УДК 338.2
КРИТИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Ищенко-Падукова Оксана
Александровна
Мовчан Ирина
Викторовна
Туманян Юрий
Рафаэлович
доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии и экономической политики, Южный федеральный университет (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького, 88). E-mail: [email protected]
кандидат экономических наук, доцент кафедры
политической экономии и экономической политики,
Южный федеральный университет
(344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького, 88).
E-mail: [email protected]
кандидат экономических наук, доцент кафедры
политической экономии и экономической политики,
Южный федеральный университет
(344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького, 88).
E-mail: [email protected]
Аннотация
В системе экономической политики критических социальных технологий, антикризисное управление приобретает характер стратегически значимой целевой функции государства, обеспечивающей стабильность и устойчивость национальной хозяйственной системы на всех фазах экономического цикла. Макроэкономическая нестабильность становится объективным фактором современного этапа развития экономики, в условиях которой колебания национальной деловой активности, процесс сопровождающий экономическое и социальное развитие. В современной экономике эффективность мер антикризисного регулирования в системе реализации механизмов экономической политики критических социальных технологий приобретает все большую актуальность, поскольку способствует минимизации негативных последствий объективно неизбежных периодов спада деловой активности.
Ключевые слова: экономическая политика, критические социальные технологии, инновационная активность, социальная сфера, антикризисное регулирование, региональная политика.
В настоящее время социальной технологией обозначают все технические средства, приемы и методы, используемые для достижения конкретных коммуникативных социальных целей. Другими словами, все, что ускоряет и повышает эффективность взаимодействия между группой лиц, объединённых общими интересами или достижением общей цели. Но одновременно социальная технология сама становится определённой социальной процедурой т.е. определённым «социальным институтом», требующим выполнения некоторых добровольно возлагаемых на себя индивидом социальных обязательств, а информационно-компьютерное обеспечение приобретает содержательное значение, предопределяя процедурные формы общения в рамках данной социальной технологии.
В существующем на сегодняшний день перечне критических социальных технологий приведены практически все приоритетные направления современной науки и техники, призванные ускорить инновационную динамику российской экономики, обеспечить модернизацию технологической основы производства, а также стимулировать процесс импортозамещения. Критическими называются технологии, имеющие важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства. Ранее перечень таких технологий был утвержден Распоряжением
Правительства РФ №1243-р от 25августа 2008 г. Документ был подготовлен в целях реализации закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Список насчитывал 35 позиций. Добавим, что отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг) регулирует закон «О науке и государственной научно-технической политике». Основы государственной политики в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу были изложены в Письме Президента РФ от 30.03.2002 № Пр-576.Правила формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ и перечня критических технологий утверждены Постановлением Правительства РФ.
Критические социальные технологии стремительно перемещаются в центр научного внимания отечественных обществоведов, и это не случайность: сегодня в российском обществознании, фактически возникает новая сфера междисциплинарных исследований в форме «критических социальных технологий». Аналогичный процесс происходит и в зарубежном обществоведении. Это означает, что практика подтвердила экономическую эффективность разработки и реализации критических социальных технологий. В результате неизбежно возникнет новый аспект глобальной конкуренции по развитию и освоению алгоритма реализации критических социальных технологий [2]. Собственно, такие технологии сродни проектному финансированию или проектному обучения, которые за короткое время приобрели статус системных инноваций.
Следует по достоинству оценить коммуникативный потенциал критических социальных технологий, которые могут заменить господствующие сегодня типы социальных сетей. Участие в «типовых» социальных технологиях может стать новой общепринятой формой коллективного общения, обладающего силой мобилизации крупных социальных общностей. Поставить на службу экономике, гражданскому обществу, экономике и здравоохранению возможности, открываемые критическими социальными технологиями, - таково самое актуальное направление для региональных сообществ.
Социальные технологии могут превратиться и в инновационные учебные структуры, имеющие особое значение для инклюзивного обучения социально-уязвимых групп (в том числе - для маргинальных категорий населения). И объясняется это «мягкой» архитектоникой строения проектов социальных технологий, которые легко перестроить под конкретные нужды данной группы или категории обучающихся [4].
Исследование современного состояния движущих сил общества, результатов и перспектив его развития неизбежно приводит к выводу о необходимости кардинального пересмотра подходов к принципам построения взаимоотношений субъектов социальных отношений. Для выявления новых резервов интенсивного экономического развития важно понимать, что оно - не самоцель, а необходимое средство эффективных преобразований, способ обеспечения закономерного эволюционного перехода к социально-экономическому прогрессу, к эффективному пути модернизации и инновационного преобразования общества.
Экономическая политика как система критических социальных технологий призвана реализовать задачи эффективного социально-экономического развития страны. Она возможна на основе выявления современных проблем развития экономики и проведения соответствующей политики, с учетом методологических и практических рекомендаций.
Для всех сфер экономической системы России и ее регионов возникает необходимость проведения эффективной экономической политики на основе выявленных социальных технологий, поскольку экономическая стабильность и рост в современном обществе держится на сложившейся системе государственной политики во всех сферах: социальной, предпринимательства, инновационной, инфраструктурной, рынка труда, производственных и потребительских кластеров и специфики развития конкретного региона.
Общеизвестно, что экономическая политика призвана обеспечить социальную и экономическую эффективность. Формы реализации данной политики как на федеральном, так и на региональном уровне могут быть различными, поскольку основная деятельность всех субъектов экономики охватывает все сферы воспроизводственного процесса, имеющий выраженный социальный характер. Экономические условия вынуждают различные уровни, структуры и сферы хозяйствования к прозрачной деятельности, выполняющие социальные функции, определенные законодательством, а также проявлять высокую социальную активность. Поэтому в современном обществе явно обозначился повышенный интерес к научно обоснованной концепции экономической политики на основе критических социальных технологий, способных объединить усилия всех субъектов экономики в решении большого круга проблем.
Таким образом, условием эффективного функционирования экономики является проведение соответствующей экономической политики на основе различных форм и методов критических социальных технологий. В этих условиях чрезмерное значение приобретает, прежде всего, антикризисная политика, выраженная, в частности, в эффективном взаимодействии государства и предпринимательства при реализации социальных технологий. Методы и формы могут быть различными в зависимости от степени их развитости и национальных условий производства. При этом общество обязано постоянно выполнять свои социальные функции, а частный бизнес, в свою очередь, всегда остается источником и движущей силой развития и создания общественного богатства. Современная экономическая политика, основывается на критических социальных технологиях, создает свои базовые модели финансирования, соответствующие методы управления, разрабатывает различные подходы проведения инвестиционной, инновационной и инфраструктурной политики, структурных реформ и т.д.
В настоящее время эффективное проведение антикризисной экономической политики должно осуществляться, прежде всего, в отраслях производственной и экономической инфраструктуры, а также при реализации социально-экономических проблем на макро и - микро уровнях, которые приводят к созданию новых социальных институтов [4].
С одной стороны, эффективное использование государственных финансов является условием положительной динамики развития экономики. Но с другой стороны, свободное функционирование частного сектора, предпринимательство способно обеспечить высокую эффективность использования ресурсов, прежде всего, финансовых. Высокая мобильность и склонность к инновациям и инновационной деятельности обеспечивает реализацию многих социальных технологий в современном мире. Использование преимуществ мелкого и среднего предпринимательства могут привести к глубоким социальным переменам. Что, в свою очередь, позволяет выявить адекватные методы проведения экономической политики при реализации базовых критических социальных технологий. Здесь важно обозначить направления при выборе конкретных форм и методов в отдельных сферах, а также базовые модели, характеризующиеся специфическими формами собственности, менеджмента и источниками капиталовложения.
Антикризисная экономическая политика призвана создавать условия для развития мелкого и среднего предпринимательства [1]:
- поддержка новых форм инвестиционных проектов за счет частных инвестиций;
- создание условий постоянно функционирующей конкурентной среды;
- необходимость распределения ответственности между рыночными субъектами при проведении экономической политики.
Критические социальные технологии приобретают важное значение как для реализации конкретных программ на федеральном уровне, но также распространяются на уровень регионов и муниципалитетов. Это связано с перераспределением финансовых потоков, что способствует расширению круга лиц и организаций, прямо заинтересованных в разработке и реализации соответствующих социальных программ.
Здесь, экономическая политика проявляется в следующих направлениях: во-первых, вырабатывается стратегия и принципы; во-вторых, формируется институциональная среда; в-третьих, занимается организацией и управлением социальной политики со своими формами, методами и конкретными механизмами.
Экономическая политика в в системе критических социальных технологий проводится и в кластерном срезе, по крупным межотраслевым комплексам и отраслям, таким как топливно-энергетический, транспортный, коммунальное хозяйство и т.д. Следует отметить, что в отечественной экономике имеется огромный потенциал реализации социальных технологий во многих капиталоемких отраслях экономики, в региональном и местном производстве, в сфере предпринимательства [5].
При проведении экономической политики необходимо использовать этот резерв - это привлечение частных инвестиций для решения общенациональных задач, эффективное управление, стимулирование и расширение инвестиционных возможностей в регионе, на местном уровне.
Важной сферой экономической политики в области реализации критических социальных технологий является рынок труда. Она проявляется в создании необходимых условий для воспроизводства рабочей силы: финансирование объектов социальной сферы; соответствующий достойный уровень заработной платы и социальные субсидии и выплаты; политика, направленная на поддержание уровня занятости; программы по переквалификации кадров при ликвидации рабочих мест и безработицы; финансирование систем профессиональной подготовки кадров и повышения их квалификации; осуществление социальной поддержки работников; льготные кредиты и ссуды; семейные пособия. То есть все мероприятия по социальному инвестированию, институциональное развитие, укрепление социальной инфраструктуры, в конечном итоге, создание механизмов решения социальных проблем.
Результаты экономической политики, проведенной на основе критических социальных технологий, позволяют государству перераспределять ресурсы с чисто производственных программ на социальные цели (образование, здравоохранение, наука, культура), а это не только способствует социально-экономическому развитию, но и повышает инвестиционный климат и рейтинг страны и регионов. Более того, государство получает более благоприятную возможность заняться исполнением своих основных функций - контролем, регулированием, соблюдением общественных интересов и реализации социальной политики.
Критические социальные технологии позволяют перейти к инновационной экономике. Ее можно создать исключительно в комплексе, с одной стороны, развивая человеческий потенциал на основе формирования творческой инновационной личности и инновационного мышления, а, с другой стороны, создавая реально функционирующие инновационные механизмы, обеспечивающие интеграцию науки и производства, инноваций и инвестиций. Только внедрение инновационных моделей как собственно в производство, так и в организации и менеджменте, в том числе в сфере управления персоналом, позволяет осуществить инновационный прорыв в социальных технологиях.
Таким образом, экономическая политика в рамках системы критических социальных технологий должна решить следующие задачи:
- стимулировать инновационную активность экономических субъектов посредством решения проблемы неразвитости института интеллектуальной собственности;
- повысить мотивацию производителей к модернизации и их восприимчивости к инновациям созданием условий для развития института конкуренции;
- способствовать становлению и развитию нового технологического уклада развитием рынка инновации, коммерциализации нововведений и их распространение на всех уровнях, во всех сферах общественного производства.
Определенные проблемы реализации критических социальных технологий при проведении экономической политики приходится на ее региональный уровень. Хотя
в настоящее время централизация полномочий приводит к постепенному наращиванию социальных расходов федерального бюджета, особенно в образовании и здравоохранении, на региональные и местные бюджеты также выпадают определенные проблемы. Региональная инвестиционная политика выявила и показала, что внутри регионов финансирование всех социальных отраслей, проектов и мероприятий постепенно перераспределяется вверх - с местного на региональный уровень.
Важнейший компонент региональной инвестиционной политики - это сокращение региональных различий с учетом возможностей регионов. Дело в том, что, с одной стороны, опережающее развитие сильных регионов и городов способствует росту эффективности всей экономики страны, но, с другой - увеличивает территориальные диспропорции. Поиск и нахождение оптимальных путей и пропорций выравнивания -основная задача использования социальных критических технологий в региональной экономической политике.
Литература
1. Игнатов В.Г., Игнатова Т.В. Взаимодействие государства и бизнеса на Юге России: экспертные оценки и посткризисное регулирование // Известия КБНЦ РАН. 2013. № 1.
2. Игнатова Т.В., Калинина А.Г. Технологии учета экономических предпочтений населения в государственном управлении // Вестник Северо-Осетинского государственного университета. 2015. № 1. С. 163-169.
3. Кочеткова С.А. Теоретические аспекты кластерной политики как стратегии регионального развития// Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.
4. Попадюк Т.Г. Национальная инновационная система в условиях глобализации инновационных процессов // Инновационная наука. 2015. №8.
5. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 1; под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013.
Tumanyan Yury Rafaelovich, Doctor of Economic Science, professor of political economy and economic policy; Southern Federal University (88, Gorky St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail:[email protected]
Ishchenko-Padukova Oksana Aleksandrovna, Candidate of Economic Science, associate professor of political economy and economic policy; Southern Federal University (88, Gorky St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected] Movchan Irina Viktorovna, Candidate of Economic Science, associate professor of political economy and economic policy; Southern Federal University (88, Gorky St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
CRITICAL SOCIAL TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF MODERN ECONOMIC POLICY
Abstract
In the system of economic policy of critical social technologies, crisis management gains character of strategically significant criterion function of the state providing stability and stability of national economic system on all phases of a business cycle. The macroeconomic instability becomes an objective factor of the present stage of development of economy in the conditions of which fluctuation of national business activity, the process accompanying economic and social development. In modern economy the efficiency of measures of anti-recessionary regulation in the system of realization of mechanisms of economic policy of critical social technologies acquires the increasing relevance as promotes minimization of negative consequences of objectively inevitable periods of business recession.
Keywords: economic policy, critical social technologies, innovative activity, social sphere, antirecessionary regulation, regional policy.