УДК 316
СТАБИЛЬНОСТЬ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
В ТРАНСФОРМАЦИИ ИНСТИТУТОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
••••••
THE STABILITY OF THE LEGAL CULTURE IN THE TRANSFORMATION OF INSTITUTIONS OF SOCIAL INTERACTION
Абрамов Максим Алексеевич
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин, Ессентукский институт управления, бизнеса и права [email protected]
Maxim A. Abramov
Candidate of sociological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of General humanitarian and natural Sciences, Essentuki Institute of management, business and law [email protected]
Кириченко Сергей Николаевич
кандидат социологических наук, доцент, заместитель директора, филиал ФГБУ ИАЦ Судебного департамента в Ставропольском крае [email protected]
Sergey N. Kirichenko
Candidate of social Sciences, Associate Professor Deputy Director of the branch, IAC Judicial Department in the Stavropol region [email protected]
Сотский Александр Сергеевич
соискатель кафедры философии и социологии, Адыгейский государственный университет [email protected]
Alexander S. Sotsky
Candidate of the Department of philosophy and sociology, Adygei STATE University [email protected]
Аннотация.
Ключевые
слова:
Annotation.
Keywords:
В статье отмечается, что в современных условиях управление культурой организации предполагает обращение к принципам всеобщего права равного доступа к информации, свободы подачи обращений, равноправия и равной ответственности гражданина и государства, гласности разбирательства, объективности, подведомственности коммуникаций, комплексном подходе к перспективам трансформации институтов власти.
правовая культура, социальное взаимодействие, гражданин. In modern conditions the management culture of the organization involves an appeal to the principles of universal human rights and equal access to information, freedom of filing appeals, equal rights and equal responsibility of the citizen and the state, publicity of proceedings, objectivity, competence communications, an integrated approach to the prospects of transformation of the institutions of power. legal culture, social interaction, citizen.
Социальные границы управления социокультурными протестными динамиками, в первоочередном порядке, корректируются в сочетании следующих факторов:
- экономической, финансовой целесообразности трансформации институтов административно-политической деятельности;
- политической рациональности, в осязаемых пределах осуществимости власти;
- оптимального сочетания современного запроса и культуры, традиций, установок веры, морали, нравственности.
Принцип объективности означает, что сведения, сообщенные гражданином в устном или письменном обращении, должны быть подвергнуты объективному, непредвзятому анализу, который, в свою очередь, должен быть положен в основу принимаемого по содержанию обращения решения.
Принцип законности означает прямое, гарантированное следование порядку, установленному Конституцией и сопутствующим комплексом законодательства для государства и его территорий.
Необходимость демократизации в прогнозировании и в управлении социокультурным протестом, обусловлена особым порядком принятия решений, исходя из следующих приоритетов социологии социокультурного протеста:
- ориентации на духовный рост личности;
- развития индивида в образовании и в профессии;
- потребности в обеспечении благосостояния;
- общественного контроля и юридических санкций.
Интеграл трансформационных характеристик социального взаимодействия раскрывается через такую взаимосвязь различных средств оценки и переоценки, которая будет придавать правовой аргументации социокультурного процесса дополнительные преимущества. В ситуациях, когда совокупность интегральных характеристик организации призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, социальный менеджмент способствует организации и учету конкретной обстановки в зависимости от социально-культурной ориентации, в том числе, и в условиях протестной динамики.
В общем случае, пропорциональное сочетание разных социокультурных подходов в однотипных сферах, придает правовой культуре рациональность и универсальность, минимизирует сбои и непропорциональные эволюционные перемещения. Недооценка, необоснованное корректирование средств и приемов, заложенных в социокультурном обосновании интегральных характеристик культуры организации, приводят к снижению эффекта взаимодействия. Здесь актуально предположение, что интересы и ценности организации составляют основу развития и совершенствования правовой культуры индивида. В условиях трансформации научных представлений о правовом сопровождении социального взаимодействия, на практике - возрастает роль институтов гражданского общества.
Практика управления культурой организации настоятельно требует развития социологического инструментария, который позволил бы с достаточной степенью достоверности оценивать эффективность социального взаимодействия, взятого в ракурсе его воздействия на уровень правовой культуры в обществе в целом. По нашему мнению, основу такого модельного анализа правовой культуры организации составляют социально-культурные функции, которые являются обобщением традиционного аппарата функций коммуникации, применительно к макро-уровню.
В большинстве схем развития правовой культуры законно ориентированная конкуренция власти, в современных условиях,, подменяется передачей властных полномочий по итогам противостояния профессиональных, региональных и иных элит. Наиболее опасным для общества последствием развития событий в таких схемах смены власти является, во-первых, отсутствие свободной конкуренции элит в сфере демократических ожиданий общества, а во-вторых, отсутствие действенного механизма преемственности власти.
В этих условиях, действенным механизмом дифференцирования и рекрутирования региональных элит в России выступает клиентелизм. Клиентские отношения власти и гражданина вполне соответствуют особенностям формирования и развития современных институтов административно-политической деятельности. По сути своих предельных характеристик, на определённых, чаще - кризисных этапах развития общества, рассмотренные по составу участников, клиентские отношения оказываются масштабнее патриотизма, убеждений, традиций и ранее принятых систем ценностей. В том числе, клиентелизм - это специфическая форма временного «перемирия» между обществом и неэффективной властью. Потенциал клиентелизма во взаимоотношениях власти и общества возрастает и как основа выбора свободной конкуренции для власти, не стремящейся «связать» себя гарантиями легитимности, гражданскими обязательствами и т.п. По нашему мнению, слабость и неустойчивость власти - это её новая реальность, проявляющаяся и как глобальная, и как региональная характеристика. Современные государства дошли до пределов или даже исчерпали потенциал доверия граждан. Повседневностью трансформируемых институтов административно-политической деятельности, становится потребность учитывать потенциал и динамику гражданского протеста.
Социокультурная сущность регионального института власти как совокупности норм и учреждений, организованных на формальном уровне, раскрывается в регулировании культурных и общественных отношений для конкретного региона, в том числе, с учётом неформальных правил. В повседневной отечественной реальности всё чаще оказываются «размыты» границы
в строго научном употреблении понятий «управление», «руководство», «менеджмент», «администрирование». Всё чаще встречаются попытки изъясняться, исходя не из сути дефиниций, а из некоторого общего смысла, задаваемого конкретным автором для своего исследования. В документах, разрабатываемых не в научных целях, путаницы ещё больше.
Ресурс правовой культуры целесообразно рассматривать как специфическую реализацию власти, связанную с осуществлением управления социальными трансформациями в регионах с учетом национальных приоритетов, которые сегодня связываются с устойчивостью развития всех сфер общественной жизни.
Основой социологического анализа правовой культуры выступает совокупность фактов социальной реальности, фиксируемых средствами соответствующего контроля. В любых масштабах власти основой культуры организации остаётся руководство людьми, координация их деятельности по запросу соответствующих групп, общностей, институтов.
В российской реальности перспективы трансформации институтов социального взаимодействия находят объяснение по следующим объективным обстоятельствам:
- поиска путей рационального преобразования территориальной структуры;
- изменения границ территорий внутри страны;
- потребности в передаче, или в перераспределении полномочий власти новым территориальным образованиям внутри государства;
- поиска и выбора вариантов территориальной структуры управления в зависимости от масштабов конкретной проблемы размещения и использования общехозяйственных, природных ресурсов;
- наделения территорий дополнительными правами и обязанностями по отношению к центральной власти.
Для системы интегральных характеристик социального государства востребованы следующие критериальные уровни личностного восприятия реальности:
- дихотомия представлений об уровне заработной платы, в концепции соответствия ожидаемым запросам по обеспечению и превышению прожиточного минимума для условий конкретного региона, территории расселения;
- представления о достигнутых уровнях и перспективах самореализации в труде, удовлетворённость предложениями «социального пакета»;
- социологическое обоснование критериальных установок при определении свойств лояльности граждан, представителей конкретных предприятий;
- возрастающие требования к дисциплине на рабочем месте, во взаимодействиях между различными участками на предприятии и во внешних коммуникациях с партнерами и клиентами;
- гарантии открытости в получении актуальной профессиональной, правовой, обще социальной информации;
- полноценная реализация новых и перспективных программ профессионального развития, программ обучения персонала, повышения квалификации и предоставления дополнительных навыков и компетенций (повышение компьютерной грамотности, изучение иностранного языка);
- восприятие социальной культуры в свете справедливой компенсации затраченных собственных усилий на профессиональное и общее развитие, убеждение в равновесии формальных требований для представителей различных социальных групп;
- общекультурная аналитика основных параметров устойчивости развития и преемственности профессиональных и социальных традиций;
- ожидаемый и реальный уровни самоорганизации сотрудников.
Стабильность правовой культуры в трансформации институтов социального взаимодействия определяется не только позитивной динамикой основных показателей гражданских свобод, но и наличием эффективной институциональной среды, предполагающей коммуникацию формальных институтов права, и не входящих с ними в противоречие традиционными неформальными носителями культурных норм и ценностей.
Таким образом, региональные институты власти и управления подвергаются трансформации на всём этапе построения федеративного государства в России. В социологической трактовке правовая культура воплощена в деятельности государственных служащих, поэтому реформирование института государственной гражданской службы является важнейшей составляющей административной реформы, в значительной мере обусловливающей эффективность деятельности региональных администраций.
Литература:
1. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.
2. Бажов С.И. Философия истории Н.Я. Данилевского. - М., 1997.
3. Крылова Н.Б. Социальное управление и формирование культуры личности. - М. : Знание, 1978. - С. 35-37.;
4. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. - М. : Наука, 1989. - С. 42. Literature:
1. Sorokin P. The Man. Civilization. Society. - M., 1992.
2. Bazhov S.I. Philosophy of history N.Ay. am. Danilevsky. - M., 1997.
3. Krylov N.B. Social control and the formation of cultural identity. - M. : Knowledge, 1978. -P.35-37.
4. Moskalenko A.T., Sergeantov V.F. Sense of life and personality. - M. : Science, 1989. - P. 42.