Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНКЛЮЗИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДЕТИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / INTEGRATION / INCLUSION / CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыплакова Светлана Анатольевна, Быстрова Наталья Васильевна, Филатова Елена Владимировна

В статье раскрывается одна из важнейших задач государства - реализация права людей с ограниченными возможностями здоровья на получение общего образования наравне с остальными гражданами. В ряде государственных нормативов обозначено, что наиболее эффективным видом совместного обучения является модель инклюзивного образования. Инклюзия дает возможность получить необходимые знания каждому человеку в требуемом для него объеме, с учетом физического и психического состояния. Целью статьи является анализ проблем возникающих в процессе образования у инвалидов и лиц с ОВЗ. Актуальность статьи определяется наличием значительного числа детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в Российской Федерации, а также необходимостью разработки и внедрения в практику образовательных организаций новых подходов и образовательных технологий, повышающих эффективность обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цыплакова Светлана Анатольевна, Быстрова Наталья Васильевна, Филатова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL INTEGRATION OF STUDENTS WITH DISABLED HEALTH OPPORTUNITIES IN AN INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article reveals one of the most important tasks of the state - the realization of the right of people with disabilities to receive a general education on an equal basis with other citizens. A number of government regulations indicate that the most effective form of joint learning is the model of inclusive education. Inclusion makes it possible to obtain the necessary knowledge for each person in the volume required for him, taking into account the physical and mental state. The purpose of the article is to analyze the problems arising in the process of education in people with disabilities and people with disabilities. The relevance of the article is determined by the presence of a significant number of children with disabilities and people with disabilities in the Russian Federation, as well as the need to develop and implement new approaches and educational technologies in the practice of educational organizations that increase the effectiveness of education.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

7. Образование в условиях формирования нового типа культуры: материалы круглого стола (г. Санкт-Петербург, 24 янв., 17 февр. 2003 г). СПб.: СПбГУП, 2003. - 132 с.

8. Руденский Е.В. Основы психотехники общения менеджера: Учебное пособие / Е.В. Руденский. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. - 438 с.

9. Шхапацева М.Х. Особенности развития речевой культуры юристов в современный период становления общественного устройства / М.Х. Шхапацева, О.О. Айвазян //PARADIGMATAPOZNANI». -Prague. - 2016. - № 3. - С. 23-27.

10. Якушева С.Д. Формирование эстетической культуры студентов колледжа. Монография / С.Д. Якушева. - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. - 173 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Филатова Елена Владимировна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В статье раскрывается одна из важнейших задач государства - реализация права людей с ограниченными возможностями здоровья на получение общего образования наравне с остальными гражданами. В ряде государственных нормативов обозначено, что наиболее эффективным видом совместного обучения является модель инклюзивного образования. Инклюзия дает возможность получить необходимые знания каждому человеку в требуемом для него объеме, с учетом физического и психического состояния. Целью статьи является анализ проблем возникающих в процессе образования у инвалидов и лиц с ОВЗ. Актуальность статьи определяется наличием значительного числа детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в Российской Федерации, а также необходимостью разработки и внедрения в практику образовательных организаций новых подходов и образовательных технологий, повышающих эффективность обучения.

Ключевые слова: интеграция, инклюзия, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с инвалидностью.

Annotation. The article reveals one of the most important tasks of the state - the realization of the right of people with disabilities to receive a general education on an equal basis with other citizens. A number of government regulations indicate that the most effective form of joint learning is the model of inclusive education. Inclusion makes it possible to obtain the necessary knowledge for each person in the volume required for him, taking into account the physical and mental state. The purpose of the article is to analyze the problems arising in the process of education in people with disabilities and people with disabilities. The relevance of the article is determined by the presence of a significant number of children with disabilities and people with disabilities in the Russian Federation, as well as the need to develop and implement new approaches and educational technologies in the practice of educational organizations that increase the effectiveness of education.

Keywords: integration, inclusion, children with disabilities, children with disabilities.

Введение. Одной из самых важных тенденций в современном образовании в Российской Федерации является внимание к особым детям. Особенными детьми принято считать как детей, отстающих в развитии, так и детей, чьи способности значительно выше средних. Но в более пристальном внимании педагогов нуждаются дети с ограниченными возможностями здоровья, которым для получения доступного образования необходимо создать специальные условия. В отличие от нормально развивающихся сверстников такие дети не способны в полном объеме уяснить смысл человеческих отношений, для них характерна бедность контактов с ровесниками и взрослыми, недоступен ряд культурных ценностей, зачастую ограничена мобильность [4].

Пункт 4 статьи 79 Закона Об образовании в Российской Федерации гласит, что образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность [1]. Принятые федеральные государственные образовательные стандарты для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья и для детей с интеллектуальными нарушениями предусматривают различные варианты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы. При таком подходе к образованию каждый ребенок может получить своевременную помощь в развитии и обучении, социализации и адаптации в современном обществе. Ограничения жизнедеятельности, не позволявшие обучающимся ранее получать даже общее среднее образование, с внедрением дистанционных методов обучения и инклюзивного образования не являются препятствием для получения не только полного среднего, но и высшего образования [7].

Изложение основного материала статьи. К детям-инвалидам, согласно законодательству РФ относятся несовершеннолетние граждане, имеющие стойкие нарушения функций организма в силу врожденных или приобретенных заболеваний и признанные в уставленном порядке бюро медико-социальной экспертизы инвалидами. В современном российском законодательстве об образовании, помимо термина «ребенок-инвалид» используется также понятие «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья». К ним относятся физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования

без создания специальных условий. Указанные понятия частично перекрывают друг друга, но не тождественны.

Одной из основных проблем инвалидов является здоровье. В качестве показателей состояния здоровья используется снижение качества жизнедеятельности, которое испытывает инвалид. Нередко, наряду с заболеванием, ставшим причиной инвалидности, появляются новые хронические заболевания (суставные, сердечнососудистые), понижение слуха, зрения, ортопедические проблемы, обостряются старые. Родители, воспитывающие детей-инвалидов обеспокоены своим материальным положением, высокой стоимостью лекарственных средств. Нехватка средств у родителей порождает неуверенность в завтрашнем дне, что также оказывает негативное воздействие на здоровье и настроение детей [14].

На втором месте после проблем со здоровьем, для инвалидов, особенно ограниченных в передвижении стоит проблема одиночества, особенно остро переживаемая в подростковом возрасте. Одиночество - это социально-психологическое состояние, характеризующееся узостью или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностью и эмоциональной не вовлеченностью индивида [10].

Самочувствие инвалидов, в значительной мере зависит от сложившейся атмосферы в семье -доброжелательной или недоброжелательной. Меняется уклад их жизни, восприятие своего окружения и отношение к нездоровому ребенку. От атмосферы в доме, созданной взрослыми, зависит дальнейшее развитие и воспитание ребенка как личности, его адаптация в обществе.

Самым трудным для семьи является принятие ребенка таким, какой он есть. Особенно важна объективная оценка его состояния с целью создания наилучших условий для воспитания и всестороннего развития. Нередко ребенок ощущает свою неполноценность в большей мере из-за негативного настроения родителей или других членов семьи - именно в этом и заключается основная проблема социально-психологической помощи детям с ограниченными возможностями. Родители испытывают сильное чувство вины перед своим ребенком за то, что не смогли его обеспечить здоровьем с самого рождения (оградить от заболевания или несчастного случая в раннем детстве). Постоянные переживания, беспокойство за судьбу сына или дочери приводят к тому, что родители становятся более внимательны и придирчивы к его воспитанию и развитию. Установка на «тепличный» уход за ребенком - главное в такой семье: стремясь во всём удовлетворить его потребности и желания, мамы и папы превращаются в гиперопекающих, сверхисполнительных «сиделок». В то же время жизнь всей семьи выстраивается вокруг ребенка и его заболевания [7].

В этом случае с раннего детства ребенок растет эгоистом, таким «домашним тираном», уяснив себе, что всё и вся подчиняются его потребностям и капризам. Такие дети не владеют навыками самообслуживания и не выполняют даже то, что вполне способны делать самостоятельно. Эта модель называется «охранительным воспитанием»: дети беспомощны, пассивны, лишены каких-либо стремлений в общении с другими, в овладении различными навыками. По сути, родители сами искусственно изолируют ребенка от общения с окружающим миром, оставляя его наедине с самими собой, его болезнью и врачами. В результате они тормозят развитие ребенка.

В противоположном случае речь идет о модели «равнодушного воспитания», когда вина приводит взрослых к эмоциональному отвержению ребенка- инвалида. Тогда проблемы развития просто игнорируются, мама и папа якобы не признают физического дефекта (недуга), не проявляют озабоченности. Ребенок же ощущает свою ненужность, отвергнутость родными и, в конце концов, одиночество. При этом он лучше адаптирован к непростым условиям жизни (без помощи взрослых узнает новое, многое делает самостоятельно), однако к родным и чужим людям он недоверчив и равнодушен [8].

Иногда родители сознательно преуменьшают патологию ребенка, считая, что так они помогают ему позитивно и оптимистично воспринимать себя и свои проблемы. Однако впоследствии, когда ребенок узнает и оценит свои возможности сам, он испытает тяжелейший стресс. Ведь реальность не будет соответствовать его уже сложившимся представлениям. В результате опять произойдет изоляция от социума, замкнутость и обострение чувства собственной неполноценности.

Можно выделить несколько главных направлений развития личности этих детей. Во-первых, важно воспитывать в ребенке принятие себя и своих проблем со здоровьем. Необходимо воспитать у ребенка адекватное восприятие других людей.

Необходимо научить ребенка с инвалидностью принимать как данность существование детей и взрослых без подобных ему проблем. Для людей с ограниченными возможностями всегда непросто просить помощи у других, а если их не научили этому с детства, то ещё и очень болезненно. Но ведь это не просто желание и умение просить и принимать такую помощь - так выказывается доверие к людям и окружающему миру, проявляется возможность свободно общаться с другими, развиваться как личность и открывать всё новые стороны жизни, не погружаясь в болезнь и одиночество. А значит, будет и самое главное - вера в себя, способного преодолеть любые ограничения.

Очень часто родители не знают, как выстраивать правильные взаимоотношения с ребенком и на помощь приходят специалисты и образовательные организации. На базе образовательной организации создается психолого-педагогическое сопровождение содержащие следующие компоненты:

1. Раннее определение трудностей обучения и развития ребенка.

2. Систематический мониторинг актуального психолого-педагогического статуса ребенка, динамики развития в процессе обучения.

3. Оказание психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в обучении, развитии, социальной адаптации.

4. Создание специальных психолого-педагогических условий для сопровождения процесса обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

5. Определение динамики развития и эффективности результатов реализации индивидуального образовательного маршрута, в случае необходимости внесение изменений и дополнений.

6. Участие в разработке адаптированной основной общеобразовательной программы, реализации образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ.

7. Определение индивидуально допустимых (не превышающих пределы адаптационных возможностей ребенка) и максимально оптимальных образовательных методов и технологий.

8. Учет постепенного принятия родителями проблем ребенка.

Эффективность процесса социокультурной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть достигнута и за счет включения в образовательный процесс учреждений дополнительного образования; центров психолого-медико-социального сопровождения, центров детского творчества; семей, воспитывающих детей с ОВЗ и их одноклассников; создания воспитывающего, развивающего, социализирующего пространства в самих общеобразовательных организациях [13].

Актуальным направлением деятельности специалистов сопровождения является разработка и внедрение инновационных технологий комплексного сопровождения социокультурной интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях оптимального функционирования психолого-педагогического пространства общеобразовательной организации. Для этого необходимо решить следующие задачи:

- повысить уровень профессиональной компетентности педагогических работников в сфере работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования;

- увеличить число педагогических работников, использующих в педагогической практике инновационные технологии комплексной интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования;

- сформировать банк методических материалов для использования в диагностической, коррекционно-развивающей и образовательной деятельности учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей- логопедов и учителей-дефектологов в сфере работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования;

- сформировать навыки эффективной коммуникации у детей с ОВЗ со сверстниками нормативного варианта развития;

- увеличить число родителей, ориентированных на сотрудничество в вопросах комплексной интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования[12].

Выводы. В современной России наблюдается возрастающая тенденция активного включения в социальную жизнь лиц, имеющих инвалидность или ограниченные возможности здоровья. Этому способствует законодательное закрепление права получения образования (в том числе и высшего) для любого человека, имеющего особенности здоровья (ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 Об образовании в Российской Федерации). Процесс реализации инклюзии включает в себя следующие основные преимущества:

- обучающиеся с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде;

- в инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- в инклюзивной среде у обучающихся с особенностями развития улучшаются навыки, связанные с усвоением основной образовательной программы и академические достижения - социальное принятие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья группой сверстников[15].

Литература:

1. Артюшенко Н.П. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Томск, 2010. - 184 с.

2. Быстрова Н.В., Коняева Е.А., Цыплакова С.А. Проблемы профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 9. С. 56-71.

3. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А. Проблема социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 1 (33). С. 78-81.

4. Воеводина Е.В. Классификация моделей инвалидности в контексте условий высшего учебного заведения: адаптационный аспект // Сервис в России и за рубежом. 2010. № 2 (17). С. 9-14.

5. Волкова И.П. Психология социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения. - СПб: изд-во РГПУ им. А.И. Герена. - 2009.

6. Голиков Н.А. Ребенок-инвалид: обучение, развитие, оздоровление. Дети с особой миссией. Ростов н/Д.: Феникс, 2015. 428 с.

7. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учебное пособие. -М.: Приор, 2005. - 442 с.

8. Ефремова Г.И., Ковалева М.А., Бочковская И.А. Анализ состояния инклюзивной образовательной среды в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации / Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. - М.: МГППУ, 2015. С. 168-174.

9. Коняева Е.А., Цыплакова С.А., Баринова А.Н., Гриценко Н.Е. Исследование проблемы управления процессом профессиональной подготовки студентов в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-6. С. 245-251.

10. Плотникова Е.Е., Быстрова Н.В. Социально-педагогические условия профессиональной ориентации старшеклассников // Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19). С. 8.

11. Сайт Министерства труда и социальной защиты РФ [Электронный ресурс]. URL http://www.rosmintrud.ru/ (дата обращения - 28.01.2016 г.).

12. Сайт Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстата РФ) [Электронный ресурс]. URL http://www.gks.ru (дата обращения - 28.01.2016 г.).

13. Старобина, Е.М. Перечень профессий и специальностей, рекомендуемых для профессиональной подготовки инвалидов в учебных заведениях профессионального образования. Агрба. - Санкт-Петербург: СПб НЦЭПР им. Альбрехта, 2000. - 68 с.

14. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] // СПС «Консультант +» [сайт]. URL: http://www.consultant.ru / document/cons_doc_LAW_140174/ (датаобращения: 09.11.2016).

15. Федеральный закон №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2015) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант +» [сайт]. URL: http://www.consultant.ru /document/ _dok_LAW_166137/ (дата обращения: 09.11.2016).

16. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Тюмина Н.С., Сергеева Д.С. Проектирование учебной деятельности студентов вуза // Школа будущего. 2018. № 1. С. 97-103.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Выстороп Ольга Георгиевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Аннотация. В данной статье авторами рассматривается исследование социальной адаптации иностранных студентов в вузе. Определено, что процесс социальной адаптации является многогранным, поэтапным, и различается по видам. С помощью социального исследования авторами выявлены проблемы процесса адаптации иностранных студентов, такие как: трудности в освоении профессиональной терминологии; трудности межкультурного общения; отсутствие мотивации к участию в межкультурных мероприятиях. Авторами разработан педагогический проект, нацеленный на ускорение социальной адаптации иностранных студентов в ВУЗе, на примере факультета социально-технических сервисов НГПУ им.К. Минина. Определено, что сложнее всего иностранным студентам учиться в университете, отдыхать, общаться с руководством, общаться с другими людьми. Таким образом, явно выявлены проблемы в межличностном общении, а также проблемы с досугом.

Ключевые слова: профессиональное обучение, социальная адаптация.

Annotation. In this article, the authors consider a study of the social adaptation of foreign students at a university. It is determined that the process of social adaptation is multifaceted, phased, and varies by type. Using social research, the authors identified problems in the process of adaptation of foreign students, such as: difficulties in mastering professional terminology; difficulties in intercultural communication; lack of motivation to participate in intercultural activities. The authors developed a pedagogical project aimed at accelerating the social adaptation of foreign students at a university, using the example of the faculty of social and technical services of NGPU named after K. Minin. It was determined that it is most difficult for foreign students to study at a university, relax, communicate with management, communicate with other people. Thus, problems in interpersonal communication are clearly identified, as well as problems with leisure.

Keywords: vocational training, social adaptation.

Введение. В связи с ростом развития межнациональных контактов большую роль приобретают вопросы социальной адаптации студентов иностранных государств к образовательному пространству в вузах Российской Федерации.

Изучение данного феномена в условия современного мирового общества, а так же социума отдельных стран и требований к системе образования необходимо рассматривать с культурологических, философских, психологических, педагогических позиций.

С философской точки зрения дефениция «адаптация» является социальным понятием, определяющим виды взаимодействия личности с членами группы людей в социальной среде. Проблемы исследования адаптации рассматривались многими учеными, в числе которых Р. Декарт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм и другие.

Изложение основного материала статьи. Численность иностранных студентов в Мининском университете увеличивается с каждых годом. В 2012-2013 году их количество варьировалось на уровне пятнадцати человек обучающихся на факультете управления и социально-технических сервисов. В 2015-2016 учебном году факультет управления и социально-технических сервисов осуществлял подготовку шестьдесят четыре иностранных студентов. В 2019-2020 учебном году количество иностранных обучающихся составляет более восьмидесяти человек на всех курсах обучения.

Большинство студентов прибыло из Республики Туркменистан, также есть представители таких стран, как Кот'Дивуар, Абхазия, Грузия, Молдова, Турция, Украина, Узбекистан, Луанда, Колумбия, Конго, Сирия и др. Нами было проведен анализ национального состава, гражданства и распределения по возрастным и половым признакам студентов факультета управления и социально-технических сервисов.

На сегодняшний день доля иностранных студентов факультета управления и социально технических сервисов равна десяти процентам к целочисленному составу студентов факультета. Данный контингент обучающихся требует к себе особого внимания, прежде всего из-за того, что попадая в новую, не знакомую среду обитания, иностранный студент, испытывает большие трудности как в личностном, так и профессиональном плане.

Эффективность обучения студента-иностранца зависит от того, насколько успешно он адаптируется к новой среде. Помочь ему в этом важная задача как профессорско-преподавательского состава, так и студенческого сообщества.

В связи с этими на первом этапе (информационно-аналитическом) работы над проектом социальной адаптации иностранных студентов в вузе нами была разработана анкета для иностранных студентов. Анкетирование проводится в начале каждого учебного года со студентами второго-четвертого курсов и магистрантами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.