Научная статья на тему 'Социокультурная доступная среда для лиц с ограниченными возможностями здоровья в музейном пространстве'

Социокультурная доступная среда для лиц с ограниченными возможностями здоровья в музейном пространстве Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
276
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА В МУЗЕЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT WITHIN THE MUSEUM SPACE / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / PERSONS WITH DISABILITIES / СВОЕОБРАЗИЕ ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ НАРУШЕНИЯХ / THE UNIQUENESS OF THE PERCEPTION OF REALITY WITH VARIOUS VIOLATIONS / ДОСТУПНЫЕ ЭКСКУРСИОННЫЕ ПРОГРАММЫ / AVAILABLE EXCURSIONS / СПЕЦИФИКА ИЗЛАГАЕМОГО МАТЕРИАЛА ЭКСКУРСИОННОЙ ПРОГРАММЫ / THE SPECIFICITY OF THE MATERIAL OF THE EXCURSION PROGRAM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петропавловская Светлана Валентиновна, Ростомашвили Ия Евгеньевна

В данной статье актуализируется проблема создания социокультурной доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в учреждениях культуры. Раскрываются основные аспекты программы подготовки музейных специалистов, работающими с посетителями с ОВЗ. Показывается важность учёта особенностей восприятия окружающей действительности различными категориями посетителей с ОВЗ при разработке и проведении экскурсионных программ. Анализируются трудности, возникающие при взаимодействии музейных специалистов и лиц с особыми потребностями, расставляются акценты, обуславливающие качество и доступность экскурсионных программ для лиц с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Петропавловская Светлана Валентиновна, Ростомашвили Ия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL ACCESSIBLE ENVIRONMENT FOR PERSONS WITH DISABILITIES IN THE MUSEUM SPACE

In this article actualized the problem of the socio-cultural creation of accessible environment for persons with disabilities in cultural institutions. The article reveals main aspects of the training program for Museum specialists working with visitors with disabilities. Shows the importance of taking into account features of perception of reality by different categories of visitors with disabilities in the development and implementation of tour programs. Analyzes the difficulties arising from the interaction of Museum professionals and persons with special needs, places the accents that contribute to the quality and availability of tour programs for persons with disabilities.

Текст научной работы на тему «Социокультурная доступная среда для лиц с ограниченными возможностями здоровья в музейном пространстве»

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДОСТУПНАЯ СРЕДА ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В МУЗЕЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Петропавловская Светлана Валентиновна

Начальник службы подготовки и развития персонала, Заведующая сектором тренинговых и инновационных программ,

Тренер-психолог Лаборатории педагогической культурологии Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей-памятник

«Исаакиевский собор», г. Санкт-Петербург

Ростомашвили Ия Евгеньевна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и специальной психологии, старший научный сотрудник учебно-исследовательской лаборатории Частного образовательного учреждения высшего образования «Институт специальной педагогики и психологии»,

г. Санкт-Петербург.

SOCIOCULTURAL ACCESSIBLE ENVIRONMENT FOR PERSONS WITH DISABILITIES IN THE MUSEUM SPACE

Petropavlovskaya Svetlan V.

The head of HR,

Head of training programs and innovation programs department,

Coach psychologist in the laboratory of pedagogical cultural studies at The State Memorial museum St. Isaaks Cathedral,

Sankt-Petersburg

Rostomashvili IIa E.

Private educational institution of higher education «Institute of Special Pedagogy and Psychology», assistant professor of general and special psychology, senior researcher teaching and research laboratory,

Sankt-Petersburg

АННОТАЦИЯ

В данной статье актуализируется проблема создания социокультурной доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в учреждениях культуры. Раскрываются основные аспекты программы подготовки музейных специалистов, работающими с посетителями с ОВЗ. Показывается важность учёта особенностей восприятия окружающей действительности различными категориями посетителей с ОВЗ при разработке и проведении экскурсионных программ. Анализируются трудности, возникающие при взаимодействии музейных специалистов и лиц с особыми потребностями, расставляются акценты, обуславливающие качество и доступность экскурсионных программ для лиц с ОВЗ.

ABSTRACT

In this article actualized the problem of the socio-cultural creation of accessible environment for persons with disabilities in cultural institutions. The article reveals main aspects of the training program for Museum specialists working with visitors with disabilities. Shows the importance of taking into account features of perception of reality by different categories of visitors with disabilities in the development and implementation of tour programs. Analyzes the difficulties arising from the interaction of Museum professionals and persons with special needs, places the accents that contribute to the quality and availability of tour programs for persons with disabilities.

Ключевые слова: Социокультурная среда в музейном пространстве, лица с ограниченными возможностями здоровья, своеобразие восприятия окружающей действительности при различных нарушениях, доступные экскурсионные программы, специфика излагаемого материала экскурсионной программы.

Key words: Socio-cultural environment within the Museum space, persons with disabilities, the uniqueness of the perception of reality with various violations, available excursions, the specificity of the material of the excursion program.

На сегодняшний день в сознании современного обще- совершенствования и реализации человеческих ресурсов. ства по-прежнему актуализирована проблема развития, Каждый человек по своей сути уникален, своеобразен, ин-

дивидуален в восприятии и познании окружающего мира, в своих переживаниях, в испытываемых потребностях. Включение личности в различные социальные структуры предполагает не только проявление инициативы личности, но и готовность самой социальной структуры к её принятию [4,с.60].

На наш взгляд, современное общество России представляет собой социальное сообщество, в которое всё в большей степени интегрируются лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), являющиеся активными гражданами, имеющими богатый творческий и интеллектуальный потенциал [2,аШ].

Наличие проблемы интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в современное общество обусловлено, с одной стороны, имеющимися у них отклонениями в физическом развитии (что отражается на их внешнем виде), а с другой - несовершенством самой системы социальных отношений, которая в силу своей жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для данной категории людей [7,с.260]. Успешность интеграции в меняющийся макросоциум и личностной самореализации зависят от степени прилагаемых усилий общества и самих лиц с ограниченными возможностями здоровья, направленных на формирование общественного сознания, выражающегося в гуманном отношении в сочетании с реальным знанием о возможностях и мобильности рассматриваемой категории людей, с конкретной практической помощью во всех сферах их жизнедеятельности.

В целом, взаимоотношения характеризуются напряжённостью и амбивалентностью, отношение общества нередко определяется как неблагоприятное, даже враждебное.

Так, в исследованиях Л. М. Шипицыной подтверждается тот факт, что человека, имеющего ограниченные возможности здоровья, в нашем обществе воспринимают совершенно по-разному: одни к нему абсолютно равнодушны, другие жалостливы и, как правило, пассивны, третьи, и их меньшинство, активно участливы. Кроме того, существующее стереотипное представление об интеллектуальной и физической неполноценности обрекает таких людей на полную или частичную изоляцию - их редко можно встретить на улице, в культурных учреждениях.

Среди основных причин неприятия обществом нетипичного человека исследователи отмечают отсутствие информированности о его потенциальных возможностях, стере-отипизацию восприятия особенностей его развития (в том числе и личностного), обучения и воспитания.

К сожалению, следует признать, что на сегодняшний день в России лица с ограниченными возможностями здоровья по-прежнему являются дискриминируемой и сегрегированной группой. Многие из них остаются невостребованными социумом: имея образование, профессию, желание трудоустроиться, они не могут самореализоваться, поскольку руководство предприятий, находясь во власти социальных стереотипов, опасается принимать их на работу, не рассматривает их в качестве компетентных специалистов.

Итак, преодоление социально-психологических барьеров и выстраивание конструктивного взаимодействия в современном развивающемся обществе (а в частности и в учреждениях культуры) с лицами, имеющими неограниченный потенциал при ограниченных возможностях, является конструктивным источником расширения его представлений о человеческих ресурсах, путях познания окружающего

мира и способах общения, о проявлениях индивидуального своеобразия, что, в свою очередь, детерминирует размывание границ представлений о «норме» и «нарушении».

Необходимость включения культурного наследия в сферу открытого информационного доступа для всех граждан со всего мира, была осознана и воспринята как важная социально-культурная задача ещё в прошлом веке. Однако широта, многообразие и специфика культурно-исторического наследия сразу же обозначили и сложность поставленной задачи. Феномен культуры, это не только факт, но и образ, явление, затрагивающие эмоционально-образную сферу восприятия человека [1,с.6]. Подлинное искусство во всех формах своего проявления гуманизирует общественные отношения, вносит эстетические начала в разные сферы жизнедеятельности, стимулирует духовную активность людей, побуждает к творчеству и самосовершенствованию [1,с.47].

Современный музей как социальный институт решает также важные общественные и социальные задачи. В условиях глобальных цивилизационных изменений именно музей сохраняет систему фундаментальных ценностей, национальных традиций, нравственных норм и эстетических принципов. Качественное восприятие музейного продукта зависит от того, насколько созданы комфортные технические, физические, эстетические, психологические условия для посетителей от приобретения билета до выхода из музея [3,с.196].

В связи с этим нами была разработана программа подготовки специалистов музеев «Другой взгляд», которая позволяет экскурсоводам и методистам учреждений культуры создавать и проводить экскурсионные программы для людей с ограниченными возможностями здоровья, тем самым, создавая для них социокультурную доступную среду в музейном пространстве.

Цель данной программы подготовки: повышение социально-психологической компетентности сотрудников (экскурсоводов, методистов) музеев через осознание и преодоление внутренних барьеров (стереотипов сознания, шаблонов, искажённых представлений о жизни с ОВЗ) и овладение навыками конструктивного взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

В ходе реализации данной программы подготовки специалистов учреждений культуры были получены результаты, обращающие на себя внимание.

- При теоретическом обзоре, анализе и обсуждении рассматриваемой проблемы было выявлено, что у большинства высококвалифицированных специалистов учреждений культуры достаточно искаженное и стереотипное представление и понимание возможностей и психологических особенностей лиц с особыми потребностями.

Именно поэтому одна из основных задач подготовки сотрудников музеев заключалась в раскрытии такой темы как своеобразие восприятия предметов и объектов окружающей действительности лицами, имеющими различные ограниченные возможности здоровья [6,с.117].

- Обмен имеющимся опытом специалистов по разработке и проведению экскурсионных программ для лиц с ОВЗ позволил обозначить и дифференцировать возникающие у них трудности такие, как:

• доступность и структурированность предъявляемого материала (иконы, живопись, архитектурное убранство, редкие экспонаты и т.п.) для посетителей с нарушением зрения;

• особенности взаимодействия с лицами с особыми потребностями;

• проявление чувства жалости, сострадания или иных чувств и эмоций, которые мешают конструктивному сотрудничеству с данной категорией людей.

1. Для более глубокой и качественной подготовки специалистов учреждений культуры в программе принимали непосредственное участие компетентные специальные психологи, имеющие ограниченные возможности здоровья (с нарушением зрения и с нарушением опорно-двигательного аппарата, которым проблема доступности окружающей среды близка и понятна изнутри).

На данном этапе подготовки специалистов культурных учреждений разрабатывались практические рекомендации по чёткости изложения информации и описания наглядного материала (в частности при работе с незрячими - акцент на тифлокомментировании - подробном детальном описании) [5,с.54].

Таким образом, информация должна излагаться последовательно, структурированно, с детальным описанием музейного убранства, в размеренном темпе, с использованием сравнений и ассоциаций, с учётом специфики восприятия окружающей действительности той или иной категории посетителей с ОВЗ.

2. Также были определены и отработаны способы конструктивного коммуникативного взаимодействия с данной категорией людей. Например, реагируя на вопросы, возникающие у посетителей с нарушением зрения, желательно отвечать адресно (предварительно уточнив имя экскурсанта, задающего вопрос) и своевременно, давая полный развёрнутый ответ.

3. Поднимая вопрос об эмоциях, возникающих у специалистов музеев при взаимодействии с экскурсантами, имеющими ОВЗ, оказывалось, что не комфортное состояние возникает как с одной стороны - у экскурсоводов, методистов, так и с другой стороны - посетителей с ограниченными возможностями здоровья. Жалость, сострадание, снисхождение, пренебрежение - это не те чувства, в которых нуждаются люди, имеющие ограниченные возможности здоровья, к тому же эти эмоциональные переживания отвлекают и мешают самим сотрудникам учреждений культуры погружать посетителей в атмосферу музейного пространства.

Далее в тренинговом формате отрабатывались чувства и эмоциональные реакции музейных специалистов, возникающие при общении с рассматриваемой категорией людей. Участники группы акцентировали внимание на том, что именно свободное обсуждение, проговаривание и вербализация своих чувств позволили им переосмыслить и изменить ранее сформированные психологические установки к такому социальному объекту, как люди с особыми потребностями.

□ Особое внимание обращает на себя проблема взаимодействия сотрудников музеев (методистов и экскурсоводов) в процессе проведения экскурсионной программы с сопровождающими лицами людей с ограниченными возможностями здоровья. Наибольшие затруднение вызывают чрезмерно-выражающаяся гиперопека и доминирование со стороны сопровождающих лиц, лишающие самостоятельности, проявления когнитивных потребностей и интересов людей с ОВЗ в музейном пространстве. Это препятствует эмоциональному погружению посетителей с особыми потребностями в атмосферу учреждения культуры, а также, в

свою очередь, экскурсоводам и методистам выстраивать эффективное общение и взаимопонимание непосредственно с ними.

Одним из важных аспектов, влияющих на качество и доступность экскурсионных программ для посетителей с ОВЗ, является адресованность вопросов, возникающих по ходу экскурсии, не к сопровождающим их лицам, а к самим экскурсоводам, методистам, что помогает музейным специалистам обратить внимание на особенности восприятия данной категорией людей музейного убранства.

Таким образом, методисты и экскурсоводы, владея адекватными и необходимыми инструментами при разработке и проведении экскурсий, помогают посетителям с ОВЗ почувствовать сопричастность к историческому и культурному наследию.

В программе подготовки музейных специалистов было показано своеобразие восприятия окружающей действительности людей с особыми потребностями. Преподаватели, имеющие ограниченные возможности здоровья (зрительные нарушения и нарушения опорно-двигательного аппарата), дали практические рекомендации, которые станут опорными при подготовке и проведении экскурсий для незрячих и слабовидящих посетителей музеев.

Подводя итоги всему вышесказанному, хотелось бы акцентировать внимание на том, что подготавливая квалифицированных специалистов (экскурсоводов, методистов) музеев, создающих безбарьерное социокультурное пространство в учреждениях культуры для рассматриваемой категории людей, тем самым мы вносим неотъемлемый вклад в реализацию Федеральной программы «Доступная среда» (2016-2020) для лиц с ограниченными возможностями здоровья, действующей на сегодняшний день в России.

Список литературы:

1. Буров Н.В., Хитарова И.Ю. Арт-информация. Проблемы сохранение и передачи. Учебное пособие. - М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2011.-88 с.

2. Волкова, И.П. Психология социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения: Монография. СПб.: Изд-во Рос.гос.пед. ун-та, 2009. 271с.

3. Павленкова И.М., Петропавловская С.В. Социокультурные аспекты сервиса музейных услуг северной столицы (на примере СПб ГБУК «ГМП «Исаакиевский собор». Кафедра. Сб. науч. ст.-СПб., ООО «Копи-Р Групп», 2013. Ч.П:224 с.

4. Полатайко С. В. Проблема маргинальности в решении задачи социально-психологической интеграции слабовидящих студентов / С. В. Полатайко //Проблемы социально-психологической и профессиональной адаптации студентов и аспирантов с нарушенным зрением в современном вузе: мат. Всерос. науч.-практич. конф. студ., аспирантов и тифлопедагогов. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. - С.59-62.

5. Ростомашвили И.Е., Колосова Т.А. Психологический тренинг партнерского общения подростков с ограниченными возможностями здоровья при инклюзивном обучении: Учебно-методическое пособие/ И.Е. Ростомашвили, Т.А. Колосова. - СПб.: КАРО, 2014.-96 с.-(Серия «Психологический взгляд»).

6. Шипицына Л. М. Специальная психология в решении проблем интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья // Специальная психология: Учебник для студен-

тов высш. учебных заведений для направлений подготовки бакалавров (21б -«Психология») /[Л. М. Шипицына, В. М. Сорокин. В. И. Лубовский и др.]: под ред. Л. М. Шипицы-ной. СП.: Речь, 2010.- 252 с.

7. Шипицына Л. М. Необучаемый ребенок в семье и обществе: социализация детей с нарушением интеллекта

[текст] / Л. М. Шипицына; Ин-т спец. педагогики и психологии Междунар. ун-та семьи и ребенка им.Р.Валленберга. - Санкт-Петербург: Дидактика Плюс; Москва: Ин-т общегу-манит. исследований, 2002. - 495 с.

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ

к»

КРОСС-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕИСТВИЯ В КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ

Потоцкий Владислав Игоревич

магистр кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института Общественных наук, Академии

народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

Чирковская Елена Георгиевна

доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института Общественных наук, Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

АННОТАЦИЯ

В статье приводятся результаты исследования психологических особенностей кросс-функционального взаимодействия руководителей в корпоративном управлении и пути оптимизации этого процесса через развитие командной работы и создания целевых стандартов организационного поведения в компании, формирующих необходимые стилевые характеристики управленческого персонала.

ABSTRACT

The article presents the results of a study of psychological features of a cross-functional interaction of leaders in corporate governance. Development of teamwork and the creation of standards of organizational behavior forming the necessary stylistic characteristics of management personnel to optimize the process.

Ключевые слова: кросс-функциональное взаимодействие, корпоративное управление, руководитель, управленческий перосонал

Keywords: cross-functional interaction, corporate governance, executive director, administrative perosonal

В процессе совместной групповой работы внутри организации нередко можно наблюдать сложные, порой конфликтные отношения между работниками, основаниями для которые становятся поводы неэффективного использования временного ресурса, «продавливание» собственного мнения, пренебрежение мнением коллег, стремление к исключительному обладанию каким-либо ресурсам и пр., что может крайне негативно отражаться на общеорганизационных результатах в целом. Особенно сложно сформировать продуктивную командную атмосферу руководителей различных функциональных подразделений (финансы, логистика, сервис, производство, продажи и пр.) для их согласованного по различным направлениям кросс-функционального взаимодействия с целью достижения общеорганизационных и стратегических показателей.

В своих исследованиях Ю.В. Синягин обращает внимание на то, что более 80% руководителей высшего звена управления предприятий и административно-управленческих структур считают наиболее проблемными вопрос привлечения в организацию персонала, способного к эффективному взаимодействию в процессе своей управленческой деятельности. Ю.В. Синягин приводит данные опросов, свидетельствующие о том, что каждый третий руководитель (из числа опрошенных) затрудняется в правильности подбора персонала, а более 70% управленцев не могут правильно определить управленческий потенциал своих подчиненных.

Половина опрошенных ссылается на нехватку специальных психологических компетенций (знаний, умений, навыков) в процессе формирования и расстановки своего управленческого окружения. [3]

Л.Ф. Раскова обращает внимание на проблему роста сложности управленческих систем, усиление интенсивности управления в современных социально-политических и организационно-экономических условиях развития общества, а также на обостряющуюся управленческую потребность в командном подходе и эффективном коммуникативном взаимодействии руководителей структурных подразделений между собой в процессе решения общеорганизационных задач.[1] Одновременно с этим автор обращает внимание на проблемы: дефицита у руководителей компетенций формирования эффективной команды и управления внутрикомандными отношениями, отношения непринятия команды как системно-организационного феномена, отсутствие представления/опыта в технологических подходах к подбору и адаптации эффективных сотрудников, а также демонстрируют недостаток знаний в этой сфере. [1]

И.В. Резанович в своих работах отмечает, что современные российский бизнес-структуры переживают профессионально-методологический кризис как в области принятия руководителями эффективных управленческих решений, так и в области их дальнейшей реализации. [2]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.