Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДНЫХ ДРУЖИН: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДНЫХ ДРУЖИН: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ ДРУЖИНЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТУДЕНЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / ПОЛИЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клеймёнов Евгений Алексеевич

Статья написана с целью определения ключевых направлений расширения участия граждан в деятельности народных дружин на региональном уровне: в Хабаровском крае. Эмпирической базой представленного анализа послужили массовые и экспертные социологические опросы, индивидуальные экспертные интервью. В качестве главного объекта исследования выступило студенческое сообщество региона. Автором установлено, что социальный потенциал студенческого сообщества Хабаровского края по участию в народных дружинах обширен, о чем свидетельствуют стабильно высокий уровень доверия полиции, а также степень готовности молодых людей прийти на помощь людям, чьи права нарушают в общественных местах. Изменение данного потенциала может происходить под воздействием ряда выявленных факторов. К ним относятся способы участия потенциальных членов народных дружин в предупреждении и пресечении противоправного деяния, форма содействия полиции, половая принадлежность опрошенных, специальность (направление подготовки) обучающихся, характер и каналы освещения деятельности сотрудников полиции. Базовым условием увеличения числа желающих вступить в ряды народных дружинников должен стать рост уровня доверия полиции. Залогом такого роста, по мнению опрошенных обучающихся, является повышение эффективности, качества работы сотрудников полиции, достигаемого в том числе за счет развития навыков уважительного, корректного общения с гражданами. В свою очередь, принявшие в исследовании правоохранители указывают, что результативность их деятельности, прежде всего, зависит от степени укомплектованности подразделений органов внутренних дел личным составом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL POTENTIAL OF CITIZENS' PARTICIPATION IN THE ACTIVITIES OF PEOPLE'S TEAMS: REGIONAL ASPECT

The article was written in order to identify the key areas for expanding participation of the citizens in the activities of people's squads at the regional level: in the Khabarovsk territory. Empirical basis of the presented analysis was the mass and expert sociological surveys, individual expert interviews. The student community of the region acted as the main object of the study.The author found that the social potential of the student community of the Khabarovsk territory to participate in the people's squads is extensive, as evidenced by the consistently high level of trust in the police, as well as the degree of willingness of young people to come to the aid of people whose rights are violated in public places. A change in this potential can occur under the infl of a number of identifi factors. These include ways of participation of potential members of the people's squads in the prevention and suppression of an illegal act, the form of assistance to the police, the gender of the respondents, the specialty (fi of training) of students, the nature and channels of coverage of the activities of police offi condition for increasing the number of people wishing to join the ranks of people's squads should be an increase in the level of confi in the police. The key to such growth, according to the students surveyed, is to increase the effi and quality of work of police offi which is achieved, among other things, through the development of skills of respectful, correct communication with citizens. In turn, the law enforcement offi who took part in the study indicate that the effectiveness of their activities, fi of all, depends on the degree of staffi of the departments of the internal affairs bodies with personnel.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДНЫХ ДРУЖИН: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

Научная статья УДК 316.3:351.75

doi:10.22394/1818-4049-2022-99-2-194-209

Социальный потенциал участия граждан в деятельности народных дружин: региональный аспект

Евгений Алексеевич Клеймёнов

Дальневосточный юридический институт МВД России, Хабаровск, Россия, yevgeni-k1@yandex.ru

Аннотация. Статья написана с целью определения ключевых направлений расширения участия граждан в деятельности народных дружин на региональном уровне: в Хабаровском крае. Эмпирической базой представленного анализа послужили массовые и экспертные социологические опросъь, индивидуальные экспертные интервью. В качестве главного объекта исследования выступило студенческое сообщество региона. Автором установлено, что социальный потенциал студенческого сообщества Хабаровского края по участию в народных дружинах обширен, о чем свидетельствуют стабильно высокий уровень доверия полиции, а также степень готовности молодых людей прийти на помощь людям, чьи права нарушают в общественных, местах. Изменение данного потенциала может происходить под воздействием ряда выявленных факторов. К ним относятся способы участия потенциальных членов народных дружин в предупреждении и пресечении противоправного деяния, форма содействия полиции, половая принадлежность опрошенных, специальность (направление подготовки) обучающихся, характер и каналы освещения деятельности сотрудников полиции. Базовым, условием увеличения числа желающих вступить в ряды народных дружинников должен стать рост уровня доверия полиции. Залогом такого роста, по мнению опрошенных обучающихся, является повышение эффективности, качества работы сотрудников полиции, достигаемого в том числе за счет развития навыков уважительного, корректного общения с гражданами. В свою очередь, принявшие в исследовании правоохранители указывают, что результативность их деятельности, прежде всего, зависит от степени укомплектованности подразделений органов внутренних дел личным составом

Ключевые слова: народные дружины, социальный потенциал, студенческое сообщество, полиция

Для цитирования: Клеймёнов Е. А. Социальный потенциал участия граждан в деятельности народных дружин: региональный аспект // Власть и управление на Востоке России. 2022. № 2 (99). С. 194-209. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2022-99-2-194-209

Social Potential of Citizens' Participation in the Activities of People's Teams: Regional Aspect

Evgeniy A. Kleymyonov

The Far-Eastern law institute of the Ministry of Intarnal Affairs of Russia, Khabarovsk, Russia, yevgeni-k1@yandex.ru

Abstract. The article was written in order to identify the key areas for expanding participation of the citizens in the activities of people's squads at the regional level: in the Khabarovsk, territory. Empirical basis of the presented analysis was the mass and expert sociological surveys, individual expert interviews. The student community

of the region acted as the main object of the study.The author found that the social potential of the student community of the Khabarovsk, territory to participate in the people's squads is extensive, as evidenced by the consistently high level of trust in the police, as well as the degree of willingness of young people to come to the aid of people whose rights are violated in public places. A change in this potential can occur under the influence of a number of identified factors. These include ways of participation of potential members of the people's squads in the prevention and suppression of an illegal act, the form of assistance to the police, the gender of the respondents, the specialty (field of training) of students, the nature and channels of coverage of the activities of police officers.Basic condition for increasing the number of people wishing to join the ranks of people's squads should be an increase in the level of confidence in the police. The key to such growth, according to the students surveyed, is to increase the efficiency and quality of work of police officers, which is achieved, among other things, through the development of skills of respectful, correct communication with citizens. In turn, the law enforcement officers who took part in the study indicate that the effectiveness of their activities, first of all, depends on the degree of staffing of the departments of the internal affairs bodies with personnel.

Keywords: people's squads, social potential, student community, police

For citation: Kleymyonov E. A. Social Potential of Citizens' Participation in the Activities of People's Teams: Regional Aspect / / Power and Administration in the East of Russia. 2022. No. 2 (99). Pp. 194-209. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2022-99-2-194-209.

Актуальность исследования

В условиях нормативного закрепления в современной России партнерской модели взаимодействия полиции и общества1, одним из базовых принципов деятельности указанной правоохранительной структуры стал принцип взаимодействия и сотрудничества (статья 10 Закона «О полиции»2). Он предполагает двунаправленную коммуникацию: с одной стороны, органы власти и управления, организации и граждане оказывают содействие полиции в решении возложенных на нее задач, в том числе в деле охраны общественного порядка, с другой - полиция способствует реализации инициатив, исходящих от перечисленных социальных субъектов, по вопросам обеспечения законности и правопорядка.

Механизм содействия полиции гражданами был конкретизирован в 2014 г.3.

Ключевыми формами содействия полиции стали информирование правоохранительных органов о правонарушениях и об угрозах общественному порядку, внештатное сотрудничество с полицией, поиск людей, пропавших без вести, участие в мероприятиях по охране общественного порядка, в том числе в составе объединений правоохранительной направленности, народных дружин.

Результаты возрождения народных дружин в современной России оцениваются исследователями неоднозначно. Одни ученые, как правило, в области юриспруденции, свидетельствуют, что формы совместной деятельности полиции и граждан [Ханин, 2016; Маркина, Сосновская, 2017], в том числе по линии работы народных дружин [Ильченко, 2020; Калинина, 2020; Парамонов, Харин, 2020] сегодня развиваются и по-

1 Полиция и дружина. Статс-секретарь МВД России Игорь Зубов: Готовятся новые законопроекты об участии граждан в охране порядка // Российская газета. 2013.

2 Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

3 Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» // Справочная правовая система «Консультант Плюс» (далее - <Закон об участии граждан в охране общественного порядка»).

казывают достаточно высокий уровень эффективности обеспечения правопорядка. В других научных изысканиях, как правило, основанных на результатах социологических опросов, более критично оцениваются результаты и условия работы народных дружин (далее также - «НД»). К ключевым преградам деятельности народных дружин, выявленным в результате анализа социальных практик, отражающих такую деятельность, относятся невысокая степень информированности населения о деятельности дружин [Вайсбург, 2021], слабая мотивированность граждан на работу в их составе4, формальный характер создания народных дружин, недостаточное желание отдельных сотрудников полиции взаимодействовать с дружинниками [Ходжаева, 2019].

Возникновение и воспроизводство обозначенных сложностей, на наш взгляд, обусловлено, в том числе недооценкой готовности, социального потенциала взаимодействия общества с органами власти и управления, граждан и полиции. Необходимость измерения такого потенциала обоснована доктринально [Половинкин, 2012; Меньшикова, 2019].

В литературе социальный потенциал типично понимается как находящиеся в резерве латентные возможности того или иного объекта, которые способны реализоваться при благоприятно разворачивающихся условиях [Лесина, 2015].

Эмпирическая база исследования

С учетом данного определения и обозначенной гносеологической потребности автором был проведен ряд социологических исследований в Хабаровском крае, направленных на изучение социального потенциала участия граждан в деятельности народных дружин.

Главным объектом исследований вы-

ступили студенты образовательных организаций высшего образования Хабаровского края (далее также - «ВУЗы»)5. Почему именно они? Дело в том, что в рамках интервью представителей научно-педагогического сообщества региона6 по проблемам взаимодействия полиции и общества в крае, студенческая молодежь отмечалась большинством интервьюируемых как наиболее перспективная социальная группа для пополнения рядов народных дружин: «дружинниками должны быть, скорее всего, люди из числа молодёжи, студенты старших курсов. Есть же волонтёрские отряды, студо-тряды», ««студенты, молодежь ... ей нужно самореализоваться», «студенческая молодёжь самая активная, потому что она организованная. С ней проще работать», «встречи по привлечению людей к работе в народных дружинах должны приоритетно проходить в тех организациях, где есть студенты, волонтеры, поскольку они ищут точку применения, возможность проявить себя», «В связи с тем, что крупных промышленных предприятий практически нет, коллективов рабочих нет, а с других структур у нас остаются либо, учащиеся в школе, либо студенты Школьников к этому делу привлекать нельзя. Значит, только студентов». Данный вывод подтверждается исследованиями и других авторов, проведенными в Хабаровском крае [Зубок, Березутский, 2020].

В качестве экспертов нами были также опрошены сотрудники полиции, курирующие деятельность народных дружин в муниципальных образованиях края: в двух городских округах и в шестнадцати муниципальных районах края (п=18, 2021).

Кроме того, в качестве экспертов нами рассматривались и были опрошены на-

4 Аналитический обзор «Волонтеры помогают пострадавшим от пандемии» // Сайт ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/analytic^al-r^e^ineu>s/analrtic^hBskii-obzar^/voloniery-pomogayut-postr^ada^vshim-ot-pandemii.

5 Массовый опрос студентов (апрель-май 2021 года, n = 404) в 9 образовательных организациях высшего образования Хабаровского края по многоступенчатой выборке, репрезентативной по местам обучения студентов (города Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре), полу обучаемых и профилю подготовки студентов (социально-гуманитарный и технический (естественно-научный)).

6 В интервью приняли участие специалисты в области социально-гуманитарного знания (социологи, политологи, правоведы, историки) из числа научно-педагогических работников ВУЗов Хабаровского края (2021, n = 10).

родные дружинники, поскольку они в наибольшей степени погружены в социальные практики, возникающие в работе народных дружин. Нами были опрошены члены народных дружин, функционирующих в краевой столице, г. Комсомольске-на-Амуре, а также в муниципальных районах края (далее также - «дружинники», «народные дружинники») (2021, п = 35).

Анализ результатов исследования

В связи с тем, что деятельность народных дружин нормативно ориентирована, прежде всего, на совместную с органами власти и управления охрану общественного порядка7, в качестве критериев, определяющих потенциал взаимодействия с полицией, нами были определены, во-первых, способность опрошенных прийти на помощь другим людям, в отношении которых совершаются или могут совершаться правонарушения в общественных местах, во-вторых, ориентации обучающихся оказать содействие полиции в реализации, возложенных на неё функций, и в-третьих, готовность вступить в ряды народной дружины.

Характеризуя первый индикатор, следует отметить, что абсолютное большинство респондентов (92,3%) выразили желание прийти на помощь другим людям, в отношении которых совершаются или могут совершаться противоправные действия (насилие, угрозы его применения, хищение или повреждение имущества и т. д.) в общественных местах (на улицах, парках, скверах, подъездах многоквартирных домов).

В основе коллективных установок студентов по защцте интересов других людей лежит прагматическое понимание того, что на месте потерпевшего в следующий раз может оказаться сам опрошенный или его родные и близкие (65,1%). Около половины опрошенных также указали на то, что не могут пройти мимо чуждой беды, поскольку жертвенные навыки поведения приобрели в результате первичной социализации - так воспитаны

(49,1%), при этом каждый третий указал на то, что злу необходимо сопротивляться активно, в этом случае оно может быть остановлено и наказано (32,9%).

Несмотря на то, что практически все респонденты сообщили о том, что не останутся в стороне в случае посягательств на права других граждан, большинство из них не готово лично заступиться за интересы другого человека. Это вполне объяснимо: чем выше вероятность вступления в непосредственный очный контакт с правонарушителями, тем выше вероятность наступления неблагоприятных последствий для самого пресекающего лица (табл. 1).

В связи с этим опрошенные студенты приоритетно предпочитают привлечь третьих лиц (правоохранителей, прохожих, друзей, знакомых) к пресечению противоправного деяния (табл. 1).

Причем, к таким, более безопасным, формам защиты прав других граждан закономерно более склонны опрошенные женского пола. Напротив, физически воспрепятствовать противоправным деяниям нацелены, прежде всего, студенты-мужчины. Вместе с тем последние в меньшей степени ориентированы на контакты со стражами правопорядка, равно как и на реализацию иных форм правозащитной деятельности (табл. 2), что во многом соответствует ранее выявленным проявлениям социальной активности молодежи в распределении по полу [Зубок, Березутский, 2020].

Примерно такое же распределение по полу фиксируется и в ответах на вопрос о формах, в рамках которых студенты готовы прийти на помощь сотрудникам полиции в решении, стоящих перед ними задач: за исключением содействия в задержании правонарушителя, сопряженного, как правило, с применением физической силы, более высокую готовность помогать полиции показывают студенты женского пола. При этом любопытно, что повышенный уровень потенциальной вовлеченности студентов-девущек в содей-

7 Народная дружина - основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (статья 2 Закона об участии граждан в охране общественного порядка).

ствие полиции проявляется не только по линии относительно пассивных форм такого содействия (участие в процессуальных действиях в качестве понятого, сви-

детеля), но и по направлениям активной помощи стражам правопорядка (поиск лиц, пропавших без вести, охрана общественного порядка) (табл. 3).

Таблица 1

Результаты ответов опрошенных студентов на вопрос: «Если Вы готовы прийти на помощь другим людям, в отношении которых совершаются или могут совершаться противоправные действия (насилие, угрозы его применения, хищение или повреждение имущества и т. д.) в общественных местах (на улицах, парках, скверах, подъездах многоквартирных домов), то в какой форме Вы, как правило, готовы были бы это сделать?» (в %)

Вариант ответа %

1. Сообщить по телефону о возникшей ситуации в правоохранительные органы, в «службу спасения» (112) 58,2

2. Обратиться за помощью к находящимся рядом другим гражданам, привлечь их внимание к возникшей ситуации 44,6

3. Лично вмешаться в ситуацию и при помощи устного замечания, окриков, жестов воспрепятствовать противоправным деяниям или предупредить их 43,3

4. Лично вмешаться в ситуацию и, если необходимо, физически воспрепятствовать противоправным деяниям или предупредить их 35,1

5. При помощи средств фото- и видеофиксации (мобильного телефона, фотоаппарата) заснять происходящую ситуацию для дальнейшего доказательства характера и степени опасности совершаемого деяния 33,7

6. Сообщить друзьям, знакомым и попросить их о помощи 7,4

Источник.: результаты социологических опросов, проведенных автором.

Таблица 2

Распределение форм помощи опрошенных студентов другим людям, в отношении которых совершаются или могут совершаться противоправные действия в общественных местах, по полу (в %)

Вариант ответа пол

мужской женский

1. Лично вмешаться в ситуацию и, если необходимо, физически воспрепятствовать противоправным деяниям или предупредить их 52,3 18,8

2. Сообщить по телефону о возникшей ситуации в правоохранительные органы, в «службу спасения» (112) 46,2 69,6

3. Лично вмешаться в ситуацию и при помощи устного замечания, окриков, жестов воспрепятствовать противоправным деяниям или предупредить их 43,7 43,0

4. Обратиться за помощью к находящимся рядом другим гражданам привлечь их внимание к возникшей ситуации 33,5 55,1

5. При помощи средств фото- и видеофиксации зафиксировать происходящую ситуацию для дальнейшего доказательства характера и степени опасности совершаемого деяния 28,9 38,2

6. Сообщить друзьям, знакомым и попросить их о помощи 6,6 8,2

Источник.: результаты социологических опросов, проведенных автором.

Таблица 3

Распределение по полу ответов на вопрос: «В каких формах содействия полиции Вы бы могли принять участие, если бы к Вам за помощью обратился сотрудник полиции?

(в % от числа опрошенных соответствующей категории)

Вариант ответа пол всего

мужской женский

1. Участие в качестве свидетеля в установлении обстоятельств правонарушения 40,6 53,1 47,0

2. Участие в качестве свидетеля в опознании правонарушителя 34,5 48,8 41,8

3. Поиск людей, пропавших без вести 31,5 48,8 40,3

4. Оказание первой помощи гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью. 31,5 34,8 33,2

5. Участие в процессуальных действиях в качестве понятого 26,9 35,7 31,4

6. Содействие в задержании правонарушителя 33,5 25,6 29,5

7. Информирование сотрудников правоохранительных органов о правонарушениях и об угрозах общественному порядку 20,3 24,6 22,5

8. Участие в распространении правовых знаний, разъяснении норм поведения в общественных местах (проведение просветительских бесед в образовательных организациях, участие в акциях, флешмобах по гражданскому воспитанию и т. д.) 11,7 20,8 16,3

9. Внештатное сотрудничество с полицией на постоянной основе 16,8 13,5 15,1

10. Участие в мероприятиях по охране общественного порядка (патрулирование улиц, проведение профилактических бесед с гражданами и т. д.) 10,2 15,0 12,6

11. Охрана места происшествия, в том числе обеспечение сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения 13,2 7,7 10,4

12. Участие в работе совещательных органов по вопросам охраны общественного порядка, создаваемых в правоохранительных органах 8,1 9,7 8,9

13. Ни в каких формах - в чем-либо помогать полиции желания нет 8,1 3,4 5,7

Источник: результаты социологических опросов, проведенных автором.

Несмотря на это в целом студенческая молодежь региона, как видим, ориентирована, главным образом, на условно пассивные формы работы с полицией: участие в процессуальных действиях в качестве свидетеля, понятого. Центральное направление деятельности народных дружин, охрана общественного порядка, не находит значимой поддержки в кол-

лективных установках опрошенных. Не вызывают энтузиазма и другие активные формы содействия полиции: распространение правовых знаний, внештатное сотрудничество с полицией.

Наиболее востребованным среди таких форм выступает поиск людей, пропавших без вести. В этом помочь полиции готовы 40,3% опрошенных респондентов.

Если говорить предметно о готовности участия студенческого сообщества края в деятельности народных дружин, то необходимо отметить, что коллективное сознание студентов в этом плане немонолитно (табл. 4).

Как видим, относительное большинство опрошенных (49,5%), несмотря на то, что признают важность существования народных дружин в регионе (48,3%), вероятнее всего, откажутся от участия в работе дружин. Вместе с тем каждый десятый выразил желание работать в народных дружинах безвозмездно для выполнения всех задач, стоящих перед данными объединениями правоохранительной направленности, столько же сообщили о готовности работать в составе

народных дружин в целях поиска людей, пропавших без вести, а каждый восьмой изъявил желание вступить в ряды дружинников для разрешения конкретной ситуации, требующей вмешательства граждан, общественности.

При этом интересно, что среди тех, кто доверяет полиции, откажется от участия в работе НД 8,1% опрошенных, тогда как среди тех, кто не доверяет полиции - в относительном выражении в три раза больше: 23,0%. Данное замечание позволяет заключить, что доверие полиции в значительной степени предопределяет вероятность вступления представителей студенческого сообщества в НД.

Распределение тех, кто доверяет полиции по полу, показало, что с большим

Таблица4

Результаты ответов опрошенных студентов на вопрос: «Если бы Вам предложили участвовать в деятельности народной дружины, то, как бы Вы, скорее всего, отреагировали на такое предложение?» (в %%)*

вариант ответа %

1. Ни при каких обстоятельствах не принял бы участия в деятельности народной дружины 13,4

2. Скорее всего, отказался от участия в деятельности народной дружины 36,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Вступил бы в народную дружину безусловно - без дополнительных вознаграждений для выполнения всех задач, стоящих перед дружинниками, в том числе функции по охране общественного порядка (патрулирование улиц, участие в процессуальных действиях в качестве понятого и т. д.) 10,4

4. Вступил бы в народную дружину безвозмездно - для выполнения функции по поиску людей, пропавших без вести 11,1

5. Вступил бы в народную дружину безвозмездно - для выполнения функции по пропаганде правовых знаний, разъяснения вопросов безопасности (личной, противопожарной и др.), проведения воспитательных бесед 6,2

6. Принял бы участие в деятельности народной дружины, но не на постоянной основе, а для разрешения конкретной проблемной ситуации, требующей вмешательства простых людей, общественности 15,8

7. Вступил бы в народную дружину при условии наличия определенных вознаграждений, льгот, гарантий, компенсаций 7,4

8. Принял бы участие в работе народной дружины при наличии большего количества свободного времени 13,1

9. Вступил бы в народную дружину, если бы знал о том, что дружины реально кому-то помогают, делают жизнь сограждан более безопасной (кого-то нашли, спасли, задержали и т.д.) 8,9

10. Вступил бы в народную дружину, если бы у дружинников были реальные полномочия по пресечению и предотвращению правонарушений - если бы дружинники гарантированно защищались в правовом отношении 9,7

* Сумма ответов превышает 100%, поскольку по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов ответа.

Источник: результаты социологических опросов, проведенных автором.

доверием к правоохранителям относятся девушки (рис. 1), а значит, последние в большей степени готовы к сотрудничеству с полицейскими. Данный вывод подтверждается и другими эмпирическими изысканиями8 [Потапов, 2013].

С учетом данного обстоятельства, принимая во внимание, что народным дружинникам при участии в охране общественного порядка по общему правилу запрещается применять физическую силу для пресечения правонарушений9, а их деятельность осуществляется в неразрывном взаимодействии с ОВД, ре-крутация кадров для народных дружин среди девушек в студенческом сообществе в количественном отношении представляется более перспективной.

Если говорить о распределении студенческого сообщества по специальностям (направлениям подготовки), то исследование показало, что в наибольшей степени склонны к солидарности с правоохранителями обучающиеся гуманитарного профиля, в меньшей степени - студенты технических специальностей. Связано это, на наш взгляд, не с более высоким уровнем гражданского правосознания гуманитариев, заданным обществоведческим уклоном их подготовки, а с соотношением полов по гуманитарным и техническим специальностям. Общеизвестно,

что студенты женского пола преимущественно обучаются по специальностям гуманитарного цикла, а студенты-мужчины в численном выражении доминируют при обучении по техническим специальностям. Из этого следует, что набор волонтеров для работы в народных дружинах, как нам представляется, должен осуществляться, прежде всего, на факультетах образовательных организаций социально-гуманитарного профиля просто потому, что там обучается больше студентов женского пола, которые, как показывают вышепредставленные данные, более ориентированы на сотрудничество с правоохранительными органами.

Обозначенное соотношение полов при обучении по гуманитарным и техническим специальностям (направлениям подготовки) подтверждается и параметрами квотной выборки проведенного опроса, рассчитанными в соответствии со статистическими данными, представленными Минобрнауки Хабаровского края: среди гуманитариев 33,1%

- студенты-мужчины, 66,9% - студенты-девушки, напротив, среди обучающихся по техническим специальностям 71,4%

- студенты-мужчины, 28,6% - студенты-женщины.

С учетом перечисленного закономерно выглядит распределение ответов опро-

Рис. 1. Распределение уровня доверия полиции по полу в студенческом

сообществе региона

8 Российский полицейский - 2021 (массив данных) / / Сайт ВЦИОМ. URL: https://-wciom.ru/ analytical-rewews/analitichßsMi-obzor/rossüskii-policeiskii-2021.

9 Закон об участии граждан в охране общественного порядка (часть7 статьи 19).

шенных по специальностям о формах сотрудничества с полицией: о готовности к такому сотрудничеству сообщают, прежде всего, студенты гуманитарных направлений подготовки (табл. 5).

При наложении данных таблицы 3, разграниченных по мужскому и женско-

му полу, со сведениями, полученными из таблицы 5, распределенными соответственно по техническому и гуманитарному профилям обучения, обнаруживается их примерное тождество, что еще раз свидетельствует о правомерности вывода о преимущественном поиске участников

Вариант ответа профиль обучения

технический гуманитарный

1. Участие в качестве свидетеля в установлении обстоятельств правонарушения 41,0 51,5

2. Участие в качестве свидетеля в опознании правонарушителя 32,9 48,1

3. Поиск людей, пропавших без вести 32,3 45,6

4. Оказание первой помощи гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью 29,8 34,7

5. Участие в процессуальных действиях в качестве понятого 26,9 34,7

6. Содействие в задержании правонарушителя 23,0 33,9

7. Информирование сотрудников правоохранительных органов о правонарушениях и об угрозах общественному порядку 18,6 25,5

8. Участие в распространении правовых знаний, разъяснении норм поведения в общественных местах (проведение просветительских бесед в образовательных организациях, участие в акциях, флешмобах по гражданскому воспитанию и т. д.) 14,9 17, 6

9. Внештатное сотрудничество с полицией на постоянной основе 13,0 16,3

10. Участие в мероприятиях по охране общественного порядка (патрулирование улиц, проведение профилактических бесед с гражданами и т. д.) 6,8 16,3

11. Охрана места происшествия, в том числе обеспечение сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения 9,9 10,5

12. Участие в работе совещательных органов по вопросам охраны общественного порядка, создаваемых в правоохранительных органах 9,3 8,8

13. Ни в каких формах - в чем-либо помогать полиции желания нет 8,7 3,8

Таблица 5

Распределение по специальностям, направлениям подготовки ответов на вопрос: «В каких формах содействия полиции Вы бы могли принять участие, если бы к Вам за помощью обратился сотрудник полиции?

(в % от числа опрошенных соответствующей категории)

Источник: результаты социологического опроса, проведенного автором.

народных дружин среди гуманитариев.

Если говорить о мероприятиях, способных расширить потенциал взаимодействия полиции и студенческого сообщества, пробудить его к содействию полиции, то приоритетным направлением в этом отношении должны стать усилия по увеличению уровня доверия полиции.

Основанием для такого утверждения являются не только обширные теоретические построения [Лысенко, 2005; Тита-ренко, 2015; Звонкина, 2016], но и прикладные социологические исследования [Ильченко, 2016; Юдина и др., 2016], в том числе и опросы, проведенные автором. Так, по мнению большинства опрошенных дружинников (51,4%), студентов (65,1%) и половины сотрудников-экспертов (50,0%) расположить граждан к содействию полиции, можно, прежде всего, за счет повышения уровня доверия к ней (65,1%). Во-вторую очередь, необходимо решить вопросы процедурно-правового характера: обеспечить правовую и личную безопасность лица, содействующего полиции, а также сделать механизм оформления содействия, помощи полиции более простым - менее бюрократизированным. Об этом сообщили соответственно 42,8% и 38,1% опрошенных студентов.

Кроме того, студенты считают, что серьезное значение будут иметь масштабные просветительские и воспитательные мероприятия, ориентированные на повышение общего уровня нравственности в стране, формирование уважительного, неравнодушного отношения граждан друг к другу, моделей порядочного поведения (35,6%), а также внедрение в массовое сознание идеи о том, что безопасность другого человека (обывателя, соседа) является залогом личной безопасности гражданина, потенциально содействующего полиции (27,2%).

Как было показано выше (рис. 1), уровень доверия полиции достаточно высок не только в коллективном сознании женской половины студенческого сообще-

ства края, но и в целом в студенческой среде региона: каждый второй доверяет полиции, при том, что каждый третий не доверяет. Данные показатели отражают общероссийское восприятие полиции: согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в 2021 году, доверяют сотрудникам полиции своего региона 57% опрошенных россиян, не доверяют - 35%.10

При этом уровень доверия полиции в студенческом сообществе, несмотря на трансформации социально-политического пространства региона в последние годы [Демьяненко, Клиценко, 2022; Бляхер, Ковалевский, 2020], является стабильно достаточно высоким. О таком постоянстве говорят данные о динамике уровня доверия полиции в коллективном сознании опрошенных в последние год-два: у 53% респондентов отношение к правоохранителям не претерпело изменений, 14% опрошенных сообщили о росте доверия, примерно столько же (17%) - о его сокращении.

Вместе с тем ситуация, когда треть опрошенных не доверяет полиции, сложно назвать идеальной. В связи с этим важно наметить пути повышения доверия к полиции. Последние усматриваются в причинах доверия / недоверия полиции.

Большинство опрошенных из числа тех, кто доверяет полиции сообщили, что их доверительные установки в отношении полиции обусловлены пониманием того, что полиция - правоохранительный орган, который стоит на страже закона и правопорядка в нашей стране (56,2%), а также массовыми представлениями о том, что в случае совершения противоправных действий в нашем обществе принято обращаться, прежде всего, в полицию (60,5%).

Неслучайно в связи с этим оценки эффективности деятельности полиции студенческим сообществом в сопоставлении с результативностью деятельности других правоохранительных органов выглядят достаточно высоко (табл. 6), уступая традиционным лидерам рейтингов тако-

10 Российский полицейский - 2021 (Результаты инициативного всероссийского опроса «ВЦИОМ-Спутник», 29 октября 2021 г., опрошены 1600россиян в возрасте от 18 лет). URL: https://wciom. ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossüskii-policeiskii-2021

го рода: суду и прокуратуре11.

Вместе с тем доверие, основанное на сведениях об эффективной работе полиции, транслирует меньшее число опрошенных. Так, о том, что сотрудники полиции помогали в защите, восстановлении, реализации прав опрошенных сообщили 11,4% от общего количества тех, кто выразил доверие полиции, об аналогичной помощи в восстановлении прав друзей, знакомых родственников указали 14,8% доверяющих полиции, слышали в СМИ, сети «Интернет» о том, что сотрудники полиции помогали людям 16,2% участников опроса, обозначивших доверие полиции.

В то же самое время, убежденность в недостаточной эффективности работы полиции, выраженной, в том числе в продолжительном ожидании разрешения проблем граждан, является одним из ключевых оснований, подпитывающих недоверие полиции. Об этом сообщили 72,9% опрошенных от числа не доверяющих полиции.

Исходя из изложенного, можем заключить, что повышение результативности работы полиции, а также мер по освещению такой работы, являются базовыми условиями формирования доверительного отношения к ней, а, значит, расширения социального потенциала содействия полиции, в том числе по линии участия в деятельности народных дружин.

Справедливость данного вывода в части доминантного повышения эффективности деятельности полиции в решении поставленных перед ней задач следует и из результатов ответов опрошенных студентов на прямой вопрос о способах повышения доверия населения (табл. 7).

Представленные данные показывают, что закономерно эффективность деятельности полиции населением в лице опрошенных студентов оценивается, прежде всего, по внешнему контуру - по линии взаимодействия с гражданами: через своевременность исполнения обязанностей сотрудниками, а также корректность и

Таблица 6

Оценки эффективности обращения граждан в различные правоохранительные органы с целью защиты своих прав и прав других лиц, потерпевших от противоправных посягательств в

общественных местах (в %)

Правоохранительный орган Эффективно Неэффективно Коэффициент эффективности*

1. Суд 68,9 27,7 41,2

2. Прокуратура 67,6 28,9 38,7

3. Следственный комитет России 63,6 32,9 30,7

4. Полиция 62,4 34,2 28,2

5. Росгвардия 47,1 49,5 -2,4

6. Уполномоченные (по правам человека, ребенка, предпринимателей) 57,7 38,9 18,8

7. Правозащитные общественные организации 53,2 43,3 9,9

8. Народные дружины 39,9 56,7 -16,8

* Рассчитывается как разница между теми, кто полагает, что обращение в соответствующий правоохранительный орган, является эффективной и теми, кто полагает обратное

Источник: результаты социологических опросов, проведенных автором

11 Гражданские права и свободы («ФОМнибус» - опрос граждан России от 18 лет и старше. 10 июня 2018 г. 53 региона России, 104 населенных пункта, 1500 респондентов. Статпогрешность не превышает 3,6%. URL: https://fom.ru/TSennosti/14053; Байков Н.М., Березутский Ю. В., Сидорова Н.П., Шишватова Ю. А. Доклад о состоянии и развитии гражданского общества в Хабаровском крае. 2018 год // [Электронный ресурс], сайт Общественной палаты Хабаровского края. URL:http://opkhv.ru/ files/files/2019/12e6ce46fc26c975de36.pdf.

Таблица 7

Результаты ответов студентов и экспертов-сотрудников на вопрос: «На Ваш взгляд, за счет каких мер можно повысить уровень доверия граждан к

полиции?» (в %)

Вариант ответа студенты эксперты-сотрудники

1. Обеспечение более корректного и уважительного отношения сотрудников к гражданам 61,6 11,1

2. Улучшение морально-нравственных качеств сотрудников полиции 49,5 22,2

3. Повышение качества работы полицейских, обеспечение своевременного исполнения обязанностей 61,6 22,2

4. Увеличение численности подразделений полиции, достижение их полного укомплектования 16,3 77,8

5. Усиление контроля за деятельностью сотрудников полиции 45,8 0,0

6. Ужесточение наказаний за совершение правонарушений полицейскими 39,6 5,8

7. Формирование благоприятного образа полиции путем использования средств массовой информации, сети «Интернет», кинематографа 18,3 38,9

8. Совершенствование профессиональной подготовки и кадрового отбора сотрудников полиции 36,9 44,4

9. Улучшение уровня социальных гарантий сотрудников полиции для повышения престижа их службы (повышение денежного содержания, их социальной защищенности) 18,1 38,9

10. Повышение уровня культуры общения сотрудников полиции, уровня их коммуникативных навыков 35,9 16,7

11. Преодоление коррупции в полиции 46,0 16,7

12. Улучшение социально-экономической ситуации в стране и крае 28,0 38,9

13. Улучшение материально-технического обеспечения подразделений полиции 14,9 55,6

Источник: результаты социологических опросов, проведенных автором.

уважительность общения с населением.

В то же время, как следует из таблицы, эксперты из числа сотрудников полиции, понимая, что повышение эффективности их работы полиции как цели без внутриведомственных изменений как средства, маловероятно, настаивают на приоритетной реализации последних. К таким внутрисистемным преобразованиям большинство опрошенных относят увеличение численности подразделений полиции, достижение их полного укомплектования (77,8%), а также улучшение материально-технического обеспечения

подразделений полиции (55,6%).

Как нам представляется, улучшение ситуации посредством совершенствования работы полиции (обозначенными внутриструктурными изменениями) и повышение качества работы полиции не будут достаточными, если не будут обеспечены соответствующей информационной поддержкой. Данный тезис находит свое научное подкрепление в социально-гуманитарных исследованиях [Боровикова, Боровиков, 2018; Богданова, 2021].

Исходя из этого, особо значимым ста-

новится понимание того, какие каналы освещения деятельности полиции должны стать основными. Исследование показало, что наиболее пристальное внимание в целях расщирения потенциала участия студенческой молодежи в содействии полиции следует уделить социальным сетям в сети «Интернет» - именно этот источник информации является для большинства опрошенных студентов (67,8%) главным ресурсом, из которого они черпают информацию о деятельности ОВД. Во-вторую очередь, должны быть отлажены новостные ленты в сети «Интернет», а также информационные потоки на телевидении. О востребованности данных средств массового информирования о работе полиции сообщили по 45% опрошенных студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Исследование позволило прийти к ряду практически значимых выводов, реализация которых позволит скорректировать агитационно-просветительскую работу по набору новых членов народных дружин, расставить правильные акценты в освещении работы полиции, обосновании необходимости содействия ей, в том числе в рамках участия в работе народных дружин.

Социальный потенциал студенческого сообщества Хабаровского края по участию в народных дружинах обширен, о чем свидетельствуют стабильно высокий уровень доверия полиции, а также степень готовности молодых людей прийти на помощь людям, чьи права нарушают в общественных местах. Трансформация данного потенциала происходит под воздействием ряда выявленных факторов.

1. Характер участия в предупреждении и пресечении противоправного деяния. Исследование показало, что чем более вероятно привлечение к взаимодействию с полицией на постоянной основе - в составе народных дружин, тем меньшую готовность к этому проявляют опрошенные. Так, по личной инициативе помочь другому человеку, оказавшемуся в трудной ситуации в общественном месте, выразил желание каждый девятый респондент, дать свидетельские показания полиции по поводу правонарушения готов только каждый второй, а стать народным дружинником - лишь каждый де-

сятый.

2. Форма содействия полиции. Чем более активной является форма помощи полиции, тем меньше желания её оказывать у опрошенных студентов. Охрана общественного порядка, внештатное сотрудничество с полицией, распространение правовых знаний нашли отклик у относительного меньшинства опрошенных, участие в процессуальных действиях в качестве понятого, свидетеля - у относительного большинства.

3. Половая принадлежность опрошенных. Студенты мужского пола в целом в меньшей степени ориентированы на содействие полиции, а, значит, и на участие в работе народных дружин. При этом парни в силу природных начал оправданно проявляют большую готовность к задержанию правонарушителя, использованию физической силы для этой цели.

4. Специальность (направление подготовки) обучающихся. В силу того, что студенты-девушки обучаются в регионе преимущественно по гуманитарным специальностям, а студенты-парни на специальностях технических, то поиск потенциальных дружинников в целях их численного наполнения должен осуществляться, прежде всего, среди гуманитариев.

5. Уровень доверия полиции. Чем выше уровень такого доверия, тем выше вероятность сотрудничества опрошенных с правоохранителями.

Исследование позволило выявить главное направление положительного изменения такого уровня: повышение качества и оперативности решения возложенных на полицию задач, достигаемого за счет увеличения фактической численности подразделений ОВД, совершенствования их материально-технического обеспечения.

6. Освещение деятельности сотрудников ОВД. Информационное сопровождение деятельности сотрудников полиции в целях формирования адекватного восприятия студенческой молодежью должно осуществляться преимущественно через социальные сети системы «Интернет», поскольку для опрошенных они являются основным источником получения сведений о работе полиции.

Список источников:

1. Вайсбург А. В. Информированность населения Тверского региона о социально ориентированных некоммерческЁих организациях // Вестник экономики, права и социологии. 2021. № 3.

2. Бляхер Л. Е., Ковалевский А. В. Что это было? Предварительная рефлексия о хабаровских митингах // Журнал политической философии и социологии политики «Полития. Анализ. Хроника. Прогноз». 2020. № 4. С. 108-136 DOI: 10.30570/20785089-2020-99-4-108-136

3. Богданова К. В. Организационно-правовой аспект взаимодействия сотрудников органов внутренних дел со средствами массовой информации // Научный портал. 2021. № 3.

4. Боровиков В. Б., Боровикова В. В. Об освещении в средствах массовой информации деятельности сотрудников ГИБДД МВД России // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2018. № 7.

5. Гимпельсон В., Монусова Г. Доверие к полиции: межстрановой анализ // Вопросы экономики. 2012. № 11.

6. Демьяненко А. Н., Клиценко М. В. Хабаровский протест: опыт социологического анализа // Социологические исследования. 2022. № 1. С. 125-133. DOI: 10.31857/S013216250016854-2

7. Звонкина О. В. Социальные коммуникативные практики в формате «Граждане-власть»: институциональный аспект формирования доверия местного сообщества // Russian Journal of Education and Psychology. 2016. № 9.

8. Зубок Ю. А., Березутский Ю. В. Социальная активность молодежи: мировоззренческие основания саморегуляции // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 2. С. 89-105. DOI 10.22394/1818-4049-2020-91-2-89-105

9. Ильченко В. А. Общественное мнение о полиции: к проблеме формирования общественного доверия к полиции в России // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2016. № 2.

10. Ильченко В.А. Роль народных дружин в обеспечении общественного порядка // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2020. № 2.

11. Калинина С. В. Особенности деятельности народных дружин и внештатных сотрудников полиции в охране общественного порядка // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 6. С. 241-246. DOI: 10. 24411/2073-0454-202010360

12. Лесина Л. А. Социальный потенциал молодежи как важнейший ресурс социально-экономического развития региона / / Материалы Юбилейной Всероссийской научно-практической конференции «Социокультурное развитие большого Урала: тренды, проблемы, перспективы». Екатеринбург : Издательство Уральского федерального университета, 2015.

13. Лысенко Г. В. Коммуникативные аспекты взаимодействия власти и общества: проблема доверия // Социология власти. 2005. № .4

14. Маркина Э. В., Сосновская Ю. Н. Сотрудничество с гражданами как одно из основных положений, реализуемых Федеральным законом «О полиции» // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 3.

15. Меньшикова Н. С. Полиция и гражданское общество: проблемы формирования партнерских отношений в Российской Федерации (теоретико-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. СПб., 2019.

16. Парамонов А. В., Харин В. В. Роль народных дружин в совершенствовании системы предупреждения правонарушений на территории Тамбовской области в условиях городской среды // Актуальные проблемы государства и права. 2020. Т. 4. № 15. С. 390-398. DOI 10.20310/2587-9340-2020-4-15-390-398

17. Половинкин В. А. Перспективы социального механизма взаимодействия полиции и институтов гражданского общества // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 3.

18. Потапов В.В. Доверие населения к органам МВД как элемент социально-

психологического взаимодействия // Вестник университета. 2013. № 7.

19. Титаренко А. П. Общественное доверие к полиции как фактор, способствующий индивидуальной профилактической работе с гражданами // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 393.

20. Ханин С. В. Развитие социально-правовых основ партнерских отношений между полицией и обществом в суверенной России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 2.

21. Ходжаева Е. А. Возрождение ДНД (добровольных народных дружин) в России: пример навязанной сверху мобилизации // Laboratorium: Журнал социальных исследований. 2019. С. 105-141.D0I 10.25285/2078-1938-2019-11-3-105-141

22. Юдина Т. Н., Бондалетов В. В., Мазаев Ю. Н., Бормотова Т. М., Яковлев О. В. (2016) Сельские участковые уполномоченные полиции: доверие населения // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. № 4. С. 119-128.

References:

1. 1. Weissburg A. V. (2021) Awareness of the population of the Tver region about socially oriented non-profit organizations Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii [Bulletin of Economics, Law and Sociology]. № 3. (In Russ.)

2. Blyakher L. E., Kovalevsky A. V. (2020) What was it? Preliminary reflection on the Khabarovsk rallies Zhurnal politicheskoy filosofii i sotsiologii politiki «Politiya. Analiz. Khronika. Prognoz» [Journal of Political Philosophy and Sociology of Politics «Politiya. Analysis. Chronicle. Forecast»]. № 4: 108-136. DOI: 10.30570/2078-5089-2020-99-4108-136 (In Russ.)

3. Bogdanova K. V. (2021) Organizational and legal aspect of the interaction of employees of internal affairs bodies with the media Nauchnyy portal [Scientific portal]. № 3. (In Russ.)

4. Borovikov V. B., Borovikova V. V. (2018) On media coverage of the activities of traffic police officers of the Ministry of Internal Affairs of Russia Probely v rossiyskom zakonodatel'stve. Yuridicheskiy zhurnal [Gaps in Russian legislation. Legal Journal]. № 7. (In Russ.)

5. Gimpelson V., Monusova G. (2012) Trust in the police: a cross-country analysis Voprosy ekonomiki [Questions of Economics]. №. 11. (In Russ.)

6. Demyanenko A. N., Klitsenko M. V. (2022) Khabarovsk protest: experience of sociological analysis Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological research]. № 1: 125133. DOI: 10.31857/S013216250016854-2 (In Russ.)

7. Zvonkina O. V. (2016) Social communication practices in the «Citizen-Power» format: the institutional aspect of building trust in the local community Russian Journal of Education and Psychology [Russian Journal of Education and Psychology]. № 9. (In Russ.)

8. Zubok Yu. A., Berezutsky Yu. V. (2020) Social activity of youth: ideological foundations of self-regulation Vlast' i upravleniye na Vostoke Rossii [Power and management in the East of Russia]. № 2: 89-105. DOI 10.22394/1818-4049-2020-91-2-89-105 (In Russ.)

9. Ilchenko V. A. (2016) Public opinion about the police: to the problem of forming public confidence in the police in Russia Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo [Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N. I. Lobachevsky]. № 2. (In Russ.)

10. Ilchenko V. A. (2020) The role of people's squads in ensuring public order Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo [Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N. I. Lobachevsky]. № 2. (In Russ.)

11. Kalinina S. V. (2020) Peculiarities of the activities of people's squads and freelance police officers in the protection of public order Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. № 6: 241-246. DOI: 10. 24411/2073-0454-2020-10360 (In Russ.)

12. Lesina L. A. (2015) The social potential of youth as the most important resource for the socio-economic development of the region in Proceedings of the Anniversary All-Russian Scientific and Practical Conference «Socio-cultural development of the Greater Urals: trends, problems, prospects». Yekaterinburg: Ural Federal University Press. (In Russ.)

13. Lysenko G. V. (2005) Communicative aspects of the interaction of power and society: the problem of trust Sotsiologiya vlasti [Sociology of power]. № 4. (In Russ.)

14. Markina E. V., Sosnovskaya Yu. N. (2017) Cooperation with citizens as one of the main provisions implemented by the Federal Law «On Police» Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. № 3. (In Russ.)

15. Menshikova N. S. (2019) Police and civil society: problems of forming partnerships in the Russian Federation (theoretical and legal aspect): dis. ... cand. legal Sciences: 12.00.01. SPb. (In Russ.)

16. Paramonov A. V., Kharin V. V. (2020) The role of people's squads in improving the system of crime prevention on the territory of the Tambov region in an urban environment Aktual'nyye problemy gosudarstva i prava [Actual problems of state and law]. Vol. 4. № 15: 390-398. DOI 10.20310/2587-9340-2020-4-15-390-398 (In Russ.)

17. Polovinkin V. A. (2012) Prospects for the social mechanism of interaction between the police and civil society institutions Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. № 3. (In Russ.)

18. Potapov V. V. (2013) Public confidence in the bodies of the Ministry of Internal Affairs as an element of socio-psychological interaction Vestnik universiteta Bulletin of the University. № 7. (In Russ.)

19. Titarenko A. P. (2015) Public confidence in the police as a factor contributing to individual preventive work with citizens Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo univer-siteta Tomsk State University Bulletin. № 393.

20. Khanin S. V. (2016) Development of the social and legal foundations of partnerships between the police and society in sovereign Russia Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii [Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. № 2. (In Russ.)

21. Khodjaeva E. A. (2019) The revival of DND (voluntary people's squads) in Russia: an example of mobilization imposed from above Laboratorium: Zhurnal sotsial'nykh issledovaniy [Laboratorium: Journal of Social Research] (In Russ.)

22. Yudina T. N., Bondaletov V. V., Mazaev Yu. N., Bormotova T. M., Yakovlev O. V. (2016) Rural precinct police officers: trust of the population Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Volgograd State University]. Series 7: Philosophy. Sociology and social technologies. № 4: 119-128.(In Russ.)

Статья поступила в редакцию 26.04.2022; одобрена после рецензирования 12.05.2022; принята к публикации 16.05.2022.

The article was submitted 26.04.2022; approved after reviewing 12.05.2022; accepted for publication 16.05.2022.

Информация об авторе

Е. А. Клеймёнов - канд. социол. наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин, Дальневосточный юридический институт МВД России.

Information about the author

E. А. Kleymyonov - Candidate of Sociology, associate professor, chief of the chair of social and humanitarian and economic disciplines, the Far-Eastern legal institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.