УДК: 378.2
doi: 10.35750/2071-8284-2021-2-158-165
ольга Михайловна Гуз
адъюнкт
ORCID: 0000-0001-5297-3099, [email protected]
Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1
Опыт и результативность практико-ориентированной подготовки народных дружинников на базе организаций системы МВД России
Аннотация: Актуальность темы статьи определяется всё более широким распространением во-лонтёрства и добровольчества в нашей стране. В частности, создание добровольных народных дружин, которые призваны оказывать содействие всем государственным органам власти, частью которых являются подразделения органов внутренних дел. Нормативные документы закрепляют правовые основы сотрудничества полиции и населения. Эффективность деятельности добровольных дружин существенно зависит от уровня правовой и морально-психологической подготовленности к взаимодействию с сотрудниками органов внутренних дел. Они должны понимать особенности правозащитной и правоохранительной деятельности. В приказах МВД России определён порядок подготовки народных дружинников, но для их реализации необходима разработка программной и методической документации. В статье представлен анализ существующей практики подготовки народных дружинников при подразделениях органов внутренних дел, выявлены недостатки и противоречия в их уровне подготовленности. Обсуждается специфика подготовки дружинников, заключающаяся в краткосрочности, а также неоднородном возрастном и профессиональном составе групп. Предлагается опыт внедрения специально разработанной программы, уникальной как по содержанию, так и по методам подготовки дружинников. Содержание представлено на основе классификации типовых задач, которые приходится решать дружинникам в совместной деятельности с сотрудниками ОВД. Эти задачи легли в основу трёх учебных модулей («Несовершеннолетние», «Иностранцы», «Охрана порядка»), рассмотренных в статье. Практико-ориентированные методы подготовки включают в себя анализ реальных ситуаций, представленных на занятиях в разных видах и формах. На их основе разработан тестовый и ситуационный материал, который может быть использован в процессе обучения и контроля результативности проведённой работы. В заключение приведён сравнительный анализ результативности предлагаемой программы подготовки дружинников в сравнении с контрольной группой.
Ключевые слова: добровольные народные дружины, подготовка дружинников, практико-ори-ентированные методы подготовки, критерии оценки
Для цитирования: Гуз О. М. Опыт и результативность практико-ориентированной подготовки народных дружинников на базе организаций системы МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2021. - № 2 (90). - С. 158-165; doi: 10.35750/2071-8284-2021-2-158-165.
Olga M. Guz
Graduate
ORCID: 0000-0001-5297-3099, [email protected]
Saint Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint Petersburg, 198206, Russian Federation
Experience and effectiveness of practice-oriented training of voluntary people's guard members based at the organizations of MIA of Russia
Abstract: The relevance of the subject matter of the article is determined by the increasing spread of volunteering in our country, in particular, the formation of voluntary people's guards that are intended to assist all state authorities includinglaw enforcement agencies. The legal basis for cooperation between the police and the public is fixed in the corresponding statutory documents. The performanceof voluntary people's patrol depends considerably on the level oflegal, moral and psychological competenceof its members
© Гуз О.М., 2021
allowing to interact withlaw enforcement officers. Vigilantesshould understand the specifics of human rights practices and law enforcement activities.
The decrees of the Ministry of Internal Affairs of Russia define the procedure ofvigilante groupstraining, but their implementation requires the development of policy and methodological documentation.
The article presents the analysis of the existing practice of vigilantes training atlaw enforcement agencies, and identifies deficiencies and contradictions in thelevel of their expertise. The article discusses the specific features of such training: its short-term duration, as well as the heterogeneous composition of thevigilante groups as to age and profession. The authorpresents experience in implementing specially developed program forvigilantestraining that is unique both in content and in methods used. The content is presented on the basis of classification of representative tasksthat have to be solved by voluntary people's patrol in joint activities with police officers. These tasks formed the basis for the three training modules reviewed in the article («Minors», «Foreigners», «Maintenance of order»).
Practice-oriented training methods include analysis of real situations that are presented in the classroom in various aspects and forms. Test and situational materials developedon their basis can be used in the process of training as well as for monitoring the effectiveness of the work performed. In conclusionthe author presentsthe analysis of the effectiveness of the suggested training program for vigilante groupas compared to the control group.
Keywords: voluntary people's patrol, training of vigilantes, practice-oriented training methods, criteria for assessing
For citation: Guz O. M. Experience and effectiveness of practice-oriented training of voluntary people's guard members based at the organizations of MIA of Russia // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2021. - № 2 (90). - P. 158-165; doi: 10.35750/2071-8284-2021-2158-165.
Введение
Важнейшим условием эффективной деятельности полиции является активное участие граждан в охране общественного порядка и их содействие органам внутренних дел. Президент России В. В. Путин в выступлении на заседании Государственного совета «О первоочередных мерах по реализации государственной системы профилактики правонарушений и обеспечению общественной безопасности» акцентировал внимание на необходимости активного привлечения к охране общественного порядка граждан и общественных организаций: «Не подлежит сомнению - чем больше людей будет включаться в эту работу, тем успешнее она будет. Добровольные помощники способны не только снизить уровень преступности на улицах и в жилом секторе, но и заниматься ее профилактикой»1.
С этой целью в большинстве субъектов Российской Федерации начался процесс создания и развития института добровольных народных дружин. Порядок их создания и деятельности регламентируется федеральным законом2.
По состоянию на 1 января 2021 года в региональный реестр добровольных народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в Санкт-Петербурге внесено 52 добровольные народные дружины,
1 Стенографический отчёт о заседании Государственного совета «О первоочередных мерах по реализации государственной системы профилактики правонарушений и обеспечению общественной безопасности», Ростов-на-Дону, 29 июня 2007 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации. - URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/transcripts/24392 (дата обращения: 10.12.2020).
2 Об участии граждан в охране общественного порядка: Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.12.2020).
а в Ленинградской области - 99 объединений. В процесс охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности по официальным данным было вовлечено 2888 дружинников по г. Санкт-Петербургу и 1408 народных дружинников по Ленинградской области.
Во исполнение федерального закона, регламентирующего участие граждан в охране общественного порядка, в Министерстве внутренних дел Российской Федерации был утверждён приказ от 18 августа 2014 г. № 696 «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи», который определяет порядок подготовки народных дружинников, в том числе на базе организаций системы МВД России.
В данном приказе представлено содержание и количество часов, а также формы такой подготовки. Это, прежде всего, инструктажи, которые должны проводиться с гражданами, привлекаемыми к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Содержание инструктажей предусматривает ознакомление участников добровольных народных дружин с законодательными и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность народных дружинников; рекомендации, направленные на формирование, закрепление и развитие у них навыков к действиям в ситуациях служебной деятельности при участии в охране общественного порядка; меры личной безопасности и перечень приёмов самозащиты, а также рекомендации по порядку оказания неотложной первой медицинской помощи. Данные инструктажи призваны сформировать у народных дружинников готовность к участию в предупреждении и пресечении правонарушений и формированию навыков оказания первой помощи.
В соответствии с рекомендациями, вытекающими из нормативных документов, первоначально нами была разработана Программа обучения граждан для подразделений добровольных народных дружин на базе организаций системы МВД России, которая включала в себя лекции и практические занятия в объёме 19 часов. Она была реализована в Красносельском районе Санкт-Петербурга в 2018 г.
Изучение результативности обучения первых групп показало недостаточную подготовленность народных дружинников по существующей системе. Анализ причин выявил следующее.
Во-первых, существующая программа подготовки народных дружинников была ориентирована в основном на знание теоретических аспектов деятельности народных дружинников и не касалась практической стороны.
Во-вторых, занятия не позволяли в должной мере проводить практико-ознакомитель-ную работу со слушателями по ситуациям практической совместной с сотрудниками ОВД деятельности, с которыми народные дружинники сталкиваются чаще всего.
В-третьих, такая форма обучения значительно влияла на мотивацию слушателей, которые, имея смутные представления о практике действий и решений в ситуациях по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, не были уверены в своих знаниях и умениях и теряли желание участвовать в такой деятельности.
В-четвертых, традиционные методы не позволяли в должной мере развивать у слушателей практико-ориентированное мышление, которое предполагает, с одной стороны, дисциплинированность и подчинение сотрудникам ОВД, с которыми они обязаны взаимодействовать, с другой - быструю ориентировку в ситуации и способность принимать решение в неординарных и даже экстремальных ситуациях.
Соответственно была поставлена задача обосновать и разработать программу практико-ориентированной подготовки народных дружинников для дальнейшего привлечения их к участию в охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности [4, с. 35-37].
Обоснование программы
Процесс подготовки граждан к деятельности добровольных народных дружин (ДНД) не является профессиональным, хотя подразумевает участие народных дружинников в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Это вид краткосрочной дополнительной подготовки к выполнению определённого набора задач под руководством профессионально обученного специалиста.
Спецификой подготовки дружинников является краткий срок обучения и разновозрастной состав слушателей. Необходимость осваивать значительный объём информации за короткое время требует не только структуриро-
вания информации с ориентацией на практическую деятельность, но и формирования умений и мотивации взаимодействия дружинников с сотрудниками ОВД, а также психологической готовности слушателей. Решение этой объёмной задачи возможно при последовательном использовании практико-ориентированных методов обучения и, в дальнейшем, привлечении преподавателей с практическим опытом правоохранительной деятельности и высоким уровнем подготовленности, которые смогут интенсифицировать процесс обучения народных дружинников [3, с. 118-123]3.
Анализ практико-ориентированных методов подготовки обучающихся при краткосрочных формах обучения позволил прийти к следующим результатам [3, с. 118-123].
Практико-ориентированные методы конкретизируют фундаментальный принцип практической направленности образования, который позволяет согласовать теоретические знания с практикой применения их в деятельности. Данные методы и технологии, активно применяемые в современной дидактике, направлены на формирование сложных профессионально значимых качеств и компетенций.
Наиболее распространёнными практико-ориентированными методами в обучении являются: анализ конкретных ситуаций, моделирование ситуаций, деловые и ролевые игры или их элементы, проведение занятий на специализированных полигонах, проведение выездных занятий, привлечение практических работников к занятиям и оценке знаний, формирование умений и навыков самообразовательной деятельности слушателей [9, с. 62-64].
Теоретический и практический анализ содержания деятельности дружинников [2, с. 91-95; 6, с. 235-236; 8, с. 197-200; 10, с. 382-386] позволил заключить, что внедрение практико-ориентиро-ванных методов подготовки требует:
- введения в образовательный процесс комплексных занятий, направленных на интеграцию знаний и умений по различным учебным вопросам, развитие ориентировочных и прогностических способностей и практического мышления будущих дружинников;
- внедрения активных, в том числе игровых методов обучения, моделирующих ситуации коммуникации в ходе взаимодействия дружинников с населением и правонарушителями;
- рефлексивной работы, позволяющей будущему дружиннику адекватно воспринимать и оценивать возможные ошибки, затруднения и неудачи в процессе адаптации в подразделении после окончания прохождения курса подготовки.
Для достижения этих целей была разработана опытно-экспериментальная программа практико-ориентированной подготовки на-
3 Николаев В. В. Интенсификация первоначальной профессиональной подготовки сотрудников ОВД в учебных центрах МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2006. - С. 10.
родных дружинников в системе МВД России. В её основу положена тематическая организация учебной информации, которая была разбита на соответствующие модули обучения [1, с. 12-17]. Учебные модули формировались в соответствии с направлениями и типологией деятельности народных дружинников. Специфика методов практико-ориентированного обучения народных дружинников была построена на основе реальных или типичных ситуаций, анализ и проигрывание которых в процессе занятий позволял идти от практики к теории и вырабатывать алгоритмы взаимодействия с сотрудниками ОВД в каждом случае. В соответствии с наиболее частыми направлениями деятельности народных дружинников модули обучения были спроектированы по трём направлениям.
Первый модуль «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних» (краткое название «несовершеннолетние»). Данное направление работы народных дружинников предполагает проведение рейдов по местам концентрации несовершеннолетних подростков, проверку и обследование чердаков, подвалов, подъездов домов, дворовых территорий и территорий, прилегающих к дошкольным образовательным учреждениям, рынков, торговых зон.
Второй модуль «Профилактика правонарушений и преступлений иностранными гражданами» (краткое название «иностранцы»). В данном направлении сотрудники полиции совместно с отделом по вопросам миграционного контроля и дружинниками проводят мероприятия по проверке адресов, по которым имеется информация о возможном незаконном проживании иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся без регистрации и осуществляющих трудовую деятельность без разрешения. Также дружинники совместно с участковыми уполномоченными полиции УМВД России проверяют постоянно и временно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан.
Третий модуль «Охрана общественного порядка» (краткое название «охрана порядка»). Предполагает обеспечение общественной безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий и при осуществлении постоянного патрулирования обслуживаемой территории совместно с сотрудниками патрульно-постовой службы полиции и участковыми инспекторами полиции.
занятий по включало в и морально-подготовку.
новой и значительно повышает практическую направленность и эффективность занятий при коротком сроке подготовки [5, с. 49-51].
Исходя из анализа проблем совместной работы народных дружинников с сотрудниками ОВД по основным направлениям деятельности, в соответствии с определёнными для программы модулями, содержание программы реализовано в следующих объёмах обучения.
1. Учебный модуль «Несовершеннолетние» - 5 часов.
2. Учебный модуль «Иностранцы» - 5 часов.
3. Учебный модуль «Охрана порядка» - 5 часов.
4. Практические занятия по медицинской и физической подготовке - 4 часа (по 2 часа каждое).
В ходе нашей работы кроме нормативно регламентированных направлений обучения народных дружинников сохранялась тематика обязательных инструктажей, исходя из направлений служебной деятельности сотрудников ОВД.
На базе Красносельского района Региональной общественной организации «Народная дружина» (73 человека) был организован формирующий эксперимент, в качестве контрольной группы была исследована СПб ОО «Красносельская народная дружина» (72 человека), где подготовка велась по традиционной программе лекций и инструктажей.
Статистическая обработка материалов исследования выполнена с помощью стандартных статистических процедур. Использовались специализированные пакеты прикладных программ «Excel 2013» и «IBM SPSS Statistics 22.0», обеспечивающие вычисление одномерных статистик и сравнительный анализ с помощью t-критерия Стьюдента. Была проведена проверка на нормальное распределение данной выборки по критерию Колмогорова-Смирнова (р>0,05).
В табл. 1 представлены характеристики выборки экспериментальной и контрольной группы народных дружинников.
Представленную выборку дружинников составили преимущественно 94 мужчины (75 %), 51 женщина, что составило 25 % (1 - мужчины, 2 - женщины), значимых различий между группами не выявлено. Средний возраст народных дружинников оказался равен 45,84 ± 1,17 лет.
Средний стаж составил 2,35±0,089 лет, при этом: стаж в ДНД до 1 года - 54 человека (51,9 %), 1-3 года - 41 человек (21,9 %), до 10 лет - 34 человека (18,4 %), больше 10 лет - 16 чело-
Построение каждому модулю себя и правовую, психологическую Дополнительно занятия по фи зической и медицинской практике сопровождались рассмотрением возможных неординарных ситуаций из каждого модуля.
Такая организация подготовки дружинников является
Таблица 1
характеристика выборки экспериментальной и контрольной групп народных дружинников
Выборка N М ± in Экспериментальная группа (п = 73) Контрольная группа (п = 72)
Пол 145 1.38 ±0.040 1.40 ± 0.058 1.36 ±0.058
Возраст 145 45.84 ± 1.171 43.49 ± 0.034 46,49 ± 0.063
Стаж в ДНД 145 2.35 ± 0.089 2,38 ±0.012 2.34 ±0.013
Образование 145 2.40 ±0.061 2,49 ± 0.088 2.33 ± 0.085
Примеры практико-ориентированных заданий и вопросов по модулю «несовершеннолетние»
Направление по работе с несовершеннолетними
Совместно с дружинникамн проверялись места концентрации несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений и Преступлений. Обнаружена группа подростков, сидящих с ногами на скамейках и качелях детской площадки, поведение позволяет предполагать, что они нетрезвы.
1. Какие нормативно-правовые акты регламентируют проблематику ситуации?
2. При выявлении нарушений на какие аспекты вы обязательно обратите внимание в целях предупреждения?
3. С какими трудностями Вы можете столкнуться в этой ситуации?
Вы знаете, что родители несовершеннолетнего злоупотребляют алкоголем и занимаются рукоприкладством. В настоящий момент ребёнок должен находиться в школе, но в момент проверки был дома.
1. Какие нормативно-правовые акты регламентируют проблематику ситуации?
2. На какие факторы необходимо обращать внимание?
3. Опишите ваши действия как дружинника, сопровождающего инспектора по делам несовершеннолетних.
Примеры практико-ориентированных заданий и вопросов по модулю «охрана порядка»
Направление работы по охране порядка
Во время несения службы на шумное поведение граждан, выражающихся нецензурной бранью у магазина, прибыл наряд полиции.
1. Какие нормативно-правовые акты регламентируют проблематику ситуации?
2. Какие документы оформляются при составлении протокола по статье мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ)? В какой последовательности? И кто принимает решения?
3. Опишите Ваши действия? На какие внешние факторы необходимо обратить внимание?
3. Как отличить наркотическое опьянение от алкогольного? Что важно учитывать при выявлении данного факта?
Гражданин в общественном месте в дневное время суток курит.
1. Какие нормативно-правовые акты регламентируют проблематику ситуации?
2. Какие необходимо провести мероприятия? Обязательно ли фото-, видео фиксация?
3. При выявлении нарушения возможно предупреждение или штраф?
век (7,8 %). Значимых различий между экспериментальной и контрольной группами в зависимости от стажа не выявлено.
Уровень образования был зашифрован следующим образом: 1 - среднее, 2 - средне-специальное, 3 - высшее, значимых различий между группами не выявлено.
Представленная выборка показывает, что между экспериментальной и контрольной группами народных дружинников значимых различий по исследуемым показателям не выявлено.
В процессе исследования были апробированы методы практико-ориентированной подготовки народных дружинников на основе разработанных модулей. На каждом занятии рассматривались примеры реальных ситуаций, изложенные в различных формах, таких как текстовые сообщения, презентации, рассказы преподавателя, учебные ролики, отрывки из художественных фильмов или газетных сообщений. В каждом случае рассматривался порядок действий в данных ситуациях, включая правовую основу действия сотрудника
ОВД и дружинника, виды протоколов, которые необходимы для соблюдения процессуальных норм, алгоритм взаимодействия сотрудников ОВД и дружинников, возможные трудности и конфликтные ситуации, пути разрешения конфликтов; ситуации, требующие оказания первой медицинской помощи, а также самообороны [7, с. 95-100].
Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы
С целью анализа результативности внедрённой программы по окончании курса проведена оценка её эффективности. Исследовательская работа была организована на базе Красносельского района Региональной общественной организации «Народная дружина» (73 человека), контрольной группой служила СПб ОО «Красносельская народная дружина» (72 человека), где подготовка велась по традиционной программе лекций и инструктажей (таблица 1).
По результатам сравнительного анализа (таблица 2) экспериментальная и контрольная группы до формирующего эксперимента равнозначны по исследуемым показателям (р>0,05). Полученный результат свидетельствует о статистически незначимых различиях в уровне успеваемости обучающихся в двух группах до проведения формирующего эксперимента.
В качестве критериев оценивания эффективности подготовки народных дружинников, во-первых, были подготовлены тестовые задания для оценки уровня полученных правовых знаний, во-вторых - примеры практических ситуаций, которые содержали три типа вопросов (правовая основа, порядок действий, возможные трудности) и требовали устного ответа.
Примеры тестовых заданий
1. Первая статья Федерального закона от 2 февраля 2014 г. ФЗ-44 «Об участии граждан в охране общественного порядка» определяет его цель как создание:
- общественных объединений;
- добровольных народных дружин;
- правовых условий для добровольного участия граждан Российской Федерации в охране общественного порядка.
2. Какие субъекты НЕ имеют законных полномочий по охране общественного порядка?
- органы внутренних дел;
- органы государственной власти;
- органы местного самоуправления;
- все граждане, имеющие российское гражданство.
3. Добровольные народные дружины являются:
- частью правоохранительных органов;
- структурой органов исполнительной власти;
- самостоятельным субъектом при органах власти.
4. Какие правовые условия созданы для деятельности добровольных народных дружин?
- специальная форма;
- знаки отличия;
- определённые законом полномочия и обязанности.
5. Противодействие народному дружиннику по охране общественного порядка со стороны населения:
- карается административным штрафом в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей;
- оформляется протоколом или приводом в полицию;
- всё зависит от ситуации.
6. Кто из граждан НЕ имеет права участвовать в работе добровольных дружин?
- любой человек, законно проживающий на территории РФ и имеющий желание участвовать в охране общественного порядка;
- имеющие причастность к экстремистской или террористической деятельности;
- не имеющие российского гражданства.
Ответы оценивались преподавателем по
пятибалльной шкале, на практических занятиях выше оценка ставилась за правильные ответы при решении задач из практики народных дружинников и за активность в процессе обсуждения, анализа и поиска решений противоречивых профессионально-нравственных ситуаций.
За основу были взяты задания, которые обсуждались с будущими дружинниками на прак-тико-ориентированных занятиях. Задачи по ситуациям были сходными, но их содержательное наполнение было изменено.
В качестве ещё одного критерия использовался показатель уровня коммуникативных умений, т. е. умений конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Со стороны преподавателя осуществлялся мониторинг правильности решений практических задач, содержащих примеры межличностного общения. Дополнительно оценивалось участие и активность слушателей в процессе инсценирования ролевых ситуаций, обсуждения сложностей, с которыми сталкиваются начинающие народные дружинники при работе с населением, взаимодействии с правонарушителями. Также уделялось внимание пониманию возможных отклонений от стандартного развития ситуации, самостоятельных решений, а также проявлений разумной самостоятельности при взаимодействии с сотрудниками ОВД и гражданами.
Четвёртым критерием был уровень сфор-мированности самосознания защитника право-
порядка. Это важный критерий, направленный на выбор морально-нравственной позиции, мотивов участия в ДНД, понимание ситуаций, требующих физической самообороны, защиты окружающих и знаний при оказании первой помощи. Данный критерий направлен на предупреждение незаконности действий, самосуда. Он включает в себя, в том числе формирование стремления к самообразованию в области права, психологии и педагогики. Важный педагогический результат заключался в накоплении опыта самоанализа, осознанности своих действий и выборов, а также ответственности за них. Критерий выявлялся в процессе индивидуальных бесед и практических занятий, а также активности на занятиях. Итогом практических занятий по данному критерию является устойчивое убеждение, что удостоверение дружинника, своё положение в ДНД, знания и умения дружинник может применять только в целях защиты и охраны общественного порядка, для защиты людей, попавших в тяжёлые ситуации, возможно, людей осужденных.
Обобщение и математическая обработка результатов позволили сопоставить результаты экспериментальной и контрольной группы (таблица 3).
Сравнительный анализ показателей успеваемости экспериментальной и контрольной группы до начала формирующего эксперимента не обнаружил достоверных различий в уровне знаний и умений кандидатов в дружинники. Результаты сравнительного анализа показателей групп после формирующего эксперимента позволили выявить значимые достоверные различия (р<0,01) по всем рассматриваем показателям. В частности, «Знание правовой основы действий дружинника» достоверно выше (р<0,01), также более высокие оценки (р<0,05) «Понимание алгоритма действий во взаимодействии с сотрудником ОВД», «Понимание возможных отклонений от стандартного развития ситуации, возможность самостоятельных решений», «Понимание ситуаций, требующих физической самообороны, защиты окружающих и знания при оказании первой помощи». Данный результат говорит о том, что после проведения формирующего эксперимента народные дружинники стали лучше знать нормативно-правовую базу, на которой основываются их действия, понимать свою роль при взаимодействии с сотрудниками ОВД, улучшились их знания в области оказания первой помощи. Экспериментальная группа народных дружинников представляет свои действия при различных отклонениях от ситуаций, рассматриваемых на учебных занятиях, а также лучше ориентируется в ситуациях, требующих применения физической силы для самообороны или защиты окружающих.
В контрольной группе при проведении сравнительного анализа с помощью 1-критерия Стьюдента для зависимых выборок значимых изменений не выявлено (таблица 4). Хотя по абсолютным значениям показатели успеваемости контрольной группы выросли и превысили 3
Таблица 2
Результаты сравнительного анализа результатов показателей
групп до формирующего эксперимента (ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа)
Показатели, оцениваемые у обучающихся Группы в начальный период (М ± ш) р > 0,05
ЭГ (11 - 73) КГ (11 - 72)
1. Знание правовой основы действий дружинника 2.73±0.078 2.76±0.088
2. Понимание алгоритма действий во взаимодействии с сотрудником ОВД 2.74±0.067 2.88±0.083
3. Понимание возможных отклонений от стандартного развития ситуации, возможность самостоятельных решений 2,79±0,072 3,00±0,085
4. Понимание ситуаций. требующих физической самообороны, защиты окружающих и знания при оказании первой помощи 2.70±0.074 2.83±0.080
Достоверных различий не выявлено
Таблица 3
Сравнение показателей результатов формирующего эксперимента и контрольной группы
ве не только лучшего знания правовой основы действий дружинника, но и понимания своей роли во взаимодействии с сотрудником ОВД, стали рассматривать не только развитие стандартных ситуаций, но и различные отклонения от стандартов и самостоятельные способы решения в пределах правовых норм. Также формирующий эксперимент показал, что народные дружинники стали лучше ориентироваться в ситуациях, требующих применения физической силы для самообороны или защиты окружающих и оказания первой помощи.
Показатели, оцениваемые у обучающихся Группы в итоговый период (М±т) Р<
ЭГ-2 (а,= 73) КГ-2 (п = 72)
1. Знание правовой основы действий дружинника 4.24±0.092 3.0б±0.073 0.01
2. Понимание алгоритма действий во взаимодействии с сотрудником ОВД 4.20±0.096 3.03±0.072 0.01
3. Понимание возможных отклонений от стандартного развития ситуации, возможность самостоятельных решений 4.21±0.097 3.14±0.086 0.01
4. Понимание ситуаций. требующих физической самообороны. защиты окружающих и знания при оказании первой помощи 4,37±0,090 3,07±0,061 0,01
Таблица 4
Сравнение показателей результатов контрольной группы до и после проведения исследования
Показатели, оцениваемые у обучающихся Контрольная группа до и после исследования (11 = 72) (М±ш) р>0,05
КГ-1 КГ-2
1. Знание правовой основы действий дружинника. 2.76 ± 0.088 3.06 ± 0.073
2. Понимание алгоритма действий во взаимодействии с сотрудником ОВД. 2.88 ± 0.083 3.03 ± 0.072
3. Понимание возможных отклонений от стандартного развития ситуации, возможность самостоятельных решений. 3.01 ±0.085 3.14 ±0.086
4. Понимание ситуаций, требующих физической самообороны. защиты окружающих и знания при оказании первой помощи. 2,86 ± 0.080 3,07 ±0.061
балла, в отличие от первоначальных показателей, что говорит о прохождении обучения и усвоения знаний, необходимых для работы в ДНД.
Таким образом, можно говорить об эффективности формирующего эксперимента по сравнению с традиционным обучением народных дружинников. В результате данного исследования народные дружинники стали лучше анализировать различные ситуации, которые могут возникнуть во время работы в ДНД, на осно-
Вывод
Отметим достоверное улучшение всех исследуемых показателей в экспериментальной группе обучающихся по сравнению с контрольной, что свидетельствует о достаточно высокой эффективности предлагаемой нами практи-ко-ориентированной методики обучения. После освоения опытного курса уровень подготовленности дружинников существенно выше.
Полученные результаты свидетельствуют об эффективности экспериментальной программы практико-ориен-тированной подготовки участников ДНД в организациях системы МВД России в соответствии с требованиями приказа МВД России от 18 августа 2014 г. № 696 «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи»4, разработанного на основе Федерального закона Российской Федерации от 02.04.2014 №44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»5.
Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи : Приказ МВД России от 18 августа 2014 г. № 696 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.12.2020).
5 Об участии граждан в охране общественного порядка: Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 14. - Ст. 1536.
Список литературы
1. Белозерских А. В. Модель блочно-модульного обучения в вузе для развития интеллектуальных способностей к профессиональной деятельности у будущих сотрудников МВД России // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 7 (65). - С. 12-17.
2. Бурылова Л. А. Административно-правовое регулирование создания и деятельности добровольных народных дружин // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура. История. Философия. Право. - 2015. - № 3. - С. 91-95.
3. Васильев Ф. П., Шкирков В. Ф., Бережкова Н. Ф., Вечерникова Д. В., Дрондин А. Л. Совершенствование процесса правового образования и воспитания сотрудников правоохранительных органов и обеспечение безопасности и правопорядка // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2019. - Т. 24. - № 1 (76). - С. 118-123.
4. Туз О. М., Елесина И. Г. Теоретическая модель подготовки народных дружинников в системе МВД России // Тенденции развития науки и образования. - 2019. - № 1 (51). - С. 35-37.
5. Кубекова А. М. Практико-ориентированное обучение - залог успешного обучения // Педагогическая наука и практика. - 2018. - № 1 (19). - С. 49-51.
6. Майшев М. Н. Добровольная народная дружина как результативная помощь сотрудникам полиции / Молодёжь Сибири - науке России : сб. мат-ов Междун. науч.-практ конф. - Красноярск: КРО НС «Интеграция», 2015. - С. 235-236.
7. Пономарев Р. Е. Знания как результат обучения // Вестник Московского университета. Серия 20 «Педагогическое образование». - 2017. - № 2. - С. 95-100.
8. Семенов А. А. Добровольная народная дружина, как вид волонтерской молодежной деятельности // Наука и школа. - 2015. - № 2. - С. 197-200.
9. Смирнов А. Ю. Формирование профессиональных и социальных компетенций студентов, посредством использования практико-ориентированных подходов к процессу обучения / Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сб. мат-лов XV Междун. науч.-практ. конф. - Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2019. - С. 62-64.
10. Щербаков О. Н. Отдельные аспекты участия граждан в охране общественного порядка // Административное и муниципальное право. - 2016. - № 5. - С. 382-386.
References
1. Belozerskikh A. V. Model' blochno-modul'nogo obucheniya v vuze dlya razvitiya intellektual'nykh sposobnostey k professional'noy deyatel'nosti u budushchikh sotrudnikov MVD Rossii // Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2010. - № 7 (65). - S. 12-17.
2. Burylova L. A. Administrativno-pravovoye regulirovaniye sozdaniya i deyatel'nosti dobrovol'nykh narodnykh druzhin // Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Kul'tura. Istoriya. Filosofiya. Pravo. - 2015. - № 3. - S. 91-95.
3. Vasil'yevF. P., Shkirkov V. F., Berezhkova N. F., Vechernikova D. V., Drondin A. L. Sovershenstvovaniye protsessa pravovogo obrazovaniya i vospitaniya sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov i obespecheniye bezopasnosti i pravoporyadka // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. - 2019. - T. 24. - № 1 (76). - S. 118-123.
4. Guz O. M., Yelesina I. G. Teoreticheskaya model' podgotovki narodnykh druzhinnikov v sisteme MVD Rossii // Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya. - 2019. - № 1 (51). - S. 35-37.
5. Kubekova A. M. Praktiko-oriyentirovannoye obucheniye - zalog uspeshnogo obucheniya // Pedagogicheskaya nauka i praktika. - 2018. - № 1 (19). - S. 49-51.
6. Mayshev M. N. Dobrovol'naya narodnaya druzhina kak rezul'tativnaya pomoshch' sotrudnikam politsii / Molodozh' Sibiri - nauke Rossii : sb. mat-ov Mezhdun. nauch.-prakt konf. - Krasnoyarsk: KRO NS «Integratsiya», 2015. - S. 235-236.
7. Ponomarev R. Ye. Znaniya kak rezul'tat obucheniya // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20 «Pedagogicheskoye obrazovaniye». - 2017. - № 2. - S. 95-100.
8. Semenov A. A. Dobrovol'naya narodnaya druzhina, kak vid volonterskoy molodezhnoy deyatel'nosti // Nauka i shkola. - 2015. - № 2. - S. 197-200.
9. Smirnov A. Yu. Formirovaniye professional'nykh i sotsial'nykh kompetentsiy studentov, posredstvom ispol'zovaniya praktiko-oriyentirovannykh podkhodov k protsessu obucheniya / Nauka, obrazovaniye, obshchestvo: tendentsii i perspektivy razvitiya : sb. mat-lov XV Mezhdun. nauch.-prakt. konf. - Cheboksary: Tsentr nauchnogo sotrudnichestva «Interaktiv plyus», 2019. - S. 62-64.
10. Shcherbakov O. N. Otdel'nyye aspekty uchastiya grazhdan v okhrane obshchestvennogo poryadka // Administrativnoye i munitsipal'noye pravo. - 2016. - № 5. - S. 382-386.
Статья поступила в редакцию 08.12.2020; одобрена после рецензирования 28.02.2021; принята к публикации 09.06.2021.