Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БУРЯТИИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БУРЯТИИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В БУРЯТИИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Золотухина Оксана Николаевна

Статья посвящена развитию предпринимательской деятельности в Республике Бурятия в период трансформации общества. Уделяется внимание критериям и основаниям организации предпринимательства республики в сложных экономических условиях. Развитие предпринимательства в Республике Бурятия - процесс неоднозначный. Малый и средний бизнес призван изменить определенный уровень безработицы, обеспечить рынок труда республики рабочими местами, но на практике этого не происходит. Предприниматели не создают рабочие места, а новые открывающиеся предприятия - это деятельность одних и тех же собственников. Указанные показатели развития предпринимательской деятельности в Бурятии не влияют на повышение уровня жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENTAL CHALLENGES OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN BURYATIA IN THE CONTEXT OF THE RUSSIAN SOCIETY TRANSFORMATION IN THE LATE 20TH AND EARLY 21ST CENTURIES

The article is devoted to the development of entrepreneurial activity in the Republic of Buryatia in the period of society's transformation. In the article attention is paid to the criteria and grounds for the organization of entrepreneurship in Buryatia under difficult economic conditions. The specifics of Russia's transition to the market affected the development of small businesses. The liberalization and legalization of free trade, began in the 1990s, led to uncontrolled, all-Russian privatization. In fact, this process saw permission for commercial activity and the purchase of state property which was not always perfectly legal. All this has led to the fact that as a result of economic reforms, entrepreneurship in Russia has found itself in close relationship with governmental structures. The development of entrepreneurship in the Republic of Buryatia, by its very nature, is an ambiguous process. Small and medium-sized businesses are called upon to change a certain level of unemployment and to provide the labor market for the republic with jobs, but, in practice, this does not happen. Entrepreneurs do not create jobs, instead they open more new enterprises, which is the activity of the same people. All these indicators of the development of entrepreneurial activity in Buryatia do not affect the improvement of the population living standard.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БУРЯТИИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В»

Научная статья

УДК 94(571.54):338.22

DOI: 10.18101/2305-753X-2023-1-49-58

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БУРЯТИИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI в.

© Золотухина Оксана Николаевна

кандидат исторических наук, преподаватель, Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта Россия, 670034, г. Улан-Удэ, пр-т 50-лет Октября, 58 oxana-nik@inbox. т

Аннотация. Статья посвящена развитию предпринимательской деятельности в Республике Бурятия в период трансформации общества. Уделяется внимание критериям и основаниям организации предпринимательства республики в сложных экономических условиях.

Развитие предпринимательства в Республике Бурятия — процесс неоднозначный. Малый и средний бизнес призван изменить определенный уровень безработицы, обеспечить рынок труда республики рабочими местами, но на практике этого не происходит. Предприниматели не создают рабочие места, а новые открывающиеся предприятия — это деятельность одних и тех же собственников. Указанные показатели развития предпринимательской деятельности в Бурятии не влияют на повышение уровня жизни населения.

Ключевые слова: предприниматели, малый и средний бизнес, экономические проблемы, предпринимательская деятельность в Бурятии, трансформация общества.

Для цитирования

Золотухина О. Н. Особенности развития предпринимательской деятельности в Бурятии в условиях трансформации российского общества в конце XX — начале XXI в. // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. 2023. Вып. 1. С. 49-58.

Мировой опыт свидетельствует, что малое и среднее предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие экономики, рациональное использование местных ресурсов и решение социальных проблем. Самым восприимчивым к происходящим радикальным изменениям в области экономики был и остается малый бизнес. Лишь малый бизнес в изменившихся экономических условиях способен к мобильному переходу на новый уровень производства, внедряя инновационные и высокотехнологичные проекты.

В развитых странах малый бизнес в соотношении с другими секторами экономики является самым крупным и многочисленным. Так, в Японии на всех трудящихся приходится 92% занятых в малом и среднем бизнесе, в США — 79%. С 2000-х гг. в США ежегодно создается около 650 малых предприятий. Малый бизнес играет ключевую роль в рыночной экономике, что доказывает показатель валового национального продукта, который в США равен 45%. Малый бизнес в развитых странах способствует освоению большей части инновационных техно-

логий и идей, а также является одним из основных регуляторов занятости населения благодаря созданию новых рабочих мест.

Специфика перехода России к рынку сказалась на развитии малого бизнеса. Начавшиеся в 1990-х гг. либерализация и легализация свободной торговли привели к неконтролируемой всероссийской приватизации. Фактически это означало разрешение на коммерческую деятельность, а затем выкуп государственной собственности, происходивший не всегда законными методами. Все это привело к тому, что в результате экономических реформ предпринимательство в России оказалось в тесной взаимосвязи с властными структурами [19, с. 186].

Экономические реформы 1990-х гг. в большей степени определили динамику движений российской политики и экономики, внеся глубокие изменения в социальную стратификацию общества. Из числа достижений переходного периода стало формирование новой группы российского общества-предпринимателей. Существенно изменилась модель общественного уклада, сложившегося во времена советского государства1. Российская демократия, несмотря на свою специфичность и неоднородность, создала условия для развития мелкого предпринимательства. Развитие предпринимательской деятельности в России регулярно преодолевает сложный путь, обусловленный кризисной ситуацией рыночной экономики.

Запрет на занятие предпринимательской деятельностью в СССР усилил традиционно-эталонные стереотипы общественного сознания. Равенство стало приравниваться к бедности, государственная патерналистская опека стала добавлять недоверие к инновациям, нежелание рисковать, неверие в свои собственные силы привели к застойным явлениям, впоследствии к отрицательному отношению к «деловым людям».

В 2002 г. по данным государственной службы официальной статистики РФ количество малых предприятий составило 876 тыс., что на 1,7% меньше, чем в 2001 г. Достигнутый уровень развития малого предпринимательства в России по сравнению с развитыми странами явно невысок, но с учетом временной шкалы формирования малого бизнеса это не так плохо. В 2002 г. на 1 000 населения России приходилось в среднем 7 малых предприятий, притом в странах Европы этот показатель достигает 35. Лишь в Москве и Московской области на 1 000 россиян приходится в среднем от 21 до 24 малых предприятий [4, с. 46]. В России показатель общей численности занятых в секторе малого предпринимательства в 2001 г. составил 7 млн 600 тыс. чел. В 2000 г. этот показатель был в 1,5 раза меньше [4, с. 44]

Предпринимательская деятельность, будучи основой складывающейся рыночной экономики, по своей природе объединяет общеэкономическое содержание и специфическую социальную деятельность. В последнее время государство стремится к социальной направленности при развитии экономики. В первую очередь это связано с комплексом мер, позволяющих сформировать социально ответственную политику бизнеса, который активно влиял бы на повышение уровня и качества жизни населения, а также повышение конкурентоспособности российских предприятий на мировых рынках. Для ускорения процесса развития циви-

1 ГАРБ. Р-196. Государственный комитет по статистике Бурятской ССР (с 1992 г. — Республики Бурятия). Оп. 14. Д. 379. Л. 76.

лизованного предпринимательства в России необходимо всемерно развивать его социальные и правовые функции, которые могут стать дополнительным источником для решения проблем переходного периода и обеспечить социальную и политическую стабильность в обществе.

В Бурятии основными факторами, влияющими на развитие предприятий малого бизнеса, являются условия спроса и предложения в регионе, специфика развития отраслей экономики и региональный бизнес-климат. Последний фактор развития мелкого предпринимательства определяется в большей степени политикой республиканских властей. В условиях постоянного экономического кризиса малый бизнес в Бурятии заслуживает регулярных мер и поддержки государства. Необходимо понимать, что, развивая и поддерживая предпринимательство на региональном уровне, власти способствуют созданию благоприятной экономической динамики страны в целом. Как свидетельствует опыт зарубежных стран, прошедших ступени рыночного развития экономики, непременное условие развития малого бизнеса кроется во всесторонней опеке государства.

Развитие малого бизнеса формирует тенденцию конкурентоспособности и рыночной стабилизации предприятий. Для решения экономических и социальных задач региона в Бурятии необходимо развитие малого и среднего предпринимательства, что позволит обеспечить занятость населения, насытить рынок разнообразными товарами и услугами. При росте численности малых предприятий создается необходимая база для формирования инфраструктуры, но также важна и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства. Малое и среднее предпринимательство придает экономике региона гибкость, мобильность, маневренность, привлекает частные инвестиции на развитие производства. Необходимо учитывать местную специфику развития предпринимательской деятельности в Бурятии.

Малый бизнес в Бурятии в силу своей региональной специфики не требует от начинающего предпринимателя специальных технических знаний. Как правило, создание своего маленького предприятия не требует крупных финансовых вложений, за исключением некоторых отраслей, таких как наука, научное обслуживание и другие.

Выяснить уровень развития предпринимательства в Бурятии возможно с помощью сравнительного анализа показателей соседних регионов. В 2002 г. в г. Улан-Удэ насчитывалось 12 малых предприятий. В столице Забайкальского края — в г. Чита — было лишь 6 малых предприятий1. Это доказывает, что для этих регионов характерна тенденция сосредоточения малого бизнеса в крупных городах. Процесс формирования малого предпринимательства в республике условно можно разделить на четыре этапа.

Первый этап начинается с конца 1980-х гг. и характеризуется созданием новых малых предприятий на базе вспомогательных подразделений государственных предприятий. С 1987 до 1989 г. в Бурятии малых предприятий было создано около 500 [4, с. 9].

1 Демографический ежегодник. Регионы России. Экономические показатели развития. Росстат. Москва, 2014. С. 6.

На втором этапе с 1989-1992 гг. произошел рост в структуре малого бизнеса. В сфере малого предпринимательства были задействованы бывшие управленцы властных структур советского государства. Эта наиболее мобильная группа довольно успешно реализовала свои возможности. В 1990-1991 гг. предложение товаров и услуг сокращалось, а спрос увеличивался, благодаря этому мелкий бизнес получил возможность сбывать свои товары и услуги по завышенным ценам, что позволило скопить денежные средства для дальнейшего развития своего бизнеса. Таким образом, количественный показатель малого предпринимательства к концу 1992 г. возрос и составил 607 малых предприятий в Бурятии [11, с. 11].

Третий этап (1992-1994) характеризуется возросшим интересом развития предпринимательской деятельности. Одним из источников малого предпринимательства послужила малая приватизация. Ее вклад не играет решающей роли. Основным толчком в развитии малого предпринимательства на данном этапе послужили реструктуризация отраслевых рынков, расширение некоторых отраслей экономики. К концу 1994 г. в Бурятии насчитывалось около 1 995 организаций малого бизнеса [14, с. 118].

Четвертый этап (1995-1998) исследователи оценивают как этап стабилизации в процессе развития малого предпринимательства. В Бурятии развивается инфраструра, правительством приняты меры по поддержке малого предпринимательства. Крупные предприятия республики в кризисных экономических условиях вынуждены были свернуть производство, тем самым спровоцировав масштабную безработицу. Для малого бизнеса этот этап способствовал качественному развитию отрасли. Количественный рост организаций мелкого предпринимательства замедлился и в 1999 г. составил около 5 200 малых предприятий [12, с. 56]. С 1998 г. в Бурятии начинается новый этап развития предпринимательской деятельности, который еще не завершен. В целом в 1990-х гг. в Бурятии не состоялось качественное и масштабное развитие малого бизнеса. Причинами, тормозящими развитие предпринимательства в республике, служили экономические и административные барьеры на пути проникновения предпринимателей на рынок.

За период с 2010 по 2015 г. в Бурятии сократилось число мелких предприятий малого бизнеса, но увеличился показатель численности индивидуальных предпринимателей на 10% в сравнении с 2009 г., а в целом по стране этот показатель вырос на 14%1.

Увеличению числа малых предприятий в республике в рассматриваемый период способствовали меры по упрощению процедуры регистрации малого бизнеса. Изменения в системе государственной регистрации субъектов малого предпринимательства, которая стала более простой и менее затратной для физических лиц, обусловили увеличение индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. По факту упрощенная процедура налогового отчета для физических лиц способствовала росту числа индивидуальных предпринимателей. На практике произошла перерегистрация юридических лиц в индивидуальных предпринимателей, благодаря чему в республике выросло количество орга-

1 Демографический ежегодник. Регионы России. Экономические показатели развития. Росстат. Москва. 2014. С. 34-36.

низаций малого предпринимательства [2, с. 156]. В 2009 г. в Бурятии показатель количества малых предприятий в расчете на 1 000 чел. населения составлял 5,6 организаций, в России — 7,8, при этом в европейских странах этот показатель был равен 30 [6, с. 18].

В Бурятии в сравнении с 2007 г. количество зарегистрированных малых предприятий в 2008 г. увеличилось на 17%, или на 806. В среднем по РБ количество предприятий мелкого бизнеса на 1 000 чел. населения в 2008 г. составил от 5,9 до 6,0, в среднем по России значение этого показателя равнялось 9,0.

С 1998 до 2008 г. в Бурятии наблюдается устойчивая динамика роста малых промышленных организаций, так, в 1998 г. этот показатель составил 16%, а в 2008 — 19,2%. Наряду с ростом малых предприятий (МП) в республике шел процесс сокращения доли мелких организаций в сфере оптовой и розничной торговли. Так, в 1998 г. показатель мелких торговых организаций составлял 55,6%, в 2008 г. — 48,3%:. Это подтверждает положительную тенденцию развития мелкого предпринимательства в сторону производства товаров и услуг.

В Республике Бурятия на 1 сентября 2010 г. зарегистрировано 42 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 11 тысяч малых предприятий, 169 средних предприятий и 31 тысяча индивидуальных предпринимателей. В территориальной структуре 55% субъектов малого предпринимательства находится в г. Улан-Удэ.

В общем числе зарегистрированных предприятий 63% приходится на малые и средние предприятия. Малый и средний бизнес республики обеспечивает занятость 106,6 тысячи человек, что составляет 27% общей численности занятых в экономике республики2.

Малый бизнес является ведущим в таких сегментах экономической деятельности, как торговля, строительство, обрабатывающее производство, транспорт. В целом в Бурятии 89% оборота розничной торговли, 74% оборота оптовой торговли, 85% объема подрядных работ, 35% объема платных услуг населению формировались субъектами малого и среднего бизнеса. Автомобильным транспортом субъектов малого предпринимательства перевозится 95 % всех перевезенных пассажиров [3, с. 15]. Также в республике малый бизнес является ведущим в производстве сливочного масла (91% в общем объеме производства), сыра и рыбной продукции (87%), мясных полуфабрикатов (74%), сметаны (61%), цельномолочной продукции (57%), хлеба и хлебобулочных изделий (42%) и др. Минеральные воды, безалкогольные напитки, вина столовые, трикотажные изделия, маргариновая продукция полностью производятся субъектами малого предпринимательства [15].

Состояние малого и мелкого предпринимательства в Бурятии, по данным на 2012-2014 гг., имеет противоречивый характер, прежде всего это несбалансированность отраслевой структуры. Такая ситуация характерна для большинства

1 Основные показатели занятости малых предприятий Бурятии за 2007 г.: статистический бюллетень № 07-04-09. Улан-Удэ: Госкомстат РБ, 2008. С. 31.

2 Отдел статистики населения и переписи. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия.URL: https://burstat.gks.ru/vpn2002 (дата обращения: 10.12.2022). Текст: электронный.

российских регионов. Концентрация мелких предприятий в России наблюдается в розничной и оптовой торговле — 39%, на втором месте — операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг — 20%.

В Бурятии в 2013 г. доля малых предприятий в ВВП остается незначительной — 1%, в России — около 21% [5, с. 486]. В Бурятии преобладающими сферами ведения бизнеса на первом месте с показателем 40% общего количества малых предприятий стоит оптовая и розничная торговля, обслуживание и ремонт автотранспорта [1, с. 88]. На втором — сфера строительства (18% малых организаций), на третьем — обрабатывающее производство (10%), далее операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг (17%), транспортные услуги (7%), сельское хозяйство (8%). Количественные характеристики малого бизнеса в республике определяются за счет мелких предприятий г. Улан-Удэ, где действует около 80% всех МП Бурятии, а также индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица — 70%1. В такой связи определяется уровень развития мелкого предпринимательства в районах республики. Образованию мелких предприятий в сельской местности препятствует зависимость мелкого бизнеса от природных и трудовых ресурсов. По причине отсутствия необходимых рыночных структур процесс формирования элементов рынка на селе идет медленнее, чем в условиях городской среды. В период с 2008 по 2010 г. на Севе-ро-Байкальский район приходится около 3,5% мелких предприятий, на Кабанский и Селенгинский районы в совокупности — 1,5%, на Кяхтинский — 0,9%, на Заиг-раевский, Иволгинский, Муйский, Прибайкальский — 1%2. Такая разница между районами обусловлена тенденцией перехода к новым рыночным отношениям.

В результате достигнутый уровень предпринимательства в Бурятии в настоящее время недостаточен для насыщения рынка товарами и услугами и, главное, не способствует созданию новых рабочих мест. По мнению исследователей, количество организаций малого бизнеса в республике в 5 раз ниже уровня, который необходим для включения механизмов рыночного саморегулирования [15, с. 89]. Финансирование предприятий малого бизнеса в Бурятии осуществляется в большей мере за счет собственных накоплений предпринимателей и банковского кредитования. Незначительную роль в этом списке играет государственная поддержка, т. е. бюджетное финансирование. В современных социально-экономических условиях малому бизнесу необходимо менять пути развития для собственного сохранения и, несмотря на экономические сложности, пытаться самостоятельно развивать финансовую деятельность, внедряя при этом модерни-зационные программы в производство.

1 Отдел статистики населения и переписи. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия.иКЬ: https://burstat.gks.ru/vpn2002 (дата обращения: 10.12.2022). Текст: электронный.

2 Социальный портрет предпринимателя малого и среднего бизнеса: отчет о НИР (про-межуточ.). Улан-Удэ, 1997. С. 56.

В республике большая часть организаций мелкого предпринимательства не имеет собственного источника финансирования для дальнейшего развития. Эти предприятия считаются убыточными1.

В Бурятии с 2010 г. увеличилось число убыточных малых предприятий, удельный вес которых составил 14%, в целом по стране 20%. Причина убыточности МП республики кроется в недостаточности финансирования, хотя практика доказывает, что мелкие предприятия при относительно низких инвестициях приносят большую отдачу по сравнению с крупными организациями [4, с. 96].

В Бурятии ситуация с инвестированием в мелкие предприятия сложилась неблагоприятная, поскольку отсутствует перелив ресурсов в образовании, научных исследованиях и инновационных проектах. Большую часть всех инвестиций направляют в торговлю и строительство.

Анализ динамики государственной поддержки малого бизнеса по округам РФ показал, что первое место занимает Центральный федеральный округ — 28%, второе — Приволжский федеральный округ — 17%. Сибирский федеральный округ занимает предпоследнее место [7]. Такое перераспределение финансовой поддержки по региональному принципу во многом определяет успешность ведения предпринимательской деятельности. Предприниматели ждут от государства поддержки и гарантий экономической стабильности для успешного развития бизнеса [13, с. 21]. Предприниматели заинтересованы в определении четких границ своей деятельности, чтобы условия налогообложения и кредитования были точно скоординированы. Таким образом, бизнесмен нуждается в легитимной работе правоохранительных структур. В действительности российское предпринимательство сталкивается с беззаконием и бюрократическими барьерами. Большая часть предпринимателей, столкнувшись с разного уровня трудностями, считает, что в России невозможно заработать большие деньги, не нарушив закона.

В Бурятии предпринимательство сталкивается с теми же самыми барьерами, что существуют в целом по стране. В 2009 г. журналистами был проведен опрос населения республики и на вопрос: «Считаете ли вы возможным разрешить какую-либо проблему путем дачи взятки должностному лицу?» 85% респондентов ответили, что считают этот способ единственно возможным [8, с. 202]. Это еще раз подтверждает, что ведение предпринимательской деятельности в Бурятии носит коррумпированный характер. По некоторым данным, предприниматели вынуждены платить за выгодные контракты и заказы до 30% их стоимости, так называемые «откаты». Не секрет, что в республике в области строительства тендеры выигрывают определенные фирмы. Сумма откатов напрямую зависит от суммы финансирования. При этом тендеры выигрывают не местные предприниматели, а московские, новосибирские, иркутские и др. Реконструкция федеральной трассы Улан-Удэ — Турунтаево — Курумкан прославилась финансовыми хищениями иногородних структур, при этом была выдавлена бурятская фирма «Икат+», начавшая делать первые километры трассы. Строительство моста в Усть-Баргузине отдано в руки ОАО «Сибмост», новосибирской структуре. Тен-

1 Российский статистический ежегодник Федеральной службы государственной статистики. Малое и среднее предпринимательство России. Москва, 2013. 134 с.

дер побеждавшего два раза мостоотряда из Бурятии оба раза был аннулирован и оспорен результат [2, с. 11].

В целом основными минусами развития предпринимательской деятельности являются проблема административно-бюрократических барьеров, высокие налоги и невозможность доступа к кредитно-финансовым ресурсам. И если решить проблему стартовых условий для предпринимателей, то малый бизнес действительно пошел бы в гору.

На первоначальном этапе создания своего дела предприниматели претензии предъявляют к властным структурам по причине отсутствия порядка в правовой и социально-экономической системе. Государственная поддержка малого бизнеса может способствовать эффективному развитию предпринимательства, при этом региональные власти должны руководствоваться социальными характеристиками малого бизнеса [9, с. 142]. Наличие предпринимательства как элемента новой социальной структуры общества не вызывает сомнения, но процесс его складывания как относительно целостной социальной общности в России еще далек от завершения.

Итак, развитие малого и среднего предпринимательства в существующих сложных экономических условиях нуждается в формировании механизма реальной поддержки на всех уровнях: государственном и муниципальном. Именно развитие малого и среднего предпринимательства должно реально способствовать утверждению настоящей рыночной экономики.

Таким образом, экономические реформы 1990-х гг. в корне изменили политический и экономический уклад всей страны, внеся радикальные изменения в социальную структуру, — появился новый динамично развивающийся социальный слой предпринимателей, по существу, в обществе меняется уклад жизни, сложившийся в XX в. Предпринимательство, будучи основой складывающейся рыночной экономики, по своей природе объединяет общеэкономическое содержание и специфическую социальную деятельность.

Развитие предпринимательства в Республике Бурятия — процесс неоднозначный. Малый и средний бизнес призван изменить определенный уровень безработицы, обеспечить рынок труда республики рабочими местами, но на практике этого не происходит. Предприниматели не создают рабочие места, а новые открывающиеся предприятия — это деятельность одних и тех же собственников. Все указанные показатели развития предпринимательской деятельности в Бурятии не влияют на повышение уровня жизни населения.

Достигнутый уровень предпринимательства по всей стране и в частности в Республике Бурятия незначителен и пока далек от совершенства, но шаги в сторону рыночных отношений сделаны.

Экономические реформы 1990-х гг. не только принесли в республику элемент рыночных отношений — предпринимательскую деятельность, но и усугубили и без того неидеальные демографические и социальные процессы. По многим социально значимым показателям Бурятия значительно отставала от других регионов РФ, что привело к необратимым процессам деградации республиканского общества.

Литература

1. Агалов В. К. Экономика Бурятии на современном этапе // Республика Бурятия — государство в составе РФ (к 75-летию образования). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ, 1998. С. 88-99. Текст: непосредственный.

2. Гельман В. А., Митупов К. Б.-М. Предприниматели Бурятии на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Улан-Удэ, 2010. 156 с. Текст: непосредственный.

3. Думнова Т. Г. Экономика Бурятии: тенденция устойчивого развития // Экономический потенциал РБ. 2003. № 1. С. 15-19. Текст: непосредственный.

4. Митупов К. Б.-М., Горковенко О. Н. Социальные и демографические процессы в условиях трансформации общества в Бурятии на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Улан-Удэ. 2014. 170 с. Текст: непосредственный.

5. Мухина И. В. Проблемы финансирования и развития малого бизнеса в России // Российское предпринимательство. 2015. № (273). С. 486-496. Текст: непосредственный.

6. Пучков С. В. Российское предпринимательство: содержание и условие его развития: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 1994. 24 с. Текст: непосредственный.

7. Радаев В. В. Новое предпринимательство в России. Первые результаты исследования. Москва: Ротапринтная Ин-та экономики РАН, 1993. 43 с. Текст: непосредственный.

8. Региональные аспекты формирования рыночных мотивационных механизмов: межвузовский сборник научных трудов / ответственный редактор В. С. Бильчак. Калининград: Изд-во КГУ, 1995. 202 с. Текст: непосредственный.

9. Реформируемая Россия: социологический аспект: материалы II Научной конференции / научные редакторы М. В. Удальцова, Л. П. Кукса. Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 1994. 142 с. Текст: непосредственный.

10. Рощина Я. Формирование предпринимательского слоя и дифференциация стилей жизни // Вопросы экономики. 1998. № 3. С. 114-127. Текст: непосредственный.

11. Россия на пути к рыночной экономике / Н. А. Горелов, А. И. Добрынин, С. Г. Ковалев [и др]; составитель и научный редактор А. И. Муравьев. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та экономики и финансов, 1993. 120 с. Текст: непосредственный.

12. Савченко В. Феномен предпринимательства // Российский экономический журнал. 1995. № 10. С. 56-61. Текст: непосредственный.

13. Смольков В. Г. Предпринимательство как особый вид деятельности // Социологические исследования. 1994. № 2. С. 15-22. Текст: непосредственный.

14. Сметанин С. В. История предпринимательства в России: курс лекций. Москва: Палеотип; Логос, 2004. 194 с. Текст: непосредственный.

15. Тураев И. Л. Интеллектуализация труда в предпринимательстве. Улан-Удэ, 2002. 89 с. Текст: непосредственный.

Статья поступила в редакцию 10.01.2023; одобрена после рецензирования 24.02.2023; принята к публикации 03.04.2023.

DEVELOPMENTAL CHALLENGES OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN BURYATIA IN THE CONTEXT OF THE RUSSIAN SOCIETY TRANSFORMATION IN THE LATE 20th AND EARLY 21st CENTURIES

Oksana N. Zolotukhina

Cand. Sci. (Hist.),

Ulan-Ude Rail Transport Institute

58 Prospekt 50 Let Oktyabrya, 670034 Ulan-Ude, Russia

oxana-nik@inbox. ru

Abstract. The article is devoted to the development of entrepreneurial activity in the Republic of Buryatia in the period of society's transformation. In the article attention is paid to the criteria and grounds for the organization of entrepreneurship in Buryatia under difficult economic conditions.

The specifics of Russia's transition to the market affected the development of small businesses. The liberalization and legalization of free trade, began in the 1990s, led to uncontrolled, all-Russian privatization. In fact, this process saw permission for commercial activity and the purchase of state property which was not always perfectly legal. All this has led to the fact that as a result of economic reforms, entrepreneurship in Russia has found itself in close relationship with governmental structures.

The development of entrepreneurship in the Republic of Buryatia, by its very nature, is an ambiguous process. Small and medium-sized businesses are called upon to change a certain level of unemployment and to provide the labor market for the republic with jobs, but, in practice, this does not happen. Entrepreneurs do not create jobs, instead they open more new enterprises, which is the activity of the same people. All these indicators of the development of entrepreneurial activity in Buryatia do not affect the improvement of the population living standard.

Keywords: entrepreneurs, small and medium-sized businesses, economic problems, entrepreneurial activity in Buryatia, transformation of society.

For citation

Zolotukhina O. N. Developmental challenges of entrepreneurial activity in Buryatia in the context of the Russian society transformation in the late 20th and early 21st centuries. Bulletin of Buryat State University. Humanities Research of Inner Asia. 2023; 1: 49-58 (In Russ.).

The article was submitted 10.01.2023; approved after reviewing 24.02.2023; accepted for publication 03.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.