Научная статья на тему 'Антикризисное управление как императив современной экономической политики'

Антикризисное управление как императив современной экономической политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
373
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / CRISIS MANAGEMENT / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ECONOMIC POLICY / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ / ECONOMIC CYCLE / РЕЦЕССИЯ / RECESSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мовчан Ирина Викторовна

В статье рассматриваются актуальные теоретические аспекты антикризисного управления в системе национальной экономической политики, инструменты, императивы и принципы антикризисной политики государства на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRISIS MANAGEMENT AS IMPERATIVE CONTEMPORARY ECONOMIC POLICY

The article examines current theoretical aspects of crisis management in the system of national economic policy, instruments, imperatives and principles of the anti-crisis policy of the state at the present stage.

Текст научной работы на тему «Антикризисное управление как императив современной экономической политики»

6. Зундэ В.В. Теория и практика антикризисного управления комплексом маркетинговых коммуникаций организации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2012. № 3. С. 26-30.

7. Некрасов В.Н. Центр управления компетенцией как инструмент разрешения противоречий управления / Актуальные проблемы современного менеджмента и публичного управления: зарубежный опыт и российская практика: Сборник трудов участников XIII международной научно-практической конференции, 28-30 октября 2014 г./ Под редакцией В.Н. Некрасова. Ростов н/Д: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2015.

8. Перминова С., Тульчинский Г. Культура фирмы. СПб.: Алетейя, 2006.

Zunde Victoria Viktorovna, The Doctor of Economics, the professor of chair of the international economic relations; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: zundevika@mail.ru

Mezentseva Ekaterina Evgenyevna, graduate student of chair of management; South-Russia Institute of Management -branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: ekaterinamezentseffa@yandex.ru

KNOWLEDGE MANAGEMENT AS INSTRUMENT OF INTERRELATION OF CROSS-CULTURAL AND STRATEGIC MANAGEMENT Abstract

The success of effective functioning of the organization are its human resource. Cross-cultural knowledge management includes competence in the field of behavioral models and stereotypes, values, understanding national and cross-cultural peculiarities of human behavior. The above knowledge to help managers to build trust in the company and increase of competitiveness of the organization.

Keywords: knowledge management, organizational knowledge, competence, cross-cultural management, cross-cultural knowledge management.

УДК 338.2

АНТИКРИЗИСНО! УПРАВЛЕНИЕ КАК ИМПЕРАТИВ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Мовчан кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии Ирина и экономической политики, Южный федеральный университет

Викторовна (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького,88).

E-mail: movchani@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные теоретические аспекты антикризисного управления в системе национальной экономической политики, инструменты, императивы и принципы антикризисной политики государства на современном этапе.

Ключевые слова: антикризисное управление, экономическая политика, экономический цикл, рецессия.

Расширение глобальных координат мировой экономики, открытость национальных экономик и значительная зависимость национальных хозяйств от конъюнктуры внешних рынков усиливают циклический потенциал и углубляют кризисные процессы как на уровне стран, так и в межстрановом взаимодействии. При этом фаза расширения деловой активности значительно короче, чем фазы спада, поэтому современную экономику можно считать рецессионной. Это объясняется наличием инновационно-технологической паузы, наблюдаемой в последние годы, когда замедление развития инфоком-муникаций после стремительного роста привело к снижению темпов роста глобальной мировой эко-

номики. По мнению Лемещенко П.С, «качественные изменения в глобальной экономике обусловлены новым технологическим прыжком пятого цикла, для которого характерно прежде всего наличие Software, мультимедиа, доминирование информационных и биотехнологий, глобальных сетей. Современная экономика усложнилась, изменив свою структуру под влиянием и воздействием тех аспектов, которые свойственны новой экономике. Характерные для нее проявления стали доминирующими как в общей стратегии развития, так и в традиционных отраслях и отношениях» [1, с. 59].

В этих условиях наиболее актуальным направлением национальной экономической политики становится антикризисное регулирование, которое представляет собой комплекс целевых мер, направленных на анализ и прогнозирование критически волатильных ситуаций, снижение негативных последствий циклических спадов для всех национальных субъектов экономических отношений, анализ и применение соответствующих методов и инструментов, способствующих стратегической стабилизации экономического развития.

В организационном аспекте антикризисная политика государства должна включать государственный «пакет антикризисного управления», формируемый в периоды экономической стабилизации: государственную антикризисную программу и специальные резервные антикризисные фонды финансовых средств, формируемых предшествующим социально-экономическим ростом.

Государственный «пакет антикризисного управления» предполагает включение в политику национального экономического роста административно-императивных методов стабилизационного развития, реализация которых снижает циклические риски и генерирует положительный экономический эффект.

В условиях макроэкономической стабильности деятельность государства в области антикризисного управления включает мониторинг хозяйственной деятельности, меры по совершенствованию законодательства и системы экономического регулирования. Наиболее эффективными являются меры по формированию резервных фондов, целевым назначением которых является финансовая поддержка национальных субъектов в периоды кризиса. В ситуациях снижения деловой активности, особенно в условиях реальных циклических рисков антикризисное управление принимает форму приоритетного императива экономической политики.

Наиболее важной институциональной предпосылкой антикризисного управления является установление эффективных связей между государством и частно-корпоративным сектором, которые в условиях кризиса обеспечат гибкость и скорость ответной реакции на кризисные процессы, поскольку «одна из основных долгосрочных задач, которую должно решать правительство, - формирование институциональной основы модернизации и инновационного развития социально ориентированного рыночного хозяйства» [2, с. 17].

Антикризисная политика построена на трансформации организационной структуры финансовой и денежной систем, в частности проблемы национальной валюты и обслуживания денежного обращения, трансформационно-кризисный характер приобретают также фискальные механизмы.

Кроме того, государство в условиях кризиса принимает на себя дополнительные обязательства социального характера, что включает его активное участие в поддержке всех национальных субъектов.

Формами государственной антикризисной политики являются:

- нормативно-правовое регулирование, которое реализуется через формирование законодательной базы для осуществления антикризисных мер;

- финансовое регулирование, которое включает консолидацию фискальных и монетарных инструментов;

- промышленное регулирование как поддержка приоритетных направлений промышленного производства, разработки комплексных мер для повышения конкурентоспособности;

- регулирование рациональных ожиданий в экономике, преодоление инфляционных ожиданий и формирование тенденций «экономического оптимизма» ключевых участников бизнес-процессов.

Предшествующая циклическому спаду макроэкономическая ситуация в значительной степени влияет на продолжительность и глубину кризисного спада и предопределяет масштаб социально-экономических последствий для динамики национального хозяйства. Докризисная макроэкономическая ситуация оценивается по следующим критериям: стратегические приоритеты экономического разви-

тия, сильные и слабые стороны экономики и наличие «точек» инновационного роста, механизм экономического взаимодействия национальных субъектов, степень социального и институционального доверия, развитость человеческого и социального капитала, степень включенности в глобальные процессы, наличие институтов постиндустриального роста.

Эффективному преодолению кризисных процессов способствуют меры антикризисных программ, основанных на высокой скорости и гибкости антикризисных регуляторов, низких финансовых затратах на реализацию антикризисных программ, а также сбалансированности программ по целям, затратам и результатам антикризисного регулирования. При этом «более точные представления о том, в какой фазе цикла находится экономика в каждый конкретный момент, насколько близка очередная поворотная точка цикла, способны уменьшить вероятность ошибочных действий со стороны государства» [3, с. 32].

В конечном счете эффективность любой антикризисной политики определяется исторически и эволюционно обусловленной возможностью построения стабильной и надежной экономической системы, способной противостоять экономическим кризисам и минимизировать его негативные социально-экономические последствия.

Современный мировой экономический кризис, по экспертному мнению ученых и аналитиков, будет иметь более длительную продолжительность, чем это предполагалось по предварительным оценкам. Как справедливо отмечается в литературе, «начавшийся экономический кризис, если ему эффективно не противодействовать и если не случится чуда (например, в виде неожиданно сильного роста мировых цен), может стать перманентным, он носит системный, а не циклический характер и имеет очень глубокие корни» [4, с. 7].

Это обусловливает необходимость более фундаментального анализа и прикладных экономических исследований, направленных на разработку правительственных антикризисных мер в условиях глобальных рецессионно-турбулентных процессов, которые сопровождаются негативными изменениями мировой конъюнктуры, деформациями инвестиционных и финансовых институтов, ростом темпов инфляции и безработицы, падением деловой активности и потребительского доверия на национальных рынках. Все это свидетельствует о системном экономическом спаде, требующем разработки мер антикризисной политики, основанной на стабилизационных и стратегических инструментах экономического развития.

Функционирование глобальной финансовой системы, стагнирующее в результате глобального экономического кризиса, оказывает крайне негативное влияние на развитие реального сектора как национальных экономик, так и глобальной экономической системы, требует перехода от политики «иррационального энтузиазма» [5, с. 18] к политике «рациональной стабилизации», основанной на использовании как инструментов краткосрочного оздоровления, так и инструментов стратегического экономического роста. Кроме того, в статье Т.В. Игнатовой, Т.В. Подольской рассматриваются существующие в мировой финансовой системе проблемы и противоречия, ставшие детонатором кризисных процессов. Авторы справедливо полагают, что «выстраивание механизма глобального управления мировой финансовой системой должно быть направлено на преодоление существующих диспропорций и отрицательного макро- и мегаэкономического эффекта от спекулятивных финансовых инноваций» [б, с. 119].

Реальность влияния мирового экономического кризиса на национальные экономики трансформирует параметры экспансивного финансового планирования с учетом реального уровня развития национальной экономики и обусловливает снижение высоких финансовых рисков.

Глобальные кризисные атаки в долгосрочной перспективе неизбежны, поскольку национальные экономики являются чувствительными к перманентной динамике фаз экономического цикла. Поэтому пакет антикризисных инструментов должен быть разработан на основе соответствующих антициклических принципов экономического развития, что будет влиять на сокращение продолжительности фазы спада и укрепления роста.

Антициклическими принципами экономического роста являются:

1. Обеспечение согласованности мер фискального и монетарного регулирования в рамках национальных антикризисных стратегий. Важным фактором в кризисных условиях выступает обеспечение стабильности цен в целях сохранения макроэкономической стабильности в стране, основанной на согласовании фискальных и монетарных методов регулирования. Несогласованность фискальных

и монетарных мер в рамках единой антикризисной стратегии генерирует отрицательные эффекты для роста национальной экономики и снижает институциональный потенциал антикризисного регулирования. Основной предпосылкой для стабильного и устойчивого экономического роста является снижение процентных ставок по банковским кредитам для предприятий, которые используют кредиты для инвестиций, а также для уменьшения процентных ставок коммерческих банков по уже утвержденным кредитам. Однако тенденции увеличения дефицита бюджета проецируют ужесточение денежно-кредитной политики в рамках базовой процентной ставки и увеличение обязательных резервов коммерческих банков. Это приводит к тому, что несогласованность фискальных и монетарных инструментов в рамках единого механизма антикризисного регулирования вследствие недостаточности институционального и управленческого потенциала неизбежно влечет снижение синергетического эффекта антикризисного регулирования.

2. Синергия национальных антикризисных стратегий в глобальной концепции антикризисного регулирования. В глобализационном аспекте необходимы координация и согласование антикризисных мер национальных экономик развитых стран через национальные правительства и межнациональные институты в целях обеспечения межстранового экономического взаимодействия и снижения отрицательных эффектов в свободном перемещении инвестиционного и финансового капитала, трудовых ресурсов и технологий. Внешняя финансовая консолидация связана с неизбежностью высокого уровня кредитования развивающихся стран, в которых недостаточно развиты внутренние финансовые институты и в значительной мере используются вторичные финансовые инструменты, а реальный сектор экономики этих стран чувствителен к зависимости от поглощения на внешних рынках продукции с относительно низкой конкурентоспособностью.

Современный глобальный экономический кризис еще раз подтвердил необходимость антициклического регулирования не только параметров финансовой системы, но и управления внутренним совокупным спросом даже в наиболее развитых странах. Активное регулирование параметров совокупного спроса должно осуществляться через перераспределение общественного капитала в целях повышения инвестиционной и деловой активности.

Важнейшей мерой в пакете антикризисного регулирования является кредитная и финансовая поддержка частного и корпоративного сектора. Для этих целей необходима специальная «фискальная линия», обеспечивающая финансирование проектов в области устойчивого развития частного и корпоративного секторов. Разработка специальной финансовой программы требует принятия следующих мер:

- обеспечение доступа к кредитам для малых и средних предприятий, открытие для них специальных кредитных линий с возможностью государственного софинансирования процентных платежей;

- льготирование процентных ставок для частных и корпоративных инвесторов;

- поддержка несырьевых экспортоориентированных частных и корпоративных субъектов;

- снижение процентной маржи инвестиционных кредитов для частного и корпоративного бизнеса;

- стимулирование новых высокотехнологичных форм занятости через снижение налогового бремени по социальным выплатам;

- упрощение таможенных процедур для экспортоориентированных частных и корпоративных субъектов;

- укрепление институционального взаимодействия между частным, корпоративным секторов и государством;

- финансовая поддержка инфраструктурных проектов, реализуемых в частном и корпоративном секторах национальной экономики;

- содействие эндогенной и структурной трансформации частного и корпоративного секторов.

При этом необходимо учитывать, что при прямом вмешательстве государства в частный и корпоративный секторы национальной экономики экономически продуктивным и социально оправданным будет соблюдение принципа гибкости и мотивации инвестиционных и инфраструктурных проектов и программ на базе национального фискального потенциала.

Основными императивами российской антикризисной политики на современном этапе развития должны стать следующие:

- бюджетная поддержка циклических отраслей должна сочетаться с политикой структурных реформ, ориентированных на долгосрочное инновационно-технологическое развитие;

- состояние рецессии, вызванное как эндогенными, так и экзогенными факторами, не должно препятствовать проведению общей экономической политики инновационного и технологического роста на фоне развития импортозамещения;

- эффективной мерой государственной антикризисной поддержки должно стать финансирование объектов инфраструктуры, которое в краткосрочной перспективе способствует оживлению совокупного спроса, а в долгосрочной - увеличивает темпы экономического роста;

- сокращение взносов социального страхования и налоговых ставок для субъектов малого и среднего предпринимательства должно выступить генератором укрепления частнопредпринимательской среды;

- институциональные реформы должны обеспечить более гибкое трудовое законодательство, рост инвестиций в образование, социальный эффект в сфере здравоохранения и других отраслях, формирующих человеческий капитал.

Отсутствие позитивных сдвигов в повышении инновационного потенциала связано с устоявшейся системой экономических отношений и ее институциональным содержанием, сопровождающимся отсутствием стимулирующих инструментов повышения инновационных интересов российских производителей.

Значимым фактором российской антикризисной политики в сложившихся условиях должно стать наращивание человеческого и социального капитала, для чего необходимо проведение институциональных реформ во всех сферах, связанных с его эффективным формированием, увеличение доходов населения для обеспечения его расширенного воспроизводства.

Таким образом, важнейшим стратегическим императивом государственной антикризисной стратегии российской экономики выступает модернизация всей системы социально-экономических институтов. Антикризисная программа, имеющая основной целью антикризисную поддержку циклических отраслей, обречена на краткосрочную положительную динамику, а модернизационные меры антикризисного регулирования, нацеленные на инновационный стратегический результат, формируют долгосрочный тренд инновационного роста.

Литература

1. Лемещенко П.С. Экономический кризис как институциональная форма и ступень отрицания капитала //

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2010. Т.2. № 4. С. 59-75.

2. Игнатова Т.В., Калинина А.Г. Механизм реализации общественных предпочтений в публичном управле-

нии // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера. 2015. №1. С. 15-26.

3. Белянова Е.В. Экономический цикл в России в 1998-2008 годах: зарождение внутренних механиз-

мов циклического развития или импортирование мировых потрясений? // Экономический журнал ВШЭ. 2012. Т. 16. №1. С. 31-57.

4. Ханин Г.И., Фомин Д.А. В России начался экономический кризис, и он, скорее всего, будет долгим //

Terra Economicus. 2013. Т. 11, № 2. С. 6-13.

5. Alan Greenspan. The Map and the Territory // New York. Penguin Press. 2014.

6. Игнатова Т.В., Подольская Т.В. Возможности глобального управления мировой финансовой систе-

мой // Век глобализации. 2014. № 2. С. 119-128.

Movchan Irina Viktorovna, Candidate of Economics (PhD), Associate Professor; Southern Federal University (88, st. of Gorky, Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: movchani@mail.ru

CRISIS MANAGEMENT AS IMPERATIVE CONTEMPORARY ECONOMIC POLICY

Abstract

The article examines current theoretical aspects of crisis management in the system of national economic policy, instruments, imperatives and principles of the anti-crisis policy of the state at the present stage. Keywords: crisis management, economic policy, economic cycle, recession.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.