Литература
1. Малкина Е.П. Теоретические основы отечественных бухгалтерских информационных потоков //
Управленческий учет. 2011. № 3. С. 58-63. 2.Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс] : федер. закон от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ принят Гос. Думой 8 июля 2006г. : одобр. Советом Федерации 14 июля 2006г. // КонсультантПлюс. - Версия 4012.00.18. - Москва : КонсультантПлюс, 1992. - Режим доступа: локальный. - Дата обновления 29.10.2012.
3. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2009. 186 с.
4. Горман Том. МВА: «Шаг за шагом»; Пер. с анг. М.: Астрель, 2003.
5. Лазарева Е.Н. Информационные потоки в системе управленческого учета в строительной органи-
зации // Управленческий учет. 2010. № 12. С. 21-27.
6. Управленческий учет: учебное пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. М.: ИНФРА-М, 2009. 429 с.
Khakhonova Natalia Nikolaevna, Doctor of Economics, Professor of the Taxing and Accounting Department; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Rostov state economic University (RINH) (69, Bolshaya Sadovaya str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
PLACE OF ACCOUNTING IN THE SYSTEM OF A COMMON INFORMATION SPACE OF ORGANIZATION
Abstract
In order to organize an effective system of management of business organizations in modern conditions of instability development of the Russian economy it is necessary to use new approaches to the development and submission of information. The concept of a single information space management system involves the collection, processing and presentation of information, any information available at the enterprise, not only stored but can be obtained on request in various combinations. The article discusses the existing economic literature approaches to understanding the essence of the category"information space" and on the basis of their analysis suggest the author of this term. Keywords: information, information system, information space, accounting, management.
УДК 338
СОЦИАЛЬНЫЙ ТРЕНД В УСЛОВИЯХ МАКР О ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
Васькина кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Марина экономический факультет, Южный федеральный университет
Георгиевна (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького,88). E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье раскрываются проблемы обеспечения социального роста в условиях макроэкономической нестабильности, рассматривается зависимость социального тренда от состояния макроэкономической среды, анализируются эндогенные и экзогенные факторы макроэкономической нестабильности в современных условиях. Негативное влияние макроэкономической нестабильности на социальный прогресс обусловлено неизбежностью снижения стимулов и возможностей для накопления человеческого капитала, углубления дифференциации доходов населения и роста государственных расходов на обеспечение социальных гарантий и социальной защиты.
Ключевые слова: макроэкономическая нестабильность, социальный прогресс, неравенство доходов, социальная ответственность бизнеса, корпоративная благотворительность.
Макроэкономическая стабильность и устойчивый экономический рост способствует социальному прогрессу через генерацию социальных издержек, диверсификацию компенсационных механизмов роста размера социальных выплат. Кроме того, периоды макроэкономической стабильности обеспечивают более высокие возможности для инвестиций в человеческое развитие, что потенциально способствует долгосрочному тренду социального прогресса. Поэтому институциональное регулирование амплитуды колебания макроэкономического цикла выступает императивом, как экономического роста, так и социального прогресса в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Институционализация стабилизационных механизмов, корректирующих макроэкономические показатели, минимизирует дисперсию стратегических макроэкономических переменных, способствуя макроэкономической стабильности и улучшению социального прогресса [2].
Изучение специальной литературы обнаружило, что макроэкономическая стабильность обеспечивает соответствующую среду для реализации государственной социальной политики, положительно влияя на уровень развития человеческого капитала. Кроме того, практический опыт свидетельствует о том, что страны с более стабильной и определенной макроэкономической средой достигают более высокого уровня социального развития [3].
В теоретическом аспекте, макроэкономическая стабильность может быть представлена как ситуация, в которой рост и уровень основных макроэкономических переменных, являются устойчивыми или их изменение находится в пределах допустимого диапазона. Периоды стабильности, как правило, характеризуется тенденциями долгосрочного устойчивого роста, низким уровнем безработицы, умеренными темпами инфляции, оптимальным балансом внешних и внутренних макроэкономических пропорций, а возможные колебания социально-экономических переменных предсказуемы и регулируемы.
Если же в экономике наблюдаются неустойчивые дисбалансы, а изменение основных макроэкономических переменных выходит за пределы допустимого диапазона макроэкономическая среда становится неопределенной, характеризуется «критической» волатильностью и может привести к возникновению продолжительных «шоков нестабильности», отрицательно коррелирующих с трендом долгосрочного экономического роста и социального прогресса.
Поскольку макроэкономическое развитие включает постоянный (устойчивый) тренд и неизбежные циклические компоненты, в долгосрочной перспективе это порождает дихотомию между фазой экономического цикла и тенденциями долгосрочного развития макроэкономики, которая не может рассматриваться независимо от колебаний и временных шоков.
Устойчивость макроэкономической среды подвержена воздействию экзогенных и эндогенных факторов, имеющих разную природу, и оказывающих различное влияние на волатильность социально-экономических переменных. Внешние причины колебаний деловой активности, неизбежные в условиях открытой экономики, оказывают значительное влияние на устойчивость национальных систем. Особенно это касается экспортно-зависимых стран, имеющих низкий уровень развития внутреннего производства, производительности труда и слабо диверсифицированную отраслевую структуру национальной экономики. Зависимость от мировой конъюнктуры вызывает «ценовые шоки», как результат изменений условий внешней торговли и колебаний мирового спроса на экспортируемые товары. В этих обстоятельствах стратегической задачей социально-экономического развития выступает формирование условий для диверсификации отраслей производства и инфраструктуры на инновационной и высокотехнологической основе, способствующей снижению степени зависимости национальной экономики от экзогенных потрясений.
Макроэкономическая нестабильность предопределяется состоянием неопределенности экономической среды, степень волатильности которой выступает серьезной проблемой, сопровождающейся резким снижением темпов роста производства, повышением уровня инфляции, колебаниями обменного курса, процентных ставок и других факторов экономического роста.
Обращает на себя внимание специфически двойственный характер макроэкономической нестабильности, которая, с одной стороны, выступает следствием циклических колебаний деловой активности (снижение которой определяется уровнем экономического развития страны), а, с другой стороны, причиной структурных дисбалансов, препятствующих устойчивому экономическому росту.
Это оказывает неизбежное негативное воздействие на состояние социальной среды и долгосрочные тенденции социального прогресса. В литературе подчеркивается, что «изменение фазы цикла неизбежно приводит к комплексной деформации всех показателей и параметров социально-экономического развития, вызывая не только трансформацию показателей экономического роста, но и нарушая пропорции сбалансированного социального развития, вызывая рост циклической безработицы и снижение показателей уровня и качества жизни населения» [6].
Актуализация проблемы социального роста в условиях макроэкономической нестабильности, в первую очередь, предопределяется снижением уровня реальных доходов и углублением степени
дифференциации населения. Необходимо отметить, что проявление «макроэкономической нестабильности» не обязательно связано с экономическими кризисами, однако явление эндемии резкой волатильности в периоды рецессии, очевидно.
Макроэкономическая нестабильность имеет негативные проявления как в чисто экономическом аспекте (отрицательный тренд долгосрочного инвестиционного роста), так и в сфере социального развития (углубление социального неравенства и рост бедности; снижение расходов на социальное обеспечение).
В социальном аспекте макроэкономическая нестабильность имеет даже более негативные последствия, создавая угрозы снижения потенциала долгосрочного социального прогресса, детерминируя условия и координаты социального роста. Если макроэкономическая нестабильность выступает источником низкого уровня развития, то ее преодоление само по себе должно способствовать стабилизации социальных сфер общества. Однако достижение макроэкономической стабильности не является единственным априорным императивом обеспечения социального прогресса.
Оценка социальных последствий макроэкономической нестабильности демонстрирует объективную необходимость формирования институциональных механизмов, снижающих негативные эффекты дестабилизации экономической среды. Как отмечается в литературе, «циклический характер современных хозяйственных процессов, глобальные спады деловой активности, вызванные технологическими рисками и сопровождающиеся высокими социальными издержками, требуют разработки и реализации оптимальной структурной политики для национальных правительств и наднациональных регулирующих систем» [4].
В условиях макроэкономической нестабильности рост государственных расходов на реализацию социально-значимых проектов может выступить источником продвижения социального прогресса. Неинфляционный рост государственных расходов положительно коррелирует с изменением индекса развития человеческого потенциала, выступающим одним из объективных показателей социального прогресса.
Экономические, институциональные и политические механизмы, способствующие снижению макроэкономических колебаний, наряду с неинфляционным ростом государственных расходов в периоды рецессии, способствуют не только социальной стабильности в краткосрочной перспективе, но и создают предпосылки для долгосрочного социального прогресса. Однако это возможно лишь при одном условии - необходимости сокращения инфляционной компоненты в динамике государственных расходов. В условиях высоких темпов инфляции эта задача становится практически невыполнимой и рост государственных расходов на обеспечение социальной политики может выступить фактором дестабилизации макроэкономической среды. Преодолению подобной тенденции могут способствовать введение механизмов инфляционного таргетирования в сочетании с другими инструментами монетарной и антиинфляционной политики.
Принимая во внимание тот факт, что высокие темпы роста ВВП и активное участие правительства в проведении социальной политики выступают ключевым условием социального прогресса, следует так же учитывать соотношение фазы бизнес-цикла с фазой цикла социального прогресса. Социальный прогресс обеспечивается, в первую очередь, положительной динамикой демографических и ряда социально-экономических показателей (доходов, развития здравоохранения и образования), сопряженных с общей тенденцией экономического развития. Детерминированный тренд можно интерпретировать как сближение циклов макроэкономической стабильности и социального прогресса в долгосрочной перспективе.
Негативным социальным последствием макроэкономической нестабильности является углубление дифференциации доходов населения. Это в первую очередь, связано с тем, что в условиях нестабильности снижаются стимулы и возможности для накопления человеческого капитала, выступающего объективным императивом сглаживания диспропорций в распределении доходов. Макроэкономическая нестабильность оказывает влияние на распределение доходов через колебание цен на товары и услуги, изменение спроса на рынке труда, капитализацию финансовых активов, а также уровня государственных или частных трансфертов, имеющих разные источники и характер волатильности.
Неравенство доходов может вызвать социальную нестабильность, усугубляющую неустойчивость макроэкономической среды за счет увеличения государственных расходов на обеспечение социальных гарантий, социальной защиты и реализацию социальных проектов. Важным обстоятельством, в этой
связи, является формирование институциональных условий для развития негосударственных инструментов, способствующих снижению нагрузки на государственный бюджет. К таким институциональным инструментам можно с уверенностью отнести развитие социальной ответственности предпринимательства, корпоративной благотворительности и внедрение частно-государственного партнерства в сферу реализации социальных проектов. В мировой практике получил достаточное распространение интегрированный подход к социальной ответственности, в рамках которого благотворительная и социальная активность компаний стала во все возрастающей мере концентрироваться вокруг какой-либо определенной области, которая была непосредственно связана с основным направлением деятельности организации. Такой подход к пониманию смысла социальной ответственности бизнеса получил название социально значимых направлений деятельности (Socially anchored competences), а главное его достоинство заключается в том, что он смягчает противоречия между интересами компании и общества, используя для этого весь набор доступных компании инструментов, причем социальные программы не рассматриваются как источники неэффективных затрат [1].
Социальные интересы в системе общественного благосостояния эффективно реализуются через инструменты государственно-частного партнерства, способствую достижению долгосрочного социального тренда. Как справедливо подчеркивает Д.А. Камилов, «государственно-частное партнерство - эффективный механизм для развития социальной сферы, так как оно связано с разработкой проектов общественной значимости. ГЧП позволяет сочетать интересы, как общества, так и бизнеса, а также позволяет создавать в большем объеме социально значимые блага в условиях недостаточного финансирования их производства со стороны государства» [5].
Обеспечение макроэкономической устойчивости должна быть важной частью стратегии национального развития, и только сочетание стабилизационной и структурной политики сможет эффективно преодолеть нестабильность. Политика макроэкономической стабилизации должна быть направлена на реализацию механизма социального прогресса и развитие человеческого потенциала.
Литература
1. Беляева Ю.А., Эскиндаров М.А. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект. М.: Кнорус. 2008. 504 с.
2. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие / Под ред. Т.В.Игнатовой. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2006.
3. Игнатова Т.В., Игнатов В.Г. Экспертные оценки социальной политики и взаимодействия государства и бизнеса на Юге России // Российское предпринимательство. 2012. № 12 (210). С. 178-182.
4. Ищенко-Падукова О.А., Павлов А.Е. Структурная политика в условиях глобальной рецессии // Экономическая политика хозяйственного роста. 2014. Т. 2. № 2. Ростов н/Д., 2014.
5. Камилов Д.А. Механизм государственно-частного партнерства как метод государственного регулирования развития отраслей социальной сферы // Экономические науки. 2011. № 7. С. 7-11.
6. Мовчан И.В., Бондаренко Ю.Е. Антициклическая экономическая политика в условиях глобализации // Экономическая политика хозяйственного роста. 2014. Т. 2. № 1. Ростов н/Д., 2014.
Vaskina Marina Georgievna, candidate of Economic Sciences (PhD), associate Professor of the Department «Economic Theory», economics department, Southern Federal University (88, st. of Gorky, Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
SOCIAL TREND IN TERMS OF MACROECONOMIC INSTABILITY Abstract
In the article there are disclosed the problems of social growth in an environment of macroeconomic instability, there is considered dependent of the social trend of the macroeconomic environment, analyzed the endogenous and exogenous factors of macroeconomic instability in the modern world. The negative impact of macroeconomic instability in the social progress is due to the inevitable reduction of incentives and opportunities for the accumulation of human capital, deepening income differentiation and growth of public spending on social guarantees and social protection. Keywords: macroeconomic instability, social progress, income inequality, social responsibility, corporate philanthropy.