УДК 316
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВНУТРЕННИХ
И ВНЕШНИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ ВЛАСТИ ••••••
SOCIAL POTENTIAL INTERNAL AND EXTERNAL CONTRADICTIONS OF POWER
Гришай Владимир Николаевич
доктор социологических наук, профессор,
профессор кафедры экономики, ЧОУ ВО «Ессентукский институт управления, бизнеса и права» [email protected]
Vladimir N. Grishay
Doctor of social Sciences, Professor, Professor of Economics Department, Essentuki Institute of management, business and law [email protected]
Курносенко Андрей Анатольевич
кандидат социологических наук, доцент, начальник, Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России [email protected]
Andrey A. Kurnosenko
Candidate of social Sciences,
Associate Professor, Head,
The main Department of economic security
and anti-corruption of the Ministry of internal
Affairs of Russia
Аннотация. В статье отмечается, что в современных условиях формы, пределы, методы и прогнозы воздействия власти на хозяйственные, производственные и связанные с ними социальные процессы, претерпевают качественные изменения. Именно здесь предполагаются и формируются противоречия как результат несоответствия реальности власти и разнонаправленных ожиданий общества. В то же время, достаточно неизменными остаются принципы организации власти. Это и субъективно ориентированная воля, и стремление к максимальному, в том числе неограниченному, контролю в сфере интересов власти.
социальные процессы, общество, власть, противоречивость. In modern conditions, the forms, limits, methods and forecasts of the impact of the authorities on economic, industrial and related social processes undergo qualitative changes. It is here that contradictions are assumed and formed as a result of the discrepancy between the reality of power and the multidirectional expectations of society. At the same time, the principles of the organization of power remain quite unchanged. This is a subjectively oriented will, and the desire for maximum, including unlimited, control in the sphere of power interests.
Keywords: social processes, society, power, inconsistency.
Ключевые
слова:
Annotation.
В общем случае, власть является одним из ведущих сущностных атрибутов социальной структуры и сама производит такие атрибуты. Одним из существенных условий реализации социального потенциала развития в содержании властных коммуникаций являются, по нашему мнению, изменения, ориентированные на новые характеристики социальных и экономических систем. Здесь структурообразующие признаки обусловлены изменениями в сфере культуры и управления, имеющими тенденцию к развитию новых качеств и свойств как для уже известных, так и для принципиально новых, прогностически определяемых элементов социальной структуры.
Источником рассматриваемого несоответствия чаще всего становится сопоставление масштабов властного контроля и принципов демократизма. Но, прежде всего, результирующая составляющая противоречий раскрывается не в интересах последней группы. История становления государства, общества и права убедительно показывает, что ограничение государственной власти правовыми институтами остается недостижимым идеалом на протяжении веков.
В более частных случаях власть конкретных руководителей, групп или институтов только тогда определяется как эффективная, когда основана на должностном, административном, социальном, духовном, финансовом авторитете или деятельно воспроизводит потенциал такого авторитета. М. Вебер указывал, что нет организаций, добровольно ограничивающих себя лишь воздействием на материальные или аффективные мотивы, используя их как основу для гарантированного продолжения деятельности. Каждая такая система пытается установить и культивировать веру в законность [1]. Соответственно, в любой организации присутствуют структуры власти, общественно значимые гарантии авторитета власти, основанные на социальных и межинституциональных договорах, реализуемых правоохранительных функциях, на распределении видов и форм человеческой деятельности.
В качестве оригинальной основы нашего исследования о направлении социального потенциала на преодоление противоречий власти мы рассматриваем внесубъектные, формальные характеристики. Принципиальное освобождение от субъективных мнений и разнонаправленных, часто непрофессиональных, позиций способствует применению структурного подхода к любой организации, прежде всего, в параметрах четкости и однозначности научных правил и ценностных авторских установок.
Социальный потенциал внутренних (между её носителями) и внешних (с остальным обществом) противоречий власти имеет достаточно чёткие временные, историографические, территориальные и иные институционально выраженные аспекты. Для социологического анализа актуальны региональные, территориальные построения соответствующих структур, так как это позволяет определить фактические границы исследования, то есть отобрать те факты, которые имеют предметно выраженные, узнаваемые как в теории, так и в опыте социологические характеристики.
В современных исследованиях социального потенциала в преодолении противоречий власти сохраняет значение разграничение теоретических подходов по уровням обобщения получаемой информации. Здесь принято выделять:
- общие социальные теории (теории мега уровней глобального социума);
- теории среднего уровня (макросоциология, изучающая крупные социальные общности);
- теории микроуровня социальных коммуникаций (микросоциология, исследующая межличностные отношения в повседневной жизни).
Мы считаем необходимым указать на такие экспертные замеры социального потенциала в преодолении противоречий власти, как корректировка региональной политики, рынка ресурсов, товаров, недвижимости. Специализация власти на выравнивании уровней развития регионов необязательно является прерогативой формально представленного центра. В ряде случаев решения, ориентированные на определение нормативов представительства власти всо-циальнойструктуре современного российского общества, не продиктованы целями развития государства и общества. Характерный массовый пример такого подхода - десятилетиями безуспешно реализуемая программа отечественной власти по рациональному сокращению количества административных работников, аппаратов управления разного уровня - от государственных до муниципальных служащих.
По результатам нашего исследования для носителей идей, статуса и профессии представителей власти в современных условиях предлагаем следующие обязательства и правила:
- приверженность этическим нормам;
- способность к генерации новых идей;
- осознанное неприятие конфликтов, приверженность принципам социальной сплочённости, взаимной выручки и толерантности;
- развитие способности к профессиональному и межличностному общению;
- владение коммуникативными навыками для различных условий взаимодействия с окружающими;
- способность понимать и воспринимать этнические, культурные, религиозные традиции и особенности;
- умение и стремление к реализации себя в профессии на международном уровне.
Для достижения целей преодоления противоречий власти необходимо задействовать
менеджмент с особыми уровнями и видами специальной подготовки. Соответствующая деятельность осуществляется во взаимодействии с органами государственной власти, коммерческими и некоммерческими организациями в Российской Федерации, а также при осуществлении международных контактов и реализации связей, не противоречащих основному законодательству.
Самостоятельное значение здесь приобретают конкретика и смысловая прозрачность законодательных установлений в стимулировании, обучении, воспитании специалистов. «Юри-
дическая ответственность обладает наиболее высоким уровнем правопобуждения субъектов общественных отношений к следованию в направлении, указанном в законе, преодолевая иные интересы, часто возникающие в отрыве от предписаний закона. Юридическая ответственность побуждает правообязанного субъекта следовать по пути, выраженном в законодательстве. Она образует условия формирования и поддержки правопорядка. Для понимания сущности и содержания юридической ответственности её следует изучать и рассматривать с разных аспектов, что позволит плодотворно использовать этот институт на пути укрепления правопорядка», - пишет отечественный автор Н.А. Духно [6].
На основе законодательно определённых требований, выявляются актуальные и не-компенсируемые свойства системы управления, наличие которых необходимо на каждом конкретном уровне такой системы. Существенным видом для группы свойств является оценка уровня развития социального потенциала как системы управления. Прежде всего, такая оценка необходима для планирования вариантов управления, обучения и подготовки потенциальных руководителей и при перемещении руководителей. В то же время, системный подход предполагает учёт возможности возникновения латентных влияний, определяющих новые, непредсказуемые результаты. В ориентациях на человека, следует учитывать периоды снижения активности и интереса к профессиональной деятельности, повышение неровного напряжения и снижение устойчивости к стрессам.
Общество, в целом, является объектом изучения общей социологической теории, т.е. мегасоциологии, которая посвящена объяснению причин, процессов и последствий масштабных социальных изменений. Всё это еще раз доказывает правильность мнения экспертов О.Т. Богомолова, Е.Е. Румянцевой, В.Д. Попова, что одних только экономических методов для выдвижения гипотез и объяснения выхода из кризисов различной природы недостаточно [2].
Таким образом, для достижения целей преодоления противоречий власти необходимо задействовать менеджмент с особыми уровнями и видами специальной подготовки. На всех уровнях реализации постановлений власти предлагается пропагандировать идеи государственного значения, соблюдать единую основу для разработки и экспертизы правовых актов. На уровнях местного самоуправления актуально изучать и рекомендовать к реализации предложение по вопросам координации в решении общих задач. В сфере отношений власти важно оказывать органам местного самоуправления организационную, методическую и юридическую поддержку. Сюда же мы относим деятельность по созданию и развитию системы подготовки кадров муниципальной службы, проведение научно-исследовательской работы по заданным направлениям и темам. Соответствующая деятельность осуществляется во взаимодействии с органами государственной власти, коммерческими и некоммерческими организациями в Российской Федерации, а также при осуществлении международных контактов и реализации связей, не противоречащих основному законодательству.
Литература:
1. Фролов С.С. Социология организации. - М. : Гардарики, 2001.
2. Неэкономические грани экономики: непознанное взаимовлияние : научные и публицистические заметки обществоведов / рук. проекта и науч. ред. О.Т. Богомолов. - М. : Институт экономических стратегий, 2010.
3. Попов В.Д. Информационно-психологический фактор современного кризиса. - М., 2009.
4. Румянцева Е.Е. Нравственные законы экономики. - М., 2009.
5. Филиппова М.Ю. Правовое регулирование дисциплины труда работников железнодорожного транспорта Российской Федерации : диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.05 - М. : Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ, 2009.
6. Духно Н.А. Юридическая ответственность как способ укрепления правопорядка // Российский следователь. - 2012. - № 19.
Literature:
1. Frolov S.S. Sociology of organization. - M. : Gardariki, 2001.
2. Non-economic facets of Economics: unknown interaction : scientific and journalistic notes of social scientists / hands. project and science. ed. by O.T. Bogomolov. - M. : Institute of economic strategies, 2010.
3. Popov V. D. Information and psychological factor of the modern crisis. - M., 2009.
4. Rumyantseva E.E. Moral laws of Economics. - M., 2009.
5. Filippova M. the Regulation of the discipline of labor of workers of the railway transport of the Russian Federation : abstract ... candidate of legal Sciences: 12.00.05. - M. : Institute of the legislation and compare. law under the government of the Russian Federation, 2009.
6. Duhno N.A. Legal responsibility as a way to strengthen the rule of law // Russian investigator. - 2012. - № 19.