© Парамонов А.В., Харин В.В., 2020
DOI 10.20310/2587-9340-2020-4-15-390-398 УДК 343.3
Шифр научной специальности 12.00.01
РОЛЬ НАРОДНЫХ ДРУЖИН В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
А.В. Парамонов, В.В. Харин
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3288-3341, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2841-709X, e-mail: [email protected]
Аннотация. В современных условиях роста противоправных деяний, объемной функциональной нагрузки на правоохранительные органы и их недостаточности на население для эффективной деятельности, интересным и актуальным инструментом для обеспечения общественной безопасности выступают народные дружины. Рассмотрена история становления и развития данного института, а также рассвет данного гражданского объединения во времена СССР. В настоящее время мы можем видеть «перерождение» данного института. Самые проблемные вопросы по организации, правовому статусу дружинников были решены в 2014 г. с принятием Федерального закона № 44 «Об участии граждан в охране общественного порядка». Одним из основных направлений деятельности современных дружин является деятельность по предупреждению и профилактике преступлений среди населения. И это направление деятельности является довольно актуальным. Большое значение институт народной дружины вносит в обеспечение региональной безопасности. В частности, на территории Тамбовской области действуют 24 народные дружины, общей численностью более 750 человек. Эффективно реализуют свою деятельность на территории Тамбовской области народная дружина «Держава». Она остается первопроходцем и лидером в данной деятельности на Тамбовщине.
Ключевые слова: общественная безопасность; региональная безопасность; народная дружина; «Держава»
В условиях современного мира, полного угроз и опасностей, обеспечение защиты личности, общества и государства является актуальным вектором реализации деятельности государства. Основная нагрузка по обеспечению безопасности возлагается на правоохранительные
органы. Только сотрудники правоохранительных органов имеют право легально осуществлять деятельность по обеспечению общественной безопасности. Однако члены общества, которые не являются сотрудниками правоохранительных органов, также часто изъявляют желание принять участие в этом процессе. В таких условиях весьма мобильным и инновационным инструментом является институт добровольного участия граждан в обеспечении общественного порядка, а именно использование народных дружин.
Народные дружины известны еще со времен Киевской Руси. Тогда дружинники имели иной статус, выступая опорой и главной военной силой князя. В те времена дружина играла роль военной организации. В современном понятии «народной дружины» данное объединение впервые появилось в конце XIX века, по инициативе императора Александра III.
Активно данный институт развивался во времена СССР. В советский период на дружинника возлагался довольно обширный перечень обязанностей. Но в то же время быть дружинником было почетно. За выполнение общественного долга им полагались льготы, а также за особо усердную деятельность - награды. Представители власти адекватно оценивали преимущество и внутренний потенциал «контроля со стороны общества» и на практике охотно и активно реализовали его в форме деятельности народных дружин. Так, в 1970-м г. на территории СССР насчитывалось более 100000 народных дружин, а общая численность дружинников превышала 7 млн. человек. По оценкам некоторых экспертов, ежедневный оборот привлечения народных дружинников для осуществления общественной безопасности (содействия правоохранительным органам) составлял 400 тыс. человек.
Первостепенной задачей деятельности народных дружинников было содействие представителям правоохранительных органов того времени (а именно милиции СССР). Основную функциональную нагрузку на дружины возлагали в вечернее-ночное время, а также в периоды праздничных дней и выходных. Стоит отметить, что в СССР потенциал народных дружин использовался и для более серьезных задач - в частности, для охраны больших по протяженности границ СССР [1, с. 29].
После развала Советского Союза институт «народной дружины» был незаслуженно забыт. Сложности в политических и экономических сферах деятельности нашего государства, вызванные переходом от одного политического режима к другому, а также сопровождавший его переход на рыночные отношения сыграли весьма регрессивную роль в
развитии народных дружин. Лишь только после 2000-х гг. данные общественные организации стали возрождаться.
В настоящее время институт народных дружинников активно развивается. В условиях относительно постоянного показателя преступлений по России и нехватки сотрудников правоохранительных органов народные дружинники являются востребованным направлением развития. Так, согласно данным Генеральной Прокуратуры РФ, с января по декабрь 2019 г. на территории России зарегистрировано 2024337 преступлений, что на 32805 больше, чем за аналогичный период прошлого года (+1,6 %)1.
При этом количество сотрудников правоохранительных органов на душу населения также остается весьма невысоким. По подсчетам специалистов, сегодня в среднем на 1000 граждан РФ приходится всего лишь 6 сотрудников полиции. Устойчивые показатели преступности и нехватка сотрудников в значительной степени влияют на эффективность работы правоохранительных органов и как результат на состояние общественной безопасности в РФ2.
Как уже отмечалось, создание и дальнейшее совершенствование деятельности народных дружин выступают весьма перспективным инструментом в данных условиях. Самым проблемным вопросом до 2014 г. был вопрос, связанный со статусом (набором прав и обязанностей) дружинника. Но с принятием Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»3 данный вопрос был разрешен. ФЗ-44 является основополагающим нормативным актом, содержащим права, обязанности, социальные гарантии дружинников, а также регулирует вопросы порядка создания и деятельности народных дружин в РФ.
Данные НПА дает и легальный понятийный аппарат терминов, связанных с деятельностью народных дружин. Так, народная дружина в РФ - основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами,
1Статистические данные Генеральной прокуратуры РФ. URL: https ://genproc. gov. ru/smi/news/regionalnews/news-1788266/ (дата обращения: 05.07.2020).
2 Количество полицейских на душу населения в России и Европе. Свежая карта и сравнение данных // Информационный портал «Яндекс. Дзен». URL: https://zen.yan-dex.ru/media/infostat/kolichestvo-policeiskih-na-dushu-naseleniia-v-rossii-i-evrope-sveiaia-karta-i-sravnenie-dannyh-5dd4633df45e3c5279de9f9b (дата обращения: 05.07.2020).
3 Об участии граждан в охране общественного порядка: федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // СЗ РФ. 2014. № 14. Ст. 1536.
органами государственной власти и органами местного самоуправления. А народный дружинник - гражданин Российской Федерации, являющийся членом народной дружины и принимающий в ее составе участие в охране общественного порядка.
Согласно действующему законодательству, организацию и контроль за деятельностью народной дружины осуществляют органы местного самоуправления совместно с территориальными органами внутренних дел [2, с. 36].
В настоящее время на территории Тамбовской области действуют 24 народные дружины общей численностью более 750 человек. Самым многочисленным субъектом по количеству дружинников является областной центр Тамбовской области - г. Тамбов. На его территории активно действую 2 студенческие народные дружины: «Держава» (ТГУ им. Г.Р. Державина) и «Легион» (ТГТУ).
Самым первым общественным объединением, которое было зарегистрировано 29 августа 2014 г. в региональном реестре Тамбовской области как народная дружина, является «Держава» (регистрационный № 001). Позже, в 2016 г., на базе ТГТУ была образована и зарегистрирована народная дружина «Легион».
Не случайно количество дружинников, приходящееся на город Тамбов, превосходит все остальные городские и сельские поселения области.
Во-первых, городская среда сама по себе является более привлекательной для преступников, нежели сельская, и поэтому можно рассмотреть город как криминогенный фактор. Преступникам легче скрыть свои деяния в условиях города: большая территория, большое количество незнакомых людей, более быстрый ритм жизни, чем в селе, и т. д.
Во-вторых, это численность. Город по своей численности превосходит сельские поселения. Это привлекает криминальные элементы, так как сказывается на объемах, масштабах и возможности скрыть преступные деяния. Население г. Тамбова (292 тыс. человек) составляет около 27 % всего населения области (1007 тыс. человек), что делает его весьма популярным среди преступников4.
Вышеперечисленные факты объясняют рациональность существования и деятельности большего количества дружинников именно в об-
4 Статистические данные официального сайта "Statadata.ru" по Тамбовской области. URL: http ://www. statdata. ru/naselenie/tambovskoi-oblasti (дата обращения: 05.07.2020).
ластном центре, нежели в каком-либо другом сельском или городском центре Тамбовской области.
Одним из основных направлений деятельности современных дружин является деятельность по предупреждению и профилактике преступлений среди населения. И это направление деятельности является довольно актуальным. В условиях нехватки (неукомплектованности) штатов правоохранительных органов и огромных объемов их профессиональной деятельности они не успевают эффективно заниматься профилактическими мероприятиями. В связи с чем народная дружина является идеальным инструментом реализации данного направления. Весьма ограничены в своих правах по «взаимодействию с преступниками» и представлены, как правило, довольно многочисленными объединениями, они умело и эффективно справляются с профилактикой и предупреждением преступлений.
Такой показатель как численность, способствует привлечению народных дружинников к участию в масштабных культурно-массовых мероприятиях города. Подготовка и практические знания дают весомое преимущество для задействования дружинников совместно с сотрудниками правоохранительных органов с целью обеспечения безопасности во время проведения культурно-массовых мероприятий. Они совместно осуществляют патрулирование, требования контрольно-пропускного режима, участвуют в оцеплении.
Также своеобразным психологическим достоинством народных дружин является то, что они не являются напрямую представителями правоохранительных органов. Дружинник - это обычный гражданин, выполняющий свой общественный долг. А некоторым людям тяжело общаться с «людьми в погонах»: этот процесс связан с чувствами дискомфорта, подчиненности и т. д. В связи с этим деятельность сотрудников правоохранительных органов по предупреждению и профилактике в отношении данных субъектов будет весьма неэффективной. Совсем иначе такие люди реагируют на штатских дружинников, что отражает перспективность в реализации данной деятельности для достижения целей по предупреждению и профилактике преступлений [3, с. 112].
Весьма эффективно реализует свою деятельность на территории Тамбовской области народная дружина «Держава». Дружинники информируют правоохранительные органы о правонарушениях и угрозах общественному порядку, участвуют в мероприятиях по охране общественного порядка при проведении спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий. Они также принимают участие в рабо-
те координационных, консультативных, экспертных и совещательных органов по вопросам охраны общественного порядка. Подразделение осуществляет свою работу совместно с УМВД России по Тамбовской области, УФСБ России по Тамбовской области, СУ СК России по Тамбовской области и иными правоохранительными силовыми структурами Тамбовской области.
Дружина активно участвует в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности при проведении массовых и спортивных мероприятий на территории Тамбовской области, таких как: День города, День Победы, «Покровская ярмарка», рок-фестиваль «Чернозем», Новый год, матчи по хоккею, футболу и другим видам спорта.
Сотрудники «Державы» совместно с правоохранительными органами участвуют в оперативных мероприятиях по обеспечению общественного порядка и безопасности, задержанию правонарушителей. Так, при их участии в Тамбовской области были ликвидированы незаконные пункты сбыта наркотических средств, выявлена незаконная продажа алкогольной продукции лицам, не достигшим установленного возраста, а также продажа алкогольной продукции в несанкционированных местах, продажа в праздничные дни, запрещенная законом. Общее количество проведенных мероприятий - 21, по пресечению правонарушений и преступлений - более 300. Совместно с участковыми уполномоченными полиции проводится работа по профилактике правонарушений среди населения г. Тамбова (мошенничество, кражи и т. д.), с региональным управлением ФСБ России осуществляется проверка зданий и помещений на наличие взрывных устройств, совместно с сотрудниками УМВД по Тамбовской области проводятся профилактические мероприятия по предупреждению правонарушений. На постоянной основе сотрудники привлекаются в качестве понятых при проведении оперативно-следственных мероприятий.
Важным направлением деятельности народной дружины является правовое просвещение граждан, работа с молодежью. С активным участием представителей дружины был проведен цикл профилактических мероприятий среди педагогического, административно-управленческого (в особенности, деятельность которого наитеснейшим образом связана с нравственно-воспитательной работой) состава разных школ, в том числе на платформе Управления образования и науки Тамбовской области при взаимодействии с Центром социальных девиаций ТГУ им. Г.Р. Державина. Дружинники НД «Держава» активно занимаются
индивидуальной профилактикой. Так, на протяжении 2018 г. они проводили профилактические беседы по мерам антитеррористической защищенности, противопожарной безопасности, личной имущественной безопасности. Всего было проведено более 1,5 тысячи профилактических бесед5.
Необходимо отметить, что за 2019 г. на территории Тамбовской области было зафиксировано 12658 преступных деяний. Данный показатель на 5,4 % превышает показатель преступности за аналогичный период 2018 г. (12010 преступлений). При этом немного вырос уровень уличной преступности на 1,3 % (4252 преступления в 2018 г., 4306 преступлений в 2019 г.). Также возросло число преступлений, совершенных лицами ранее их совершавшими - на 8,6 % (4661 преступление в 2018 г., 5061 преступление в 2019 г.)6.
В связи с вышеизложенным имеет смысл увеличить объем и масштаб деятельности дружинников на территории Тамбовской области. Совместное патрулирование, а также целенаправленная индивидуальная профилактическая работа помогут снизить данные показатели преступлений в Тамбовской области.
Список литературы
1. Борисенков В.Г. Руководство партийными советскими органами народных дружин. М.: Юрид. лит., 2007. 112 с.
2. Борисенков В.Г. Руководство народными дружинами. М.: Правда, 2015. 155 с.
3. Яблоков Н.П. Народные дружины на страже общественного порядка. М.: Госюр-издат, 2018. 256 с.
Поступила в редакцию 20.07.2020 г. Поступила после рецензирования 24.08.2020 г. Принята к публикации 25.09.2020 г.
Информация об авторах
Парамонов Андрей Валерьевич - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной подготовки и обеспечения национальной безопасности. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
5 Данные официального сайта Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. URL: http://www.tsutmb.ru/students/studencheskii otryad oxra-nyi pravoporyadka (дата обращения: 05.07.2020).
6 Статистические данные Генеральной прокуратуры РФ. URL: https://genproc. gov.ru/smi/news/regionalnews/news-1788266/ (дата обращения: 05.07.2020).
Харин Вадим Витальевич - студент Института права и национальной безопасности. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2841-709X, e-mail: [email protected] Для цитирования
Парамонов А.В., Харин В.В. Роль народных дружин в совершенствовании системы предупреждения правонарушений на территории Тамбовской области в условиях городской среды // Актуальные проблемы государства и права. 2020. Т. 4. № 15. С. 390398. DOI 10.20310/2587-9340-2020-4-15-390-398
DOI 10.20310/2587-9340-2020-4-15-390-398
THE ROLE OF PEOPLE'S SQUADS IN IMPROVING
THE CRIME PREVENTION SYSTEM IN AN URBAN
ENVIRONMENT ON THE TERRITORY OF TAMBOV REGION
A.V. Paramonov, V.V. Kharin
Derzhavin Tambov State University
33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3288-3341, e-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2841-709X, e-mail: [email protected]
Abstract. In modern conditions of the growth of unlawful acts, the volume of functional load of law enforcement agencies and their insufficiency on the population for effective activity, people's squads are an interesting and relevant tool for ensuring public security. This study examines the formation and development of this institution, as well as the dawn of this civil association during the Soviet era. Currently, we can see the "rebirth" of this institution. The most problematic issues on the organization and legal status of the squads were resolved in 2014 with the adoption of Federal Law no. 44 "On the participation of citizens in the protection of public order." One of the main activities of modern squads is the crimes prevention among the population. This activity is quite relevant. The people's squad institute attaches great importance to ensuring regional security. In particular, there are 24 people's squads in Tambov region, with a total number of more than 750 people. The people's squad "Derzhava" effectively implements its activities on the territory of Tambov region. This squad remains a pioneer and leader in this activity in Tambov region.
Keywords: public security; regional security; people's squads; "Derzhava"
References
1. Borisenkov V.G. Rukovodstvo partiynymi sovetskimi organami narodnykh druzhin [Leadership of the Soviet Party Bodies of the People's Squads]. Moscow, Yuridi-cheskaya literatura Publ., 2007, 112 p. (In Russian).
2. Borisenkov V.G. Rukovodstvo narodnymi druzhinami [Leadership of the People's Squads]. Moscow, Pravda Publ., 2015, 155 p. (In Russian).
3. Yablokov N.P. Narodnyye druzhiny na strazhe obshchestvennogo poryadka [People's Squads on Guard of Public Order]. Moscow, Gosyurizdat Publ., 2018, 256 p. (In Russian).
Received 20 July 2020
Reviewed 24 August 2020
Accepted for press 25 September 2020
Information about the authors
Paramonov Andrey Valerevich - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Special Training and National Security Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3288-3341, e-mail: [email protected] Kharin Vadim Vitalevich - Student of Law and National Security Institute. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2841-709X, e-mail: [email protected]
For citation
Paramonov A.V., Kharin V.V. Rol' narodnykh druzhin v sovershenstvovanii sistemy pre-duprezhdeniya pravonarusheniy na territorii Tambovskoy oblasti v usloviyakh gorodskoy sredy [The role of people's squads in improving the crime prevention system in an urban environment on the territory of Tambov Region]. Aktual'nye problemy gosudarstva i prava -Current Issues of the State and Law, 2020, vol. 4, no. 15, pp. 390-398. DOI 10.20310/25879340-2020-4-15-390-398 (In Russian, Abstr. in Engl.)