УДК 340
Совершенный Олег Викторович
кандидат социологических наук, доцент кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин Ессентукского института управления, бизнеса и права. г. Ессентуки [email protected]
Скворцов Дмитрий Владиславович
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права Ессентукского института управления, бизнеса и права. г. Ессентуки [email protected]
Мацнев Александр Александрович
соискатель кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин Ессентукского института управления, бизнеса и права г. Ессентуки [email protected]
Региональная власть
В СТРАТИФИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Oleg V. Sovershennyi
candidate of sociological Sciences, associate professor. Department of all-humanitarian and natural-science disciplines,
Essentuki Institute of Management,
Business and Law Milena [email protected]
Dmitrii V. Skvortsov
candidate of legal Sciences, associate professor of civil law.
Essentuki Institute of Management,
Business and Law [email protected]
Aleksandr A. Matsnev
applicant. Department of all-humanitarian and natural-science disciplines,
Essentuki Institute of Management,
Business and Law [email protected]
Regional power
IN THE SYSTEM OF STRATIFICATION OF THE RUSSIAN SOCIETY
Аннотация. В статье автором указывается, что стратификационная система российского общества начала XXI в. испытывает существенные изменения. Основная причина происходящих социальных процессов непосредственно связана с интеграцией российского социума в глобальное информационное общество. Несмотря на то, что данный процесс идет неравномерно в нашей стране, имеются очевидные индикаторы необратимости социальных изменений. Особенно хорошо заметна данная тенденция на примере мегаполисов, крупных городов.
Ключевые слова: правовая культура, социум, трансформация, общество.
Annotation. In the article the author states that the stratification system of the Russian society in the early twenty-first century is experiencing significant changes. The main cause of ongoing social processes is directly related to the integration of Russian society into the global information society. Despite the fact that this process is uneven in our country, there are obvious indicators of irreversibility of social change. This trend is particularly noticeable on the example of Metropolitan cities.
Keywords: legal culture, society, transformation, society.
Планирование норм и ожиданий в сфере властных отношений структурно масштабируется в более широкие процессы планирования перспектив общества в целом. Во многих странах этим занимаются разные ведомства, а также участвуют другие структуры (местные власти, фонды, экономисты, гражданское общество и др.). Очевидно, что новый подход к созданию перспективно ориентированных структур власти должен принимать во внимание те сдвиги в понимании общества и вариантов его разнообразия, которые произошли в последние годы. Это -не статичные, рядоположенные феномены, идеально совпадающие с границами национальных государств, но эволюционирующие процессы,
обладающие способностью к регенерации, к инициированию имплицитного или эксплицитного диалога. Как феномены масштабных процессов развития, вопросы власти и политики вошли в концепцию устойчивого развития, а правовое измерение, как критерий социализации, признаётся жизненно важным для осуществления индивидом и группой стремлений и надежд.
Развитие социальных процессов на основе содержания институтов не исключает применения властно-распорядительных способов воздействия на общество. Администрации всех уровней социальной структуры признают наличие конкурентной среды и традиционно ориентированы к
116
силовому регулированию всех сфер жизни общества. Однако такая динамика ведёт к развитию противоречий.
Для подтверждения рационального представительства власти в социальной структуре современного общества, динамика развития механизмов руководства включает в себя различные уровни планирования и управления, организацию социального воспроизводства, развитие всех сторон хозяйственной жизни. Однако, стремление к достижению максимального эффекта при реализации властных отношений в структурообразующих признаках общества всегда реализуется не полностью. Планы и программы развития не могут учесть различные объективно возникающие обстоятельства и субъективные факторы, существенно корректирующие, а часто и деформирующие привычные социальные институты и сопровождающие их процессы. Процессы поиска новых путей развития ведут к невосполнимым потерям, обусловленным организационными, идеологическими, экономическими деформациями реформируемого социума. Такими примерами богата отечественная история. Научный анализ социальных процессов в контексте проблемы правоотношений для макро-социума востребован как сценарное пространство изучения разумных и обоснованных предложений, имеющих признаки разумной перспективной практической реализации. Таким образом, обращение к сопоставлению реальности права и власти в социологии приобретает статус как комплексная аргументация развития в динамике анализа, обобщения опыта, внесения новаций и оформления предпосылок перспективной концепции властных отношений в структурообразующих признаках.
Необходимо подчеркнуть, что соответствующие признаки - это уникальная и узнаваемая система научных определений и социальных предпочтений, включающих в себя присущие конкретному обществу и его институтам характеристики, внутренние взаимосвязи основных и вспомогательных структур, набор ассоциаций, которые в каждой конкретной ситуации присутствуют в индивидуальном, в общественном сознании в виде аргументации соответствующих ценностей. Вот как об этом пишет А.А. Радугин: «Все явления общественной жизни взаимно между собой связаны и всегда выступают в определенной взаимосвязи и единстве. Это единство пронизывают материальные и психические процессы, а целостность общественных явлений находится в процессе постоянных изменений, принимая различные формы» [1].
В современном постиндустриальном обществе стандарты, в основе которых лежат новые знания, часто называют концептуальными, или научными; «это предложение новых научных понятий, идеализированных объектов, теорий, законов, объектов исследования» [2]. Как уже отмечалось ранее, российское общество находится в стадии перехода от позднего индустриального к постиндустриальному этапу своего развития.
В современных российских условиях большое значение приобретает проблема местного само-
управления. Стоит отметить, что в системах организации и реализации публичной власти местное самоуправление рассматривается как уровень власти, максимально приближенный к населению. При этом, модификации социальных процессов в контексте проблемы развития для современного города ориентированы к выделению инструментария системного анализа, описанию структурных компонентов организаций власти и её структурообразующих признаков. В частности, особый интерес представляет контекстное пространство современного города, так как, по нашему мнению, именно городские поселения, малые и большие города традиционно реализуют функцию концентрации власти и являются средоточием её уполномоченных деятелей.
В региональных, прежде всего урбанистических построениях, в формате социологического анализа общественных процессов в контексте институциональной проблемы, мы предлагаем к реализации умеренный акцент на оптимизацию взаимодействия национально-государственной и региональной схем общества и власти. Именно такой подход, по нашему мнению, является ведущим в разъяснении представительства власти в социальной структуре современного российского общества. Материальной основой развития здесь выступают как успехи, так и проблемы бюджетного федерализма, запросы к распределению и перераспределению ресурсов, стратегии производственного, инвестиционного, научного и технического потенциалов.
Применение основ социологического анализа позволяет установить, что в статусе организационных начал социальной структуры могут выступать не только органы государственного управления, но и присущие социальной, прежде всего - городской среде силы, движения, объединения граждан, оказывающие реальное воздействие на структурообразующие признаки общества. Выбор предпочтений из набора ценностных и моральных ориентаций по своему функциональному потенциалу оказывает реальное воздействие и на сферу правовых регуляторов жизнедеятельности. В условиях социальных процессов для современного города мы выделяем следующие источники правовых ориентаций власти:
- законодательно установленные и закрепленные государственной властью нормы правоотношений для всех уровней коммуникации;
- государственное принуждение как специфический аргумент легитимности структурообразующих признаков;
- развитие и профессиональная подготовка для представителей уполномоченных органов власти;
- возложение дополнительных обязанностей по критериям расширения представительства власти в структурах современного общества;
- определение, выявление, учёт, предупреждение отрицательных последствий представительства официальной власти в общественных структурах;
117
- выработка новых форм реализации санкций правовой нормы для групповых коммуникаций в контексте анализа властных отношений;
- унификация процессуальных норм представительства власти в социальной структуре для больших групп и институтов социализации;
- формирование ситуации прогнозирования и узнавания, в том числе - признания большинством граждан легитимности представительства власти и согласия с её требованиями.
Инфраструктура, расселение, агломерация, природная и техногенная среда современного города задают объективную основу структурных преобразований социума. Социальное содержание процессов, положенных в основу противоречий власти и общества, предполагает оценку таких специфических направлений формирования структурообразующих признаков, как условия и продолжительность жизни, доходы, отдых, здоровье, физическое развитие.
Литература:
1. Радугин А.А. Социология: Курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Радугин. М. : Владос, 2001. С. 105.
2. Баранец Н. Идеология продвижения инноваций / Н. Баранец, Е. Федосеева // Власть. 2012. № 9. С. 89.
Таким образом, структурное распределение и координация элементов общества не только способствует созданию указанных проблем, но и выдвигает условия решения этих проблем. Считаем необходимым подчеркнуть стабилизирующую роль власти в обществе, её способность смягчать процессы перемен и направлять социальную энергию в творческое, конструктивное русло. Как отмечают современные авторы, модернизация в условиях российского общества проходит по деструктивному типу, который характеризуется диспропорциональностью и эклектичностью преобразований. В силу сложившейся ситуации происходит разрушение социальной ткани, препятствующее формированию системы социальных связей, имеющих серьезные социальные перспективы. Для современного общества, на ответственном этапе глубоких трансформаций и в условиях глобальной сложности процессов развития, анализ и обоснование противокризисных манёвров за счёт гибкости общественных структур становится принципиально актуальным.
Literature:
1. Radugin A.A. Sociology : course of lectures / A.A. Radugin, K.A. Radugin М. : Vlados, 2001. P. 105.
2. Baranets N. Ideology of innovation / N. Baranets, E. Fedoseeva // the Power. 2012. № 9. P. 89.
118