УДК 65:007
МЕСТО У ЧЕТА
В СИСТЕМЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ОРГАНИЗАЦИИ
Хахонова доктор экономических наук, профессор кафедры налогообложения
Наталья и бухгалтерского учета, Южно-Российский институт управления - филиал Российской
Николаевна академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 69). E-mail: [email protected] Аннотация
В целях организации эффективной системы управления коммерческими организациями в современных условиях нестабильности развития экономики России необходимо использовать качественно новые подходы к формированию и представлению информации. Концепция единого информационного пространства системы управления предполагает такой порядок сбора, обработки и представления информации, при котором любые сведения, имеющиеся на предприятии, не только хранятся, но и могут быть получены по запросу в различных сочетаниях. В статье рассматриваются существующие в экономической литературе подходы к пониманию сущности категории «информационное пространство» и на основе их анализа предлагается авторское понимание данного термина.
Ключевые слова: информация, информационная система, информационное пространство, учет, управление.
В процессе хозяйственной деятельности, направленной на осуществление производства и реализации материальных благ, возникает сложная система взаимодействия управленческих кадров (менеджеров) между собой. Для эффективного управления этой деятельностью необходимо определять ее цели и планировать пути их достижения, получать оперативные сведения о ходе и результатах хозяйственной деятельности, принимать решения о регулировании выявленных отклонений, контролировать выполнение решений и планов и т.п.
Управление - направленное воздействие администрации предприятия, организации на хозяйственные процессы в целях увеличения прибыли за счет увеличения эффективности производства, улучшения качества готовой продукции и обеспечения на этой основе экономического и социального развития коллектива.
Качество управления, несомненно, зависит от порядка работы с информацией и требует четкой организации таких процессов, как ее сбор, группировка, обработка и анализ. Особую сложность вызывает построение эффективного управления при циклическом информационном взаимодействии субъектов, когда в качестве объектов управления выступают финансы, продажи, производство, персонал и др.
При выполнении данного процесса вначале формулируются цели и планируются действия по их достижению. Результаты исполнения контролируются и анализируются. На основе анализа информации принимается корректирующее управленческое решение, оптимизирующее ранее принятый план действий. Далее процесс повторяется.
В настоящее время наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятию информация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности.
Один из основоположников кибернетики Н. Виннер определил информацию как «обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде» [1].
В статье 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» даётся правовое определение информации, под которой понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления [2].
Согласно Философскому энциклопедическому словарю, понятие «информация» стало общим для всех частных наук, а информационный подход, включающий в себя совокупность идей и комплекс математических средств, превратился в общенаучное средство исследования [3].
Словосочетание «информационное пространство» применяется очень широко, но его содержание как научного понятия фактически не разработано. Существует два подхода к раскрытию сути данного понятия. Первый подход трактует информационное пространство (ИП) как пространство определенных информационных взаимодействий, второй - как сферу отношений между людьми по поводу информации.
Официальная версия осмысления понятия информационного пространства изложена в «Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов», которая была разработана в 1995 г. во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1994 г. №1390 «О совершенствовании информационно-телекоммуникационного обеспечения органов государственной власти и порядке их взаимодействия при реализации государственной политики в сфере информатизации».
Согласно данному документу ИП - это совокупность банков и баз данных, технологий их сопровождения и использования, информационных телекоммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов.
Другими словами, единое информационное пространство состоит из следующих основных элементов:
- информационные ресурсы (данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации);
- организационные структуры (обеспечивают сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации);
- средства информационного взаимодействия сотрудников и организаций (программно-технические средства и организационно-нормативные документы).
Термин «единое информационное пространство» (ЕИП) используется нами для характеристики такого порядка представления, хранения информации и обеспечения доступа к ней, при котором любые экономические и социальные данные могут быть получены по запросу в различных сочетаниях.
Очевидно, что при наличии на предприятии нескольких информационных систем и нескольких видов представления информации задача создания на предприятии ЕИП становится не только сложной и трудоемкой, но и дорогостоящей. Поэтому если руководство предприятия принимает решение о создании на предприятии ЕИП, то первым шагом на пути решения этой задачи является определение того, какие именно виды информации должны быть доступны внутри этого пространства.
По мнению Тома Гормана [4, с. 287-289], информацию можно разделить на следующие три группы:
1. Информация, которая поступает и вытекает из компании:
- информация, идущая от клиентов к компании посредством торгового персонала, клиентской службы, маркетинговых исследований и бухгалтерских записей продаж;
- информация о конкурентах, собранная из средств массовой информации, торгового персонала и покупателей;
- информация от поставщиков, особенно от тех, кто поставляет очень важные материалы или оказывает ценные услуги;
- информация с финансовых рынков;
- информация от правовых агентств, особенно от тех, которые ведают положением дел в вашей индустрии;
- информация от торговых ассоциаций и изданий.
2. Информация, которая проходит через компанию:
- информация, исходящая от высшего менеджмента к низшим уровням управления и работникам, а также информация, идущая обратно снизу вверх;
- информация различных отделов, особенно та, что касается продаж, бюджетов и удовлетворенности работников и покупателей;
- неформальное общение между людьми на всех уровнях, включая случайные разговоры и даже сплетни и слухи, словом, все, что касается компании.
3. Информация, которая исходит от компании:
- информация, отправляемая заказчикам, включая все от литературы о продуктах до предложений торговых агентов;
- информация для финансовых рынков, особенно отчеты и комментарии по продажам и прибылям;
- информация, предназначенная поставщикам, особенно все, что относится к качеству, себестоимости и доставке материалов и услуг;
- информация, предоставляемая широкой общественности различными СМИ, которая влияет на покупателей, потенциальных клиентов, работников, поставщиков и инвесторов.
На основании указанной информации разрабатываются стратегии развития предприятия, которые являются основой для планирования деятельности предприятия. Полученные в результате процесса планирования план-график производства, календарный график поставок продукции предприятия, план закупок материалов и сырья являются руководящими документами для формирования материального потока. Таким образом, замыкается кольцо управления предприятием.
Чем более эти информационные потоки будут организованными, понятными и точными, тем лучше [5].
Несомненно, что информационный поток, созданный на предприятии, должен базироваться на следующих принципах:
- анализ информационных потребностей менеджмента;
- выбор способов наиболее эффективного их удовлетворения;
- обеспечение объективности отражения использования природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов в хозяйственных процессах;
- единство информации бухгалтерского, статистического и оперативного учета;
- устранение дублирования информации;
- оперативность и своевременность информации.
Информационные потоки существуют в рамках информационных систем каждой организации.
Круг задач, решаемых единой информационной системой, достаточно широк:
- включение в единое информационное пространство большого числа территориально удаленных друг от друга подразделений предприятия;
- передача информации по различным каналам связи;
- поддержка деятельности всех структурных подразделений предприятия;
- автоматизация всех технологических и бизнес-процессов, в том числе снабжения, производства, сбыта, логистики, управления кадрами, расчетов с контрагентами и др.;
- планирование деятельности и анализ ее результатов;
- обеспечение необходимого уровня безопасности и защиты данных и функций распределения прав доступа [6].
Для того чтобы учет в управленческой системе выполнял свою многоцелевую роль в управлении предприятием, необходимо, чтобы он осуществлялся на основе научно-обоснованных методов. Применение тех или иных методов зависит от уровня развития менеджмента на предприятии, масштабов производства, функционального профиля учетных событий, применения организационных и технических средств в учетном процессе, требований интегрированной автоматизированной информационной системы к учетной информации.
В целях получения информации, необходимой для управления производственной и хозяйственной деятельностью, предприятие на базе современных информационных технологий создает бухгалтерскую учетно-информационную систему (БУИС).
Современные информационные технологии позволяют унифицировать и существенно облегчить трудоемкий процесс формирования учетной информации, обеспечить оперативность получения
финансовой отчетности предприятия для принятия решений. В этой связи БУИС рассматривается как существенный инструмент управления деятельностью предприятия в условиях рынка.
Следует констатировать, что основной задачей единого информационного пространства является удовлетворение конкретных информационных потребностей сотрудников всех служб и подразделений в рамках конкретной предметной области. Решение данной задачи возможно двумя способами:
Первый способ предполагает объединение нескольких различных информационных систем (решающих отдельные группы задач: управление производством, финансово-хозяйственная деятельность и т.д.), функционирующих на практике во всеобъемлющее информационное пространство.
По нашему мнению, наиболее удачным является второй способ, предполагающий автономный доступ к специализированным информационным системам и бумажным архивам. В этом случае в единое информационное пространство включают все учетные системы, хотя на некоторых предприятиях к ним добавляются системы электронного документооборота и системы для управления отношениями с клиентами (или CRM-системы - Customer Relationship Management).
Единое информационное пространство экономического объекта, на наш взгляд, является основой системы управления, оно постоянно видоизменяется, появляются новые информационные потоки, обусловленные широким внедрением средств вычислительной техники и расширением производственных и финансовых связей предприятия.
Формирование единого информационного пространства может способствовать:
- выработке различных вариантов решения управленческих задач (оптимистических, пессимистических, и пр.);
- освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;
- повышению качества и достоверности информации;
- совершенствованию структуры информационных потоков информации в процессе документооборота;
- экономии затрат предприятия и т.п.
Отличительными чертами единого информационного пространства, по нашему мнению, являются:
интегрируемость, обеспечивающая взаимодействие существующих систем с вновь подключаемыми системами, компонентами или подсистемами;
гибкость, характеризующаяся возможностью корректировки процессов управления;
адаптивность, имеющая способность системы реагировать на внутренние и внешние воздействия;
функциональность, обеспечивающая возможность реализации заложенных в каждую систему функций;
обоснованность, позволяющая получать обоснованные результаты в ходе выполнения прикладных программ;
безопасность, характеризующаяся возможностью предотвращения разрушения системы в результате несанкционированного доступа, и др.
Таким образом, информационное пространство для принятия управленческих решений руководителями организаций в современных условиях формируется на основе данных различных видов учета: бухгалтерского, управленческого, стратегического, производственного, налогового, производственно-оперативного и т.д. Все эти виды учета отличаются друг от друга, но часто объединяются и образуют симбиоз элементов оперативного учета, бюджетирования, калькулирования, «стандарт-кост», «директ-кост» и т. д., что продиктовано требованиями пользователей для принятия решений. Выбор вида учета для обеспечения реализации управленческий функций зависит от стратегии развития организации, ее текущих задач и специфики ее деятельности.
Следовательно, в настоящее время учет следует рассматривать как основную информационную базу менеджмента, поскольку именно он является одной из важнейших информационных систем организации, которая способна интегрировать ряд самостоятельных и вместе с тем взаимосвязанных элементов (бюджетирование, налоговый учет и отчетность, управленческий учет и отчетность, контроль, анализ и аудит) и направлена, в первую очередь, на повышение эффективности функционирования конкретного предприятия.
Литература
1. Малкина Е.П. Теоретические основы отечественных бухгалтерских информационных потоков //
Управленческий учет. 2011. № 3. С. 58-63. 2.Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс] : федер. закон от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ принят Гос. Думой 8 июля 2006г. : одобр. Советом Федерации 14 июля 2006г. // КонсультантПлюс. - Версия 4012.00.18. - Москва : КонсультантПлюс, 1992. - Режим доступа: локальный. - Дата обновления 29.10.2012.
3. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2009. 186 с.
4. Горман Том. МВА: «Шаг за шагом»; Пер. с анг. М.: Астрель, 2003.
5. Лазарева Е.Н. Информационные потоки в системе управленческого учета в строительной органи-
зации // Управленческий учет. 2010. № 12. С. 21-27.
6. Управленческий учет: учебное пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. М.: ИНФРА-М, 2009. 429 с.
Khakhonova Natalia Nikolaevna, Doctor of Economics, Professor of the Taxing and Accounting Department; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Rostov state economic University (RINH) (69, Bolshaya Sadovaya str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
PLACE OF ACCOUNTING IN THE SYSTEM OF A COMMON INFORMATION SPACE OF ORGANIZATION
Abstract
In order to organize an effective system of management of business organizations in modern conditions of instability development of the Russian economy it is necessary to use new approaches to the development and submission of information. The concept of a single information space management system involves the collection, processing and presentation of information, any information available at the enterprise, not only stored but can be obtained on request in various combinations. The article discusses the existing economic literature approaches to understanding the essence of the category"information space" and on the basis of their analysis suggest the author of this term. Keywords: information, information system, information space, accounting, management.
УДК 338
СОЦИАЛЬНЫЙ ТРЕНД В УСЛОВИЯХ МАКР О ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
Васькина кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Марина экономический факультет, Южный федеральный университет
Георгиевна (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького,88). E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье раскрываются проблемы обеспечения социального роста в условиях макроэкономической нестабильности, рассматривается зависимость социального тренда от состояния макроэкономической среды, анализируются эндогенные и экзогенные факторы макроэкономической нестабильности в современных условиях. Негативное влияние макроэкономической нестабильности на социальный прогресс обусловлено неизбежностью снижения стимулов и возможностей для накопления человеческого капитала, углубления дифференциации доходов населения и роста государственных расходов на обеспечение социальных гарантий и социальной защиты.
Ключевые слова: макроэкономическая нестабильность, социальный прогресс, неравенство доходов, социальная ответственность бизнеса, корпоративная благотворительность.
Макроэкономическая стабильность и устойчивый экономический рост способствует социальному прогрессу через генерацию социальных издержек, диверсификацию компенсационных механизмов роста размера социальных выплат. Кроме того, периоды макроэкономической стабильности обеспечивают более высокие возможности для инвестиций в человеческое развитие, что потенциально способствует долгосрочному тренду социального прогресса. Поэтому институциональное регулирование амплитуды колебания макроэкономического цикла выступает императивом, как экономического роста, так и социального прогресса в среднесрочной и долгосрочной перспективе.