Научная статья на тему 'Социоэкономический феномен предпринимательства на рубеже ХХ–XXI вв. в региональной историографии'

Социоэкономический феномен предпринимательства на рубеже ХХ–XXI вв. в региональной историографии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Историография / предпринимательство / регионы / Республика Бурятия / Historiography / entrepreneurship / regions / Republic of Buryatia

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Санжиева Татьяна Ефремовна, Шатонов Баир Аюрович

Статья посвящена историографии развития предпринимательства на рубеже XX–XXI вв. в отдельных регионах. Предпринимательская деятельность, которая является основной социальноэкономической функцией рыночной экономики, стала объектом внимания многих исследователей. В большинстве своем научные труды о предпринимательстве, ставшие предметом историографического анализа в статье, написаны социологами и экономистами, в силу чего выдержаны в социоэкономическом ключе. Такой подход к изучению предпринимательства можно признать закономерным, поскольку исследование процесса формирования новой системы экономических отношений можно было вести только на основе иных методологических подходов, освоения нового понятийного аппарата. Поэтому феномен предпринимательства осмысливался не только историками, но и социологами, и экономистами. Социоэкономический подход к исследованию предпринимательства отчетливо проявляется в региональной историографии. Анализируемая литература в основном посвящена изучению социальных характеристик предпринимателей как особой группы в новой социальной структуре, источникам ее пополнения, а также проблемам правового поля их деятельности. Обширная литература в данном направлении представлена по истории торгового предпринимательства, а в региональном аспекте — по Республике Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socioeconomic Phenomenon of Entrepreneurship at the Border XX–XXI Centuries in Regional Historiography

The article examines the historiography of the development of entrepreneurship at the turn of the XX–XXI centuries. in certain regions. Entrepreneurial activity, which is the main socio-economic function of a market economy, has become the object of attention of many researchers. For the most part, scientific works on entrepreneurship, which became the subject of historiographical analysis in the article, were written by sociologists and economists, and therefore are presented in a socioeconomic persepctive. This approach to the study of entrepreneurship can be considered logical, since the study of the process of formation of a new system of economic relations could only be carried out on the basis of other methodological approaches and the development of a new conceptual apparatus. Therefore, the phenomenon of entrepreneurship has been interpreted not only by historians, but also by sociologists and economists. The socioeconomic approach to the study of entrepreneurship is clearly manifested in regional historiography. The analyzed literature is mainly devoted to the study of the social characteristics of entrepreneurs as a special group in the new social structure, the sources of its replenishment, as well as the problems of the legal field of their activities. Extensive literature in this direction is presented on the history of trade entrepreneurship, and in the regional aspect — on the Republic of Buryatia.

Текст научной работы на тему «Социоэкономический феномен предпринимательства на рубеже ХХ–XXI вв. в региональной историографии»

JEL classification: N01, N84, P31 55 ■

J 2 I

УДК 930:334.722(470+571) -;

DOI 10.17150/2308-2488.2024.25(1).185-199 g j

8

Т.Е. Санжиева !

Бурятский государственный университет, :

г. Улан-Удэ, Российская Федерация \

Б.А. Шатонов i

Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, Российская Федерация

Социоэкономический феномен предпринимательства на рубеже XX-XXI вв.

в региональной историографии

Аннотация. Статья посвящена историографии п развития предпринимательства на рубеже XX-XXI вв. | в отдельных регионах. Предпринимательская деятельность, которая является основной социально- ® экономической функцией рыночной экономики, .Г1 стала объектом внимания многих исследователей. В ^ большинстве своем научные труды о предпринима- 3 тельстве, ставшие предметом историографического 3 анализа в статье, написаны социологами и экономи- л стами, в силу чего выдержаны в социоэкономическом 1 ключе. Такой подход к изучению предприниматель- | ства можно признать закономерным, поскольку ис- о следование процесса формирования новой системы I экономических отношений можно было вести только | на основе иных методологических подходов, освое- £ ния нового понятийного аппарата. Поэтому фено- | мен предпринимательства осмысливался не только историками, но и социологами, и экономистами. Со- 3 циоэкономический подход к исследованию предпри- | нимательства отчетливо проявляется в региональной историографии. Анализируемая литература в основ- ^ ном посвящена изучению социальных характеристик || предпринимателей как особой группы в новой соци- | альной структуре, источникам ее пополнения, а так- g же проблемам правового поля их деятельности. Об- | ширная литература в данном направлении представ- ^

© Санжиева Т.Е., Шатонов Б.А., 2024

185

GO

се

лена по истории торгового предпринимательства, а в региональном аспекте — по Республике Бурятия.

Ключевые слова. Историография, предпринимательство, регионы, Республика Бурятия.

Информация о статье. Дата поступления 19 февраля 2024 г.; дата принятия к печати 20 марта 2024 г.; дата онлайн-размещения 28 марта 2024 г.

T.E. Sanzhieva

Buryat State University named after Dorzhi Banzarov, Ulan-Ude, the Russian Federation

B.A. Shatonov

Buryat State University named after Dorzhi Banzarov, Ulan-Ude, the Russian Federation

Socioeconomic Phenomenon of Entrepreneurship at the Border XX-XXI Centuries in Regional Historiography

£ Abstract. The article examines the historiography of ¿g the development of entrepreneurship at the turn of the V XX-XXI centuries. in certain regions. Entrepreneurial | activity, which is the main socio-economic function of a g market economy, has become the object of attention of | many researchers. For the most part, scientific works on § entrepreneurship, which became the subject of historio-■| graphical analysis in the article, were written by sociol-§ ogists and economists, and therefore are presented in a socioeconomic persepctive. This approach to the study ■§ of entrepreneurship can be considered logical, since the ^ study of the process of formation of a new system of eco-^ nomic relations could only be carried out on the basis of g other methodological approaches and the development § of a new conceptual apparatus. Therefore, the phenome-J non of entrepreneurship has been interpreted not only by ^ historians, but also by sociologists and economists. The ^ socioeconomic approach to the study of entrepreneurship § is clearly manifested in regional historiography. The ana-js lyzed literature is mainly devoted to the study of the soil cial characteristics of entrepreneurs as a special group in

the new social structure, the sources of its replenishment, 2 J

as well as the problems of the legal field of their activities. - J

Extensive literature in this direction is presented on the g j

history of trade entrepreneurship, and in the regional as- °° <

pect — on the Republic of Buryatia. j

Keywords. Historiography, entrepreneurship, re- j

gions, Republic of Buryatia.

Article info. Received February 19, 2024; accepted

March 20, 2024; available online March 28, 2024. :

i

Переход с начала 1990-х гг. к рыночным формам хо- | зяйствования привел к возрождению критически воспринимавшегося в советский период истории страны j социоэкономического и социокультурного феномена предпринимательства. Протекавший на фоне «пере- ! стройки» экономический кризис позднесоветского пе- | риода направил частную инициативу и предприни- || мательскую деятельность граждан преимущественно 1 в торговую сферу. Быстро окупаемое и не требующее СЛ значительных вложений занятие торговлей стало доминирующим видом развивающегося «бизнеса». | Возрождавшееся предпринимательство вызвало 3 пристальное внимание и научный интерес представи- л телей социо-гуманитарного знания, который транс- ^

формировался вслед за развитием и расширением |

3

предпринимательской деятельности. В первых рядах 3

находились экономисты и социологи, которых фе- |3

номен предпринимательства тех лет интересовал в |

тесной связи с трансформационными процессами в | экономике и обществе. Зачастую именно экономисты

и социологи были первыми «историками» современ- 3

ного этапа развития отечественного предпринима- г

тельства, а их труды - созданные зачастую с опорой if

не на документальные источники, а на интервью с f

непосредственными участниками событий, - закла- ||

дывали основы современной социальной и экономи- |

ческой истории или истории бизнеса. В основном это |

авторские исследования социологов Т.И. Заславской, §

со ав

Л.В. Бабаевой, В.В. Радаева, А.Н. Кузенкова [1-4], нацеленные на введение в научный оборот понятия «предпринимательская деятельность» и осмысление места и роли предпринимательства в экономической системе России. Большинство трудов посвящено предпринимательству в целом. В качестве предмета исследования торговое предпринимательство в этих работах не рассматривается.

Наибольший интерес в историографии истории торгового предпринимательства представляет диссертация Е.Н. Ядовой «Челночество, как социальный ресурс трансформационного периода». Исследование включало биографические интервью с предпринимателями первой волны, в нем проведен комплексный социологический анализ предпринимателей-«челно-.¡^ ков» как нестабильной группы стихийно возникшей в ответ на трансформационные процессы в российском обществе [5]. Автор данной монографии рассматривает не только экономическое поведение предприни-1s мателей-«челноков», но и их социальную функцию, Ъ которая выражалась в ликвидации дефицита товаров | народного потребления, а также утверждении но-£ вых социальных практик, ценностей и институтов [5, I с. 7-8].

^ Торговцы городских рынков как социальная про-

! фессиональная группа стали объектом диссертаци-| онного исследования О.В. Ульянкиной [6]. На примере Мордовии изучено их положение, а также место в региональном социуме. Социальный статус данной группы автор определяет на основе стратификационных критериев: образование, условия работы, престижность труда, пол, возраст, семейный статус и т.д. По данным проведенного исследования, индивидуальные предприниматели, представлявшие малый и средний бизнес, имели высшее образование и до перехода в сферу торговли обладали более высоким статусом.

Крупным исследователем истории регионального 22!

предпринимательства является Л.А. Моисеева. В ее - ■

работах комплексно исследована история формирова- 88 <

ния российского предпринимательства в 1985-2000 гг. !

на примере Дальнего Востока России [7-9]. В ее моно- ■ графиях представлен анализ не только становления

предпринимательства в регионе, но и правовой базы, j

а также государственной поддержки малого предпри- : нимательства. Автор впервые ставит вопрос о деструктивном предпринимательстве и обстоятельствах его развития.

Логически дополняет работы Л.А. Моисеевой мо- j нография Е.К. Пилилян «Роль и функции государства

в историческом процессе становления предпринима- !

тельства», посвященная государственной политике в £

области предпринимательства на примере Примор- |

ского и Хабаровского краев [10]. В ней содержится ана- |

лиз правовых основ предпринимательской деятель- ^

ности, а также ошибок государственной политики, ^

приведших к деструктивным последствиям. Анало- |

гичные вопросы исследованы в монографии О.А. Ни- |

кифорова на примере истории предпринимательства л

в Западной Сибири в 1990-е гг. [l1]. ^

Во

ряде исследований предпринимается попытка |

исследовать деятельность таких новых общественных о

объединений как «Российский Союз промышленни- °

ков и предпринимателей» и «Торгово-промышленная |

палата». Эти исследования интересны с точки зрения |

выяснения причин тех проблем, с которыми столкнул- ^

ся мелкий и средний бизнес в 1990-е гг. Данные струк- |

туры поддерживали в первую очередь крупный биз- | нес, лоббировали интересы олигархических кругов.

Именно это стало одной из причин, не позволивших f

мелкому бизнесу занять свое место в новой экономи- |

ческой системе. Только с начала 2000-х гг. государство |

приступает к «деполитизации отношений в сфере |

бизнеса», что создавало объективные предпосылки §

со аб

для возрастания роли малого предпринимательства в жизни российского общества» [12, с. 8]. В качестве основных причин, тормозивших развитие малого бизнеса, С.В. Воробьев указывает на непродуманную приватизацию государственной собственности, ненаказуемость и злоупотребления властных структур, » отсутствие отлаженной связи между обществом и го-= сударством.

= Важным дополнением трудов отечественных ре-

; гиональных исследователей является работа Чжоу i Тяньхэ, посвященная хозяйственной деятельности кис тайских предпринимателей на Дальнем Востоке Рос; сии в 90-е гг. ХХ в. [13]. В ней впервые в российской историографии введены в оборот китайские источники, раскрывающие процесс формирования китай-.¡^ ского предпринимательства в регионе. Главным в | этом процессе являлось то, что китайский фактор стал | определяющим для экономики региона. Причем в со-^ трудничестве с Китаем были заинтересованы и отече-^ ственные предприниматели, а сам процесс предпри-Ъ нимательства принимал теневые формы, торговые | точки оформлялись на российских партнеров в обход ! российских законов, активно использовались фиктив-J ные браки с местными жителями и др. [13, с. 121]. Ки-^ тайский бизнес широко проникал не только в торгов! лю и систему общественного питания, но и в сельское | хозяйство региона.

Анализ работ, в которых рассматриваются процесс £ становления предпринимательства в Бурятии, укла-^ дывается в канву исследовательских подходов других § региональных исследований. В них находит отраже-.2 ние социолого-экономический подход, а также пра-^ вовые аспекты предпринимательской деятельности. 4 В целом этот исследовательский интерес нужно при-g знать закономерным, поскольку речь шла о совершенно новом для российской практики явлении, глубокое § и содержательное исследование этих процессов могло

опираться только на иные методологические подхо- 2

ды и понятийный аппарат. Поэтому выход на пер- р ■

вый план социологов и экономистов для объяснения g! данных процессов на начальном этапе исследования истории предпринимательства являлось вполне закономерным процессом.

На общем фоне работ, изучающих предпринима- j

тельство в Республике Бурятия на рубеже XX-XXI вв., :

выделяются монографии В.А. Гельмана. Им был си- ! стематизирован понятийный аппарат с использованием разработок зарубежных социологов, определен категориальный аппарат и методические подходы к анализу предпринимательства. Социальному портрету предпринимателя посвящена монография

В.А. Гельмана и К.Б-М. Митупова «Предприниматели |

Бурятии на рубеже XX-XXI веков». В ней авторы ука- |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зывают на «позитивную роль предпринимательства 1

в стабилизации социально-экономической обстанов- СЛ

ки, но вместе с тем признают и другое: активность ^

и усилия предпринимателей не смогли перекрыть ||

общий печальный итог реформирования России» |3

[14, с. 146]. Опираясь на социологические методики, с

авторы предпринимают попытку дать обобщенную С

характеристику предпринимателей республики. |

Ими отмечается высокий уровень адаптированно- 3

сти предпринимательской среды к рыночной эконо- |3

мике, высокая социальная мобильность и гибкость, |

ориентация на максимальное использование своих |

ресурсов. В новых условиях предприниматели, как ^

отмечают авторы, ценят индивидуальную свободу, |3

«приоритет частной собственности как доминанты Г экономической составляющей их мировоззрения, а

также достижительные мотивации (ориентация на f

карьеру, материальное благосостояние, престижную ||

работу) как движущий стимул их поведения» [там |

же]. При этом авторы указывают, что процесс скла- |

дывания предпринимательства как относительно це- §

со ав

лостной социальной общности в России еще далек от завершения.

Значительный вклад в исследование проблемы внес обобщающий труд В.А.Гельмана «Развитие предпринимательской деятельности в Бурятии (19912010 гг.)» [15]. В монографии дана оценка процессов формирования предпринимательства в контексте ме-: ждисциплинарного историко-социологического под-= хода. Автор указывает на тесную взаимосвязь пред; принимателей с властными структурами, их активное ' участие в формирование региональных органов влас сти, о чем свидетельствует состав Народного Хурала ; республики. Параллельно с этими процессами автор отмечает и изменение менталитета предпринимателей, что выражалось прежде всего в отказе от таких .¡^ ценностей как альтруизм. В работе указываются со-| циально-политические и психологические факторы, | сдерживающие развитие предпринимательства. Со-^ циологические замеры свидетельствовали об отрица-15 тельном отношении опрошенных к предпринимате-Ъ лям, что в совокупности с высокими рисками в этом | виде деятельности, а также отсутствием необходимых ! правовых условий, недостаточной помощью со сторо-I ны государства отрицательно влияло на активизацию ^ предпринимательской деятельности [там же, с. 174]. | Вместе с тем следует отметить, что источниковая база | этого исследования не позволяет сформулировать ■§ убедительные выводы о реальном положении малого £ и среднего предпринимательства в республике. Ста-^ тистические данные разрознены и противоречивы,

§ и это обстоятельство во многом объясняет использо-8

.2 вание социологических методик в изучении данного

^ явления для придания большей объективности иссле-

4 довательским выводам.

^ г-

§ С этой точки зрения заслуживает внимания ра-

бота П.Б. Абзаева «Предприниматели в социальной § структуре современной Бурятии» [16]. Проведенное

исследование показывает, что предпринимателями 2!

г 3 1

становились главным образом представители дирек- -: торского корпуса бывших государственных пред- 88 < приятий, управленцы общественно-политических ! организаций, а также инженерно-технические и ква- ■ лифицированные рабочие и служащие. Численность предпринимателей в 1990-е гг. стабильно увеличива- | лась, возрастала и роль в социально-экономической : жизни республики. Наиболее массовым являлось ! индивидуальное предпринимательство, но для него была характерна и наибольшая нестабильность. Следует отметить, что труд П.Б. Абзаева, опубликован- j ный в 1999 г. является первым обобщающим исследованием по истории предпринимательства Бурятии в постсоветский период. 9 Попытка целостного и системного социологиче- | ского анализа процесса становления и развития ма- | лого предпринимательства в Республике Бурятия ^ предпринята также в диссертации С.Б. Давлетчи- ^ ной «Предприниматели и развитие малого бизнеса | в республике Бурятия: социологический анализ». По | понятным причинам автор диссертации большое я внимание уделяет понятийному аппарату, разраба- ^ тываемому в трудах зарубежных и отечественных уче- | ных, а также обоснованию социально-экономических § и социокультурных оснований предприниматель- § ства. С.Б. Давлетчина составила социальный портрет | мелкого предпринимателя Бурятии, провела анализ | мотивационных механизмов, социальных и духов- ^ но-нравственных аспектов его жизнедеятельности, а § также дала социальную характеристику малого пред- | принимательства в регионе, обозначив проблемы становления и перспективы развития малого бизнеса в республике [17, с. 11]. | Проведя собственное эмпирическое исследование, | С.Б. Давлетчина отметила рост удельного веса жен- | щин в малом бизнесе региона. Изменение демогра- §

со ав

Л

фических показателей было обусловлено не только расширением сферы торговли и сервиса, в которой большинство составляли женщины, но и появлением сегментов рынка, куда мужчины, как правило, не шли. В советский же период в «предпринимательстве» участвовали в основном мужчины, поскольку оно развивалось в рамках теневой экономики. С.Б. Давлетчина подтверждает вывод предыдущих исследователей, что большинство представителей малого бизнеса республики не участвовали в этих сферах деятельности до этого, отсутствие специального образования им заменил ранее приобретенный опыт. Среди опрошенных представителей торгового бизнеса 40,3 % респондентов являлись в прошлом инженерно-техническими работниками, 30,3 % работали до этого в сфере науки и образования и только 15,1 % - это экономисты и бухгалтеры, которым предшествующий опыт позволял быстрее приспособиться к новым экономическим условиям [17, с. 17]. 15 Близка по содержанию к этой проблематике мо-

Ъ нография Д.Ш. Цырендоржиевой и Ю.Ю. Лыгдено-| вой о женщинах предпринимателях в республике. В | этой работе история торгового предпринимательства Л рассматривается через призму участия в ней женщин: ^ «Женщины-предприниматели: нравственные основы | жизнедеятельности: на материалах Республики Бу-| рятия». С уклоном в социоэкономический подход ав-■§ торы попытались осмыслить влияние традиционных ценностей на процесс формирования женщин-предпринимателей как профессиональной группы, а также формы предпринимательской деятельности. При этом они отмечают, что вовлечение женщин в данный вид предпринимательской деятельности наиболее интенсивно происходило в 1996-1997 гг. и их вовлечению в торговое предпринимательство способствовало то, что данный вид деятельности не требовал наличия крупных капиталов и специального образования.

Кроме того, в тех условиях «рынок» (розничная или мелкооптовая торговля) являлись одной из стратегий выживания для женщин Бурятии [18, с. 14, 16].

Торговое предпринимательство могло успешно развиваться при условии благоприятной внешнеэкономической среды, где определяющими были поставки товаров из Китая. С учетом этого среза проблемы несомненный интерес представляет монография А.М. Могзоева [19]. В работе представлен подробный анализ ситуации в экономике, бизнесе и внешней торговле Бурятии в 1990-е гг. При этом автор указывает на то, что развитие торгового предпринимательства в республике теснейшим образом связано с установлением стабильных внешнеэкономических связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Их географическая близость, транспортная доступность открывала большие перспективы для развития предпринимательской среды в республике.

Таким образом, краткий анализ феномена предпринимательства в первое десятилетие постсоветского периода, осуществленный через призму его региональных исследований, свидетельствует, что изучение с истории зарождения и развития предпринимательства С далеко от своего завершения. Существующие на сегод- | ня региональные исследования создали лишь опре- 3 деленный научный задел. Проблемы с эмпирической 3 базой и, прежде всего, с обеспеченностью статисти- | ческими данными позволяют утверждать, что только | полноценная интеграция усилий историков, социо- ^ логов и экономистов позволит комплексно осмыслить |3 историю процесса становления предпринимательской | деятельности в регионах на рубеже XX-XXI вв.

Список использованной литературы

1. Заславская Т.И. Избранные произведения : в 3 т. / Т.И. Заславская. — Москва : Экономика, 2007. — Т. 2 : Трансформационный процесс в России : в поисках новой методологии. — 590 с.

с

С

га

|

со ов

2. Бабаева Л.В. Малый бизнес в России в эпоху экономических реформ / Л.В. Бабаева, Г.П. Лапина. — Москва : Наука, 1997. — 193 с.

3. Радаев В.В. Экономическая социология / В.В. Радаев. — Москва : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. — 603 с.

4. Кузенков А.Н. Социальные аспекты формирования малого предпринимательства в центральной России в 90-е

» годы XX века : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 / | А.Н. Кузенков. — Санкт-Петербург, 2004. — 48 с. | 5. Ядова Е.Н. Челночество как социальный ресурс транс-

формационного периода : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 / I Е.Н. Ядова. — Москва, 2009. — 207 с.

; 6. Ульянкина О.В. Социальный статус торговцев город-

ских рынков в условиях современной России: региональный ; аспект : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 / О.В. Ульянкина. — Саранск, 2014. — 178 с.

7. Моисеева Л.А. Государственная поддержка развития предпринимательства Дальнем Востоке России / Л.А. Моисе-

£ ева. — Владивосток : Дальнаука, 2002. — 404 с.

8. Моисеева Л.А. История формирования предпринима-§ тельства на Дальнем Востоке России как инновационной си-^ стемы хозяйствования (1985-2000 гг.) / Л.А. Моисеева. — Вла-а дивосток : Дальнаука, 2002. — 306 с.

9. Моисеева Л.А. История предпринимательства на Даль-« нем Востоке России / Л.А. Моисеева, А.С. Ващук. — Владиво-I сток : ДВО РАН, 2006. — 347 с.

I 10. Пилилян Е.К. Роль и функции государства в историче-

Л ском процессе становления предпринимательства / Е.К. Пии лилян. — Владивосток : Изд-во ДВГТУ, 2011. — 118 с. | 11. Никифоров О.А. Правовое обеспечение предприни-

§ мательской деятельности в Сибири / О.А. Никифоров. — Ке-Ц мерово : Кузбассвузиздат, 2000. — 235 с.

§ 12. Воробьев С.В. Малое предпринимательство России

^ в условиях экономических реформ рубежа 1980-1990-х гг. : вд дис. ... канд. ист. наук / С.В. Воробьев. — Москва, 2008. — 208 с. § 13. Чжоу Тяньхэ. Хозяйственная деятельность китай-

8 в СП

ских предпринимателей на Дальнем Востоке России в 90-е гг. I ХХ в. / Чжоу Тяньхэ. — DOI 10.24411/10268804201910041 // £ Россия и АТР. — 2019. — № 3. — С. 110-124. ^ 14. Гельман В.А. Предприниматели Бурятии на рубеже

| ХХ-ХХ1 веков / В.А. Гельман, К.Б-М. Митупов. — Улан-Удэ : ^ Изд-во Бурятского госуниверситета, 2005. — 164 с.

15. Гельман В.А. Развитие предпринимательской деятель- 2 ■ ности в Бурятии (1991-2010 гг.) / В.А. Гельман. — Улан-Удэ : р ; Изд-во Бурятского госуниверситета, 2011. — 188 с. g ■

16. Абзаев П.Б. Предприниматели Бурятии: проблемы °° ( формирования / П.Б. Абзаев. — Улан-Удэ : БГУ, 1999. — 23 с. j

17. Давлетчина С.Б. Предприниматели и развитие ма- ! лого бизнеса в республике Бурятия: социологический анализ : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 / С.Б. Давлетчина. — ! Улан-Удэ, 2000. — 179 с. :

18. Цырендоржиева Д.Ш. Женщины-предприниматели: j нравственные основы жизнедеятельности (на примере Респу- ! блики Бурятия) / Д.Ш. Цырендоржиева, Ю. Ю. Лыгденова. — Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета, 2010. — 191 с.

19. Могзоев А.М. Бурятия. Предпринимательство и внешнеэкономическая деятельность / А.М. Могзоев. — Улан-Удэ : БНЦ СО РАН, 1998. — 193 с. i

I

References |

1. Zaslavskaya T.I. Selected Works. Moscow, Ehkonomika I Publ., 2007. Vol. 2. 590 p.

2. Babaeva L.V., Lapina G.P. Small Business in Russia in the Era 1 of Economic Reforms. Moscow, Nauka Publ., 1997. 193 p. |

3. Radaev V.V. Economic Sociology. Moscow, House of the 3 Higher School of Economics Publ., 2005. 603 p. §

4. Kuzenkov A.N. Social Aspects of the Formation of Small Busi- с nesses in Central Russia in the 90s of the 20th Century. Cand. Diss. С Thesis. Saint Petersburg, 2004. 48 p. |

5. Yadova E.N. Market Trading as a Social Resource of the Trans- о formation Period. Cand. Diss. Moscow, 2009. 207 p. |

6. Ul'yankina O.V. Social Status of City Market Traders in Mod- | ern Russia: Regional Aspect. Cand. Diss. Saransk, 2014. 178 p. £

7. Moiseeva L.A. State Support for the Development of Entrepreneurship in the Russian Far East. Vladivostok, Dal'nauka Publ., 2002. 404 p.

8. Moiseeva L.A. History of the Formation of Entrepreneurship in the Russian Far East as an Innovative Economic System (1985-2000). Vladivostok, Dal'nauka Publ., 2002. 306 p.

9. Moiseeva L.A. History of Entrepreneurship in the Russian Far East. Vladivostok, Dal'nevostochnoe otdelenie Rossiiskoi akademii nauk Publ., 2006. 347 p.

10. Pililyan E.K. The Role and Functions of the State in the Historical Process of the Formation of Entrepreneurship. Vladivostok, Far Eastern State Technical University Publ., 2011. 118 p.

Sr

•S-

GO Св

11. Nikiforov O.A. Legal Support for Business Activities in Siberia. Kemerovo, Kuzbassvuzizdat Publ., 2000. 235 p.

12. Vorob'ev S.V. Small Business in Russia in the Context of Economic Reforms at the Turn of the 1980-1990s. Cand. Diss. Moscow, 2008. 208 p.

13. Zhou Tianhe. Economic Activity of Chinese Entrepreneurs in the Russian Far East in the 1990s. Rossiya i ATR = Russia and the Pacific, 2019, no. 3, pp. 110-124. (In Russian). DOI: 10.24411/10268804201910041.

14. Gel'man V.A., Mitupov K.B-M. Entrepreneurs of Buryatia at the Turn of the XX-XXI Centuries. Ulan-Ude, Buryat State University Publ., 2005. 164 p.

15. Gel'man V.A. Development of Entrepreneurial Activity in Buryatia (1991-2010). Ulan-Ude, Buryat State University Publ., 2011. 188 p.

16. Abzaev P.B. Entrepreneurs of Buryatia: Problems of Formation. Ulan-Ude, Buryat State University Publ., 1999. 23 p.

17. Davletchina S.B. Entrepreneurs and Small Business Development in the Republic of Buryatia: Sociological Analysis. Cand. Diss.

I Ulan-Ude, 2000. 179 p.

g 18. Tsyrendorzhieva D.Sh., Lygdenova Yu. Yu. Women Entre-

^ preneurs: Moral Foundations of Life (On the Example of the Republic of "g Buryatia. Ulan-Ude, Buryat State University Publ., 2010. 191 p.

19. Mogzoev A.M. Buryatia. Entrepreneurship and Foreign Ecos nomic Activity. Ulan-Ude, Buryat Scientific Center of the Siberian il Branch of the Russian Academy of Sciences Publ., 1998. 193 p.

Л Информация об авторах

■а Санжиева Татьяна Ефремовна — доктор исторических

| наук, профессор, кафедра истории Бурятии, Бурятский § государственный университет им. Доржи Банзарова, ■§ г. Улан-Удэ, Российская Федерация; e-mail: sanj_te@mail.ru. £ © https://orcid.org/0000-0002-2193-094X; SPIN-код: 2403-^ 9819; AuthorlD РИНЦ: 702715.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§ Шатонов Баир Аюрович — аспирант, кафедра истории

Л Бурятии, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, г. Улан-Удэ, Российская Федерация; e-mail: kafbur@bsu.ru.

J Authors

"! Tatyana E. Sanzhieva — D.Sc. in History, Professor, Depart-

ment of History of Buryatia, Buryat State University named af-

2024, vol. 25, no. 1, pp. 185-199

ter Dorzhi Banzarov, Ulan-Ude, the Russian Federation; e-mail: sanj_te@mail.ru. © https://orcid.org/0000-0002-2193-094X; SPIN-Code: 2403-9819; AuthorID RSCI: 702715.

Bair A. Shatonov — Ph.D. Student, Department of History of Buryatia, Buryat State University named after Dorzhi Banzarov, Ulan-Ude, the Russian Federation; e-mail: kafbur@bsu.ru.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Санжиева Т.Е. Социоэкономический феномен пред- С

принимательства на рубеже XX-XXI вв. в региональной

историографии / Т.Е. Санжиева, Б.А. Шатонов. — DOI

10.17150/2308-2488.2024.25(1).185-199 // Историко-эконо- |

мические исследования. — 2024. — Т. 25, № 1. — С. 185-199. 1

с 1

For Citation 3

с

о

Sanzhieva T.E., Shatonov B.A. Socioeconomic Phenomenon of Entrepreneurship at the Border XX-XXI Centuries in Regional Historiography. Istoriko-ekonomicheskie issledovani-ya = Journal of Economic History & History of Economics, 2024, vol. 25, no. 1, pp. 185-199. (In Russian). DOI: 10.17150/2308-2488.2024.25(1).185-199. £

Sr

|

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.