Научная статья на тему 'Социокультурная деятельность как средство гражданского воспитания в трудах А. С. Макаренко'

Социокультурная деятельность как средство гражданского воспитания в трудах А. С. Макаренко Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
542
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКИЕ КАЧЕСТВА / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / SOCIO-CULTURAL SPACE / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / PATRIOTIC UPBRINGING / PATRIOTIC QUALITIES / PATRIOTISM / PATRIOTIC SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Литвак Римма Алексеевна, Гревцева Гульсина Якуповна

Анализируются взгляды А. С. Макаренко на социализацию личности средствами гражданского воспитания. Указана необходимость подготовки специалистов социокультурной сферы. Уточняются понятия: гражданские качества, гражданственность, гражданская социализация, социокультурная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL ACTIVITY AS A MEANS OF PATRIOTIC UPBRINGING AT A. S. MAKARENKO’S WORKS

The article analyses A. S. Makarenko’s ideas for socialization of the person by means of patriotic upbringing. It has manifested necessity of training of the socio-cultural sphere specialists. It specifies the notions: patriotic qualities, patriotism, patriotic socialization, socio-cultural activity.

Текст научной работы на тему «Социокультурная деятельность как средство гражданского воспитания в трудах А. С. Макаренко»

УДК 373.3

Р. А. Литвак, Г. Я. Гревцева

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ТРУДАХ А. С. МАКАРЕНКО

Анализируются взгляды А. С. Макаренко на социализацию личности средствами гражданского воспитания. Указана необходимость подготовки специалистов социокультурной сферы. Уточняются понятия: гражданские качества, гражданственность, гражданская социализация, социокультурная деятельность.

Ключевые слова: социализация, социокультурное пространство, социокультурная деятельность, гражданское воспитание, гражданские качества, гражданственность, гражданская социализация

The article analyses A. S. Makarenko's ideas for socialization of the person by means ofpatriotic upbringing. It has manifested necessity of training of the socio-cultural sphere specialists. It specifies the notions: patriotic qualities, patriotism, patriotic socialization, socio-cultural activity.

Keywords: socialization, socio-cultural space, socio-cultural activity, patriotic upbringing, patriotic qualities, patriotism, patriotic socialization

В условиях демократического государства гражданское общество осуществляет многообразные функции. Особое значение имеет функция социализации индивида, реализуемая в трех сферах (деятельности, общении, самосознании), в процессе которой происходит становление личности гражданина, усвоение им ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

В наше время перед обществом и педагогической наукой стоит сложная проблема -воспитание достойных граждан в социуме, имеющем явные симптомы антигражданской направленности. Давно назрела необходимость решения следующих вопросов: определения показателей гражданственности; средств и методов поддержки гражданственности в условиях падения авторитета взрослых, родителей, детского одиночества, неумения ребенка жить в коллективе, в условиях роста детской преступности; способов избежать насилия субкультуры; создать у подрастающего поколения гражданский оптимизм; сохранить лучшие традиции гражданского, социального, нравственного воспитания. Эти и другие вопросы требуют действенного практического решения.

Мы ищем ответы на них, обращаясь к опыту А. С. Макаренко, потому что в его тео-

рии и практике весь педагогический процесс подчинялся единой цели - воспитанию достойного гражданина. В основе его концепции лежали гуманистические традиции русской школы, которые основывались на воспитании таких духовных и нравственных ценностей, как честь, благородство, верность слову, долг, мужество и т. д. Антон Семенович считал, что гражданин нового общества - это прежде всего человек трудящийся. Макаренковская концепция гражданского воспитания человека-труженика появилась в ходе работы с несовершеннолетними правонарушителями, а результаты воспитания были в высшей степени положительными.

Академик РАО Б. Т. Лихачев писал, что «Макаренко не просто с нами. Особенно в связи с совершающимся социальным кризисом. Социальной заброшенностью современных детей. Он не просто с нами, он впереди нас, подает нам руку помощи в трудный для Родины час, показывает педагогические пути спасения детства» [Цит. по: 1, с. 7].

Мы согласны с мнением ученых, которые считают, что невозможно слепо копировать его идеи и практические рекомендации, но его опыт и взгляды современны, они согласуются с сегодняшними педагогическими условиями» [9, с. 86]. Гражданское воспитание имеет кон-

165

кретно-исторический характер, несет в себе отличительные черты, запросы эпохи, отражает уровень развития общества, государства; может рассматриваться как структурный элемент механизма воспитательного взаимодействия и средство влияния на гражданское сознание и поведение. Гражданское воспитание, на наш взгляд, может быть фактором социализации личности, причиной, влияющей на содержание и результат процесса.

Главная цель гражданского воспитания как фактора социализации личности ребенка состоит в формировании гражданских качеств. Осмысление понятия гражданские качества позволяет констатировать, что становление гражданина определяется не только субъективными условиями - усилиями родителей, педагогов, общественных организаций, но и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, нравственной культуры общества.

Среди качеств личности гражданина А. С. Макаренко выделял дисциплинированность, готовность к действию, принципиальность и др. Все они, по его мнению, «синтезируются в качествах деятельного и ответственного человека» [11, с. 35]. Под гражданскими качествами будем понимать качества, которые обеспечивают накопление и развитие гражданских компетенций, образование побудительных мотивов в социально значимой деятельности, достижение наибольших результатов в интересах человека, общества и государства. Гражданские качества - ответственность, активность, долг, патриотизм, независимость убеждений, толерантность, уважение и принятие прав и обязанностей, уважение к законам государства, гражданское сознание, зрелость. Итак, гражданственность - это комплекс гражданских качеств, который позволяет определить гражданскую позицию личности и их готовность к вхождению в социальное общество. К следующим поколениям, считал великий педагог, предъявят другие требования, «которые будут вноситься постепенно, по мере

роста и совершенствования всей общественной жизни» [5, с. 169].

Уровень гражданской зрелости достигается в организованной воспитательной деятельности со стороны общественно-государственных институтов, поэтому разработка педагогической теории, проектирование педагогических систем и процессов могут быть успешными лишь при достаточно ясных представлениях о том, к какому обществу мы стремимся, в каком государстве будет жить подрастающее поколение. Осознание этого является решающим условием для перехода на новую парадигму гражданского воспитания как фактора социализации личности. «Социализация (от лат. 80с1аП8 - ‘общественный’), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование» [8, с. 1242]. Следовательно, социализация - это многогранный процесс, охватывающий все сферы жизнедеятельности личности.

Реформирование, происходящее в России, по-иному высвечивают проблему гражданской социализации, ее специфику, без анализа и понимания которой невозможно рациональное и эффективное педагогическое руководство данным процессом.

Меняются ценностные ориентации молодежи, отношение к образованию, науке, искусству, правовым знаниям. Многообразие форм собственности, общественно-политических

организаций и движений, форм общественной активности граждан, плюрализм мнений - все это актуализирует проблему гражданской социализации, форму включения в экономические, социально-культурные процессы общества, средство самореализации и самоактуализации. Мы считаем, что гражданская социализация - процесс усвоения человеком гражданских знаний, ценностей, идей, переживаний, социальных норм, навыков и овладение им социальными ролями: труженика, семьянина, из-

166

бирателя, потребителя, налогоплательщика и др. Эти роли позволяют осуществлять общественно-полезную, социально значимую деятельность и функционировать в качестве полноправного члена общества.

Гражданская социализация предполагает включение в систему правовых отношений. Важным элементом вхождения личности в систему правовой культуры является самостоятельное моделирование ими правового пространства, в котором они приобретают опыт социального взаимодействия и ценностные ориентации. При этом общество определяет позитивную или негативную направленность гражданской социализации и гражданского воспитания. Гражданская социализация осуществляется не только в специально организованной среде, но и за ее пределами. Педагоги должны организовать такую социальную деятельность детей, которая сохраняет сущностные характеристики политической, но ограждает ее до поры до времени от прямого участия во властных отношениях.

Детские объединения являются своеобразной средой, в которой происходит социализация и самореализации детей. В деятельности детских объединений формируются общечеловеческие ценности, растет уважение к личности, взаимопонимание, осуществляется способность к творчеству, гражданской и социальной ответственности.

Государственные органы разного уровня в той или иной степени проявляют интерес к детским общественным объединениям. Например, Федеральная целевая программа «Молодежь России» на 2006-2010 гг. [10] и Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 г. [7], Концепция федеральной целевой программы «Молодежь России на 2011-2015 гг. [3] обозначили ключевые приоритеты государственной молодежной политики, сосредоточив внимание на создании условий для успешной социализации и эффективной самореализации детей и молодежи. В данных документах рассматриваются в качестве ключевых такие проблемы, как: несоответствие жизненных установок, ценностей и культуры поведения детей и молодежи

потребностям общества; отсутствие национальной и социокультурной самоидентификации подрастающего поколения; наличие негативных этнических и религиозных стереотипов; неподготовленность руководителей детских и молодежных общественных объединений и несоответствие материально-технической базы современным технологиям и ожиданиям детей и молодежи.

В начале нового тысячелетия сложились особые социальные условия, которые изменили статус детских общественных организаций. Сегодня чрезвычайно важна разработка новых знаний о причинах, характере, движущих силах, моделях деятельности и социальном взаимодействии детских объединений.

Учрежденная 20 лет назад Ассоциация исследователей детского движения при активном участии М. В. Богуславского, А. З. Иоголевича, А. Т. Кирпичника, К. Д. Разиной, Т. В. Труха-чевой, Л. И. Швецовой и их последователей активно поддерживает новые детские объединения, пришедшие на смену пионерской организации. Были созданы научные коллективы, кото -рые разработали стратегию и тактику современных детских общественных объединений.

Социально-культурная деятельность в общественных объединениях дает подрастающему поколению представление о гражданских ценностях: самоопределение личности, уважение прав и свобод человека, человеческого достоинства; справедливость; равенство перед законом; отношение к институтам гражданского общества; к нормам и правилам современной демократии; уважение к национальным традициям и культурным общечеловеческим ценностям; патриотизм; готовность к разумному компромиссу и др.

Ориентация образовательных учреждений на демократические идеалы требует значительной психологической перестройки воспитателей. Необходим коллектив единомышленников для создания социально-педагогического пространства, условий для гражданской социализации личности. Важным для становления и развития демократичных отношений является организационное устройство образо-

167

вательного учреждения, его философия и культура. Воспитание должно организовываться на основе интеграции этических знаний в систему знаний о человеке и обществе. В современных условиях возрастает цена нравственной направленности знаний.

А. С. Макаренко вспоминал: «Когда мне дали в той же коммуне им. Дзержинского несколько сот человек, и в каждом из них я видел глубокие и опасные стремления характера, глубокие привычки, я должен был подумать: а каким должен быть их характер, к чему я должен стремиться, чтобы из этого мальчика, девочки воспитать гражданина? И когда я задумался, то увидел, что на этот вопрос нельзя ответить в двух словах» [5, т. 4, с. 129]. Итак, поставленная цель - воспитать достойного гражданина -требовала поиска путей ее осуществления, развернутой программы создания «человеческой личности». Он разработал такую программу -свою концепцию гражданского воспитания, воспитания человека трудящегося.

Среди качеств личности гражданина А. С. Макаренко выделял дисциплинированность, готовность к действию, принципиальность и др. «Все эти качества, по его мнению, синтезируются в качествах деятельного и ответственного человека» [11, с. 35].

Спецификой социализации средствами гражданского воспитания подрастающих поколений на современном этапе является то, что оно осуществляется в период изменения социально-экономических и демографических условий, обострившихся национальных конфликтов, шовинистических тенденций и активизации взаимоотношений образовательных учреждений с окружающим миром.

Все это затрудняет процесс социализации средствами гражданского воспитания и требует нового содержания, средств, форм и методов, адекватных новым социально-педагогическим реалиям. Что в свою очередь требует совершенствования процесса подготовки специали-

стов социально-культурной сферы, поиска новых педагогических технологий, обеспечивающих эффективное воспитание гражданина.

Особенностью деятельности специалистов социокультурной сферы является применение творческого подхода к выполнению профессиональных обязанностей. Творческая личность может не бояться изменений, происходящих в социокультурном пространстве, поскольку должна учитывать, что технологии быстро отстают от жизни, и предвидеть изменения (А. Маслоу).

Мы согласны с точкой зрения В. В. Игнатьевой, которая связывает значимость социокультурного пространства с социализацией личности [2]. Социокультурное пространство (и его составляющая - образовательное пространство) выполняет важную функцию в развитии личности будущего специалиста как на методологическом, так и на теоретическом и практическом уровнях. В содержательном плане оно «включает в себя ориентацию в системе культурных ценностей - информационных, научных, нравственных, политических, правовых, религиозных, управленческих, философских, эстетических и других культурных ценностей» [4, с. 107]. Строить гражданское общество и правовое государство может только человек с гражданским мироощущением.

На наших глазах меняется социальный уклад, но неизменной остается цель - воспитать гражданина России. Изменения в жизни общества только повышают роль гражданского сознания, социокультурной деятельности. Изменения в жизни общества только повышают роль гражданского сознания, социокультурной деятельности.

Таким образом, мировую научную общественность волнует проблема воспитания современного молодого поколения. В педагогическом наследии А. С. Макаренко ученые видят положительный пример гражданского воспитания.

1. Воспитание гражданина в педагогике А. С. Макаренко: в 2 ч. / ред.-сост. С. С. Невская. - М. Академический проект; Альма Матер, 2006. - 976 с.

2. Игнатьева, В. В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе / В. В. Игнатьева. - Красноярск: СибГТУ, 2000. - 272 с.

3. Концепция федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011-2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.newparlamet.ru/docs/view/312. - Загл. с экрана.

4. Литвак, Р. А. Социокультурное образование и развитие личности будущего специалиста: теория и практика: моногр. / Р. А. Литвак, М. Е. Дуранов, И. И. Дуранов / под общ. ред. Р. А. Литвак.- М.: ВЛАДОС, 2009. - 242 с.

5. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. / А. С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1988.

6. Макаренко, А. С. сегодня: новые материалы, исследования, опыт: сб. / сост. А. А. Фролов; Нижегор. гос. пед. им. М.Горького и др. - Н. Новгород: РИО, 1992. - 207 с.

7. Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: protown.ru/information/doc/4299.html. - Загл. с экрана.

8. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. - 2-е изд. - М.: Совет. энцикл.,

1983. - 1599 с.

9. Эдвардс, Р. Основы применения идей и практических рекомендаций А. С. Макаренко / Р. Эдвардс // Международные макаренковские исследования. Макаренко на Востоке и Западе. Т. З. / под ред. З. Вайтца (Марбург, Германия); И. А. Фролова (Н. Новгород, Россия). - Н. Новгород, 1994.

10. Федеральная целевая программа «Молодежь России» на 2006-2010 годы [Электронный ресурс]. -Режим доступа: do.gendocs.ru/docs/index-248519.html. - Загл. с экрана.

11. Филонов, Г. Н. О достоверности педагогических исследований / Г. Н. Филонов // Педагогика. - 2004. -№ 4.

Сдано 6.03.2013

169

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.