УДК 340
Половинкин Валерий Анатольевич
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социологии и
управления персоналом Государственного университета
экономики и финансов
Половинкина Алиса Валерьевна
следователь УМВД России по Всеволожскому
району Ленинградской области
milena.555@mail .ru
Valeriu A. Polovinkin
associate professor of sociology and managements personnel of the national university of economics and finances, PhD, associate professor milena.555@mail .ru Al^ V. Polovinkina
the investigator of Regional Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the Vsevolozhsk region of the Leningrad region milena.555@mail .ru
Криминал, как фактор дестабилизации государства и общества в
современной России
Crime, as a factor of destabilization of the state and society in modern
Russia
Аннотация. В публикации раскрывается проблемная ситуация во взаимодействии полиции и институтов гражданского общества в современной России. Определяются принципы построения социального механизма такого взаимодействия в решении общественно значимых задач.
Ключевые слова: организованная преступность, роль и функции полиции как субъекта модернизации общественных отношений, социальный механизм взаимодействия институтов полиции и гражданского общества.
Annotation. In the publication reveals the problematic situation in the contradictions of the police and civil society institutions; is the situation where the police is a unique Institute of public relations, to ensure compliance with and respect for the rights and freedoms of citizens. Defines the principles of construction of social mechanism of interaction of police and civil society Institutions.
Keywords: Organized crime, role and functions of the police as a subject of modernization of public relations, the social mechanism of interaction between the institutions and civil society.
Как известно, закон - это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между различными явлениями в обществе. Юридический закон - это нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке. Тем самым закон представляет собой единообразие совершения общественных явлений, он опирается не на индивидуальную, а на общую причинную связь, или, иначе, предполагает наличие общих элементов действительности, находящихся в общих смысловых понятиях. Только при наличии общих смысловых понятий причинная зависимость указывает на возможность повторяемости социальных явлений, превращающихся в формулировку закона.
Общество, как и общественные явления, существует как реальность, однако его существование многофункционально, что находит свое выражение во множестве взаимосвязей между его субъектами, большим числом людей, различных по полу, возрасту, уровню образования, и т.п. Множественностью характеризуются и все без исключения социальные явления.
События и социальные явления, характеризуемые отклоняющимся поведением людей от принятых норм и правил в обществе, наиболее сложные и не всегда поддающиеся прямому законодательному воздействию со стороны правоохранительных органов.
Особое внимание эти органы должны обращать на организованную преступность. Борьба с организованной преступностью не только одна из важнейших задач правоохранительных органов, но уже становится одной из качественных характеристик деятельности институтов гражданского общества.
К настоящему времени уже можно выделить две основные группы организованной преступности: сформированные по видам деятельности, имеющие прочные связи с коррумпированными представителями органов власти; сформированные по видам деятельности под руководством коррумпированных представителей органов власти.
Вовлечение в преступную деятельность сотрудников правоохранительных органов привело к их отчуждению от основной массы населения страны, что создает негативный образ сотрудников полиции, забывая о лучших ее представителях, обеспечивающих общественную безопасность населения, ведущих активную борьбу с организованной преступностью, коррупцией, мошенничеством и т.п.
Изменение ситуации в этом вопросе можно достигнуть за счет более глубокого взаимодействия, причем, основанного на открытости информации о результатах деятельности полиции с институтами гражданского общества. Но это в том случае, если его представители не бояться и не хотят прослыть авторитарными, жесткими, а участвуют непосредственно в социальном контроле над всеми видами криминальной деятельности. Но здесь необходимо отметить одну тенденцию, а именно проникновение членов преступных групп в руководство институтов гражданского общества, в
политические сферы, строящие свою деятельность на базе этих институтов. О.В. Пристанская [12], а также Лунев В.В.[5] в своих публикациях отмечали, что организованная преступность наносит ущерб не только материальный, но и духовный, и нравственный, и этический, которые порождают в обществе ситуацию взаимного недоверия. А это недоверие снижает возможности гражданского общества в их влиянии на исход борьбы полиции с такими фактами в деятельности организованной преступности как: физическое устранение конкурентов и лиц, мешающих их противоправной деятельности; привлечение руководителей и специалистов государственных предприятий, правоохранительных органов к преступной деятельности; противоправное обогащение: игорный бизнес, и т.д.
Организованная преступность борется и с институтами гражданского общества. Инструментарий этой борьбы состоит в моральном подавлении его представителей, запугивании, подкупе, физическом устранении.
Как следствие, организованная преступность развивается в тесной связи с дисфункцией институтов гражданского общества. И способствует этому разобщенность полиции и этих институтов по направленности, содержанию, предметности, адресности функциональной деятельности. Подобная разобщенность в деятельности приводит к тому, что организованная преступность все более оказывает влияние на социокультурные процессы.
Абсолютная численность населения часто испытывает страх перед будущим из-за ситуации на работе, собственной беспомощности повлиять на происходящее, несправедливость всего происходящего вокруг.
Следует отметить, что до 17,0% населения в решении жизненных проблем обходится своими средствами; 50,0% - обращаются за помощью к родственникам и друзьям; 6,0% - обратились бы за поддержкой к государственным организациям; 6,0% - обратились бы за помощью к общественным организациям и 36,0% - вообще не представляют, что делать.
Из приведенных данных видно, что из-за неблагоприятных условий жизни растет «ресурс» организованной преступности и девиантного поведения населения. И проблемы, которые должны решаться органами государственного управления и институтами гражданского общества, в сознании населения являются, в основном, неразрешимыми.
Анализ содержания деятельности институтов гражданского общества позволяет утверждать, что ее направленность ограничивается борьбой за гражданские права, гражданские свободы, гражданское поведение, гражданское сознание [6, с.65-66].
Эти направления в деятельности институтов гражданского общества формируются в процессе социализации населения страны и являются производными от воспитания и образования, уровня развития государства и общества, господствующих социально-экономических и политических отношений, от специфики функционирующих социальных общностей и институтов. К сожалению, институты гражданского общества не учитывают сложившиеся реальные обстоятельства общественного развития и
видят негатив появления организованной преступности, коррупции, воровства, мошенничества и т.п. в непрофессионализме сотрудников полиции, не осознавая то, что эти явления по своей сути - следствие тех нерешенных проблем, активными участниками разрешения которых и являлись бы сами эти институты.
Взаимодействие полиции и институтов гражданского общества в решении проблем общественного развития представляется как взаимосвязанный диалог, предполагающий аналитико-прогностическую, детерминированную и предметно-ориентированную деятельность. Аналитико-прогностическая деятельность связаны с оценкой ситуации и прогнозом общественного развития. Детерминированная деятельность связана с изучением взаимодействующих влияний широкой общественной среды с полицией и институтами гражданского общества. Предметно-ориентированная деятельность - это реальный взаимообусловленный процесс воздействия полиции и институтов гражданского общества на поведение людей - граждан в соответствии с общепринятыми социальными нормами и требованиями. Посредством диалога и предметной деятельности создаются предпосылки для приобретения человеком - гражданином желаемых для общества черт и свойств личности, ценности противодействия девиантному поведению, коррупции, организованной преступности. При этом личность человека рассматривается с учетом сложности взаимодействия объективных условий жизнедеятельности и жизнеспособности, состояния общественной среды и тенденций общественного развития.
Новые условия предъявляют и новые требования к деятельности полиции и институтов гражданского общества, в частности, формирования позитивизма и прагматизма, созидательности и эффективности влияния на различные черты личности человека - гражданина. Именно это может повысить интерес населения к этой деятельности субъектов взаимодействия и к участию в работе, как полиции, так и институтов гражданского общества по предотвращению негативных явлений в общественном развитии.
И совершенно очевидно, что в сознании людей формируются некие образы настоящего и будущего состояния общественных отношений, роли полиции и институтов гражданского общества как в обеспечении, организационно-правовом и социально-экономическом сопровождении всего спектра жизнедеятельности людей от прошлого в будущее страны, в будущее развитие общественных отношений. Однако здорового оптимизма в ожиданиях будущего благополучия в сознании большинства людей не наблюдается. И причин здесь, по нашему мнению, несколько. Прежде всего, деформация духовно-нравственной сферы в значительной мере связана со злоупотреблениями свободы слова в средствах массовой информации, пропагандой насилия и культа наживы любой ценой. В результате российские граждане действуют в моральном и этическом вакууме. В то же время, новая общественная система, подчеркивает Б.В. Волженкин, постепенно скатилась к политическому произволу и беспрецедентному для России распространению коррупции [2, с.44]. Коррупционная
преступность имеет ряд криминальных особенностей, связанных с субъектами преступной деятельности, сферами и способами ее осуществления.
Обширная и многообразная криминалистическая информация свидетельствует также о распространении такого явления, как бюрократический рэкет при регистрации уставов и других учредительных документов, создаваемых организацией, лицензировании соответствующей деятельности, оформлении таможенных документов, получении кредитов и т.п. Оперативные данные МВД РФ и ФСБ РФ свидетельствуют о том, что чиновники в органах государственной власти оказывают содействие каждой десятой из восьми тысяч преступных группировок России [18]. Это содействие, в основном, происходит за счет взятки.
Следует также отметить, что развитие общественных отношений в перестроечный период стимулировало не только позитивные процессы в обществе, но и способствовало развитию демагогии и попустительству чиновничьего аппарата в структурах власти. Господствующей тенденцией в оказании воздействия на людей была и остается манипуляция сознанием.
Причина социальной апатии у людей, во многом, определяется не только слабой работой правоохранительных органов и бездеятельностью институтов гражданского общества, но и отсутствием коммуникативных технологий их взаимодействия. По мнению Л.Я. Косалса и Р.В. Рывкиной, правоохранительные органы просто сделались недееспособными, и виновато в этом государство, которое «подмяло» под себя правовые структуры в целях получения неограниченных возможностей в качестве субъекта рыночных отношений [4, с.13-21]. Приведенные эмпирические данные раскрывают всю остроту проблемы борьбы с организованной преступностью, коррупцией, различными видами девиантного поведения и подчеркивают, что устойчивое общественное мнение является своеобразным закладным камнем не только развития гражданского общества, но и комплексного скоординированного взаимодействия его субъектов в преодолении сложившейся криминальной ситуации в обществе.
Достигается это открытостью и публичностью в работе, формированием системы общественного доверия и поддержки граждан, взаимодействием и сотрудничеством с государственными и муниципальными органами управления, общественными объединениями, организациями и гражданами.
Незавершенность институционализации ощущается людьми как беспорядок и проявляется, в частности, в уровне социального доверия как важнейшей характеристики институциональной среды. Так, органам внутренних дел (полиции), в основном, доверяют только 23,1%, граждан и, в основном, не доверяют - 59,0% при 17,9% - не определивших свою позицию [8, с.56]. Причиной подобных социальных оценок, видимо, может быть то, что нарушение сложившегося социального порядка стало одной из причин криминализации общественных отношений [9, с.195]. По экспертным оценкам ряда социологов, психологов и политологов, процесс нарастания
отчуждения населения от происходящих в стране экономической реформы и событий, связанных с ней, может привести не только к стагнации государственного управления, но и, в конечном счете, к утрате жизнеспособности государства. Законодательное оформление процессов взаимодействия полиции и институтов гражданского общества, но без определения соответствующего социального механизма, не только создает своеобразную антикультурную среду, подрывающую, с одной стороны, социальный порядок, а с другой, создает иллюзию радикальности предпринимаемых государством мер. Социальный механизм взаимодействия, если взять за основу положения О. Больного и Э. Мунье, есть ни что иное, как общественный договор, в основе которого заложен контакт, участники которого связаны и ограничены в своих действиях обоюдными обязательствами.
Социальная практика показывает, что в современном гражданском обществе, в противоположность традиционному, складываются все необходимые экономические, политические, культурные и духовные условия для развития и саморазвития многочисленных, неоднородных, но равноправных субъектов гражданского общества. Внутренняя устойчивость и развитие гражданского общества достигаются, прежде всего, балансом интересов и влиянием самих социальных субъектов этого общества. Гражданское общество необходимо им потому, что обеспечивает условия их собственного развития. Они же необходимы гражданскому обществу потому, что политическая развитость и экономическая самостоятельность, стабильность его субъектов обеспечивает нормальное функционирование и прогресс этого общества.
Для России данная проблема приобретает особую актуальность и остроту. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в российском обществе, по существу, только начался процесс создания нового демократического государства и становления институтов гражданского общества.
Литература:
1.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.- М.: Медиум, 1995, - С.153.
2.Волженкин Б.В. «Коррупция». Серия «Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе». - СПб.: 1998, - С. 44.
З.Заславская Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества // Социологические исследования. 2001. № 8. - С.4.
4.Косалс Л.Я., Рывкина Р.В. Становление институтов теневой экономики в постсоветской России// Социс: Соц. исслед. - М.: 2002.- №4, -С.13-21.
5.Лунев В.В. Организованная преступность в России: осознание, истоки, тенденции// Государство и право. 1996. № 4.
6.О патриотизме и гражданственности. Учебное пособие/ Под ред. А.А. Козлова. - СПб.: Элексис Принт, 2005, - С.65-66.
7.Патрушев С.В., Хлопин А.Д. Социокультурный раскол и проблемы политической трансформации России. - М.: 2007.
8.Потемкин В.К. Государственная служба: социальные оценки и механизм модернизации.- СПб.:Изд-во: «Инфо-да», 2011. - С. 56.
9.Потемкин В.К., Копейкин Г.К., Оленев Р.Г. Социальная криминология: диагностика и правоприменительные инициативы.-СПб,: РАЕН, Секция: Экономика и социология, Санкт-Петербургское отделение, 2005,- С. 195.
10.Потемкин В.К., Михайлов С.Г. Молодежь. Общественная среда. Православие. - СПб.:Изд-во «Инфо-да», 2011. - С.30.
11.Пригожин А.И. Сущность переходных процессов. В кн.: Социология перестройки / Отв.ред. В.А. Ядов - М.: Наука, 1990, С. 103.
12.Пристанская О.В. Что такое организованная преступность: прошлое и современность. - М.: Юрид. Лит. 1989.
13.Противодействие коррупции в России: проблемы и перспективы. Материалы межвузовской научно-практической конференции.-СПб.: ЦПП ФНС РФ, 2010. - С. 78.
14.Рывкина Р.В. Драма перемен: Экономическая социология переходной России. - М.: Изд-во Дело, 2001,- С.35-36.
15.Социальная политика и социальные реформы глазами россиян. -М.:Институт социологии РАН, 2007, - С.40
16.Социальное неравенство в социологическом измерении. Аналитический доклад ИС РАН. - М.: 2006.
17.ТощенкоЖ.Т. Состояние и противоречия общественного сознания к концу 1988 года. В кн.: Социология перестройки / Отв.ред. В.А. Ядов - М.: Наука, 1990, - С.86.
18.http://www.rau.su/observer/N0499/403.HTM
Literature
1 . Berger P., Lukman T. social designing of reality. - M.: Medium, 1995, -Р. 153.
2 . Volzhenkin B. V. "Corruption". "Modern Standards in Criminal Law and Criminal Trial" series. - SPb. : 1998, - Р. 44.
3 . Zaslavskaya T.I. Sotsiostrukturny aspect of transformation of the Russian society//Sociological researches. 2001 . No. 8.- P. 4.
4 . Косалс L.YA., Ryvkin R. V. Formation of institutes of shadow economy in Post-Soviet Russia//Sotsis: Social. исслед. - M.: 2002 . - No. 4, - Р.13-21.
5 . Lunev V. V. Organized crime in Russia: understanding, sources, tendencies//State and right. 1996. No. 4.
6 . About patriotism and civic consciousness. Educational grant / Under the editorship of A.A. Kozlov. - SPb. : Eleksis Print, 2005, - Р. 65-66.
7. Patrushev S. V., Hlopin A.D. Sociocultural split and problems ofpolitical transformation of Russia. - M.: 2007.
8 . Potemkin V. K. Public service: social estimates and modernization mechanism. - SPb.:izd-in: "Info da", 2011. - Р. 56.
9 . Potemkin V. K. Kopeykin G. K. Olenev R. G. Social criminology: diagnostics and law-enforcement initiatives. - SPb: Russian Academy of Natural Sciences, Section: Economy and sociology, St. Petersburg office, 2005, - Р. 195.
10 . Potemkin V. K. Mikhaylov S.G. Molodezh. Public environment. Orthodoxy. - SPb.:izd-in "Info da", 2011. - P. 30.
11 . Prigozhin A.I. Sushchnost of transients. In book: Sociology reorganization / Otv.Red. V.A. Yadov - M.: Science, 1990, P. 103.
12 . Pristansky O. V. Chto such organized crime: past and present. - M.: Yurid. Litas. 1989.
13 . Corruption counteraction in Russia: problems and prospects. Materials of interuniversity scientific and practical conference. - SPb. : TsPP FTS Russian Federation, 2010. - P. 78.
14 . Ryvkina R. V. Drama of changes: Economic sociology of transitional Russia. - M.: The publishing house Put, 2001, - P. 35-36.
15 . Social policy and social reforms by eyes of Russians. - M.:institut of sociology of the Russian Academy of Sciences, 2007, - P. 40
16 . Social inequality in sociological measurement. Analytical report of IS Russian Academy of Sciences. - M.: 2006.
17 . Toshchenko Zh.T. Sostoyaniye and contradictions of public consciousness by the end of 1988. In book: Sociology reorganization / Otv.Red. V.A. Yadov - M.: Science, 1990, - P. 86.
18.http://www.rau.su/observer/N0499/403.HTM