СОЦИОЛОГИЯ
Э01 10.22394/1818-4049-2021-96-3-96-111 УДК 351.75:316.354
Е. А. Клеймёнов Е. В. Чепиков
Перспективы взаимодействия полиции и народных дружин в регионе: опыт социологического анализа
В статье на основе результатов количественных и качественных социологических опросов обозначены перспективы взаимодействия полиции и народных дружин в Хабаровском крае. С одной стороны, показаны оценки увеличения численности и эффективности данных объединений правоохранительной направленности, с другой - направления совершенствования их деятельности в регионе. Исследование показало, что магистральные мероприятия по оптимизации взаимодействия народных дружин с полицией должны быть нацелены на повышение мотивации, вовлеченности различных слоев населения в работу народных дружин. Ключевыми направлениями такой работы должны стать: информационно-разъяснительная работа в отношении обладающих активной гражданской позицией волонтёров и добровольцев, молодежи, прежде всего, студенческой, пенсионеров силовых структур, работников бюджетных учреждений и организаций; увеличение уровня материального стимулирования дружинников и финансового обеспечения народных дружин, улучшение правовой защищенности дружинников, а также изменение идейно-мотивационных аспектов их деятельности.
Ключевые слова: народные дружины, общественный порядок, полиция, экспертные опросы.
Введение. Актуальность темы исследования. В России с 2014 года законодательно закреплены формы участия граждан в охране общественного порядка. Основной формой такого участия согласно Закону об охране общественного порядка1 является организация добровольных народных дружин (далее - ДНД). Данный закон преследовал следующие цели: включить в обеспечение правопо-
рядка на добровольной основе максимально возможное количество заинтересованных граждан, создать условия для защиты гражданами прав и свобод в сфере общественного порядка, способствовать наведению должного правопорядка в общественных местах2.
Оценить степень достижения данных целей за период с момента принятия названного закона можно в том числе по
1 Федеральный закон от 02.04.2014 Ш 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. Ш 14. Ст. 1536.
2 Пояснительная записка к законопроекту (Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции) Ш 238654-6 «Об участии граждан в охране общественного порядка» [Электронныйресурс], Сайт Система обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/238654-6.
Евгений Алексеевич Клеймёнов - канд. социол. наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин, Дальневосточный юридический институт МВД России (680020, Россия, г. Хабаровск, пер Казарменный, д. 15). E-mail: [email protected]
Евгений Валерьевич Чепиков - канд. филос. наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин, Дальневосточный юридический институт МВД России (680020, Россия, Хабаровск, пер Казарменный, д. 15). E-mail: chepikov_ev@ mail.ru
отчетам органов власти и управления различного уровня3, новостным сообщениям в СМИ4, по итогам конкурсов на лучшую дружину и дружинника5. Вместе с тем наиболее объективную и полную картину о деятельности ДНД дают научные исследования из различных отраслей социально-гуманитарного знания. Анализ открытых публикаций о работе ДНД показал, во-первых, что освещение деятельности ДНД специалистами осуществляется преимущественно в контексте взаимодействия ДНД с правоохранительными органами и прежде всего с полицией (милицией) [Маркина, Сосновская, 2017; Соболева, 2017]. Во-вторых, в названных трудах анализируется прошлое и настоящее ДНД, однако стратегии развития ДНД, направления совершенствования их деятельности в современной России практически не очерчиваются. В-третьих, работа ДНД осмысливается учеными преимущественно в руслах юридической [Хромов, 2020; Чекашкин, 2020] и исторической наук [Ахмадиева, 2017; Иванов, 2021; Перцев, 2020; Жакупова, Киселев, Пальчикова, 2017], социологическая же интерпретация общественных отношений, складывающихся в жизни ДНД, в них практически не отражается. Однако, на наш взгляд, именно социологическое измерение социальных процессов и явлений, транслирующее оценки, коллективные установки, мнения социальных субъектов, в них участвующих, позволяет «вжиться» в актуальную социальную реальность таких явлений и процессов, показать фактически сложившиеся социальные практики.
С учетом изложенного нами была по-
ставлена цель в социологическом ключе, в спектре общественного мнения различных социальных групп: исследовать перспективы, основные направления совершенствования взаимодействия ДНД и полиции в Хабаровском крае как отдельном регионе России.
Эмпирическая база исследования. Для решения данной задачи нами был проведен массовый опрос студентов (апрель-май 2021 г., п = 404) в 9 образовательных организациях высшего образования Хабаровского края (далее - вузы) по многоступенчатой выборке, репрезентативной по местам обучения студентов (города Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре), полу обучаемых и профилю подготовки студентов (социально-гуманитарный и технический (естественно-научный)). В марте 2021 г. были проведены фокус-групповые интервью в трех вузах и одна фокус-группа в учреждении профессионального образования Хабаровского края. Всего с участием студентов были проведены 4 фокус-групповых интервью, общее число участников фокус-групп составило 40 человек. Обращение к изучению мнений студентов как социальной группы, представители которой могут стать кадровой базой для ДНД, было продиктовано, с одной стороны, достаточно распространенной практикой привлечения студенческого сообщества к работе в ДНД в регионах России6, с другой стороны, о студентах как перспективной социальной группе для пополнения ДНД сообщили в рамках интервью представители научно-педагогического сообщества региона, специалисты в области социально-гуманитарного знания: соци-
3 См., например: Информационно-аналитическая справка о деятельности УМВД России по Хабаровскому краю по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности на территории Хабаровского края по итогам 2020 г. / / Официальный сайт УМВД России по Хабаровскому краю. URL: Нирв://27.мвд.рф/Ве]а1е1по81;/ас1юп/асЛюп1/отчет-нач-управления-за-2020.
4 См., например: Скуловец И. Народные дружинники Хабаровского края предотвратили за год полторы тысячи преступлений // Официальный сайт издания «DVhab.ru». URL: https://www.dvnov-osti.ru/khab/2017/03/01/62970.
5 См, например: Лучших народных дружинников года назвали в Хабаровском крае // Сайт информагентства «ХКС»>. URL: https://wwu).todaykhv.ru/neu)s/society/11359.
6 За порядок и безопасность. В университете возрождена добровольная студенческая дружина // Официальный сайт Уфимского государственного авиационного технического университета. URL: https://ugatu.su/news/get/za-poryadok-i-bezopasnost; Кировские полицейские призвали студентов пополнить ряды народной дружины // Официальный сайт Управления МВД России по Кировской области. URL: https://43.мвд.рф/news/item/11638014; Студенты Академии принимают участие в деятельности народной дружины // Официальный сайт Алтайского филиала РАНХиГС. URL: https:// www.alt.ranepa.ru/pressroom/news/studentijakademii_prinimayut_uchastie_deyatelnosti_na_3594.html.
ологи, политологи, правоведы, историки (2021, п = 10) (далее - эксперты-ученые). Предлагая студенческую молодежь в качестве источника формирования состава ДНД, эксперты-ученые отмечают её высокую организованность, повышенную социальную активность, а также отсутствие полной занятости, как правило, семейных обязательств: «Ещё студенты, молодежь.., правда, в том, что молодежь гиперактивная, и ей нужно где-то самореализовываться», «По моим наблюдениям, на сегодня общественная активность уходит вообще из плоскости общественного бытия, особенно у среднего возраста. Молодёжь самая активная, потому что она организованная. С ней проще работать», «Почему студентов я брал в пример? Потому что они друг друга знают, друг друга поддерживают».
Помимо этого, в марте 2021 г. нами была проведена 1 фокус-группа с представителями спортивного сообщества региона (п=11)7 (далее - спортсмены), одна фокус-группа - с членами ветеранской организации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (п=8) (далее - ветераны), одна фокус-группа с представителями экономической сферы региона, работниками станции технического обслуживания краевого центра (п=6) (далее - работники СТО)8. Руководитель фокус-групп - Е. А. Клеймёнов. Обращение к представителям спортивного и ветеранского сообществ региона было продиктовано, как и в случае со студентами края, практикой привлечения таких представителей к работе в ДНД в других регионах9, а также мнениями экспертов-ученых, полученными в рамках вышеуказанных интервью: «... надо работать с категорией
молодых людей, которые занимаются в спортивных секциях, связанных с единоборствами. Человек, обладая какими-то навыками, может защитить и себя, и кого-то ещё», «... пенсионеры - они знают о дружинах не понаслышке», «... почему пенсионеры МВД, которым 45-50 лет? Да потому, что они уже на пенсии, у них что-то есть, и они по привычке могут этим заниматься»), «... те, кто посвободнее и имеют какой-то достаток.., те же военные пенсионеры», «... там, где есть крупные трудовые коллективы, устойчивые, потому что народная дружина возникает там, где между людьми есть солидарные связи», «... у нас организован рабочий класс, работники предприятий,. они друг друга знают и могут выйти коллективно».
Для достижения цели исследования, очевидно, требовался и взгляд изнутри, т. е. оценки самих участников рассматриваемого взаимодействия. В связи с этим нами были проведены опросы сотрудников органов внутренних дел, проходящих службу в Хабаровском крае и курирующих в территориальных органах МВД России деятельность народных дружин в муниципальных образованиях региона (2021, п = 18) (далее - эксперты-сотрудники, эксперты-практики), а также народные дружинники из ДНД, функционирующих в краевой столице, г. Комсомольске-на-Амуре, а также в муниципальных районах края (далее - дружинники, народные дружинники) (202 1, п = 35). Также нами в марте-апреле 2021 г. были проведены два интервью с командирами ДНД (далее - командиры ДНД), одно фокус-групповое интервью с дружинниками (далее - участники Дружины) одной из наиболее активных
7 Представителями выступили спортсмены одной из федераций карате Хабаровского края.
8 Опрос работников СТО обусловлен данными Хабаровскстата, согласно которым наибольшее число работников в регионе занято в сфере торговли и ремонта автотранспортных средств и мотоциклов (См : Среднегодовая численность занятых на основной работе по видам экономической деятельности в Хабаровском крае в 2019 году // Сайт Хабаровскстата. URL: https://habstat.gks.ru/ storage/mediabank/VZ9Z5WYk/ Среднегодовая%20численность%20занятых%20на%20основной%20 работе%20по%20видам%20экономической%20деятельности.Мт).
9 Спортсмены Таганрога войдут в состав добровольной народной дружины // Сайт издания «Блокнот». URL: https://bloknot-taganrog.ru/news/sportsmeny-taganrog-voydut-v-sostav-dobrovolnoy-na; Первый замминистра юстиции Алексей Осташов:«Республике Коми нужно больше народных дружин» // Сайт Администрации Муниципального образования городской округ ГО «Сыктывкар». URL: ht-tps://сыктывкар.рф/administmtion/upravlenie-infomatsii-i-organizatsionnoj-raboty/novosti/28120-per-vyj-zamministra-yustitsii-aleksej-ostashov-respublike-komi-nuzhno-bolshe-narodnykh-druzhin.
дружин в регионе (п = 10) и одно интервью с сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации (далее -ОВД), курирующем деятельность ДНД в одном из муниципальных образований края (далее - куратор ДНД). Данные категории опрошенных наряду с представителями научно-педагогического сообщества региона нами рассматривались как экспертные, поскольку и сотрудники полиции, и члены народных дружин являются главными участниками рассматриваемого социального взаимодействия, а значит, имеют глубокие и актуальные представления о механизмах его совершенствования.
Анализ результатов исследования. Перспективы взаимодействия ДНД и полиции в крае, на наш взгляд, могут быть рассмотрены в плане двух взаимосвязанных аспектов: с точки зрения направлений совершенствования такого взаимодействия и в русле прогнозов развития ДНД в регионе: их многочисленности и эффективности деятельности.
Исследование показало, что будущее ДНД в коллективном сознании экспертов-практиков выглядит достаточно неопределенно, т. к. экспертное сообщество в лице сотрудников полиции разделилось пополам: одни убеждены в том, что народные дружины станут более многочисленными и будут действительно эффективной формой содействия общественности, правоохранительным органам, другие полагают обратное. При этом сами дружинники более оптимистично оценивают будущее ДНД в крае, чем эксперты-практики, что, вероятно, связано с большей осведомленностью сотрудников полиции, с их более масштабным видением ситуации с развитием ДНД в регионе (табл. 1). Справедливость данного предположения может подтверждаться тем, что каждый четвертый опрошенный дружинник затруднился с ответом на вопрос о перспективах развития ДНД в крае.
Сомнения относительного большинства опрошенных экспертов-практиков по по-
Таблица 1
Оценки перспектив развития народных дружин в Хабаровском крае экспертами-практиками и дружинниками (в % от числа опрошенных
соответствующей категории)*
Вариант ответа Эксперты-практики Дружинники
1. Народные дружины станут более многочисленными и будут действенным средством обеспечения правопорядка, поиска лиц, пропавших без вести, распространения правовых знаний, разъяснения норм поведения в общественных местах 33,3 25,7
2. Народные дружины, скорее всего, станут более многочисленными и будут действенным средством обеспечения правопорядка, поиска лиц, пропавших без вести, распространения правовых знаний, разъяснения норм поведения в общественных местах. 16,7 34,3
3. Народные дружины, скорее всего, не станут более многочисленными и не будут действенным средством обеспечения правопорядка, поиска лиц, пропавших без вести, распространения правовых знаний, разъяснения норм поведения в общественных местах 38,9 14,3
4. Народные дружины не станут более многочисленными и не будут действенным средством обеспечения правопорядка, поиска лиц, пропавших без вести, распространения правовых знаний, разъяснения норм поведения в общественных местах 11,1 -
5. Затрудняюсь ответить - 25,7
* Сумма ответов превышает 100%, поскольку по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов ответа.
Источник: составлено авторами на основе проведенных социологических исследований.
воду успешного развития ДНД в регионе связаны, прежде всего, с пониженной мотивацией населения на участие в работе ДНД, а также невысоким интересом в деятельности ДНД самих дружинников: «у граждан нет желания», «нет заинтересованности, большинство студентов после обучения выходят из дружины,, «у людей нет желания тратить свое время безвозмездно», «нет заинтересованности». В недостаточной мотивации на работу в ДНД признался и каждый пятый опрошенный дружинник (20,0%).
Исходя из этого, пути улучшения деятельности ДНД в крае должны усматриваться прежде всего в тех управленческих решениях, которые смогли бы обеспечить привлекательность участия в деятельности ДНД населения. Очевидно, что реализация таких решений приведет к оптимизации взаимодействия полиции и ДНД, поскольку сотрудники будут иметь дело с более инициативными, увлеченными своей работой дружинниками, что, безусловно, повысит качество содействия народных дружин полиции в решении задач, возложенных на неё.
Какие же меры различные группы опрошенных видят в качестве приоритетных для сохранения действующих и вовлечения новых кадров в работу ДНД? Во-первых, все группы опрошенных отметили важность более насыщенного информационного освещения деятельности ДНД. Об этом ярко свидетельствуют результаты качественных опросов: «... очень сложно оценить эту работу, её просто в информационном поле нет. Она не представлена» (эксперт-ученый), «... информационного сопровождения не хватает. Я вообще про дружинников ничего не слышал, чтоб где-то что-то про них говорилось» (эксперт-ученый), «... отсутствует всякая агитация, информационное сопровождение при том, что в нашем мире это обеспечить очень просто. В инста-грамм, разных социальных сетях, важно пускать эти ролики по кругу по телевизору, по радио, привлекать население» (эксперт-ученый), «Я считаю, что нужно больше информации, потому что граждане понятия не имеют о том, что есть народные дружины Если бы проводилась масштабная разъяснительная работа,
то молодежь бы ... помогала взрослым, в охране общественного порядка» (ветеран), «.., чтобы люди шли работать в дружину и начинали гордиться этим, необходимо пропагандировать в СМИ положительный образ дружинника, ... делать интересные ролики о дружине» (командир ДНД), «... надо информационную работу проводить, освещать это направление» (дружинник), «. массовое сознание может меняться только с подачи СМИ» (дружинник), «... разъяснительной работы не хватает не только для населения в целом, но и для правоохранительных органов» (дружинник), «... необходимо формировать моральный облик дружинника как порядочного человека, помогающего полиции, оказывающего помощь гражданам советом и прочим. Необходимо в СМИ говорить о том, что есть такие люди, которые добровольно оказывают помощь полиции») (командир ДНД).
При этом отдельные эксперты полагают, что разъяснительная и мотивационно-агитационная работа по привлечению граждан в ДНД должна проводиться преимущественно не через СМИ, сеть Интернет, социальные сети, а в ходе личных, очных встреч с различными социальными группами: «... для того, чтобы выстраивать социальные коммуникации, мы должны общаться вживую... Можно и нужно приходить к молодежи и общаться. Проводить тематические встречи. Рассказывать про героев, которых множество и которых никто не знает. Должны быть встречи, коммуникация... Нужно не просто сформировать образ дружинника, но и показать, для чего он нужен» (эксперт-ученый); «... в режиме видеоконференции разъяснительная работа не идет.., чтобы разжечь внутри человека заинтересованность, нужно к нему приехать домой, постучаться в дверь, поздороваться ... И люди чувствуют живое общение, и начинают тянуться к тебе...» (эксперт-ученый); «... разъяснительные работы должны проводиться на уровне предприятий, школ, детских садов, техникумов, институтов» (дружинник).
Главными принципами такой агитационной работы, по мнению экспертов, в противоположность формальности и
массовости должны стать соответственно содержательность, выражающаяся в заинтересованной работе дружинников, ориентированных на социально полезный результат, и добровольность: «Надо исключить массовость, которая была в СССР. Нужно идти за качеством» (эксперт-ученый); «Привлекать нужно не как раньше - добровольно-принудительно. Сегодня же всё это по желанию. Это внутренняя потребность людей, на которую нужно рассчитывать, чтобы раскрутить эту идею» (эксперт-ученый); «Нет доверия общественно полезным формам, потому что люди разочарованы ими. Те же общественные организации транслируют и делают что-то непонятное... Все субботники добровольно-принудительные. И у них у всех сложилось в голове: ну опять бутафория, опять всё для галочки, «показуха»» (эксперт-ученый); «Необходимо сделать так, чтобы дружинников привлекали на добровольной основе тогда, когда это действительно нужно» (командир ДНД); «Добровольность должна быть в приоритете, иначе нет смысла»), «Я сразу сказала, что меня не интересует просто фиксация в журнале... Мы ни от чего не отказывались, везде участвовали, и за 1,5 года мы себя зарекомендовывали» (командир ДНД).
Эксперты-ученые говорят не только о форме и принципах просветительской работы с населением, но и характеризуют субъектов её проведения, подчеркивая важность квалификации, компетентности выступающих перед соответствующей аудиторией: «Дилетанты этим заниматься не могут, речь должна идти о профессионалах, этим могли бы, например, заниматься лекторы просветительского общества «Знание», «Простой народ видит по-простому нас, в галстуках, с умными словами. Мы рассказываем, мы делимся опытом, и на людей это производит впечатление».
О весомости информационного обеспечения деятельности ДНД свидетельствуют и данные количественных опросов экспертов-практиков, дружинников и студентов (табл. 2).
Кроме этого, как видим, респонденты обозначенных категорий указывают на важность и иных мероприятий по повы-
шению привлекательности участия в ДНД. Ряд из них находятся в ведении Хабаровского края и муниципальных образований, входящих в его состав. Речь идет, прежде всего, об улучшении социального обеспечения народных дружинников, на чем настаивает большинство экспертов-практиков. Другие, по нашему мнению, требуют не региональных, а общегосударственных управленческих решений: повышение общего уровня нравственности в стране, формирование уважительного отношения людей друг к другу, порядочного поведения, доверия к полиции. Третьи -совместных усилий федерального центра, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов регионального управления.
В русле совместного ведения региональных и федеральных органов власти (прежде всего их территориальных подразделений), на наш взгляд, находится совершенствование подготовки народных дружинников. В лоне этого направления представляют интерес предложения отдельных экспертов о проведении подготовки народных дружинников на базе Дальневосточного юридического института МВД России, в том числе в формах методических семинаров, научных конференций, позволяющих дружинникам и сотрудникам-кураторам ДНД обменяться опытом, рассмотреть актуальные проблемы деятельности ДНД в регионе, в форме конкурсов профессионального мастерства: «... первая помощь, правовая подготовка по отдельным отраслям права, ... институт хорошо бы помог в подготовке дружинников» (куратор ДНД), «... еще можно организовывать спортивные праздники, спортивные соревнования, соревнования по профессии, в области правовых знаний, медицинской помощи. Предоставлять возможность обучения в различных сферах... при помощи территориальных органов и органов управления края можно организовывать такие встречи в стенах института МВД России» (эксперт-ученый).
Подготовка дружинников является одной из составляющих внутреннего, организационного совершенствования деятельности ДНД. К другим элементам такого совершенствования одни эксперты
Таблица 2
Результаты ответов экспертов-практиков, дружинников и студентов на вопрос: «Какие меры, на Ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы
люди более охотно участвовали в работе народных дружин: в деле охраны общественного порядка, поиска лиц, пропавших без вести, распространения правовых знаний, разъяснения норм поведения в общественных местах?»
(в % от числа опрошенных соответствующей категории) *
Вариант ответа Эксперты-практики Дружинники Студенты
1. Необходимо больше рассказывать людям, в том числе через СМИ, сеть «Интернет» о деятельности народных дружин, о результатах такой деятельности (с конкретными примерами), о правах и обязанностях народных дружинников 33,3 60,0 53,5
2. Необходимо повысить общий уровень нравственности в стране, прививать идеи взаимной помощи, уважительного неравнодушного отношения друг к другу, порядочного поведения 50,0 51,4 41,3
3. Необходимо защитить народных дружинников в правовом отношении, чтобы они не боялись реализовывать свои полномочия 44,4 37,1 32,2
4. Необходимо повысить уровень социальной защиты народных дружинников (увеличить размер вознаграждений, компенсаций, расширить перечень гарантий и льгот) 55,6 31,4 23,8
5. Важно повысить уровень доверия к полиции, тогда и люди в дружины пойдут 16,7 25,7 21,8
6. Необходимо создавать народные дружины, специализирующиеся на отдельных направлениях деятельности (поиске лиц, пропавших без вести, распространении правовых знаний, разъяснении норм поведения в общественных местах, охране общественного порядка) 38,9 14,3 16,3
7. Повысить заинтересованность должностных лиц различных уровней органов власти и управления в развитии народных дружин вплоть до личного участия в народных дружинах 33,3 5,7 14,9
8. Сделать более системной и качественной подготовку народных дружинников, в том числе в части их правовых знаний, навыков самообороны, оказания первой помощи 27,8 20,0
* Сумма ответов превышает 100%, поскольку по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов ответа. ** Ответ не задавался.
Источник: составлено авторами на основе проведенных социологических исследований.
(эксперты-практики) относят создание ДНД, специализирующихся на реализации отдельных функций, возложенных на ДНД Законом об охране общественного порядка (табл. 2). Другие выступают против такой специализации (... зачем нам разделять дружины? Тут главное начать . и, возможно, среди народных дружинников одна часть в итоге так и будет соматически разделена, одному - одно интересно, второму - другое и т. д. А если разделяем, то получается нам придётся привлекать дружины в зависимости от сложившейся ситуации. Сами разберутся народные дружинники. Тут главное создать, что-то из чего-то, а там потихоньку, потихоньку глядишь они и во вкус войдут (эксперт-ученый)) и более того, за объединение всех ДНД в одну общественную организацию право-охранительной направленности в границах одного муниципального образования («... сейчас, возникла прекрасная идея создать единую дружину города, объединиться» (командир ДНД)).
Потребность в объединении ДНД обусловлена не только организационными аспектами (оперативностью управления, упрощением отчетности и т. д.) но и, по мнению командиров ДНД, наличием правовой преграды для должной работы ДНД: члены ДНД не имеют полномочий действовать за границами территории, установленной для организации её деятельности решением представительного органа соответствующего муниципального образования («... деятельность дружины ограничена границами определёнными, которые устанавливаются муниципальными решениями, то есть, если я вышла за свою границу и увидела правонарушение, я должна пройти мимо и ничего не сказать или как?», «... за дружиной закреплен определенный участок, который она обслуживает, но в реальности это не так. Дружинники так же, как и полиция, охватывают гораздо большую территорию обслуживания, ведь не хватает людей для обслуживания всей территории).
Кроме того, в плане совершенствования организации деятельности ДНД отдельные эксперты-ученые полагают необходимым разработку методических
рекомендаций по их созданию, руководству и обеспечению их деятельности, в том числе информационному: «Царская Россия инструкцию написала для организации народной дружины, а у нас методических пособий нет», «... необходима продуманная профессионально разработанная программа по поиску и привлечению новых членов ДНД».
Разработка указанных программ, методических рекомендаций, на наш взгляд, должна также относиться к совместному ведению федеральных и региональных государственных структур, равно как и реализация мероприятий по повышению уровня правовой защищенности членов ДНД, необходимость которых обозначена выше (табл. 2).
Раскрыть истоки такой необходимости нам помогут результаты качественных опросов, а также ответы на открытые вопросы опросов количественных. Так, эксперты различных категорий в русле правовой защиты дружинников отмечают главное: последние не обладают полномочиями, достаточными для того, чтобы эффективно выполнять задачи, возложенные на ДНД («Полицейский может потребовать прекращения противоправного поведения и может применить физическую силу, а народный дружинник защищён только нормой статьи 19.35 КоАП РФ. Если его слово не выполнили, то он имеет право потребовать прекращения противоправного поведения, а дальше все... , дальше он ни на что не имеет права» (эксперт-ученый), «... защищенность члена этого народного коллектива в законе сведена к минимуму., а если нет защищенности, то и активность проявляться не будет» (эксперт-ученый), «Отсутствуют полномочия! Сотрудник полиции несёт ответственность за себя и за дружинника! Дружинника не воспринимают серьезно!» (эксперт-практик), «Имеют место и негатив, и хамство, а когда заходит полицейский, все сразу такими шёлковыми, мягкими становятся, а с тобой, как с пустым местом, разговаривают» (дружинник)).
Увидеть направления материального стимулирования дружинников можно, обратившись к результатам уточняю-
щих вопросов респондентам различных категорий.
Так, по мнению экспертов-практиков, наиболее действенными материальными стимулами участия в ДНД населения могут стать предоставление абонементов для посещения спортивных залов, бассейнов, фитнес-центров, культурно-массовых мероприятий (киносеансов, спектаклей, музейных выставок и т. д.), компенсация оплаты за проезд в общественном транспорте, обеспечение добровольным медицинским страхованием (табл. 3).
Потенциальные дружинники (студенты края) добровольное медицинское страхование также рассматривают в качестве одного из приоритетных катализаторов участия в ДНД. Однако наиболее привлекательными для студенческого сообщества стимулами являются все же обеспечение питанием во время исполнения обязанностей народного дружинника, компенсация оплаты за обучение в образовательной организации, компенсация оплаты за проезд в общественном транспорте, гарантии трудоустройства после окончания образовательной организации в органы власти и управления или подведомственные им учреждения (табл. 3).
Как видим, предоставление билетов для посещения спортивно-зрелищных и культурно-массовых мероприятий - то, на чем делают акцент эксперты-практики, оказались менее востребованными у студенческого сообщества, чем обеспечение питанием и компенсация платы за обучение в образовательной организации, что, вероятно, следует учитывать при проведении соответствующей ориента-ционной работы при рекрутации кадров для ДНД из студенческой среды.
Необходимость корректировки политики по вовлечению студенческого сообщества в работу ДНД подтверждается и данными о настроениях опрошенных студентов по участию в ДНД. Так, только каждый десятый опрошенный обучающийся выразил безусловную готовность принять участие в работе ДНД при том, что половина опрошенных так или иначе не настроена включаться в их работу, а каждый пятый затруднился с ответом на предложение стать членом ДНД.
О целесообразности расширения мер материального стимулирования дружинников как форме их социальной поддержки мы можем также судить по оценкам экспертов-практиков и дружинников тех приоритетов, которые должны выступать движущими силами в работе ДНД. Опросы показали, что большинство экспертов-практиков выступают за то, чтобы работа в ДНД строилась преимущественно на возмездной основе и предусматривала определенные социальные льготы, гарантии, компенсации. Большинство дружинников, напротив, склоняются к тому, что на первом месте в работе дружинников должны стоять все же идеальные начала, а материальные стимулы должны служить дополнением к ним (табл. 4).
Необходимость сочетания материальных и идеальных стимулов в работе народных дружин прослеживается в сознании и других групп опрошенных. Многие из них делают акцент на финансовой составляющей в мотивации на работу в ДНД: «Нужны более серьезные формы стимулирующей поддержки... гран-товой, финансовой» (эксперт-ученый), «У нас много президентских фондов, в которых есть такие направления финансирования, как патриотическое воспитание, охрана общественного порядка.. Это деньги, и дружина может выполнять свои функции не безвозмездно» (эксперт-ученый), «Самое эффективное - это деньги ... хотя, конечно, печально, когда деньги играют решающую роль» (эксперт-ученый), «Потенциал дружины я вижу лишь в том случае, если государство выделит для. нее деньги» (командир ДНД), «Было бы правильным финансово стимулировать дружинников» (куратор ДНД), «... финансово стимулировать молодежь или накормить...» (спортсмен).
Однако некоторые из опрошенных полагают недопустимым оплату работы в ДНД, поскольку возмездность противоречит природе общественной работы, низводит её до уровня товарно-денежных, коммерческих, трудовых отношений, из способа служения обществу превращает её в инструмент зарабатывания денежных средств: «Как только появляются деньги, идея пропадает. Сразу по-
Таблица 3
Результаты ответов студентов региона на вопрос: «Если бы условием Вашего участия в деятельности народной дружины были определенные вознаграждения, гарантии, компенсации, льготы, то, что именно могло бы Вас привлечь?» (в % от числа опрошенных, допускающих для себя участие в ДНД (50,5% от общего числа опрошенных)) и результаты ответов экспертов-практиков на вопрос: «Какие вознаграждения, гарантии, компенсации, льготы могли бы привлечь людей для участия в деятельности народной
дружины в городе, муниципальном районе, где Вы проходите службу?» (в %)*
Вариант ответа Студенты Эксперты-практики
1. Почасовая оплата за участие в деятельности народной дружины 22,1 22,2
2. Компенсация оплаты за проезд в общественном транспорте 26,0 27,8
3. Обеспечение питанием, в том числе горячим во время исполнения обязанностей народного дружинника 30,9 5,6
4. Предоставление налоговых льгот 19,1 16,7
5. Компенсация оплаты за обучение в образовательной организации 29,4
6. Гарантии трудоустройства после окончания образовательной организации в органы власти и управления или подведомственные им учреждения 27,9
7. Гарантии трудоустройства в летний, каникулярный период 19,6
8. Гарантии трудоустройства после окончания образовательной организации по специальности 21,6
9. Предоставление абонементов для посещения спортивных залов, бассейнов, фитнес-центров 19,6 33,3
10. Предоставление билетов для посещения спортивно-зрелищных мероприятий (хоккей, футбол, турниры единоборств и т. д.) 19,6 11,1
11. Предоставление билетов для посещения культурно-массовых мероприятий (киносеансов, спектаклей, музейных выставок и т. д.) 18,6 27,8
12. Компенсация части оплаты проезда (пролета) в другие регионы России 21,1 16,7
13. Предоставление санаторно-курортного лечения или компенсация оплаты его части 15,2 16,7
14. Обеспечение добровольным медицинским страхованием, позволяющим в том числе получать труднодоступные медицинские услуги (стоматология, магнитно-резонансная томография (МРТ), спиральная компьютерная томография (СКТ) и т. д.) 24,5 33,3
15. Предоставление соответствующей экипировки, одежды для выполнения обязанностей дружинника 26,5 16,7
16. Возможность более раннего выхода на пенсию 12,3 16,7
* Сумма ответов превышает 100%, поскольку по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов ответа. ** Ответ не задавался.
Источник: составлено авторами на основе проведенных социологических исследований.
Таблица 4
Результаты ответов экспертов-практиков и дружинников на вопрос: «Как Вы полагаете, сегодня участие в дружинах должно быть идейным, безвозмездным или, напротив, должно быть основано на определенных вознаграждениях?» (в % от числа опрошенных соответствующей категории)
Вариант ответа Эксперты-практики Дружинники
1. Участие в народных дружинах должно быть построено исключительно на безвозмездной, идейной основе - 5,7
2. Участие в народных дружинах должно быть построено преимущественно на безвозмездной, идейной основе, однако может предполагать и некоторые вознаграждения, льготы, гарантии, компенсации 44,4 57,1
3. Участие в народных дружинах должно быть построено преимущественно на вознаграждении, льготах, гарантиях и компенсациях, но не должно быть лишено и идейной основы 50,0 25,7
4. Участие в народных дружинах сегодня должно быть построено исключительно на возмездной основе (вознаграждениях, льготах, гарантиях и компенсациях) 5,6 2,9
5. Затрудняюсь ответить - 8,6
Источник: составлено авторами на основе проведенных социологических исследований
является коммерция, люди становятся безыдейными. Работа в дружине - это же не трудовая деятельность. Это общественная деятельность» (эксперт-ученый), «Если человек пошел на это ради денег, то им будут руководить совсем другие принципы Если дружиннику будут платить за его работу, то он будет обычным наемником> (работник СТО), «Дружина не может быть способом наживы на человеческом горе» (ветеран), «У меня есть гражданский позыв, и меня не мотивируют денежные выплаты, билеты какие-то» (дружинник).
Какие же нематериальные аспекты могут быть использованы для интенсификации работы ДНД? Во-первых, на наш взгляд, заслуживает внимания предложение о том, что движущим мотивом работы в ДНД должна стать идея о том, что безопасность другого человека (обывателя, соседа) является залогом личной безопасности потенциального дружинника, его близких и родственников: «Необходимо делать акцент на личную безопасность - «это - мой район», и я заинтересован жить в безопасности» (эксперт-ученый), «Я солашусь охранять общественный порядок, охра-
нять покой своего ребенка, соседского ребенка, потому что это непосредственно ко мне относится» (работник СТО). Именно этот тезис, по нашему мнению, может стать центральной мыслью в информационно-разъяснительной работе по привлечению широких слоев населения к участию в ДНД.
Во-вторых, полезными, по нашему мнению, являются мнения о том, что работа в дружине должна стать увлекательной, интересной формой гражданской солидарности, организацией, в которой людям нравится взаимодействовать друг с другом, общаться, проводить вместе время на поприще общей социально полезной цели. Для этого эксперты предлагают организовывать конкурсные, соревновательные, досуговые мероприятия для дружинников: «Какой-нибудь состязательный момент можно придумать,... кто больше отдежурил. Физического плана моменты, чтобы они занимались не только по линии своей подготовки, но и чтобы ребята общались» (эксперт-ученый); «Организовать какое-нибудь мероприятие, например, дружинникам будет разрешено раз в месяц стрелять в тире подразделения
полиции. Мероприятие недорогое, необходимо обеспечить стрелковым оружием, провести инструктаж, дать оружие. Это все является мотивацией для молодых людей - допуск к оружию» (командир ДНД), «Лучшему дружиннику обеспечить поездку в Москву на конференцию МВД или организовывать съезд дружинников. Раз в год, в полгода организовывать выезды и слеты дружинников. Также нужен какой-то центр сбора, помещение для дружинников, где они могут встретиться, пообщаться, также прийти во вне-служебное время и отдохнуть» (эксперт-ученый), «Мы в свое время шли в дружины, нас никто не награждал, нам это было интересно, и мы с удовольствием занимались этим» (эксперт-ученый).
Отдельные эксперты предлагают вовлекать в такие мероприятия, где в ходе общения будут возникать и укрепляться социальные связи, проявляться интерес к деятельности ДНД, не только действующих членов ДНД, но и потенциальных дружинников: «Необходимо проводить различные первенства между дружинами, соревнования. Приглашать людей в качестве зрителей - эффект будет определённо» (эксперт-ученый).
Какие группы населения, по мнению опрошенных, следует приоритетно привлекать для таких мероприятий? Каков субъектный состав потенциальных народных дружинников в коллективном сознании опрошенных?
Как было показано выше, качественные опросы экспертов-ученых показывают достаточно широкий спектр возможных участников ДНД с точки зрения их основного социального статуса: неработающие пенсионеры, в том числе бывшие сотрудники силовых структур, работники предприятий и организаций, спортсмены и приоритетно - студенческая молодежь.
Вместе с тем сами студенты не рассматривают студенческое сообщество в качестве основного поставщика участников ДНД. С ними единодушны и эксперты-практики, и дружинники. По их мнению, преимущественно при
формировании ДНД следует обращаться к волонтёрам и добровольцам (табл. 5). Эксперты-практики также возлагают особые надежды в плане формирования ДНД на «военных пенсионеров», работников бюджетных учреждений и организаций. Меньшая востребованность студенческого сообщества в сравнении с другими социальными группами в коллективном сознании экспертов-практиков и дружинников обусловлена, на наш взгляд, прежде всего тем, что студенты территориально сконцентрированы преимущественно в двух городах региона: в краевой столице и в г. Комсомольске-на-Амуре. В то же самое время добровольцы, волонтеры10, военные пенсионеры, работники бюджетных учреждений, предприятий достаточно равномерно представлены во всех муниципальных образованиях края.
Как следует из таблицы 5, одной из самых востребованных социальных групп в плане наполнения ДНД являются спортсмены. Однако последние выражают сомнения в отношении формирования ДНД из спортивных сообществ. Главное из них связано с нехваткой времени на участие в ДНД. Ограниченность свободного времени, по мнению опрошенных спортсменов, вызвана плотным тренировочным процессом, ориентированным на выполнение конкретных соревновательных задач (победа в турнирах, получение спортивного разряда или квалификации и т. д.) и совмещаемым зачастую с работой и/или учебой: «Профессиональным спортсменам участвовать в деятельности ДНД нет времени», «Я в дружину не пойду. Как можно совмещать учебу, работу, тренировки? Даже если будет вознаграждение, времени не хватит».
Несмотря на приведенный перечень социальных когорт, потенциально наиболее приемлемых для расширения состава ДНД в регионе, нам представляется справедливой позиция эксперта-ученого, согласно которой работа по поиску членов ДНД должна проводиться не только с позиций принадлежности к
10 Добровольческие (волонтерские) организации Хабаровского края / под ред. Гронской Л.А. Хабаровск, 2018. С. 27.
Таблица 5
Результаты ответов экспертов-практиков, дружинников и студентов на вопрос: «Как Вы считаете, представители каких социальных групп должны, прежде всего, входить в состав народных дружин в нашем крае?» (в % от числа опрошенных соответствующей категории)*
Вариант ответа Эксперты-практики Дружинники Студенты
1. Студенты 50 40 40,1
2. Спортсмены 44,4 51,6 38,9
3. Волонтеры и добровольцы 77,8 74,3 62,1
4. Участники военно-патриотических клубов, организаций 44,4 51,4 41,1
5. Работники предприятий и организаций 50 54,3 13,1
6. Казаки 38,9 25,7 13,9
7. Сотрудники частных охранных предприятий 38,9 31,4 19,1
8. Работники бюджетных учреждений 55,6 34,3 13,1
9. Государственные и муниципальные служащие 44,4 45,7 15,6
10. Бывшие военные, сотрудники силовых структур («военные пенсионеры») 61,1 37,1 26,2
11. Безработные 22,2 25,7 14,4
* Сумма ответов превышает 100%, поскольку по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов ответа.
Источник: составлено авторами на основе проведенных социологических исследований.
определенному роду занятий, основному социальному статусу, но и во многом с учетом личностных качеств предполагаемых дружинников («Состав дружины может быть разношёрстный, поэтому какого-то универсального социального портрета быть не может»), главным из которых должен стать не уровень физической или правовой подготовки («Народным дружинникам запрещается по общему правилу применять физическую силу - только в рамках самообороны, поэтому здесь физические данные не нужны»), а активная гражданская позиция, неравнодушное отношение к окружающим людям, району, городу, в которых проживает, работает, учится потенциальный дружинник («У нас в наиболее активной народной дружине . руководителем является женщина. Она ... хорошо выступала, с эмоцио-
нальной экспрессией..., народу она понравилась»).
Данное положение подтверждается результатами количественных опросов экспертов-практиков и дружинников (рис. 1). Эксперты названных категорий, как видим, помимо неравнодушия, активной гражданской позиции также фокусируют внимание на честности, ответственности и уравновешенности кандидатов в ДНД.
Выводы. Проведенный анализ результатов социологических опросов различных категорий респондентов позволил увидеть перспективы взаимодействия полиции и народных дружин в Хабаровском крае, с одной стороны, с позиций оценок увеличения численности и эффективности данных объединений правоохранительной направленности, с другой - с точки зрения направлений со-
Рис. 1. Результаты ответов экспертов-практиков и дружинников на вопрос: «Как
Вы считаете, какие люди с точки зрения их личностных и социальных качеств должны прежде всего входить в состав народных дружин в городе, муниципальном районе, где Вы проходите службу?» (сумма ответов каждой опрошенной категории превышает 100%, поскольку по методике опроса можно было выбрать несколько
вариантов ответа)
вершенствования их деятельности в регионе. Исследование показало, что магистральные мероприятия по оптимизации взаимодействия ДНД с полицией должны быть нацелены на повышение мотивации, вовлеченности различных слоев населения в работу ДНД.
Ключевыми внешними по отношению к ДНД направлениями должны стать информационно-разъяснительная работа, нацеленная на широкое освещение полезности деятельности ДНД и её конкретных результатов, а также разработка программно-методических основ создания, руководства и обеспечения функционирования ДНД. Исследование позволило установить, что главными объектами информационно-ориентационной работы необходимо избирать обладающих активной гражданской позицией волонтёров и добровольцев, молодежь,
прежде всего студенческую, «военных пенсионеров», работников бюджетных учреждений и организаций.
Комплекс мер, непосредственно затрагивающих работу ДНД изнутри, должен включать в себя увеличение уровня материального стимулирования дружинников и финансового обеспечения ДНД, улучшение правовой защищенности дружинников, а также изменение идейно-мо-тивационных аспектов их деятельности.
Список литературы:
1. Ахмадиева Н. В. Опыт борьбы с преступностью в Башкирии в 1970-е -начале 1980-х гг. // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2017. № 1. С. 65-73.
2. Жакупова Д. М., Киселев А. И.,
Пальчикова М. А. Понятие и история возникновения народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности / / Правопорядок: история, теория, практика. 2017. № 3. С. 97-106.
3. Иванов В. Е. Деятельность органов внутренних дел Приморского края по профилактике преступности в период перестройки (1985-1991) // Общество: философия, история, культура. 2021. № 4 (84). С. 92-95.
4. Иванников С. В., Новиков С. В. Формирование социально активной личности студента юридического вуза посредством народных дружин // Социально-экономические явления и процессы. 2015. № 4. С. 137-140.
5. Маркина Э. В. Сосновская Ю. Н. Сотрудничество с гражданами как одно из основных положений, реализуемых Федеральным законом «О полиции» / / Вестник Московского университета МВД России. 2017. С. 236-239.
6. Перцев В. А. Роль общественных организаций областей центрального Черноземья в укреплении правопорядка в конце 1950-х - начале 1960-х гг. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2020. № 1. С. 61-67.
7. Соболева М. М. Актуальные проблемы совершенствования механизма взаимодействия полиции и гражданского общества по защите личных прав человека // Журнал правовых и экономических исследований. 2017. № 1. С. 82-86.
8. Хромов А. В. Административно-правовые основы участия граждан в охране общественного порядка в России и Финляндии // Сибирское юридическое обозрение. 2020. № 4. С. 557-565.
9. Чекашкин Г.Ф. Правовая основа контрольно-надзорной деятельности полиции на современном этапе // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 3. С. 6-13.
Библиографическое описание статьи
Клеймёнов Е. А., Чепиков Е. В. Перспективы взаимодействия полиции и народных дружин в регионе: опыт социологического анализа// Власть и управление на Востоке России. 2021. № 3 (96). С. 96-111. БОТ 10.22394/1818-4049-2021-96-3-96-111
Yevgeniy A. Kleymenov - Candidate of Sociology, Associate Professor of the chair of social and humanitarian and economic disciplines, the Far-Eastern law institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (15, Kazarmenny Per., Khabarovsk, 680020, Russia). E-mail: [email protected]
Yevgeniy V. Chepikov - Candidate of Philosophy, Associate Professor of the chair of social and humanitarian and economic disciplines, the Far-Eastern law institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (15, Kazarmenny Per., Khabarovsk, 680020, Russia). E-mail: [email protected]
Prospects of interaction of police and people's guards in the region: experience of sociological analysis
Based on the results of quantitative and qualitative sociological surveys, the article outlines the prospects for interaction between the police and people's guards in the Khabarovsk territory. On the one hand,, the estimates of increase in the number and effectiveness of these law enforcement associations are shown, on the other, the directions for improving their activities in the region are given. The study showed that the main measures to optimize interaction of the people's guards with the police should be aimed at increasing the motivation and involvement of different segments of the population in the work of people's guards. The key areas ofsuch work should be information and explanatory work in relation to the volunteers and volunteers with the active civic position, youth, primarily students, pensioners of power structures, employees of budgetary institutions and organizations, an increase in the level of material incentives for vigilantes and financial support of the
people's guards, improvement of legal security of vigilantes, as well as changes in the ideological and motivational aspects of their activities.
Keywords: people's guards, public order, police, expert polls.
References:
1. Akhmadieva N. V. Experience of combating crime in Bashkiria in the 1970s - early 1980s Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta Elektronnyy nauchnyy zhurnal [Bulletin of the Orenburg State Pedagogical University. Electronic scientific journal], 2017, no. 1, pp. 65-73. (In Russian).
2. Zhakupova D. M., Kiselev A. I., Pal-chikova M. A. The concept and history of the emergence of people's guards and public associations of law enforcement orientation Pravoporyadok istoriya, teori-ya, praktika [Law and order: history, theory, practice], 2017, no. 3, pp. 97-106. (In Russian).
3. Ivanov V. E. The activities of the internal affairs bodies of the Primorsky Territory for the prevention of crime during the perestroika period (1985-1991) Obsh-chestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura [Society: philosophy, history, culture], 2021, no. 4 (84), pp. 92-95. (In Russian).
4. Ivannikov S. V., Novikov S. V. Formation of a socially active personality of a student of a law school by means of people's guards Sotsial'no-ekonomicheski-ye yavleniya i protsessy [Socio-economic phenomena and processes], 2015, no. 4, pp. 137-140. (In Russian).
5. Markina E. V. Sosnovskaya Yu. N. Cooperation with citizens as one of the main provisions implemented by the Fed-
eral Law "On Police" Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2017, pp. 236239. (In Russian).
6. Pertsev V. A. The role of public organizations in the regions of the central Chernozem region in strengthening the rule of law in the late 1950s - early 1960s Vestnik voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya. Politologiya. Sotsiologiya [Bulletin of the Voronezh State University. Series: History. Political science. Sociology], 2020, no. 1, pp. 6167. (In Russian).
7. Soboleva M. M. Actual problems of improving the mechanism of interaction between the police and civil society for the protection of personal human rights Zhurnal pravovykh i ekonomicheskikh issledovaniy [Journal of Legal and Economic Research], 2017, no. 1, pp. 82-86. (In Russian).
8. Khromov A. V. Administrative and legal foundations of citizens' participation in the protection of public order in Russia and Finland Sibirskoye yuridicheskoye obozreniye [Siberian legal review], 2020, no. 4, pp. 557-565. (In Russian).
9. Chekashkin G. F. The legal basis for the control and supervisory activities of the police at the present stage Problemy pravookhranitel'noy deyatel'nosti [Problems of law enforcement], 2019, no. 3, pp. 6-13. (In Russian).
Reference to the article -
Kleymyonov Ye. A., Chepikov Ye. V. Prospects of interaction of police and people's guards in the region: experience of sociological analysis // Power and Administration in the East of Russia. 2021. No. 3 (96). Pp. 96-111. DOI 10.22394/1818-4049-2021-96-3-96-111