Научная статья на тему 'Проблема социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья'

Проблема социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
339
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНКЛЮЗИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДЕТИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Цыплакова Светлана Анатольевна

Целью статьи является анализ проблем возникающих в процессе образования у инвалидов и лиц с ОВЗ. Актуальность статьи определяется наличием значительного числа детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в Российской Федерации, а также необходимостью разработки и внедрения в практику образовательных организаций новых подходов и образовательных технологий, повышающих эффективность профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Цыплакова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 37.043.2

ПРОБЛЕМА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Быстрова Наталья Васильевна, к.п.н, доцент (bystrova_nv@mail.ru) Цыплакова Светлана Анатольевна, к.п.н, доцент Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (cveta-ts@yandex.ru)

Целью статьи является анализ проблем возникающих в процессе образования у инвалидов и лиц с ОВЗ. Актуальность статьи определяется наличием значительного числа детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в Российской Федерации, а также необходимостью разработки и внедрения в практику образовательных организаций новых подходов и образовательных технологий, повышающих эффективность профессионального обучения.

Ключевые слова: интеграция, инклюзия, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с инвалидностью.

В современной России происходящие реформы в сфере образования имеют гуманистическую направленность, где особое место занимает образование инвалидов. В международном сообществе общепринятой тенденцией является инклюзивное образование, подразумевающее совместное обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями развития и инвалидов с лицами, не имеющими таких ограничений. Это обеспечивает доступ всех категорий граждан к качественному образованию, устранению препятствий связи с миром и интеграции в общество в целом [3].

К детям-инвалидам, согласно законодательству РФ относятся несовершеннолетние граждане, имеющие стойкие нарушения функций организма в силу врожденных или приобретенных заболеваний и признанные в уставленном порядке бюро медико-социальной экспертизы инвалидами. В современном российском законодательстве об образовании, помимо термина «ребенок-инвалид» используется также понятие «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья». К ним относятся физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Указанные понятия частично перекрывают друг друга, но не тождественны.

Проблемы социально-профессиональной адаптации и поддержки инвалидов, в том числе детей-инвалидов, продолжают оставаться актуальными. Удовлетворение их базовых потребностей, улучшение качества их жизни -это проблема общества в целом, и ее решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства [6].

Первая проблема, возникающая у человека, имеющего инвалидность, особенно приобретенную - это адаптация к новым условиям. Переход человека в группу инвалидов, существенно изменяет его взаимоотношения с обществом, происходит переоценка ценностей, значительно меняется образ его жизни. Ограничение жизнедеятельности отрицательно сказывается на состоянии здоровья, жизненном тонусе, психике ребенка.

Одной из основных проблем инвалидов является здоровье. В качестве показателей состояния здоровья используется снижение качества жизнедеятельности, которое испытывает инвалид. Нередко, наряду с заболеванием, ставшим причиной инвалидности, появляются новые хронические заболевания (суставные, сердечнососудистые), понижение слуха, зрения, ортопедические проблемы, обостряются старые. Родители, воспитывающие детей-инвалидов обеспокоены своим материальным положением, высокой стоимостью лекарственных средств. Нехватка средств у родителей порождает неуверенность в завтрашнем дне, что также оказывает негативное воздействие на здоровье и настроение детей.

На втором месте после проблем со здоровьем, для инвалидов, особенно ограниченных в передвижении стоит проблема одиночества, особенно остро переживаемая в подростковом возрасте. Одиночество - это социально-психологическое состояние, характеризующееся узостью или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностью и эмоциональной не вовлеченностью индивида [1].

Самочувствие инвалидов, в значительной мере зависит от сложившейся атмосферы в семье - доброжелательной или недоброжелательной. Меняется уклад их жизни, восприятие своего окружения и отношение к нездоровому ребенку. От атмосферы в доме, созданной взрослыми, зависит дальнейшее развитие и воспитание ребенка как личности, его адаптация в обществе.

Безусловно, наличие серьезных нарушений здоровья рано или поздно меняет его взгляды на мир, себя и других людей. Но зачастую искажения характера и поведения в худшую сторону происходят не из-за соматической болезни, приведшей к инвалидности. Причина кроется в изменении отношения к нему окружающих, когда на первое место выходит факт нездоровья ребёнка и его ограниченные возможности, а не его личность, способности и потенциал. Особенно важна роль родителей - именно оттого, каким они видят своего ребенка, какие качества в нём воспитывают, а проявление каких пресекают, в большей степени и зависит то, каким человеком он вырастет в будущем [4].

Самым трудным для семьи является принятие ребенка таким, какой он есть. Особенно важна объективная оценка его состояния с целью создания наилучших условий для воспитания и всестороннего развития. Нередко ребенок ощущает свою неполноценность в большей мере из-за негативного настроения родителей или других членов семьи - именно в этом и за-

ключается основная проблема социально-психологической помощи детям с ограниченными возможностями. Родители испытывают сильное чувство вины перед своим ребенком за то, что не смогли его обеспечить здоровьем с самого рождения (оградить от заболевания или несчастного случая в раннем детстве). Постоянные переживания, беспокойство за судьбу сына или дочери приводят к тому, что родители становятся более внимательны и придирчивы к его воспитанию и развитию. Установка на «тепличный» уход за ребенком - главное в такой семье: стремясь во всём удовлетворить его потребности и желания, мамы и папы превращаются в гиперопекаю-щих, сверхисполнительных «сиделок». В то же время жизнь всей семьи выстраивается вокруг ребенка и его заболевания [7].

В этом случае с раннего детства ребенок растет эгоистом, таким «домашним тираном», уяснив себе, что всё и вся подчиняются его потребностям и капризам. Такие дети не владеют навыками самообслуживания и не выполняют даже то, что вполне способны делать самостоятельно. Эта модель называется «охранительным воспитанием»: дети беспомощны, пассивны, лишены каких-либо стремлений в общении с другими, в овладении различными навыками. По сути, родители сами искусственно изолируют ребенка от общения с окружающим миром, оставляя его наедине с самими собой, его болезнью и врачами. В результате они тормозят развитие ребенка.

В противоположном случае речь идет о модели «равнодушного воспитания», когда вина приводит взрослых к эмоциональному отвержению ребенка- инвалида. Тогда проблемы развития просто игнорируются, мама и папа якобы не признают физического дефекта (недуга), не проявляют озабоченности. Ребенок же ощущает свою ненужность, отвергнутость родными и, в конце концов, одиночество. При этом он лучше адаптирован к непростым условиям жизни (без помощи взрослых узнает новое, многое делает самостоятельно), однако к родным и чужим людям он недоверчив и равнодушен.

Иногда родители сознательно преуменьшают патологию ребенка, считая, что так они помогают ему позитивно и оптимистично воспринимать себя и свои проблемы. Однако впоследствии, когда ребенок узнает и оценит свои возможности сам, он испытает тяжелейший стресс. Ведь реальность не будет соответствовать его уже сложившимся представлениям. В результате опять произойдет изоляция от социума, замкнутость и обострение чувства собственной неполноценности.

В жизни здоровые дети быстро привыкают к облику «особенных» ребят при их адекватном поведении в группе: например, если ребенок не прячется пугливо в углу, а общается со сверстниками. Напоминает о некоторых трудностях не сам дефект, а отношение к нему окружающих, как правило, взрослых людей.

Можно выделить несколько главных направлений развития личности этих детей. Во-первых, важно воспитывать в ребенке принятие себя и своих проблем со здоровьем. Необходимо воспитать у ребенка адекватное восприятие других людей.

Необходимо научить ребенка с инвалидностью принимать как данность существование детей и взрослых без подобных ему проблем. Для людей с ограниченными возможностями всегда непросто просить помощи у других, а если их не научили этому с детства, то ещё и очень болезненно. Но ведь это не просто желание и умение просить и принимать такую помощь -так выказывается доверие к людям и окружающему миру, проявляется возможность свободно общаться с другими, развиваться как личность и открывать всё новые стороны жизни, не погружаясь в болезнь и одиночество. А значит, будет и самое главное - вера в себя, способного преодолеть любые ограничения. Список литературы

1. Быстрова Н.В., Гриценко Н.Е., Румянцева Н.А., Леонова В.Н. Основы воспитательной работы с воспитанниками в условиях детского дома // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-6. С. 96-102.

2. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Концептуальные основы воспитательной системы общеобразовательной школы // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 6. С. 90-92.

3. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Гриценко Н.Е., Румянцева Н.А. Сущностные характеристики девиантного поведения школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-9. С. 130-136.

4. Быстрова Н.В., Хижная А.В., Сундеева М.О. Семейное неблагополучие как психолого-педагогическая проблема // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 16-19.

5. Быстрова Н.В., Цыплакова С. А., Коротеева О. Д. Социально-психологические особенности детей из неполных семей // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 37-40.

6. Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Методы исследования проблем профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). С. 5.

7. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Профессиологические основы профессионально-педагогического образования // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 1. С. 38-43.

Bystrova Natalya Vasilyevna, associate professor Tsyplakova Svetlana Anatolievna, associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

PROBLEM OF SOCIAL-CULTURAL INTEGRATION OF CHILDREN WITH RESTRICTED HEALTH OPPORTUNITIES

Annotation: The purpose of the article is to analyze the problems arising in the process of vocational education in persons with disabilities and people with disabilities. The relevance of the article is determined by the presence of a significant number of children with disabilities and persons with disabilities in the Russian Federation, as well as the need to develop and introduce into practice educational organizations new approaches and educational technologies that increase the effectiveness of vocational training. Keywords: integration, inclusion, children with disabilities, children with disabilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.