Научная статья на тему 'Региональная политика регулирования и поддержки малого предпринимательства'

Региональная политика регулирования и поддержки малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL POLICY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / STATE SUPPORT OF SMALL ENTREPRENEURSHIP / УСТОЙЧИВЫЙ РОСТ ЭКОНОМИКИ / SUSTAINABLE GROWTH OF THE ECONOMY / РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ / REPUBLICAN BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дамдинов Доржи Дамдинович

Неспособность малых предприятий к самоорганизации и саморегулированию, несовершенство рыночных механизмов в решении современных проблем их функционирования свидетельствуют о необходимости государственного воздействия на развитие малых форм предпринимательства. Цель. В этой связи актуальным становится вопрос оценки государственной политики в области поддержки, стимулирования и развития малых форм хозяйствования в Республике Бурятия. Материалы и методы. Ресурсной базой для анализа действующей системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республики Бурятия стали республиканские целевые программы поддержки малого предпринимательства, утвержденные Правительством Республики Бурятия. Результаты. Проведен анализ динамики развития сектора малого и среднего предпринимательства в период с 2008-го по 2014 г. в Республике Бурятия, в результате выявлен положительный тренд его развития. Представлена действующая институциональная среда поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в РБ, а также определены факторы, тормозящие развитие малого предпринимательства в Бурятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional Small Business Management and Support Policies

The inability of small enterprises to effectively self-organize and self-regulate, together with the inability of market mechanisms to address current problems in their functioning, demonstrate the need for state regulations that influence the development of small business. Aim. This study evaluates public policies aimed to support, promote, and foster the development of small businesses in the Republic of Buryatia. Materials and methods. The analysis of the current system of state support for small and medium enterprises in the Republic of Buryatia is based on regional target programs approved by the Government of the Republic of Buryatia. Results. The author analyzes the dynamics of small and medium enterprises’ development during 2008-2014 in the Republic of Buryatia and identifies a positive trend of development. The author describes the current system of institutional support for small and medium enterprises in the Republic of Buryatia, as well as the factors hindering the development of small business in the region.

Текст научной работы на тему «Региональная политика регулирования и поддержки малого предпринимательства»

Региональная политика регулирования и поддержки малого предпринимательства

Regional Small Business Management and Support Policies

J

<

о

УДК 334.7:332.14

Дамдинов Доржи Дамдинович

доцент Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (г Улан-Удэ), кандидат экономических наук 670013, Республика Бурятия, Улан-Удэ, Ключевская ул., д. 40 В, стр. 1

Damdinov Dorzhi Damdinovich

East Siberia State University of Technology and Management

Klyuchevskaya Str. 40V, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, 670013

Неспособность малых предприятий к самоорганизации и саморегулированию, несовершенство рыночных механизмов в решении современных проблем их функционирования свидетельствуют о необходимости государственного воздействия на развитие малых форм предпринимательства.

Цель. В этой связи актуальным становится вопрос оценки государственной политики в области поддержки, стимулирования и развития малых форм хозяйствования в Республике Бурятия.

Материалы и методы. Ресурсной базой для анализа действующей системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республики Бурятия стали республиканские целевые программы поддержки малого предпринимательства, утвержденные Правительством Республики Бурятия.

Результаты. Проведен анализ динамики развития сектора малого и среднего предпринимательства в период с 2008-го по 2014 г. в Республике Бурятия, в результате выявлен положительный тренд его развития. Представлена действующая институциональная среда поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в РБ, а также определены факторы, тормозящие развитие малого предпринимательства в Бурятии.

Ключевые слова: региональная политика, государственная поддержка малого предпринимательства, устойчивый рост экономики, республиканский бюджет

The inability of small enterprises to effectively self-organize and self-regulate, together with the inability of market mechanisms to address current problems in their functioning, demonstrate the need for state regulations that influence the development of small business.

Aim. This study evaluates public policies aimed to support, promote, and foster the development of small businesses in the Republic of Buryatia.

Materials and methods. The analysis of the current system of state support for small and medium enterprises in the Republic of Buryatia is based on regional target programs approved by the Government of the Republic of Buryatia.

Results. The author analyzes the dynamics of small and medium enterprises' development during 2008-2014 in the Republic of Buryatia and identifies a positive trend of development.

The author describes the current system of institutional support for small and medium enterprises in the Republic of Buryatia, as well as the factors hindering the development of small business in the region.

Keywords: regional policy, state support of small en-trepreneurship, sustainable growth of the economy, the Republican budget

Неспособность малых предприятий к самоорганизации и саморегулированию, несовершенство рыночных механизмов в решении современных проблем их функционирования свидетельствуют о необходимости государственного воздействия на развитие малых форм предпринимательства.

Значимость государственного управления в сфере малого бизнеса подтверждается не только теоретическими положениями представителей различных экономических школ (институционализм, кейнсианство и др.), но и положительным опытом экономически развитых стран (США, страны ЕС, Япония, Южная Корея и др.), где государственное регулирование и поддержка играют ключевую роль в стабильном функционировании малого предпринимательства.

В этих странах государство формирует благоприятную политическую, экономическую, социальную, психологическую, организационную, правовую среду для стимулирования малых форм хозяйствования. В свою очередь динамично развивающийся сектор малого бизнеса помогает органам власти решать первоочередные социально-экономические задачи государственного управления: насыщение потребительского рынка, рост благосостояния населения, обеспечение занятости, пополнение государственного бюджета, устойчивый рост экономики в целом. Поэтому существующие в международной практике различные формы и методы государственного регулирования в сфере малого бизнеса не только сводятся к административному воздействию на хозяйственную деятельность субъектов малого предпринимательства, но и направлены на создание взаимовыгодных отношений между структурами власти и малыми предприятиями.

Все это говорит о том, что от грамотной государственной политики зависит, сможет ли в ближайшем будущем российский малый бизнес способствовать стабилизации доходов населения, снижению уровня безработицы, препятствовать монополизму, в конечном итоге оказывать положительное влияние на устойчивое развитие всей национальной экономики.

В настоящее время в России нормативно-правовая база, определяющая направления поддержки малых предприятий и регламентирующая их деятельность, формируется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В процессе исследования нами определена современная система поддержки малого предпринимательства в России в институциональном виде, построенная с учетом уровней государственных органов управления и негосударственных структур (см. табл. 1).

Как показывает анализ отечественного опыта, в России существует множество различных федераль-

Система поддержки малого предпринимательства в России

Элементы системы Основные направления регулирования, поддержки и стимулирования

Федеральный уровень (определение федеральной концепции в отношении МП)

о о со

<

о

1. Координационные и совещательные структуры Президента РФ, Правительства РФ, Совета Федерации, Государственной думы.

2. Департаменты, комитеты, советы и т. д. прочих государственных федеральных органов исполнительной и законодательной власти.

3. Государственные некоммерческие организации.

4. Федеральные фонды.

5. Общественные объединения.

6. Прочие органы государственной власти и институциональные образования, формирующие государственную политику в области развития МП, осуществляющие регулирование данной сферой или входящие в инфраструктуру поддержки МП

- Определяют концепцию государства в отношении малого предпринимательства,

- разрабатывают и утверждают нормативно-правовую базу РФ поддержки МП,

- реализовывают федеральные программы государственной поддержки МП,

- определяют основные направления, меры, принципы, формы, методы государственной поддержки МП,

- осуществляют функции регулирования, координации, контроля за реализацией государственной политики в отношении МП,

- осуществляют проведение конкурсов на предоставление субсидий из ФБ,

- обеспечивают реализацию прочих мер поддержки МП на федеральном уровне

Региональный уровень (реализация федеральной концепции в отношении МП в границах субъекта РФ)

1. Координационные и совещательные структуры главы субъекта, правительства региона, региональных законодательных и исполнительных органов.

2. Департаменты, комитеты, управления, отделы, советы и т. д. прочих государственных региональных органов исполнительной и законодательной власти.

3. Региональные некоммерческие организации.

4. Региональные фонды.

5. Региональные общественные объединения.

6. Прочие органы государственной власти и институциональные образования региона, формирующие государственную политику в области развития МП, осуществляющие координацию и регулирование данной сферой или входящие в региональную инфраструктуру поддержки МП

В рамках федерального законодательства:

- разрабатывают и утверждают нормативно-правовую базу региона поддержки МП,

- реализовывают региональные программы государственной поддержки МП,

- определяют конкретные направления и формы государственной поддержки МП с учетом специфики и потребностей региона,

- осуществляют функции регулирования, координации, контроля за реализацией государственной политики в отношении МП в регионе,

- обеспечивают формирование инфраструктуры поддержки, прямое финансирование и кредитование субъектов МП,

- обеспечивают непосредственную поддержку МП (защита интересов, правовая, информационная, консультационная, подбор и подготовка кадров, поддержка молодых предпринимателей и т. д.),

- обеспечивают реализацию прочих мер поддержки МП на региональном уровне

Муниципальный (местный) уровень (реализация региональной концепции в отношении МП

в границах поселения)

1. Координационные и совещательные структуры главы муниципалитета, муниципальных исполнительных и законодательных органов (комитеты, управления, отделы, советы и т. д.).

2. Муниципальные некоммерческие организации.

3. Муниципальные фонды.

4. Муниципальные общественные объединения.

5. Прочие органы государственной власти и институциональные образования муниципалитетов, формирующие государственную политику в области развития МП, осуществляющие регулирование данной сферой или входящие в инфраструктуру поддержки МП

В рамках федерального и регионального законодательства:

- разрабатывают и утверждают нормативно-правовую базу муниципальных поселений поддержки МП,

- реализовывают муниципальные программы государственной поддержки МП,

- определяют конкретные направления и формы государственной поддержки МП с учетом специфики и потребностей муниципальных поселений,

- осуществляют функции регулирования, координации, контроля за реализацией государственной политики в отношении МП в муниципальном поселении,

- обеспечивают формирование инфраструктуры поддержки, прямое финансирование и кредитование субъектов МП,

- обеспечивают непосредственную поддержку МП (защита интересов, правовая, информационная, консультационная, подбор и подготовка кадров, поддержка молодых предпринимателей и т. д.),

- обеспечивают реализацию прочих мер поддержки МП на муниципальном уровне

Республиканские целевые программы по поддержке малого предпринимательства (утвержденные в период

1997-2006 гг.)

Наименование программы

Правовой акт

Ожидаемые результаты (из программы)

Объединенная программа государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Бурятия на 1997-1998 гг.

Постановление Правительства Республики Бурятия от 27 февраля 1997 г. № 58

- Формирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

- создание новых рабочих мест, налогоплательщиков;

- расширение налогооблагаемой базы как доходной части бюджета

Объединенная программа государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Бурятия на 1999-2000 гг.

Постановление Правительства Республики Бурятия от 12 мая 1999 г. № 177

- Увеличить численность занятых в малом предпринимательстве до 60 000 человек и число малых предприятий до 80008500, создать новые рабочие места (прежде всего в производственной сфере);

- расширить налогооблагаемую базу, повысить собираемость налогов с малых предприятий в бюджеты всех уровней, снизить уровень теневого оборота;

- увеличить вклад малого предпринимательства в валовой внутренний продукт до 13-14%

Программа государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Бурятия на 2001-2002 гг.

Постановление Правительства Республики Бурятия от 10 января 2001 г. № 14

- На 12-15% возрастет количество субъектов малого предпринимательства;

- объем продукции (товаров, услуг), производимой субъектами малого предпринимательства, в общем объеме производства РБ составит 10-12% с учетом реализации задач общего роста производства товаров и услуг 2001-2002 гг.;

- будет создано порядка 12 000 новых рабочих мест, что позволит снизить уровень безработицы;

- предполагается, что при изменении структуры налоговых поступлений и уменьшении налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства удельный вес собранных налогов и сборов по субъектам малого предпринимательства составит 7-8%;

- удельный вес «предпринимательского дохода» в общей структуре денежных доходов населения в 2001 г. составит 13-14%

Программа государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Бурятия на 2003-2004 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Постановление Правительства Республики Бурятия от 13 марта 2003 г. № 88

- Увеличение количества субъектов малого предпринимательства на 1720 единиц, общее число составит 33 650 единиц;

- занятость в субъектах малого предпринимательства увеличится по сравнению с 2002 г. на 3780 человек и составит

66 140 человек — около 17% занятых в экономике республики;

- выпуск товаров (работ и услуг) составит 3260 млн руб., или 105% к уровню 2002 г. в сопоставимых ценах;

- налоговые поступления в бюджеты всех уровней от деятельности субъектов малого предпринимательства увеличатся на 157 млн руб. по сравнению с 2002 г. и составят 625 млн руб. (темп роста к 2002 г. — 104%)

Республиканская целевая программа государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Бурятия на 2006-2007 гг.

Постановление Правительства Республики Бурятия от 6 февраля 2006 г. № 41

- Увеличение занятости на малых предприятиях в 2007 г. до 28 400 человек (7,1% занятых в экономике республики);

- занятость в субъектах малого предпринимательства в 2007 г. увеличится по сравнению с 2005 г. на 10 800 человек и составит не менее 108 300 человек, или около 28,5% занятых

в экономике республики

ных структур и программ поддержки малого предпринимательства. Однако их наличие и усилия по реализации не всегда позволяют эффективно решать проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса в российских регионах.

В связи с этим в развитии предпринимательства существенную роль играет региональная система регулирования и поддержки малого предпринимательства. В данном случае формы и методы реализации региональной политики в отношении малого предпринимательства исходят, с одной стороны, из мер, принимаемых на государственном уровне, с другой — определяются задачами развития и спецификой каждого конкретного региона [1-2].

Отечественный опыт свидетельствует, что существующие в российской экономике проблемы, связанные с развитием малого предпринимательства, более эффективно решаются программно-целевыми методами. В этом случае помощь малому бизнесу со стороны государства носит системный и целевой характер, а комплексный подход при реализации государственных программ обеспечивает рациональную концентрацию имеющихся административных, финансовых, трудовых, имущественных, материальных и прочих ресурсов.

Поэтому, учитывая практику ведущих российских регионов, в Республике Бурятия с конца прошлого столетия решение вопросов, связанных с развитием малого предпринимательства, руководством РБ осу-

Рис. 1. Структура поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Бурятия

ществляется на основе программно-целевых методов. Так, с 1997 г. в Бурятии реализовываются республиканские целевые программы по поддержке малого бизнеса, разработанные в пределах возможностей республиканского бюджета и с учетом территориальных особенностей и специфики развития регионального хозяйства, реального состояния и потребностей отраслей экономики региона, (см. табл. 2).

Кроме того, постановлением Правительства РБ от 27 февраля 1997 г. № 58 с целью реализации целевых программ была утверждена структура поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Бурятия (см. рис. 1).

В настоящее время региональная политика, направленная на поддержку малого предпринимательства в Бурятии, определена законом РБ от 7 ноября 2008 г. № 568-М «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Бурятия». Реализация государственной политики и разработка предложений по созданию условий для эффективного развития малого предпринимательства в Республике Бурятия в соответствии с упомянутым законом возложены на Республиканское агентство по развитию промышленности, предпринимательства и инновационных технологий. Согласно ему государственная поддержка субъектам малого предпринимательства в Бурятии оказывается по следующим направлениям:

• финансовая поддержка,

• имущественная поддержка,

• информационная поддержка,

• консультационная поддержка,

• поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников,

• поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества,

• поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, в том числе в области межрегиональных связей и межрегионального сотрудничества,

• поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность,

• правовая поддержка,

• поддержка в области молодежного предпринимательства,

• поддержка в области жилищно-коммунального хозяйства,

• поддержка в устранении административных барьеров в развитии малого и среднего предпринимательства,

• поддержка в других приоритетных направлениях развития экономики региона, внесенных в республиканские программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

В рамках реализации закона поддержка малых форм хозяйствования в Бурятии осуществляется на основе утвержденной постановлением Правительства РБ от 25 декабря 2007 г. № 419 долгосрочной «Республиканской целевой программы государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Республике Бурятия на 2008-2014 гг.», государственным заказчиком и разработчиком которой выступило Министерство промышленности и торговли РБ (см. табл. 3).

Утвержденная программа представляет собой комплексный план действий по созданию в регионе благоприятных условий для устойчивого развития малых форм хозяйствования и направлена в первую очередь на создание инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Программа является логическим продолжением ранее утвержденных республиканских целевых программ (см. табл. 3), разработана с учетом накопленного практического опыта их реализации, сохраняет преемственность системы мер предшествующих республиканских программ и скорректирована на решение современных задач региональной поддержки малого предпринимательства.

Более того, для сохранения наметившейся положительной динамики в современном развитии

Основные параметры программы, утвержденной постановлением Правительства РБ от 25 декабря 2007 г. № 419

Наименование параметра Значение

Основание для разработки программы - Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», - указ Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации»

Государственный заказчик и основной разработчик программы Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия

Основная цель программы - Создание комфортных условий для ведения бизнеса как основного фактора обеспечения занятости и повышения реального уровня благосостояния населения; - формирование экономически активного среднего класса; - увеличение удельного веса малого и среднего бизнеса в экономике Республики Бурятия; - создание условий для дальнейшего роста малого и среднего предпринимательства и выравнивание потенциала развития малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях в Республике Бурятия

Основные задачи программы - Формирование инфраструктуры развития малого и среднего предпринимательства на территории Республики Бурятия; - снижение административных барьеров при создании и ведении бизнеса; - обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым, производственным ресурсам и источникам информации; - государственная поддержка приоритетных направлений развития малого и среднего предпринимательства; - развитие малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве

Сроки реализации программы 2008—2014 гг. с ежегодным отчетом о ходе реализации программы на заседаниях Правительства РБ

Этапы реализации программы Реализация программы осуществляется в два этапа: 1-й этап: создание инфраструктуры поддержки предпринимательства (бизнес-инкубаторов, агро-бизнес-инкубаторов), создание системы финансово-кредитной поддержки предпринимательства — 2008—2010 гг.; 2-й этап: развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства и системы финансово-кредитной поддержки предпринимательства — 2011—2014 гг.

Результаты программы к концу 2014 г. - Количество малых предприятий увеличилось почти в 2 раза по сравнению с 2007 г. (с 4946 единиц до 9550 единиц); - возрастет доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций до 22,5%; - численность занятых в малом и среднем предпринимательстве в 2014 г. составит 160 300 человек, или около 39,9% от численности занятых в экономике Республики Бурятия; - доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме ВРП возрастет до 12,9%; - объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг малыми и средними предприятиями по сравнению с 2007 г. увеличится почти в 1,8 раза и составит 44 млрд руб.

Система организации контроля за исполнением программы Ход выполнения программы рассматривается на заседаниях Правительства Республики Бурятия. Доклады о выполнении программы подготавливаются Минпромом и представляются в Координационный совет по совершенствованию форм и методов программно-целевого управления. Оперативный контроль за ходом реализации программы осуществляет Минпром

малого бизнеса в Бурятии программа предусматривает активизацию действий исполнительных органов государственной власти республики и органов местного самоуправления в направлении поддержки малых предприятий и преодоления факторов, сдерживающих их эффективное функционирование. Так, в качестве причин, тормозящих развитие малого предпринимательства в Бурятии, в программе выделены:

• недоступность общеэкономических и специализированных консультаций в связи с дисбалансом размещения информационных ресурсов и рынка консультационных услуг;

недостаток собственных финансовых ресурсов и затрудненный доступ к разным источникам финансирования;

высокие издержки при «вхождении на рынок» для начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе высокая арендная плата за нежилые помещения; отсутствие системы сбыта, неэффективная маркетинговая политика;

высокие издержки выхода на внешние рынки; недостаток квалифицированных кадров; низкий уровень инициативы со стороны органов местного самоуправления.

Проведенный анализ региональной поддержки показал, что в соответствии с законом РБ от 7 ноября 2008 г. № 568-1У и в рамках реализации программы республиканскими органами власти выполнены следующие мероприятия.

1. Основные усилия республиканских органов власти были направлены на формирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Так, в Бурятии сформирован Гарантийный (залоговый) фонд по обеспечению кредитных и лизинговых договоров субъектов малого предпринимательства. В настоящее время объем капитализации фонда достиг 204 млн руб., что позволяет предпринимателям республики, учитывая коэффициент-мультипликатор, равный 3, предоставить субъектам предпринимательства недостающий залог (до 50%) по банковским кредитам и договорам лизинга на общую сумму свыше 600 млн руб., что позволит привлечь свыше 1 млрд руб. кредитных ресурсов.

При поддержке федерального бюджета в г. Улан-Удэ создан Республиканский бизнес-инкубатор (РБИ) общей площадью свыше 2200 м2 с выставочными и лекционными залами, офисами для 45 субъектов малого бизнеса, оснащенными мебелью и оборудованием.

Помимо указанных мер постановлением Правительства РБ от 11 февраля 2010 г. № 44 при Правительстве Республики Бурятия создан Совет по содействию развитию малого и среднего предпринимательства, формирующийся из предпринимателей, представителей общественных и иных организаций, представителей государственных органов исполнительной и законодательной власти. Также органами местного самоуправления в 17 муниципальных образованиях в Республике Бурятия организованы советы по содействию развитию малого и среднего предпринимательства.

На данный момент в республике функционируют следующие институты поддержки: Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Бурятия, шесть муниципальных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, Агентство развития предпринимательства, Центр правовой защиты предпринимателей, свыше 50 консалтинговых фирм, Центр инноваций и поддержки предпринимательства, 21 муниципальный фонд для финансово-кредитного обеспечения малого и среднего предпринимательства, автономное учреждение «Информационно-методологический центр сельских территорий Республики Бурятия» и др.

Кроме того, в Бурятии действуют общественные организации предпринимателей: Союз промышленников и предпринимателей Республики Бурятия, Союз представителей малого и среднего бизнеса Республики Бурятия, Торгово-промышленная палата Республики Бурятия, Бурятская ассоциация рестораторов Республики Бурятия, Бурятское республиканское отделение Ассоциации женщин-предпринимателей России, Гильдия пекарей Республики Бурятия, НП «ПартнерПродукт» и др.

2. Принят ряд мер, направленных на упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам. К примеру, с 2009 г. начата реализация мероприятий по субсидированию части затрат субъектов малого предпринимательства по получению кредитных ресурсов в коммерческих банках на возмещение части расходов, связанных с уплатой лизинговых платежей, по аренде производственных помещений, за технологическое присоединение к

электрическим сетям, по внешнеэкономической дея- ^ тельности, за сертификацию, по выставочно-ярма- =п рочной деятельности, по аттестации рабочих мест х по условиям труда, проводимой в целях организации ш работы по сертификации производственных объектов х на соответствие требованиям по охране труда, по ^ банковским гарантиям и договорам поручительства. ^ Предоставление залогового обеспечения по кредитам перед банками начинающим предпринимателям в ^ рамках мероприятия «Бизнес-старт». к

3. Проводятся мероприятия, направленные на ка- =Ц чественное изменение информационного, образова- < тельного, консультативного и правового обеспечения ^ малого предпринимательства. ^

Наряду с оказанием консультационных услуг орга- ^ низациями инфраструктуры поддержки малого и сред- 2 него предпринимательства при участии Минэкономики проводились семинары, круглые столы, дни открытых дверей, консультации по актуальным вопросам деятельности малого и среднего предпринимательства. Практически во всех районах республики проведены выездные семинары с предпринимателями по теме «О механизме финансово-кредитной поддержки инвестиционной деятельности в Республике Бурятия. Поддержка предпринимательской инициативы безработных граждан».

Обеспечивалась информационная поддержка развитию предпринимательства на основе договоров, заключенных с консалтинговыми организациями на проведение семинаров, консультаций, издание справочников, буклетов информационной направленности, освещение в СМИ мер господдержки, создание информационного видеофильма. Семинарскими занятиями по вопросам создания и развития бизнеса были охвачены все муниципальные районы республики.

4. Правительством РБ ежегодно заключаются договоры с консалтинговыми организациями на проведение социологических опросов предпринимателей республики по выявлению «административных барьеров» при создании и ведении предпринимательской деятельности.

Осуществляется внедрение системы одного окна, направленной на устранение проблемы административных барьеров при ведении предпринимательской деятельности, а также с целью сокращения необоснованных и избыточных издержек субъектов малого предпринимательства, связанных с лицензированием, государственной регистрацией, аттестацией, контролем и надзором. При этом система одного окна используется не только в отношении государственной регистрации субъектов малого предпринимательства, но и при приобретении недвижимого имущества в аренду, при оформлении разрешительных документов на предпринимательскую деятельность в организациях, осуществляющих контрольно-надзорные функции, лицензирование и предварительное согласование места размещения объекта строительства, согласование проектов строительства и др.

5. С целью привлечения дополнительных источников финансирования Правительство РБ с 2005 г. принимает активное участие в федеральных конкурсах на получение субсидий и субвенций в рамках Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. К примеру, для реализации мероприятий программы в 2009 г. в республиканском бюджете было предусмотрено 112 539 000 руб. В этом же году по итогам федерального конкурса по отбору субъектов Российской Федерации для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания

^ государственной поддержки малого предпринима-

1 тельства субъектами РФ, дополнительно привлечено х 185 млн руб. на реализацию «антикризисного пакета ш мер», в том числе 24,5 млн руб. — гранты начинаю-^ щим предпринимателям; 13,0 млн руб. — субсидиро-х вание части затрат, связанных с уплатой процентов

2 по кредитам, привлеченным в российских кредитных ^ организациях, и лизинговым договорам; 147,5 млн ^ руб. — увеличение активов Гарантийного фонда для к реализации мероприятий по финансовой поддержке ^ субъектов малого предпринимательства.

^ В целом в период 2008-2014 гг. на реализацию ^ программы из федерального и республиканского бюд-^ жетов было направлено более 3 млрд руб. ^ 6. В соответствии с федеральным законом от

3 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» республиканскими органами власти ежегодно выделяется отдельная квота для субъектов малого предпринимательства в размере 15% от общей суммы государственных закупок. Кроме того, в настоящее время в Республики Бурятия функционирует Автоматизированная информационная система (АИС) муниципального заказа, которая обеспечивает автоматизацию всех процессов формирования, размещения, исполнения муниципального заказа и получение отчетности в соответствии с действующим законодательством РФ. Все это позволяет четко контролировать долю государственных закупок, выполненных субъектами малого предпринимательства в общем объеме закупок, предусмотренных за счет республиканского бюджета. Так, в 2013 г. с субъектами малого предпринимательства было заключено 1102 контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, что составляло 14,7% от общего количества контрактов, заключенных по результатам торгов. Для сравнения: в 2011 г. — было заключено 225 контрактов, или 5,8% от общего количества.

7. В целях создания благоприятных условий для развития малых предприятий в научно-технической, инновационной и производственной сферах в Республике Бурятия принято решение о создании республиканского технопарка. Подготовлены концепция и бизнес-план развития технопарка. Разработана проектная документация по реконструкции зданий под технопарк.

В результате оказанной поддержки со стороны региональных органов власти, развитие малого бизнеса в республике за период 2008-2013 гг. характеризуется постепенным ростом основных показателей (за исключением среднесписочной численности работников МП, которая имеет тенденцию к снижению). Так, по

данным официальной статистики, в 2013 г. на территории Республики Бурятия функционировало около 11 000 малых предприятий (МП) со среднесписочной численностью занятых 41 300 человек. Для сравнения: в 2008 г. в республике осуществляли деятельность 5700 МП с числом занятых на них 45 800 человек. Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых в 2013 г. составила 17,2%, что на 0,36% больше уровня 2012 г. Количество малых предприятий на 100 000 жителей по состоянию на 1 января 2014 г. достигло 1130,7, в то время как на 1 января 2013 г. данный показатель был равен 1057,1. При этом оборот малых предприятий РБ в 2013 г. составил 63,2 млрд руб., что в 1,3 раза превышает уровень 2008 г.

Таким образом, отмечаемое в последние годы увеличение основных показателей деятельности малого бизнеса в первую очередь обусловлено принимаемыми руководством Бурятии усилиями по созданию благоприятных условий для развития малого предпринимательства.

В заключение можно сделать вывод о том, что региональная политика в отношении малого бизнеса представляет собой совокупность мер регулирования и поддержки, которая реализовывается государственными и негосударственными институтами на основе законодательных актов и утвержденных целевых программ. При этом ключевым условием устойчивого развития малого предпринимательства в регионах является создание эффективной системы регулирования и поддержки, направленной на повышение конкурентоспособности и рыночной устойчивости малых предприятий в современных экономических условиях.

Литература

1. Малое и среднее предпринимательство в России. 2014: Стат. сб. / Росстат. M., 2014. 86 с.

2. Региональные аспекты функционирования и развития малого предпринимательства в России / Под ред. В. А. Гневко. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2010. 192 с.

References

1. Maloe i srednee predprinimatel'stvo v Rossii. 2014: Stat. sb. [Small and medium business in Russia. 2014: Stat. Coll.]. Moscow, Rosstat Publ., 2014. 86 p.

2. Gnevko V. A., ed. Regional'nye aspekty funktsionirovaniya i razvitiya malogo predprinimatel'stva v Rossii [Regional aspects of the functioning and development of small business in Russia]. St. Petersburg, St. Petersburg Acad. of Manag. and Econ. Publ., 2010. 192 p.

Анфиногентова Анна Антоновна — директор Института аграрных проблем (г. Саратов) Российской

академии наук, академик РАН

В следующем номере

Рекомендуем в следующем номере российского научного журнала «Экономика и управление»

ознакомиться с публикацией

Анфиногентовой А. А. Использование всемирной базы данных «затраты — выпуск» для обоснования стратегии развития агропромышленного комплекса России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.