных слоев общества - престарелых, инвалидов, детей-сирот. Эта деятельность осуществлялась в основном на частные средства и была направлена на создание богаделен, детских приютов, предоставление денежных пособий и тд.

The article deals with the issues of charity among old, disabled veterans, orphans. This activity was realized mainly on private means and consisted in establishing almshouses, orphanages, rendering subsidies and so on.

Ключевые слова:

благотворительность, богадельни, детские приюты, денежные пожертвования; charity, almshouse, orphanages, donation.

Социальная поддержка наименее защищенной части насе -ления (инвалидов, престарелых, детей - сирот и т.п.) во все времена составляла одну из самых насущных, ответственных и нравственных задач общества и государства. Изучение истори -ческого опыта в этой сфере в современных условиях представляет большой интерес.

Основы социальной благотворительности были заложены в Прикамье в середине XIX в. Купец г. Елабуги (Вятская губер -ния), потомственный почетный гражданин Ф.Г. Чернов в 1859 г. основал на свои средства приют для детей - сирот, названный Александринским. В пореформенный период важным элемен -том социальной защиты неимущего населения были богадельни. Одной из первых в Прикамье (в 1869 г.) была открыта богадельня в г. Чистополе. Она размещалась в каменном двухэтажном зда -нии, пожертвованном для этой цели купцом Г.А. Поляковым. Содержалась богадельня за счет части прибыли Чистопольского общественного и Григория Полякова банка. За первые 25 лет суще -ствования (1864—1889 гг.) из прибылей банка в пользу богадельни было перечислено 92 654 руб.1 Крупные пожертвования (более 21 000 руб.) в этот период сделали также чистопольские купцы — потомственный почетный гражданин Е.И. Чукашев, коммерции советник В.Л. Челышев, потомственный почетный гражданин И.Л. Мешкичев, И.Ф. Котельников, И.В. Остолоповский. Власти г. Чистополя выделили на эти цели 5 000 руб.2

Все эти вложения существенно расширили возможности бога дельни, первоначально рассчитанной на 30 чел. В 1891 г. в ней содер -жались 19 муж. и 37 жен., в 1892 г. — 20 муж. и 38 жен.3 Большинство из них (47 чел.) были чистопольскими мещанами, остальные — из крестьян и отставных солдат. Содержание одного призреваемого обходилось примерно в 58 руб. в год.

К православным праздникам частные лица жертвовали в пользу призреваемых небольшие суммы денег, а также продукты питания, восковые свечи. Правление богадельни, в свою очередь, регулярно ЕРМАКОВ выделяло деньги (от 1 до 3 руб.) наиболее нуждавшимся гражданам

Владимир г. Чистополя (слепым, многодетным матерям, инвалидам и т.д.).

Васильевич - Кроме того, некоторым из них разрешалось питаться при бога -

к.и.н., доцент, дельне.

заведующий ____________

иаФедрой 1 Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ), ф. 1, оп. 3, д. 8111,

экоавмической л. 6.

теории ЛЛНЭКА 2 НАРТ, ф. 1, оп. 3, д. 9094, л. 303об.

3v.ermakov@maiLru 3 НАРТ, ф. 1, оп. 3, д. 9094, л. 304.

В 1904 г. в богадельне призревалось 20 мужчин и 37 женщин. Расходы на их содержание за год составили около 4 600 руб. Капитал, принадлежавший бога -дельне, исчислялся суммой 31 389 руб., а стоимость движимого и недвижимого имущества — 11 550 руб.1 Помимо взрос -лых, в приюте при ней содержалось около 20 девочек из наиболее бедных семей.

В начале XX в. вдова коммерции совет -ника В.Л. Челышева Екатерина Челышева изъявила желание учредить в г. Чистополе на свои средства богадельню на 15 кро -ватей для женщин старообрядок помор ского согласия. В пользу богадельни Е.В. Челышева передавала каменный дом с расположенной в нем моленной, а также разнообразные хозяйственные постройки. Управлял ее делами комитет (из 4 чел., раскольников) и смотрительница. Самой Е.В. Челышевой было присвоено звание почетной попечительницы.

В другом городе Казанской губернии, Лаишеве, возможность открыть бога -дельню появилась в 1881 г., когда меща -нин Н.З. Москательников пожертвовал на эти цели двухэтажный деревянный дом и капитал в 14 тыс. руб., на проценты с которого богадельня должна была содер жаться2.

Открытие Лаишевской женской бога -дельни состоялось 1 марта 1882 г. Городское общество взяло на себя часть расходов (700 руб. в год) на ремонт и страхование богадельни. В 1904 г. в ее стенах находили приют 16 женщин. Председателем комис сии по заведованию богадельней являлся купец И.Д. Новоспасский, членами комиссии — купец Я.А. Носков и мещанин А.П. Беляев. В это же время в г. Лаишеве действовала также городская обществен ная мужская богадельня, где размещалось

20 мужчин3.

3 сентября 1900 г. в г. Лаишеве начало действовать попечительное общество о Доме трудолюбия. Цель этого общества определялась так: «оказывать срочную, по возможности недолговременную помощь бездомным, выпущенным из больниц и не имеющим еще заработка, освобожденным из мест заключения по отбытии наказания и всем вообще впавшим в крайнюю бедность, посредством предоставления им

1 НАРТ, ф. 359, оп. 1, д. 425, л. 15.

2 НАРТ, ф. 1, оп. 3, д. 5164, л. 2-3.

3 НАРТ, ф. 359, оп. 1, д. 425, л. 19-20.

труда и приюта до более прочного устрой ства их судьбы»4.

В качестве учредителей попечительного общества о Доме трудолюбия выступило 39 чел., в т.ч. уездный предводитель дворян -ства, городской голова, уездный исправ -ник и др. Решение финансовой стороны проблемы во многом взяли на себя лаишев -ские купцы — М.Л. Захаров, С.С. Титов, Е.С. Фурутин, И.А. Морозов, Я.А. Носков, Я.Ф. Максимов, И.Д. Новоспасский5. Общество находилось в ведении попечи тельства о домах трудолюбия и работных домах, состоявшего под покровительством императрицы Александры Федоровны.

В селениях Лаишевского уезда две богадельни были созданы и содер жались на средства землевладельцев. Первая из них (на 6 чел.) была учреждена М.П. Евсевьевой в с. Пановка, вторая (на

4 чел.) — Е.Н. Жадовской в с. Урахча6.

В г. Елабуге открытие женской бога дельни состоялось 16 декабря 1876 г. Размещалась она в каменном доме, имела домовую церковь. Содержалась богадельня на проценты с капитала в 100 050 руб., пожертвованного купцом 1 й гильдии И.И. Стахеевым. В 1877 г. в ней размещалось 40 женщин, в 1878 г. — 45, в 1879 и 1880 гг. — по 39. В богадельне они бесплатно получали кров, питание и одежду. Содержание женщин обходилось в среднем в 5 016 руб. в год7.

При Елабужской женской богадельне с самого начала действовало отделение для девочек - сирот. В 1877—1883 гг. их число составляло от 9 до 19 чел. Их содержание обеспечивалось на проценты с капитала в 10 000 руб., пожертвованного на эти цели И.И. Стахеевым8. Помимо призрения, девочки сироты обучались по программе начальных народных училищ, а также рукоделию.

Капитал И.И. Стахеева на содержа ние богадельни (в 1886 г. — 110 тыс. руб.) был значительно увеличен его братом Д.И. Стахеевым. 17 марта 1886 г. он пере дал в Елабужскую городскую управу 40 тыс. руб., из которых 25 тыс. руб. должны были быть присоединены к основному капиталу богадельни, а 15 тыс. руб. — использованы

4 НАРТ, ф. 1, оп. 3, д. 11515, л. 12.

5 НАРТ, ф. 1, оп. 3, д. 11515, л. 12.

6 НАРТ, ф. 359, оп. 1, д. 528, л. 50.

7 Государственный архив Кировской области (ГАКО), ф. 574, оп. 1, д. 987, л. 111-111(об).

8 ГАКО, ф. 574, оп. 1, д. 987, л. 114.

для капитального ремонта зданий самого учреждения и церкви при ней.

В начале XX в. женская богадельня в г. Елабуге продолжала успешно функцио нировать. В 1904 г. в ней призревалось 68 взрослых и 26 малолетних лиц женского пола. Капитал, на проценты с которого содержалась богадельня, в это время составлял 146 800 руб.1

В 1888 г. на частные пожертвования в г. Елабуге был учрежден Дом призрения неимущих обоего пола и мальчиков - сирот. При нем была устроена домовая церковь. В 1903 г. в Доме призрения находились:

21 мужчина, 30 женщин и 29 мальчиков. Содержались они на проценты с капитала в 97 800 руб., пожертвованного торговым домом «Григорий Стахеев сыновья», а также на ежегодное пособие (1 000 руб.) от Благотворительного комитета им. И.И. и Д.И. Стахеевых. В 1903 г., например, годо -вой расход составил 4 957 руб.2 Мальчики обучались грамоте в школе и ремеслу - в сапожной мастерской.

В начале XX в. потомственная почетная гражданка О.А. Стахеева выделила капи -тал (80 000 руб.) на постройку каменного здания для Дома призрения и церкви при нем3. Строительство осуществлялось уже в условиях Первой мировой войны.

Забота о детях- сиротах осуществлялась чаще всего путем создания детских прию тов. В г. Елабуге с 1859 г. успешно функцио -нировал Александринский детский приют. Капитал Ф.Г. Чернова, на проценты с кото -рого содержался приют, первоначально составлял 33 050 руб.4 Ежегодные отчис -ления из прибыли Елабужского обще ственного банка, финансовые пожертво вания елабужских купцов (И.И. Стахеева, Д.И. Стахеева и др.) значительно умно жили этот капитал. В апреле 1909 г., когда в г. Елабуге было торжественно отмечено 50-летие Александринского детского приюта, его неприкосновенный капитал составлял 214 150 руб.5. Значительно укре -пилась и его материальная база.

В приюте постоянно находилось от 50 до 60 девочек, преимущественно круглых сирот и детей из бедных семей. Здесь они бесплатно получали пищу и одежду, обу

1 ГАКО, ф. 574, оп. 2, д. 516, л. 205(об).

2 ГАКО, ф. 574, оп. 2, д. 516, л. 206.

3 ГАКО, ф. 176, оп. 1, д. 1813, л. 25(об).

4 Памятная книжка Вятской губернии на 1866 и 1867 годы. - Вятка, 1866, с. 244.

5 Камско - Волжская речь, 1909, 1 мая, с. 4.

чались по программе начальной школы, а также рукоделию — шитью, вышивке, плетению кружев. При выпуске из приюта воспитанницы, отличившиеся в учебе и поведении, получали от попечителей еди новременные выплаты в размере от 20 до 35 руб.

Весной 1890 г. известные своей бла -готворительностью елабужские купцы Ф.П. Гирбасов и И.Г. Стахеев с целью искоренения нищенства и для призре ния малолетних детей выступили с ини циативой учредить в г. Елабуге Дом тру долюбия для малолетних нищих. При этом Ф.П. Гирбасов жертвовал для этого двухэтажный дом, а И.Г. Стахеев обязался содержать это учреждение, выделяя до 2 тыс. руб. в год6.

В 1890 г. Дом трудолюбия начал функци онировать. И.Г. Стахеев собрал в г. Елабуге малолетних нищих (около 40 чел.), содер -жал их с помощью наемного персонала за свой счет, предоставил возможность обу чаться в земских начальных училищах. Елабужский уездный исправник в рапорте вятскому губернатору высоко оценивал эти действия благотворителей, которые, «во - первых, избавили город от нищенства, а во - вторых, спасут быть может не один десяток молодых людей от нищенства и порока»7. При Доме трудолюбия была организована ремесленная мастерская, в которой мальчики обучались сапожному мастерству.

Приютские учреждения для детей воз никали и в других городах Прикамья. В г. Чистополе к 1893 г. на средства Чистопольской городской думы, купца И.Ф. Котельникова и других частных лиц для организации детского приюта были выстроены два каменных здания, собран капитал, необходимый для его функцио нирования - 17 070 руб. Высочайшим повелением от 11 декабря 1893 г. было разрешено открыть в г. Чистополе дет ский приют для девочек, наименовав его Мариинским - в честь государыни импе ратрицы. Для заведывания его делами учреждалось уездное попечительство детских приютов во главе с городским головой8. В начале XX в. активно обсуждался вопрос об открытии в городе еще

6 Вятские губернские ведомости, 1890, 17 марта, с. 4.

7 ГАКО, ф. 582, оп. 98, д. 110, л. 2(об).

8 ПСЗРИ. Собр. 3-е. Т. XIII. — СПб., 1897, с. 640.

одного детского приюта. Для этого тре -бовались немалые средства — 15 тыс. руб. Проблема была решена, когда большую часть этих средств (8 тыс. руб.) выделила Е.В. Челышева — вдова коммерции совет ника В.Л. Челышева1. Приют был открыт в 1904 г. и был назван Убежищем для бед ных мальчиков.

Лаишевская городская дума на своем заседании 10 февраля 1911 г. обсуждала вопрос об открытии детского приюта в память 50 летия освобождения крестьян от крепостной зависимости. Город выде лял для этого учреждения помещение. Содержаться же он должен был на про центы с капитала, пожертвованного на эти цели купцами Максимовым (10 тыс. руб.) и Макашиным (5 тыс. руб.)2. В Лаишевском уезде два приюта — в с. Алексеевском (на 23 девочки) и в дер. Бутлеровке (на 25 мальчиков) — были учреждены землевла дельцем Н.А. Казем - Беком при участии земства. Содержание этих приютов обхо дилось более чем в 6 тыс. руб. в год3.

Помощь бедным в городах и уездах Прикамья осуществлялась и напрямую. Так, в г. Елабуге при учреждении город ского общественного банка (1868 г.) купец И.И. Стахеев вложил в него «на вечные времена» 5 900 руб., проценты с которых ежегодно должны были раздаваться бед нейшим жителям г. Елабуги перед празд никами Рождества Христова и Пасхи4.

В дальнейшем масштабы помощи не -имущим многократно возросли. Для этого И.И. Стахеев выделил особый капитал (100 тыс. руб.), проценты от которого должны

1 НАРТ, ф. 1, оп. 4, д. 920, л. 4об.

2 Камско- Волжская речь, 1911, 15 февраля, с. 5.

3 НАРТ, ф. 359, оп. 1, д. 528, л. 50.

4 Вятские губернские ведомости, 1867, №47,

с. 377.

были раздаваться в виде пособий бедным городским жителям (от 15 до 50 руб. на семью). Только с 1879 по 1886 г. из этого капитала бедным гражданам было роз дано 39 424 руб.5 В начале XX в. эту работу осуществляло городское попечительство о бедных. В 1903 г., например, пособие на сумму 1 962 руб. получили 262 чел.6

В г. Чистополе многие купцы, особенно из числа старообрядцев, часто раздавали неимущим продукты питания, устраи вали для них бесплатные обеды. Кроме того, там сложилась своеобразная форма поддержки бедных. В здании городской управы ежегодно проводилась жеребьевка по выдаче пособий бедным девушкам, выходившим замуж. Для этого использо -вались проценты с капитала в 2 000 руб., пожертвованного А.Я. Щербаковым спе -циально для этой цели. Из нескольких десятков претенденток пособие (от 80 до 90 руб.) доставалось одной бедной неве -сте, причем жительнице не только города, но и селений Чистопольского уезда7.

Таким образом, к началу XX в. в Прикамье была создана определенная система социальной защиты неимущих слоев населения. Ее формирование и успешное функционирование явилось результатом совместных усилий предпри нимателей и местных властей.

5 Отчет Елабужского комитета, учрежденного для заведывания и распределения процентов с капиталов, пожертвованных потомственным почетным гражданином И.И. Стахеевым на раз -ные цели благотворительности, за период с 21 марта 1879 г. по 1886 г. - Елабуга, 1889, с. 4-13; ГАКО, ф. 574, оп. 1, д. 1230, л. 62.

6 ГАКО, ф. 574, оп. 2, д. 516, д. 206.

7 Казанский биржевой листок, 1891, 11 февраля, с. 2; Камско Волжская речь, 1917, 17 февраля, с. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.